Исследовано влияние тонкодисперсной базальтовой фибры на структуру асфальтового вяжущего органоминеральных смесей приготовленных с применением битумных эмульсий. Выявлено положительное воздействие модификатора на физико-механические свойства исследуемого материала. С помощью вакуумного капиллярного вискозиметра изучено изменение динамической вязкости асфальтового вяжущего в зависимости от концентрации предложенной добавки.
На сегодняшний день, наиболее распространённым вяжущим материалом для производства дорожно-строительных работ является нефтяной битум [1]. С технологической точки зрения, наиболее эффективным является его применение при пониженной вязкости, что может быть достигнуто тремя основными способами:
разогрев нефтепродукта до рабочей температуры
разжижением вязкого битума специальными растворителями
эмульгирование битума в присутствии поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Первый способ является традиционным и широко используется при производстве горячего асфальтобетона. Однако он имеет ряд существенных недостатков, обусловленных значительными энергозатратами, а так же значительным ухудшением свойств битума в условиях интенсификации термоокислительных процессов. Второй способ не всегда оправдывает себя в связи с высокой стоимостью растворителей. Третий способ не требует нагрева и может использоваться с холодными и даже влажными минеральными материалами, что позволяет сохранить эластические свойства битума.
Необходимость иметь материалы для качественного строительства и содержания дорог всё чаще приводит дорожные организации к решению налаживания производства битумных эмульсий и смесей на их основе. Разнообразие климатических и эксплуатационных условий, которого нет ни в одной другой стране мира, диктует необходимость разработки и получения усовершенствованных материалов способных работать в широком температурном диапазоне, приспосабливаясь к изменениям интенсивности воздействия разрушающих транспортных нагрузок. При этом стоит учесть, что не везде могут быть использованы в достаточном количестве и на современном уровне качественные материалы для производства таких смесей, как и не всегда оправданы высокие материальные затраты на их производство в каждом конкретном регионе нашей страны. Поэтому большую актуальность приобретает поиск доступных и недорогих материалов и модифицирующих добавок, которые позволят улучшить структурномеханические и реологические свойства органоминеральных смесей на основе битумных эмульсий.
В современной нормативно-технической документации основными критериями оценки качества эмульсионно-минеральных смесей являются: водонасыщение, водостойкость и прочностные показатели. Водостойкость и водонепроницаемость материала зависят, прежде всего, от количества и качества вяжущего в смеси. Причем в качестве вяжущего рассматривается не только органическое вяжущее, но и его смесь с мелкодисперсной фракцией минеральной части, называемая асфальтовым вяжущим [2]. Известно, что чем больше в смеси содержится органического вяжущего, тем более водостойким и менее водопроницаемым будет материал. Однако простое увеличение количества органического вяжущего ведет к падению прочностных характеристик материала и уменьшению его теплоустойчивости, поэтому необходимо повышать содержание в смеси именно асфальтового вяжущего.
С целью улучшения структурно-механических свойств, а так же повышения термостабильности органоминеральных смесей в работе предложено использовать сверхтонкое базальтовое волокно (БСТВ), показатели которого указаны в Таблице 1.
Таблица 1
Физико-химические показатели базальтового волокна (БСТВ)
№ |
Характеристика | Норма по ГОСТ 464093 |
Значение показателя |
1 | Водостойкость, рН, не более | 4 | 3,3 |
2 | Средний диаметр волокна, мкм | от 0,5 до 3 | 1,2 |
3 | Содержание неволокнистых включений размером св. 0,25 мм, % по массе, не более |
5 |
2,2 |
4 | Плотность, под удельной нагрузкой (98±1,5) Па, кг/м3, не более | 35 | 27 |
5 | Теплопроводность, Вт/(м· К), не более, при температуре: (298± 5) К | 0,041 | 0,037 |
6 | Влажность, % по массе, не более | 1 | 0,3 |
7 | Содержание органических веществ, % по массе, | 2 | 0,45 |
Физико-химические связи между матрицей и армирующим компонентом определяют эффективность армирования материала, в связи с этим адгезионное взаимодействие в этой системе играет важную роль [3]. В структуре битума присутствуют поверхностно активные вещества преимущественно анионного типа, способные образовывать химические связи с минералами основных пород, ярким представителем которых является базальт. Вместе с тем на поверхности данной породы находится и значительное число активных зон обладающих отрицательным зарядом. В этой связи положительное воздействие окажет модификация битума катионактивными ПАВ, которые обеспечивают протекание реакций ионного обмена при контакте органического вяжущего с минеральными материалами кислого характера. Остаточное вяжущее (ОВ) выделенное из состава катионной битумной эмульсии содержит значительное число аминных катионов NH3+ способных вступить в химическое взаимодействие с анионами силиката.
На начальном этапе исследований были приготовлены битумные эмульсии с использованием нового катионного эмульгатора «Эмульзол-4», концентрация которого в составе эмульсионной системы составляла 0,5%. Для приготовления эмульсий использовался битум БНД 90/130, его содержание в эмульсии составляло 60%, физико-механические свойства вяжущего представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Физико-механические показатели пробы битума марки БНД 90/130
№ п/ п |
Наименование показателей | Нормы для битумов марки БНД 90/130 ГОСТ22245-90 |
Показатели битума |
1. | Глубина проникания иглы, 0,1мм: при 25°C при 0°C, не менее |
91-130 28 |
94 29 |
2. | Температура размягчения битума по кольцу и шару, °C, не ниже |
43 |
45 |
3. | Растяжимость битума, см, не менее при температуре: 25°C 0°C |
65 4,0 |
>100 4,0 |
4. | Изменение температуры размягчения после прогрева, °C, не более |
5 |
4 |
5. | Температура хрупкости, °C, не выше |
-17 |
-17 |
6. | Температура вспышки, °C, не ниже |
230 |
245 |
7. | Индекс пенетрации | от -1,0 до +1,0 | -0,98 |
8. | Качество сцепления битумного вяжущего с поверхностью щебня по ГОСТ 12801-98 п.28 |
- | удовлетворительное (три балла по пятибалльной шкале) |
Битумные эмульсии готовились путем диспергирования нагретого до 135-138 °C битума в присутствии раствора эмульгатора, нагретого до температуры 60 °C и подкисленного концентрированной соляной кислотой, до уровня водородного показателя 1,88-2,2. Значения рН измеряли с помощью иономера «Экотест-2000». Приготовление осуществлялось на лабораторно-промышленной установке «Давиал ЛаПРОМ 800».
В результате исследования полученных битумных эмульсий установлено, что они относятся к классу ЭБК-II, и обладают физико-механическими свойствами указанными в таблице № 3.
Таблица 3
Физико-механические показатели проб битумных эмульсий
№ п/п |
Наименование показателей | Нормы для эмульсий ЭБК-II ГОСТ52128- 2003 |
Показатели битумных эмульсий |
1. | Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: Пористого зернового состава Плотного зернового состава |
Смешивается Не смешивается |
Смешивается Не смешивается |
2. | Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе | От 50 до 60 | 58 |
3. | Условная вязкость при 20°C | От 10 до 25 | 20 |
4. | Сцепление с минеральными материалами, балл, не менее | 5 | 5 |
5. | Остаток на сите № 014, % по массе, не более | 0,25 | 0,2 |
6. | Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой № 014), % по массе, не более: Через 7 суток Через 30 суток |
0,3 0,5 |
0,18 0,35 |
7. | Устойчивость при транспортировании | Не должна распадаться на воду и вяжущее |
Не распадаются |
Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии: | |||
9. | Глубина проникания иглы пенетрометра, 0,1 мм, не менее: При 25°C При 0 °C |
90 28 |
95 30 |
10. | Темепература размягчения по кольцу и шару, °C, не ниже | 43 | 45 |
11. | Растяжимость, см, не менее: При 25°C При 0 °C |
65 4 |
>100 5 |
12. | Эластичность при 25°C, %, не менее | Не нормируется | - |
В ходе эксперимента были приготовлены пробы соотношение вяжущего и минерального порошка (МП) в которых составляло 1:1,5. Пробы органического вяжущего и остаточного вяжущего выделенного из эмульсии [4] массой 200 г разогревались до температуры 150 °C, после чего подавались в смесительную установку. При равномерном перемешивании (при температуре 150-160°C) в состав образцов вяжущего вводился минеральный порошок и базальтовое волокно. Для равномерного распределения минеральных компонентов в объёме вяжущего перемешивание продолжалось в течение 30 мин.
По результатам исследований было установлено, что введение базальтового волокна способствует значительному снижению показателей глубины проникания иглы пенетрометра при 0 °C и 25 °C в среднем на 20% (рис. № 1), и повышению температуры размягчения на 10 °C. Вместе с тем, с увеличением концентрации добавки наблюдалось незначительное увеличение температуры хрупкости на 1-2 °C (рис. № 2). Так же введение минерального волокна в состав исследуемых образцов вяжущего и асфальтовяжущего положительно отразилось на показателе эластичности материалов, который увеличился на 18-25% (рис.№3).
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
На следующем этапе работы изучалось влияниее добавки на динамическую вязкость приготовленных образцов вяжущего. По результатам исследований установленно, что увеличение концентрации минерального волокна прямопропорционально увеличению исследуемого показателя. Так введение уже 0,2 % базальтовой фибры способствовало повышению динамической вязкости материалов на 60-70% (рис.№4).
Рис. 4.
Результаты проведённых исследований позволяют утверждать, что введение сверхтонкого базальтового волокна (БСТВ) в состав асфальтового вяжущего способствует значительному повышению динамической вязкости и устойчивости последнего при повышенных температурах. Вместе с тем, несущественно ухудшая низкотемпературные характеристики исследуемого материала, модификатор одновременно повышает его эластические свойства. Влияние армирующего агента в равной степени сказывается на свойствах асфальтовяжущего приготовленного с применением битума и остаточного вяжущего выделенного из эмульсии. Отличия состоят лишь в численных значениях физико-механических показателей.
Колбановская А.С. Дорожные битумы // А.С. Колбановская , В.В. Михайлов. – М. Транспорт, 1973. – 246 с.
Горелышева, Л.А. Органоминеральные смеси в дорожном строительстве / Л.А. Горелышева // Автомобильные дороги. О.И. М.: Информавтодор.2000. – Вып. 3.-108 с.
Новицкий А. Г., Ефремов М. В. Базальтовое волокно как продукт для армирования бетонов и композиционных материалов./ А. Г. Новицкий, М. В. Ефремов // Тезисы докладов Международной конференции по химической технологии ХТ’07., Москва, 2007.,т. 1, с.218-220.
ГОСТ Р 52128-2003. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия. – М.: ГОССТРОЙ РОССИИ. – 2004 – 25с.