elima.ru
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Функционализм

В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность – девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники.

Согласно этой концепции, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства.

Функционализм, воплощенный в «Баухаусе» (Bauhaus) – идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления – Вальтер Гропиус (Gropius, Walter) (1883-1969) Классический пример этого направления – здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau ) (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа «Стиль».

Bauhaus, Walter Gropius
Bauhaus, Walter Gropius

Уэйнрайт-билдинг
Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890). был построен Салливеном совместно с Данкмаром Адлером (Dankmar Adler) из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США.

Тезис «Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению» был выдвинут американским архитектором Луисом Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry) (1856-1924) еще в конце XIX века. Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность.

Один из первых небоскребов – Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) – был построен Салливеном совместно с Данкмаром Адлером (Dankmar Adler) из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: Аудиториум в Чикаго (1889, ныне университет Рузвельта), созданный под влиянием Х.Ричардсона; оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908).

В начале XX века функциональность стала не только этической (безнравственно использовать бесполезные с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы «перетекало», «свободно переливалось из интерьера в интерьер». Значительное остекление создавало возможность единения человека с окружающей жилище, природой.

Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут (Bruno Taut, 1880-1938), применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe), выдвинувший идею совершенной «универсальной формы» и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (Le Corbusier), один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Достаточно вспомнить «пять принципов» Ле Корбюзье:


1. дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними;

2.  плоская крыша, используемая в качестве сада;

3.  гибкая планировка интерьера;

4.  сплошные горизонтально протяженные окна;

5.  свободное решение фасада.

Хотя Ле Корбюзье никогда не абсолютизироровал функционализм.

Вилла Савой,Le Corbusier, 1928, France

Вилла Савой,Le Corbusier, 1928, France

Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функционализма, оказавшие решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах – в Англии; самые высокие жилые здания – в предместьях Парижа или Берлина). Наряду с функционализмом в 20-е годы XX века существовали такие направления, как архитектурный экспрессионизм (Эрих Мендельсон, «Башня Эйнштейна», Германия), национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хегер) и другие. Но их влияние на дальнейшее развитие архитектуры не столь значительно.

БАУХАУС (нем. Bauhaus – «дом строительства»)

Высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933), давшее искусству 20 века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девиз «Баухауса»: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо «Баухаус» – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Возникновению «Баухаус» предшествовала «машинная» эстетика Петера Беренса, применившего в строительстве промышленных зданий железобетонные и металлические конструкции, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. В начале 20 века многие идеи современной архитектуры нашли свое воплощение в Германии

«Баухаус» был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) (1883-1969), объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.

В противоположность другим, подобного рода, учебным заведениям «Баухаус» отличало разнообразие преподаваемых дисциплин. А его студенты располагали широким выбором технологий и материалов. «Баухаус» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.

По инициативе правительства преподаватели «Баухаус» организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 «Баухаус» переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма.

Фактически это был комплекс зданий, включающий несколько корпусов разной высоты, объединенных крытыми галереями и наземными переходами. В корпусах размещались: аудитории, учебно-производственные мастерские, ремесленное училище, студенческое общежитие и квартиры преподавателей. Форма каждого корпуса соответствовала его функциональному назначению. Это был новый прием в архитектуре. До этого архитектор создавал композицию, не руководствуясь функцией, а подчиняя ее давно сложившейся схеме. В данном случае художественно-композиционная задача играла столь же значимую роль, что и функциональное решение, но композиция формировалась по новым принципам, как свободное сочетание объемов. «Баухаус» не имел «главного фасада». Не смотря на упрощенность форм и лаконичность облика, комплекс создавался архитектором как целостный динамичный организм и таковым воспринимался как внутри, так и снаружи зданий.

После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль «Баухаус».

В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.

Людвиг Мис ван дер Роэ ( Mies Van Der Rohe, 1886-1969)

Немецкий и американский архитектор. В 20-х годах один из лидеров функционализма, в 1930-1933 гг. директор высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухаус» в Дессау (Германия). С 1938 года уже в США, развивая идею совершенной «универсальной формы», создал два типа металлостеклянных зданий: первый – вертикальная призма, в стеклянную оболочку которой как бы упакована стальная многоэтажная каркасная структура (дома на Лейк Шор-драйв в Чикаго, Lake Shore Drive Appartments, Chicago, 1951; Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958), второй – распластанный параллелепипед со стальным каркасом, с цельным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен, «здание-ларец» (здание архитектурного факультета Иллинойского технологического института в Чикаго, 1956; Neue National Galerie, Berlin, 1968).

Mies Van Der Rohe. House Heuser. Krefeld. Germany, 1932

Mies Van Der Rohe. House Heuser. Krefeld. Germany, 1932.

Mies Van Der Rohe. House Esters. Krefeld. Germany, 1928

Mies Van Der Rohe. House Esters. Krefeld. Germany, 1928.

Mies Van Der Rohe. House Esters. Krefeld. Germany, 1928.

Mies Van Der Rohe. House Esters. Krefeld. Germany, 1928.

Mies Van Der Rohe. House Lemke, Berlin, 1932

Mies Van Der Rohe. House Lemke, Berlin, 1932

Mies Van Der Rohe. Crown Hall, Chicago, 1956

Mies Van Der Rohe. Crown Hall, Chicago, 1956

Группа «Стиль»

Группа «Стиль» – группа голландских художников и архитекторов во главе с Питом Мондрианом (наст. имя Питер Корнелис) (Pieter Cornelis Mondriaan) (1872–1944), образованная в 1917 году, активно участвовавшая в формировании нового архитектурного языка. Значительное влияние на ее творчество оказали абстрактные, кубические композиции авангардистского искусства. Группа была увлечена формальными элементами, плоскостями и геометрическими телами. Группа пропагандировала «неопластицизм», стиль созданный Мондрианом, в котором он стремился установить универсальные принципы дизайна, основанные на горизонтальных и вертикальных линиях и на трех основных цветах: черном, белом и сером.

Pieter Cornelis Mondriaan

Группа оказала большое влияние на будущих идеологов функционализма. Группа называлась «Стиль» по одноименному журналу «Де Стиль» (1917-1928), основанному Мондрианом и Тео ван Дусбургом (Teo van Doesburg, 1883-1931). Под влиянием группы «Стиль» архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 – 9 апреля 1959) создал в 1936 году свой знаменитый Дом над водопадом в Бэар-Ране (Пенсильвания), в котором пересечение прямоугольных объемов под прямым углом – один из приемов равновесия всей композиции.

ВАЛЬТЕР ГРОПИУС (Walter Gropius)

ВАЛЬТЕР ГРОПИУС (Walter Gropius, 1883–1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы «Баухауз». Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской Петера Беренса (Behrens), одним из учеников которого был также Ле Корбюзье(Le Corbusier). Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» (Fabrica Fagus ) в Альфельде (1911–1916) и фабричный комплекс в Кёльне (1914). После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухаус» (Bauhaus), а в 1925 перенес ее в Дессау.

Здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau)
Здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau)

Фабрика «Фагус» (Fabrica Fagus ),Walter Gropius (1911–1916)
Фабрика «Фагус» (Fabrica Fagus ),Walter Gropius (1911–1916)

Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 здание «Баухауса» в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. «Баухаус» стал международным художественно-архитектурно-производственным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 году Гропиус оставил пост директора «Баухаус» и переехал в Берлин. В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с Максуэллом Фрайем основал собственную компанию, просуществовавшую три года. В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952. Среди его работ 1940–1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб авиакомпании «Американ эрлайнс» в Нью-Йорке (1958–1963). Библиография Вальтера Гропиуса: «Баухауз» 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967).

БРУНО ТАУТ (Bruno Taut)

БРУНО ТАУТ (Bruno Taut, 1880–1938), немецкий архитектор и теоретик искусства, соединивший в своем творчестве черты экспрессионизма и функционализма.

Родился в Кёнигсберге. Учился в местном строительном училище. В 1902 году и поступил в мастерскую известного архитектора Югендстиля Бруно Мёринга. С 1904 по 1908 Таут работал и учился у ведущего архитектора южнонемецкой школы Теодора Фишера в Штутгарте.

В 1908 он переезжает в Берлин, где поступает в Высшую техническую школу Шарлоттенбург. Там он изучает историю искусств и градостроительство. Уже в 1909 Таут открывает совместно с Францом Хоффманом свою мастерскую. Он побеждает в различных конкурсах на градостроительные планы, его проекты высотных зданий привлекают внимание коллег и профессиональной прессы.

Bruno Taut, Berlin, 30-е годы

Bruno Taut, Berlin, 30-е годы

Bruno Taut

Реализовал ряд проектов многоквартирных домов, подчеркнуто строгих по облику и лишенных стандартного декора в стиле модерн (дом на Харденбергштрассе, 1911–1912), однако в жилом комплексе «Город-сад Фалькенберг» близ Берлина (1913–1914) применил активный цвет, запланировав ярко раскрашенные фасады. Прославился благодаря двум выставочным павильонам, заказанным ему в виде рекламы современных материалов и конструкций («Стальной монумент» на международной строительной выставке в Лейпциге, 1913, и «Стеклянный дом» на выставке Немецкого веркбунда в Кёльне, 1914; оба не сохранились). Наиболее значителен второй из них: прозрачная, с призматическим куполом из цветного стекла, искрящаяся, словно магический кристалл, эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П.Шеербарта (1863–1915), подготовившего (при участии Таута) книгу Стеклянная архитектура (Glasarchitektur, 1914). Таут развил его идеи о «волшебном», социально– и даже космически-преобразующем значении этого рода зодчества в собственных книгах «Альпийская архитектура» (Alpine Architektur) и «Городская корона» (Die Stadtkrone; обе 1919), а также в эпистолярной серии «Стеклянная цепь» (Gleserne Kette, 1919–1920), которую он рассылал В.Гропиусу, Г.Шароуну и другим коллегам. В 1920 опубликовал «Мирового строителя» (Die Weltbaumeister), согласно подзаголовку – архитектурную драму для симфонической музыки, посвященную духу Пауля Шеербарта.

В книге «Ликвидация городов» (Die Auflцsung der Stдdte, 1920) призвал к децентрализации – как градостроительно-планировочной, так и политической. Пытаясь воплотить свои социально-утопические воззрения в жизнь, Таут (непосредственно после Ноябрьской революции 1919) организовал «Рабочий совет по искусству» и издавал радикальный архитектурный журнал «Заря» (Frahlicht, 1920–1922). Сблизился с немецкой коммунистической партией. Занимая в 1921–1923 пост городского архитектора Магдебурга, ввел свои грезы в конкретно-практическое русло; по его проектам здесь были построены выставочный (ныне спортивный) зал (1921–1924) и немало жилых зданий, в целом строго-функциональных, лишь с отдельными экспрессивными акцентами (например, в виде раскраски части фасадов). В 1924 вернулся в Берлин, войдя в состав архитектурной группы «Кольцо» («Der Ring»), стремившейся соединить принципы нового зодчества с реформами социального быта. Руководил проектированием и строительством большого числа берлинских жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов (Ам Шиллерпарк, 1924–1926 и 1927–1928; Веддинг и Фрайе Шолле, 1924–1932; Тегель, 1925–1931; «Хижина дяди Тома» в Бритце, 1926–1931; и др.), выдвигая на первый план задачи создания экономичного жилья для трудящихся. Разработал (родственную советскому конструктивизму) теорию нового рационально-организованного и экономичного быта, посвятив ей книгу «Новое жилье: женщина как творец» (Die neue Wohnung: Die Frau als Schopferin, 1924) и построил специальный дом в виде модели этой теории (в штутгартском районе Вейсенхоф, 1927, не сохранился). В 1932–1933 посетил СССР, где исполнил несколько нереализованных проектов.

Еще в Берлине он познакомился с поэтом Паулем Шеербартом, чьи видения архитектуры из стекла повлияли на Таута. Результатом явилась его серия фантастических рисунков 1917 года «Альпийская архитектура», темой которых стал стеклянный собор.

Также влияние на Таута оказали работы Кропоткина, призывавшего, помимо всего прочего, примирить город с селом при помощи достижений науки. Но все это были утопические устремления, и архитектор обратился к реальным способам улучшения жизни общества. Он спроектировал более 10 000 жилых домов для некоммерческих строительных ассоциаций. Все эти планы представляют собой зеленые жилые массивы, где много пространства и солнечного света.

С 1923 года Таут занимал пост главного архитектора Берлина. В 1930 в свет вышла его книга «Современная архитектура».

В 1932 он едет в Москву, где ему предложили работу архитектора. Надежды Таута не осуществились, и он вернулся в начале 1933 в Германию. Пришедшие к власти нацисты собирались арестовать архитектора, но он был вовремя предупрежден и успел бежать в Швейцарию. Оттуда он перебрался в Японию, где жил и работал до 1936 года.

Работал в Японии (как преподаватель и историк – в Исследовательском институте художественных ремесел в Сендае). С 1936 занимал пост профессора в Академии художеств в Стамбуле, попутно возглавляя архитектурное бюро при турецком Министерстве образования. По проектам Таута были возведены несколько факультетов университета в Анкаре (с 1938) и (тогда же) ряд школ (в Анкаре и других городах). Его деятельность оказала большое воздействие на формирование новой школы турецкого зодчества. Опубликовал (помимо вышеуказанных) книги: «Строить: к жилому дому нового типа» (Bauen: Der neue Wonhbau, 1927), «Новое зодчество в Европе и Америке» (Die neue Baukunst in Europa und Amerika, 1929), «Япония глазами европейцев» (Nippon mit europдischen Augen gesehen, 1934).

   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.