Как отмечает ряд специалистов в строительной области, в большинстве случаев уверенность в безаварийной эксплуатации зданий и сооружений базируется на двух основных заблуждениях:
Зачастую такие заблуждения приводят к трагической развязке. Статистика свидетельствует о неумолимо растущем количестве аварий с обрушением строительных конструкций. Причинами аварий являются ошибки, допущенные как при проектировании, так и в процессе строительства и эксплуатации сооружений. К печальным последствиям приводят также следующие факторы:
Иллюстрациями к данным утверждениям служит мировой опыт внезапных обрушений строительных конструкций зданий и сооружений. Рассмотрим несколько известных примеров.
Обрушение супермаркета в Сеуле считается одной из самых масштабных и трагических аварий зданий в истории строительства, в результате которой погибло более 500 человек и около тысячи получили ранения. Причиной аварии стали грубейшие нарушения при строительстве, начиная с некачественно выполненного основания.
После возведения здания в 1987 году, выполнялось увеличение торговых площадей путем надстройки дополнительных этажа, а также установка мощных кондиционеров на кровле весом по 15 т. Помимо грубых технических ошибок в проекте, здание не было рассчитано на дополнительные нагрузки.
По заключению комиссии, расследовавшей инцидент, главной причиной обрушения стала работа кондиционеров. В результате динамических воздействий от вибрации в строительных конструкциях постепенно образовывались трещины. За несколько часов до обрушения размер трещин был настолько очевиден, что для срочной консультации был приглашен эксперт-строитель. Осмотрев повреждения, он рекомендовал немедленно эвакуировать всех посетителей и обслуживающий персонал центра.
Менеджментом супермаркета рекомендации инженера приняты не были, хотя к тому времени конструкции уже начинали «сыпаться», о чем свидетельствовал громкий скрежет. Примерно через час произошло обрушение, которое длилось около 20 секунд. В результате бездействия управляющих под обломками оказались больше тысячи человек.
После этой катастрофы вся строительная отрасль Кореи была реформирована. К проектированию и строительству стали допускаться иностранные компании, имеющие значительный опыт (до этого все работы выполнялись местными фирмами, а сама индустрия была в высшей степени коррумпирована). В результате последовавших проверок было установлено, что более 84% зданий в Южной Корее были построены с нарушениями и подлежали доработкам.
В середине 60-х годов прошлого столетия в Италии наблюдался строительный бум. После поражения во второй мировой войне в стране возводилось множество объектов, при этом за работы брались компании, не имеющие опыта ни в проектировании, ни в строительстве. Нормативная база также была далека от совершенства. Подрядчики закупали самые дешевые материалы и нанимали низкоквалифицированных работников. В результате такого подхода в 80-90х годах по стране прокатилась волна обрушений, самым трагическим из которых стал инцидент с 6-этажным жилым домом в Фодже в ноябре 1999 года.
Авария, в результате которой дом полностью сложился, произошла рано утром. Обрушение длилось около 19 секунд. Под завалами погибли 67 человек. В результате работы экспертной комиссии было установлено, что причиной катастрофы являлись многочисленные дефекты строительства, в том числе, в подвальной части здания не был установлен ряд предусмотренных проектом колонн. Кроме этого дом был возведен в обводненном грунте без соответствующих защитных мероприятий.
Как выяснилось позднее, жители не раз обращались в муниципальные органы с жалобами на аварийное состояние строительных конструкций здания. Комиссия, назначенная по приказу мэра, города никаких отклонений не зафиксировала. В результате расследования после катастрофы многие чиновники, понесли наказание по обвинению в халатности.
После происшествия в строительной отрасли Италии были проведены значительные преобразования. По результатам технических обследований по всей стране были снесены более трех миллионов строений, а нормативно-правовая база – подвергнута значительной корректировке. В память о трагедии на месте рухнувшего дома воздвигнут мемориал.
На сегодняшний день эта авария является самой значительной во всей мировой истории. В результате обрушения погибло 1129 человек и более 2500 получили ранения. Трагедия произошла в 8:57 утра 24 апреля 2013 года. За считанные секунды огромный 8-этажный торгово-промышленный центр Рана Плаза рухнул, оставив неповрежденным только первый этаж.
В соответствии с проектом, здание должно было иметь только 5 этажей и предназначаться исключительно для ведения коммерческой деятельности. Как показало расследование, строительство осуществлялось с грубыми нарушениями. В основании фундаментов находилось подземное озеро, никаких мер по защите строительных конструкций выполнено не было. В процессе эксплуатации здания были незаконно достроены еще 3 этажа, которые стали использоваться в качестве промышленных цехов швейных фабрик. На кровле были установлены мощные и тяжелые дизель-генераторы для обеспечения бесперебойной работы оборудования. Помимо увеличения веса, строительные конструкции здания подвергались воздействию незапланированных динамических нагрузок.
В итоге преступной деятельности владельцев Рана Плаза при попустительстве местных властей в конструкциях стали образовываться трещины. Серьезные дефекты были обнаружены накануне трагедии, 23 апреля. На следующий день вся торговая часть здания не работала, однако менеджмент промышленных предприятий приказал своим работникам выйти. В самом начале рабочего дня, когда в здании находилось 4000 человек, оно рухнуло.
Бангладеш – страна с очень высоким уровнем коррупции. Сразу после обрушения основной заботой властей стало не проведение спасательной операции, а исключение возможности осуществления независимого расследования причин аварии. Поэтому предлагаемая ООН помощь? специалисты и спецтехника для разбора завалов, была отвергнута. В результате спасательные работы выполнялись крайне непрофессионально и без должной координации. Основной движущей силой были добровольцы, которые работали без снаряжения, в шортах и шлепанцах. Последнего живого человека из-под завалов извлекли 10 мая, спустя 17 дней после того, как здание рухнуло.
В России проблем с обрушением зданий и сооружений не меньше, чем в других странах. Вот несколько примеров, получивших в свое время широкую огласку.