В статье рассмотрены примеры из мировой и российской архитектурной практики разного уровня сложности и разнообразных направлений танцевального искусства (балет, контемпорари, народный танец). Проанализированы объёмно-пространственные решения танцевальных объектов, их эстетические особенности, формирование архитектурного образа. Рассмотрен аспект взаимовлияния внутреннего и внешнего облика танцевальных объектов. Автором исследования на основе собранного материала, касающегося центров и школ искусства танца в России и за рубежом, выявлены типологические особенности и закономерности, определена специфика проектирования подобных объектов, сформулирована их классификация.
Мировая архитектура всегда являлась отражением новаторских идей и отвечала социальным запросам современного общества. «Начало двадцать первого века ознаменовалось новым поворотом к проектированию и строительству социально значимых объектов. Их многофункциональность предопределила развитие новых типологических структур, развитие новой номенклатурной базы» [1]. Но вместе с новыми многофункциональными общественными спортивными центрами, центрами торговли, появляются культурные центры, в том числе центры танцевального искусства.
В последние десятилетия интерес к танцевальному искусству многократно возрос. Согласно маркетинговым исследованиям компании ГидМаркет3 , объём рынка танцевальных студий и школ имел положительную динамику в 2015–2019 годы. Открылось большое количество танцевальных школ и студий по всему миру, развиваются новые танцевальные стили, а также усилился интерес к направлениям классического танца. Подобная увлеченность танцем сохраняется и подкрепляется средствами массовой информации [2].
3 – URL: https://gidmark.ru/cat1/marketingovoe-issledovanie-rynka-tancevalnyh-shkol (дата обращения: 21.07.2021).
Объемно-планировочное разграничение танцевального пространства связано с развитием танцевальных искусств, которые являются составной частью общественной и культурной жизни общества. На первых этапах своего возникновения танцевальная деятельность проводится в универсальных помещениях (залы ратуш, дворцов, общегородские, банкетные залы, многоцелевые залы). С отделением танцевальной деятельности от других видов досуга (увеселений) происходит специализация помещений и зданий для танцев и пространственное введение их в состав других объектов, а также выделение их в самостоятельные архитектурные объекты [3]. Таким образом, возникновению танцевальных центров как отдельной типологической единицы предшествовала многовековая история развития танцевальных залов. Формирование нового типа объектов, полностью посвященных танцевальному искусству, датируется началом XXI века, данной точки зрения придерживается исследователь в области архитектуры Сильвия Нинова4. В качестве примера можно назвать современные танцевальные школы Англии.
4 Silviya Ninova. New steps in dance design. University of Strathclyde, p. 63. – 2015. – URL: https://issuu.com/silviyaninova/docs/new_steps_to_dance_design.
В современной отечественной науке и практике практически отсутствуют или содержатся лишь фрагментарные сведенья по вопросам проектирования танцевальных залов. Вопросам проектирования общественных пространств были посвящены фундаментальные труды архитекторов С.Г. Змеула, В.В. Адамовича, А.Т. Полянского, В.Л. Кулаги, Е. Сосновой, И.Г. Лежавы, А.И. Урбаха, а также ряда научных коллективов – таких, как МНИИП объектов культуры, отдыха и спорта и других. Есть краткая информация по проектированию подобных пространств в СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», обновленном СП 309.1325800.2017 «Здания театрально-зрелищные». Единственным научным исследованием по проблемам архитектуры танцевальных залов является диссертация Е.М. Сосновой «Городские типы танцевальных залов» (1987 г.) [4], в которой основное внимание уделено танцевальным залам как составной части клуба, а также дискотекам5, как популярной в то время форме проведения досуга. Однако специальных исследований, касающихся проектирования именно современных танцевальных пространств, до сих пор не выполнялось. Таким образом появилась необходимость дополнить типологию общественных зданий и сооружений [5] новым типом зданий – центрами танцевальных искусств, – который требует более подробного рассмотрения. В связи с малой изученностью этой темы, предлагается внести следующую терминологию:
Танцевальное пространство – пространство, временно или постоянно предназначенное для какого-либо из направлений танцевального искусства.
Специализированное танцевальное пространство – пространство, предназначенное для определённого танцевального направления.
Танцевальные объекты – здания и сооружения, включающие в себя танцевальные пространства.
Направление танцевального искусства – вид танцевального искусства, который имеет определённые движения, присущие преимущественно данному виду и отличается от других видов танцевальной деятельности по стилю.
5 Дискотека (от фр. discothèque от фр. disque «грампластинка» + θήκη «хранилище») – культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте (зрелищном или увеселительном учреждении) либо на открытом воздухе (танцплощадке). Начальное значение слова – собрание грампластинок (дисков).
Специфика центров танцевального искусства, их образное и художественное восприятие связано с эстетикой направления танцевального искусства и технологией процесса. В качестве основных типов танцевальных объектов сегодня можно выделить следующие: центры и школы классических танцевальных искусств (балет) и современных направлений (контемпорари, джаз-модерн); частные центры, связанные с именем создателя-идеолога центра; центры культуры, связанные с народным искусством; центры уличной культуры; многофункциональные центры. В связи с этим требуются дополнительные исследования архитектуры танцевальных объектов в контексте современности.
Для систематизации танцевальных объектов автором предложена следующая классификация по функциональному назначению (по степени доминирования танцевальной функции в объекте): от зданий, где танцевальная функция – основная, до универсальных пространств, где танцевальная функция является одной из сопутствующих.
К первой группе классификации относятся объекты, как правило, танцевальных зданий, полностью посвященных искусству танца – с большим количеством танцевальных пространств и доминирующей танцевальной функцией всего объекта. К таким объектам относятся: Танцевальный центр Лабан в Лондоне (Великобритания); Танцевальная академия имени Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге; Танцевальный центр в Загребе; Танцевальная база, Англия.
Ко второй группе относятся танцевальные объекты, где «блок танцевальных пространств» существует в составе здания или комплекса как одна из функций. В эту группу можно отнести: Центр искусств Корунья, Испания; Центр демонстрационных искусств в Сан Пауло (Бразилия); Музей школа «Город Фламенко» в городе Херес-де-ла-Фронтерра (Херцог де Мерон); Центр уличных искусств Streetmekka в Дании; танцевальный центр Дианы Вишневой Context Pro.
К третьей группе относятся универсальные и многофункциональные пространства в составе других объектов, одной из функций которых является проведение танцевальных мероприятий; например, современные мультифункциональные пространства Флагманского магазина бренда спортивной обуви и одежды «Nike».
История классического балета в России начинается с 1737-го года. По приказу Анны Ивановны был построен театр на тысячу мест и открыта первая в России балетная школа6. Её руководителем являлся французский балетмейстер Жан Батист Ланде. В этой школе началось обучение 12-ти русских мальчиков и девочек простого происхождения в специально оборудованных комнатах Зимнего дворца. Одним из современных прототипов такого учреждения является Танцевальная академия имени Бориса Эйфмана7, Россия (архитектурное бюро «Студия 44») (рис. 1).
6 Портал История.РФ. – URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/piervaia-v-rossii-shkola-balietnogho-tantsa-nynie-akadiemiia-russkogho-balieta-im-vaghanovoi(дата обращения 10.06.2021).
7 В конце 1970-х гг. Эйфман одним из первых в Советском Союзе создал независимый авторский театр балета. Сегодня этот коллектив известен всему миру экспериментальной хореографией, соединяющей классику и авангардный танец.
Данный объект относится к первой группе классификации и располагается в Санкт-Петербурге, как и его исторический прототип. Главный фасад выполнен с отсылкой к зданию кинематографа «Ассамблея», которое располагалось на этом месте ранее. На плоскости главного фасада располагается ниша-экседра, в соответствии с историческим проектом 1911–1913 годов. К этому главному украшению добавлено название учебного заведения и барельеф из кирпичной кладки с QR-кодом, в котором зашифрованы высказывания об искусстве танца. На этом фасаде практически нет светопрозрачных вставок. Примечательно то, что, несмотря на внешнюю непроницаемость снаружи, здание абсолютно открыто внутри за счет полупрозрачного атриума8. Здание является закрытым учреждением – предназначено только для учеников студии, в отличие от аналогичных примеров зарубежных студий, где наряду с профессионалами занимаются любители танцевального искусства.
8 Журнал Tatlin plan. – №2(15)134. – URL: https://tatlin.ru/shop/tatlin_plan_15_akademiya_tancza_borisa_ejfmana
а) б)
в) г)
Рис. 1. Танцевальная академия имени Бориса Эйфмана, Россия (архитектурное бюро «44»): а) аксонометрия; б) макет здания в поперечном разрезе; в) план 1-го этажа; г) Визуализация. Ночной вид здания академии
Здание полностью посвящено танцевальному искусству и состоит из нескольких блоков «два новых корпуса – один для интерната и медицинского центра и второй, учебный, c аудиториями и спортивным комплексом – объединяет многоуровневый атриум, в котором чередование фойе и балетных залов, расположенных на разных уровнях, создает своеобразный архитектурный и танцевальный ритм. Связывающие пространство лестницы, лифты, галереи разбегаются по диагоналям и прямым, усиливая ощущение непрерывного движения. Архитектура не театрализована, она проста и демократична. В интерьерах сочетаются конструктивные материалы: лицевой бетон, стекло, дерево и металл. Через полупрозрачные стены атриума танцевальные залы заполнятся естественным рассеянным светом». Танцевальные пространства академии выполнены в пастельных тонах, каждому залу предназначен свой оттенок, соответствующий цвету входной группы в зал. Каждый из залов оборудован специальным тамбуром-входом, который также является звуковым барьером, для того чтобы избежать наложения музыкального сопровождения. Непрозрачные стены залов оборудованы акустическими панелями с перфорацией. Большинство танцевальных пространств оборудованы видео-аппаратурой для онлайн трансляции и съемки репетиции. Все залы оборудованы подвесными колонками и пультом управления музыкальным сопровождением, а также стеной с зеркалами и подвесными балетными станками. «Светлые тона интерьеров, как и полупрозрачные стены, придают Академии визуальную легкость, воздушность», что, по мнению архитекторов, как нельзя лучше «соответствует духу танцевального искусства». По форме плана каждый зал – это квадрат, данный выбор обусловлен соблюдением всех основных танцевальных диагоналей, которые используются в классическом танце. Танцевальные студии отличаются друг от друга цветовым решением, расположением, конструкциями, отделочными материалами. В комплексе предусмотрено демонстрационное пространство. Зал оборудован ширмой, закрывающей зеркала, и блитчерами на 150 мест, в этом пространстве ставят учебные спектакли и выступают приглашённые артисты.
Одним примером зарубежной архитектуры, относящимся к первой группе предложенной автором классификации, является танцевальный центр имени Рудольфа Лабана (рис. 2). Это крупнейший в Европе танцевальный центр – пространство как для любителей танцевального искусства, так и для профессионалов. Здание включает в себя танцевальный блок (9 танцевальных студий), демонстрационный зал на 300 мест, блок для посетителей: кафе, библиотеку, общественные пространства и зоны ожидания. Здание является современной интерпретацией студии Рудольфа Лабана 11 (первоначально основанной им в 1896 году).
11 Рудольф Лабан – танцовщик и педагог, создатель (вместе с М. Вигман) предтечи танца модерн – «экспрессивного танца». Как теоретик, он создал методику анализа движения (кинетография Лабана) и разработал собственную систему записи движений человеческого тела – лабанотацию, что сделало его одной из ключевых фигур современного танца.
Рудольф Лабан имел архитектурное образование и считал танцевальное пространство демонстрационным местом, где происходит взаимодействие танцовщика со зрителем.12 Авторы попытались развить эту философию связав экстерьер и интерьер танцевальных пространств и выполнив ограждающие конструкции из панелей поликарбоната с градиентами цветовых переходов. В экстерьере танцевальных студий благодаря такому приёму создаётся камерный эффект, способствующий танцевальному искусству. Панели пропускают свет, но создаётся ощущение матового рассеянного света с определенным художником цветовым оттенком в экстерьере танцевальных студий. Здание облицовано двухслойными панелями: внешний слой из прозрачного цветного поликарбоната и изоляционный внутренний слой, который впитывает солнечную энергию и препятствует утечке тепла (рис. 2б). Использование поликарбоната различных цветовых сочетании с эффектной подсветкой дает идеальное цветовое соотношение и позволяет выгодно подчеркнуть каждую линию здания. По мнению очевидцев, центр фантастически красив в вечернее время. Градация цветов на фасаде напоминает акварельные картины английских живописцев. Танцевальные залы расположены смежно друг с другом. В стенах между залами запроектированы места для хранения. Танцевальные студии располагаются по периметру фасадов здания. Здесь также проводят фестивали современного танцевального искусства. Основное танцевальное направление – современная хореография: контемпорари, 13 джаз модерн 14 . Здесь также проводят фестивали современного танцевального искусства. В танцевальный блок включено демонстрационное пространство.
12 Почему Рудольф Лабан – одна из самых значимых фигур в современном танце? // BALLETRISTIC. – 2018. – 14 мая. – 114 Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66) Д. В. Шульц Зарождение и развитие импровизации как метода танцевального мышления... – URL:https://balletristic.com/rudolf-laban/(дата обращения: 15.12.2020).
13 Контемпорари (англ. contemporary dance) – современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники.
14 Танец модерн (modern dance) –одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце XIX – начале XX вв. Основные принципы: антиакадемизм; утверждение неклассического концепта телесности; разнообразие техник и танцевальной лексики.
а) б)
в) г)
д)
Рис. 2. Студия Лабан, Англия (Архитектурное бюро Херцог де Мэрон в сотрудничестве с художником Майклом Крейг-Мартином): а) общий вид); б) колористическое решение фасада фасады; в) интерьер танцевальной студии; г) трехмерный план первого этажа (в авторской интерпретации); д) интерьер общественного пространства
В блоке для посетителей предусмотрены кафе, библиотека, общественные пространства и зоны ожидания. К разработке интерьеров здания и фасадов был привлечен современный английский художник Майкл Крейг-Мартин. Интерьеры общественных пространств – это сочетание розового, белого и авторских принтов художника. Общественные пространства выполнены более ярко, контрастно оттеняя более приглушенные пастельные цветовые градиенты на стенах танцевальных пространств.
Здание представляет собой синтез архитектуры, танцевального и изобразительного искусства продолжая тенденцию взаимовлияния архитектуры танцевального пространства и искусства, описанную ранее в статье «Эволюция архитектуры танцевальных залов» [3].
Танцевальный центр в Загребе, Хорватия. Архитекторы «Studio 3LHD», основное направление – современная хореография, контемпорари. Центр дополняет примеры зданий первой группы. Объект расположен в жилом районе Диреликт недалеко от главной площади Загреба. До танцевального центра здесь располагался кинотеатр, но руководством города было принято решение о постройке нового танцевального центра, поскольку в городе активно развивается современное танцевальное искусство, функционируют около 40 танцевальных коллективов. Однако за последние 50 лет в Загребе не было построено ни одного центра танцевальной культуры. Данный танцевальный центр (рис. 3) открыт для широких масс посетителей разного возраста и также относится к первой группе, где танцевальная функция преобладающая. Здесь занимаются и профессиональные коллективы, и любители.
а) б)
в) г)
Рис. 3.Танцевальный центр в Загребе, архитекторы «Studio 3LHD»: а) 3D модель; б) вид на здание со стороны внутреннего двора; в) план (в авторской интерпретации); г) танцевальная студия 1; д) танцевальная студия 2
Танцевальный блок представлен тремя танцевальными студиями (рис. 3г,д). Пространство, включающее в себя танцевальный зал, решено большепролетными конструкциями, позволяющими сделать его свободным от колонн, потолки внутри высотой около пяти метров. Интерьеры танцевальных пространств отличны друг от друга. В первом зале есть естественное освещение, которое осуществляется за счет ленточного остекления в верхней части стены, выходящей на фасад. Интерьер этого зала выполнен в белом цвете, пространство увеличивается за счет зеркал от пола до потолка. Второй зал темнее первого (оттенок серого), в нем нет естественного освещения, свет более приглушённый, за счет этого создается более камерная обстановка. Третий зал со зрительными местами полностью выполнен в черном цвете. Основное предназначение зала – демонстрационное, сцена, которая является танцевальным пространством, находится на одном уровне с первым рядом кресел. Блок вспомогательных помещений состоит из трёх раздевальных комнат с санузлами, складов для реквизита и техники, а также офисного пространства. На летней террасе, с которой лестницей связана одна из танцевальных студий, проходят кинопоказы и небольшие танцевальные представления.
Общественный блок для посетителей состоит из вестибюля, кафе, библиотеки и магазина. Данный танцевальный центр, в отличие от предыдущего примера, открыт для широких масс посетителей разного возраста, но также относится к первой группе, где танцевальная функция преобладающая. Здесь занимаются и профессиональные коллективы, и любители танцевального искусства.
Также как и предыдущий объект классификации, здание «Танцевальная база» в Шотландии (Архитектурное бюро «Malcolm Fraser architects») располагается в центральной части города на месте некогда заброшенного здания. На формирование фасадных и планировочных решений повлияло расположение здания в центре исторической застройки Эдинбурга. Создатели проекта учли композиционно-художественные особенности окружения здания и применили схожие с историческим контекстом текстуры и членения на фасадах, выходящих на главную улицу (рис. 4а). Остальные фасады формировались исходя из расположений танцевальных пространств.
Основу данного объекта составляют четыре разных танцевальных пространства – студии, которые рассматривались архитекторами как основной смысловой акцент здания, каждому пространству дано своё название. Остальные функции здания вспомогательные, способствующие проведению танцевальных занятий. Пространство вокруг студий организовано очень просто – направление движения меняется только на лестницах. Рассматривая студии как отдельные составные части здания, архитекторы дали каждой своё название исходя из контекста среды вокруг. Все танцевальные пространства (рис. 4г–е) отличаются друг от друга по форме, наличию и количеству естественного освещения, по материалам, применяемым в отделке.
а) б)
в) г)
д) е)
ж) и)
Рис. 4. «Танцевальная база» Англия (Архитектурное бюро «Malcolm Fraser architects»): а) экстерьер; б) вид с террасы крыши; в) план (в авторской интерпретации); г) танцевальная студия «Гроссмаркет (Grassmarket) с историей о городе»; д) танцевальная студия «Эдинбургский горизонт у замковой скалы»; е) танцевальная студия «Небо приближается, чтобы поднять нас»; ж) танцевальная студия «Павильон инь и янь со светом из сада»; и) оформление вспомогательных помещений
Танцевальная студия «Гроссмаркет (Grassmarket) с историей о городе» (рис. 4г). Такое название дано студии из-за вида, который открывается из окон студии на площадь «Гроссмаркет». Архитекторы вписали здание студии в существующий городской контекст. Окна студии вторят историческому ритму членения фасада. Кровельное покрытие над залом скатное, по металлоконструкциям, внутри которых оборудованы прожекторы искусственного освещения. Верхнее боковое освещение осуществляется за счет окон в скате кровли.
Танцевальная студия «Эдинбургский горизонт у замковой скалы» (рис. 4д). В этом танцевальном пространстве много «воздуха» и света, этот эффект достигается за счёт того, что покрытие кровли полностью выполнено из светопрозрачных конструкций. Архитекторы старались подчеркнуть вид, который открывается на старинный замок на возвышенности, за счет этого создается ощущение танца на открытом воздухе. Естественное боковое освещение отсутствует. В отделке стен применены деревянные панели, покрытие пола выполнено с применением деревянных досок. Одна из стен оборудована зеркалами. Пространство студии разделено на несколько зон и уровней (зона для оборудования, входная зона – lounge-пространство, танцевальное пространство), уровень пола студии находится ниже основного уровня этажа. Танцевальная зона отделена от входной зоны колоннами.
Танцевальная студия «Небо приближается, чтобы поднять нас» (рис. 4е.) Это пространство наиболее сконцентрировано на танцевальном процессе. Здесь, в отличие от предыдущих студий, практически нет больших плоскостей со свето-прозрачным заполнением. Это сделано для того, чтобы ничего извне не отвлекало от танца. Конструкции потолка представляет собой усеченную пирамиду, которую завершает небольшое окно, тем самым создавая атмосферу «театрального» света. Потолок выполненный таким образом напоминает упрощённую конструкцию «неба» 15 в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Таким образом создаётся эмоциональное впечатление от данного пространства как «храма танцевального искусства».
15 Небо – облегчённый тип потолочного перекрытия, позволяющий обходиться без промежуточных опор (столпов) даже при относительно большой площади храмового пространства. От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла, упирающиеся в наружное кольцо аналогичных балок, примыкающих к стенам. Таким образом создаётся каркас, удерживающий перекрытие благодаря распору балок. Каждая грань имеет форму трапеции.
Танцевальная студия «Павильон инь и янь со светом из сада» (рис. 4ж). Танцевальная студия названа так из-за примыкающей террасы. Чтобы больше подчеркнуть расположение пространства и создать иллюзию пространства большего объёма, смежная с террасой стена выполнена из стекла. По задумке авторов, в этой студии много «воздуха», чтобы усилить этот эффект сделаны дополнительные светопрозрачные вставки в стенах при примыкании к потолку. Конструкция перекрытия кровли выполнена необычного сечения и напоминает перевернутый треугольник.
В этом объекте внутренние пространства студий играют главенствующую архитектурно-пространственную роль формируя его объём, образное и эмоционально-художественное восприятие. В архитектуре и дизайне танцевальных пространств подчеркнуто именно различие между студиями.
В объекте блок для посетителей является «пространством между студиями» и представлен рекреациями-коридорами между студий, блоками раздевалок, входной группой. За счет применения ограждений схожих пропорций с балетными станками тренировочные пространства организованы даже вдоль раздевалок. Они оборудованы поручнями по типу балетных станков. Эти пространства контрастны по отношению к светлым интерьерам студий – цвета более насыщенные, сочетание розового и синего создают эффект театрального света.
В танцевальных пространствах этого здания представлены разнообразные танцевальные направления (балет, контемпорари), а посетителями комплекса является широкий круг аудитории: от профессионалов до людей с ограниченными возможностями.
Одной из тенденций современной архитектуры является многофункциональность, совмещение множества функций в одном здании. Центр искусств и галерея в городе Ла-Корунья, Испания (архитекторы – «Acebo Alonso studio») относится к примерам из второй группы классификации и сочетает две основные функции – пространство музея и танцевальных студий (рис. 5). «Двойственная» структура этого здания проявляется в разных его элементах: два основных материала здания (бетон и стекло); две разновидности стёкла применены в здании (матовое – непрозрачное, для функций музея и глянцевое – прозрачное, для танцевальных студий); две лестницы, чтобы гарантировать разделение посетителей музея и танцоров; танцевальные пространства выделены двумя разными оттенками (тёплым желтым и холодным синим).
а) б)
в) г)
Рис. 5. Центр искусств и галерея в городе Ла-Корунья Испания, (архитекторы aceboXalonso studio): а) фотография дневного вида здания; б) фотография ночного вида здания; в) план 2-го этажа; г) поперечный разрез
Объём всего танцевального пространства представляет собой прямоугольник. Высота студий до потолка в танцевальных залах около 4,5 м (рис. 5г). Полы выполнены из наливных материалов. На потолках студий применены светильники, выполненные в форме солнца. Танцевальные студии являются яркими цветовыми акцентами за счёт своего планировочного расположения и монохромных оттенков цвета (желтого или синего). Полы выполнены наливными, аналогичных со стенами колористических решений. Фасадные стены танцевальных студий выполнены витражами. Благодаря этому занятия танцем, происходящее внутри здания, можно увидеть снаружи (рис. 5а,б). По задумке авторов, танцевальное пространство спроектировано таким образом, что является дополнением окружающей среды города. Любой прохожий, находясь рядом с фасадом здания, является зрителем танцевального искусства, происходящего в ярких интерьерах студий.
В 2003 году ЮНЕСКО была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. 16 Танец как вид нематериального наследия различных культур также фигурирует в этой конвенции и «формирует чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчества человека».
16 – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml
В народных танцах, как формах танцевального направления, большую составляющую роль играет костюм, а также историческое наследие. Характерной особенностью таких танцевальных пространств является то, что они являются частью культурного центра, и по функциональному составу это наиболее разнообразная и обширная функциональная модель здания. В состав таких зданий входят: многофункциональные залы, кафе, музеи и выставочные пространства, досуговые и туристические центры, органично интегрируются образовательные, культурные, досугово-развлекательные и административные функциональные блоки. Благодаря такой обширной функциональной программе, эти здания, как правило, являются ядрами социально-культурной инфраструктуры города.
Проект архитектурного бюро «Херцог де Мэрон» выиграл конкурс на разработку культурного центра «Город Фламенко» другого танцевального направления – фламенко17 (рис. 6). Жюри поставило задачу перед конкурсантами поразмышлять о роли фламенко в истории Испании, формировании национальной идентичности ее народа, особенно к области на побережье Испании – Андалузии, родине искусства фламенко. Авторы вдохновлялись музыкой и изобразительным творчеством двух культур – цыганской и арабской, откуда произошли истоки стиля фламенко. Предметом вдохновения в современном искусстве для авторов проекта стали настенные граффити, которые были воплощены в объёмный паттерн18, покрывающий все фасады из открытого бетона города Фламенко (рис. 6а).
17 Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) – общее обозначение южно-испанской музыки – песни (cante) и танца (baile), а также инструментальной музыки. Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший (глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль); и более современный cante chico. В рамках обоих классов фламенко существует более пятидесяти подклассов (жанров).
18 Паттерн (англ. pattern «узор, образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») или регулярность – схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе. Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры.
а) б)
в)
Рис. 6. Эскизный проект Музея-школы «Город Фламенко в городе Херес-де-ла-Фронтерра» (архитекторы «Херцог де Мерон»): а) визуализация; б) интерьер танцевального пространства; в) план 1-го этажа
Проект «Город фламенко» – это небольшой комплекс зданий в самом сердце города Херес-де-ла-Фронтерра. Программа постройки содержит блок для посетителей: зрительный зал, выставочные залы, кафе-ресторан, учебные студии, специализированные магазины, хранилища, пространство для представлений на открытом воздухе. Правительством города предполагалось выполнение нескольких социальных задач. Центр искусства фламенко, с одной стороны, выступает в качестве эмблемы города и местом концентрации культуры Испании. С другой стороны, постройка центра призвана помочь восстановить исторический центр города, который превратился в трущобы, перестал использоваться горожанами и быть местом притяжения культуры. Танцевальный блок в проекте представлен студией танцевального искусства с костюмерными, мастерскими для пошива национальной одежды и небольшим музеем. Также для танцев фламенко предусмотрено круглое пространство внутри кафе.
Наиболее популярны в коммерческой хореографии неклассические стили танца, а именно – «уличный» танец или стрит-дэнс, 19 объединяющий сразу несколько современных танцевальных стилей (хип-хоп, хаус, попинг, локинг, крамп и другие). Изначально все они существовали в едином танцевальном пространстве, из которого на базе различных музыкальных направлений развились самостоятельные танцевальные техники. [6]
19 Уличный танец (англ. street dance) – танцевальный стиль, который развивался вне танцевальной студии, в любом доступном открытом пространстве, например на улицах, танцевальных вечерниках, в парках, школьных дворах и ночных клубах.
Проект «Streetmekka» – это проект-преобразование старого промышленного здания в молодёжную неформальную среду (рис. 7а). Это новаторский проект о том, как привнести новую жизнь в одно из пустующих промышленных зданий, превратив его в новый яркий культурный центр для уличных видов спорта, уличной культуры и уличного искусства. Проект входит во вторую группу классификации.
а) б)
в)
Рис. 7. Центр уличных искусств «Streetmekka» в Дании (архитектурное бюро «EFFEKT»): а) ночной вид здания; б) аксонометрия; в) интерьер здания (вид на пространство танцевальной студии)
Существующее здание первоначально служило фабрикой по производству ветряных мельниц и является типичным примером одного из многих более или менее идентичных серийных складов или фабрик конца 1960-х – 1970-х годов. Как правило, такие здания не имеют исторической или культурной ценности. Авторы наполнили здание новыми функциями: танцы, паркур, баскетбол, скалолазание, а также специализированные мастерские для ди-джеев и музыки, анимационной студии, и т.д. Социальные пространства и различные функциональные зоны переплетены между собой и перетекают из одного пространства в другое по всему зданию. Авторы сохранили каркас здания, сделали облицовку полупрозрачным поликарбонатом, придавшим внешнему виду здания светлоту и гостеприимность.
Танцевальное пространство архитекторы выделили в отдельный куб из дерева и стекла, оно расположено на втором уровне здания рядом со студиями звукозаписи, открытой террасой и студиями визуального искусства. Важную роль играет атмосфера. Уличная культура лишена вычурности, пафоса. Окружающий ландшафт наполнен различными уличными видами спорта, зелёными насаждениями, расположенными в рекреационной цепочке, соединяющей главный путь от города к зданию.
«Внедрение основ профессиональной спортивной подготовки в систему любительского массового спорта через строительство специализированных объектов уличного спорта с доминированием отдельных видов деятельности теперь направлено на привлечение всех без исключения категорий граждан». [7]
Архитектурная форма тесно связана с функцией. Развитие и видоизменение функции приводит к видоизменениям в форме. Одной из актуальных тенденций в искусстве сегодня является развитие индивидуальных художественных систем и методов, присущих не направлению в искусстве в глобальном понимании, а определенной группе людей – «мастеров». Узнаваемым становится не стиль, а имя человека, его создавшего. В развитии архитектуры и танцевального искусства сейчас аналогично проявляется эта тенденция.
Одним из знаковых имен в танцевальном искусстве сегодня является имя Дианы Вишневой.20 В 2017 на острове Новая Голландия (Санкт-Петербург) в отреставрированном здании завода, построенного ещё в 1830 году, открылась новая студия Context Pro. (Архитекторы: Рем Хасс в сотрудничестве с архитектурным бюро «Борщ») (рис. 8а). Фасады и внутренний каркас здания остались согласно историческому проекту первоначальными – в форме цилиндра с круглым внутренним двориком (рис. 8б). Танцевальной студии принадлежит часть третьего этажа комплекса, который состоит из двух танцевальных залов, раздевалок, ресепшена с зоной ожидания. Студия называется «Context Pro» – такое название было дано студии в честь фестиваля современного танцевального искусства, организатором которого является Диана Вишнева. В студии также проходят занятия, популяризирующие занятия танцами: кинопоказы, лекции и творческие встречи с хореографами. Недавно в студии открылись занятия для посетителей в возрасте старше 50 лет.
20 Российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005–2017).
а) б)
в) г)
Рис. 8. Студия Дианы Вишневой «Context Pro» (Архитекторы: Рем Хасс в сотрудничестве с архитектурным бюро «Борщ»): а) аксонометрическая схема объекта; б) схема плана; в, г) танцевальное пространство студии
Благодаря исторически сложившейся цилиндрической форме здания планировочные решения вписаны в его структуру, таким образом конфигурация плана танцевального пространства отличается от традиционной формы прямоугольника и представляет собой трапецию с закругленным основанием – поверхностью внешних стен. Применение Студия обеспечена профессиональным оборудованием: специальным покрытием пола, зеркалами и балетными станками. В ходе разработки программы создатели студии взяли за основу западную систему преподавания с одновременным преподаванием для любителей и профессионалов. Таким образом, у любителей танцевального искусства есть возможность прикоснуться к профессиональному миру высокого искусства балета.
Здание, где расположился флагманский магазин фирмы «Nike» в Москве (архитектурное бюро «Project Line»), было построено в 1903 году и в 1940-х годах было известно как Государственный дом моды. Усилиями команды дизайнеров «Nike» удалось восстановить оригинальный фасад объекта. Отличительная черта магазина – интерактивные цифровые стенды, которые приобретают популярность в последнее время. На последнем этаже расположено мультифункциональное пространство, которое может быть использовано для различных спортивных и танцевальных направлений, где может позаниматься любой желающий. Каждые несколько месяцев интерьер этого пространства и его наполнение меняется в зависимости от новой направленности и концепции бренда (бег, силовые тренировки, танцы, фитнес). Здесь запрос на универсальность и адаптацию к быстро сменяющимся идеям решается путем смены «имиджа» студии, применению нового дизайна. В этом пространстве размером порядка 60 кв. м проходят не только спортивные и танцевальные занятия, но и проводятся лекции, посвященные мотивации, искусству, спорту. В студии также есть небольшие раздевалки (порядка 15 кв.м) с душем и с/у, зоной ресепшн со стойкой. Данный объект относится к третьей группе классификации.
Из приведённых выше примеров архитектурного опыта видно, насколько разнообразна сегодня архитектура центров танцевального искусства. Характерными особенностями для данного типа объектов являются: многоуровневость, гибкость планировочных решений, появление тамбуров при входе в танцевальное пространство (во избежание звуковых эффектов наложения); применение большего количества света (боковое и верхнее освещение); витражные конструкции и зеркала во всю плоскость стены; сложные пространственные конструкции на потолке; проницаемость; акцентное выделение танцевальных пространств на фасадах зданий – полупрозрачность фасадов; дизайн танцевального пространства связанный с эстетикой выбранного танцевального направления; адаптация к смене тенденций; ориентация на различные возрастные группы населения.
Формирование современного архитектурно-художественного образа танцевальных объектов, их классификация представляет научный интерес в контексте с отсутствия нормативной базы и немногочисленности упоминаний о танцевальных пространствах в нормативной литературе. Концентрация собранного современного архитектурного опыта проектирования, описание специфики и формирование типологии данного типа сооружений в рамках проведенного исследования расширяет границы архитектурного проектирования и демонстрирует новые возможности для будущего проектирования танцевальных объектов.
Белоносов С.А. Архитектурное формирование перспективных многофункциональных спортивных комплексов: в крупных индустриальных городах: диссертация ... кандидата архитектуры: 18.00.02. – Нижний Новгород, 2009. – 165 с.
Садыкова Д.А. Эволюция танца в современной культуре // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2014. – №4(131). – С. 214–217.
Нижник М.С. Эволюция архитектуры танцевальных залов / М.С. Нижник, А.М. Гарнец // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №4(41). – С. 288–297. – URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/21_nizhnik_granec/index.php
Соснова Е.М. Городские танцевальные залы: автореферат диссертации кандидата архитектуры. – Москва, 1986. – 30 с.
Змеул С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул, Б.А. Маханько. – Москва: Архитектура-С, 2004. – 81 c.
Садыкова Д.А. Танец как феномен медиакультуры // Вестник СанктПетербургского государственного университета. Серия 6. – Выпуск 4. – 2014. – С. 70–75.
Зарубская Е.О. Современные тенденции развития типологии и системы учреждений уличного спорта // Вестник Евразийской науки. – 2018. – №3. – URL: https://esj.today/PDF/57SAVN318.pdf
Адамович В.В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др. – Москва: Стройиздат, 1984, 543 с.
Кожевников А.М. Современный трансформирующийся театр: учебно-методическое пособие для студентов архитектурного направления: бакалавр-магистра. – Москва: МАРХИ, 2018. – 97 с.
Цайдлер Э. Многофункциональная архитектура / пер. с англ. А.Ю. Бочаровой; под ред. И.Р. Федосеевой. – Москва: Стройиздат, 1988. – 152 с.
Chris Van Uffelen. Performance. Architecture+design. – Braun, 2009. – 304 p.
Анисимов А.В. Театральные здания Москвы. – Москва: Изд. «Курс», 2017. – 384 с.
Красильников В.Д. 10 залов в моей жизни. – Москва: «Жираф», 2004. – 80 с.
Бычков В.В. Эстетика: учебное пособие. – Москва: КНОРУС, 2012. – 528 с.
Васенина Е. Новые пространства нового театра / Театр. – 2016. – №26. – 215 c.
Ваттимо Дж. Прозрачное общество / пер. с ит. Д. Новикова. – Москва: Логос, 2002. − 128 с.
Бархин Г.Б. Архитектура театра. – Москва: Изд. Академии Архитектуры СССР, 1947. – 248 с.
Luis Fernández-Galiano. Herzog & De Meuron 2003-2019. – Madrid, 2018. – 352 p.
Лефевр А. Производство пространства. Перевод с французского Стаф И. – Москва: StrelkaPress, 2015. – 432 с.
Шимко В.Т. Дизайн архитектурной среды. – Москва: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
Кайдановская А.А. Современный театр: иммерсивные постановки (перформанс, променад, интерактивность) и их влияние на преобразования театрального пространства // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №1(42). – С. 212–226 URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/16_kaydanovskaya/index.php