В статье рассмотрены актуальные проблемы прогнозирования с использованием технологии предвидения альтернативного будущего как ретропредвидения. В связи с этим показана информация о представлении людей прошлого о жизни, которая возможна в будущем. Обоснована целесообразность использования для моделирования пространства обитания методов футуродизайна – проектного прогнозирования как метода проектирования. Рассмотрены отечественные и зарубежные примеры из истории архитектуры и искусства начала прошлого века.
Настойчивость, с которой люди обращаются к утопической мысли, свидетельствует о реальной потребности, как в мысленном эксперименте, предлагающем в качестве желаемой реальности альтернативу существующему, так и в интеллектуальной игре, например, в архитектуре для поддержки творческого потенциала. В последнее время утопическая парадигма в архитектуре стала сближаться с проектным мышлением, стимулируя эвристический поиск и побуждая выйти за пределы привычного. В этом смысле архитектурная футурология может служить средством, наглядно показывающим некие пути системной организации идеальных моделей в пространственных измерениях.
Архитектуру, непосредственно и одновременно связанную с историей и современностью, отличает двойственность ретроспективных и перспективных концептуальных подходов к ее изучению и прогнозированию. По мнению ученых, развитие новых тенденций в обществе обещает быть настолько радикальным, что они могут вызвать капитальные сдвиги, как в их реализации, так и в активной перестройке творческого сознания в архитектуре. Конфликт, возникающий между прошлым и современным, обещает обостриться в отношениях с будущим – между всей архитектурой – предыдущей и конверсирующей инновационные технологии [1].
В условиях развития научно-технического прогресса происходит привлечение к архитектурным изысканиям новых участков знаний. Архитектурная наука, постоянно меняя свои ценностные критерии под влиянием времени, идет по пути создания междисциплинарных комплексных исследований (архитектурная бионика, архитектурная экология, технологическая архитектура, наноархитектура и др.). В этой связи архитектурная футурология как мощный творческий стимул может оказать сильное влияние на выявление новых направлений развития архитектурной мысли.
Футурология отличается от прогнозирования и расчета вероятности, поскольку имеет дело лишь с общими процессами, которые могут повлиять в будущем на жизнь человека (например, увеличение необходимости в отдыхе), а не с отдельными фактами. Предмет футурологии это ситуация будущего в целом без конкретики, а ее метод заключается в глубинном анализе человеческого мира и результаты ее деятельности выражаются в очень общих положениях, касающихся исключительно человеческой сферы.
Являясь «наукой о будущем», ориентированная на познание перспектив происходящего, футурология должна занимать важное место в жизни общества, однако эта необходимость пока в полной мере не осознана. Исследование и анализ прецедентов архитектурной футурологии позволяет выявить новейшие научные концепции и тенденции, инновационные прогнозы в организации пространственной среды обитания, а также определить влияние научной фантастики на архитектуру.
Стремительное развитие науки и техники очерчивает контуры совершенно нового общества и его материально-технического оснащения. Согласно футурологическим проектам, предполагается создание таких технологических новаций как искусственный интеллект, возникновение новых видов получения энергии, а развитие современных компьютерных технологий позволяет создать новую фантастическую виртуальную реальность. Благодаря приложению к научным исследованиям архитектурной футурологии современных научных парадигм, включающих знания о фрактальной геометрии, теории хаоса, теории нелинейных систем, могут возникнуть совершенно иные художественные и эстетические концепции. Большое влияние может оказать дигитализация, которая в свою очередь раскрывает возможности таких явлений в архитектуре, как виртуальность, текучесть, гибридность, интерактивность.
Анализ гипотетических предположений ученых и теоретиков в области архитектуры будущего позволяет предположить, что эти идеи откроют новые возможности для формирования пространства, в котором будут жить люди, где совершенно иной будет архитектура зданий, иное видение среды. По мнению специалистов, перед человеком откроется новый параллельный мир, в котором могут возникнуть конфликты между пониманием старой и новой гармонии, отомрет понятие завершенности архитектурного сооружения, архитектура станет бесконечным процессом, базирующемся на постоянном развитии комбинаторики и трансформации форм [1].
Такой взгляд заставляет рассмотреть архитектурную футурологию в контексте истории будущего. В этой связи представляет интерес информация о суждении людей прошлого о жизни, которая возможна в будущем, получившая название ретрофутуризм3 или палеофутурология. Исторический опыт футуристической архитектуры, а также методы современной футурологии в части рассмотрения ее прецедентов и теоретических предпосылок раскрываются в архитектурной утопии и связанной с ней ретрофутуризмом.4 Для раскрытия этого понятия можно воспользоваться иллюстративной информацией, появившейся в архитектуре и искусстве в начале прошлого века.
Наибольший всплеск предложений из серии «мечты о будущем» пришелся на 1940– 1970-е годы, особенно в журнальной графике немецких, итальянских, английских и восточноевропейских научно-популярных журналов, где все чаще появлялись фантастические иллюстрации на тему недалекого будущего. Так, в 1940 году Артур Радебо (Arthur Radebough) выпустил серию рекламных плакатов для американского гиганта металлопроката – компании Bohn Aluminium & Brass Corporation (Рис. 1(а)). Технологический рай будущего графиков Клауса Бюрггле (Klaus Burgle) и Тео Лэссинга (Theo Lassing) выражало утопическую идею: в космосе и на земле «люди будут мирно сосуществовать, потребность в питании будет решена с помощью моря, а энергия будет поступать от атомных электростанций без всяких проблем»5 (Рис. 1(б)). Эти плакаты остаются одними из самых выразительных образцов футуристической графики своего времени (они лишены примитивности и наивности, которые обычно свойственны подобным плакатам) [3].
Рис. 1(а,б). Рекламные плакаты: а) для Bohn Aluminium & Brass Corporation, Артур Радебо,1940-е годы; б) «Город будущего» Клауса Бюргле, 1950-60-е годы
В начале прошлого века появилось большое количество иллюстраций, оформленных в виде открыток и постеров как взгляд из 1900 года на 2000 год. Так, в постерах немецкой шоколадной фабрики Хильдебрандс (Hildebrands) в серии почтовых открыток PALEO– FUTURE, изображен взгляд в будущее, которого никогда не было (A look into the future that never was). Почтовые открытки 2000 год (около 1900) – Postcards Show the Year 2000 (circa 1900)6 представляют различные идеи и технические разработки будущего, среди них, такие как перевозка дома на поезде (Рис. 2(а)), подводные туристические лодки (Рис. 2(б)), предложение перекрытия целого города (Рис. (2в)) или организация летних каникул на Севере (Рис. 2(г)).
Рис. 2(а-г). Постеры немецкой шоколадной фабрики Hildebrands: а) Перевозка дома на поезде 2000 (House-Moving by Train); б) Подводные туристические лодки 2000 (Undersea Tourist Boats); в) Крыша города 2000 (Roofed Cities); г) Летние каникулы на Севере 2000 (Summer Holidays at the North)
В это же время в России Товариществом Эйнем в 1900-х годах выпущена серия открыток "Москва будущего" с комментариями.7 Так, например, комментарий к открытке, на которой изображена Красная площадь, говорится: «Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре – полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на Лобном месте. Так будет лет через 200» (Рис. 3(а)). В открытке с изображением Центрального вокзала предложен комментарий: «Зима, такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Воздушных и Земных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, причем все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров – земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротой телеграмм» (Рис. 3(б)), а в открытке с изображением Кремля – «Кремль все так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т.д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги... У пристани готов вспорхнуть легкий гидроплан» (Рис. 3(в)). Из всей серии открыток можно также выделить изображение Театральной площади, где отмечается, что «Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году торговый дом Мюр и Мерилиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылезают многочисленные моторы» (Рис. 3(г)).
Рис. 3(а-г). Серия открыток «Москва будущего». Товарищество Эйнем: а) Красная площадь; б) Центральный вокзал; в) Кремль; г) Театральная площадь
О будущем говорили и говорят не только пророки, прорицатели и астрологи, но и писатели-фантасты, большая часть научно-фантастических идей которых претворилась потом в жизнь. Футуролог действует почти точно так же, но в отличие от писателя– фантаста, эти идеи возникают не от случая к случаю, а осознанно и систематически. Он нередко выступает как философ, размышляющий о возможном будущем человечества. В научной среде в связи с интересом к этой проблеме развернута дискуссия о том, в какой мере можно считать футурологию наукой, и есть ли у нее предмет и метод, соответствующие тому, что могло бы считаться предметом науки и научным методом [3].
В аспекте предвидения будущего представляют интерес строго научные прогнозы писателя-фантаста Артура Кларка, известность которому принесли не только многочисленные романы, но и фильм «2001: Космическая Одиссея», поставленный по сценарию Кларка Стэнли Кубриком, и частые выступления на страницах самых престижных мировых периодических изданий. В нашей стране широко известны его многочисленные научно-фантастические романы, но не менее интересны в прогностическом плане публицистические и научно-популярные книги Кларка – «Черты будущего» (1962), именно в этой книге автор нарисовал свою первую обстоятельную «хронологию будущего», «1984: Весна, выбор будущего» (1984), «20 июля 2019 года. Жизнь в XXI веке» (1986). По мнению В. Гакова, даже то, что многие из высказанных там прогнозов не сбылись или вряд ли сбудутся в те сроки, что указал знаменитый фантаст, это не повредило высокой репутации писателя [4].
А. Кларк не считает себя абсолютным пророком: «Несмотря на многочисленные утверждения обратного, никто не в состоянии предсказать будущее. И лично я всегда сопротивлялся любым попыткам наклеить мне ярлычок “пророка”. Я бы предпочел другой термин: “экстраполятор”. Все, что я пытался сделать – по крайней мере, в своих научно– популярных книгах, – это представить читателю веер возможных будущих. При этом не забывая добавить, что любое, даже самое замечательное предвидение может не пережить и считанных лет и превратиться в абсурд благодаря какому-нибудь абсолютно непредвиденному изобретению или событию» [4].
В связи с тем, что в последнее время обращает на себя внимание прогноз развития архитектуры как выявление «альтернативных возможностей», возникает необходимость исследования форсайт-технологии предвидения, которая, находясь в общем ряду с прогнозированием, планированием, футурологией, отличается от них тем, что является процессом, а не набором инструментов. Такой подход ведет к радикальной реструктуризации научного информационного пространства. К другим технологиям предвидения альтернативного будущего относится ретропредвидение, которое предлагает способы моделирования некоторых аспектов исторических процессов как разновидность имитационного моделирования, когда процесс воспроизводится на компьютере при управляющих воздействиях оператора.
В отличие от принятых методов моделирования пространства обитания целесообразно использовать методы футуродизайна – проектного прогнозирования как метода проектирования, используемого для перспективной разработки новых изделий и предметной среды будущего. В данном случае используется алгоритмическое проектирование для устойчивого развития системы, которое является важной частью теории адаптивного проектирования. Использование алгоритма позволяет разбить проблему на мелкие этапы, что помогает сократить количество альтернатив, отсечь массу неприемлемых состояний и сосредоточиться на достижении подходящих результатов, которых после такого отбора становится гораздо меньше.
Концепцию возникновения, формирования и развития архитектурной футурологии рационально рассматривать с точки зрения синергетических закономерностей как наиболее всеобъемлющих. Это связано с тем, что синергетика, являясь теорией эволюции и самоорганизации сложных систем, может дать общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах. На основе этого изучение исторического опыта архитектурной футурологии и новейшие научных концепций способно оказать влияние на формирование теории проектирования пространства обитания.
Архитектурная футурология подтверждает продуктивность ориентации на науку, которая, опираясь на историю будущего, способна решать свои проблемы путем создания междисциплинарных комплексных исследований. В выборе между прошлым и будущим приоритетным станет будущее, и подобная постановка будет определять характер и целенаправленность творчества, и его оценку. Было бы ошибочно, как считал А. Кларк, пренебрегать возможностью предусмотреть возможные варианты будущего – новаторские идеи и проекты в архитектуре, еще несколько лет назад воспринимавшиеся как явно футуристические, реализуются и уступают место еще более фантастическим.
Сапрыкина, Н.А. Архитектурная футурология как инновационный прогноз // «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ»: тезисы докладов научно-практической конференции. – М. : Архитектура-С, 2010. – С. 142-144.
Воронина, Н. Ретрофутуризм: из прошлого – о будущем: http://www.artelectronics.ru/future/future/698
Сапрыкина, Н.А. Методы научного пророчества // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тезисы докладов научно-практической конференции. – М. : Архитектура-С, 2011. Том 2. – С. 147-148.
Гаков В. Приятно быть авторитетом (Прогноз Артура Кларка на XXI век): http://alt-future.narod.ru/Future/gakov.htm