elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Ландшафтный сценарий как основа формирования общественных пространств малых городов

Н. В. Астанина, Е. Ю. Прокофьева

Изучение структуры общественных пространств и современных градостроительных теорий урбанизма создало предпосылки для возникновения нового, сценарного подхода к проектированию городской среды, тесно связанного с природным окружением, направленного на формирование ландшафтного сценария городских общественных пространств малого города. В основу ландшафтного сценария положены 12 жанров театральных представлений: Театр охочих комедиантов, Пластический театр, Уличный театр, Камерный театр, Театр миниатюр, Мистерия природы, Органический театр, Эпический театр, Театр абсурда, Акустический театр, Театр на воде. Авторами был сформулирован новый термин – Эко-драматерапевтический театр. В статье рассмотрены примеры реализации ландшафтного сценария в различных проектах ландшафтной организации городских общественных пространств на разных градостроительных уровнях.


Современная городская среда динамично развивается в пространстве и во времени. Этот процесс приводит к существенному усложнению всей функционально-пространственной организации города и связан с изменением образа жизни горожан, возникновением потребностей в новых способах коммуникаций и взаимодействий с окружающей средой [7].

Увеличение количества автотранспорта и уплотнение жилой застройки затрудняет свободное движение пешеходов, ставит под угрозу социальные и культурные ценности города, изменяет его пространственно-планировочную структуру. Урбанистический сценарий развития городской среды приводит к физическому сокращению защитного природного каркаса, ухудшению экологической ситуации и сокращению биоразнообразия в городской среде [6].

Малые города в отличие от мегаполисов имеют не только более сохранное природное окружение пригородов, но и сохранившиеся планировочные, функциональные и визуальные связи городских пространств с элементами природного комплекса. Для того чтобы сохранять, развивать и создавать социальные и природные связи в малых городах необходимы новые подходы к реализации современных градостроительных решений и ландшафтной организации общественных пространств, ориентированных на поиск баланса взаимодействия антропогенной и естественно-природной среды [8].

Авторами была предложена методология формирования ландшафтного сценария городских пространств как один из способов уйти от чисто рационального подхода к построению озелененных пространств. С его помощью возможно обратить общественное сознание в сторону экологизации среды, вовлечь горожан в процесс проектирования и увеличить социальные взаимодействия, создать новые связи между различными районами города [4].

В связи с этим можно представить развитие ландшафтного сценария общественных пространств на основе различных жанров театральных представлений: Театр охочих комедиантов, Уличный театр, Пластический театр, Камерный театр, Театр миниатюр, Мистерия природы, Театр на воде, Органический театр, Эпический театр, Театр абсурда, Акустический театр, Эко-драматерапевтический театр.

Для реализации ландшафтного сценария в контексте театральных жанров были предложены критерии оценки общественных пространств города: по местоположению в структуре города; по атмосфере и эмоциональному воздействию на человека; по использованию средств ландшафтной архитектуры.

Для определения мест расположения театральных пространств в структуре города были выявлены точки социальной пульсации общественных пространств, которые оцениваются по следующим критериям: наличие фрагментов природного каркаса, рекреационный потенциал, торговая и социальная активность, транспортная и пешеходная доступность (рис. 1).

Научная новизна исследования заключается в разработке авторами новой типологии общественных «сценических» и «театральных» пространств в ландшафтном каркасе малого города, а также методике формирования ландшафтного сценария с опорой на природный каркас, взаимосвязи его фрагментов в контексте театрального искусства и определении точек социальной пульсации. Выявление точек соприкосновения театра и природы создает аргументацию для введения нового термина – Эко– драматерапевтический театр.

image

Рис. 1. Схема расположения точек пульсации ландшафтного сценария г. Дубна

Театральные жанры как основа ландшафтного сценария общественных пространств

Театр охочих комедиантов

Его можно назвать колыбелью русского профессионального театра, начало которому положил ярославский купец Федор Волков, в 1750-х годах организовавший в старом амбаре первые театральные выступления труппы «охочих комедиантов», состоящей из городских служащих и родственников Волкова [2].

Атмосфера яркого, динамичного, демократичного, интересного, зеленого пространства. Местоположение тяготеет к центру города или района, занимает достаточно большие площади и имеет хорошую транспортную связанность с различными районами города – это, прежде всего, центральные площади, городские парки культуры и отдыха, предполагающие многофункциональное использование.

Эмоции проявляются в ярких и самобытных образах, а создание праздничной атмосферы достигается зрелищностью и вовлечением большого количества людей.

Ландшафтные средства характеризуют строгие, регулярные линии планировки, четкое зонирование, рисунок мощений, подчёркивающий планировочные решения. Одним из примеров реализации ландшафтного сценария театральных пространств в крупном градостроительном проекте можно назвать реконструкцию исторического квартала «Городские гостиные» в г. Верхняя Пышма. Он воплотил в себе идеи жанра Театра охочих комедиантов и был реализован в ярких и самобытных образах. Создание праздничной атмосферы, присущей данному жанру, было достигнуто за счет создания больших общественных пространств для проведения городских праздников, фестивалей и народных гуляний (рис. 2).

image

Рис. 2. Проект реконструкции исторического квартала «Городские гостиные» в г. Верхняя Пышма. Авторы проекта: В.В. Кочергин, Е.Ю. Прокофьева, Л.О. Курносова, Н.В. Астанина, Ю.А. Кувшинов

Ландшафтный сценарий проекта объединяет общественные пространства центральной части города и формирует свободную от автотранспорта комфортную городскую среду с проницаемыми границами.

Для этого сценария характерно центровое построение пространства, где функции тяготеют к центральной точке – главной площади квартала. В то же время пространство активно и динамично развивается в периметральной части, где созданы ниши для уличных кафе, зоны для отдыха, общения и работы: амфитеатры, утопающие в зелени скамьи, большие открытые настилы-подиумы из дерева. Архитектурной доминантой квартала является многофункциональное здание, композиционное значение которого подчеркнуто круговой двухрядной посадкой тополя Свердловского пирамидального, связывающей в единое ожерелье функционально разнообразные общественные пространства. В озеленении используются крупные куртины кустарников и цветущих многолетников, чаще расположенных в периметральной части территории, а также создание регулярных массивов и аллейных посадок деревьев, визуально зонирующих пространство.

Уличный театр

Уличный театр, являясь одним из самых древних видов театрального искусства, имеет множество видов, таких как: перформанс, хеппенинг, флюксус, карнавал, клоунада, эксцентрик, энвайронмент (Environment) и др. [2]. Атмосфера свободы предполагает реализацию принципов тактического урбанизма, проявляющийся в свободном перемещении без заборов, преград и машин, различные сценарии для проведения горожанами свободного времени. Уличный театр отличает внезапность, спонтанность и небольшой бюджет для воплощения задуманных идей.

Местоположение предполагает размещение его на линейных объектах, таких как набережные, бульвары, улицы и променады из-за осевого принципа построения пространства Уличного театра.

Эмоции отличаются образной яркостью, динамичностью, импровизацией, экстремальным эмоциональным воздействием, реакцией на «злобу дня».

Средства ландшафтной архитектуры и дизайна характеризует использование экологичных материалов, часто вторичной переработки (паллеты, ящики, старая мебель и др.), замену твердых покрытий на природные, наполнение пространства мобильными зелеными насаждениями (контейнеры), создание уникального образа пространства с помощью арт– объектов.

Реконструкция жилого городского квартала в г. Верхняя Пышма «Сады авангарда» стала основой для реализации ландшафтного сценария, основанного на жанре Уличного театра. Этот сценарий создает действие, которое может происходить в любом месте города, главное – это свобода перемещения без преград и машин, а также возможность при небольшом бюджете организовать и воплотить различные сценарии уличных мероприятий.

Площадь на центральной аллее-бульваре квартала является основной точкой притяжения, в которою сходятся все основные пешеходные направления. Это место для прогулок и встреч с большим количеством лавочек для отдыха, и в тоже время – это пространство общения и социальной активности, которое с привлечением минимальных средств может трансформироваться по инициативе жителей в ART-бульвар: «Парад снеговиков» – конкурс на лучшую снежную скульптуру; «Листопад» – выставка инсталляций из осенних листьев»; «Рождественская ярмарка – сделай сам»; Форум «Активный гражданин» – организация волонтерского движения, «Яблоневый цвет» – любование цветущим садом.

Такой ландшафтный сценарий развития двух кварталов центральной части города Верхняя Пышма сформирует яркий и запоминающийся образ, который может стать его «визитной карточкой», архитектурным и культурным кодом, тесно связанным с историей и природным окружением (рис. 3).

image

Рис. 3. Проект реконструкции жилого квартала «Сады авангарда» в г. Верхняя Пышма. Авторы проекта: Г.В. Есаулов, В.В. Кочергин, А.М. Кожевников, Е.Ю. Прокофьева, Л.О. Курносова, Н.В. Астанина, Ю.А. Кувшинов

Органический театр

Этот термин был придуман Ричардом Шехнером для обозначения новых отношений между зрителями, актерами и сценическим пространством. Он предлагает два варианта работы с пространством: первый – его трансформация для создания художественного образа; второй – принять пространственные условия и их особенности как данность [2].

Атмосфера создает ощущение природного пространства, где человек лишь наблюдатель, а главная роль отведена природе во всех ее проявлениях: леса, поля, реки, болота.

Местоположение – может быть расположен в любой части города и выполнять функции зеленого коридора или связующего элемента между районами города.

Эмоции безмятежности, благодарности, восхищения, ответственности.

Средства ландшафтной архитектуры, характерные для Органического театра, – это плавные линии, изгибающиеся формы, устойчивые конструкции, многоуровневые променады, насыщенные спокойные цвета, а яркие цветовые акценты используются для выделения архитектурных объектов.

Ландшафтный сценарий может включать в свою структуру не только крупные городские объекты, но и небольшие территории. Одним из таких проектов, реализующих идеи ландшафтного сценария, основанного на жанре Органического театра, можно назвать эко-парк «Заповедный луг» – узкую полоску придомовой территории в Академическом районе г. Москвы.

Этот сценарий предполагает бережное отношение к природе. Реализуя его, мы создаем условия для охраны и восстановления нарушенных человеком экосистем, тем самым возвращая природу в город. Выбор проектных решений обусловлен решением экологических и эстетических задач: создать у горожан ощущение природного пространства, где человек лишь наблюдатель, а главная роль отведена природе во всех ее проявлениях. Использование в проекте конструкций из металла и дерева подчёркивает взаимосвязь города с природой (рис. 4).

image

Рис. 4. Проект эко-парка «Заповедный луг». Авторы проекта: Е.Ю. Прокофьева, Н.В. Астанина, А.А. Антохина

Камерный театр

Название «камерный театр» возникло по аналогии с камерной музыкой и является театральным представлением, которое использует ограниченный набор средств выражения, актеров, зрителей и затрагиваемых тем.

Атмосфера выражается в создании уединенной, приватной обстановки.

Местоположение камерного театра в городской среде возможно на придомовых территориях, территориях бизнес-центров, учебных и медицинских учреждений, мини– парков, а также в озеленении разделительных полос дорог и бульваров. По типу расположения в пространстве его можно отнести к осевому типу симультантной сцены [1].

Эмоции, которые проявляется в небольших пространствах, объединенных общей идеей, отличаются лиричностью, умиротворенностью, внутренней гармонией.

Средства ландшафтной архитектуры поддерживают эмоциональное состояние благодаря посадке живых изгородей, массивов кустарников и цветников, устройству элементов геопластики, строительству уединенных павильонов и беседок. Мощение может играть связующую роль, объединяя и структурируя планировочные решения.

К Камерному театру можно отнести проект моста-сада (Garden Bridge) архитектора Томаса Хизервика через р. Темзу в Лондоне. Предназначенный исключительно для пешеходов, он по праву может называться самым медленным мостом в мире, так как сложная структура зеленых пространств предполагает большое количество мест для погружения в природу и созерцания видов города. Огромный ботанический сад длиной 367 м. с коллекцией растений, представляющей флору Великобритании, поддерживают футуристические рельефные опоры. Территория моста разделена на пять участков с деревьями, кустарниками, цветущими многолетниками с большим количеством лавочек и смотровых площадок (рис. 5).

image

Рис. 5. Мост-сад через Темзу

Мистерия природы

Мистерия (от греч. mysterion – таинство, тайна) – это один из древнейших жанров религиозного театра, возникший в XIV–XVI веках и представляющий собой инсценировку эпизодов из Евангелие и Библии.

Атмосфера торжественности и величия.

Местоположение Мистерии природы отвечает осевому принципу расположения пространственного или открытого типа сцены. Территориально она может располагаться в городских лесах, лесопарках, крупных водных объектах: озер, рек, водохранилищ и т.п.

Эмоции можно сравнить с впечатлением, вызываемым культовыми сооружениями или памятникам природы.

Средства ландшафтной архитектуры, характерные для этого типа пространства, выражаются в регулярных и формальных планировочных решениях, завершенном композиционном порядке, укрупненных размерах элементов благоустройства, использовании мощных вертикалей деревьев первой величины в виде однопородных массивов и аллей, длинных линейных променадов, использовании природной цветовой гаммы. В каждой мистерии есть свой главный элемент, к которому стремятся все участники спектакля. Это может быть реликтовый объект природы в виде дерева-патриарха, водопада или священного валуна, кургана. Использование в озеленении редких и исчезающих пород деревьев подчеркивает значимость этого места.

Эпический театр

Возникновение этого театрального жанра связывают с именем известного писателя Б. Брехта, но его истоки можно увидеть и в средневековых мистериях, и в роли хора в греческой трагедии [3].

Атмосфера торжественности.

Местоположение Эпического театра в ландшафтном сценарии города подразумевает сохранение памятных мест, включение их в современную жизнь города не только в памятные даты.

Эмоции восхищения, гордости, сопричастности.

Средства ландшафтной архитектуры соответствуют строгим линиям регулярной планировочной структуры, рассчитанной на большое количество посетителей. Монументальные архитектурные сооружения, возвышенно-спокойный характер композиций, близких по образу к мемориальным паркам, повествующим о значимых исторических событиях. Композиционная структура с заимствованным пейзажем, использование скрытых смыслов в архитектурных объектах и озеленении. Ландшафтные средства включают аллеи, стриженые боскеты и живые изгороди, подчеркивающие регулярную планировку территории, а также большие открытые пространства газонов и площадок, водных объектов. Колористическое решение пространств Эпического театра выдержано в спокойных холодных тонах, чаще всего используется белый цвет, либо цвет, соответствующий идее парка.

Эко-драматерапевтический театр

Это пространство, в котором искусство и природа являются основным терапевтическим фактором.

Создание Эко-драматерапевтического сада выявляет точки соприкосновения театра и природы и дает аргументацию для введения нового термина – «Эко– драматерапевтический театр».

Атмосфера спокойствия и умиротворения, условия для общения и обучения.

Местоположение возможно на небольших территориях, по форме близких к сцене-коробке и предназначенных для озеленения территориях больниц, поликлиник, санаториев и хосписов. Его также его можно создавать в виде ботанических садов и крупных городских парков.

Эмоции – бодрость, надежда, спокойствие, умиротворение, благодарность, милосердие.

Средства ландшафтной архитектуры направлены на взаимодействии человека с природой, что проявляется в выращивании и уходе за растениями. Создание садов пряных трав, декоративных огородов помогают через процессы сопереживания и соучастия лучше понять себя и окружающий мир, а также ускорить процессы реабилитации людей с различными психическими и физиологическими заболеваниями.

Эмоциональное воздействие достигается с помощью регулярных планировочных решений с разветвленной сетью дорожек, устройства зеленых амфитеатров, большого количества зеленых насаждений и водных объектов.

К средствам ландшафтной архитектуры можно отнести архитектурные элементы (перголы, скамейки, скульптуры, павильоны), водные объекты (ручьи, фонтаны, каскады и водоемы).

Твердые покрытия из натуральных материалов должны составлять не более 30% от общей площади сада. Основной акцент делается на зеленые насаждения, общей площадью не меньше 70%. Состав насаждений должен включать лиственные и хвойные породы, декоративные весь год и обладающие приятным, нерезким запахом, мягкими на ощупь и съедобными плодами. Оборудование мест для выращивания лекарственных трав и медоносных растений для привлечения в сад насекомых и птиц.

Ландшафтный сценарий, объединяющий несколько театральных пространств, можно полноценно реализовывать внутри парковой территории. Так, например, в концепции развития Центрального парка культуры и отдыха г. Мытищи «Связь времен» была разработана сеть тематических маршрутов и разнообразных общественных пространств, объединенных ландшафтным сценарием.

Для наиболее интересного раскрытия рекреационного потенциала парка территория была разделена на четыре функциональные зоны – многофункциональное парковое пространство; природная зона; историческая зона и прибрежная зона, – объединённые кольцевыми прогулочными маршрутами.

На оси прогулочного маршрута, связывающего функциональные зоны парка, была организована серия тематических площадок и предложен ландшафтный сценарий на основе пяти театральных жанров (рис. 6).

image

Рис. 6. Концепция развития Центрального парка культуры и отдыха г. Мытищи «Связь времен». 1 – Органический театр в Дождевом сад; 2 – Камерный театр на территории фуд-корта «Чайные посиделки»; 3 – Эко-драматерапевтический театр на Медовой поляне; 4 – Эпический театр в Роще памяти; 5 – Мистерия природы у Древа мудрости. Авторы проекта Е.Ю. Прокофьева, Н.В. Астанина

Сценарий Органического театра реализован в «Дождевом саду» – месте скопления ливневых вод. Собранная дождевая вода питает растения, создавая тем самым убежища и пищу насекомым, певчим птицам и другим диким животным. Дорожки в дождевом саду выполнены из металлических ячеистых настилов, что позволит превратить эту техническую на данный момент территорию в место для отдыха горожан и создаст условия для восстановления природной экосистемы.

Зона вокруг фуд-корта «Чайные посиделки» оформлена в виде многосоставного пространства со скамейками, утопающими в массивах цветущих кустарников и травянистых многолетников. Основой для сценария этой территории стал жанр Камерного театра, который предполагает использование большого количества кулуарных пространств, связанных в единую сеть, каждому из которых присвоен свой зеленый код.

Жанр Эко-драматерапевтический театра послужил прообразом для создания «Медовой поляны». Это место в парке стало символом сохранения природного разнообразия в городской среде, место спокойствия и умиротворения, место для экологического обучения и просвещения детей и взрослых. Расположенные на территории деревянные настилы в виде символических сот образуют площадки для отдыха, а растения, окружающие поляну, являются кормовой базой, укрытием и домом для множества насекомых и птиц. Вокруг поляны проложена экологическая тропа, на которой расположены домики для насекомых, природные арт-объекты «Корни» и «Коряги».

Жанр Эпического театра лег в основу ландшафтного сценария «Роща памяти» – это реконструкция территории, прилегающей к памятнику «Землякам-Мытищинцам во славу ратного и трудового подвига в годы Великой Отечественной войны». В дни памяти жителями будет высажена роща из березы «Фастигиата», как символический образ павших солдат. Эпический театр в ландшафтном сценарии парка подразумевает включение памятных мест в современную жизнь города, не только в памятные даты.

Жанр Мистерия природы представлен символическим местом – «Древо мудрости». В каждой мистерии есть свой главный элемент, к которому стремятся все участники спектакля. В парке это дуб – дерево-патриарх. Он расположен на холме, в месте пересечения основных пешеходных маршрутов. Массивы кустарников, травянистых многолетников и декоративных трав расходятся от центра холма, своим узором напоминая корневую систему дерева.

Ландшафтный сценарий парка направлен не только на развитие его рекреационной и экологической функции, он создает больше возможностей для социального взаимодействия. Поэтому, разрабатывая сценарий движения, объединяя разрозненные площадки в единый сюжет, наполняя его новыми смыслами, мы тем самым выявляем наибольшие возможности для общения людей.

Пластический театр

Это «театральная форма, в которой отдается предпочтение жесту и экспрессии телодвижения, не исключая, однако, использования слова, музыки и всех возможных сценических средств apriori» [9].

Атмосфера динамичного движения, которая выражается в объемной пластике бетона, камня, почвы и растений, выразительных линиях планировочных решений как бионического, так и регулярного характера.

Местоположение пластического театра в городской среде несколько обособлено, так как представляет собой замкнутую структуру, динамика развития которой направлена на внутренние процессы. Это, прежде всего, относится к территориям ограниченного пользования при детских, культурных и спортивных учреждениях, санаториях, домах отдыха и парков квартальной застройки, расположенных в срединных и периферийных районах города. Для Пластического театра характерен осевой тип театрального пространства, реализующийся в форме кольцевой сцены, где действие расположено вокруг зрителя.

Эмоции характеризуются позитивной, творческой энергетикой.

Средства ландшафтной архитектуры включают в себя бионические павильоны, регулярные и пейзажные лабиринты из растений и инертных материалов, внезапные преграды и неожиданные перспективы, дендрореконструкции и геомоделирование, необычные по габитусу растения. Примером Пластического театра можно назвать проект реконструкции района Некарбоген в городе Хайльобронне (Германия) в рамках BUGA 2019. В городе, расположенном в долине реки Некар среди зеленых холмов, с помощью роботов были построены биометрические павильоны, конструктивные решения которых были основаны на изучении скелетов морских ежей. Эти павильоны представляют футуристические технологии будущего архитектурного строительства, в котором соединяются архитектура, биология и цифровые технологии.

Ландшафтный парк района состоит из полос холмов, создающих уникальное метафизическое пространство, сосредоточенное на созерцании внутренних процессов движения. Медитативный рисунок непрерывно движущегося рельефа представляется как символичный результат истории проектирования и заимствования у природы ее механизмов и образов (рис. 7).

image

Рис. 7. Ландшафтный парк района Некарбоген в городе Хайльобронне, Германия

Акустический театр

Этот театр построен на симбиозе геофонических, биофонических и антропологических звуков. В звуки природы, такие как шум воды, луговая полифония насекомых и пение птиц, вплетаются искусственные.

Новая концепция звукового ландшафта родилась около сорока лет назад, ее автором стал канадский композитор и исследователь Раймон Шафер. Его интересовало растущее значение визуального ряда в жизни общества. Определение звукового ландшафта он сформулировал как композицию звуков, которые человек воспринимает в окружающем его жизненном пространстве: звуки природы, звуки, издаваемые людьми и различными технологиями.

Атмосфера – благоприятная, естественная, живительная, воодушевляющая.

Местоположение Акустического театра возможно в любом месте города, главное – создать условия, в которых можно будет его услышать.

Эмоции – восторг, восхищение, ликование, любование, любопытство.

Средства ландшафтной архитектуры – прежде всего, это строительство ремизы для привлечения животных и птиц, ограниченной зарослями деревьев и кустарников, создание невыкашиваемых луговых территорий, высадка медоносных растений (душица, шалфей дубравный, котовник, нивяник обыкновенный, дудник гигантский и др.) для привлечения пчел и других насекомых, а также посадка деревьев и кустарников, плоды которых привлекают птиц (рябина обыкновенная, яблоня, лещина, роза ругоза, боярышник, жимолость и др.).

Геофонические звуки подразумевают наличие водных объектов – ручьев с каскадами, фонтанов, водоемов; шум ветра можно услышать в шелесте листвы деревьев – осины или тополя дрожащего, клена серебристого, ивы белой, багрянника японского, березы повислой.

Антропологические звуки могут быть представлены в виде кинетических скульптур, инсталляций, ветрогенераторов. Также используется сочетание различных по звучанию дорожных покрытий – гравийные, металлические, деревянные, мягкие. Создание сенсорных садов, которые в рамках ограниченной территории сочетают несколько природных материалов, различных по фактуре: песок, галька, сено, древесная кора. Включение колокольного звона, как одного из самых сильных звуков по эмоциональному воздействию на человека.

Примером Акустического театра можно назвать пространство, сформированное 17– метровой инсталляцией в виде гигантского улья в лондонском парке «Кью», состоящей из алюминиевых деталей. Подойдя к «Улью», можно услышать рой пчел, а прикоснувшись к нему, физически ощутить вибрации (рис. 8).

image

Рис. 8. Арт-объект «Улей» художника-скульптора Вольфганга Баттресса в Королевских ботанических садах Кью, Лондон, Великобритания

Театр абсурда

Этот жанр театральной постановки возник в 50–60-е годы ХХ века и, прежде всего, связан с творчеством Самюэля Беккета и его пьесы «В ожидании Годо». Этот жанр возник как противопоставление классическим приемам драматургии с ее интригой и персоналиями, призванный отыскать новые способы для образного изображения подсознания и духовного мира человека.

Атмосфера творчества и свободы.

Местоположение Театра абсурда обусловлено центровым типом расположения сцены и замкнутой структурой. Он может располагаться в срединном или периферийном районе города, на территориях учебных заведений, театров, а также внутри больших парковых комплексов.

Эмоции – события, рожденные Театром абсурда, несут эстетическую функцию. Его цель – вызвать эмоциональный отклик зрителя, заинтересовать, привлечь, воздействовать на все органы чувств: зрение, обоняние, осязание и слух.

Средства ландшафтной архитектуры определяются использованием ярких красок, применением различных материалов: дерево, пластик, металл, стекло, бетон и камень, а также необычных планировочных решений на различных высотных уровнях. Растения, высаживаемые на территории Театра абсурда, отличаются характерной формой кроны естественного или искусственного происхождения (кубы, шары, пирамиды, спирали), обладают характерным запахом – резким (барбарис обыкновенный, клопогон кистевидный) или приятным (душица обыкновенная, чубушник венечный), ярким цветом листвы, гладкой, колючей или шершавой на ощупь.

Примером для создания Театра абсурда может послужить творчество тандема художников-концептуалистов Христо и Жан Клод (Жан-Клод Денат де Гильбон), известных своими масштабными проектами-инсталляциями. Для них упаковка архитектурных объектов – это способ реализации идеи «исчезающего присутствия». Христо и Жан Клод утверждают, что их работы не имеют другой цели, как только создание предмета искусства и олицетворяют свободу, инсталляции никто не может купить, они исчезают бесследно. Инсталляции рассчитаны на эмоциональную реакцию людей. Так, в проекте «Ворота» пешеходы были вовлечены в творческий процесс. В Центральном парке Нью-Йорка были установлены 7500 ворот вдоль пешеходных дорожек, протяжённость которых составила 37 километров. Еще одна особенность этих проектов – их тактильность, людям хочется потрогать упаковку или даже оставить кусочек на память. Так, после демонтажа Нью– Йоркских «Ворот» авторы раздавали всем желающим кусочки ткани – на счастье. Каждый их новый проект уникален и никогда не повторяется (рис. 9).

image

Рис. 9. Проект «Ворота» в центральном парке Нью-Йорка, США

Театр миниатюр

Это одна из форм камерного театра, которая подразумевает использование малых форм: монологи, куплеты, скетчи, небольшие пьесы чаще комединых или сатирических жанров, а также небольшие лирические миниатюры.

Атмосфера так же, как и камерный театр, создает атмосферу соприкосновения с городской историей и «гением места».

Местоположение Театра миниатюр в структуре городской среды занимает особое место, так как выбор его месторасположения тесно связан с историей города или жизнью выдающейся личности. Чаще всего это небольшие пространства: квартальные площади, площади перед входами в музей или территория, включенная в структуру более крупного объекта. Тип сценического построения можно определить как сцена-коробка.

Эмоции созвучны дружеской беседе, доверительному разговору, исповеди.

Средства ландшафтной архитектуры предполагают использование ярких красок природных насаждений и инертных материалов, контрастных сочетаний дерева, металла и бетона, приемы понижения рельефа или «городка в табакерке», когда одно пространство помещается внутри другого.

Археологический парк-амфитеатр «Хохловская площадь», построенный на месте археологических раскопок Белого города, на Хохловской площади, можно назвать примером Театра миниатюр. Небольшая площадь, расположенная в завершении Покровского бульвара, представляет собой пространство классического амфитеатра с понижением рельефа до культурного слоя. Прием понижения рельефа создает атмосферу эмоционального погружения в историю города и вызывает ощущение сопричастности. Посадка деревьев на различных уровнях амфитеатра подчеркивает этот эффект.

Театр на воде

Популярные в XIX веке в Англии и Америке театральные представления на залитой водой сцене подражали римским Наумахиям (др.-греч. Ναυμαχία – морская битва) [5]. Эти грандиозные зрелища имитировали морские гладиаторские сражения.

Атмосфера торжественности и масштабности, направленная на созерцание просторов водной глади, сохраняет динамические свойства для перевоплощения в зрелищное пространство ландшафтного сценария города, рассчитанное на активное взаимодействие различных социальных групп, предоставляющее возможности для осуществления различных сценариев спортивного, рекреационного и развлекательного использования.

Местоположение на линейных объектах (набережных водоемов и рек) с осевым типом строения. Главное условие для его создания – это наличие большого зеркала воды: река, озеро, пруд, водохранилище, на которых возможно проведение зрелищных праздников и соревнований, таких как парусные регаты, гребля на байдарках и каноэ, кайтсерфинг, виндсерфинг летом по воде, а зимой – на льду, флайбердинг, вейкбординг и др.

Эмоции восторга и воодушевления, увлеченности и соучастия.

Средства ландшафтной архитектуры – амфитеатры на искусственных возвышениях и естественном рельефе, променады на разных высотных уровнях, прогулочные маршруты с выходом на зеркало воды, а также сооружение искусственных островов, которые подчеркивают глубину водного бассейна. Массивы зеленых насаждения создают живые кулисы, усложняя планировочные решения, а аллеи – структурируют пространство. Использование дерева – наилучший выбор для оформления амфитеатров и променадов, стекло и камень – для архитектурных объектов, а для создания малых архитектурных форм прекрасно подойдут конструкции из металла. Цвет благоустройства и озеленения тяготеет к нейтральному, без резких контрастов.

Линейные объекты ландшафтной архитектуры – городские набережные и зоны отдыха на воде – также можно реализовать, основываясь на жанре театрального искусства, например, Театр на воде.

Эта модель театрального пространства была выбрана для территории насыпной дамбы на берегу Иваньковского водохранилища в г. Дубна. Променад длиной в 2,6 километра был разделен на четыре зоны с различным смысловым и функциональным наполнением, рассчитан на большое количество посетителей. Его первая зона вмещает различные водные затеи: пляжный отдых на деревянных настилах, купание в понтонных бассейнах, путешествие по архипелагу затопленных деревень, созданному в виде цепочки насыпных островов.

Во второй зоне расположены амфитеатры, летний театр на старой барже, песчаные пляжи, променад по водной глади, спортивные и детские площадки и многофункциональный клуб. Третьей функциональной зоной променада стал болотный сад, расположенный на территории повышенного увлажнения со смотровой башней «Маяк» в центре. Завершается театральный променад проходом через цепь насыпных островов, ведущих к лодочному причалу (рис. 10).

image

Рис. 10. «Театр на воде» на территории насыпной дамбы на берегу Иваньковского водохранилища в городе Дубна. Авторы проекта: Е.Ю. Прокофьева, Н.В. Астанина

Ландшафтный сценарий решения водных объектов позволяет создать атмосферу торжественности и масштабности, направленную на созерцание просторов водной глади, при этом сохраняя динамические свойства воды для возможности перевоплощения в зрелищное пространство, рассчитанное на активное взаимодействие различных социальных групп, предоставляющее возможности для осуществления различных сценариев спортивного, рекреационного и развлекательного использования.

Анализируя городскую среду с точки зрения различных жанров театрального искусства, можно создавать общественные пространства с уникальной идеей развития, воплощенной средствами ландшафтной архитектуры: моделированием рельефа, созданием водных объектов, использованием пластики, цвета растений и разнообразных покрытий для встраивания архитектурных объектов.

Опираясь на проведенный анализ исторических и теоретических предпосылок современного урбанизма, а также выявление особенностей формирования структуры городских общественных пространств и их роли в жизни города, авторы пришли к заключению, что ландшафтный сценарий – это совокупность принципов формирования городских общественных пространств малого города и методов создания театральных сценариев, опирающихся на многообразие театральных жанров, систему взаимодействий статических и динамических элементов городской среды, созданных средствами ландшафтной архитектуры, образующих структуру драматического действия, которая эмоционально воздействует на человека, программируя развитие территории в пространстве и во времени.

Реализация ландшафтного сценария развития малых городов на различных градостроительных уровнях способствует созданию комфортной и дружественной человеку городской среды, а также позволит сохранить характерную и традиционную для малых городов связь с природным окружением и фрагментами природного комплекса внутри городской черты, укрепит социальные связи между жителями различных районов и сформирует визуально узнаваемый образ эстетически привлекательного городского пространства.

Литература

  1. Базанов В.В. Техника и технология сцены. – Ленинград: Искусство, 1976. – С. 363.

  2. Барбой Ю.М. К теории театра: учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2008. – С. 238.

  3. Бархин Г.Б. Архитектура театра. – Москва: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1947. – С. 248.

  4. Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития. Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина. – Москва: Ладья, 1995. – С. 240.

  5. Горончаровский В.А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. – Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2009. – С. 256.

  6. Краснощекова Н.С. Формирование природного каркаса в генеральных планах городов: учебное пособие для вузов. – Москва: Архитектура-С, 2010. – С. 184.

  7. Красильникова Э.Э. Принципы формирования гибридных пространств в условиях градостроительной регенерации территории города / Э.Э. Красильникова, Д.В. Климов // Academia. Архитектура и строительство. – 2016. – № 4. – С. 85–89.

  8. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. – Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – С. 318.

  9. Пави П. Словарь театра. Пер. с фр. – Москва: Прогресс, 1991. – С. 435.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.