elima.ru
Мертвечина
СтатьиАрхитектурные памятники

Петербург конца XVIII – начала XIX века в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена

Г. Н. Комелова

К началу XIX века Петербург, выросший за одно столетие со сказочной быстротой, превратился в один из красивейших городов мира. Прекрасное расположение на берегах полноводной Невы, широкие площади и прямые, как стрелы, проспекты, строгие гранитные набережные, величественные здания, возведенные по проектам талантливых архитекторов, зелень садов, многочисленные каналы, живописные острова – все это вместе взятое придавало городу неповторимое своеобразие и очарование. Строгая и стройная красота великолепной Северной Пальмиры, как часто называли Петербург в то время, глубоко и сильно воспринималась современниками. Многие поэты, писатели, художники, как русские, так и иностранные, запечатлели в своих произведениях облик города.

Среди многочисленных иностранных художников, живших в России на рубеже XVIII—XIX веков и посвятивших свое творчество изображению Петербурга и русского быта того времени, особое место занимает швед Бенжамен Патсрсен (1750—1815). Его по справедливости называют «наиболее одаренным и лиричным из иностранных изобразителей» северной столицы русского государства.

Патсрсен родился в шведском городе Варберге, учился в Гетеборге у С. Фика в цехе художников-живописцев, а в конце 1770-х годов переехал в Прибалтику. К 1787 году, когда художнику было 37 лет, относится первое упоминание о нем в Петербурге – в этом году Патсрсен помещает в газете «Санкт-Петербургские ведомости» объявление, где сообщает свой адрес всем желающим заказать у него картины и рисунки. С этого времени и до конца своих дней, то есть почти 30 лет, Патсрсен живет в Петербурге. Покоренный красотой этого города, он отказался от работ в других жанрах, и все свое творчество посвятил его воспеванию. Большое наследие художника включает около ста видов Петербурга, в том числе свыше тридцати живописных полотен. В собрании Государственного Эрмитажа хранится самая большая коллекция произведений Патерсена, созданных в Петербурге,– лучшие из них, исполненные в акварели и гравюре, вошли в настоящую подборку открыток. Наиболее плодотворными и интересными в творчестве Патерсена были 1790-е – начало 1800-х годов. К этому периоду относятся его превосходные гравированные листы и почти все из известных в настоящее время акварелей, выполненные по заказу императорского двора и частных лиц. Среди них – большая серия гравюр 1799 года, им самим раскрашенных, с изображением набережных Невы и серия акварелей 1799—1801 годов.

В отличие от многих иностранных художников-видописцев, которых в большинстве своем привлекала чисто внешняя сторона, Па-терсену присуще лирическое восприятие Петербурга. Художник сумел почувствовать всю прелесть и своеобразие города и блестяще передать в своих работах его строгий облик, его прославленные архитектурные ансамбли, а также характерные черты городской жизни Петербурга рубежа XVIII—XIX веков. И в этом он близок к ряду русских художников, работавших в начале XIX века, в частности Ф. Я, Алексееву и А. Е. Мартынову, виды Петербурга которых являются одной из ярких страниц в истории русского искусства.

Художник правильно понял, что особое очарование городу придают многочисленные каналы и реки. Поэтому в большинстве случаев он так выбирает точку зрения, чтобы на первом плане была либо Нева, либо один из каналов с гранитными набережными или разнообразными и очень красивыми по рисунку решетками. На акварели «Английская набережная у Сената» большую часть листа занимает широкая гладь Невы. Слева – уходящая в глубину набережная. Лист наглядно показывает, что Нева в те годы была главной и самой оживленной артерией города – многочисленные парусные суда стройными силуэтами выделяются на фоне неба и отражаются в зеркале воды, так же как различные баржи и стоящие у гранитных причалов лодки и гребные катера. Как правило, Патсрсен свои изображения строит композиционно так, что большую половину листа занимает небо, на фоне которого четко выделяются отдельные здания, купола и шпили многочисленных соборов и колоколен, разнообразящих общую панораму города. Такое построение позволяет еще больше подчеркнуть величие Петербурга, широко раскинувшегося на берегах Невы.

Работам Патерсона присуще удивительное чувство цвета. Даже гравированные листы художника, исполненные в легкой очерковой манере, как правило, раскрашены им самим от руки, что роднит их с оригинальными акварелями. Произведениям Патерсена свойственна сдержанность колорита, органически связанного со строгостью Петербурга, со своеобразной прелестью его суровой северной природы. Большая часть листов художника выполнена в серо-голубой и золотистой гамме. Легкими, едва уловимыми мазками он дает нежные переходы одного цвета ю другой, достигая при этом очень характерного для него в целом благородства сочетаний тонов.

Работы последних лет – конца 1800-х – начала 1810-х годов – свидетельствуют о возросшем мастерстве художника. Они более техничны и виртуозны. Наиболее характерен в этом плане блестящий по исполнению и раскрашенный автором лист «Набережная Невы от Летнего сада до Мраморного дворца от Петропавловской крепости» (из серии гравюр 1806 года).

Важно отметить, что почти все известные архитектурные памятники второй половины XVIII века отображены в работах Патерсена: мы видим на его листах здания Академии художеств и Академии наук, Эрмитажа, Таврического дворца и Михайловского замка. Гостиного двора и многие другие. Изображал художник не только центральные районы города с его прославленными архитектурными ансамблями, но и далекие окраины с загородными дачами или деревянными домиками и незамещенными улицами (как, например, на листе «Вид на Таврический дворец со стороны Охты»). Особого внимания заслуживают многочисленные фигурки горожан, заполняющие листы художника, любопытнейшие жанровые сценки – они оживляют городской пейзаж и много рассказывают о повседневной жизни города тех лет. Произведения Патерсена дают также представление о «городском транспорте» того времени. Мы видим нарядные кареты, дрожки с извозчиками на козлах, доверху нагруженные телеги. Разнообразен и «водный транспорт», широко распространенный в те годы: парусники, небольшие суда с высокими мачтами, лодки, гребные катера.

Верность натуре, наряду с поэтическим восприятием города, придает особую ценность наследию Патерсена и позволяет изучать архитектуру и быт Петербурга рубежа XVIII—XIX веков по его произведениям.


Дворцовая набережная у Мраморного дворца от Петропавловской крепости. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 51,5x65,5 Государственный Эрмитаж
На первом плане справа – бастион Петра I (строительство в камне началось в 1717 году, архитектор Д. Трезини; облицован гранитом в 1779—1783); в глубине за Невой – панорама Дворцовой набережной: слева – служебный корпус Мраморного дворца (1780—1788, архитектор П. Е. Егоров); Мраморный дворец (1768—1785, архитектор А. Ринальди); дом А. Кантемира (строился с 1721, архитектор В. В. Растрелли); далее – жилая застройка второй половины XVIII века. Набережные Невы одеты в гранит в 1763—1767.


Садовая улица у Никольского собора и рынка. 1800
Бумага, тушь, перо и акварель. 61,6×96,6 Государственный Эрмитаж
На первом плане слева – набережная Екатерининского канала (облицована гранитом в 1764—1790-е годы) и Пикалов мост с обелисками для фонарей (1780-е годы), за каналом – здание Никольского Морского собора (1753—1762, архитектор С. И. Чевакинский); справа за Никольским мостом через Крюков канал вдоль Садовой улицы – здание Никольского рынка (1788—1789).


Английская набережная с Васильевского острова (111 часть). 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,0×64,0 Государственный Эрмитаж
На первом плане – берег Васильевского острова у 12-й – 13-й линий; в глубине за Невой – застройка набережной начала XVIII века; справа на углу Ново-Адмиралтейского канала – каменный двухэтажный дом с мезонином в три окна Н. А. Демидова (1736—1738); четвертый дом от угла – корабельного мастера Ивана Немцова (1716); слева от него – дом строителя Вышневолоцкого канала Михаила Сердюкова (начало XVIII века, позже перестроен); справа от канала – Галерная верфь (1712).


Вид на Таврический дворец со стороны Охты. 1799
Бумага, тушь, перо и акварель. 62,5×96,5 Государственный Эрмитаж
На первом плане – правый берег Невы и загородные дома второй половины XVIII века. Слева за Невой – Таврический дворец (1783—1789, архитектор И. Е. Старов).


Набережная Невы от Литейного двора до Марсова поля с Петербургской стороны. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,0×65,6 Государственный Эрмитаж
На первом плане – берег Петербургской стороны; в глубине панорамы – застройки Гагаринской и части Дворцовой набережных; в центре – Летний сад (заложен в 1704 году, решетка сооружена в 1771—1784, архитекторы Ю. М. Фельтен и П. Е. Егоров); слева от сада, на углу Фонтанки у Прачечного моста (1766—1769) – дом Ф. В. Баура (1781—1784, архитектор Ю. М. Фельтен); левее – жилая застройка и здание Литейного двора (сооружен в 1711, перестроен в камне в 1730-х годах).


Невскис ворота Петропавловской крепости и Комендантская пристань. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,2×63,8 Государственный Эрмитаж
На первом плане – Комендантская пристань Петропавловской крепости (сооружена в граните в 1774—1775, архитектор Д. Смо-льянинов, инженер Муравьев); слева – стена крепости и Невские ворота (сооружены в 1730-х годах, фасад на Неву перестроен в 1784—1787, архитектор Н. А. Львов); в глубине – бастион Петра I; за Невой – застройка Сампсониевской набережной со зданиями Медико-хирургической академии (строительство началось в 1716 – 1717 годы, архитектор Д. Трезини); виден Воскресенский понтонный мост через Неву (существовал на этом месте с 1786 по 1803 год).


Сенная площадь. I 799—1801
Бумага, акварель, тушь, перо. 57,0×94,5 Государственный Эрмитаж
В центре – площадь Сенного рынка, возникшего в 1737 году; в глубине – Успенская церковь (1750—1760-е годы); слева на первом плане – здание Каменного рынка, построенного во второй половине XVIII века; справа – жилые дома того же времени.


Михайловский замок со стороны площади Констабль. Около 1801
Бумага, тушь, перо и акварель. 57,5×94,2 Государственный Эрмитаж
В центре – Михайловский замок (1797—1800, архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна); перед ним – памятник Петру I (отлит в 1745—1747 годы, установлен в 1800 году, скульптор К. Б. Растрелли); справа – угол одного из двух тождественных павильонов, оформляющих въезд на территорию замка (1798—1800, архитектор В. И. Баженов); справа, в глубине за Фонтанкой – особняк Пашковых с портиком и треугольным фронтоном (конец 1780-х годов), рядом с ним – дом Е. И. Вадковской (1787—1790).


Михайловский замок со стороны набережной Фонтанки. 1801
Бумага, тушь, перо и акварель: 57,7×94,2 Государственный Эрмитаж
На первом плане набережная Фонтанки (облицована гранитом в 1780—1789); справа – здание Михайловского, замка (1797—1800, архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна); в глубине – один из двух павильонов, оформляющих въезд на территорию замка (1798—1800, архитектор В. И. Баженов); слева – угол дома конца XVIII века.


Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру I. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,2×63,6 Государственный Эрмитаж
В центре – памятник Петру I «Медный всадник» (1768—1778, скульптор Э. М. Фальконе и его помощница М. А. Колло, исполнившая голову Петра I). Пьедестал из огромного гранитного валуна – «гром-камня» и решетка вокруг памятника (существовала до 1903 года) исполнены по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. Слева – старое здание Сената; справа за Невой – Академия художеств (1764—1788, архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот) и жилая застройка Васильевского острова; справа на переднем плане – часть портика гауптвахты у Адмиралтейства.


Набережная Невы от Летнего сада до Мраморного дворца от Петропавловской крепости. 1806
Бумага, гравюра очерком, акварель. 69,1×79,0 Государственный Эрмитаж
Слева – угол бастиона Петра I (строительство в камне началось в 1717 году, архитектор Д. Трези ни; облицован гранитом в 1779—1783); за Невой – панорама набережной: слева направо – дом Ф. В. Баура (1781—1784), Летний сад (заложен в 1704 году, решетка установлена в 1771—1784, архитекторы Ю. М. Фельтен и П. Е. Егоров), Верхне-Лебяжий мост (1767—1768, архитектор Ю. М. Фельтен (?)), дом И. И. Бецкого(1784, архитектор И. Е. Старов), дом Ф. Гротена – Н. И. Салтыкова (1784—1788, архитектор Д. Кваренги), служебный корпус Мраморного дворца (1780—1788, архитектор П. Е. Егоров), Мраморный дворец (1768—1785, архитектор А. Ринальди).


Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острона. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,5×64,8 Государственный Эрмитаж
На первом плане справа – портик не сохранившегося до наших дней – здания Биржи на Стрелке Васильевского острова (1783, архитектор Д. Кваренги, здание разобрано в начале XIX века в связи с утверждением нового проекта Тома дс Томона); в глубине – застройка Дворцовой набережной: слева направо – Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Д. Кваренги), Старый Эрмитаж (1771—1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Малый Эрмитаж (1764—1775, архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот), Зимний дворец (1754—1762, архитектор В. В. Растрелли). За портиком – корпуса старого Адмиралтейства (1727—1738, архитектор И. К. Коробов).


Английская набережная с Васильевского острова (I часть). 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,5×65,6 Государственный Эрмитаж
На первом плане – набережная у Съездовской линии Васильевского острова; слева – угол здания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса (1720-е годы, архитектор Г. Шедель); в глубине за Невой – жилая застройка набережной второй половины XVIII века: слева – часть здания старого Сената; рядом – особняк Строгановых; в центре, с крыльцом-подъездом – дом Воронцова-Дашкова (1736—1738, перестроен в 1770-е годы).


Английская набережная с Васильевского острова (II часть). 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,6×64,6 Государственный Эрмитаж
На первом плане – берег Васильевского острова у 8—9-й линий. За Невой вдоль набережной – жилая застройка второй половины XVIII века. В центре, с портиком – дом Иностранной коллегии (1782—1783, архитектор Д. Кваренги, перестроен из дома Б. А. Куракина, сооруженного в 1750-х годах по проекту архитектора М. А. Башмакова). Хорошо виден Крюков канал, впадавший в Неву, и высокий подъемный мост через него (1788, существовал до 1847 года; архитектор И. Е. Старое). Английская набережная облицована гранитом в 1767—1788 годах.
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.