Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников.
Как и нормандская школа, она любит четкие приемы построения, основанные на геометрических формулах. Она принимает квадратную абсиду. Для окон она лишь в виде исключения принимает очертания «пламенеющей» готики; до конца XIV в. она держится нормандской заостренной формы оконных переплетов с розетками, а когда в XV в. отказывается от заостренных переплетов, то заменяет их решеткой из вертикальных и поперечных брусков.
Английская конструктивная арка XIV в. – это нормандская стрельчатая арка с ее постоянной кривизной. В XV и XVI вв. ее заменяют пониженной стрельчатой аркой, которая названа была аркой Тюдоров.
Подобно анжуйской архитектуре, английская архитектура увеличивает число нервюр.
Мы уже описывали ранее свойственный ей тип сводов и пучки нервюр, разветвляющихся у вершин устоев и образующих своими разветвлениями сеть, на которой лежат распалубки. В XVI в. нервюры превращаются в простые профили, украшающие внешнюю поверхность конструкции, которая уже больше не состоит из распалубок.
Над центральной секцией часто возвышается фонарь, как и в нормандских церквах (Йорк и др.). Надо отметить, что в Англии никогда не применялись ни светлый трифорий, ни нервюры, непосредственно связанные с устоями; между стволом устоя и пятами нервюр всегда па ходится капитель; в последний период она заменяется валом, но не исчезает совершенно.
Внешний вид готических зданий настолько согласуется с характером страны, что, когда в XVII в. вся остальная Европа была захвачена реформаторским течением нового искусства, Англия осталась верна традициям своей старой архитектуры.
Наоборот, английский стиль никогда не мог акклиматизироваться по эту сторону Ламанша. Собор в Бордо, построенный во время английского владычества, по стилю своему – французский.
Эдуард I сооружал на территории Гиенны целые города, как Монпазье, но церкви и дома в этих новых городах построены в стиле Южной Франции. В английских же владениях на севере Франции можно назвать только хор в Доле, квадратная форма которого была вызвана, может быть, подражанием, и церковь Сен-Поль в Леоне, где подражание очевидно.
Период расцвета английского искусства приходится на XIV, XV и начало XVI вв. В этот период были построены готические части церквей в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, г Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке.
Развитие Английской Готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; «ланцетовидный стиль»); «декоративный», или «украшенный стиль» (1272-1349 гг.) и «перпендикулярный», или «вертикальный стиль» (1350-1539 гг.) – поздняя английская готика.
Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю.
ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ – (англ. «Lanceolate style», нем. «Lanzettbogen» – «ланцетовидный свод, арка» от лат. lanсеа – копье, нож с обоюдоострым лезвием) – условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики - Собор в городе Дареме (ок. 1130 – 1133гг.)
ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ – (англ. Decorated Style) – стиль зрелой английской готики, второго этапа ее развития (1272-1349) после раннего периода (см. ланцетовидный стиль) и сменившийся затем поздней Готикой, или «перпендикулярным стилем». В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Своды -сложные, с дополнительными нервюрами – тьерсеронами и лиернами. Они переходят в чисто декоративные – сетчатые, звездчатые и веерные, причем исходная каменная конструкция имитируется в дереве. Первые признаки «декоративного стиля» намечаются в соборе Солсбери (1220-1266) с огромной башней средокрестия.
Главные памятники – неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), там же – Капелла Св. Стефана (не сохранилась), галереи клуатра и дормиторий, хоры соборов в Линкольне и Бристоле (ок. 1298), своды собора в Уэллсе (1285-1340). В нефе собора Йорка (1280-1350) трифории включены в обрамления больших окон второго яруса и превратились в ряд декоративных арочек, напоминающих орнамент масверк. Тонкие пучки опор создают легкое светлое пространство капеллы собора в Или (1321-1349). Интерьеры собора в Глостере (1340-1370-е гг.) представляют собой пример переходного стиля от «украшенного» к «перпендикулярному».
Английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 метров в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене – 43,5 метров. Английские архитекторы до последнего сохраняли нормандскую mur epais, толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен. Английская архитектура проигрывала в высоте, она с успехом наверстывала в протяженности, а также в изысканности декора. Старый собор Святого Павла в Лондоне, например, достигал в длину 179 метров. Длина же собора в Реймсе составляла всего 139 метров. Кроме того, английская готическая архитектура отличается гораздо большим богатством декоративных форм и большей утонченностью в подходе к деталям и материалам, чем французская. Судя по всему, английские заказчики стремились к тому, чтобы в здании было как можно больше пролетов и чтобы декор его был как можно более грандиозным и пышным. Как следует из его названия, декоративный стиль английской готики ориентировался главным образом на инновации в области декора всевозможных архитектурных элементов. При этом параллельно развивались две разновидности «украшенного» стиля, различавшиеся по формам ажурной каменной работы. Геометрический стиль, основанный на вестминстерской традиции, следовал образцам геометрического орнамента, характерного для французского «лучистого» стиля. А приверженцы «криволинейного» стиля (называемого также «текучей» ажурной работой) исследовали на основе новой килевидной (двухскатнойстрельчатой) арки декоративные возможности плавных, скругленных, текучих линий орнамента.
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – Несмотря на то что в конечном счете «перпендикулярная» готика восходит к французскому «лучистому» стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.
Расточительное изобилие форм и деталей, отличавшее «украшенный» стиль, в конце концов породило противоположную тенденцию. Реакция эта началась на западе Англии, при реконструкции монастырской церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века, т. е. в период, когда еще не завершилось строительство некоторых выдающихся образцов «украшенного» стиля. Зародился новый стиль, основанный на прямоугольных пересечениях горизонтальных и вертикальных линий, – «перпендикулярный» стиль. Основной мотив декора – «панель», узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой аркой с остроконечным навершием.Такие панели покрывают все стены, арочные проемы и окна в Глостере,образуя геометрически правильную решетку. Подобная упорядоченность резко противостоит той буйной игре воображения, которая отличала «украшенную» готику. Внутри этой «сетки» отдельные структурные компоненты формируют чёткую и стройную систему; выделенные вертикальные элементы делят стены на единообразные пролеты. На первый взгляд такое стереотипное повторение прямоугольных панелей было довольно рискованным, так как могло привести к утомительной монотонности; однако зодчие, работавшие в новом стиле, оказались не менее искусны в структурировании пространства, чем их предшественники. Ведь именно благодаря этим панелям появилась возможность доводить окна, поверхность которых состояла исключительно из стекла, до столь гигантских размеров, как в Глостере. Так сбылась старинная мечта основателей готического стиля: создать интерьер, полностью залитый ярким солнечным светом.
Часовня Королевского колледжа представляет собой часть университетского колледжа, основанного Генрихом VI в Кембридже в 1441 году. После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того как в 1508 году Генрих 7 вновь обратил внимание на этот проект и выделил в завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была завершена.
Эта часовня – поистине идеальное воплощение «перпендикулярного» стиля. Стены здесь практически исчезли, трансформировавшись в стеклянные поверхности. Только в нижней части сохранилась сплошная стена, но и она покрыта ажурной решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор посетителя вверх, к самым сводам. Своды этой часовни, сооруженной на последнем этапе строительства колледжа, в начале 16 века, по праву считаются вершиной развития средневековой системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,66 м использована встречающаяся только в Англии уникальная техника перекрытия – веерный свод. Эта форма свода была разработана и была разработана и воплощена уже около 1360 – 1370 годов в клуатре собора Глостера, но ранее ее использовали лишь в небольших по размерам строениях. Веер формировался благодаря тому, что тьерсеронный свод с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для «перпендикулярного» стиля. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи «окна-розы». В результате образуется весьма сложная, но тем не менее чётко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. В часовне Королевского колледжа мастера поздней английской готики создали абсолютно единообразное архитектурное пространство, не имеющее себе равных во всей Европе.
В середине XVIII в. этот стиль возрождался (ранее, чем в других странах) в романтической Неоготике. Элементы национального готического стиля бережно сохранялись в английском искусстве в силу его традиционности и консервативности. Английская готика не отрицалась, а развивалась последующими стилями елизаветинского Ренессанса, английского Классицизма и Барокко периода правления королей Георгов.
В архитектуре, искусстве оформления интерьера и мебели традиционные готические элементы органично входили в консервативный «староанглийский стиль» на протяжении всего XIX столетия, вплоть до продукции мастерских «Искусства и ремёсла» У. Морриса и английского Модерна. Рационализм и, одновременно, романтичность английской готики привлекали внимание художников других стран. Этот стиль послужил основой романтических построек А. Менеласа и Н. Бенуа в 1820-1850-х гг. в Петергофе.