elima.ru
Мертвечина
СтатьиТеория и практика архитектурного проектирования

Двор как феномен городской среды

Н. В. Тиняева (МАРХИ)

Аннотация

Статья посвящается рассмотрению жилой среды как информационного потока, который соотносится с сознанием человека и позволяет ориентироваться в мире. Двор – старейший элемент жилой среды, который отражает мировоззрение человека – понимание мира. Рассматривается влияние картины мира и потребностей человека на пространственные решения жилой среды в разные периоды развития человечества. Рациональное сочетание информационных потоков каждого элемента среды вызывает комфортное ощущение у человека, чувство гармонии, красоты.

В результате интернационализации архитектуры по всему миру, большинство подобных логических связей было утеряно. Поэтому сегодня существуют понятия "тяжелой" обстановки, или место "давит". Современной архитектуре необходимо возобновить логику построения жилого пространства, опираясь на генетически наследуемые архетипы и человеческие пропорции. Для этого нужно исследовать исторический опыт проектирования в данной местности и определить логически обоснованные особенности каждого региона для дальнейшего использования этих принципов в современной архитектуре.

Введение

Архитектура, являясь посреднической средой между природой и человеком, как бы вырастала из первой, отражая непосредственно всю палитру человеческих факторов, включая потребность в здоровье, безопасности, жизнедеятельности, отдыхе, духовном развитии и многое другое. Архитектура возникает там, где появляется человек, и отражает его мировоззрение, восприятие мира и себя как такового.

Человек с момента своего зарождения всегда пытался понять причины и истоки своего существования и существования окружающего мира в целом. Поэтому архитектура выражала не только материальные, но и духовные потребности человека в понимании мира. Смена картин мира – космоцентризм, теоцентризм, гуманизм, романтизм – отражались напрямую в образном, символичном облике архитектуры, формируя среду, соответствующую духовному состоянию общества и в то же время влияющую на него. Как реализовывалось это понимание мира в архитектуре? Человек посредством второй природы создавал информационную базу, которая помогала ему ориентироваться в мире, была опорой его сознания и существования.

В XX веке в силу интернационализации были утеряны многие логические связи архитектурной среды и человека в разных странах и у разных народов. Как результат, современное общество за последнее столетие обросло огромным количеством психологических болезней. На данном этапе развития, человечество ищет новую систему мировоззрения, отвечающую и на достижения современной науки, и на неизменно существующие потребности и понятия человека. Все чаще возникает термин не просто архитектуры или застройки, а архитектурной среды. Необходимо осмысление духовной составляющей архитектуры, не противоречащее объясненным наукой явлениям. Понимание взаимного влияния мировоззрения человека и архитектуры выходит на передний план. Но как ощутить это воздействие?

Все, что нас окружает (и природа, и люди, и архитектура), воспринимается нами как информация. Все несет свою информацию: новое и старое, натуральное и искусственное, гармоничное и конфликтное и т.д.

Таким образом, архитектура формирует информационный поток, определяющий состояние человека в ней. Каждый элемент, форма, пространство, материал несет информацию. Система таких элементов и объектов создает микромир, обладающий определенным характером воздействия на духовное и физическое состояние человека. Этот характер может быть различен на всех уровнях структуры человеческого мира: в отдельном доме, внутреннем дворе, районе, городе, стране и даже материке. (Рис. 1)

image

Рис. 1. Система «Человек-Архитектура-Природа»

Это не значит, что при проектировании каждого объекта можно рассчитать этот информационный поток или вывести формулу, однако рациональное проектное решение, тактично отражающее все культурное напластование местной архитектуры, отвечающее функциональным и эстетическим принципам, создает комфортный гармоничный микромир для человека.

Не случайно в статье часто упоминается термин «гармония». На данном этапе развития общества это сложное понятие, которое применимо и к природе, и к архитектуре, и к человеку. Некоторые направления современного искусства в разных жанрах позиционируют себя как нигилистические – против «классики». Но под гармонией понимаются не конкретные формы и элементы, а сочетание различных элементов в едином, обязательно имеющем смысл (а то, что имеет смысл – красиво) образе, понятном сознанию человека. И архитектура способна его создать.

Так, если архитектурный ансамбль вызывает состояние гармонии, психологического комфорта и ощущения красоты, не говорит ли это о том, что его символико– информационный поток совпадает с биологически заложенными принципами пропорций человека (в нем как в существе природном), генетически наследуемыми архетипами (памяти поколений), мироощущением и пониманием себя и окружения.

Чаще всего такое состояние человек достигает лишь в исторической среде. Современная же зачастую вызывает ощущение дискомфорта, а иногда даже – и отторжения. Современная архитектура не отдает себе отчета в создании описанного информационного фона, из-за чего и возникают психологические болезни отдельных людей и общества в целом.

Исторический опыт позволяет научиться логическому построению пространства, если проследить изменение мировоззрения и архитектуры в различные периоды развития человечества.

Двор как текст

В жилом пространстве понятие среды наилучшим образом соотносится с понятием двора. Это особое пространство на протяжении развития различных цивилизаций отражало потребности общества и его духовное состояние. В специализированной литературе под словом двор понимается некое пространство в непосредственной взаимосвязи с жилым домом (домами), служащее местом обеспечения различных потребностей человека. Основные (вечные) потребности человека – это, прежде всего, потребность в пище, жилье, духовных ценностях. К духовным ценностям можно отнести отражение понимания мира, генетически заложенных архетипов, а главное – общение. Эти потребности позволяют сохранять духовное состояние человека в равновесии, что обеспечивает сохранение здорового общества в целом.

Любой элемент – цветовое пятно, форма, объект действуют на подсознание человека как текст. Они соотносятся с системой ценностей, восприятием мира и себя, накопленными знаниями, генетически усвоенными культурными образами, и передают информацию в форме информационного потока. Поэтому появились выражения, что место «давит», или «тяжелая» обстановка. Комфортная же жилая среда – это точное отражение культурных наслоений в истории определенного общества или семьи, и человека как природного организма.

Таким образом, можно так определить причины возникновения дворового пространства (Рис. 2):

  1. Духовная потребность в отражении мировоззрения (созданием образов и символов).

  2. Психологическая потребность в соотношении с пропорциями природы и человека, как его части, ориентации в пространстве.

  3. Социальная безопасность – ощущение единомыслия, обеспечение общения (обмена информацией и энергией).

  4. Психологическая защита – система преград (материальных и символичных).

  5. Физическая защита – укрытие от природных и климатических неблагоприятных условий.

image

Рис. 2. Потребности, формирующие феномен двора

Эволюция дворового пространства

Первым типом жилища, как известно, были пещеры (убежища). Они обеспечивали защиту от врага и природной стихии. То есть здесь первостепенную роль играла функция защиты и духовной безопасности. Говорить о возникновении двора как типа пространства здесь довольно тяжело, однако нельзя отрицать наличие центральной части. Центральным местом становится огонь (что сохраняется на долгое время), который служит местом объединения людей, определяет их общность. Символика многочисленных скальных росписей до сих пор вызывает споры ученых и исследователей. Некоторые археологи высказали догадки о том, что думали люди времен палеолита о мире или о своем месте в нем, основанные на пещерных рисунках, резьбе и статуэтках, относящихся к самым ранним религиозным и колдовским обрядам, однако они остаются всего лишь предположениями.

Некоторые считают, что таким образом человек отдает дань уважения животным, которые служат пищей для него, другие утверждают, что это способ привлечения удачи на охоте.

Человек только начинает осознавать себя и природу вокруг. Все происходящие явления для него необъяснимы, потому божественны и требуют поклонения и жертвоприношения. Однако жилище выполняет не только духовную защиту, но и физическую (от солнца, ветра и дождя) в зависимости от климата. Наиболее древними видами искусственных сооружений первобытного человека были шалаш и землянка. Шалаш являлся распространенным типом жилища индейцев и кочевых племен. Он легко переносился, имел простую конструкцию и вполне удовлетворял нехитрым требованиям кочевого образа жизни охотников.

Внутри шалаш делился на зоны, а центральным местом был очаг, для которого делалось отверстие в перекрытии шалаша. Это место служило местом для принятия пищи, общения, обогрева. Шалаши ставились близко друг к другу также для выполнения функции психологической и физической защиты. Пока все люди равны и делят себя только по возрасту и полу, потому и жилища их выглядят одинаково. Символика же жилища отражалась в изображениях злых и добрых духов, защищающих семью.

Одной из разновидностей каркасных сооружений являются жилища на сваях. Окружение водоемом или болотами обеспечивало защиту. Основным фактором формирования подобного жилища были все-таки природные и климатические условия. На открытой местности без естественных скальных навесов палеолитические охотники строили полуземлянки или землянки, т.е. жилища с жестким, часто куполообразным каркасом, углубленные в землю.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что первые жилища, создаваемые людьми, отвечали прежде всего двум потребностям: сохранению жизни (защите) и ориентации в мире. (Рис. 3)

image

Рис. 3. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище древнего человека на примере трех типов жилищ: пещеры, вигвама и землянки. План жилища, углубленного в материк. План пещеры

С разложением первобытнообщинного строя и образованием классов возникали государства, основанные на использовании рабского труда. Древнейшие рабовладельческие государства – Египет и Месопотамия. Природные и климатические условия, с одной стороны, и культ загробного мира – с другой, во многом определили облик архитектуры этих государств.

Народы Востока, столь усердно заботившиеся о долговечности религиозных и погребальных памятников, в отношении своих жилищ довольствовались удовлетворением своих собственных потребностей. Особенностью было соотношение масштабов жилой и культовой архитектуры: небольших жилых домов и огромных пирамид, отражающих восприятие человеком себя, как ничтожной песчинки этого мира. Теперь не было жизненной потребности в объединении жилища на целый род или общину. Наличие государства предполагало существование защиты населения от врагов или междоусобиц. Система добывания пищи также теперь носила более организованный характер. Однако функция двора, как места общения или обмена информацией, осталась от первобытного строя.

План египетского дома – это замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора. На крыше устроена терраса, где обитатели дома ночуют в жаркое время. Комнаты группировались вокруг внутреннего дворика с верандой, обращенной на север. Мощные наружные стены без проемов, как и в первых жилищах человека – защита, только теперь от жаркого палящего солнца и пыльных бурь – ответ климатическому воздействию.

Разделение на классы определило появление нескольких типов жилища: бедных, богатых и фараона или царя. Развитие геометрии и астрономии также нашло свое отражение в архитектуре. Планы египетских дворов рациональны и зачастую симметричны, что отражает понимание мира, как выверенной до миллиметра системы. Было выведено требуемое соотношение высоты двора к его длине, для создания максимально затененной территории. Он занимал центральное место в доме и имел правильные пропорции. А поскольку многие природные явления обожествлялись, структура жилого дома, отвечающая им, также носила символический характер (ориентация, форма, символика).

Жилища Месопотамии во многом определялись похожим мировоззрением, как в Египте (часто были перекрыты полусферическим куполом, иногда повышенного типа, с отверстием для воздуха в зените). Они во многом были развиты из шалаша с центральным местом для очага, что прослеживается во многих описаниях греческих авторов.

Особенностью является то, что план двора зачастую не симметричен. Единственная цель – вмещение всех потребностей человека при гармоничном соединении с природой. Планировка органично вписана в рельеф, поэтому не имеет четкой прямоугольной структуры. Главной функцией сооружений постоянно воюющих народов Месопотамии была защита. Подобный тип дома с замкнутым двором полностью отвечал ей.

В богатых домах встречается несколько дворов с различными функциями (парадный, скотный, хозяйственный). Существует мнение ученых, что двор также использовался и для ритуалов, для чего часто в центре располагался водоем (служа одновременно для охлаждения воздуха). Эта функция определяла его размеры и планировку, с достаточным проходом по периметру.

Таким образом, эти исторические типы жилых дворов подтверждают зависимость формирования дворового пространства от вышеизложенных потребностей. Сформированный «восточный» тип дома и двора был продиктован климатом (физическая защита) и религией (духовная потребность). Сам двор в течение долгого времени оказывал влияние на поведение человека, сохранив основные черты в жилище многих азиатских стран. (Рис. 4)

image

Рис. 4. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище Древнего Египта и Месопотамии. Органичная планировка застройки Месопотамского города. План и разрез египетского жилого дома. Разрез жилого дома Междуречья

Основу Греции составляли многочисленные города – полисы. Многие из полисов являли собой ярко выраженный тип рабовладельческой демократии. Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки. В Греции зародился новый тип мировоззрения – философия. Стремление к гармонии и совершенствованию, равновесию и красоте, поиск идеала в человеке определили предпосылки в появлении столь продуманных и выверенных ордерных систем, которые используются в архитектуре и по сей день. Сосуществование философской мысли вместе с мифологией определило сочетание рациональной стоечно– балочной структуры с мифологическими сюжетами в декоре здания. Но даже в декоративном убранстве сооружения должна прослеживаться логика, как описано у Витрувия.

Появляется понятие отдельной личности, человека как существа социального, потому на передний план выходят потребности в познании, общении, развитии. Функцию общения выполняли общественные зоны и здания в городе, а жилой архитектуре придавалось меньшее значение. Однако она создавала комфортную психологическую среду посредством правильных пропорций (золотого сечения) и тектоники, которым люди научились у природы. Взаимосвязь с природой у греков очень тесная, что и отразилось в мифах и ритуалах и, как следствие, в пропорциях и символике.

Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость: все помещения обращены к внутреннему дворику – пастадный тип. Замкнутая структура жилого дома, прежде всего, определялась климатическими условиями. Двор обеспечивал инсоляцию жилых помещений. В дальнейшем структура дома с двориком сохраняется, но «пастада» заменяется «перистилем». Обычно дом разделялся на две половины: мужскую и женскую, и каждая имела свой внутренний двор, окруженный с трех сторон колоннами. Двор носил парадный характер и служил, в основном, для приема гостей и проведения пиров. (Рис. 5)

image

Рис. 5. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище Древней Греции. Общий вид дворика жилища Древней Греции. Аксонометрия структуры греческого жилого дома. Фрагмент постройки греческого города. План и разрез городского жилого дома Древней Греции

Римская цивилизация заимствовала многие достижения Греческой культуры, в первую очередь ордер. Основным типом жилища был домус – атриумный дом. Парадной, официальной частью был атриум. Изначально в центре был очаг и отверстие в кровле для выхода дыма. Позднее он был заменен водоемом – имплювием, в который стекалась дождевая вода.

Атриум был центром дома и самым священным местом, где собиралась вся семья, готовили пищу, проходили все важные семейные события, обряды, под портиками атриума помещались портреты предков. Таким образом, его структура, прежде всего, определялась климатом (защитой от солнца) и четким функциональным зонированием и планировкой.

Позже римляне заимствовали перистиль у греков и стали создавать более открытые дворы, но они по-прежнему оставались парадными помещениями, а во второй части дома располагался перистиль. (Рис. 6)

image

Рис. 6. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище Древнего Рима. Общий вид жилища Древнего Рима. План римского городского жилого дома. Аксонометрия жилого дома. Разрез городского жилого дома Древнего Рима

Распад Римской империи считается началом эпохи феодализма. Это определялось общностью социально-экономического развития и общей идеологической основой – религией. Христианство было объявлено государственной религией. На передний план выходит новая картина мира – теоцентризм. Эти факторы сформировали общие черты в архитектуре для данного периода: распространение крепостных сооружений, монашеские комплексы и развитие основного типа сооружения – храма.

Вся социальная и религиозная жизнь человека и общества протекала либо внутри храма, либо возле него – на площади. Храм всегда был самым высоким и значительным сооружением в городе. Жилая среда перестала нести религиозную функцию, теперь все обряды проводились исключительно людьми церкви, в ее пределах. Функцию общения и даже обучения и воспитания также выполняла церковь. Таким образом, большинство функций жилого двора перешло к центральной площади города, монастыря или крепости перед храмом. (Рис. 7)

Античный дом не имел окон, выходящих на улицу. В средние века стены жилого дома остаются глухими, поскольку опять на первый план выходит физическая безопасность. В средневековье сильно повышается плотность застройки, дом может иметь по одной комнате на этаже, поэтому для двора на участке очень редко оставалось место.

Начиная с романской эпохи, в жилом доме главным помещением является большой зал, центр домашней жизни, в котором собираются не только семья, но также ученики, прислуга, одним словом, то, что называлось тогда «весь дом». Во двор обычно выходила лавка, в нем иногда находились кухни и сарай для экипажа, почти всегда колодец и отхожие места.

image

Рис. 7. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище христианина. Общие виды средневековых городов. Фасад и разрез жилого дома

Средневековый период в странах Ближнего и Среднего Востока совпадает с развитием и укреплением в них феодализма, распространением единой государственной религии – ислама. Исламизация завоеванных стран шла вместе с их политическим подчинением. Культура арабов периода завоеваний, как правило, была ниже культур покоренных стран. Развитие местных традиций имело решающее значение в развитии арабо-мусульманской культуры. В архитектуре местные строительные традиции сочетались с требованиями, выдвигаемыми централизованной феодальной властью и новой религией. Появляются новые типы зданий: мечети, минареты, медресе.

Арабское жилище обладает поразительным сходством с римским домом. Но здесь еще в большей степени, чем в римском доме, проведено разделение между приемными комнатами и жилыми: гарем всегда является совершенно отдельной частью.

Благодаря чисто восточной замкнутости внешний фасад имеет в нижнем этаже только один проем – входную дверь. Лишь в верхних этажах выходят на улицу решетчатые балконы. Окна обращены, по возможности, во внутренний двор. Такая структура отвечала и климатическим особенностям большинства стран: палящему солнцу и пыльным бурям. Дом обращен во внутренний двор с колоннами по периметру и водоемом или фонтаном в центре для ритуального омовения. В нем проходили ритуалы, торжества, собиралась семья и т.д. Очень важным элементом архитектуры была непосредственно исламская символика.

Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана и орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. (Рис. 8)

image

Рис. 8. Характер и степень влияния 5 потребностей на жилище мусульман. Разрез жилого дома. Общий вид улицы. План жилого дома. Фасад. Организация движения тепла в восточном жилом доме

Таким образом, с отказом от мифологического мировоззрения и переходом к единобожию, обеспечение духовных потребностей в христианстве отошло к церкви, а в исламе, наоборот, сконцентрировалось внутри двора.

Эпоха Ренессанса знаменуется возрождением философских и, как следствие, архитектурных принципов древней Греции и Рима. Архитектура Возрождения возникает на пересечении культуры Средневековья и Античности. Постепенно сформировалась структура жилого дома, совмещающая в себе обе культуры. И снова роль личности имеет огромное значение. Человек больше не песчинка мира, он – индивид! Главная идея – гармоническое совершенствование личности, что напрямую отражается в применении пропорций человека и природы в формах архитектуры. Известными стали не только имена архитекторов, но и стиль их работы. В пропорциях зданий – стремление к идеалу, совершенству, красоте, освобождение человеческой личности от духовной скованности, стремление к познанию законов и красоты природы. Возрастание значения человеческой личности, изменило соотношение важности жилой архитектуры по отношению к культовой.

В этот период жилой двор окончательно становится парадным и теперь носит лишь светский характер. Гимном гуманизму и рационализму опять становится ордер, и его новые интерпретации. Символика архитектуры во многом заимствована из античности, архитекторы вдохновлялись все теми же легендами из греческой мифологии и идеями древних философов.

Таким образом, жилой двор зачастую еще носит замкнутый характер в силу влияния античной архитектуры и принципа защиты, сохранившегося с периода средневековья, но постепенно становится все более открытым. В этот период появляется п-образная структура дома с двором, полностью открытым с одной стороны. Эта структура позднее была развита в эпоху барокко.

В XVII веке происходит рост капитализма и быстрое развитие общества. Формируются два направления типов мировоззрения, основанные на разных способах познания мира: сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты доводят гуманистический подход в познании мира и себя, человека эпохи Возрождения, до чувственного способа восприятия мира. Как следствие, возникает новый стиль – барокко. Из рационализма выходит стиль классицизм, продолжающий античные традиции.

Однако, несмотря на смены стилей, можно сказать, что структура, функция и символика двора оставались практически неизменными до начала XX века. Двор носил лишь светский характер и служил для различных торжеств, поэтому становился все более пышным и декоративно украшенным. Пропорции двора зависели от состоятельности хозяина. Двор отражал лишь образ жизни людей, а все священные действия надолго закрепостила под своей кровлей могущественная церковь. (Рис. 9)

image

Рис. 9. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище XVI – XIX вв. Фасад, план и разрез жилого дома

После промышленного переворота отношение человека к миру сильно изменилось. Стремление к обузданию сил природы и использованию их для своих нужд подкреплялось развивающимися быстрыми темпами наукой и технологиями.

Материализм оказал большое влияние на формирование индустриальной архитектуры. Преобладание материи над духом напрямую отражалось в потере духовной составляющей архитектуры. Социальные революции в различных странах привели к установлению демократии, и, как следствие, типовой архитектуры для каждого гражданина страны. Двор сохранил, в основном, лишь функцию отдыха и воспитания.

Со второй половины 30-х годов в укрупненных жилых кварталах двор был довольно компактным и замкнутым. Однако на первое место стали выходить новые типы зданий: офисные и промышленные, а жилище должно было удовлетворять главным утилитарным потребностям: в крове, тепле, пище, отдыхе и общении. Отказ от культурного наследия для формирования «нового» человека привел к стиранию традиционных особенностей жилой среды разных регионов в условиях очень быстрых темпов индустриального развития.

Дальнейшие поиски в 1940-х – начале 1950-х годов не привели к каким-то значительным переменам в системе организации застройки, и пошли по пути еще большего укрупнения квартала и группы кварталов с дифференциацией их территорий по функциональному назначению. Затем, в середине 1950-х – начале 1960-х годов быстрыми темпами создается индустрия панельного домостроения, что в значительной мере определило характер и качество новой городской среды. (Рис. 10)

image

Рис. 10. Характер и степень влияния пяти потребностей на жилище XX века. Фасад, план и разрез жилого дома XX века

А главное, информационная среда потеряла свою духовную функцию в создании логических связей для ориентации человека в мире и своем сознании. Современная жилая среда совершенно растеряла символическую структуру культурных слоев общества, его пропорции и образ зачастую совершенно не соотносятся с пропорциями природы и человека, не отвечают генетически наследуемым архетипам прошлого, из-за чего такое пространство вызывает отчуждение. Лишь в редких местах двор остался местом общения и, конечно, давно не вызывает ощущение защищенности.

А ведь многие проблемы современного города или общества можно решить путем формирования дворового пространства, адекватного современной жизни и каждой культуре.

Современное общество можно охарактеризовать ростом материальных потребностей. Мы находимся в стадии поиска новых духовных ценностей, что должно двигать развитие общества в этом направлении.

Заключение

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Двор уже не выполняет функции психологической и физической защиты. С неумолимой скоростью растут масштабы застройки, не сохраняя масштабность жилой среды человеку и исключая возможность общения.

  2. Изучение исторического опыта создания такой среды и ее рефлексии на мироощущение человека дает богатую палитру средств и методов положительного воздействия среды на человека.

  3. Необходимо для каждого региона или страны в целом определение культурного наслоения образов и символов, изучение генетически наследуемых архетипов, исследование формового выражения человеческих потребностей. Таким образом, будет возможно создание направленного положительного информационного потока (для каждой культуры своего), формирующего комфортные условия существования и развития.

Структура жилой среды двора неспособна изменить мир, но может отражать уровень культурного и технического развития человечества, в то же время, воздействуя на психологическое и духовное состояние отдельного жителя и всего общества, если подход к проектированию жилой среды комплексный.

Литература

  1. Витрувий. Десять книг об архитектуре. – М.: Стройиздат, 2004.

  2. Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий в пяти томах. История архитектуры. Том 1. – М.: Стройиздат, 1984.

  3. Ивянская И.С. Мир жилища. Архитектура. Дизайн. Строительство. История. Традиции. Тенденции. – М.: Дограф, 2000.

  4. Фирсанов В.М. Архитектура гражданских зданий в условиях жаркого климата. – М.: Высшая школа, 1971.

  5. Шуази О. История архитектуры. – М.: Стройиздат, 2004.

  6. Schoehauer N. 6000 years of housing. W.W. Norton & Company, 2000.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.