elima.ru
СтатьиЛандшафтное проектирование. Благоустройство. Озеленение

Европейское влияние на современные сады Востока

В. В. Дормидонтова

Аннотация

Статья посвящена современным тенденциям развития ландшафтной архитектуры ведущих стран Востока – Китая и Японии. Восточное садово-парковое искусство на протяжении многих веков служило источником приёмов, форм и элементов для садов Европы, сохраняя свою индивидуальность. В наше время картина изменилась. При высоких темпах развития отмечается утрата национальной самобытности. Современная ландшафтная архитектура Востока значительно отошла от традиционных приемов и средств проектирования. Причиной тому является глобальная европеизация, начавшаяся после Второй Мировой Войны, и сегодня охватившая все сферы жизни, в том числе и ландшафтную архитектуру. В результате, в то время как современные европейские сады украшают себя новыми изящными стилизациями исторических восточных садов, современные восточные сады копируют европейские.


Последние 20 лет ландшафтная архитектура стран Востока и Азии, как и архитектура в целом, развивается колоссальными темпами и не только достигла уровня западных стран, но и превзошла его. Однако явно наметилась тенденция утраты национальной самобытности.

История садово-паркового искусства востока насчитывает более трех тысяч лет. Арабские сады значительно повлияли на формирование европейского садово-паркового искусства, во многом определив характер и приёмы построения садов Возрождения и, как следствие, Барокко и Классицизма. Неоспорима также связь европейского пейзажного парка и сада модерна с китайскими садами.

Однако неоднократные прикосновения европейцев к китайскому садово-парковому искусству влекли за собой лишь поверхностно – формальную выборку подходящих композиционных приёмов. Осторожно-бережное, благоговейное отношение к природе, глубокое понимание всеобщей взаимосвязанности и осознание человека как малой частицы природы, составляющее содержание китайской философии садов, не было усвоено. Иное соподчинённое позиционирование человека по отношению к, безусловно, доминирующей природе не было воспринято Европой, оставив непоколебимым европейский антропоцентричный менталитет.

Так, восточное садово-парковое искусство на протяжении многих веков служило источником приёмов, форм и элементов для садов Европы, сохраняя свою индивидуальность.

В наше время картина изменилась. Современная ландшафтная архитектура Азии значительно отошла от традиционных приемов и средств проектирования. Причиной тому является глобальная европеизация стран Азии, начавшаяся после Второй Мировой Войны, и сегодня охватившая все сферы жизни, в том числе и ландшафтную архитектуру. В результате, в то время как современные европейские сады в стиле хай-тек опять украшают себя новыми изящными стилизациями исторических восточных садов (Рис. 1), современные восточные сады копируют европейские.

Рис. 1. Парк Андрэ Ситроен, Париж

Если в конце 1980-х – начале 2000-х годов в странах Азии пытались создавать сады и парки с соблюдением традиций, то в нынешнее время, к сожалению, эта тенденция слабеет. В большинстве садов, спроектированных в XXI веке, прослеживаются узнаваемые мотивы, а иногда и прямые цитаты из уже существующих, иногда очень известных ландшафтных объектов стран Европы и США.

Одним из самых ярких примеров подражания или цитирования европейских садов является «Художественный лес деревни Мирои» в Японии (Рис. 2), спроектированный в 1998 году и напоминающий постмодернистские работы Чарльза Дженкса (Рис. 3). Этот декоративный сад, включающий искусственное озеро с тремя островами, на центральном из которых располагаются геометрические абстрактные металлические солнечные часы, является смешением приёмов и элементов из традиционных и современных садов Европы. В Европе размещать солнечные часы в садах и парках стали еще во времена античности. Солнечные часы традиционно ставились в центре композиции, практически во всех европейских садах, их могло быть несколько. В то же время, в традиционном японском саду часов не было. Свободная геометризированная композиция, использование ярких цветовых акцентов, геометрических форм, абстрактных инсталляций – являются характерными приёмами сада Постмодернизма.

Рис. 2. Сад деревни Мирои

Рис. 3. Сад Дженкса

В композиции парка «Sengkang Sculpture Park» в Сингапуре (Рис. 4) прослеживаются прямые аналогии из парков Гуэль А. Гауди и Хоана Миро в Барселоне (Рис. 5).

Рис. 4. «Sengkang Sculpture Park», Сингапур

Рис. 5. Парк Хуан Миро, Барселона

Более редкими являются постмодернистские композиции, улучшающие конкретную градостроительную ситуацию применением западных идей, переработанных с учетом специфики традиционных мироощущения и эстетики.

В градостроительной среде ландшафтная архитектура востока при благоустройстве открытых общественных зон замечательно использует в планировочном решении геометрический ритм, ломающий пространство. Этот прием особенно эффективен в районах с монотонной однотипной архитектурой. Примером такого пространства является площадь «Танцующие треугольники» в Шанхае (Рис. 6).

Приёмы модернизма позволяют очень интересно решать пространственные проблемы многофункциональных площадей в районах с плотной застройкой. В таких пространствах часто сочетают Бионику и Модернизм, что в свою очередь способствует созданию законченного образа, удачно вписанного в пространство. Ярким примером такого решения служит парк «Sungang Central Plaza» в Шеньжене (Китай) (Рис. 7).

Рис. 6. Танцующие треугольники, Шанхай

Рис. 7. Sungang Central Plaza, Шеньжень

Наиболее удачным примером использования собственных традиций и адаптации их к современности является «Red Ribbon Tanghe River Park China» (парк Красная лента).

Как известно, в традиционных китайских садах очень важную роль играли стены. Они разгораживали пространство, создавая систему перетекающих микропространств, и формировали сложный маршрут, служили фоном для композиций из растений и камней, и были экраном для игры теней. Проёмы в стенах направляли взгляд в соседнее пространство, обрамляя выхваченный фрагмент и превращая его в живую картину. На стены могли быть каллиграфически нанесены строки стихов, изречения мудрецов или пожелания.

Роль стены в парке «Красная лента» играет «Великая Китайская … Скамья». Скамья не только утилитарный элемент, она является ART-объектом, композиционно объединяющим все пространство в единое целое (Рис. 8(a)). Планировка парка выполнена таким образом, что создается впечатление, что вмешательство проектировщика заключалось лишь в дополнении естественного природного ландшафта скамьёй (Рис. 8(b)). В действительности, парк создан на месте бывшей свалки.

Рис. 8(a,b). Red Ribbon Tanghe River Park China

В этом парке на первый взгляд нет ничего китайского, но, по сути, это один из немногих парков, который демонстрирует связь традиций и нынешнего времени. В нём воплощено традиционное представление о соподчинённости человека природе и неизбежной необходимости творить в гармонии с её законами.

В европейском саду центром всегда выступало архитектурное сооружение на фоне природы, в то время как в китайских садах архитектура играла второстепенную роль, дополняя «природное» пространство. Парк «Красная Лента» – синтез ландшафтной архитектуры востока и запада. Это пространство соответствует основным принципам и китайского, и европейского садов, и они удивительно гармонично друг друга дополняют.

Выводы

Заключение

Рассмотренные оригинальные ландшафтные объекты позволяют выразить надежду на то, что древние традиции и колоссальное наследие не будут забыты, и что современная тенденция следования европейским традициям в ландшафтной архитектуре в Японии и Китае сопровождает непродолжительный этап становления нового восточного сада.

Литература

  1. Ван Зюилен Г. Все сады мира. – М.: АСТ, 2002. – 176 с.

  2. Виноградова Н.А. Китайский сад. – М.: Арт-Родник, 2004. – 207 с.

  3. Голосова Е.В. Ландшафтное искусство Китая. – М.: Наталис, 2008. – 328 с.

  4. Голосова Е.В. Японский сад. История и искусство. – М.: Изд-во МГУЛ, 2002. – 163 с.

  5. Жирнов А.Д. Искусство паркостроения. – Львов: Вища школа, 1977. – 208 с.

  6. Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.

  7. Николаева Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – 324 с.

  8. Лучшие китайские сады. История. Дизайн. Философия. – М.: Арт-Родник, 2010. – 265 с.

  9. Японский сад. – М.: Росмэн, 2005. – 156 с.

  10. Lou Qingxi. Chinese gardens. – China: Intercontinental Press, 2008. – 151 p.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.