Изучение структуры общественных пространств и современных градостроительных теорий урбанизма создало предпосылки для возникновения нового, сценарного подхода к проектированию городской среды, тесно связанного с природным окружением, направленного на формирование ландшафтного сценария городских общественных пространств малого города. В основу ландшафтного сценария положены 12 жанров театральных представлений: Театр охочих комедиантов, Пластический театр, Уличный театр, Камерный театр, Театр миниатюр, Мистерия природы, Органический театр, Эпический театр, Театр абсурда, Акустический театр, Театр на воде. Авторами был сформулирован новый термин – Эко-драматерапевтический театр. В статье рассмотрены примеры реализации ландшафтного сценария в различных проектах ландшафтной организации городских общественных пространств на разных градостроительных уровнях.
Современная городская среда динамично развивается в пространстве и во времени. Этот процесс приводит к существенному усложнению всей функционально-пространственной организации города и связан с изменением образа жизни горожан, возникновением потребностей в новых способах коммуникаций и взаимодействий с окружающей средой [7].
Увеличение количества автотранспорта и уплотнение жилой застройки затрудняет свободное движение пешеходов, ставит под угрозу социальные и культурные ценности города, изменяет его пространственно-планировочную структуру. Урбанистический сценарий развития городской среды приводит к физическому сокращению защитного природного каркаса, ухудшению экологической ситуации и сокращению биоразнообразия в городской среде [6].
Малые города в отличие от мегаполисов имеют не только более сохранное природное окружение пригородов, но и сохранившиеся планировочные, функциональные и визуальные связи городских пространств с элементами природного комплекса. Для того чтобы сохранять, развивать и создавать социальные и природные связи в малых городах необходимы новые подходы к реализации современных градостроительных решений и ландшафтной организации общественных пространств, ориентированных на поиск баланса взаимодействия антропогенной и естественно-природной среды [8].
Авторами была предложена методология формирования ландшафтного сценария городских пространств как один из способов уйти от чисто рационального подхода к построению озелененных пространств. С его помощью возможно обратить общественное сознание в сторону экологизации среды, вовлечь горожан в процесс проектирования и увеличить социальные взаимодействия, создать новые связи между различными районами города [4].
В связи с этим можно представить развитие ландшафтного сценария общественных пространств на основе различных жанров театральных представлений: Театр охочих комедиантов, Уличный театр, Пластический театр, Камерный театр, Театр миниатюр, Мистерия природы, Театр на воде, Органический театр, Эпический театр, Театр абсурда, Акустический театр, Эко-драматерапевтический театр.
Для реализации ландшафтного сценария в контексте театральных жанров были предложены критерии оценки общественных пространств города: по местоположению в структуре города; по атмосфере и эмоциональному воздействию на человека; по использованию средств ландшафтной архитектуры.
Для определения мест расположения театральных пространств в структуре города были выявлены точки социальной пульсации общественных пространств, которые оцениваются по следующим критериям: наличие фрагментов природного каркаса, рекреационный потенциал, торговая и социальная активность, транспортная и пешеходная доступность (рис. 1).
Научная новизна исследования заключается в разработке авторами новой типологии общественных «сценических» и «театральных» пространств в ландшафтном каркасе малого города, а также методике формирования ландшафтного сценария с опорой на природный каркас, взаимосвязи его фрагментов в контексте театрального искусства и определении точек социальной пульсации. Выявление точек соприкосновения театра и природы создает аргументацию для введения нового термина – Эко– драматерапевтический театр.
Рис. 1. Схема расположения точек пульсации ландшафтного сценария г. Дубна
Его можно назвать колыбелью русского профессионального театра, начало которому положил ярославский купец Федор Волков, в 1750-х годах организовавший в старом амбаре первые театральные выступления труппы «охочих комедиантов», состоящей из городских служащих и родственников Волкова [2].
Атмосфера яркого, динамичного, демократичного, интересного, зеленого пространства. Местоположение тяготеет к центру города или района, занимает достаточно большие площади и имеет хорошую транспортную связанность с различными районами города – это, прежде всего, центральные площади, городские парки культуры и отдыха, предполагающие многофункциональное использование.
Эмоции проявляются в ярких и самобытных образах, а создание праздничной атмосферы достигается зрелищностью и вовлечением большого количества людей.
Ландшафтные средства характеризуют строгие, регулярные линии планировки, четкое зонирование, рисунок мощений, подчёркивающий планировочные решения. Одним из примеров реализации ландшафтного сценария театральных пространств в крупном градостроительном проекте можно назвать реконструкцию исторического квартала «Городские гостиные» в г. Верхняя Пышма. Он воплотил в себе идеи жанра Театра охочих комедиантов и был реализован в ярких и самобытных образах. Создание праздничной атмосферы, присущей данному жанру, было достигнуто за счет создания больших общественных пространств для проведения городских праздников, фестивалей и народных гуляний (рис. 2).
Рис. 2. Проект реконструкции исторического квартала «Городские гостиные» в г. Верхняя Пышма. Авторы проекта: В.В. Кочергин, Е.Ю. Прокофьева, Л.О. Курносова, Н.В. Астанина, Ю.А. Кувшинов
Ландшафтный сценарий проекта объединяет общественные пространства центральной части города и формирует свободную от автотранспорта комфортную городскую среду с проницаемыми границами.
Для этого сценария характерно центровое построение пространства, где функции тяготеют к центральной точке – главной площади квартала. В то же время пространство активно и динамично развивается в периметральной части, где созданы ниши для уличных кафе, зоны для отдыха, общения и работы: амфитеатры, утопающие в зелени скамьи, большие открытые настилы-подиумы из дерева. Архитектурной доминантой квартала является многофункциональное здание, композиционное значение которого подчеркнуто круговой двухрядной посадкой тополя Свердловского пирамидального, связывающей в единое ожерелье функционально разнообразные общественные пространства. В озеленении используются крупные куртины кустарников и цветущих многолетников, чаще расположенных в периметральной части территории, а также создание регулярных массивов и аллейных посадок деревьев, визуально зонирующих пространство.
Уличный театр, являясь одним из самых древних видов театрального искусства, имеет множество видов, таких как: перформанс, хеппенинг, флюксус, карнавал, клоунада, эксцентрик, энвайронмент (Environment) и др. [2]. Атмосфера свободы предполагает реализацию принципов тактического урбанизма, проявляющийся в свободном перемещении без заборов, преград и машин, различные сценарии для проведения горожанами свободного времени. Уличный театр отличает внезапность, спонтанность и небольшой бюджет для воплощения задуманных идей.
Местоположение предполагает размещение его на линейных объектах, таких как набережные, бульвары, улицы и променады из-за осевого принципа построения пространства Уличного театра.
Эмоции отличаются образной яркостью, динамичностью, импровизацией, экстремальным эмоциональным воздействием, реакцией на «злобу дня».
Средства ландшафтной архитектуры и дизайна характеризует использование экологичных материалов, часто вторичной переработки (паллеты, ящики, старая мебель и др.), замену твердых покрытий на природные, наполнение пространства мобильными зелеными насаждениями (контейнеры), создание уникального образа пространства с помощью арт– объектов.
Реконструкция жилого городского квартала в г. Верхняя Пышма «Сады авангарда» стала основой для реализации ландшафтного сценария, основанного на жанре Уличного театра. Этот сценарий создает действие, которое может происходить в любом месте города, главное – это свобода перемещения без преград и машин, а также возможность при небольшом бюджете организовать и воплотить различные сценарии уличных мероприятий.
Площадь на центральной аллее-бульваре квартала является основной точкой притяжения, в которою сходятся все основные пешеходные направления. Это место для прогулок и встреч с большим количеством лавочек для отдыха, и в тоже время – это пространство общения и социальной активности, которое с привлечением минимальных средств может трансформироваться по инициативе жителей в ART-бульвар: «Парад снеговиков» – конкурс на лучшую снежную скульптуру; «Листопад» – выставка инсталляций из осенних листьев»; «Рождественская ярмарка – сделай сам»; Форум «Активный гражданин» – организация волонтерского движения, «Яблоневый цвет» – любование цветущим садом.
Такой ландшафтный сценарий развития двух кварталов центральной части города Верхняя Пышма сформирует яркий и запоминающийся образ, который может стать его «визитной карточкой», архитектурным и культурным кодом, тесно связанным с историей и природным окружением (рис. 3).
Рис. 3. Проект реконструкции жилого квартала «Сады авангарда» в г. Верхняя Пышма. Авторы проекта: Г.В. Есаулов, В.В. Кочергин, А.М. Кожевников, Е.Ю. Прокофьева, Л.О. Курносова, Н.В. Астанина, Ю.А. Кувшинов
Этот термин был придуман Ричардом Шехнером для обозначения новых отношений между зрителями, актерами и сценическим пространством. Он предлагает два варианта работы с пространством: первый – его трансформация для создания художественного образа; второй – принять пространственные условия и их особенности как данность [2].
Атмосфера создает ощущение природного пространства, где человек лишь наблюдатель, а главная роль отведена природе во всех ее проявлениях: леса, поля, реки, болота.
Местоположение – может быть расположен в любой части города и выполнять функции зеленого коридора или связующего элемента между районами города.
Эмоции безмятежности, благодарности, восхищения, ответственности.
Средства ландшафтной архитектуры, характерные для Органического театра, – это плавные линии, изгибающиеся формы, устойчивые конструкции, многоуровневые променады, насыщенные спокойные цвета, а яркие цветовые акценты используются для выделения архитектурных объектов.
Ландшафтный сценарий может включать в свою структуру не только крупные городские объекты, но и небольшие территории. Одним из таких проектов, реализующих идеи ландшафтного сценария, основанного на жанре Органического театра, можно назвать эко-парк «Заповедный луг» – узкую полоску придомовой территории в Академическом районе г. Москвы.
Этот сценарий предполагает бережное отношение к природе. Реализуя его, мы создаем условия для охраны и восстановления нарушенных человеком экосистем, тем самым возвращая природу в город. Выбор проектных решений обусловлен решением экологических и эстетических задач: создать у горожан ощущение природного пространства, где человек лишь наблюдатель, а главная роль отведена природе во всех ее проявлениях. Использование в проекте конструкций из металла и дерева подчёркивает взаимосвязь города с природой (рис. 4).
Рис. 4. Проект эко-парка «Заповедный луг». Авторы проекта: Е.Ю. Прокофьева, Н.В. Астанина, А.А. Антохина
Название «камерный театр» возникло по аналогии с камерной музыкой и является театральным представлением, которое использует ограниченный набор средств выражения, актеров, зрителей и затрагиваемых тем.
Атмосфера выражается в создании уединенной, приватной обстановки.
Местоположение камерного театра в городской среде возможно на придомовых территориях, территориях бизнес-центров, учебных и медицинских учреждений, мини– парков, а также в озеленении разделительных полос дорог и бульваров. По типу расположения в пространстве его можно отнести к осевому типу симультантной сцены [1].
Эмоции, которые проявляется в небольших пространствах, объединенных общей идеей, отличаются лиричностью, умиротворенностью, внутренней гармонией.
Средства ландшафтной архитектуры поддерживают эмоциональное состояние благодаря посадке живых изгородей, массивов кустарников и цветников, устройству элементов геопластики, строительству уединенных павильонов и беседок. Мощение может играть связующую роль, объединяя и структурируя планировочные решения.
К Камерному театру можно отнести проект моста-сада (Garden Bridge) архитектора Томаса Хизервика через р. Темзу в Лондоне. Предназначенный исключительно для пешеходов, он по праву может называться самым медленным мостом в мире, так как сложная структура зеленых пространств предполагает большое количество мест для погружения в природу и созерцания видов города. Огромный ботанический сад длиной 367 м. с коллекцией растений, представляющей флору Великобритании, поддерживают футуристические рельефные опоры. Территория моста разделена на пять участков с деревьями, кустарниками, цветущими многолетниками с большим количеством лавочек и смотровых площадок (рис. 5).
Рис. 5. Мост-сад через Темзу
Мистерия (от греч. mysterion – таинство, тайна) – это один из древнейших жанров религиозного театра, возникший в XIV–XVI веках и представляющий собой инсценировку эпизодов из Евангелие и Библии.
Атмосфера торжественности и величия.
Местоположение Мистерии природы отвечает осевому принципу расположения пространственного или открытого типа сцены. Территориально она может располагаться в городских лесах, лесопарках, крупных водных объектах: озер, рек, водохранилищ и т.п.
Эмоции можно сравнить с впечатлением, вызываемым культовыми сооружениями или памятникам природы.
Средства ландшафтной архитектуры, характерные для этого типа пространства, выражаются в регулярных и формальных планировочных решениях, завершенном композиционном порядке, укрупненных размерах элементов благоустройства, использовании мощных вертикалей деревьев первой величины в виде однопородных массивов и аллей, длинных линейных променадов, использовании природной цветовой гаммы. В каждой мистерии есть свой главный элемент, к которому стремятся все участники спектакля. Это может быть реликтовый объект природы в виде дерева-патриарха, водопада или священного валуна, кургана. Использование в озеленении редких и исчезающих пород деревьев подчеркивает значимость этого места.
Возникновение этого театрального жанра связывают с именем известного писателя Б. Брехта, но его истоки можно увидеть и в средневековых мистериях, и в роли хора в греческой трагедии [3].
Атмосфера торжественности.
Местоположение Эпического театра в ландшафтном сценарии города подразумевает сохранение памятных мест, включение их в современную жизнь города не только в памятные даты.
Эмоции восхищения, гордости, сопричастности.
Средства ландшафтной архитектуры соответствуют строгим линиям регулярной планировочной структуры, рассчитанной на большое количество посетителей. Монументальные архитектурные сооружения, возвышенно-спокойный характер композиций, близких по образу к мемориальным паркам, повествующим о значимых исторических событиях. Композиционная структура с заимствованным пейзажем, использование скрытых смыслов в архитектурных объектах и озеленении. Ландшафтные средства включают аллеи, стриженые боскеты и живые изгороди, подчеркивающие регулярную планировку территории, а также большие открытые пространства газонов и площадок, водных объектов. Колористическое решение пространств Эпического театра выдержано в спокойных холодных тонах, чаще всего используется белый цвет, либо цвет, соответствующий идее парка.
Это пространство, в котором искусство и природа являются основным терапевтическим фактором.
Создание Эко-драматерапевтического сада выявляет точки соприкосновения театра и природы и дает аргументацию для введения нового термина – «Эко– драматерапевтический театр».
Атмосфера спокойствия и умиротворения, условия для общения и обучения.
Местоположение возможно на небольших территориях, по форме близких к сцене-коробке и предназначенных для озеленения территориях больниц, поликлиник, санаториев и хосписов. Его также его можно создавать в виде ботанических садов и крупных городских парков.
Эмоции – бодрость, надежда, спокойствие, умиротворение, благодарность, милосердие.
Средства ландшафтной архитектуры направлены на взаимодействии человека с природой, что проявляется в выращивании и уходе за растениями. Создание садов пряных трав, декоративных огородов помогают через процессы сопереживания и соучастия лучше понять себя и окружающий мир, а также ускорить процессы реабилитации людей с различными психическими и физиологическими заболеваниями.
Эмоциональное воздействие достигается с помощью регулярных планировочных решений с разветвленной сетью дорожек, устройства зеленых амфитеатров, большого количества зеленых насаждений и водных объектов.
К средствам ландшафтной архитектуры можно отнести архитектурные элементы (перголы, скамейки, скульптуры, павильоны), водные объекты (ручьи, фонтаны, каскады и водоемы).
Твердые покрытия из натуральных материалов должны составлять не более 30% от общей площади сада. Основной акцент делается на зеленые насаждения, общей площадью не меньше 70%. Состав насаждений должен включать лиственные и хвойные породы, декоративные весь год и обладающие приятным, нерезким запахом, мягкими на ощупь и съедобными плодами. Оборудование мест для выращивания лекарственных трав и медоносных растений для привлечения в сад насекомых и птиц.
Ландшафтный сценарий, объединяющий несколько театральных пространств, можно полноценно реализовывать внутри парковой территории. Так, например, в концепции развития Центрального парка культуры и отдыха г. Мытищи «Связь времен» была разработана сеть тематических маршрутов и разнообразных общественных пространств, объединенных ландшафтным сценарием.
Для наиболее интересного раскрытия рекреационного потенциала парка территория была разделена на четыре функциональные зоны – многофункциональное парковое пространство; природная зона; историческая зона и прибрежная зона, – объединённые кольцевыми прогулочными маршрутами.
На оси прогулочного маршрута, связывающего функциональные зоны парка, была организована серия тематических площадок и предложен ландшафтный сценарий на основе пяти театральных жанров (рис. 6).
Рис. 6. Концепция развития Центрального парка культуры и отдыха г. Мытищи «Связь времен». 1 – Органический театр в Дождевом сад; 2 – Камерный театр на территории фуд-корта «Чайные посиделки»; 3 – Эко-драматерапевтический театр на Медовой поляне; 4 – Эпический театр в Роще памяти; 5 – Мистерия природы у Древа мудрости. Авторы проекта Е.Ю. Прокофьева, Н.В. Астанина
Сценарий Органического театра реализован в «Дождевом саду» – месте скопления ливневых вод. Собранная дождевая вода питает растения, создавая тем самым убежища и пищу насекомым, певчим птицам и другим диким животным. Дорожки в дождевом саду выполнены из металлических ячеистых настилов, что позволит превратить эту техническую на данный момент территорию в место для отдыха горожан и создаст условия для восстановления природной экосистемы.
Зона вокруг фуд-корта «Чайные посиделки» оформлена в виде многосоставного пространства со скамейками, утопающими в массивах цветущих кустарников и травянистых многолетников. Основой для сценария этой территории стал жанр Камерного театра, который предполагает использование большого количества кулуарных пространств, связанных в единую сеть, каждому из которых присвоен свой зеленый код.
Жанр Эко-драматерапевтический театра послужил прообразом для создания «Медовой поляны». Это место в парке стало символом сохранения природного разнообразия в городской среде, место спокойствия и умиротворения, место для экологического обучения и просвещения детей и взрослых. Расположенные на территории деревянные настилы в виде символических сот образуют площадки для отдыха, а растения, окружающие поляну, являются кормовой базой, укрытием и домом для множества насекомых и птиц. Вокруг поляны проложена экологическая тропа, на которой расположены домики для насекомых, природные арт-объекты «Корни» и «Коряги».
Жанр Эпического театра лег в основу ландшафтного сценария «Роща памяти» – это реконструкция территории, прилегающей к памятнику «Землякам-Мытищинцам во славу ратного и трудового подвига в годы Великой Отечественной войны». В дни памяти жителями будет высажена роща из березы «Фастигиата», как символический образ павших солдат. Эпический театр в ландшафтном сценарии парка подразумевает включение памятных мест в современную жизнь города, не только в памятные даты.
Жанр Мистерия природы представлен символическим местом – «Древо мудрости». В каждой мистерии есть свой главный элемент, к которому стремятся все участники спектакля. В парке это дуб – дерево-патриарх. Он расположен на холме, в месте пересечения основных пешеходных маршрутов. Массивы кустарников, травянистых многолетников и декоративных трав расходятся от центра холма, своим узором напоминая корневую систему дерева.
Ландшафтный сценарий парка направлен не только на развитие его рекреационной и экологической функции, он создает больше возможностей для социального взаимодействия. Поэтому, разрабатывая сценарий движения, объединяя разрозненные площадки в единый сюжет, наполняя его новыми смыслами, мы тем самым выявляем наибольшие возможности для общения людей.
Это «театральная форма, в которой отдается предпочтение жесту и экспрессии телодвижения, не исключая, однако, использования слова, музыки и всех возможных сценических средств apriori» [9].
Атмосфера динамичного движения, которая выражается в объемной пластике бетона, камня, почвы и растений, выразительных линиях планировочных решений как бионического, так и регулярного характера.
Местоположение пластического театра в городской среде несколько обособлено, так как представляет собой замкнутую структуру, динамика развития которой направлена на внутренние процессы. Это, прежде всего, относится к территориям ограниченного пользования при детских, культурных и спортивных учреждениях, санаториях, домах отдыха и парков квартальной застройки, расположенных в срединных и периферийных районах города. Для Пластического театра характерен осевой тип театрального пространства, реализующийся в форме кольцевой сцены, где действие расположено вокруг зрителя.
Эмоции характеризуются позитивной, творческой энергетикой.
Средства ландшафтной архитектуры включают в себя бионические павильоны, регулярные и пейзажные лабиринты из растений и инертных материалов, внезапные преграды и неожиданные перспективы, дендрореконструкции и геомоделирование, необычные по габитусу растения. Примером Пластического театра можно назвать проект реконструкции района Некарбоген в городе Хайльобронне (Германия) в рамках BUGA 2019. В городе, расположенном в долине реки Некар среди зеленых холмов, с помощью роботов были построены биометрические павильоны, конструктивные решения которых были основаны на изучении скелетов морских ежей. Эти павильоны представляют футуристические технологии будущего архитектурного строительства, в котором соединяются архитектура, биология и цифровые технологии.
Ландшафтный парк района состоит из полос холмов, создающих уникальное метафизическое пространство, сосредоточенное на созерцании внутренних процессов движения. Медитативный рисунок непрерывно движущегося рельефа представляется как символичный результат истории проектирования и заимствования у природы ее механизмов и образов (рис. 7).
Рис. 7. Ландшафтный парк района Некарбоген в городе Хайльобронне, Германия
Этот театр построен на симбиозе геофонических, биофонических и антропологических звуков. В звуки природы, такие как шум воды, луговая полифония насекомых и пение птиц, вплетаются искусственные.
Новая концепция звукового ландшафта родилась около сорока лет назад, ее автором стал канадский композитор и исследователь Раймон Шафер. Его интересовало растущее значение визуального ряда в жизни общества. Определение звукового ландшафта он сформулировал как композицию звуков, которые человек воспринимает в окружающем его жизненном пространстве: звуки природы, звуки, издаваемые людьми и различными технологиями.
Атмосфера – благоприятная, естественная, живительная, воодушевляющая.
Местоположение Акустического театра возможно в любом месте города, главное – создать условия, в которых можно будет его услышать.
Эмоции – восторг, восхищение, ликование, любование, любопытство.
Средства ландшафтной архитектуры – прежде всего, это строительство ремизы для привлечения животных и птиц, ограниченной зарослями деревьев и кустарников, создание невыкашиваемых луговых территорий, высадка медоносных растений (душица, шалфей дубравный, котовник, нивяник обыкновенный, дудник гигантский и др.) для привлечения пчел и других насекомых, а также посадка деревьев и кустарников, плоды которых привлекают птиц (рябина обыкновенная, яблоня, лещина, роза ругоза, боярышник, жимолость и др.).
Геофонические звуки подразумевают наличие водных объектов – ручьев с каскадами, фонтанов, водоемов; шум ветра можно услышать в шелесте листвы деревьев – осины или тополя дрожащего, клена серебристого, ивы белой, багрянника японского, березы повислой.
Антропологические звуки могут быть представлены в виде кинетических скульптур, инсталляций, ветрогенераторов. Также используется сочетание различных по звучанию дорожных покрытий – гравийные, металлические, деревянные, мягкие. Создание сенсорных садов, которые в рамках ограниченной территории сочетают несколько природных материалов, различных по фактуре: песок, галька, сено, древесная кора. Включение колокольного звона, как одного из самых сильных звуков по эмоциональному воздействию на человека.
Примером Акустического театра можно назвать пространство, сформированное 17– метровой инсталляцией в виде гигантского улья в лондонском парке «Кью», состоящей из алюминиевых деталей. Подойдя к «Улью», можно услышать рой пчел, а прикоснувшись к нему, физически ощутить вибрации (рис. 8).
Рис. 8. Арт-объект «Улей» художника-скульптора Вольфганга Баттресса в Королевских ботанических садах Кью, Лондон, Великобритания
Этот жанр театральной постановки возник в 50–60-е годы ХХ века и, прежде всего, связан с творчеством Самюэля Беккета и его пьесы «В ожидании Годо». Этот жанр возник как противопоставление классическим приемам драматургии с ее интригой и персоналиями, призванный отыскать новые способы для образного изображения подсознания и духовного мира человека.
Атмосфера творчества и свободы.
Местоположение Театра абсурда обусловлено центровым типом расположения сцены и замкнутой структурой. Он может располагаться в срединном или периферийном районе города, на территориях учебных заведений, театров, а также внутри больших парковых комплексов.
Эмоции – события, рожденные Театром абсурда, несут эстетическую функцию. Его цель – вызвать эмоциональный отклик зрителя, заинтересовать, привлечь, воздействовать на все органы чувств: зрение, обоняние, осязание и слух.
Средства ландшафтной архитектуры определяются использованием ярких красок, применением различных материалов: дерево, пластик, металл, стекло, бетон и камень, а также необычных планировочных решений на различных высотных уровнях. Растения, высаживаемые на территории Театра абсурда, отличаются характерной формой кроны естественного или искусственного происхождения (кубы, шары, пирамиды, спирали), обладают характерным запахом – резким (барбарис обыкновенный, клопогон кистевидный) или приятным (душица обыкновенная, чубушник венечный), ярким цветом листвы, гладкой, колючей или шершавой на ощупь.
Примером для создания Театра абсурда может послужить творчество тандема художников-концептуалистов Христо и Жан Клод (Жан-Клод Денат де Гильбон), известных своими масштабными проектами-инсталляциями. Для них упаковка архитектурных объектов – это способ реализации идеи «исчезающего присутствия». Христо и Жан Клод утверждают, что их работы не имеют другой цели, как только создание предмета искусства и олицетворяют свободу, инсталляции никто не может купить, они исчезают бесследно. Инсталляции рассчитаны на эмоциональную реакцию людей. Так, в проекте «Ворота» пешеходы были вовлечены в творческий процесс. В Центральном парке Нью-Йорка были установлены 7500 ворот вдоль пешеходных дорожек, протяжённость которых составила 37 километров. Еще одна особенность этих проектов – их тактильность, людям хочется потрогать упаковку или даже оставить кусочек на память. Так, после демонтажа Нью– Йоркских «Ворот» авторы раздавали всем желающим кусочки ткани – на счастье. Каждый их новый проект уникален и никогда не повторяется (рис. 9).
Рис. 9. Проект «Ворота» в центральном парке Нью-Йорка, США
Это одна из форм камерного театра, которая подразумевает использование малых форм: монологи, куплеты, скетчи, небольшие пьесы чаще комединых или сатирических жанров, а также небольшие лирические миниатюры.
Атмосфера так же, как и камерный театр, создает атмосферу соприкосновения с городской историей и «гением места».
Местоположение Театра миниатюр в структуре городской среды занимает особое место, так как выбор его месторасположения тесно связан с историей города или жизнью выдающейся личности. Чаще всего это небольшие пространства: квартальные площади, площади перед входами в музей или территория, включенная в структуру более крупного объекта. Тип сценического построения можно определить как сцена-коробка.
Эмоции созвучны дружеской беседе, доверительному разговору, исповеди.
Средства ландшафтной архитектуры предполагают использование ярких красок природных насаждений и инертных материалов, контрастных сочетаний дерева, металла и бетона, приемы понижения рельефа или «городка в табакерке», когда одно пространство помещается внутри другого.
Археологический парк-амфитеатр «Хохловская площадь», построенный на месте археологических раскопок Белого города, на Хохловской площади, можно назвать примером Театра миниатюр. Небольшая площадь, расположенная в завершении Покровского бульвара, представляет собой пространство классического амфитеатра с понижением рельефа до культурного слоя. Прием понижения рельефа создает атмосферу эмоционального погружения в историю города и вызывает ощущение сопричастности. Посадка деревьев на различных уровнях амфитеатра подчеркивает этот эффект.
Популярные в XIX веке в Англии и Америке театральные представления на залитой водой сцене подражали римским Наумахиям (др.-греч. Ναυμαχία – морская битва) [5]. Эти грандиозные зрелища имитировали морские гладиаторские сражения.
Атмосфера торжественности и масштабности, направленная на созерцание просторов водной глади, сохраняет динамические свойства для перевоплощения в зрелищное пространство ландшафтного сценария города, рассчитанное на активное взаимодействие различных социальных групп, предоставляющее возможности для осуществления различных сценариев спортивного, рекреационного и развлекательного использования.
Местоположение на линейных объектах (набережных водоемов и рек) с осевым типом строения. Главное условие для его создания – это наличие большого зеркала воды: река, озеро, пруд, водохранилище, на которых возможно проведение зрелищных праздников и соревнований, таких как парусные регаты, гребля на байдарках и каноэ, кайтсерфинг, виндсерфинг летом по воде, а зимой – на льду, флайбердинг, вейкбординг и др.
Эмоции восторга и воодушевления, увлеченности и соучастия.
Средства ландшафтной архитектуры – амфитеатры на искусственных возвышениях и естественном рельефе, променады на разных высотных уровнях, прогулочные маршруты с выходом на зеркало воды, а также сооружение искусственных островов, которые подчеркивают глубину водного бассейна. Массивы зеленых насаждения создают живые кулисы, усложняя планировочные решения, а аллеи – структурируют пространство. Использование дерева – наилучший выбор для оформления амфитеатров и променадов, стекло и камень – для архитектурных объектов, а для создания малых архитектурных форм прекрасно подойдут конструкции из металла. Цвет благоустройства и озеленения тяготеет к нейтральному, без резких контрастов.
Линейные объекты ландшафтной архитектуры – городские набережные и зоны отдыха на воде – также можно реализовать, основываясь на жанре театрального искусства, например, Театр на воде.
Эта модель театрального пространства была выбрана для территории насыпной дамбы на берегу Иваньковского водохранилища в г. Дубна. Променад длиной в 2,6 километра был разделен на четыре зоны с различным смысловым и функциональным наполнением, рассчитан на большое количество посетителей. Его первая зона вмещает различные водные затеи: пляжный отдых на деревянных настилах, купание в понтонных бассейнах, путешествие по архипелагу затопленных деревень, созданному в виде цепочки насыпных островов.
Во второй зоне расположены амфитеатры, летний театр на старой барже, песчаные пляжи, променад по водной глади, спортивные и детские площадки и многофункциональный клуб. Третьей функциональной зоной променада стал болотный сад, расположенный на территории повышенного увлажнения со смотровой башней «Маяк» в центре. Завершается театральный променад проходом через цепь насыпных островов, ведущих к лодочному причалу (рис. 10).
Рис. 10. «Театр на воде» на территории насыпной дамбы на берегу Иваньковского водохранилища в городе Дубна. Авторы проекта: Е.Ю. Прокофьева, Н.В. Астанина
Ландшафтный сценарий решения водных объектов позволяет создать атмосферу торжественности и масштабности, направленную на созерцание просторов водной глади, при этом сохраняя динамические свойства воды для возможности перевоплощения в зрелищное пространство, рассчитанное на активное взаимодействие различных социальных групп, предоставляющее возможности для осуществления различных сценариев спортивного, рекреационного и развлекательного использования.
Анализируя городскую среду с точки зрения различных жанров театрального искусства, можно создавать общественные пространства с уникальной идеей развития, воплощенной средствами ландшафтной архитектуры: моделированием рельефа, созданием водных объектов, использованием пластики, цвета растений и разнообразных покрытий для встраивания архитектурных объектов.
Опираясь на проведенный анализ исторических и теоретических предпосылок современного урбанизма, а также выявление особенностей формирования структуры городских общественных пространств и их роли в жизни города, авторы пришли к заключению, что ландшафтный сценарий – это совокупность принципов формирования городских общественных пространств малого города и методов создания театральных сценариев, опирающихся на многообразие театральных жанров, систему взаимодействий статических и динамических элементов городской среды, созданных средствами ландшафтной архитектуры, образующих структуру драматического действия, которая эмоционально воздействует на человека, программируя развитие территории в пространстве и во времени.
Реализация ландшафтного сценария развития малых городов на различных градостроительных уровнях способствует созданию комфортной и дружественной человеку городской среды, а также позволит сохранить характерную и традиционную для малых городов связь с природным окружением и фрагментами природного комплекса внутри городской черты, укрепит социальные связи между жителями различных районов и сформирует визуально узнаваемый образ эстетически привлекательного городского пространства.
Базанов В.В. Техника и технология сцены. – Ленинград: Искусство, 1976. – С. 363.
Барбой Ю.М. К теории театра: учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2008. – С. 238.
Бархин Г.Б. Архитектура театра. – Москва: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1947. – С. 248.
Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития. Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина. – Москва: Ладья, 1995. – С. 240.
Горончаровский В.А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. – Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2009. – С. 256.
Краснощекова Н.С. Формирование природного каркаса в генеральных планах городов: учебное пособие для вузов. – Москва: Архитектура-С, 2010. – С. 184.
Красильникова Э.Э. Принципы формирования гибридных пространств в условиях градостроительной регенерации территории города / Э.Э. Красильникова, Д.В. Климов // Academia. Архитектура и строительство. – 2016. – № 4. – С. 85–89.
Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. – Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – С. 318.
Пави П. Словарь театра. Пер. с фр. – Москва: Прогресс, 1991. – С. 435.