Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
«Ни одна проблема не может быть решена на том уровне,
на котором она возникла»
А. Эйнштейн
В статье рассмотрены вопросы формирования объемно-пространственного регламента для локальных городских территорий. Рассмотрены методы создания дизайн-код и объемно-пространственного Ф-кода (код, базирующийся на форме, а не типе использования территории) и вероятные возможности их применения в российской градостроительной и учебной практике. Автором предлагается трехуровневая систематизация качественных параметров городского архитектурного пространства согласно психо-эмоциональным уровням восприятия человеком окружающей действительности и таблица, позволяющая выявить и учесть эти проектные параметры, соответствующие уровням восприятия.
В российской градостроительной практике проблема формирования объемно– пространственного регламента на основе градостроительных параметров и структурных единиц ткани городской застройки для создания качественной городской среды назрела давно. Локально предпринимались попытки создания подобных регламентов такие как: Мастер-план Перми; дизайн-код Москвы; всевозможные руководства по размещению вывесок, объектов информации для Москвы1, Санкт-Петербурга [1], «Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы» [2], Белгорода, Саратова2; концепции сохранения и развития исторического центра города Смоленска3 и многие другие. Генпланы часто подвергаются критике и очень быстро перестают быть актуальными. На сегодняшний день нет четкой методики перехода от Генплана к ППЗ или к проекту планировки, это ложится на плечи планировочных бюро и мастерских и всецело зависит от их компетенции. Необходима методика формирования локальных архитектурно– планировочных норм, т.е. местных норм, распространяющих свое действие на небольшие фрагменты городской территории, прописанных по общим принципам устойчивого развития и комфортности среды для сохранения природной и культурной идентичности каждого конкретного места, а также принципов и критериев формирования пешеходных зон и общественных пространств как каркаса, формирующего комфортную среду обитания человека.
Степень разработанности проблемы. В европейской и американской практике существует правило подробной градостроительной регламентации для города в целом и для его отдельных фрагментов (вплоть до улиц, небольших площадей, скверов и т.д.) по принципам их локальной общности с учетом ментальных, исторических, социо– культурных, объемно-пространственных и прочих характеристик, что способствует сохранению культурной идентичности этих мест. Об этом свидетельствуют такие современные тенденции и теории как Смарт-код [4], Грин-сити, Новый урбанизм, Смарт– сити, Form-Based Code (объемно-пространственный код), коды развития LEAN-3, на которые опираются при создании правил и стандартов для конкретных городов, районов и территорий. Как пример и результаты этого: стратегия развития и изменения Лондона в целом и его отдельных территорий, запушенная мэром Лондона в 2012 году; правила для развития Нью-Йорка и Чикаго; Комплексная стратегия изменений Барселоны. Инициаторами этих глобальных изменений часто выступают мэрии и муниципалитеты городов, следуя новейшим тенденциям в градоуправлении, нацеленным на повышение комфортности проживания жителей как драйвера развития экономики города.
Эту тему исследовало множество авторов, начиная с 80-х годов ХХ века, каждый из которых изучал отдельные аспекты проблемы. Мы ознакомилась с некоторыми трудами теоретиков и практиков: Bill Hillier, Rob Krier, David Walters, Linda Luise Brown, Ян Гейл, Dhiru A. Thadani, Камило Зитте, Мартина Рейн-Кано и Дуэйн Филипс; с работами отечественных исследователей и теоретиков: Гутнова А.Э., Глазычева В.Л., Яргиной З.Н., Лаппо Г.М., Крашенинникова А.В и многих других, а также с практикой работы некоторых муниципалитетов и градостроительных факультетов университетов Флоренции, Барселоны, Амстердама, Денвера, Роттердама и т.д.4. Кроме того, в ходе выполненного исследования нами были приняты во внимание некоторые работы по психологии восприятия, психологии творчества и современных тенденций отечественных и зарубежных авторов и практиков, таких как Юнг Карл Густав, Маслоу А., Дилтц Р. и др.
1 Разработан в 2016 году Студией Артемия Лебедева.
2 Разрабатывается в настоящий момент КБ «Стрелка» при господдержке (https://strelka.timepad.ru)
3 Решение Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 154 «Об утверждении Концепции сохранения и развития исторического центра города Смоленска с градостроительным регламентом (разработка регламентов и режимов градостроительной деятельности на территории Смоленской крепости)».
4 Это стало возможно благодаря организации выездных тематических семинаров и практик для студентов и магистров МАРХИ, проводившихся проф. Крашенинниковым А.В. и доц. Петровской Е.И. в 2011 и 2013-15 годах.
В качестве исходной гипотезы принято, что необходимым условием формирования органичной и целостной городской среды является систематизация критериев оценки качества городского пространства городским жителем. Благодаря выявленным критериям стал возможен новый подход к формированию локального град-регламента, т.е. регламента для небольшого целостного фрагмента городской ткани, закрепляющего его специфику и уникальность. «Система индексов» среды и «критерии качества» структурируют использование средовых параметров: габариты, тип использования, плотность заселения и плотность застройки, уровень капитальности, высотность и «ориентацию структуры» единиц застройки-«модулей», интенсивность, значимость, приватность, экологичность и многих других признаков, а также принципы их внутренней организации.
Градостроительные системы обладают огромным числом количественных показателей, однако информационный подход зачастую заслоняет содержательную сторону и качественную характеристику городской среды. «Предлагается перейти от большого числа равно-приоритетных факторов, учет которых требует оперирования с непомерно громоздким объемом разнородной информации, к более обобщенной, но зато гораздо более оперативной оценке ограниченного числа факторов, имеющих определяющее значение для функционирования и развития всей системы» [5, с.159].
Практические вопросы градостроительства связаны в «видимом секторе проблем». Такие области знаний, из которых приходят оценочные параметры архитектурного пространства, как художественный облик и образная выразительность; историко– культурная содержательность; социально-пространственная организация; функциональная инфраструктура и коммуникации зачастую в градорегулирующих документах не учитываются.
Автором предлагается метод встраивания оценочных критериев в практику формирования объемно-пространственного регламента. Еще «в зарубежных работах 60-х годов был выдвинут тезис о необходимости сознательно и целенаправленно учитывать отношение человека к окружающей среде и его требования к организации этой среды, в частности, в аспекте адаптации ко все возрастающему темпу ее изменяемости во времени, свободы выбора индивидуального поведения многофункционального использования городских пространств» [5, с.122]. В связи с этим заслуживает внимание «иерархия социальных и индивидуальных потребностей»5, предложенная российским социологом Бестужевым-Лада. Эта система ценностей представлена, так же как и у автора статьи, в виде пирамиды, где в основании лежат базовые ценности (жизнь и здоровье), а вершина пирамиды – духовные ценности [6, с.206].
5 На основе система ценностей А. Мэслоу (разработана в 1950-х годах).
«Критический обзор различных классификаций, описывающих городскую среду как комплексный феномен, приводит нас к «спектру» общечеловеческих ценностей. В предлагаемом «спектре ценностей архитектурного пространства» наиболее разработанными являются фундаментальные вопросы взаимодействия формы города с природными факторами (экология, санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности), технической инфраструктурой (инженерными коммуникациями и транспортом), несколько меньше – пространственные аспекты социальной жизни (социальная экология, правовое зонирование территории) и культурные приоритеты (историко-культурная ценность городской среды, содержательность), наименее осмыслены духовная направленность градостроительной деятельности [7].
«Узнаваемость или идентичность среды и «системы общественных центров» выступает одним из механизмов социализации населения, посредством которого усваиваются нормы, ценности, идеалы, моральные и психологические качества конкретных городских сообществ» [8]. Это, в свою очередь, транслируется через критерии качества общественного пространства и их аспекты как составные элементы проекта и закладывается на стадии формирования от идеи-сценария до проекта и ведомостей отделки для каждого конкретного «места» в целях определения и сохранения его идентичности и уникальности.
Еще в 1993 году Гутновым А.Э. город рассматривался как целостная система, функционирующая как единый организм по принципу «Ядро–Ткань–Пплазма». В ядре сосредоточены долгоживущие элементы системы, в плазме – наиболее недолговечные. Ядро представляет устойчивую, неизменяемую часть системы, ее скелет и реализует в себе набор признаков, присущих данной системе. Ткань представляет промежуточную зону между ядром и плазмой – это собственно тело системы. Ткань подвержена изменениям, но лишь в определенных, строго ограниченных пределах. Плазма включает в себя легко заменяемые элементы, быстро реагирующие на изменение внешних условий. Для города: ядро – система главных магистралей, площадей, общественных сооружений; ткань – жилая застройка; плазма – временные сооружения, зелень, транспортные средства, благоустройство и т. п.
Пространственно-временная устойчивость (по Гутнову) – это соотношение ядра, ткани и плазмы для каждой системы, которое определяет меры ее изменчивости. Чем больше неизменяемых элементов ядра, тем больше устойчивость системы в целом. Чем больше в системе изменяемых элементов (ткани, плазмы), тем меньше ее устойчивость, которая, в свою очередь, делает предсказуемым ее последующее развитие [5, с.70]. Если элементы ядра (их набор и качеств) для любой проектируемой пространственной системы мы в состоянии определить однозначно, то элементы ткани могут быть заданы лишь с определенной степенью вероятности, так как они могут менять свои характеристики в известных пределах, не нарушая при этом функционирования системы в целом. Ядро, напротив, имеет функцию генетического кода, ответственного за сохранение признаков, которые человек стремится навязать окружению. Ядро неуклонно осуществляет контроль за процессом отбора и накопления новых признаков. Этот процесс локализуется, главным образом, в тканевых элементах системы, которые являются полем столкновения возмущений, генерируемых плазмой, и ограничений, диктуемых ядром.
Таким образом, функционирование любой пространственной системы представляется теперь сложным процессом, который идет одновременно в двух направлениях. С одной стороны, изменения внешней среды проникают в систему и, постепенно фильтруясь сквозь ее трехслойную структуру, вызывают изменения на уровне плазмы, ткани или ядра (в последнем случае система разрушается). С другой стороны, организующее влияние ядра, контролирующего все элементы системы, распространяется на явления внешней среды, система совершает своего рода экспансию, преобразуя среду в соответствии с потребностями человека [5, с.71].
Автором предлагается методика объемно-пространственного кода (Ф-кода) и дизайн– кодов для проектирования и оценки качества проектных решений, что в свою очередь, ускорит и удешевит процесс проектирования и принятия рядовых решений (об этом далее), упростит задачу для архитекторов-«объемщиков», освобождая их от длительного сбора информации и массы согласований, поскольку все нормативы проектирования и принципы соответствия местным условиям уже будут в «задании и разрешении на проектирование».
Методология формирования локального регламента строится на систематизированном и структурированном использовании нескольких авторских методов: комплексной графоаналитической оценки (как города или района, так и его фрагмента); методов социально-пространственной оценки городской среды, предложенных В.А. Крашенинниковым; методов структурной оценки ландшафта проф. Кострикиной Н.Д., методов точечной оценки решений проф. Баженовой А.В; ландшафтно-визуального анализа территории и метода пространственно-психологической комфортности и смысловой наполненности (авторский)6. Для удобства создания кодов, а также для экспресс-проверки качества городского пространства автором предлагается трехуровневая систематизация качественных параметров городского архитектурного пространства согласно психоэмоциональным уровням восприятия человеком окружающей действительности.
6 Подробнее описание данного метода автором изложено в сборнике материалов Научно– практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ», 3-7 апреля 2017 г. (в печати).
Метод определения качества городского пространства, разработанный автором, основан на оценке его пространственно-психологической комфортности и смысловой наполненности через индексацию средовых элементов. Этот метод может помочь в определении дальнейших трудозатрат и оценки вложений в эти средовые фрагменты. В рамках этого метода предложена систематизация художественно-архитектурных параметров в соответствии с уровнями их восприятия индивидом как алгоритм формирования и проверки архитектурного решения.
Подходить к организации пешеходного пространства целесообразно соизмеряясь с его ролью в системе городских коммуникативных пространств, а для превращения городского пространства в полноценное и комфортное для человека необходимо использовать уже накопленный в мировой практике и проверенный временем исторический опыт, как «прочный фундамент уже достигнутого и апробированного временем. Хочет использовать в качестве своеобразной форы для своих поисков человеческий масштаб и пространственное разнообразие исторически ложившейся среды. Ощущая определенную неполноценность, недостаточность творческого арсенала современной архитектуры» [5, с.190]. Необходимо рассматривать общественное пространство города как пространство для реализации всех уровней человеческих потребностей. Для пояснения этого можно привести общеизвестную в психологии и социологии теорию «уровней человеческих потребностей» Маслоу-Альдефера-Дилтса-Мосин7 [9]. Этими авторами предложены структурные пирамиды иерархии человеческих потребностей с делением их на уровни и группы с возрастанием от базовых, первичных (физиологических), через социальные (коммуникативные) к высшим – духовно-эстетическим. Предположение этих авторов основано на том, что для полноценной и счастливой жизни человек должен удовлетворять потребности всех этих уровней и перекосы в какую-либо сторону ведут индивида к депрессиям и, как следствию – болезням. Именно поэтому среда, в которой живет и работает человек, должна удовлетворять не только первичные потребности, но и социально-коммуникативные, а также мотивировать человека на удовлетворение духовных потребностей.
7 Более подробно – в кн. А. Маслоу «Мотивация и личность» (Motivation and Personality), 1954.
Уровень физиологических потребностей в дальнейшем мы рассматривать не будем, т.к. теоретически он удовлетворяется на уровне нормативной базы для проектирования и строительства (СНиП, СП) и его обеспечение относится к уровню общей грамотности проектировщика, а не к уровню его мастерства архитектора.
Для выявления критериев формирования городского пространства автором предлагается создание своей версии «пирамиды потребностей» (рис. 1) в проекции на восприятие архитектурного пространства по пяти уровням:
Миссия = концептуальная роль данного пространства в общей пространственной структуре, т.е. тот эффект, который производит восприятие пространства на психику субъекта.
Мотивация = разрешение на действия субъекта (т.е. «индивидуального Я» и архетипических установок и «табу») через эмоции, в соответствии со сценарием-концептом. Они соответствует уровню сверх-сознания (принятая в психологии иерархическая модель структуры Личности)
Возможности = направление действий субъекта = акцентность, рассматривается как способ привлечения внимания индивида к предложенным возможностям.
Поведение = действия субъекта (инстинктивное поведение и ощущения), направленность, ритмичность. Тут автор рассматривает поведение исключительно с точки зрения «личного Я» и посылов подсознания как реакции на среду8. Оно соответствует уровню подсознания (принятая в психологии иерархическая модель структуры Личности).
Контекст– ограничения рассматривается как все внешние градостроительные условия, в которых находится субъект: физические барьеры и градостроительные объемы, природные условия, экономические, юридические и социальные условия и нормы и прочее. Миссия, вложенная в ограничения контекста, порождает поведение и мотивацию субъекта в пространстве.
Рис 1. Пирамида уровней восприятия архитектурного пространства
Исходя из предложенных выше уровней психоэмоционального восприятия и для удобства создания кодов, а также для экспресс-проверки качества городского пространства автором предлагается трехуровневая систематизация качественных параметров городского архитектурного пространства. В качестве критериев качества общественного пространства9 предлагается принять:
8 При рассмотрении социального поведения важно, что оно имеет сильную культурную мотивацию, важны не только инстинкты, но и социальные «табу».
9 Обычно критерии это относительные индикаторы в оценки качества, критерии – могут не иметь числовых выражений. Параметры – это способ формального измерения свойств чего-либо.
Пространственные параметры среды, которые соответствуют инстинктивному (подсознательному) восприятию пространства и включают в себя такие понятия как защищенность, устойчивость, векторность-наприцельность-ориентирность, сопричастность и общность. Именно эти параметры напрямую человеком не отслеживаются, но формируют у него ощущение.
Качественно-средовые параметры среды соответствуют ментальному (логическому) восприятию пространства: удобство; благоустройство; акценты как осознанный ответ на инстинктивный запрос направления; арт-объекты для притяжения осознанного внимания, т.е. как он (субъект) будет его использовать. Они соответствуют понятию «возможности».
Качественные модальные (цвет, звук, свет, тактильные ощущения и температурные) – эти параметры среды соответствуют эмоциональному восприятию пространства и подключению таких вещей, как эмоциональная память тела – «якоря» в личном сознании, архетипические установки и «табу».
Пространственные параметры: габариты; силуэт как ориентир для «дальнего» взгляда и пространственные акценты как ориентир «ближнего» взгляда; закрытость– защищенность или открытость-общность; ритм элементов – частота и т.д. [10];
Качественно-средовые: акценты внешние – ориентиры; акценты внутренние – артобекты, вход, вывески; ритм элементов – частота; элементы фонового благоустройства – сидения, урны, фонари, ограждения и ограничители и их комбинации и т.д.;
Качественные модальные критерии относятся к пространству в целом и пообъектно согласно концепции-сценарию (цветовое решение, звуковой компонент, освещенность и ее изменяемость, тактильные ощущения и фактуры и температуры – все это провоцирует эмоциональные ощущения индивида в пространстве.
Для применения и выявления этих характеристик при проектировании или оценке городского пространства автором была разработана «таблица для уровня стандартных решений», в которой заложена возможность учесть или зафиксировать все вышеперечисленные проектные характеристики по графам как для пространства в целом, так и для его отдельных частей с учетом сценарного решения10.
10 Пример заполнения таблицы приведен в конце статьи как иллюстрация применения метода в проектной практике магистров МАРХИ.
Дизайн-код в европейских городах – это четкие и при этом «незаметные» для людей правила, которые формируют комфортную и неагрессивную среду на улицах. Такая среда не запрещает и не принуждает, а направляет и подсказывает [11]. Сегодня разработан дизайн-код Москвы. Он решает самые разные вопросы, используя простые и ненавязчивые инструменты благоустройства. К этим вопросам московские власти отнесли такие: социальный контроль; «Напольная» навигация; руководство по размещению вывесок на центральных улицах Москвы; борьба с «визуальным шумом». По замыслу разработчиков дизайн-кода Москвы – студии Артемия Лебедева, всю огромную и разнообразную территорию города разделили на три зоны: центр, ядро и периферия, и прописали для них очень похожие между собой стандарты оформления вывесок, рекламных щитов, тротуаров и некоторых элементов благоустройства. В основном, как это ни грустно, предлагаемые проекты благоустройства в рамках дизайн-кода очень похожи между собой и никак не реагируют на специфику места, не учитывают в полной мере его историю, характерные особенности, такие как стиль застройки, история района, характерные материалы в отделке и особенности когнитивного11 восприятия данного городского фрагмента.
11 Когнитивный (лат. cognitio – восприятие, познание) – относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний.
Если обратиться к истории вопроса, то можно увидеть следующее: «Мы приезжаем в европейские города и думаем: надо же, как тут симпатично. Иногда делаем вывод, что у нас люди бескультурные и безвкусные, а там культурные. На самом деле люди везде примерно одинаковые. Но в Европе существуют жесткие ограничения на дизайн» [11]. И не только на дизайн, там внимательно следят за таким понятием как Идентичность Места. Начиная с 70-80-х годов ХХ века в Европе наметилась антиглобалистическая тенденция и стремление к индивидуальности и узнаваемости, которая вписана в принципы устойчивого развития. Именно в эти годы были созданы проекты реконструкции городов, пострадавших во Второй мировой войне, регламенты на исторические центры многих городов Италии, Праги, Будапешта и т.д., в которых регламентировались даже формы дверей в квартиры внутри подъездов, материал и формы фонарей, скамеек, рисунок цветников и цвет столярки и даже штор в окнах в целях наиболее полного и яркого представления конкретного городского ансамбля.
В некоторых европейских городах все это поддерживается просто в силу живой национальной традиции (в большинстве случаев). Некоторые европейские города применяют эти принципы уже много веков. В Лондоне, например, по мнению архитектурного журнала «Проект Балтия», посвятившего дизайн-коду целый выпуск, подобные правила действуют с 1666 года, когда британская столица начала отстраиваться после знаменитого пожара [11]. Более ранее использование подобных правил относится и к городам Ганзейского союза12, в которых городскими уставами нормировались формы, цвет, размер и материал домов в зависимости от сословия их обладателя [12]. Еще более ранние примеры – это города, патронируемые Венецианской республикой (с XII в.) и римские колонии по всей Европе (с III в. до н.э.). Описанные здесь примеры – это не только примеры дизайн-кода, но и сочетание его с кодом формы, преломленные через призму политики тех государств. Именно через образы и способы устройства города государства древности и средневековья безболезненно транслировали правила жизни своим гражданам.
12 Ганзейский союз, Га́ нза, также Ганзея (нем. Deutsche Hanse или Düdesche Hanse, др.-в.-нем. Hansa, лат. Hansa Teutonica) – буквально «группа», «союз», – политический и экономический союз, объединявший почти 300 торговых городов северо-западной Европы с середины XII до середины XVII вв.
Местные материалы, используемые для строительства и мощения, некоторые элементы, цвета и формы традиционного декора, прочно закрепленные традицией, создали, сохранили и продолжают строить такую городскую среду, которая присуща только данному месту и которой гордятся местные жители. Примерами могут служить греческие малые города и города Марокко, города Скандинавии, Испании, которые узнаваемы и не нарушают свои локальные традиции градоформирования. В России в силу исторических обстоятельств такой традиции нет или она была утрачена, и теперь мы пожинаем плоды в форме ужасной среды, ужасной с эстетической точки зрения, а не с точки зрения благоустройства и удобства. «Средства, которые надо вложить в реабилитацию старых центров, окупятся сторицей. Они вернут сотням тысяч людей бесценное достояние – ощущение живой сопричастности истории и понимание собственного места в развитии. Без этого нельзя избавиться от унизительного провинционализма и приобщиться к подлинной культуре своего народа» [5, с.204].
С началом нового урбанизма в 80-х годах основанный на форме кодекс был создан как альтернативный подход к обычному зонированию и правилам землепользования и адресован к публичной сфере и городскому формообразованию. Это тип регулирования развития землеустройства, который способствует получению предсказуемых результатов застройки и высококачественному общественному пространству. Он использует физическую форму как базовый принцип для кода, который был разработан Институтом кодовых форм (FBCI, 2014) [13,14]. Начиная с 2003 года в американскую практику прочно вошли понятия «Смарт-код» и «Form-Based Code» как его части. Эти коды периодически переиздавались, дополнялись и уточнялись другими кодами, такими как Первый Smart– Code (60 страниц), который опирался на обычные «Municodes» и регулировал масштабы девелопмента (2010); кодом «Neighborhood» – код развития; а в 2010 году – «Кодексом обслуживания» (40 страниц); SmartCode [14] для восстановления, заполнения и разрастания.
Начиная с 2009 года к базовым кодам подключены многочисленные дополнительные модули. Все эти коды (стандарты) были приняты в целях сократить количество общенормирующих документов, ускорить процесс согласований, сделать девелопмент разумным, т.е. учитывающим потребности населения как общины, экологическую ситуацию и тенденции ранка недвижимости. Эти коды делают проекты более успешными и облегчают их реализацию. Все эти коды – это скорее общий алгоритм создания местных правил градоустройства и благоустройства, свойственных конкретному местечку или городку.
Изначально Form-Based Code применялись в небольших городах (в силу используемой методики), но в последнее время методы Form-Based Code успешно применяются через работу американских проектных бюро (таких как DPZ13) в практике в таких высокоплотных городах как Гонконг и города Саудовской Аравии [14].
13 www.dpz.com
Если описать кратко что такое Form-Based Code для небольшого американского городка, то это – система правил застройки и землепользования, выраженная через сечения улиц и эскизное объемное решение для типовых участков, учитывающих специфику ландшафта, исторического контекста, местоположение в городе, привычные в данном месте формы и типологию застройки, габариты и пропорции улиц в сечениях и профилях, элементы декора и архитектурной специфики (козырьки, карнизы, навесы, ограды, цвет фасадов и т.д.), выраженная в виде таблиц стандартных и пригодных к употреблению элементов. Для каждого городка эта информация представлялось в форме справочного альбома-руководства на нескольких листах, а для более крупных поселений – в виде аналогичных альбомов для локализованных частей города. Form-Based Code связывает воедино все обычно регулируемые параметры застройки, улиц, освещения и инсоляции, тротуаров, парковок и благоустройства с параметрами ландшафта в разных округах.
Рис. 2. Изображение развивающих и зонирующих кодов в рамках границ землепользования. Городской/сельской «разрез» или сечение помогает лучше понять, где использовать смешанную застройку и где она может быть неуместна
Причина эффективности Ф-кодов заключается в следующем:
картинки разъясняют ситуацию быстрее таблиц и текстов;
простота поиска информации;
подходит для использования на территориях смешанного использования;
лучше, быстрее, дешевле в процессе согласований, проектирования и застройки;
трансект-сечение – это инструмент, совмещающий данные о виде использования земель со средовым контекстом.
В теории Ф-кода лежит Transect Matrix (разрез-матрица, рис 2), которая подразделяет территорию застройки на семь частей: T1 – естественная зона; Т2 – сельская зона; T3 – пригородная зона; T4 – общая городская зона; T5 – городская центральная зона; T6 – центральная зона города; и SD – специальные районы. Однако, например, в Майами Ф– код содержит 21 часть, Transect Matrix сконструирована в T1, T3, T4, T5, и T6-1, T6-2 ... – T6-24. Создатели Кода могут назначать дочерние ветки столько, сколько им нужно. Коды в Бирмингеме, Алабаме и Бофорте (Южная Каролина) наглядно иллюстрируют сложность и эффективность Transect Matrix как инструмента зонирования и его способность закреплять уникальные характеристики и модели в широком диапазоне мест.
Этапы по подготовке кодов в США заключаются в следующем [16]:
экспресс-анализ существующей ситуации и выработка первичного предложения;
обсуждение с общественностью, специалистами и администрацией (в последнее время наметился отход от обсуждения с общественностью результатов проектирования и курс на систему поощрений и льгот при использовании материалов кода;
определение подходящей пространственной основы для регулирования (районы, разрезы, улицы или специальные зоны);
утверждение элементов-проекций, разработка планировочных и объемных стандартов для выделенных фрагментов городской ткани;
разработка архитектурных стандартов или примеров для деталей застройки (дизайн коды);
создание иллюстрированные альбомы в широкий доступ.
Автор предлагает немного видоизменить этот метод для применения в российской практике. Применительно к российской практике хотелось бы уточнить следующее.
Распространение одного вида и типа застройки не должно быть бесконечным или очень протяженным, т.к. это нарушает ощущение соразмерной человеку ритмичности пространства и делает среду в целом неинтересной, эмоционально недостаточной.
«Один из основных факторов, определяющих эстетическое воздействие композиций, как уже говорилось, насыщенность их информацией. Чем оригинальнее, неожиданнее композиция, тем больший интерес она вызывает у зрителя, тем легче запоминается, а это, в свою очередь, непосредственно связано и со степенью художественного воздействия (хотя еще не определяет его). Элементарные построения быстро усваиваются зрителем и перестают привлекать внимание. Так, строчная застройка крупных жилых массивов своей примитивной закономерностью не вызывает интереса в силу минимального количества информации в ней заключенного. Усложнение закономерности расчленение застройки на простейшие группы придает ей более оригинальный характер» [17].
Исторически сложившиеся квартальные ритмы городских пространств, собранные в модули размером до 750-800 м, представляются наиболее удобными по размерам, плотностям и насыщенности для формирования одного типа Ф-кода. Это сопоставимо с габаритами территорий, исторически-занимаемыми одним морфотипом. Соответственно, смешанная разновысокая застройка в одном квартале (например 100100 м) представляется «рваной» и нецелостной для восприятия. Для таких ситуаций надо через кодирование приоритетной формы создавать условия для изменений. В американской планировочной практике используется размерность «американской сетки» для планировки.
Переходные Ф-коды должны создаваться в таких ситуациях, также не редких, когда высотная микрорайонная застройка граничит с территориями ИЖС. Именно через переходные Ф-коды и регламентированные в них объемно-пространственные параметры возможно гармонизировать ситуацию, устраняя конфликт пропорций, силуэтов и ритмов, т.е. именно тех пространственно-качественных параметров, которые человеческое восприятие неосознанно фиксирует как дисгармоничное, нестабильное и незащищенное.
Также желательно создавать локальные нормы для городских фрагментов-районов или анклавов, имеющих некую историко-культурную, ландшафтную и ситуационную общность, сопоставимую по размерам с «исторически сложившимся пешеходным городом», т.е. от 2 до 7 км в поперечнике, что в идеале составляет не более одной квадратной мили14[10].
14 Этот размер зафиксирован древними системами мер многих народов как наиболее удобно пешеходно–осваиваемый.
Частично основные аспекты и методы работы по отдельности были опубликованы или готовятся к публикации автором и изложены в ряде статей и в материалах научно– практических конференций «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ» за 2013-2017 годы.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в возможности использовать разработанную методологическую систему для экспресс-анализа и концепт– проектирования застройки как вновь осваиваемых территорий, так и при реконструкции существующих образований, как комплексных, так и точечных, а также как экспресс-метод для формирования объемно-пространственного регламента (средовые коды) для отдельных фрагментов городской ткани (если для этих территорий не разработан ППЗ или генплан и не определены параметры их использования). Эта схема также может применяться в качестве экспресс-метода оценки качества предложенных проектных решений, а также для объединения известных ранее графоаналитических экспресс– методов по формированию и оценке объемно-пространственных градостроительных решений как необходимого звена перехода от параметров, заложенных в генплане (группой специалистов не архитекторов – социологов, экономистов, МЧС, географов, экологов и т.д.) к формированию комфортной городской среды.
Предложенный подход кодирования городских пространств удобен для оцифровки и вполне совместим с создающимися базами данных ГИС-систем. Это позволит проектировщикам, управленцам и инвесторам получать полную и наглядную информацию о конкретном участке или фрагменте города. Эта информация может выдаваться через укрупненную объемно-пространственную модель застройки участка с прилагаемыми к ней перечнями данных по всем направлениям, интересующим урбаниста или проектировщика (от экологических, геологических, функциональных до факторов инвестиционной политики и эстетических характеристик).
Применение концепции проектирования через кодирование восприятия дает возможность «очеловечить» параметрическую архитектуру, столь гибко и быстро трансформируемую под изменяющиеся экономические и экологические реалии и столь удобную для всевозможных обсчетов, но столь же технократичную для человеческого восприятия. Кроме того, данный проектный способ упростит процесс перехода от материалов генпланов к проектам планировки и застройки и позволит разнообразить проектные решения, максимально соотнести их с местностью и сложившейся городской средой, повышая ее качество.
Поскольку мы живем в XXI веке, в котором так велика роль уже даже не технического, а информационного прогресса, необходимо адаптироваться под непрерывные изменения контекста градостроительной деятельности и всевозможных «внешних» условий. Соответственно, невозможно создать окончательно-фиксированный Генплан или ППЗ, но возможно разработать гибкую цифровую модель стратегии (мастер-план) или концепт– схему планировки, которая посредством пополнения информации через ГИС– и БИМ– системы будет меняться, сохраняя в себе как первооснову и мерило своего развития критерии восприятия пространства человеком и социумом.
Также следует сказать несколько слов о применении метода кодов в учебном проектировании магистров в 2016 учебном году в МАРХИ. Описанный выше проектный метод – это пошаговая последовательность творческих методов архитектурной школы МАРХИ и его применение в образовательной практике способствует формированию системного проектного мышления студентов [18] (рис. 3).
Концепции кода, сценарии арх-пространства и, как их следствие, – метод формирования пешеходного городского пространства базируются на понимании проектировщиком (магистром) ряда принципов:
принципов архитектурной композиции, изучению которых посвящаются первые три года обучения проектированию и макетированию в МАРХИ и которым посвящено множество изданий, статей и учебников;
психологического восприятия социального и индивидуального и его аспектах – этому в программе обучения МАРХИ посвящен рад смежных дисциплин;
понимание архетипов коллективного сознания [19];
традиции и антропоморфности архитектурного пространства;
«идентичности места» – этот аспект отражен в трудах Глазычева В.Л. и его многочисленных последователей в среде урбанистов, социологов и экономико-географов;
Особенностей культурного и природного ландшафта и их совместной работы на образ места и его экологичность;
правила палимпсеста – принципов совмещения и накладывания (но не разрушения) смысловых конструкций при создании сценария пространства, выраженного через аспекты восприятия (см. выше).
Последовательность создания Ф-кода и Дизайн-кода в рамках учебной практики (авторская15) заключается в выполнении следующих «шагов»:
15 Проходит апробацию в группе учебного проектирования магистров первого года обучения 2016– 2017 гг., частично опробована на курсе «Практика градостроительного анализа» в 2015 и 2017 гг.
использование графо-аналитических методов для выявления «точек роста» и «качественных» фрагментов городской ткани, т.е. модулей-анклавов [20];
выполнение ландшафтно-визуального анализа для выбора системы ориентиров для «дальнего» и «ближнего» взглядов как способа проверки проектного решения на качественно-пространственные критерии [10];
построение ментальных карт и определение культурной идентичности и системы средовых акцентов в качестве базы для формирования сценария с учетом качественно– средовых и качественно-модальных критериев;
использование метода «бредо-генерации» и описи модальностей среды – метода коллективного формирования концепции или стратегии путем перебора участниками ассоциаций без дискуссии по данной тематике с последующим осмыслением их и систематизацией. Этот метод часто применяется в бизнес-тренингах, коучинге, при поиске научных, бизнес, социологических, управленческих и маркетинговых стратегий и гипотез.
формирование сценария-концепции для пешеходной зоны, общественного пространства или для модуля городской ткани как способа трансляции миссии пространства и способа формирования его идентичности месту и индивидуальности.
построении схемы-анализа морфотипов, свойственных данной местности и схемы– предложения по размещению и применению выявленных на базе морфотипов доработанных и переосмысленных Ф-кодов согласно сценария-концепции.
Именно создание сценария пространства и его драматургии является предметом авторского поиска архитектора-градостроителя в рамках социально-осмысленного пространства, проектируемого по правилам антропомофного построения и восприятия. Сценарий для каждого городского пешеходного пространства должен быть неразрывно связан с историей и ландшафтом места через выявленную систему историко-культурных объектов, средовых акцентов и доминант, через выявленные и подчеркнутые композиционно ландшафтные и морфологические особенности, присущие только данному конкретному месту.
Рис. 3. Примеры фрагментов курсовых работ магистров Мархи 2016 г. (Ещенко Е., Кабозевой Е., Козловской В.). В этих работах применена методика формирования пешеходного пространства по критериям трехуровневой систематизации качественных параметров городского архитектурного пространства
Рис. 1 – рисунок автора.
Рис. 2 – по [13].
Рис. 3 – из личного архива автора.
Распоряжение от 30 апреля 2014 года № 4-н. Об утверждении архитектурно– художественного регламента объектов для размещения информации и типовых объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге: http://docs.cntd.ru/document/537960226
Приложение 1 к распоряжению правительства Москвы «об утверждении сводного стандарта благоустройства улиц Москвы» от 04.08.2016 г. № 387-РП.
Решение Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 154 «Об утверждении Концепции сохранения и развития исторического центра города Смоленска с градостроительным регламентом (разработка регламентов и режимов градостроительной деятельности на территории Смоленской крепости)»: http://lawru.info/dok/2005/10/28/n1160296.htm
SmartCode Version 9.2. The Town Paper Publisher: http://growsmartri.org/training/SmartCode Version 9.2.pdf
Гутнов А.Э. Города и люди. – М.: Ладья, 1993.
Бестужев-Лада Н.В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. Институт социологических проблем АН СССР. – М.: Наука, 1978. – 206 с.
Крашенинников А.В. Видимый спектр градостроительных проблем. В сб. Градостроительное искусство. Выпуск 1. – М.: ВНИИТАГ, 2007.
Крашенинников А.В. Локальные центры городской среды: сборник тезисов международной научно-практической конференции МАРХИ. – М.: МАРХИ, 2017.
Пирамида Дилтса: http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/piramida-logicheskih-urovnej.html
Петровская Е.И, Лазарева М.В. Комфортность и антропоморфность в формировании пешеходных зон города: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Norh Charleston, SC, USA (ББК 29406 УДК 72).
Зарубежный дизайн-код: как работают правила на европейских улицах: http://archsovet.msk.ru/article/city-design/zarubezhnyy-dizayn-kod /
Ганзейский союз: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ганза
SmartCode Version 9.2 // The Town Paper Publisher: https://growsmartri.org/training/SmartCodeVersion9.2.pdf
Using Parametric Modelling in Form-Based Code Design for High-denseCities: www.sciencedirect.com
Официальный сайт: DPZ: www.dpz.com
Form-Based Codes: Implementing Smart Growth – Based Codes: Implementing: https://lgc.org/wordpress/docs…design…form_based_codes.pdf
Архитектурная среда как объект зрительного восприятия: http://studopedia.info/6-8862.html
Петровская Е.И, Крашенинников А.В. Методические указания по 1-ому,2-ому и 3-ему разделам дисциплины «Проектирование градостроительных объектов– Градостроительные комплексы», «Проектирование градостроительных объектов», «Территориальное планирование». – М.: МАРХИ, 2015. (ББК 85.118я73 УДК711.16(075.8))
Юнг Карл Густав. Архетип и символ. – М., 1991.
Петровская Е.И. Пространственный анализ и выявление территорий перспективного развития (на примере дипломного проектирования в МАРХИ 2015-2016) // Архитектура и Строительство. – №4/220. – 2016.