elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Новые города XXI века. Новые видения и возможности

В. А. Шемякина

Московский архитектурный институт

Аннотация

Статья посвящена зарубежным новым городам, развитие которых началось в начале XXI века и завершение строительства планируется ближе к середине столетия. Рассмотрены цели и задачи создания современного города как многофункциональной, устойчивой, гибкой и конкурентноспособной среды будущего. Проводится сопоставление подходов и принципов планирования в XX и XXI веков, показывается динамика изменения представлений о формах и функциях новых городов. Рассмотрены проекты трех современных городов Iskandar Malaysia Smart City, King Abdullah Economic City (KAEC) и Songdo (Южная Корея), проекты которых признаны одними из самых амбициозных. Выявляются общности в формировании современной городской среды вне зависимости от климатического, культурного, политического и социально-экономического контекстов.


«Город – это настроение, тело обычаев, традиций, организованных отношений и чувств, принадлежащих этим обычаям и передающихся с этими традициями. Город – это не просто физический механизм и искусственная конструкция, это процессы жизни людей, продукт природы, и особенно человеческой натуры» – Роберт И. Парк, «The City» (1925).

Строительство нового города с нуля не является новой идеей. В XX веке в мировой градостроительной практике показано огромное количество тому примеров. Наиболее интересным является зарубежный опыт, где в течение XX века наблюдалось четыре волны строительства новых городов, и были представлены разнообразные концепции. Наиболее показательным стал опыт Великобритании, где зародилась теория Говарда, и впоследствии построено более 40 новых городов [1].

В настоящее время, наблюдается пятая волна строительства новых городов1 [2]. Это связано с беспрецедентной скоростью и степенью мировой урбанизации, когда в городах создается восемьдесят процентов мирового благосостояния, и в них проживает более половины населения Земли. Согласно прогнозам, к 2050 году численность населения городов возрастет до двух третей. Новые города пятой волны являются самым масштабным ответом на революцию урбанизации сегодняшнего дня. Идеи и процессы их создания захватили умы лидеров государств, предпринимателей, ученых и негосударственных организаций по всему миру. В настоящее время в мире строится около ста новых городов. Их разработки начались в начале XXI века и завершение планируется ближе к середине столетия. Многие из них уже заселяются первыми жителями.

1 В Саудовской Аравии, в новом городе King Abdullah Economic City (KAEC), 25-26 ноября 2013 г. прошел крупный форум «The Cityquest-КАЕС Forum», посвященный проблемам, возможностям и стратегиям развития новых городов. Форум организован всемирным фондом новых городов (New Cities Foundation) – ведущей некоммерческой организацией, выступающей за создание более сплоченных, динамичных и творческих городов, приносящих пользу людям и обществу. Это первое событие такого рода, где центром внимания стали новые города. Последующие форумы состоялись в 2014 и 2015 годах.

Новые города XX-го столетия, главным образом строились в ведущих европейских странах и США. В XXI веке подавляющее большинство городов строится в странах Азии, среднего и ближнего Востока и Африки. Наиболее яркими примерами являются индийские города: Gujarat International Finance Tec-City (GIFT), (Гуджарат) – международный финансовый техно-город; Lavasa (Лаваcа) – частный город (private city), город-холм (Hill City); Sri City. Малазийские города Iskandar Malaysia Smart City (Ишкандар) – экономический город, особая экономическая зона; Cyberjaya; Putrajaya – Intelligent garden city (Путраджая) – новая столица, «умный город-сад». Города Саудовской Аравии: King Abdullah Economic City (KAEC) – экономический город; Jazan Economic City (Шазан) – экономический и индустриальный город, сердце правительственных и управленческих структур. Новый зеленый город в Марокко Mohammed VI Green City (VVM6). Первый новый город в Палестине Rawabi, Palestine (Раваби). Города в Южной Корее: Songdo, South Korea (Сонгдо) – модель умного и устойчивого города. Филиппинский новый город Clark Green City, Philippines (Кларк Грин) – зеленый город, особая экономическая зона. Новый портовый город на Шри-Ланке Colombo Port City (Коломбо). Проект двукратного увеличения столицы Афганистана Kabul New City, Afghanistan. Множество китайских новых городов, например, Sino-Singapore Tianjin Eco-City «Китайский Сингапур» – новый эко-город, один из наиболее активно растущих регионов Китая. Города Египта Alamein New City и Economic City of Egypt (ECE). Новые города в Кении Konza Technology City (KTC) и Tatu City. Новые города в Арабских Эмиратах и наиболее яркий пример – Masdar City в Абу Даби. Город в Эквадоре Yachay Knowledge City [2-7].

Изменение условий и подходов планирования новых городов. От XX к XXI веку

Опыт прошлого показал множество удачных и ошибочных примеров в разработках новых городов, но цель их развития, вне зависимости от времени и местоположения неизменна – это улучшение условий жизни людей, решение социальных, экономических, экологических и территориальных проблем. Со временем изменяются масштабы, представления и видения, система управления, технические и технологические возможности, планировочные принципы, происходит постоянный рост темпа и требований жизни.

Как показывает опыт Великобритании, вплоть до середины 1950-х годов прогнозировались медленные темпы роста численности населения и экономики. Считалось возможным управлять межрегиональной миграцией с помощью системы размещения жилья и новых промышленных предприятий в новых городах. Генеральные планы этих новых городов создавались главным образом государственными силами, в рамках общих планировочных рекомендаций с закрытой зонированной структурой и жесткими границами плана. Существовала уверенность, что городское развитие в основном сосредоточится в этих городах, и их форма останется без изменений в течение нескольких поколений. Но, как показало время, динамика развития оказалась более стремительной.

Начиная с 1960-х годов, в связи со значительными социально-экономичекими изменениями, техническими и технологическими достижениями, ужесточением экологических требований, роста сферы услуг появилась необходимость в пересмотре принципов и подходов планирования. Большинство городов оказались практически мертвыми и нуждались в существенной реконструкции городской структуры. Изменились представления о формах городов и методах в градостроительной практике. Устоялось понимание того, что даже при отсутствии роста численности населения необходимо проектировать рост и гибкость новых городов, различных по функциям и назначению в соответствии с региональными и национальными условиями, способных развиваться вне связи с крупным городом-центром. Города начинают позиционироваться как часть регионального или столичного комплекса, пункт, существующий во взаимосвязи с другими городами как узел в региональной сети коммуникаций. Для формирования генеральных планов разрабатывались новые планировочные принципы, допускающие пересмотр функциональной схемы, изменение размеров участков и местоположения многих объектов услуг в городе каждые несколько лет [1]. Эта тенденция сохранилось до сегодняшнего дня. Постоянно ведутся градостроительные разработки и исследования, направленные на поиск и создание новшеств в градостроительном планировании с целью увеличения гибкости, многофункциональности, доступности, улучшения условий жизни, и более устойчивого развития городов.

Разнообразие концепций новых городов XXI века

Как уже говорилось, в подавляющем большинстве новых городов XX столетия доминирующей моделью городского развития было государственное управление и общие рекомендации для разработки их генеральных планов. В XXI-м столетии возникли целый ряд новых конфигураций и типологическое разнообразие концепций. Создаются умные города (Smart City), экономические города (Economic City), техно-города (Tec-City), частные города (private city), зеленые города (Green City), города – экспериментальные базы, эко-города (Eco-City) и другие. Их проекты создаются изначально на глобальном уровне. Они стали гораздо более разнообразными, масштабными и амбициозными. Они создаются в различных политических, климатических, социально-экономических и культурных контекстах. Их можно представить как огромные экспериментальные лаборатории, в которых создаются и проверяются новые идеи планирования и проектирования, технологии, различные модели управления, ведения бизнеса и образов жизни. [2, 3]. В качестве примеров современных городов стоит рассмотреть несколько городов, проекты которых были признаны одними из самых амбициозных.

Новый "умный" город Ишкандар в Малайзии (Iskandar Malaysia Smart City, Malaysia) расположен на краю полуострова Малайзии, прилегающего к Сингапуру и является крупнейшей особой экономической зоной, когда-либо развивавшейся в регионе (рис. 1, 2).

Его концепцию характеризуют следующие слова: «…В рамках нашего «умного» города мы учитываем не только технологии и инфраструктуру, но еще и умных людей…»2

2 Из речи исполнительного директора департамента регионального развития города Ишкандар, Датука Исмаила (Datuk Ismail Ibrahim, Chief Executive, Iskandar Regional Development Authority).

image

Рис. 1. Схема расположения города Ишкандар в регионе и схема территории города с обозначением главных транспортных связей, местных и городского центров

image

Рис. 2. Фото города Ишкандар

Строительство города запланировано на период 2007-2025 годы. Целевая численность населения 3 млн. жителей. Планируемое количество новых рабочих мест – 1,4 млн. Площадь города – 221,7 га, что в три раза превышает площадь Сингапура. Цель развития – преобразование южного штата Джохор (Johor) в высокодоходную и устойчивую метрополию международного уровня.

На схеме генерального плана вся территория города разделена на «флагманские» зоны А-Е (рис. 3). Каждая из зон состоит из ряда тематических кластеров: зона A – финансово– деловой район с объектами наследия; зона B – многофункциональный административный центр с объектами образования, отдыха, туризма и здравоохранения; зона С – порт, зона свободной торговли, промышленный и логистический центр; зона D – порт, индустриальная зона, технологический парк; зона E – люксовые объекты торговли, кибер-город (cybercity), промышленный и логистический центр.

image

Рис. 3. Схема функционального распределения территорий в городе Ишкандар, и деления города на «флагманские» зоны А-Е с указанием их назначения

Приоритетной задачей разработчиков города является укрепление местной культуры и идентичности. Городские объекты строятся из местных материалов. Их архитектурные образы отвечают богатству малазийских традиций, знаний и эстетики. Предполагается, что отличительной особенностью города, по сравнению с другими мировыми проектами, станет среда с благоприятными условиями для жизни, работы и отдыха, хорошим качеством образования и медицинских услуг. В транспортной системе города реализуется программа, совершенствования и расширения общественного транспорта, в том числе внедрение скоростного автобусного маршрута (Bus Rapid Transit), транзитной системы железных дорог, связывающей Сингапур и Джохор-Бару (рис. 4).

Экология и стратегии устойчивости. Ишкандар является пилотной экспериментальной площадкой для разработок в области низкоуглеродной среды (Low Carbon Society (LCS))3. Это предполагает создание технологий рециркуляции и преобразования побочных продуктов, отходов, бесполезных или нежелательных продуктов в новые, более качественные и экологичные материалы (технология известна как Upcycling). В городе поощряется использование возобновляемых источников энергии.

3 В разработках принимают участие Технологический университет Малайзии (Universiti Teknologi Malaysia), компания IRDA, японские университеты Киото и Окаяма (Kyoto University, Okayama University) при поддержке японской компании JICA Japan.

image

Рис. 4. Схема транспортной доступности города Ишкандар

Индустрия. На территории Ишкандара существует уже сложившаяся сильная производственная база. Главным образом, это производство электроники, химическая промышленность (переработка нефти и газа), производство масел, агро– и пищевая промышленность. Эти отрасли планируется развивать, и на их базе создавать сектор услуг. Запланировано развитие туризма, образования, здравоохранения, творческих видов деятельности, логистики и финансовых услуг. Практически в каждом секторе услуг уже имеются успешные реализованные проекты. В их числе: торговый центр «Johor Premium Outlets», развлекательный парк «Legoland», прибрежный тематический парк для семейного отдыха «Puteri Harbor Family Theme Park», образовательный центр «EduCity» с отраслевыми филиалами университетов Ньюкасла, Саутгемптона и Рединга, а также медиа-холдинг «Pinewood Iskandar Malaysia Studios», привлекающий огромное число посетителей и творческих людей со всего мира.

При планировании Ишкандара учтем мировой опыт сосуществования в непосредственной близости нового городского образования с крупным процветающим городом. В частности, Ванкувер и Мельбурн, Шэньчжэнь и его синергия с Гонконгом, а также здоровая конкуренция между Абу-Даби и Дубай.

Привлекательность. В город стараются привлечь людей из государств содружества юго-восточной Азии («ASEAN»). Привлекательность города состоит в доступности, безопасности и надежности. В городе организуется более упорядоченный, чистый и «зеленый» образ жизни, чем в других местах Малайзии. В Ишкандаре, как в особой экономической зоне, приняты различные схемы стимулирования развития бизнеса, а также особая нормативно-правовая база [2, 7-9].

Новый "экономический" город имени короля Абдулы в Саудовской Аравии (King Abdullah Economic City (KAEC), Kingdom of Saudi Arabia) – один из четырех новых городов, создающихся в Саудовской Аравии. Он расположен на побережье Красного моря, в 100 км к северу от города Джидда (Jeddah). Территория города является ядром центрально-восточного региона (рис. 5а-в).

Строительство города запланировано на период 2005-2025 годы. Площадь города – 181 га. Планируемая численность населения – 1,7 млн. жителей, включая 3000 жителей существующего поселения.

imageimage

а) б)

image

в)

Рис. 5. Город King Abdullah Economic City (KAEC) и его стратегическое местоположение: а) схема расположения города в центрально-восточном регионе; б) схема расположения города в Саудовской Аравии [10]; в) 3D-модель города – вид с птичьего полета

Цель развития города включает множество аспектов. Это – расширение видов промышленной деятельности с целью диверсификации экономики путем освоения новых видов производств, помимо нефтяных; обеспечение жильем и рабочими местами молодого населения (65% населения города моложе 30 лет). В городе строятся новый порт – ядро логистического и производственного ХАБа; «индустриальная долина» для развития таких направлений деятельности как, логистика, производство и распространение товаров повседневного спроса, производство пластмасс и строительных материалов, автомобильная промышленность, разработка и изготовление фармацевтических препаратов (рис. 6).

В городе обеспечивается плотная доступная среда. В транспортной системе приоритет отдан пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Использование автомобилей сведено к минимуму. Ведется строительство высокоскоростной железной

дороги, которая соединит город с Джиддой (Jeddah), Меккой (Makkah) и Мединой (Medina). Вокруг станции железной дороги, расположен центральный деловой район (рис. 7).

image

Рис. 6. Город King Abdullah Economic City (KAEC). Схема функционального распределения территорий

image

Рис. 7. Город King Abdullah Economic City (KAEC). Схема межрегиональной транспортной доступности

Экология и стратегия устойчивости состоит в том, что территория города озеленяется местными видами растений, приспособленными к произрастанию в пустыне, что позволяет минимизировать полив и создать уникальную, локальную идентичность. В строительстве используются строительные материалы с использованием продуктов вторичной переработки. Важной задачей является значительное сокращение отходов в городе, по сравнению со средним показателем на семью в городах Саудовской Аравии. Система предупреждения наводнений с использованием естественного захвата ежегодных паводковых вод позволяет постоянно пополнять запасы грунтовых вод.

При разработке рассматривался опыт развития Сингапура как примера города с сильной экономикой, построенной на основе портовой деятельности, стратегии государственно– частного партнерства, развитии научно-образовательной деятельности, передовых производств и привлечении мировых талантов.

Привлекательность города обеспечивается за счет реализации принципа «клиентоориентированности» (customer centric). Другими словами – это попытка обеспечить все благоприятные условия для будущих жителей, чтобы они могли достойно жить и успешно работать. Для этого создаются качественные школы, парки, коммунальные службы, общественный транспорт. Привлекают людей безопасность и живописное прибрежное расположение города.

Локальные проблемы и вызовы связаны главным образом с климатическими и природными условиями. Это жаркий климат, когда температура воздуха летом может превышать 40°С, недостаток воды в городе и в регионе в целом, ежегодные наводнения. Все эти ограничения диктуют правила формообразования генерального плана и застройки. Создается максимальная затененность, проветривание улиц и домов, что неизбежно означает высокую плотность застройки. Проблема наводнений решается внедрением гидрологической системы (wadi system 4) вместо каналов. Посредством этой системы происходит управление водными потоками, используя ландшафтные особенности и природные растения.

Кроме природных ограничений существуют сложности организационного и политического характера. Из-за сложной цепочки договоренностей между множеством партнеров и поставщиков затрудняется внедрение систем беспроводных сетей и транспорта. Существуют трудности в получении виз для въезда в страну. При этом иностранцы имеют право свободно приобретать недвижимость на территории города. Для разрешения этой ситуации ведутся переговоры с правительством Саудовской Аравии [2, 3, 10, 11].

Новый город Сонгдо в Южной Корее (Songdo, South Korea) задуман как модель «умного и устойчивого» города, как база для наземных испытаний передовой технологической инфраструктуры компании «Cisco Systems»5. Период строительства города 2003-2020 годы. Площадь города – 8600 га, включая бизнес-район площадью 930 га. Ключевым преимуществом города является его стратегическое местоположение. Он расположен в 64 км от Сеула на территории первой в Южной Корее свободной экономической зоны Инчхон (Incheon Free Economic Zone (IFEZ)), и связан с международным аэропортом Инчхон 12-километровым транспортным мостом. Город настолько стратегически удачно расположен, что в течение приблизительно 3,5 часов в него могло бы прибыть количество людей по численности равное примерно одной трети населения Земного шара (рис. 8а-б), (рис. 9а-в), (рис. 10а, б).

4 Hydrology of wadi systems. IHP regional network on wadi hydrology in the Arab region. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001272/127229e.pdf (дата обращения: 06.10.2016)

5 американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, предназначенное в основном для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий.

image

а)

image

б)

Рис. 8. Расположение города Сонгдо: а) схема расположения Сонгдо на территории Восточной Азии с указанием времени авиасообщения города с Японией и Китаем; б) схема расположения Сонгдо на территории Южной Кореи с указанием транспортных коммуникаций и времени автомобильной доступности до Сеула и других соседних городов и поселений [15]

image

а)

imageimage

б) в)

Рис. 9. Проектные схемы города Сонгдо: а) схема функционального распределения территорий; б) схема расположения застройки с указанием типологии, высотности, плотности застройки, и технико-экономических показателей; в) схема генерального плана города [12]

imageimage

а) б)

Рис. 10. Город Сонгдо: а) фото города в темное время суток; б) 3D-модель города с птичьего полета

В целях улучшения экологической ситуации согласно концепции стратегии устойчивого развития в Сонгдо применен ряд стратегий для минимизации ущерба окружающей среде и достижения максимальной энергетической независимости. Все основные здания строятся с учетом корейских экологических стандартов и американской системы сертификации «LEED». Для мусороудаления внедрена центральная пневматическая система, позволяющая исключить необходимость вывоза мусора автотранспортом. Для снижения потребления энергии, в зданиях применяется остекление с низким значением U-фактора, используются светодиодные фонари, система кондиционирования воздуха с водяным охлаждением, а также солнечная энергия, что позволяет снизить потребление энергии в каждом здании на 30%. Для экологичности и комфортности среды, город построен вокруг центрального парка с растениями, свойственными местному ландшафту, и в целом 40% городской территории занимают зеленые насаждения. Созданы 25 км. велосипедных дорожек, устроены широкие пешеходные дорожки. В городе используется электротранспорт, для которого по всему городу распределены зарядные станции. Идеи строительства Сонгдо основываются на принципах «нового урбанизма» (New Urbanism6), умного роста (Smart Growth7), зеленого роста (Green Growth8), транзитно-ориентированного развития (Transit Oriented Development9).

6 New urbanism: principles of urbanism. URL: www.newurbanism.org/newurbanism/ principles.html

7 Duany, J. The Smart Growth Manual / Andres Duany, Jeff Speck, Mike Lydon. – New York. : Mc Graw Hill Profetional, 2010. – 240 c.

8 What is green growth and how can it help deliver sustainable development? URL: www.oecd.org/greengrowth/ whatisgreengrowthandhowcanithelp deliversustainabledevelopment.htm

9 TOD Transit Oriented Development Institute. URL: www.tod.org/projects.html

В промышленном отношении Сонгдо является свободной экономической зоной. В нем строится международный деловой район, предоставляются все условия для ведения бизнеса, в том числе инновационное информационно-коммуникационное оборудование. В город стремятся привлечь банки, транснациональные и местные корпорации. Запланировано строительство четырех университетов.

Прецеденты и международный опыт. Проектировщики Сонгдо провели анализ целого ряда городов, оказавшихся успешными, и стремились воспроизвести их составляющие. Например, центральный парк Нью-Йорка, системы каналов Венеции. Эти и другие общественные и развлекательные пространства городов мира отражают мудрость прошлого и добавляют сложность и интерес в совершенно новый город.

Политика Сонгдо, в противовес перенаселению и дороговизне Сеула, направлена на его привлекательность, обеспечение удобного места для работы и проживания деловых людей и их семей со всего мира. Для этого внедряются экономические программы стимулирования для привлечения иностранных инвестиций и развития технологических компаний. В программах предусмотрены налоговые льготы на дивиденды иностранных инвесторов, освобождение от подоходного налога для иностранных граждан, снижение налогов на прибыль, высокоскоростная беспроводная связь, а также возможность доступа к персональным данным по всему городу. Образовательные и обслуживающие учреждения в городе интернациональны. Строятся международные школы, рассчитанные на 70% иностранных и 30% корейских учащихся, строится университет «Songdo Global University», привлекаются зарубежные медицинские учреждения. С целью рационализации работы общественных служб создана система «электронное правительство».

Местные проблемы связаны с близостью Сеула, что является как преимуществом для развития бизнеса и пригородной зоны города, так и представляет опасность того, что Сонгдо может стать «спальным районом», как это случилось со многими другими новыми городами близ Сеула. В настоящее время уровень занятости в Сонгдо ниже, чем ожидалось, и город кажется довольно пустынным (данные на 2013 г.) [2, 4, 7, 12-15].

Заключение. Различные концепции. Общие цели, идеи, проблемы и видения

Рассмотренные выше, и множество других городов, строящихся в XXI столетии, значительно отличаются друг от друга. Специфические особенности и проблемы каждого из них связанны с географией места, климатом, социально-экономическим и культурным контекстом, нехваткой ресурсов, культурных ценностей и другими аспектами. Вместе с тем, при разработке стратегий планирования любых городов проектировщики сталкиваются с общими проблемами, связанными с масштабом, скоростью роста, развитием и управлением таких сложных и динамичных объектов. Практически в каждом описании, относящемся к жизнеспособности новых городов, отмечено, что они должны быть устойчиво развивающимися, компактными, гибкими, экологичными, связанными, конкурентоспособными, открытыми, содержательными, процветающими и счастливыми. Все эти требования продиктованы, главным образом, обществом.

Амбициозные масштабные проекты городов подвержены различным рискам, таким как экономическая нецелесообразность, не благоустроенность и отсутствие динамизма, что подтверждает опыт многих новых городов, построенных после Второй мировой войны и в постколониальный период. Кроме этого, в настоящее время в условиях высокой скорости создания технологических новшеств, добавляется риск того, что города могут раньше устареть, чем будут достроены. Поэтому при планировании городов необходимо закладывать достаточную гибкость, обеспечивающую возможности взаимозаменяемости технологий и связанных с их внедрением изменений в любых компонентах города, а также внедрения новшеств.

Современные новые города – это уникальная возможность, сочетая мудрость и функциональность существующих городов, учитывая ошибки прошлого, повторно изобрести модели городской жизни, какой мы ее видим сегодня, заглядывая далеко в будущее. Такие города предоставляют уникальную возможность, экспериментировать с инновационными идеями и технологиями интегрируя их с красотой и энергией старых городов на самых ранних этапах развития.

Новые города – это города, формируемые с нуля, в связи с чем, в идеале, их проектирование и планирование имеет огромный потенциал для реализации решений, улучшающих жизнь людей, а также для решения проблем существующих городов. В них может быть организована городская жизнь, не приносящая ущерба окружающей среде, не оказывающая негативного влияния на жизнедеятельность и функционирование существующих городов. Эти города могут быть умнее, менее расточительными, с большей включенностью общественности и более творческими.

«Связанные конкурентоспособные города – это больше чем сумма их частей, это – яркая, доступная среда, в которой обеспечены привлекательные условия, где люди хотят жить и работать» (Cityquest KAEC Forum 2014).

Литература

  1. Шемякина, В. А. Градостроительные структуры новых городов Великобритании (конец XIX – начало XXI века) в 2-х томах : дис. ... канд. арх.: 05.23.22 / Шемякина Вероника Александровна. – М., 2014. – 167 с.

  2. Moser, S. New Cities: Opportunities, Visions and Challenges Cityquest – KAEC Forum 2013: Summary and Analysis Report / Sarah Moser // New Cities Foundation www.newcitiesfoundation.org/wp-content/ uploads/2014/05/ PDF-CityquestKAECForum-Report-Sarah-Moser.pdf

  3. Building New Cities: Challenges, Opportunities and Recommendations Summary and analysis of themes emerging from Cityquest – KAEC Forum 2014 // New Cities Foundation : www.newcitiesfoundation.org/wp-content/ uploads/2015/03/Building-New– Cities-Cityquest-KAEC-Forum-2014.pdf

  4. Wilkinson, T. Typology New Towns / Tom Wilkinson // Architectural Review. – 2016. – № 1432. – с. 26.

  5. Wiley, J. Dongtan, China's Flagship Eco-City : An Interview with Peter Head of Arup // Architectural Design. – 2008. – №5. – c.64.

  6. Architectural Design. – 2011. – №01 (January/February). Tipological Urbanism. – ISBN: 978-0470747209.

  7. Keeton, R. Rising in the East : Contemporary New Towns in Asia / Rachel Keeton // Sun Architecture. – Amsterdam, 2011. – 432 c.

  8. Our Development Plan // Iskandar Malaysia iskandarmalaysia.com.my/our-development-plan/

  9. Shun Kong Leng, C. Iskandar Malaysia / Christopher Shun Kong Leng // Iskandar Regional Development Plan >www.iesingapore.gov.sg/~/media/ IE%20Singapore/Files/Events/iAdvisory%20Series/ Malaysia/ 7_Updates_on_Iskandar_developments.pdf

  10. A new World City for Saudi Arabia : A new Saudi Arabian City for the world // King Abdullah Economic City www.industrialvalley.com/ wp-content/uploads/2014/10/ 14EMA092_KAEC_CORPORATE_BROCHURE_AW_LOW_RES.pdf

  11. al-Asad, Mohammad. New Cities: Ambitions on a Remarkable Scale. In Contemporary Architecture and Urbanism in the Middle East / Mohammad al-Asad // Gainesville: University Press of Florida., 2012. – c. 269-279 // ARCHNET archnet.org/system/publications/ contents/9041/original/ DTP101524.pdf?1392906879

  12. Lich´a, A. Songdo and Sejong: master-planned cities in South Korea / Alexandra Lich´a. // HAL archives-ouvertes.fr https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01216229/document

  13. New Songdo City : Songdo International Business District // KPF www.kpf.com/projects/ new-songdo-city

  14. New Songdo City Central Park and Canal // ARUP www.arup.com/projects/ new_songdo_city_central_park_and_canal

  15. Choi, L. Polymorphic Urban Landscspes: the case of New Songdo City / Lisa Choi // University of Oxford, School of Geography & the Environment South Parks Road www.rc21.org/en/wp-content/ uploads/2014/12/F1.3-CHOI.pdf

  16. High-Tech Living in the ‘World’s Smartest City New Songdo City Central Park I and II Incheon, South Korea // HOK www.hok.com/design/service/planning-urban-design/new-songdo-city/

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.