elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Отношение советского архитектурного авангарда к историческому архитектурному наследию и городскому контексту

С. К. Басс

Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Самара, Россия

Аннотация

Архитектурные произведения советского авангарда 1920-1930-х годов в России стали частью историко-культурного наследия страны и мира и нуждаются в восстановительных мероприятиях. В то же время, общий дискурс самих авангардистов представляет собой отрицательное отношение к архитектурному наследию. В таком свете задача сохранения их произведений с философской точки зрения является не оправданной. Рассматриваются теоретические произведения и реализованные проекты ОСА, АСНОВА, К. Мельникова, МАО, Ленинградских и провинциальных группировок в целях изложения главных черт их отношения к архитектурному наследию и существующему городскому контексту. Отмечается широкий диапазон мнений – от пренебрежительной до более уважительной позиции – как внутри дискурса отдельных движений, так и между ними. Выделяется влияние существующего городского контекста на облик реализованных проектов. В заключение предполагается, что проект восстановления объектов наследия советского авангарда имеет теоретическое основание и должен более внимательно относится к своему современному городскому контексту.


«...революция, уничтожив косные предрассудки и отжившие каноны, превратила трещинку в пропасть… По эту сторону открывается новый путь... новые просторы...» (М. Гинзбург, 1926) [10]
«How then should we react to the buildings of a recent past, to these exponents of a new tradition the declared intention of which was to break with all previous traditions and to start all over again? ... now the issue is rather how to deal with a modernity that has implemented itself»1. (H. Heynen, 1998) [1]

Зданиям, построенным в России в эпоху советского архитектурного авангарда (с 1917 по 1934 гг.) [16], приблизительно 90 лет. С 1987 года идет процесс признания ключевых объектов данного периода как памятников архитектуры [20]. В большей или меньшей степени эти объекты нуждаются в физических восстановительных мерах. Сверх того, некоторые объекты утратили свои первоначальные функции в результате произошедших резких социальных и экономических перемен в стране, что побуждает вести активные поиски различных вариантов их приспособления к новым функциям.

Когда речь идет не об очередном ремонте, но о комплексной реставрации, реконструкции или приспособлении объектов советских авангардистов, возникают проблемы не только технического, но и философского характера. Принимая во внимание общие цели авангардистов, кажется, что попытки реставрации и приспособления их объектов несовместимы с их убеждениями – отречение от архитектурной традиции недавней истории и стремление через новую архитектуру к светлому будущему. Разумно было бы предполагать, что архитекторы авангарда на востоке и на западе сами по себе вряд ли поддержали бы не слишком благоговейный подход к своим стареющим зданиям [5].

Задача данной статьи заключается в исследовании отношения представителей архитектуры советского авангарда к историко-архитектурному наследию и существующей городской ткани. Это касается ведущих творческих группировок – ОСА, АСНОВА, МАО, представителей индустриальной архитектуры, ведущих архитекторов Москвы, Петроградско-Ленинградской школы и других зодчих. Выяснив особенности ситуации, предполагается найти основания для определения градостроительной и архитектурной роли зданий наследия советского авангарда в современном постсоветском контексте.

Предпосылки: «Пролетарская культура» и наследие

«Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» (В. И. Ленин, 1920 г.)2.

«Самостоятельность пролетарского творчества выражается в оригинальности отнюдь не искусственной и предполагает ознакомление со всеми плодами предыдущей культуры» (А.В. Луначарский, 1918 г.)3.

1 «Как мы должны реагировать на здания недавнего прошлого? Как мы должны относиться к исполнителям новой традиции, традиции, которая была намерена порывать со всеми предыдущими традициями, чтобы начать все заново?... осуществлялся проект модернизма и теперь нам придется с ним разбираться» (перевод автора).

2 Ленин В.И. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 Октября 1920 г. под ред. И.М.-Л. при Ц. КПСС, Политиздат, 1985. 298–318 с.

3 Луначарский А.В. «Пролетариат и искусство»: тезисы доклада для Первой Всероссийской конференции Пролеткультуров, 1918 г. M, 1967.

Архитектурная деятельность раннего советского периода тесно связанна с радикальными политическими переменами в стране, ориентировавшими архитекторов на строительство нового быта. Их творчество пропитано новым социально-экономическим подходом, который стоит за инновационными градостроительными решениями и архитектурными типологиями. По словам А. Гана: «Методология конструктивизма неразрывно связана с пролетарской революцией и с социалистическим строительством советского строя» [9]. Это один из факторов, который отличал представителей отечественного авангарда от западного [6].

Новый советский быт сформировался не в вакууме, а в сложном контексте многовекового культурного наследия Руси, что привлекало к бурной дискуссии ведущих деятелей не только творческой сферы, но и политической. Если А.В. Луначарский предполагал в своих тезисах для Пролеткульта в 1918 году, что новая культура (в том числе архитектурная деятельность) должна исходить из богатства знания, накапливаемого веками, то его современник А.А. Богданов-Малиновский постулировал наоборот о том, что новое пролетарское творчество основывается на совершенно новом роде мышления, некоем «монизме» физических и духовных видов труда, которое не имеет никакого отношения к предыдущей культуре [4].

В.И. Ленин называл подход Богданова «сплошным вздором» в своей речи на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года, сам подчеркивая принцип, выраженный Луначарским, о том, что «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало…». Злосчастный вектор Богданова как политика известен, но его мышление о культурной деятельности пережило его ярче всего на примере движения конструктивизма до начала 1930-х годов, в котором историческое культурное наследие исчезло в темноте. В 1932 году влияние Луначарского окончательно стало доминирующим, что показывает история конкурса на проектирование Дома Советов и постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно– художественных организаций» [3]. В результате, статус архитектурного наследия кардинально изменился: оно вышло с заднего плана и стало контрольной точкой для архитекторов, которые были призваны руководством страны обратиться к стилям.

Конструктивизм и архитектурное наследие

Ведущие представители архитектурного движения конструктивизма в принципе относились к прошлому, как к чужому миру [10]. Главное направление их стремления было не назад, а вперед, к новым просторам на этой «стороне пропасти»: «Конструктивист работает сегодня для завтрашнего дня» [12]. На той стороне пропасти – мастера отживших эпох со своими произведениями, придуманными в своем контексте, на этой стороне – совершенно другие условия, в которых современные мастера направляют свою энергию на строительство нового социалистического быта. В результате они поддерживали новую методику проектирования, исходя из своих задач – «функционального творчества» [10], для реализации новых «социальных конденсаторов» [12]. Эти новые решения должны были быть реализованы «не в тесных рамках скученного и случайно планированного города, а обратно» [10]. В подобном свете, размышления таких ключевых фигур западного дискурса как Уильям Моррис, Джон Рескин или Алоиз Ригль, в конце XIX века о ценностях стареющих объектов и городов, и сложные вопросы о влиянии таких качеств на эмоции и опыт человека – кажется весьма эзотерическим, относящимся несомненно к старому мышлению «по ту сторону пропасти».

В целом можно назвать отношение конструктивистов к архитектурному наследию равнодушным, за исключением Эклектизма. Он стал предметом язвительной критики в ранних выпусках журнала «Современная архитектура» как неуместное явление дореволюционной культуры в современной деятельности: «Растут и крепнут новые методы работы... Но рядом с ними доживают бренные остатки дореволюционного эклектизма» [8]. По их мнению, в нем проявлялись историческое мышление и анахроничные мотивы, которые определялись как абстрактные. Итак, ОСА заявили о необходимости «уничтожить абстрактные формы и старые виды искусства» [12]. Движение считалось вредным, потому что увело архитектора от специфики своей эпохи к неким иллюзорным универсальным решениям путем историзма. Поэтому, на весенней конференции ОСА в 1928 году, одной из трех основных целей была объявлена «разработка методов борьбы со старой архитектурой» [21].

Двойное отношение конструктивистов к архитектурному наследию – о нейтральном отношении к архитектуре прошлого, с одной стороны, и о вреде эклектизма, с другой стороны – продемонстрировано в критике А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга двух проектов И.В. Жолтовского. Первый пример – дореволюционный объект особняк Тарасова (арх. И.В. Жолтовский, 1912) в Москве помещается на страницах СА рядом с фотографией палаццо Тьене в Виченце (арх. А. Палладио, 1556), чтобы наглядно продемонстрировать сходство: «Это не плагиат, в котором мы хотим уличать…(а) сознательная пересадка одного художественного явления, отделенного веками и созданного одной эпохой, в другие условия и времена» [8]. Второй пример – нереализованный проект Дома Советов в г. Махач-Кале называется «вермишель из упомянутой виллы Капрарола (арх. Д. Виньола, 1547-59) и элементов «восточной» архитектуры стиля Московских сандуновских бань» [8].

Заметно как после 1932 года ведущим представителям конструктивизма пришлось все больше и больше участвовать в дискурсе об архитектурном наследии. Например, А.А. Веснин, выступая на дискуссии в Союзе советских архитекторов на тему: «Творческие задачи советской архитектуры и проблема архитектурного наследства» в 1933 году, выразил четкую позицию о том, что задача исследования истории архитектуры заключается прежде всего в познании «сущности архитектуры» через тщательный анализ организации жизненных процессов, архитектоники формы и содержания. Объекты мастеров прошлого, таким образом, познаются через призму их функциональных программ; естественно, правильный вывод заключается не в «эклектическом использовании старых приемов», а в «изыскании новых форм, с новым содержанием»4. Ценность накапливаемого опыта человечества применяется не в имитации результатов труда мастеров прошлого (в стилях), а в усвоении сути задачи архитектора на их примере.

4 Веснин А.А. Выступление на дискуссии в союзе советских архитекторов на тему «Творческие задачи совесткой архитектуры и проблема архитектурного наследства». 1933 г. [22]

Что касается подхода конструктивистов к конкретным историческим объектам на практике, всего лишь два примера были представлены в журнале «Современная архитектура», в которых обсуждалась переработка уже существующего здания: переустройство церкви Путиловского завода в Ленинграде (арх. В.А. Косяков, 1901-1906) под клуб «Красный путиловец» (арх. А. Никольский, 1926-1927, в «СА» № 5-6, 1926), и надстрой и перестройку этажей и фасадов здания акционерного общества «Экспортхлеб» (арх. С.Й. Чернышев, 1925-1926, в «СА» № 1, 1927). В этих примерах речь не шла о сохранении неких исторических элементов, либо о научной реставрации объекта в целом, а о радикальной реконструкции, включая уничтожение всего «лишнего»: «...перестройка старого дома [«Экспортхлеб»] выполнена удачно. Уничтожены все существовавшие декоративные элементы (карнизы, сандрики, сухарики и проч.). Рационально оформлен фасад, просто и хорошо сделаны оконные проемы и переплеты». Вероятно, неслучайно сложилось так, что оба примера радикального преобразования являются относительно новыми зданиями и, самое главное, запроектированы в стиле эклектизма. Каким бы нейтральным ни было отношение к архитектуре мастеров прошлого в целом, конструктивисты позволяли себе такие иконоборческие действия в отношении определенной части наследия с целью корректировки кажущейся ошибки.

«Хаос» и «теснота» существующей городской ткани Москвы неизбежно стали контекстом большинства творческих решений конструктивистов. Примеров нового градостроительства, таких как Магнитогорск, относительно мало. Не смотря на это, в плане теории их объекты оказались чаще всего чужими объектами, выполненными как будто на чистом листе, что доказывает мнение Хан-Магомедова, который называл влияние Ле Корбюзье на работы ОСА «мощным…как некое поветрие» [18]. В своих эскизах и комментариях город либо вообще отсутствует, как например, в проекте здания торгового дома «Аркос» в Москве, представленном в первом номере «Современная архитектура» в 1926 г. (арх. братья Веснины, 1924), либо служит всего лишь фоном для яркого контраста. Любопытно, что, тем не менее, реализованные проекты конструктивистов не обязательно являются чуждыми или грубыми по отношению к городскому контексту, а, наоборот, органично вписываются в него, как, например, жилой дом Госстраха (арх. Гинзбург, 1926-27) или Клуб им. Зуева (арх. Голосов, 1927-29).

Исключительным случаем сознательного обращения к контексту в теории является любопытное размышление Гинзбурга о теме национальной архитектуры народов СССР. В комментарии к своему проекту правительственного Дома советов Дагестанской ССР (1926) автор призывает коллег обратить внимание на специфику исторически сложившегося юго-восточного контекста. По мнению Гинзбурга, суть «национальной» архитектуры – не в «мертвой» монументальности, а в учете «живых» функциональных предпосылок бытового и климатического характера. Соответственно, в аксонометрии проекта показан не только новый объект, но и окружающая среда [11]. Тем не менее, трудно найти подобный подход в работах конструктивистов в отношении к российскому контексту.

Рационализм и архитектурное наследие

«АСНОВА…считает…наиболее важным установление обобщающих принципов в архитектуре и освобождение ее от атрофирующихся форм» («Известия АСНОВА» 1926) [14].

Ведущие представители рационализма в Москве, объединившиеся в группировку Ассоциация Новых Архитекторов (АСНОВА), относились к мышлению эклектизма с подозрением, похожем на группу ОСА. Однако, их отношение к архитектурному наследию в целом можно назвать более сложным. Публикация «Известия АСНОВА» (ред. Л. Лисицкий, Н. Ладовский, 1926) отличается от позиции журнала «Современная архитектура» (ред. А.А. Веснин, М.Я. Гинзбург, 1926-30) тем, что мастера прошлого не только упоминаются косвенно, но их творческое мышление применяется к решению современных задач. К примеру, рассуждая о проблеме выразительности фасадов новых небоскребов в СССР и в Штатах, он ссылается на палаццо Вальмарана архитектора Палладио как «убедительный пример» [14].

Более того, АСНОВА приняла участие в обсуждении вопросов состояния существующей городской ткани столицы. Редакция относилась к старой улице как к городскому ансамблю и выступила в пользу охраны памятников архитектуры, не различая их по достоинству с точки зрения своей позиции: «Сооружения, облицованные дорогими материалами или имитирующими их, а также имеющие археологическое значение и находящиеся под охраной комиссии по сохранению памятников старины, могут остаться неприкосновенными» [14].

Суть подхода рационалистов в отношении к существующему контексту раскрывается в комментарии к проекту В.Ф. Кринского – небоскреба на Лубянской площади 1923 года, который занял центральное место в журнале «Известия АСНОВА». Вопросы формообразования самого объекта обсуждаются и изображаются коллажем, однако они являются второстепенными – корень аргумента заключается в роли здания как верхней точки города и как структурной единицы площади [14]. Эль Лисицский в свою очередь сосредоточился на проблеме определения роли новых объектов в городе, что показывает его критика конкурсных проектов дома Наркомтяжпрома в Красной площади в 1934 году: «Это проекты, не имеющие никакого содержания и органически не увязанные с данным ансамблем»5. Новая архитектура не должна просто пренебрегать своим контекстом. Такой подход имел мало общего с урбанизмом конструктивистов, которые называли творчество АСНОВА «формализмом», что Р. Я. Хигер определял как «идеологию упадочничества в советской архитектуре» в 1-ом съезде ОСА в мае 1929 года [19].

5 Лисицкий Э. Форум социалистической Москвы. 1934 г. [27:149–151].

Константин Мельников и архитектурное наследие

Константину Мельникову чуждым было доскональное и обильное теоретизирование по поводу архитектуры, которым отличались такие фигуры как Гинзбург или Ладовский; он описывает этот дискурс как поток слов, который ему меньше всех (теоретиков) того времени был понятен [4]. Кэтрин Кук отмечает, что если Мельников косвенно присоединялся к группе АСНОВА, то он это сделал не потому что был в полном согласии с их доводами, а ради политической целесообразности, чтобы не оказаться незащищенным и одиноким при нестабильной политике страны [4]. Поскольку Мельников являлся значительным архитектором рассматриваемого периода и намеренно не относился ни к одному из известных направлений советского архитектурного авангарда, следует в отдельном порядке поставить вопрос о его отношении к архитектурному наследию.

Константин Мельников в 1920-е годы «бурно строил и мало писал» [18] и хотя в 1930-е годы он больше писал, у него не было четко сформированной систематической теории. Известные афоризмы из рукописей и заметок Мельникова, такие как: «Классика и модерн – две архитектурные клячи», и в то же время: «Город – сейф Архитектурных драгоценностей – величавостью выше всех высоких гор Земли и красивостью выше всех прелестей цветущих ландшафтов Природы» [18], не проясняют сути вопроса. Выяснить, каково его отношение к историко-архитектурному наследию из таких противоречащих заявлений – рискованно. Лучше посмотреть на результаты его творческого мышления – проекты и объекты. Творческий метод Мельникова – антитезис систематичности и рациональности конструктивистов. Он пишет, что суть проекта – это «жар-птица Иван– царевича» – ее трудно уловить, потому что невозможно угадать, где она появится [18]. Его работы до сих пор поражают своей оригинальностью и выразительностью формообразования, спроектированы на грани возможного, но именно это экспериментальное свойство, результат некой «вспышки гениальности», делает его объекты чужими в городском контексте [4].

Как известно, в 1930-х годах его обвиняли в «формализме» [20]. Очень кстати оказался конкурсный проект Мельникова для Наркомтяжпрома на Красной площади – грандиозный, с косвенными ссылками на древнюю архитектуру в виде статуй-кариатид, но без ордеров. Автор заявил, что проект «может быть осуществлен без поломки ГУМа», однако Эль Лисицский называет его «обидно» и обвиняет Мельникова в том, что это «искусство для искусства», а не проектирование в реальности контекста [27:149–151].

«Прагматические» модернисты МАО и архитектурное наследие

Четыре «прагматических» мастера, которые не присоединились к группам ОСА и АСНОВА, но внесли значительный вклад в архитектурное образование и практику периода авангарда – Г. Бархин, Б. Великовский, А. Кузнецов и А. Щусев. Они относились к существующему городскому контексту с точки зрения старшего поколения, с меньшим оттенком идеализма и с учетом богатого профессионального опыта. Щусев досоветского периода выразил свою озабоченность по поводу недостатка у специалистов в понимании значения своего архитектурного наследия и желания терпеливо и тонко заботиться о нем такой фразой: «Это зло нашего времени вообще, времени машин и фабрик»6. К примеру, он обращался к П.П. Покрышкину с жалобой о том, что в ходе реставрации крыши Сенатской башни Московского Кремля, в ходе чего, ее вид стал «напоминать не драгоценную искрящуюся изумрудную чешую, а, попросту говоря, офицерское сукно»7. Спустя десять лет Щусев проектирует мавзолей Ленина, который расположен рядом с Сенатской башней. Его глубокий интерес и понимание данного существующего контекста выражается в проекте. В проекте второго временного деревянного мавзолея Ленина автор не изображает объект на белом фоне, как на чистом листе, либо показывает контур стены и Спасской башни Кремля одной тонкой линии, как сделали бы конструктивисты, а наоборот, весь контекст ярко выражен темным тоном, задумывая его как ансамбль с новым объектом.

6 Щусев А.В. «О реставрации Московских кремлевских башен» [26:159–160].

7 Там же.

Ленинградский авангард и архитектурное наследие

Архитектурная деятельность во второй столице пронизана духом архитектуры прошлых эпох. Вопреки мощной полемике академии в совокупности с существованием исторического городского ансамбля, «прото-функционализм» модерна и творческие поиски художников-авангардистов стали богатым основанием для архитектурного авангарда в Ленинграде, который появился в 1925 году и достиг зрелости после 1927 года [13]. Как в Москве авангардисты были членами либо группы ОСА, либо АСНОВА. При этом они усвоили полемику и перевели ее на собственный язык.

По сравнению с Московским отделением группа ОСА в Ленинграде мало реализовала своих проектов [3]. Своеобразность школы Ленинградского конструктивизма заключается в усложнении строгой функциональной программы формообразованием школ супрематизма К.С. Малевича, конструктивизма В.Е. Татлина, экспрессионизма Э. Мендельсона и других; она даже называется «супрематистским конструктивизмом» [13]. Эта яркая черта заметна в композиции фасада вышеупомянутого проекта переустройства церкви Путиловского завода в Ленинграде (арх. В.А. Косяков, 1901-1906) под клуб «Красный путиловец» представителем школы А. Никольским (1926-1927).

Ленинградские члены АСНОВА демонстрируют восприимчивость и понятие контекста не меньше своих Московских коллег. Однако любопытно как дух классицизма сказывается на их работах, например, в перспективном эскизе проекта Дом кооперации в Кировском районе авторского коллектива А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика (1929-1931), в котором новый объект обрамлен гигантским коринфским ордером прилегающего неоклассического здания, расположенного напротив. Архитектурное наследие учитывали в самом процессе проектирования.

Отношение провинциальных архитекторов к архитектурному наследию

Как было отмечено выше, политико-экономические факторы сильно влияли на становление и развитие всех архитектурных школ. Это особо заметно в провинции, где большинству архитекторов данного периода пришлось плавно лавировать между культурно-художественными парадигмами, но при этом стараться не терять самую суть архитектурной деятельности. Почти все отечественные авангардисты получили классическое образование – их учили проектировать «в стилях». Таких архитекторов, как Гинзбург, кто успел непоколебимо совместить роль строителя нового социалистического быта с собственными творческими поисками – мало [17]. Большая часть архитекторов, отнеслась к конструктивизму, как к одному из стилей; ведь в журналах СА обвиняли провинциальных архитекторов именно в том, что «строят будто бы в “конструктивном стиле”» [21]. А в 1930-е годы они опять спокойно перешли на позиции классики.

Влияние настоящего конструктивизма в региональных центрах было относительно слабым. Оно оказывалось посредством распространения журнала «Современная архитектура», через экскурсии специалистов в столицу или через агентства местных отделений ОСА, как в Казани, Свердловске, Томске и других городах. «Декларация объединения молодых архитекторов» ОМА Казани отражает вышеупомянутую позицию Гинзбурга о национальной архитектуре: «ОМА противопоставляет себя существующей в Казани группе архитекторов, которая под видом насаждения национальной культуры (по существу – для украшения) в своих работах (не учитывая национально-бытовых условий) протаскивает музейное наследие, воскрешая декоративные формы национальных стилей прошлого» [21]. Громкость подобных заявлений находилась в обратно пропорциональной зависимости масштабу и влиянию этих маленьких группировок, которые существовали вопреки решающему влиянию старшего преподавательского и профессионального кадрового состава.

Позицию большинства зодчих в регионах к существующему контексту и архитектурному наследию можно определить не из трактатов или полемики, но по их реализованным работам. Эти сложные отношения: «новое – старое» и «политически – творчески», иллюстрирует архитектура Петра Щербачева в Самаре. С одной стороны, он выступал против сноса Кафедрального собора на площади Куйбышева, а с другой, был готов осуществить радикальную реконструкцию исторического здания бывшей канцелярии губернатора (ул. Фрунзе, 167), заменив «белый дом» на здание с «конструктивистской» эстетикой [15]. Цель не заключалась в уничтожении старого в принципе, а в создании цельного ансамбля на пересечении улиц Фрунзе и Шостаковича, где он одновременно реализовал два новых объекта в современном духе: административное здание Крайисполкома (1930-32) и Штаб ПриВо (1930-32) [2]. В его подходе можно заметить оттенок рационализма в создании городского ансамбля и в самой архитектуре Штаба, который сильно напоминает работы Ленинградской школы АСНОВА.

Отношение авангардистов раннего советского периода в России к историческому наследию и существующему городу нельзя назвать монохроматическим. В работе рационалистов новые объекты в принципе рассматриваются как часть существующего живого организма города, и даже в самой радикальной полемике конструктивистов неожиданно найдется подобный контекстуальный подход, в котором архитектурное наследие выступает в более активной роли. Кажущийся философский тупик «реставрация объекта-авангарда», названный как «бренность модернистской архитектуры» Heynen [1], превращается в перспективу, когда эти здания воспринимаются не просто, как отжившие экспериментальные работы, которые уже пора снести, либо как реликвии истории, которые нельзя трогать, а сложнее, как органы живого тела города [7]. Именно такой взгляд может стать одним из аргументов в пользу современной практики восстановления объектов советского архитектурного авангарда.

Литература

  1. Heynen, H. Transitoriness of Modern Architecture / под ред. A. Cunningham. – London and New York: Routledge, 1998. – 200 с.

  2. Buss, S. View from Samara, Russia / S. Buss // Archit. Rev. – 2015. – Т. CCXXXVII – № 1415 – 31с.

  3. Cooke, C. Professional Diversity and its Origins / под ред. Dr Andreas C Papadakis. – London and New York, 1991. – 8 – 21 с.

  4. Cooke, C. Russian avant-garde theories of art, architecture and the city / C. Cooke. – London: Academy Editions, 1995.– 208 c.

  5. Glendinning, M. The Conservation Movement: A History of Architectural Preservation : Antiquity to Modernity / M. Glendinning. – London and New York: Routledge, 2013.– 530 c.

  6. Huyssen, A. After the Great Divide: Modernism, Mass Culture, Postmodernism / Huyssen. – Indiana & Bloomington: Indiana University Press, 1986.

  7. Басс, С.К. Концепция «патины» в развитии теории и практики сохранения архитектурного наследия / С. К. Басс // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 72-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2014 года. – Самара: СГАСУ, 2015. – 199 – 205 с.

  8. Веснин, А.А. Наша действительность / А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург // Современная архитектура. – 1927. – № 2. – 47 – 50 с.

  9. Ган, А. Что такое конструктивизм / А. Ган // Современная архитектура. – 1928. – № 3 – 79 с.

  10. Гинзбург, М.Я. Новые методы архитектурного мышления / М. Я. Гинзбург // Современная архитектура. – 1926. – № 2. – 1 – 4 с.

  11. Гинзбург, М.Я. Национальная архитектура народов СССР / М. Я. Гинзбург // Современная архитектура. – 1926. – № 5-6. – 113 – 115 с.

  12. Гинзбург, М.Я. Итоги и перспективы / М. Я. Гинзбург // Современная архитектура. – 1927. – № 4-5. – 112 – 118 с.

  13. Кириков, Б.М. Архитектура Ленинградского авангарда: путеводитель / Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц / под ред. Б.М. Кириков. – СПб. : Издательский дом «Коло», 2009. – 312 c.

  14. Лисицкий, Э. Известия Ассоциации Новых Архитекторов / Э. Лисицкий, Н. А. Ладовский. – М. : ВХУТЕМАС, 1926.

  15. Самогоров, В.А. Архитектура Александра и Петра Щербачевых в Самаре: В 2 кн.: Кн. II: Архитектор Петр Щербачев / Самогоров В.А., Иванов М.О. – Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. – 480 c.

  16. Хан-Магомедов, С.О.Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С. О. Хан-Магомедов. – M: Стройиздат, 1996. – 709 c.

  17. Хан-Магомедов, С.О. Мойсей Гинзбург / С. О. Хан-Магомедов. – М.: «Архитектура-С», 2007. – 135 c.

  18. Хан-Магомедов, С.О. Иван Николаев / С. О. Хан-Магомедов. – М.: Фонд «Русский авангард», 2008. – 180 c.

  19. Хигер, Р. Формализм: идеология упадоничества в советской архитектуре / Хигер Р. // Современная архитектура. – 1929. – № 4. – 142 – 146 с.

  20. Чепкунова, И. История наследия архитектора Мельникова / под ред. Г. Щусева, А. Петрова. – М.: Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2015. – 15 – 19 с.

  21. Жизнь ОСА // Современная архитектура. – 1928. – № 1. – 38 с.

  22. Мастера советской архитектуры об архитектуре: избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: в 2 томах / под ред. М.Г. Бархин. – М.: «Исскуство», 1975.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.