elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Второй ампир

В. Г. Власов

Второй ампир –  Один из неостилей, сложившийся во Франции после второго рококо.

В 1848 г. бесславно закончилась июльская монархия Луи-Филиппа, и в ходе революции на выборах президента Республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. В 1852 г. была провозглашена Вторая Империя (Second Empire), и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Вторая Империя просуществовала до 1870 г., почти двадцатилетие. Покровителями нового художественного стиля, создававшегося в эти годы, были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта.

Но времена были иными: аристократия сожалела о былой роскоши, а у буржуазии еще не хватало смелости на создание нового стиля. Императрица считала себя поклонницей королевы Марии-Антуанетты и стремилась ввести моду на «стиль Людовика XVI». В соединении с элементами Ампира, архитектуры Итальянского Возрождения и Барокко, для большей пышности, этот стиль и составил основу Второго Ампира во Франции. Иногда архитектурные памятники того времени именуют «неоренессансом» или Необарокко.

Grand Opera. Париж
Grand Opera. Париж

«Рождение Венеры» Александр Кабанель
«Рождение Венеры» Александр Кабанель

Основания для этого есть, но особенности названных неостилей определились в 1860-1880-х годах, когда они получили распространение в других европейских странах. Общим был эклектизм, характерный для всего европейского искусства второй половины XIX в. Началом же периода эклектики во Франции можно считать стиль Второго Ампира 1850-1860-х гг. Знамением времени было и восстановление статуи Наполеона Бонапарта на Вандомской колонне в Париже в 1863 г. Эклектические и имперские устремления породили в придворных кругах моду на псевдоампирные вещи, громоздкую мебель, пышные занавеси, позолоту. Претензия на роскошь выражалась в подмене подлинно ампирных вещей суррогатами, дешевыми подделками. «Дворцовая мебель» в стиле Людовика XIV сочеталась с пышными «блонделевскими» рамами для картин, гипс и дерево тонировались под бронзу, а на новую бронзу наносилась искусственная патина.

Стиль Второго Ампира обращен в прошлое. Но у него имелось и настоящее. В 1853-1869 гг. барон Ж.-Э. Оссманн, префект департамента Сены, разработал и осуществил Генеральный план перестройки центра Парижа. За это его прозвали «муниципальным Людовиком XIV». Столь грандиозное предприятие было первым в истории европейской архитектуры. Художественным символом Второй Империи стало огромное здание Большой Оперы (Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в 1860-1875 гг. В этом здании причудливо, эклектично соединились элементы, типичные для архитектуры Итальянского Возрождения – сдвоенные колонны с аркадой, на манер А. Палладио, по-барочному тяжелый декор и необычной формы огромный купол. Фасад украсили скульптурные группы работы Ж.-Б. Карпо и А.-Э. Каррье-Беллёза. В интерьерах Гарнье использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, мозаику, декоративные росписи, ковры, хрустальные люстры, зеркала, мраморные и бронзовые статуи. 

Когда императрица Евгения, пораженная такой невиданной роскошью, спросила у архитектора: «Что же это за стиль?», Гарнье, не растерявшись, ответил: «Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении». Другой известный архитектор стиля Второго Ампира – Т. Баллю, автор церкви Св. Троицы в Париже (1860-1863). В 1852-1868 гг. Э.-М. Лефюэль перестраивал Лувр, создавая пышный и помпезный Большой двор Наполеона, сохранившийся до настоящего времени. Скульптурным символом искусства Второй Империи во Франции стала статуя Свободы, исполненная Ф.-О. Бар-тольди для Всемирной выставки в Париже 1878 г. Она была подарена правительством Франции Соединенным Штатам Америки, в 1886 г. смонтирована из стальных листов на каркасе и установлена при входе в гавань г. Нью-Йорка. Живописцы Второй Империи вошли в историю как художники салонного искусства. Особенно модными были стилизации под античность – «а 1а grecque» (франц. «под греков»). Так, «гвоздем» парижских Салонов 1847 и 1863 гг. стали «Римляне эпохи упадка» Т. Кутюра и «Венера» А. Кабанеля – откровенно пошлые картины со слегка замаскированной «под античность» примитивной эротикой. Художники не стеснялись нравиться невзыскательной и малообразованной публике, искали шумного успеха любой ценой. Корифеями Салонов стали Ж.-Л. Жером и Ж.-Л. Хамон, посредственные живописцы.

Жером прославился и как скульптор, он создавал мраморные статуи обнаженных женщин «под антики», натурально раскрашенные, вплоть до имитации цвета волос и ногтей. Эти «произведения», естественно, вызывали «бешеный успех» у публики. Салонные живописцы Второй Империи считали себя последователями Ж.-О.-Д. Энгра, выдающегося художника академического направления, поздние произведения которого действительно близки салонной живописи. Только немногие художники отваживались «дать бой» парижскому Салону. Это Э. Делакруа, великий живописец французского Романтизма, и Г. Курбе, «взломавший двери Салона» изображениями грубых и коренастых орнанских крестьян. В 1863 г. в Париже был организован «Салон Отверженных», где выставляли свои картины, отвергнутые жюри официальных Салонов, Г. Курбе, Э. Мане, Э. Буден, Дж. Уистлер. В 1874 г. выступили импрессионисты. В мебели аристократических гостиных почти безраздельно господствовал стиль «булль», главным образом продукции парижской фирмы семьи Вассмю. В керамике тон задавал Ж.-Т. Дэк, успешно подражавший фаянсам Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения и турецким полуфаянсам. 

   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.