Колониальный стиль – (от лат. colonus – колон, древнеримский поселенец, арендатор земли, житель провинции). Колонат – прикрепление к земле поселенцев провинции – складывался в древнеримской империи в III в.
Однако этим позднейшим латинским словом стали называть процесс освоения новых земель жителями Восточного Средиземноморья с конца 2 тыс. до н. э. Финикийцы в IX-VII вв. до н. э. основали поселения на Кипре, в Северной Африке – Карфаген, в Сицилии, на побережье Испании – г. Гадес. Греки заселили острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Южную Италию, Северное Причерноморье. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э. ) отметил, что «греки селятся вокруг морей, как лягушки вокруг болот». Поселения по-гречески назывались «апойкии» (греч. apoikii – «отселения»), а культура метрополии – автохтонной. Особое значение для истории европейского искусства имели древнеримские поселения в Галлии, Рейнской области (от слова colonus происходит название г. Кёльна), Британии и последующая романизация «варварских» народов. Другие синонимы слова «колониальный» – «вернакулярный» (англ, от лат. vernacular – местный, родной) и «рустичный» (лат. rusticus – сельский, грубый) – имеют слегка пренебрежительный оттенок: простой, незатейливый, неуклюжий, бесхитростный и поэтому иногда относятся вообще к народному творчеству, наивному искусству, примитивам. В истории искусства термином «колониальная архитектура» стали называть результат строительной деятельности франков на землях Византии после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. Колонисты создали своеобразную архитектуру, в общих, чертах повторяющую западноевропейскую романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Готическая стрельчатая арка стала символом католической церкви на Востоке, но не более чем на столетие. Провинциальное искусство английских колоний Америки XVIII-XIX вв. , в особенности архитектура, оформление интерьера и мебель, также представляет собой не оригинальный художественный стиль, а смешение упрощенных форм английской готики, «голландского барокко», «викторианского» и «староанглийского» стилей. Это эклектическое искусство складывалось на основе завезенных в Америку первыми колонистами предметов обстановки, а также в связи с привычными представлениями, ностальгией по уюту традиционного английского дома.
Другим примером «колониального стиля» является искусство католических стран Латинской Америки XVII-XIX вв. – Аргентины, Чили, Перу, Уругвая, Бразилии. Привнесенный в эти земли испанскими и португальскими завоевателями и миссионерами стиль Барокко с характерными для Испании элементами мавританского искусства, стилей исабеллино и платереск постепенно ассимилировался и под воздействием местных этнических традиции принял фантастические формы. Массивность, некоторая грубость архитектуры и скульптуры сочетается в латиноамериканском «колониальном стиле» с яркими красками и насыщенностью плотного измельченного декора. Испанское и португальское Барокко трансформировалось в странах Латинской Америки в «ультрабарокко» – манъеристско-декоративный стиль, включающий европеиские и местные фольклорные элементы в сочетании с архаическим мышлением, близким романскому и даже дороманскому, раннехристианскому искусству. К «колониальным» относят «второй георгианский стиль», сложившийся в Северной Америке в 1700-1770-х гг. и «федеральный стиль» в искусстве США 1780-1850-х гг. Название «колониальный стиль» условно, оно является, скорее, эпитетом, чем определением историко-художественного стиля, прежде всего по причине вторичности и эклектичности. Отсюда ироничное использование слова «колониальный» в применении к явлениям провинциального, мещанского вкуса, самодеятельного искусства, в котором перемешаны элементы разных «исторических стилей» в комичном, измельченном варианте (сравн. наивное искусство; примитивы; хайматкунст).