elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Анализ зарубежного опыта проектирования набережных крупных прибрежных городов

К. А. Поправко, Р. Е. Тлустый

Аннотация

В статье рассмотрен зарубежный опыт проектирования прибрежных и морских набережных. Примеры проектных решений дают возможность проанализировать опыт коллег, а так же провести анализ функционального и объемно-пространственного решения исследуемых объектов.


Зарубежный опыт проектирования набережных крупных прибрежных городов богат на интересные идеи, но особенности климата, градостроительной ситуции значительно ограничивают обзор примеров создания архитектурной среды набережных. Данный объект находится в канадском городе Торонто и имеет следующие архитектурно-дизайнерские особенности. Проект был выполнен архитектурной студией KBMP Architects.

Рис. 1 – Проект паромного терминала для посадки пассажиров Торонто, вид с моря

  1. как мы можем видеть на рисунке 1 проекта набережной, архитектурная среда проекта контрастирует с уже созданным урбанистическим пейзажем., созданы два уровня,

  2. уровень самой набережной, отличающийся ровностью рельефа,

  3. гибкий озелененный уровень, который возвышается над набережной и создает новое рекреационное пространство, в проекте заявленным как облако.

С точки зрения формообразования гибкий озелененный уровень является основным акцентом в объемно-пространственном облике набережной. На этом уровне могут находиться люди, гулять и наслаждаться изгибами данного искусственно созданного рельефа.

Функциональными особенностями набережной можно считать:

  1. Общественное пространство первого уровня функционирует как паромный терминал так и как пространство для отдыха.

  2. Использование второго гибкого озелененного уровня, как в качестве навеса, так и в качестве рекреационного пространства (рисунок 2).

Рис. 2 – Проект набережной города Торонто, вид на залив

Таким образом в проекте паромного терминала посадки присутствуют такие виды услуг, как:

  1. паромный терминал для посадки пассажиров,

  2. пространство для пикника, отдыха,

  3. на территории имеется место отведенное под пляжный отдых,

  4. пространство первого уровня используется как территория активного отдыха: скейт, роликовые коньки и другие виды спорта. [1]

Следующей территорией для рассмотрения будет являться прибрежная территория города Тель-Авива. Данный проект был реализован в 2008 году, по заказу Marine Trust Ltd, бюджет составил $5000000, общая площадь 55000.0 кв. м. На рисунке 3 мы можем видеть территорию, ранее на этой местности располагался порт и промышленная зона.

Рис. 3 – Тель-Авив, Израиль, место проектирование в генплане города

Выиграв конкурс, архитекторы студии Mayslits Kassif Architects представили миру совершенно контрастное пространство, которое напоминает песчаные дюны, именно бесконечное песчаное пространство находилось здесь ранее до создания порта.

Простор, созданный архитекторами полностью поменял индустриальное пространство территории.

Рис. 4 – Генеральный план территории до и после создания проекта

На рисунке 4 мы видим, как индустриальное пространство порта превратилось в открытое пространство с гибким рельефом.

Рис. 5 – Видовой кадр новой набережной

Архитекторы композиционно сделали акцент на открытом, минималистичном пространстве, которое дает полную свободу для рекреативной среды местности (рисунок 5).

Данная набережная выполняет следующие функции :

1) открытое пространство для прогулок пешком, велопрогулок, бега, занятий скейтом и др.

2) пространство для пассивного отдыха и релаксации, пляжного отдыха. [2]

Следующее пространство для анализа, это проект студии Arplan, A plus Architects, который сделан в городе Рига, Латвия в 2013 году.

Основной особенностью данной набережной является ее близость к трассе. Архитекторы воспользовались данной особенностью и соединили пространство набережной и территорию по другую сторону дороги.

Проект сделать на территории склада Спикере, он существовал здесь достаточно долгое время, в проекте же на месте складских помещений появляются кафе, рестораны и места для активного отдыха. Всего на территории находиться 13 складов, каждый из них выполняет свою рекреационную функцию. Архитектурный исторический облик складов оставили нетронутым, данная особенность подчеркивает историческую атмосферу данной прибрежной местности.

Рис. 6 – Проект набережной города Рига

На рисунке 6 видно как архитекторы соединили территории рядом с морем и основную рекреационную территории. Пандус, изображенный на рисунке – 7 позволяет опуститься как пешеходам, так и велосипедистам в подземный переход, ведущий к речному побережью.

Рис. 7 – Пандус, соединяющий прибрежную территорию с основной рекреационной

Рис. 8 – Набережная города Рига

На рисунке 8 мы видно, что набережная выполняет функцию

  1. пассивного отдыха на прибрежной территории набережной.,

  2. активного отдыха на территории, где раннее располагались склады.

На территории соблюдены все необходимые нормы проектирования для маломобильных групп населения.

Так же важно отметить, что на территории набережной отсутствуют теневые навесы, что осложняет нахождение там людей во время солнечной, ясной погоды. Таким образом ревитализация набережной реки Даугавы, растеженной на 1,6 километров по улице Краста позволила:

  1. новая велосипедная дорожка соединила Рижский центр с его окраинами,

  2. жители Риги теперь могут принять солнечные ванны на скамейках и в скейт-парке,

  3. Береговая линия вдоль области Спикери соединяется с набережной Старого города, предлагая широкий спектр общественных мероприятий на открытом городском пространстве. [3]

И последний пример зарубежного опыта – это пример набережных на искусственно созданных территориях

Рис. 9 – Набережная Жанжиганг, Китай

Рис. 10 – Генплан набережной Жанжиганг, Китай

Проект речной набережной, изображенный на рисунке 10, осуществлен в Китае, фирмой Botao Landscape. Общая площадь территории 65000 квадратных метров.

Данная территория стала сердцем некогда местности с плохой экологией, ведь до реконструкции в реку сливались отходы. После реконструкции данная набережная стала центром отдыха и украшением города.

Рис. 11 – Фото набережной Жанжиганг, Китай

На рисунке 10, 11 можно наблюдать функциональные зоны реконструированной набережной:

  1. Прибрежная зона непосредственно граничит с парком,

  2. Присутствует транзитная зона в виде двух мостов,

  3. На рисунке 9 можно наблюдать терассированный спуск к импровизированной сцене, таким образом выполняется функция открытой концертной площадки. [4]

Таким образом, изучив 4 типа набережных как морских так и речных территорий можно сделать вывод, что использование территорий набережных можно модернизировать :

а) путем образования дополнительных архитектурных конструкций;

б) путем создания большого открытого пространства, минималистичного, но выполняющего в полной мере рекреационные функция;

в) ревитализации территории ранее использовавшихся для других целей, при этом трасса не может быть препятствием для этого;

г) путем создания искусственных территорий на водном пространстве.

На формирование архитектурной среды рассмотренных набережных оказали влияние: климатические, экологические, а так же культурные факторы.

Литература

  1. Holly Giermann. 5 Proposals Reimagine Toronto Ferry Terminal and Waterfront Park : электронный журнал ArchDaily., 24 Mar 2015 http://www.archdaily.com/612787/5-proposals-reimagine-toronto-ferry– terminal-and-waterfront-park

  2. Tel Aviv Port Public Space Regeneration Project / Mayslits Kassif Architects : электронный журнал. ArchDaily, 24 Oct 2010 –режим доступа: http://www.archdaily.com/83766/tel-aviv-port-public– space-regeneration-project-mayslits-kassif-architects

  3. Revitalization of Spikeri Square and Daugava Waterfront Promenade / Arplan + A plus Architects :электронный журнал ArchDaily, 03 Apr 2015– режим доступа: http://www.archdaily.com/613568/revitalisation– of-spikeri-square-and-daugava-waterfront-promenade-arplan-a-plus-architects /

  4. Zhangjiagang Town River Reconstruction Botao Landscape – : электронный журнал ArchDaily,04 Nov 2014.– режим доступа : http://www.archdaily.com/563128/zhangjiagang-town-river-reconstruction-botao– landscape

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.