Статья посвящена проблемам организации зеленого каркаса в структуре города. Автор приходит к выводу, что главными аспектами компенсации в условиях урбанизированных территорий является сохранение и развитие системы озеленения, определение их величины и связанности, эколого-градостроительных функций обеспечивающих экологическую компенсацию города, а также создание зеленой архитектуры.
В стихийно застраивающемся городе люди ведут активную жизнь, перемещаясь между районами и городами, часто испытывают физические, а также, душевные нагрузки. Они ежедневно контактируют с современной городской средой, несущей непрерывный поток информации. Улицы, заполнены транспортом и людьми, вызывают волнение, иногда стрессовые состояния, но при всем этом человеку необходимо решать деловые вопросы, совершать встречи в разных точках городского пространства.
Архитектурная среда должна помогать адаптироваться человеку к меняющимся ритмам, присутствующих в современных городах. Понять необходимые потребности людей в организации среды и решить существующую проблему невозможно. Должен быть произведен анализ системы, которая рассматривает взаимную связь и взаимное влияние архитектурной среды на социум. Неуправляемая застройка городов в целом, приводит к срастанию территорий и ведет к исчезновению важнейшей части среды обитания человека – зеленых пространств. К сожалению, происходит это на всех градостроительных уровнях за счет переуплотнения застройки и роста субурбанизации в экологически ценных ландшафтах. [1]
В данной ситуации одним из основных проблем организации городского пространства является создание зеленого каркаса для обеспечения комфортных условий проживания людей нынешнего и будущих поколений.
Большинство городов мира дали свое начало в речных долинах и оказывают свое влияние на все составляющие среды: функциональную организацию, планировочную структуру, экологию. Речная сеть несет за собой суть непрерывной природной систему в городе, которая образует пространственные коридоры, способные объединить внутригородские и пригородные озелененные территории в одно целое [1].
По научным исследованиям видно, что эстетическое и экологическое состояние всего зеленого каркаса городов находится на низком уровне и продолжает ухудшаться. Из-за большой транспортной насыщенности, действующих промышленных предприятий, хаотичного освоения и уплотнения жилой и общественной застройки. Все зеленое пространство города приобретает негативные качества; пагубно влияющие на экологическое состояние всей системы расселения: загрязнённая городская среда, нарушенный природный ландшафт, исчезновение растительных покровов и др.
Зеленый каркас города необходимо создавать, учитывая особенности биосферы. Подходы к построению такого каркаса весьма индивидуальны. К примеру, обеспечение проникновения относительно автономных частей каркаса во все планировочные структуры города – жилые районы и микрорайоны, промышленные и коммунально-складские зоны. Эти части зеленого каркаса могут формироваться одновременно с развитием архитектурно-планировочной структуры города, возведением новых городских массивов [2].
Взаимосвязь между городских и загородных озелененных зон можно осуществлять с помощью непрерывной цепи бульваров, набережных, прогулочных пешеходных сетей, зеленых полос вдоль магистралей, специальных защитных зон, которые вместе с водоемами, образуя водно-зеленые диаметры, зеленые клинья или полосы, равномерно расчленяют городскую застройку по направлению благоприятных ветров и течению рек, связывая центральные городские районы с зеленым поясом города [3].
Город необходимо рассматривать как целостный антропо-природный комплекс, где социумом должны быть обеспечены и сохранены для потомков, благоприятные условия дальнейшего существования. Не в ущерб экологической составляющей, усилена функциональность городской среды, за счет упорядочения хозяйственно-экономической деятельности и расширения различного вида услуг. Профессиональные контакты и корпоративные встречи, общение в природном окружении, занятия спортом, активные игры подростков, движение на велосипедах по обустроенным дорожкам, участие в познавательных и креативных процессах под открытым небом, посещение импровизированных концертов и спектаклей на открытых площадках – эти и многие другие развивающие сценарии предусматриваются в современных городах [1].