Второй ампир – Один из неостилей, сложившийся во Франции после второго рококо.
В 1848 г. бесславно закончилась июльская монархия Луи-Филиппа, и в ходе революции на выборах президента Республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. В 1852 г. была провозглашена Вторая Империя (Second Empire), и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Вторая Империя просуществовала до 1870 г., почти двадцатилетие. Покровителями нового художественного стиля, создававшегося в эти годы, были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта.
Но времена были иными: аристократия сожалела о былой роскоши, а у буржуазии еще не хватало смелости на создание нового стиля. Императрица считала себя поклонницей королевы Марии-Антуанетты и стремилась ввести моду на «стиль Людовика XVI». В соединении с элементами Ампира, архитектуры Итальянского Возрождения и Барокко, для большей пышности, этот стиль и составил основу Второго Ампира во Франции. Иногда архитектурные памятники того времени именуют «неоренессансом» или Необарокко.
Основания для этого есть, но особенности названных неостилей определились в 1860-1880-х годах, когда они получили распространение в других европейских странах. Общим был эклектизм, характерный для всего европейского искусства второй половины XIX в. Началом же периода эклектики во Франции можно считать стиль Второго Ампира 1850-1860-х гг. Знамением времени было и восстановление статуи Наполеона Бонапарта на Вандомской колонне в Париже в 1863 г. Эклектические и имперские устремления породили в придворных кругах моду на псевдоампирные вещи, громоздкую мебель, пышные занавеси, позолоту. Претензия на роскошь выражалась в подмене подлинно ампирных вещей суррогатами, дешевыми подделками. «Дворцовая мебель» в стиле Людовика XIV сочеталась с пышными «блонделевскими» рамами для картин, гипс и дерево тонировались под бронзу, а на новую бронзу наносилась искусственная патина.
Стиль Второго Ампира обращен в прошлое. Но у него имелось и настоящее. В 1853-1869 гг. барон Ж.-Э. Оссманн, префект департамента Сены, разработал и осуществил Генеральный план перестройки центра Парижа. За это его прозвали «муниципальным Людовиком XIV». Столь грандиозное предприятие было первым в истории европейской архитектуры. Художественным символом Второй Империи стало огромное здание Большой Оперы (Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в 1860-1875 гг. В этом здании причудливо, эклектично соединились элементы, типичные для архитектуры Итальянского Возрождения – сдвоенные колонны с аркадой, на манер А. Палладио, по-барочному тяжелый декор и необычной формы огромный купол. Фасад украсили скульптурные группы работы Ж.-Б. Карпо и А.-Э. Каррье-Беллёза. В интерьерах Гарнье использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, мозаику, декоративные росписи, ковры, хрустальные люстры, зеркала, мраморные и бронзовые статуи.
Когда императрица Евгения, пораженная такой невиданной роскошью, спросила у архитектора: «Что же это за стиль?», Гарнье, не растерявшись, ответил: «Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении». Другой известный архитектор стиля Второго Ампира – Т. Баллю, автор церкви Св. Троицы в Париже (1860-1863). В 1852-1868 гг. Э.-М. Лефюэль перестраивал Лувр, создавая пышный и помпезный Большой двор Наполеона, сохранившийся до настоящего времени. Скульптурным символом искусства Второй Империи во Франции стала статуя Свободы, исполненная Ф.-О. Бар-тольди для Всемирной выставки в Париже 1878 г. Она была подарена правительством Франции Соединенным Штатам Америки, в 1886 г. смонтирована из стальных листов на каркасе и установлена при входе в гавань г. Нью-Йорка. Живописцы Второй Империи вошли в историю как художники салонного искусства. Особенно модными были стилизации под античность – «а 1а grecque» (франц. «под греков»). Так, «гвоздем» парижских Салонов 1847 и 1863 гг. стали «Римляне эпохи упадка» Т. Кутюра и «Венера» А. Кабанеля – откровенно пошлые картины со слегка замаскированной «под античность» примитивной эротикой. Художники не стеснялись нравиться невзыскательной и малообразованной публике, искали шумного успеха любой ценой. Корифеями Салонов стали Ж.-Л. Жером и Ж.-Л. Хамон, посредственные живописцы.
Жером прославился и как скульптор, он создавал мраморные статуи обнаженных женщин «под антики», натурально раскрашенные, вплоть до имитации цвета волос и ногтей. Эти «произведения», естественно, вызывали «бешеный успех» у публики. Салонные живописцы Второй Империи считали себя последователями Ж.-О.-Д. Энгра, выдающегося художника академического направления, поздние произведения которого действительно близки салонной живописи. Только немногие художники отваживались «дать бой» парижскому Салону. Это Э. Делакруа, великий живописец французского Романтизма, и Г. Курбе, «взломавший двери Салона» изображениями грубых и коренастых орнанских крестьян. В 1863 г. в Париже был организован «Салон Отверженных», где выставляли свои картины, отвергнутые жюри официальных Салонов, Г. Курбе, Э. Мане, Э. Буден, Дж. Уистлер. В 1874 г. выступили импрессионисты. В мебели аристократических гостиных почти безраздельно господствовал стиль «булль», главным образом продукции парижской фирмы семьи Вассмю. В керамике тон задавал Ж.-Т. Дэк, успешно подражавший фаянсам Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения и турецким полуфаянсам.