Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск, Россия
В статье рассмотрены актуальные проблемы создания привлекательных и активно функционирующих общественных пространств на примере программ городского планирования в городах Германии. Принцип анализа основан на выявлении современных процессов в обществе и связанных с ними функциональных изменений, происходящих на общественных пространствах города. Открытые общественные пространства, наиболее активно развивающиеся в городах Германии, разделены на пять типов: общественные пространства главных транспортных узлов; пространства, демократично открытые для любых социальных процессов; административно-идеологические; торговые узловые и линейные общественные пространства. В статье анализируются отдельные типы, подвергающиеся наиболее масштабной реновации. Проанализированы планируемые и реализованные проекты модернизации, выявлены общие направления их развития и особенности каждого в отдельности.
Изменения социально-экономических условий способствовали переосмыслению использования открытых общественных пространств в городах. Встает вопрос о том, как разрабатывать жизнеспособные концепции совершенствования открытых общественных пространств при непрерывно изменяющихся условиях в городской среде для бесконфликтного использования и повышения их привлекательности в качестве катализаторов гражданской активности?
Реконструкция общественных пространств понимается как одна из главных целей городского планирования в Западной Европе. Принимаемые и принятые программы их совершенствования в Германии: во Франкфурте – «Красивый Франкфурт»1 и «Зеленые пространства Франкфурта»; в Ганновере – программа «Ганновер создает площади»2 и в Штуттгарте – комплексная программа действий «Площади, парки и панорамы»3, свидетельствуют о необычайной потребности реновации площадей, фрагментов главных улиц, в целом систем открытых общественных пространств. Целью всех программ и планов является развитие особых качеств местных общественных пространств, их внешнего вида и привлекательности для населения, что в целом способствует воплощению в реальность стратегий устойчивого развития городов.
1 Перевод с немецкого языка “Schöneres Frankfurt”.
2 Перевод с немецкого языка “Hannover schafft Platz”.
3 Перевод с немецкого языка “Plätze, Parks und Panoramen”.
Анализ стратегий и планов развития общественных пространств позволяет выделить несколько наиболее значимых типов, которые особенно часто привлекают внимание горожан, градостроителей, администрации, малый и средний бизнес. Каждый из типов включает различные по происхождению, формированию, набору функции: общественные пространства главных транспортных узлов – привокзальная площадь, предмостная площадь и площадь у пересечения магистральных улиц, пространства над и под эстакадами; пространства, демократично открытые для любых социальных процессов – соборная площадь, локальные площади и др.; административно-идеологические – как правило, главные площади в городе (дворцовая, парадная, мемориальная); торговые узловые – рыночная площадь, рыночный «зал»; линейные общественные пространства – торговая улица, торгово-пешеходная улица, парадная улица, набережная. В данной статье рассмотрены отдельные примеры каждого из типов.
Современные транспортные узлы складываются как мультимодальные объекты разных видов транспорта, без которых немыслимо существование современного города, однако, как правило, они поглощают пешеходные пространства, делают затруднительной визуальную ориентацию в городе, ломают архитектурную композицию ушедших эпох. Поэтому в программах городского планирования в городах Германии ставится цель не только организации движения транспорта, безбарьерной пешеходной среды, но и восстановления или создания архитектурного ансамбля. Так, например, открытые общественные пространства главных транспортных узлов, такие как привокзальные площади, в различных проектах рассматриваются как визитная карточка города. Для их совершенствования, как правило, используются приемы функционального упорядочивания, визуального раскрытия архитектуры и малые архитектурные формы, создающие особый характер. В проекте реконструкции площади главного вокзала во Франкфурте предлагается освобождение от переполнивших ее функций и строений, затрудняющих свободное перемещение граждан: устройство подземных парковок, перенос трамвайной остановки для создания визуальной оси, которая связывает пространство площади и исторический центр города [8]. Площадь Тьер в Нанси (Франция) рассматривается как главные «входные ворота» агломерации Нанси. При ее реконструкции важной задачей являлось создание локального идентичного пространства, где передается дух и история города. Покрытие площади выполнено плиткой с гранулированными цветными кругами из стеклоблоков, произведенных на Нансийском стеклянном заводе (рис. 1б), чем подчеркивается уникальность города и его традиционного производства [1].
Важной задачей планирования привокзальных площадей является включение их в общую систему открытых общественных пространств. При реконструкции привокзальной площади в Кёльне и площади Тьер в Нанси (рис. 1а,в) основное решение заключалось в создании легкодоступного пешеходного пространства, связывающего вокзал и центр города. Задачи связывания пространств города в обоих случаях привели к созданию платформы над транспортной магистралью. В Кельне это многоступенчатая открытая лестница, расположенная над автомобильным туннелем и ведущая от привокзальной площади к главной площади города – кафедральной. Таким образом было создано гостеприимное, привлекательное общественное пространство перед вокзалом и многоступенчатый комплекс со встроенными кафе и магазинами в уровне привокзальной площади, из которых открывается вид на собор. Привокзальная площадь в Нанси стала пешеходной – с террасами, велодорожками и бордюром зеленых насаждений, полностью лишилась автомобильных проездов.
Решение архитектурно-пространственной связи между зданием вокзала и площадью можно рассмотреть на примере реконструкции центрального вокзала в Страсбурге (Франция). Местные власти определили необходимость создания нового транспортного узла, что потребовало увеличения площади существующего здания центрального вокзала. Увеличение объема здания и функционального наполнения было выполнено за счет «одевания» существующего вокзала в стеклянный купол, не нарушающий контекст городской среды. Прозрачная структура купола увеличивает объем здания, а при ночном освещении позволяет видеть исторический фасад (рис. 2).
а) б)
в)
Рис. 1. Реконструкция привокзальной Площади Тьер в Нанси, проектное бюро «AREP», 2015, Франция: а) план до реконструкции; б) вид на площадь после реконструкции; в) платформа над магистралью
В программах городского развития этот тип пространства рассматривается как одно из центральных мест городской жизни. Так, например, во Франкфурте предлагается четкое зонирование и распределение территории привокзальной площади: центральная часть для специального использования, ежедневного рынка и различных городских мероприятий; пространство перед главным фасадом для размещения террас кафе под открытым небом. В Страсбурге после реконструкции здание вокзала и прилегающая площадь становится культурным центром города, увеличивается количество развлекательных и культурных мероприятий как в самом здании вокзала, так и на площади перед ним – здесь устраиваются музыкальные спектакли, концерты, выставки картин и фотографий, флеш-мобы, танцы и др., а в выходные и праздничные дни выстраиваются палатки рынка.
Вокзальные комплексы в целом рассматриваются как интермодальные узлы с многоуровневым открытым общественным пространством, где доступны различные виды общественного транспорта: трамвай, автобус и метро. Как правило, под площадью устраивается паркинг и станции метро, обслуживающие учреждения с выходом на площадь.
а) б)
в)
Рис. 2. Реконструкция Площади вокзала в Страсбурге, проектное бюро «AREP», 2007, Франция: а) план до реконструкции; б) план после реконструкции; в) вид на площадь
Жизнь современного города ориентирована на толерантность воплощения разноплановых интересов, на совместное участие в праздниках и других событиях и нуждается в общественных пространствах, демократично открытых для любых социальных процессов. На монофункциональных открытых городских территориях, в прошлом служивших исключительно для религиозных или официальных государственных празднований, процессий, событий, появляются новые виды использования. В качестве наиболее часто подвергающихся реновации следует рассмотреть соборные площади, где происходили как массовые события праздничного религиозного и гражданского характера (крестные ходы или народные собрания, например), так и множество повседневных и даже рутинных явлений – рынок, приготовление уличной пищи, представления странствующих артистов и пр. Эти два фактора парадности и повседневности породили некоторое противоречие, приведшее к формированию современных объектов общественного использования, требующих архитектурных осмыслений.
Модернизация соборной площади заключается в том, чтобы преобразовать ее в многофункциональное общественное пространство с гибкой планировочной структурой, которая обеспечивает потребности и желания всех групп населения. При реконструкции площади собора Святого Стефана (Карлсруэ) пересмотрено ее функциональное использование и внешний вид. Разнородная застройка площади – жилые дома, городская библиотека, почта, банк и современный театр – объединена общим разноплановым пространством, где нашли место каскадный фонтан, детское игровое пространство, летняя терраса кафе, места для отдыха и проведения разного рода акций, что создает возможность для непринужденного общения граждан города [5].
Во многих проектах реновации соборных площадей (Кирхрлатц в Вальдбрёль, Кирхплац в Унна и др.) для многоплановости использования пространства предусматривается размещение стационарных элементов уличной мебели по периметру площади, а ее центральная часть остается свободной или устраивается фонтан в уровне покрытия (рис. 3), который, с одной стороны, как игровой элемент для детей способствует взаимодействию жителей, с другой стороны – не является препятствием и в случае необходимости может быть отключен, чтобы площадь смогла вместить большое количество горожан во время рыночных дней и других мероприятий.
а)
б)
в)
Рис. 3. Реконструкция соборной площади Кирхплац в Унна, проектное бюро «wbp Landschaftsarchitekten GmbH», 2016, Германия: а) план после реконструкции; б) вид на площадь; в) фонтан на площади
Соборные площади, расположенные в контексте исторической застройки, рассматриваются в единой пространственной связи с прилегающими общественными пространствами центра. В проектах предусматривается ликвидация физических и визуальных барьеров с целью открытия соборной площади к другим частям города. Например, на площади Кирхрлатц в Вальдбрёль создана новая лестница, связывающая ее с историческим центром.
Примеры модернизации соборных площадей Санта-Урбана-Кирхплац в Гельзенкирхен и Кирхплатц в Иббенбюрене свидетельствуют о том, что площади рассматриваются в контексте своего первоначального значения с преемственностью планировочных решений. Часто в реконструкции применяется прием «напоминания» о былых строениях и «цитирования» ушедших масштабов пространств за счет выделения контура утраченных строений и планировочных границ, например – бывшей церковной стены или кладбища линиями ленточной скамьи, покрытия, освещения, пластикой рельефа и другими приемами (рис. 4).
а) б)
в)
Рис. 4. Реконструкция соборной площади Санта-Урбана-Кирхплац в Гельзенкирхен, проектное бюро «wbp Landschaftsarchitekten GmbH», 2010, Германия: а) проектное решение реконструкции площади; б) вид на площадь; в) фонтан на площади
Административно-идеологические общественные пространства в современных городах представляют разные типы: парадные площади, дворцовые площади и пр. В данной статье анализируется один из типов – дворцовая площадь, которая утратила свои первоначальные функции, исключающие диалог государства и социума, и становится коммуникативным пространством, меняя свой статус. Приведен анализ примеров, когда дворцовые площади переходят в другой тип, сохраняя свой сложившейся градостроительный ансамбль. Подтверждением этому служит реконструкция Дворцовой площади (Шлотсплатц) в Карлсруэ, ставшей рекреационной, где организована подземная парковка, заглублена часть дороги Шлосплатц для обеспечения безбарьерной пешеходной и визуальной связи обновленного пространства с главной пешеходной улицей Кайзерштрассе (рис. 5а). Просторный партерный газон в стиле барокко перед Дворцом (с 1921 г. резиденция Государственного музея Бадена) превратился в оживленное пространство с сохраненной планировочной структурой, но с современным архитектурным решением ландшафта. На центральной оси создан фонтан в виде выступающих на 20 см от уровня земли полос и газон (рис. 5б,в). Это пространство стало излюбленным местом горожан, возле фонтанов на газоне родители проводят время с детьми, по сторонам площади размещаются тематические площадки для детей и взрослых. В центральной части у памятника основателю города Карлу III Вильгельму в летнее время размещаются столики кафе, а в зимний период заливается каток. Дворцовая площадь с периметральными зданиями и подземной инфраструктурой стала связующим звеном между шумным городом и садами дворцового комплекса [5, 6].
В проекте реконструкции административной площади Жандарменмаркт в Берлине для создания аутентичного образа пространства предложено сохранение элементов архитектурных артефактов разных эпох. Оформление площади Замка Курфюрста в Кобленце получило типичные элементы посадок и геометрию газонов, цветовые схемы и элементы малых архитектурных форм, соответствующие контексту исторической застройки (рис. 6).
а) б)
в)
Рис. 5. Реконструкция дворцовой площади Шлотсплатц в Карлсруэ, проектное бюро «Agence Ter», 2010, Германия: а) план площади; б) вид на площадь; в) фрагмент фонтана
Несмотря на переосмысление использования административно-идеологических пространств в современном контексте города как многофункциональных территорий, открытых для общественности, они продолжают исполнять роль главных презентационных общественных пространств города.
Рыночная площадь представляет собой один из типов современного торгового общественного пространства. В начале XXI века рыночные площади по сути своей становятся самостоятельными центрами в городах и, как правило, их модернизация состоит в том, чтобы вписать их в систему центров и вернуть им роль городского торгового пространства. Подтверждение этому – реконструкция Марктплац в Карлсруэ и в Галле с целью решения конфликтов между посетителями и транспортом, развития розничной торговли и создания площади, которая воспринималась бы горожанами как главное городское общественное пространство. Предполагается развитие многофункционального характера площади, размещение на ней ежедневной торговли продуктами и цветами, особенно в преддверии рождественских праздников, что в значительной мере поддерживает средний и малый бизнес и создает праздничное настроение. Площади полностью принадлежат пешеходам за счет заглубления общественного и индивидуального транспорта под землю.
а) б)
в)
Рис. 6. Реконструкция площади Замка Курфюрста в Кобленце, проектное бюро «RMP Stephan Lenzen Landschaftsarchitekten», 2011, Германия: а) план площади; б) вид на площадь; в) детское игровое пространство
Рыночные площади рассматриваются как мощный импульс для развития общественной жизни и улучшения экономической деятельности, а также укрепления региональной идентичности. Наблюдения за фермерскими рынками Европы подтверждают, что они являются одними из лучших мест сохранения общественной жизни. На соборной площади Мюнстерплац (Фрайбург) с XVI века сложился один из известных успешных фермерских рынков Европы. Рынок организуется каждый день с семи утра до часа дня, на южной стороне размещается фермерский, на северной – ремесленнический, где люди торгуют исключительно собственной продукцией. Фрайбурский фермерский рынок стал для горожан важным социальным ритуалом, который заключается не только в покупке лучших и свежих продуктов региона, но и во встрече друзей и знакомых. В зданиях, формирующих площадь, размещаются открытые террасы кафе, рестораны, магазины и гостиницы [7].
При создании новой транспортной структуры города в ХХ веке часто происходила потеря общественных пространств, некоторые рыночные площади превратились в транспортные развязки или парковки. При модернизации таких площадей ставится задача ликвидации транспортной функции и возвращения им роли общественного пространства в городе. Целью проекта площади Альтмаркт в Цайце было восстановить первоначальное пространство, для чего потребовалось ликвидировать парковку, снизить интенсивность транспортных потоков на прилегающих к площади улицах (рис. 7а,б). Историческая топография пространства была переосмыслена за счет создания в северной части площади напротив Ратуши широкого склона с газоном, края которого окаймлены широкими элементами из природного камня с целью решения разноуровневости территории и усиления визуальной привлекательности. В центральной части площади сформировалось свободное пространство, воспринимаемое как «сцена» для разнообразного применения и как элемент единого ансамбля (рис. 7в). В северо– западном углу площади в уровень мощения встроен туман-фонтан4, воспроизводящий фрагмент утраченного фундамента здания XVI века, найденного в период археологических раскопок и подтверждающего существование подземных туннелей города. Реконструкцию старого рынка можно рассматривать как успешный пример взаимодействия исторического контекста среды и современного использования пространства [4]. Аналогичные цели преследовали проекты реконструкции площадей Маркплатц в Бюнде и Ной-Марктплац в Иллертиссене.
4 Круглый элемент фонтана встроенного с определенным шагом в поверхность мощения, который при помощи ультразвукового генератора выпускает водяной пар, тем самым создается эффект природного тумана над покрытием.
а) б)
в)
Рис. 7. Реновация Рыночной площади Альтмаркт в Цайце, проектное бюро «Därr landschaftsarchitekten», 2014, Германия: а) план до реконструкции; б) проектное решение площади; в) вид на площадь
Концепции дизайна рыночных площадей, как правило, рассматриваются в соответствии с меняющейся историей места. Примером такой реконструкции можно назвать Старую рыночную площадь (Альтмаркет) в Дрездене (рис. 8), где с восточной стороны устроены пять фонтанов, которые обозначают старую границу площади, повторяя очертания фундаментов разрушенных во время войны жилых зданий, открытых при археологических раскопках в 2007 году. В качестве комплементарного напоминания о среде пространства довоенного времени для облицовки фонтанов был выбран материал, напоминающий цвет шлифованного песчаника, характерного для облицовки зданий довоенного времени [3].
Торговые линейные общественные пространства – это, как правило, главные торговые улицы городов, и основной целью их реконструкции является обеспечение доступности центральной части города для всех групп населения и их интеграция в единую систему общественных пространств. Подтверждение тому – реконструкция улицы Кайзерштрассе (Карлсруэ) в рамках проекта «Город 2015», которая предусматривает расширение пешеходной зоны и разгрузку улицы от излишнего транспорта для обеспечения безопасности горожан за счет устройства подземных линий общественного транспорта. Предполагается создание уютных кафе, различного класса магазинов для комфортной атмосферы многофункционального линейного общественного пространства [5, 6].
Еще одним важным вопросом в планировании главной улицы является четкое деление функционального использования и закрепления территории за определенным видом деятельности с целью предотвращения потенциальных конфликтов интересов между общественным использованием и торговлей, удовлетворением различных потребностей и отдыхом и безопасностью населения. При реконструкции Главной пешеходной торговой улицы Цайль (Франкфурт) в средней части улицы были организованы зоны отдыха со скамьями под деревьями, павильоны общественного питания и велосипедные парковки. По краям вблизи фасадов – транзитное движение для посетителей торговых центров и магазинов. В местах пересечения пешеходных потоков созданы свободные от малых архитектурных форм и элементов обслуживания пространства. Разграничение на зоны также нашло свое отражение в дизайне покрытия улицы [8].
Обобщая анализ приведенных выше примеров можно выделить основные направления в изменении функционирования общественных пространств. Одной из главных особенностей является их интеграция в систему открытых общественных пространств города путем ликвидации визуальных и физических барьеров. Изученные проекты и примеры реконструкции свидетельствуют о том, что особое внимание удаляется решению конфликтов перемещения между участниками движения на открытых общественных пространствах с целью создания безопасной и доступной территории, а также обеспечения ориентации в городской среде. Одним из способов решения этого конфликта является разведение транзитных потоков в разных уровнях. а уровне земли преимущество отдается пешеходному движению, все остальные виды транспорта по возможности перемещаются под землю или смещаются так, что их пересечение с пешеходными потоками происходит в четко запланированном месте.
а)
б)
в)
Рис. 8. Реновация Рыночной площади Альтмаркт в Дрездене, проектное бюро «WES LandschaftsArchitektur», 2009 Германия: а) план после реконструкции; б) вид на площадь; в) фонтан
Интеграция многофункционального использования в открытые общественные пространства имеет еще и социально-политический смысл и понимается как демократичность пространства. Анализ опыта реконструкции общественных пространств городов Германии показывает, что особое внимание уделяется определению требуемого функционального наполнения открытых общественных пространств с целью развития их в качестве новых узлов притяжения городской жизни. Предотвращение возникновения конфликтов между пользователями на открытых общественных пространствах выполняется путем дифференциации видов использования на территории и сбалансированного соотношения между используемым и свободным пространством. В некоторых проектах и примерах реконструкции можно увидеть желание создать нейтральные открытые пространства с гибкой планировочной структурой, чтобы горожане сами принимали решения о назначении и использовании территорий. Такие пространства сравнивают с «пустой сценой», которая должна наполняться не городской уличной мебелью, а событиями, которые социум должен организовать самостоятельно.
Выделяется еще одно общее направление развития – устойчивость внешнего вида общественных пространств, которое заключается в применении высококачественных и прочных материалов покрытий, малых архитектурных форм и других элементов. Устойчивость пространственная, композиционная и визуальная является незыблемой в рассматриваемых примерах. Так, например, департамент планирования Дрездена утвердил регламентный документ «Дрезден Стандарт» в 2013 году, где прописаны рекомендации по дизайну поверхностей, качеству применяемых материалов, цветовому решению, дифференциации пешеходных дорожек, уличной мебели, осветительных устройств, ограждения и озеленения.
В целом устойчивость открытых общественных пространств рассматривается в рамках стратегий устойчивого развития городов в социальном, социально-экономическом планировании. Их предназначение состоит в объединении социального пространства для дифференцированных слоев общества, стабилизации социально-экономических отношений в прилегающих районах. Принимаются решения по модернизации существующих общественных пространств за счет улучшения организации дорожного движения, обеспечения доступа для маломобильных групп населения, создания общественных зон для всех возрастных групп и развития дополнительных функций за счет создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, а также использование новых технологий по привлечению граждан в планирование развития и проектирование общественных пространств.
Обращают на себя внимание некоторые особые направления развития открытых общественных пространств в зависимости от их типологической принадлежности. При изменении общественных пространств транзитных узлов важным становится переосмысление последних в «визитные карточки» города, что достигается четкой и ясной планировкой для облегчения ориентации и предотвращения конфликта между участниками движения во-первых, во-вторых, архитектурные ориентиры позволяют с первых минут пребывания в городе составить впечатление о нем. Отличительной чертой при реконструкции административно-идеологических общественных пространств является устранение противоречий между сложившимся типом городского окружения и новыми общественными потребностями путем сохранения глубинно– пространственной композиции ансамбля, историко-культурного наследия, национальной и местной самоидентификации, стилистических и планировочных решений, а также их деликатная адаптация к потребностям современного города. Так, например, особенностью перепланирования соборных площадей является создание сбалансированного решения между сохранением первоначальной функции и оформлением повседневных функций. К развитию рыночных площадей и главных торговых улиц местные власти подходят с «предпринимательским подходом». Их перепланирование служит импульсом для возрождения конкурентности городской экономики и развития города в целом. Приоритет отдается созданию благоприятных условий малому и среднему бизнесу для освоения общественных пространств.
На направление развития открытых общественных пространств оказывает влияние их размещение в структуре города. Исследуемые проекты и примеры реконструкции в большинстве своих случаев располагаются в центральной (исторической) части города и рассматриваются в контексте маркетинговых стратегий с целью повышения конкурентоспособности города. При этом любые физические интервенции в материально– предметную среду открытых общественных пространств соотносятся с культурным наследием и средневековой европейской морфологией города. Для создания привлекательного и хорошо функционирующего центра города общественные пространства должны иметь возможность вмещать в себя культурные и городские мероприятия, а также иметь развитую комбинированную транспортную систему.
Общественные пространства периферии решаются в зависимости от их функционального окружения. Открытые общественные пространства, расположенные в жилой застройке, развиваются как локальные многофункциональные общественные пространства с привлекательными условиями для всех возрастных групп.
Основной вывод выполненного исследования некоторых проектов развития и примеров реконструкции открытых общественных пространств в городах Германии заключается в том, что общественные территории стали играть одну из главных ролей в планировании городского развития. Выявлены общие направления их модернизации – интеграция в систему открытых общественных пространств города ранее функционально обособленных публичных пространств, решение конфликтов перемещения между участниками движения, интеграция многофункционального использования, сохранение устойчивого внешнего вида, которые основываются на решении различных конфликтов использования территории, развитии национальной и региональной идентичности общественных пространств, повышении конкурентоспособности городов и совершенствовании городского дизайна. Индивидуальные особенности развития этих территорий напрямую зависят от их типологической принадлежности и размещения в структуре города. Общественные пространства транзитных узлов трансформируются в многофункциональные и многоуровневые пространства, ориентированные, в первую очередь, на пешеходов на уровне земли. Административно-идеологические пространства модернизируются в коммуникационные общественные территории с устойчивым архитектурным обликом среды. Соборные площади рассматриваются как многофункциональные пространства с сохранением первоначальной доминирующей функции. Современные торговые общественные пространства развиваются как главные элементы притяжения населения, активизации коммерческой активности малого и среднего бизнеса и социальных контактов.
Изученные процессы также позволяют сделать вывод о том, что традиционная типология общественных пространств находится в процессе достаточно интенсивного развития и, очевидно, должна быть расширена, под давлением изменившегося представления о функционировании общественных пространств, их назревшей реновации, активного городского планирования, как свидетельствует опыт реконструкции среды городов Германии.
Рис. 1.а. Google Earth. Рис. 1.б,в. [1].
Рис. 2.а. Google Earth. Рис. 2.б. Google Earth. Рис. 2.в. [1].
Рис. 3.а. Google Earth.
Рис. 3.б,в; Рис. 4а-в.: http://www.wbplandschaftsarchitekten.de/index.php/home.html
Рис. 5.а. Google Earth.
Рис. 5.б,в.: http://agenceter.com/en/
Рис. 6.а. Google Earth.
Рис. 6.б,в.: http://www.rmpsl.la/index.php?id=2
Рис. 7.а. Google Earth.
Рис. 7.б,в. [4].
Рис. 8.а. Google Earth.
Рис. 8.б,в. [3].
Официальный сайт проектного бюро: “AREP”: http://www.arep-russia.ru/projects
Официальный сайт проектного бюро: “Rehwaldt Landschaftsarchitekten”: http://www.rehwaldt.de/
Официальный сайт проектного бюро: WES LandschaftsArchitektur HAMBURG: http://www.wes-la.de/de/
Официальный сайт проектного бюро: “Därr landschaftsarchitekten”: http://www.la-daerr.de/
Чуй, Я.В. Развитие открытых общественных пространств на примере Карлсруэ (Германия) // Материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. посвящ. Междунар. дню памятников и истор. мест. 18 апреля 2015 г./ отв. за вып.: С.М. Геращенко, В.И. Царев, М.Е. Меркулова, И.А. Ряпасов. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2015. – С.135-139.
Innovation und Lebensqualität. Dokumentation zur Zukunftskonferenz: D. Giebeler, U. Knaak. Stadt Karlsruhe, Karlsruhe Masterplan 2015, 2006. – 171 s.
Lennard, S.H. Crowhurst. Genius of the European square // Carmel : A Gondolier Press Book, 2008. – 233 s.
Stadtplanungsamt Frakfurt am Main: http://www.stadtplanungsamt-frankfurt.de/
Thomas Hermann, R., Müller, M., Rehse, A. PD-Fraktion im Rat der Landeshauptstadt Hannover. Auf die Plätze – fertig – los! Eine erfolgreiche Initiative: Fünf Jahre hannoversches Stadtplatzprogramm // Druckhaus Pinkvoss. Hannover, 2005. – 36 s.