Научно-исследовательский Московский Государственный строительный университет, Москва, Россия
Статья продолжает серию исследований изменений, которые происходили в строительном деле и градостроительстве в период халколита или медно-каменного века на средиземноморских островах Кипре и Сардинии. Из наиболее ярких памятников этого периода в статье представлены возрожденное селение Лемба и зиккурат – Святилища Монте Д’Аккоди. Результаты проведенного анализа показывают очевидный цивилизационный прогресс племен, населявших эти острова, в области строительства. Халколит представлен как переходный период к бронзовому веку.
Серия предшествующих статей, входящих в цикл под названием «Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе» (журнал «Архитектон: известия вузов» №№ 47, 48, 49 – 50 ч.3 с продолжением), направлены на анализ возникновения и развития ранних этапов становления архитектуры и строительной техники островной архитектуры от палеолита до позднего неолита. В статье продолжен анализ развития архитектуры в период медно-каменного века или халколита. Вопросы архитектуры и приемов строительного дела с позиций специалистов архитекторов мало изучены на фоне широких исследований археологов
Тщательный анализ археологических артефактов позволяет с разных сторон рассмотреть развитие архитектуры и строительства как базовой области в формировании искусственной среды обитания человека. Данная статья посвящена анализу архитектурно-композиционных и конструктивных особенностей рассматриваемых объектов, таких как жилые дома деревни Лемпа на Кипре или зиккурат на Сардинии в период халколита, короткого, но значимого периода развития средиземноморских цивилизаций. В связи с тем, что библиографических источников в этой области немного и их практически нет на русском языке, автор опирается на зарубежные исследования археологов, выводы историков и собственные наблюдения в местах раскопов.
Начало энеолита (медного, или медно-каменного века, или халколита) приходится на конец IV тыс. до н.э. В основном период халколита относят к 3000-2500 гг. до н.э. Халколит является переходным периодом к бронзовому веку. В этот период появились металлические орудия, но преимущественно в обиходе оставались каменные. Медные самородки, которые поначалу принимали за камень, использовались в качестве орудий труда. Быстро было обнаружено, что медный самородок подвергается первичной обработке, т.е. медные орудия имели преимущества перед каменными, т.к. подлежали починке, а каменное орудие необходимо было изготавливать заново. Там, где меди было много, этот период протянулся дольше. Так, на Сардинии он продолжался практически до 1800 гг. до н.э. [1], а в некоторых других регионах он вообще отсутствовал.
Памятников культурного слоя эпохи халколита немного. В основном богатый материал сложился из археологических артефактов, которые представляют собой остатки керамики, орудия труда и охоты. Одновременно были найдены и примеры поселений. Среди археологического наследия этого периода наиболее хорошо сохранились поселения на Кипре и на Сардинии.
История развития цивилизации на Кипре связана с природными катаклизмами в 3800 г. до н.э. В этот год землетрясением была практически уничтожена культура неолита. Однако на территории острова сохранились следы присутствия человека и артефакты, связанные с культурными традициями сообщества. Постепенно к 3500 г. до н.э. начала формироваться культура эпохи медно-каменного века, которая получила несколько названий в литературе: от медного периода до медно-каменного века и, наконец, халколита. Название происходит от слов chalkos – медь, lithos – камень. Землетрясения, прошедшие в начале этого периода, повлекли за собой отказ от строительства жилищ из камня [2] и в качестве строительного материала стали применяться глинобитные технологии, а также широко использовалось дерево для покрытий. Это спасало дома от разрушений при землетрясениях и они легче поддавались восстановлению. В этот период в быту начинают широко применяться изделия из меди. Однако, предположительно, технология обработки меди не принадлежит жителям Кипра, которые переселились в результате землетрясения в западную часть острова. В это время на острове появляются переселенцы из Анатолии (территория побережья современной Турции). Вот они-то и могли принести с собой технологию обработки меди, т.к. в Анатолии она была уже известна.
Медный век (энеолит/халколит) состоит из фаз Эрими (халколит I) и Амбелику/Айос– Георгиос (халколит II) [3]. Фаза Эрими связана с находками из меди в селении Эрими. Это в основном посуда, орудия для охоты, украшения и печати, предназначение которых связывают с клеймением глиняной посуды. Этот период халколита относится к 3000 г. до н.э.
К раннему этапу халколита, периоду его зарождения – 3800-3500 гг. до н.э. относится поселение Лемба или Лемпа, название которого произошло от названия расположенной на этом месте в настоящее время деревни [4]. Археологическая находка была сделана всего в 4 км от этой деревни. Раскопки там ведутся с 1976 года. Было установлено, что поселение состояло из круглых в плане домов с глинобитными стенами, которые имели диаметр порядка 3-4 м (рис. 1) и относились к Среднему и Позднему халколиту.
Рис. 1. Археологические раскопки фундаментов жилых домов в Лемпе, Кипр
В самых ранних постройках дерево жители не применяли. В домах, относящихся к Среднему периоду халколита (3500-3000 гг. до н.э.) и к Позднему периоду (3000– 2500 гг. до н.э.), дерево применялось уже широко, в основном в покрытиях. В этом периоде в поселении присутствовала сопутствующая жизни обитателей инфраструктура – кладбища, туалеты, углубления для хранения съестных припасов, ямы для сбора мусора. Все это говорит о складывающейся градостроительной структуре поселения из объектов различного функционального назначения. В раскопах были найдены кости животных, семена, т.е. в этот период населению Лемпе занималось собирательством, выращиванием растений, охотой, рыболовством и даже домашним скотоводством. В быту в основном применялись каменные орудия труда, редко медные. Жители умели обрабатывать дерево, ткать, выделывать кожи и плести корзины.
Основным предметом нашего интереса является строительное дело. С одной стороны, еще из неолитических времен сохранились традиции строительства из камня. Их использовали, как мы видим на рис.1, при возведении фундаментов. С другой стороны, уже начали применять глинобитную технологию для возведения стен. Конечно, стены лепились из глины, как мы бы сказали сегодня, монолитно. Т.е. из глины не формовались кирпичи. Тем не менее такие стены были достаточно прочными, чтобы уберечь от непогоды и защитить от непрошенных гостей (рис. 2).
Художественные пристрастия жителей проявились в декоративно-прикладном искусстве. Они создавали керамические сосуды и украшали их красным узором на белом фоне. Для этих работ использовали красную охру. Стремление к художественному творчеству выразилось в создании крестообразных фигурок из камня или глины, которые, скорее всего, имели ритуальное значение. Наиболее значительной стала находка женской фигурки высотой 36 см, которая получила имя «дамы Лемпе» (рис. 3).
Как считают археологи, фигурка изображает беременную женщину с распростертыми руками, длинной шеей, завершаемой приподнятой головой. Схематические изображения груди и живота, широкие бедра – черты, относящие эту фигурку скорее к ритуалам культа богини плодородия, богини-женщины, существовавшем еще в период неолита и трансформировавшемся в позднюю греческую богиню, которой будут поклоняться в святилище Палепафоса (Старого Пафоса).
Рис. 2. Общий вид воссозданных жилищ в поселении Лемпе, Кипр
Рис. 3. Дама Лемпе. Находка в поселении Лемпе. Музей Никосии, Кипр
Раскопки и восстановительные работы в Лемпе вели археологи Эдинбургского университета. Они не только провели археологические раскопки, но и построили экспериментальную деревню. Авторы выполнили эту реконструкцию в рамках первого на Кипре археологического проекта на основе экспериментальной археологии, в процессе которой применялись только те материалы и орудия, которыми мог пользоваться человек периода энеолита. Археологи воссоздали три дома разных периодов этого времени. Необходимо было провести подготовительные работы по формированию участка строительства, затем только приступить к возведению самих зданий. Все работы археологи осуществляли только с помощью существовавших в то время технологий. Например, глину мешали вручную, для обработки дерева не применяли железного инструмента. Воссозданные жилые дома древнего поселения дают возможность провести некоторый анализ архитектурно-строительных приемов, присущих периоду медно– каменного века.
В 1989 году ученые воссоздали жилище №1 периода Среднего халколита. Диаметр сооружения составлял 10 м (рис. 4). На его возведение ушло 140 дней. Однако расчет показал, что 10 строителей во времена халколита смогли бы завершить его всего за 30 дней. Для строительства потребовалось 100 т почвы, камней и леса.
Рис. 4. Воссозданное жилище №1. Поселок Лемпе, Кипр
Что же можно сказать о строительстве этого времени на основе реконструкций? Если посмотреть на рис. 5, то очевидно, что фундаменты собирались из камней. На них возводились глинобитные стены толщиной не менее 40 см, что видно в дверном проеме на рис. 6. Дверной проем делался правильной прямоугольной формы. В качестве перемычки над проемом проложены деревянные балки из круглых бревен. В стене имеется отдушина, через которую проникал свет. Ее размер невелик, скорее всего, для того, чтобы минимизировать теплопотери в холодное время года и защитить внутреннее пространство от избыточной инсоляции и перегрева в жаркий период.
Покрытие делалось на основе четырех деревянных столбов, размещенных в середине помещения, по которым уложены основные несущие балки из круглых бревен (рис. 7). Между стеной и основными балками уложены радиальные балки из таких же бревен.
Интерьер жилого дома №1 подтверждает конструктивное устройство постройки, которое прослеживается снаружи (рис. 7). Деревянный накат поверх несущих балок делался из более тонких бревен. В местах опоры балок наката на основные несущие балки сделано ложе для того, чтобы придать большую устойчивость всей конструкции. В местах пересечений основных четырех несущих бревен в левом углу на рис. 7 видно появление полноценной врубки, которая фиксирует от смещений бревна в горизонтальной плоскости, что является новым шагом в развитии деревянных конструкций покрытий. Вся конструкция покрытия присыпалась землей по слою плотно уложенных веток. Особенную устойчивость придавала круглая форма жилища. В центре помещения располагался очаг. Такая стоечно-балочная конструктивная система была вполне прочной, сравнительно легко ремонтировалась и, очевидно, была шагом вперед в строительстве жилых домов.
Глинобитные стены, которые набирали прочность при жарком южном солнце достаточно быстро, придавали общую прочность всему зданию. Они также, были новым явлением в технике возведения зданий на Кипре. Возможно, этот строительный прием попал на остров также из Анатолии, где он уже применялся. Трудно сказать, все ли дома были именно жилыми. Возможно, среди них находились и дома иного функционального назначения, например, для отправления религиозных культов. На эту мысль наталкивает большой диаметр (10 м) здания №1, где могло собираться все население деревни.
Рис. 5. Проект реконструкции кругового жилища №1
Рис. 6. Круглое в плане жилище №3. Поселок Лемпе, Кипр
Одновременно известно, что в этот период начинается социальное расслоение общества. Это подтверждается новым принципом захоронений в шахтных могилах, которые принадлежали, скорее всего, одной семье. Вынесенные за пределы жилой территории захоронения подтверждают изменения социальной и градостроительной структуры поселений [2]. Таким образом, большие дома могли принадлежать вождям или нарождающейся родовой знати.
В интерьере представлены возможные рисунки на стенах для украшения помещения, что говорит о стремлении к художественному осмыслению окружающей человека среды обитания.
Рис. 7. Интерьер воссозданного жилища №1
Непонятным оставалось отсутствие стены вокруг поселения. Однако, было высказано предположение, что стена была возведена без фундамента и разрушилась со временем, что подтвердил эксперимент, который осуществили археологи, наблюдая за воссозданной стеной в течение нескольких лет.
Еще одним памятником медного периода на Кипре является открытое сравнительно недавно поселение Мосфилия под Кисонергой на западном побережье Кипра. Поселение имеет артефакты не только энеолита, но и более древнего периода, неолита. Но это в основном посуда и орудия труда и охоты. К самым интересным находкам относятся женские фигурки из камня и глины, изображающие беременных женщин в разных позах и даже сидящих на «родильных стульях». Такой предмет вспоможения при родах был распространен и на Кипре и в других регионах Средиземноморья. Одна из фигурок изображает процесс родов. Между ног фигуры находится младенец, выкрашенный красной охрой. Среди ритуальных находок была найдена еще одна, которая рассказала о новом социальном устройстве общества, его традициях. Древний мастер оставил хорошо сохранившуюся модель «родильного дома» [5]. Внутрь центрического помещения ведет дверь, закрепленная на «шарнирах». В центре располагается очаг, а от него лучами расходятся перегородки. В каждом отсеке стоит «родильный стул». Все фигурки размещались вокруг этой модели. Из истории Египта или Индии известны мероприятия по родовспоможению. Но создание «родильных домов» не отмечено нигде. Подобное здание – это определенный социальный феномен древнейшего общества, которое создало наряду с жилищем или ритуальным храмом, как на Мальте, совершенно новый тип здания, наполненный специфической медицинской общественной функцией. Так начинал складываться комплекс различных по функциональному назначению зданий, которые на заре становления человеческой цивилизации уже наметили пути развития архитектурной типологии. Можно сказать, что Кипр внес в это становление свою лепту.
Дальнейшее развитие культуры имеет, на первый взгляд, странный провал длиной в 200 лет. К 2500 гг. до н.э. культура халколита на Кипре как бы исчезает, многие поселения покинуты жителями. Этому периоду соответствует пик глобального похолодания в Северном полушарии, во время которого резко снизались годовые суммы осадков, повлиявшие на продуктивность местных ландшафтов.
Примерно в 2300 г. до н.э. начинается новый виток развития, связанный с прибывшими на остров переселенцами и относящийся уже к бронзовому веку. Что же произошло в островной истории человечества? На этот вопрос отвечает исследование искусствоведа Г. Росси [1]. Библия оставила для потомков предание о потопе, который произошел в 2349 г. до н.э. В других мировых культурах также достаточно много таких преданий. А. Элфорд в своей книге «Боги нового тысячелетия» насчитал их более 500. Об этом явлении повествует Книга Бытия, истории Месопотамии, Греции, Индии, Лаоса и Таиланда, Японии и Эквадора, ацтеков, гуронов, австралийских аборигенов и т.д. Везде после потопа остался единственный человек – известный нам Ной, в Месопотамии – Гильгамеш, в Греции – Девкалион, у ацтеков – Нене, в Индии – Ману [1]. Не вдаваясь в подробности Библии, представляет интерес – каким образом расселились потомки Ноя по Земле. В соответствии с «Таблицей народов» из Библии правнук Ноя Киттим прибыл на остров в Средиземноморье и завладел им, таким образом, остров получил древнее название Киттим. Этот период связывают с «бронзовым веком», начавшимся на острове. Однако позднее, когда медные рудники стали поставлять медь почти по всему Средиземноморью, по свидетельству архиепископа Макариоса III, остров изменил свое название сначала на Халкоэсса (от др. греческого слова χαλϰός – медная руда), а затем на Кипр от латинского слова «cuprum», которое означает медь, добывавшуюся в многочисленных рудниках (рис. 8).
Рис. 8. Медные рудники на Кипре
Итак, как раз 200 лет разделяют халколит от следующей эпохи бронзового века на Кипре. Потоп явился причиной упадка или исчезновения одной культуры и появления следующей, что характерно и для многих других древних аграрных культур. В исторической климатологии потоп связывают с глобальными колебаниями климата, вызвавшими резкий рост температуры и осадков. Возможно, что после этого Киттим стал островом, поскольку есть предположения, что ранее, в более холодную и сухую эпоху он соединялся с материковой частью Европы. Точно установлено одно: с 2300 гг. до н.э. Кипр вступает в бронзовый век своего цивилизационного развития, создав предпосылки для культурного прогресса нового сообщества, которое сформируется на его землях.
На острове Сардиния происходили схожие процессы формирования переходного периода под названием халколит. Этот период охватывает несколько культурных пластов, наслоившихся друг друга или развивавшихся параллельно. Предшественницей халколита или продолжением поздненеолитических культур является культура Оzieri (Сан-Микеле), которая датируется 3300-2500 гг. до н.э. (периодизация у разных авторов несколько расходится – от 3800 до 2900 гг. до н.э.) [6]. Название культура получила от грота Сан-Микеле, находящегося вблизи города Оzieri. G. Lilliu, многие годы изучавший древние культуры Сардинии, отмечал, что первоначально эта культура была оседлой культурой городского типа и постепенно изменялась в сторону сельскохозяйственного типа, жители которой расселялись в деревнях [7]. Археологами были обнаружены следы более 200 деревень, представленных круглыми или квадратными в плане домами, схожими с кипрскими постройками этого же периода и с приблизительно такой же стропильной конструкцией крыши, покрытой ветками. По-видимому, культура носила вполне мирный характер, т.к. не удалось обнаружить никаких укреплений. В этот же период продолжают создаваться захоронения по типу «domus de janas» или «дома ведьм», которые представляют собой разной величины некрополи [8]. Керамические изделия богато украшаются орнаментом с кругами, спиралями, гирляндами, звездами и даже человеческими фигурами. Подобное декорирование керамики встречается и далеко от Сардинии, в основном в крито-минойской культуре, что подтверждает тесные связи островных культур Средиземноморья периода неолита.
Следующим этапом развития донурагических культур явилась культура Монте-Кларо, которая датируется 3000 гг. до н.э. и относится к периоду раннего энеолита. Культура Монте-Кларо была распространена по всей Сардинии [6]. Около г. Кальяри археологам удалось наткнуться на очень ценные находки: керамика, орудия сельского хозяйства, предметы пастушества. Находки большого количества крупных сосудов цилиндрической формы с простыми рисунками говорят о развитой сельскохозяйственной деятельности, для чего были необходимы емкости для длительного хранения зерна или других продуктов, а предметы для добычи руды – о мирном характере общества, населявшего эти земли. Зона раскопок недалеко от г. Кальяри (Cagliari) дала название этому периоду. Расселялись люди по-разному. В горных районах сохранились следы их пребывания в пещерах, а на равнинах они строили деревни. Удалось раскопать остатки 40 жилых домов у Мармиллы (Marmilla)и Корти Беккья около Санлури (Sanluri).
Одновременно с этим были открыты следы загона для скота и зернохранилища, что также говорит о складывающейся градостроительной структуре поселений с разделением функциональных зон и типов построек. При этом, по-видимому, требовалась основательная защита от других племен острова. Поэтому вокруг поселений возводились мегалитические стены и оборонительные валы, остатки которых были найдены археологами около Ольмедо (Olmedo) и Монте-Баранта (Monte Baranta). Также были найдены следы достаточно развитой металлургии – плавильные тигли и результаты выплавки – наконечники для стрел и даже кинжалы из меди. Здесь же были найдены предметы для повседневной жизни обитателей деревни, такие, как свинцовые скобы для амфор. При определенной «демократичности» сообщества по найденной керамике можно представить, какому владельцу соответственно его социальному статусу она принадлежала. Интересно, что ремесло отделки посуды и украшений стояло на довольно высоком уровне. Использовалась чеканка, насечка, резьба и шлифовка. Находки датируются 2500 г. до н.э. Иначе говоря, уровень этой культуры можно определить как достаточно высокий для того времени. Особого внимания заслуживают терракотовые большие сосуды, о которых уже шла речь. Сделать подобное крупное полое изделие из глины, причем в большом количестве – непростая задача.
Захоронения этого периода культуры Монте-Кларо делятся на два типа: наземные и подземные. Наземные захоронения состоят из центральной камеры и определенного числа сопутствующих камер, расположенных вокруг, как лепестки ромашки вокруг ее желтой сердцевины. Подземные захоронения обносились стенами. Стены выкладывались методом сухой кладки, а в них уже делались ниши. В другом случае отдельные помещения для захоронений накрывались целой плитой. Такой прием мы наблюдали еще в неолитическую эпоху. Ярким примером такого захоронения остается Su Quaddu de Nixias, которое расположено около Кальяри (Cagliari).
2600-2400 гг. до н.э. представлены на Сардинии двумя параллельно существовавшими культурами Abealzu-Filigosa [6]. Всего 200-250 лет – краткий миг в исторических масштабах развития цивилизации. Эти две культуры считают завершающими этапами развития неолитической культуры Оzieri. Свидетельства первой культуры Abealzu нашли на юге Сардинии у города Макомер (Macomer), а Filigosa – на севере Сардинии около г. Озило (Osilo). Основными отличиями культур является художественное творчество при украшении керамики. В культуре Abealzu в качестве пластического элемента украшения выступает женская грудь, также в раскопах поселений нашли мраморные статуэтки женщин с поднятыми руками. В культуре Filigosa находки не столь «изысканно» украшены, а иногда и вовсе не имеют каких-либо украшений, зато среди артефактов найдены цепочки и изделия из раковин. С культурой Filigosa историки связывают возведение менгиров, которые широко распространены на Сардинии.
Обе культуры владели металлообработкой, причем выплавляли изделия не только из меди, но и из серебра, ремесленники умели создавать сплавы металлов. В обеих культурах представлены одинаковые типы захоронений в виде «domus de janas», оставшиеся в наследие, по-видимому, еще из периода неолита. Особое внимание привлекает так называемый зиккурат (по аналогии с зиккуратами Месопотамии) (рис. 9). Открыт он был в 1954 г. около города Сассари (Sassari) и получил название Святилище Монте Д’Аккоди [9].
Рис. 9. Святилище Монте Д’Аккоди около г. Сассари
Строение действительно напоминает восточные зиккураты, т.к. имеет вид многоступенчатой пирамиды с плоским завершением. Судьба возведения этого уникального памятника Средиземноморья длительная. Как утверждают ученые, первое сооружение было возведено около 3500 гг. до н.э., т.е. относилось к культуре Оzieri. Известны тесные связи этой культуры с восточным Средиземноморьем и, в частности, с крито-минойской культурой. Со временем памятник неоднократно достраивался и перестраивался. Последняя реконструкция относится к периоду халколита 2600-2400 гг. до н.э. Это время совпадает с периодом расцвета культур Abealzu-Filigosa. Если вернуться ко времени культуры Оzieri, то, как отмечают археологи, на этом месте были поселения с квадратными в плане домами. Однако тут же располагался подземный некрополь, святилище с менгиром, где на каменных плитах совершались жертвоприношения. Здесь же были найдены каменные шары, предположительно являвшиеся символами Луны и Солнца.
Следующим этапом строительства стало возведение платформы в виде усеченной пирамиды с габаритами основания 2727 м. Высота платформы составляла 5-5.5 м. На верхней поверхности платформы была найдена площадка размером 12,57,2 м, выкрашенная красной охрой и ориентированная на юг. Она получила название «красного храма». Сохранились также покраски желтой и черной краской.
Однако, в начале 3000 гг. до н.э. на острове произошел сильный пожар. Следы этого бедствия дошли до наших дней. Это событие заставило людей покинуть священное место. Прошло несколько сотен лет, за которые храм разрушался и, в конце концов, был засыпан землей и камнями, а также толченым местным известняком. В результате образовалась новая платформа также в форме усеченной пирамиды, но уже высотой в 10 м. Основание этой платформы имело размеры 3629 м. Пирамида получила ступенчатую структуру, как видно на рис. 10. На верхнюю платформу вел пандус длиной 41,8 м. Долгие годы сооружение использовалось как святилище, религиозный центр, но в эпоху бронзового века было окончательно заброшено. К 1800 гг. до н.э. оно использовалось исключительно для захоронений. Дальнейшая судьба этого сооружения не до конца изучена. Но во время Второй Мировой войны верхняя часть была сильно повреждена из-за установки противовоздушной батареи. С 1954 г. начались археологические раскопки, с 1979 по 1990 гг. памятник был частично восстановлен.
Рис. 10. Вид с птичьего полета Святилища Монте Д’Аккоди
В результате анализа сравнительно короткого периода халколита можно отметить, что в это историческое время изменилось отношение к строительству жилых построек. Стали использоваться глинобитные стены с деревянными балочными покрытиями, появились новые типы захоронений. Но наиболее значимым явлением представляется формирование новых типов зданий хозяйственного, бытового (культового) и даже медицинского назначения (родильные дома), появилось зонирование территории поселений (жилая, хозяйственная зона, зона захоронений). Все это говорит о новом этапе в архитектуре и градостроительстве начальных периодов формирования островных цивилизаций Средиземноморья. Святилище Монте Д’Аккоди на Сардинии или Сардинский зиккурат представляют собой культовые сооружения с храмом наверху. Это говорит о том, что в корне изменилось отношение не только к правилам проведения культовых обрядов, но и к духовной ценности святынь. К сравнительно небольшому по меркам Египта храму ведет длинный пандус. Столь протяженная дорога-пандус подчеркивает значимость самого храма, приближающего восходящего к богам, которым поклоняются. Необычный памятник этой эпохи – Святилище Монте Д’Аккоди, представляется предшественником распространившейся на Сардинии в последующем бронзовом веке нурагической культуры. Этот объект является предметом дальнейшего исследования с позиций анализа становления архитектуры и прогресса архитектурно– строительного дела на островах Средиземного моря.
Обзор различных культур островов Средиземноморья и проведенный анализ архитектуры и строительного дела эпохи халколита обращает нас к тем значимым для истории цивилизации временам, когда происходила закладка новых представлений об искусственной среде обитания. В эту эпоху человек вышел из пещеры и начал создавать свою среду обитания с помощью строительства отдельно стоящих зданий не только культового (как на неолитической Мальте), но и жилого назначения. Если храмы Мальты имели сложное каменное покрытие (о чем говорят гипотетические археологические реконструкции), то жилые дома халколита на Кипре были глинобитными с перекрытием по деревянным балкам. Это говорит о том, что стоечно-балочная система в ее первозданном утилитарном виде стала широко применяться в архитектурно– строительном деле. Зародившись на первых этапах человеческой цивилизации, она просуществует в самых разных художественных трактовках до настоящего времени. Понимание процессов формирования первых памятников архитектуры на островах помогает, с одной стороны, связать развитие их культуры с материковыми культурами, найти общее и самобытное в этих культурах, с другой стороны – обратить внимание современных архитекторов на истоки возникновения композиционных и конструктивных первоисточников для созидания современных примеров архитектурной деятельности, находящейся в неразрывной связи с прошлым человеческих цивилизаций.
Рис. 1, Рис. 2, Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7.: http://www.visit-cyprus.ru/attraction/prehistoric-lempa?description
Рис. 3. фото автора
Рис. 8.: http://ostrov-kipr.info/lifeblock/print?art_id=44
Рис. 9.: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=5065#ixzz2xZTbiVpu
Рис. 10.: http://photos.streamphoto.ru/c/d/f/9a4b6de09edaf054653db3e4224b1fdc.jpg
Казула, Ф.Ц. История Сардинии / Ф.Ц.Казула. – S.: Carlo Delfino editore, 2000. – C. 5.
Росси, Г. Халколит. "Kittim" – проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat", стр.1 с сайта «Cyprus Explorer»: monsalvatworld.narod.ru›kittim/oglavlenie2.htm
Knapp, A. Вernard. Prehistoric and Protohistoric Cyprus / А. B. Knapp. – Oxford University Press, 2008.
Лемпа: http://www.visit– cyprus.ru/attraction/prehistoric-lempa?description
Клепикова, Е. Русский базар. Путешествие в прошлое №50 (450): http://russian-bazaar.com/ru/content/6125.htm
Деидда, С. Культурное наследие / С. Деидда, В. Монни, Д. Ниедду, Р. Депау. – С.: ARTIGIANATO E COMMERCIO, 2008. – С.7-13.
Lilliu, G. La civiltà dei Sardi dal neolitico all’età dei nuraghi / G. Lilliu, – Torino: Edizioni ERI , 1967.
Забалуева, Т.Р. Формирование островной архитектуры средиземноморья в исторической ретроспективе .ч.II. Период развитого и позднего неолита на Сардинии // «Архитектон: известия вузов», № 48, Декабрь 2014.
Tine, S. Monte d’Accoddi. 10 anni di nuovi scavi / S. Tine.– Sassari: Carlo Delfino editore, 1992.