elima.ru
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Метод «Эволюционного ряда» в исследовании композиционных приёмов решения фасадов флорентийских палаццо эпохи Ренессанса

Дмитриева С.Л.

Аннотация

В анализе развития приёмов решения фасадов флорентийских палаццо эпохи Ренессанса автор демонстрирует применение нового исследовательского метода – выстраивание «эволюционного ряда», состоящего из наиболее показательных примеров. Этот метод позволяет наглядно проследить отчётливую тенденцию флорентийского дворцового зодчества к освоению языка римской дворцовой архитектуры.


В традиционном искусствознании одним из главенствующих методов изучения истории архитектуры является монографический, то есть основанный на анализе сооружений и проектов отдельного автора. Цель данной статьи – на примере флорентийских дворцов эпохи Ренессанса – продемонстрировать применение другого метода исследования стилевых закономерностей и оттенков архитектуры. Суть предлагаемого метода – в выстраивании «эволюционного ряда», звеньями которого будут примеры новаторских решений, рассмотренные в хронологическом порядке и без «привязки» к творчеству определённого мастера. Метод, дающий возможность «пошаговой» фиксации происходящих изменений, позволяет нагляднее выявить стилевые оттенки зодчества и, таким образом, полнее представить себе картину его эволюции.

На развитие дворцового зодчества Флоренции периода раннего Ренессанса в огромной степени повлияла крайне неблагоприятная общественно-политическая ситуация, сложившаяся в этом регионе ещё в эпоху средневековья. В связи с этим флорентийское зодчество выработало ряд специфических особенностей архитектурного языка, направленных на удовлетворение не только амбиций высокородных хозяев городских особняков, но и требований удобства и безопасности их жизни. Эти приёмы проявились в замке Борджелло (XIII в.) и в Палаццо Синьории (XIV в.), фасады которых сплошь обработаны рустом и завершаются зубцами.

Фасады новых дворцов флорентийской знати, возведённых в XV столетии, отличаются подчёркнутой простотой решения: горизонтальные членения плоскости фасада посредством профилированных междуэтажных тяг; равномерное распределение окон-бифориев весьма внушительного размера; большой вынос венчающего карниза, приобретшего вскоре антикизированные формы. Характерной чертой многих композиций было отсутствие ясно выраженного центра фасада в виде художественно оформленного портала. Важнейшим отличием каждого из дворцовых сооружений являлся различный подход к рустовке здания местным камнем pietro forte, в чём флорентийские зодчие достигли удивительного разнообразия творческих результатов.

Один из первых флорентийских дворцов XV века был построен, начиная с 1419 года, для семьи Пацци архитектором Филиппо Брунеллески. В решении фасада этого здания обращает на себя внимание обработанный грубым рустом первый этаж, трактованный как мощное цокольное основание двух верхних этажей. Новаторское значение этого проекта Брунеллески в том, что впервые в истории флорентийской архитектуры руст использован применительно к фасаду жилого дома. Правда, в этой композиции руст использован лишь в нижнем, самом «уязвимом» (учитывая напряжённую ситуацию во Флоренции) этаже. Два верхних яруса гладко оштукатурены, отчего стали более заметными довольно редко прорезанные окна-бифории с архивольтами.

Следующим шагом в освоении приёма рустовки фасада жилого здания можно считать палаццо Луки Питти (начато в 1440 г.). Но в этой композиции автор смело использует руст на всём фасаде. Все три этажа сооружения облицованы камнями идентичными по обработке – это грубо отёсанные квадры одинаковой величины, но гигантские размеры и мощь этого руста (своеобразная метафора скал), напоминающего стены старинных крепостей, поражают воображение. О специфических особенностях архитектуры палаццо Питти К. Крести пишет: «Совершенно новыми элементами, неведомыми архитектуре флорентийских палаццо того времени, стали проёмы дверей-окон – они словно символизируют установление новых, более доверительных отношений с городом, – а также непрерывная балюстрада и верхние террасы» [1: 173].

Постепенно различная рустовка фасадов становится во Флоренции едва ли не главной отличительной чертой весьма похожих друг на друга городских домов. Образцом для подражания многих дворцов Флоренции периода кватроченто (очевидно, из чисто идеологических соображений) явился дворец, возведённый для Козимо Медичи по проекту зодчего Микелоццо (начат в 1444 г.). Рустовка фасадов палаццо Медичи – свидетельство живейшего интереса флорентийских зодчих к открывшимся творческим возможностям, которые даёт по-разному применённый руст. Этот приём Микелоццо превращается здесь в одно из главных средств художественной выразительности, виртуозно обыгрывая эффект различного рисунка и фактуры камней в соответствии с их поэтажным распределением. Постепенное облегчение стены снизу вверх, выраженное в изменении высоты этажей, подчёркивается изменяющейся пластикой облицовки, что вносит «ноту» пластического разнообразия и некоторой живописности в композицию фасадов палаццо. Немаловажную роль в сложении художественного образа этого дворца играет и изумительный по красоте ордерный карниз, хорошо соотнесённый с размерами здания.

Продолжением темы облегчающегося по нарастанию вверх руста может являться фасад палаццо Гонди архитектора Джулиано да Сангалло (начато в 1490 г.). В композицию фасада этого дворца введены клинчатые архивольты, обрамляющие окна второго яруса, что, безусловно, обогатило плоскость фасада. В композиции фасада этого дворца, так же как и в вышеназванных палаццо Пацци, Питти, Медичи, отсутствует ясно выраженная ось симметрии в виде пластически проработанного портала. Очевидно, что на данном этапе развития флорентийской дворцовой архитектуры такая художественная задача ещё не ставилась.

В палаццо Строцци (начато в 1489 г.) эта проблема решена чётко намеченным центром композиции в виде входного портала здания, что может расцениваться как важный шаг в развитии композиционной структуры фасада флорентийского палаццо. Создатели дворца (Дж. да Сангалло, Майано и Кронака) в этой работе использовали руст применительно ко всем трём этажам здания, при этом пластика облицовки камнем облегчается снизу вверх. Безусловно, в эту пору подобные решения уже являлись признаком некоторого архитектурного консерватизма. Но факт обращения к приёму сплошной рустовки фасадов сооружения – свидетельство стойкости архитектурных традиций и бережного отношения к ним.

Так, родившийся в беспокойную пору гражданских усобиц, впервые применённый к фасадам средневековых построек и призванный поначалу служить оборонительным целям, приём облицовки стен жилища мощным рустом был взят на вооружение флорентийскими зодчими XV века и развился в чрезвычайно богатую систему организации и декорирования фасада аристократического палаццо. Именно разнообразие вариантов рустовки фасадов является, пожалуй, самой характерной чертой флорентийского дворцового зодчества эпохи кватроченто, и именно эта особенность – главное его художественное достижение и наиболее ценный вклад в развитие мировой архитектуры.

Решение фасада дома Джованни Ручеллаи является новым звеном в эволюции архитектуры флорентийских дворцов XV века (начат в 1446 г.). Зодчий Альберти использует очень плоский руст из гладко отшлифованных камней и приём обработки фасада ордером в виде пилястр, поэтажное расположение которого вызывает в памяти распределение ордера на стенах Колизея. Архитектор, известный как глубокий знаток античного зодчества, в этой работе использовал ордер по законам так называемой изобразительной тектоники. По сути дела, вертикальные и горизонтальные членения фасада не играют никакой конструктивной роли – это, прежде всего, декоративные элементы «гармоничного, элегантного рельефного покрова, лишённого, однако, глубины и словно накинутого на здание. Даже использованный здесь плоский руст на поверку оказывается чистой мистификацией, так как каменное украшение было наложено уже по завершении строительства, и вертикальные и горизонтальные бороздки между плитами не соответствуют размеру бутовой кладки» [1: 175].

Первая четверть XVI столетия – удивительный в развитии всей итальянской архитектуры период, пронизанный духом целеустремлённого поиска и больших художественный открытий. Новации, ярко проявившиеся в это время в архитектурном сознании Рима и Венеции, обнаруживаются и на флорентийской почве. Во Флоренцию, развивавшуюся до сего момента обособленно, стали проникать римские архитектурные идеи, которые пошатнули привычные представления об организации главного фасада городского дворца.

Перелом в эволюции флорентийского дворцового зодчества произошёл с момента появления во Флоренции палаццо Пандольфини, проект которого был разработан в 1520 г. живописцем Рафаэлем, а реализован Джан Франческо Сангалло. В композиции дворца отказ от сплошной обработки фасада рустом (рустованы только углы здания), появление окон с треугольными и лучковыми фронтонами вместо окон-бифориев – это свидетельства смены архитектурно-художественных предпочтений, пришедшей на флорентийскую почву как результат нового «социо-культурного заказа». Об этом проекте Рафаэля Е. И. Ротенберг пишет: «Без форсировки ордерных элементов, выразительностью объёма в сочетании с благородной простотой композиционных членений, гладью стен, энергично оттенённой рустованной вставкой входного портала и отдельными тонко обработанными деталями (карниз, оконные наличники) он добился впечатления ясности и гармонии» [2: 26].

Очень скоро архитектурные «новинки» палаццо Пандольфини были «занесены в реестр самых модных» и стали знаком столичного «лоска», к которому отныне стремился флорентийский нобилитет, заказывавший архитекторам фасады своих жилищ, похожие на палаццо Пандольфини. Одно из первых творческих переосмыслений идей Рафаэля – палаццо Бартолини архитектора Баччо д’Аньоло (начато в 1520 г.). Главный фасад этого небольшого трёхэтажного дома имеет всего лишь три оси, решён в крупном масштабе с использованием в оконных обрамлениях ордерных элементов, а также треугольных и лучковых фронтонов. Характерно наличие рустованных углов сооружения – непременное в этот период условие решения практически любого городского жилища в Италии, что говорит об устойчивом внедрении римского архитектурного опыта в практику дворцового строительства Флоренции. Всё же при наличии в композиции фасада здания мотивов римской жилой архитектуры дворец воспринимается как вариант провинциального подхода к решению городского дома. Это происходит из-за некоторого увлечения автором архитектурно-скульптурными деталями, применёнными в изрядном количестве в небольшом по размерам фасаде. Очевидно, являясь ещё и известным во Флоренции резчиком по дереву, Баччо д’Аньоло считал необходимым использовать своё скульптурное дарование и в архитектурных проектах.

Интересная интерпретация «стиля Баччо д’Аньоло» – палаццо Лардорель архитектора Джованни Дози (начато в 1580 г.). Постройка, созданная через шестьдесят лет после палаццо Бартолини, являлась по внешнему облику вполне актуальной для своего времени, что может расцениваться как факт большой популярности творчества Баччо д’Аньоло даже спустя несколько десятилетий. Объяснить этот феномен можно лишь тем, что фасады подобных дворцов выглядели вполне «римскими», то есть организованными с использованием языка римского дворцового зодчества. Применение метода «эволюционного ряда», состоящего из наиболее показательных решений фасадов флорентийских палаццо XV-XVI вв., продемонстрировало отчётливую тенденцию флорентийского дворцового зодчества к восприятию идей римской дворцовой архитектуры. Идеи Рафаэля, предложенные им в проекте палаццо Пандольфини и развитые затем Баччо д’Аньоло, положили начало стойкому процессу постепенной «римизации» арсенала художественных средств флорентийской дворцовой архитектуры. К концу эпохи Ренессанса этот процесс привёл к полной трансформации архитектурного мышления Флоренции в области жилищного строительства и окончательному утверждению римского типа городского дома, максимально выражающего архитектурный дух столицы государства.

Библиография

  1. Крести К. От изобретения перспективы до строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре // Флоренция / С. Бьетолетти, Э. Капретти, М. Кьярини, К. Крести. М.: Слово / Slovo, 2005. 528 с.

  2. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М.: Искусство, 1967. 123 с.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.