elima.ru
Вход
СтатьиТеория и практика архитектурного проектирования

Выработка адаптивного экономического мышления в архитектурном образовании

Л. И. Кирюшечкина

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы выработки у студентов архитектурной специальности способности к экономическому мышлению на основе соответствующей образовательной базы и осознания их профессионального влияния на эффективность разрабатываемых проектов. Влияние на экономику начинается с самых ранних этапов их архитектурной деятельности и продолжается в течение всей работы над проектом. Понятие об ответственности за создаваемую часть основного капитала и собственную конкурентоспособность должно способствовать экономически грамотному подходу к ведению проектного бизнеса во всех его проявлениях. Освоению правил экономического поведения и процессов принятия решений помогает проведение деловых игр.


Кризисные явления в экономике страны заставляют с особым вниманием отнестись к вопросам владения экономическими и управленческими знаниями молодыми архитекторами. Большая часть будущих специалистов это отлично осознает, что видно по их интересу и серьезному отношению к соответствующим разделам их образования. Однако речь идет не просто о наборе определенной суммы знаний, а о приобретении способности работать в системе не только архитектурно-конструктивного, но и экономического мышления. Ведь архитектор непосредственно влияет на эффективность проектных решений на каждом этапе своей профессиональной работы.

То, что пересечение путей архитектора и экономиста предопределено материализацией функционального образа, было известно с древних времен. Тогда архитектор был и творцом художественного образа здания, и расчетчиком конструкций, и организатором строительного процесса. Он же представлял и расчеты по сметной стоимости. Причем, несоблюдение сроков строительства или превышение результатов сметы хотя бы на четверть оговоренной в договоре суммы оборачивалось уплатой солидной неустойки, и это положение действовало на протяжении веков [3].

В наше время на проектно-строительном рынке творец избавлен от необходимости самому заниматься экономической и организационной работой, однако ряд обстоятельств говорит о том, что владеть экономическим мышлением в его интересах, так же как и в интересах общества. Архитекторы, особенно зарубежные, признают, что современная архитектура требует системного подхода с учетом всех факторов эффективности (в том числе энергоэффективности при максимальном сохранении окружающей среды). Попытаемся детально разъяснить это положение, имеющее большое значение для будущих архитекторов.

1. В эпоху «сверхспециализации» архитектор, по мнению известного американского архитектора XX в. Р. Б. Фуллера − «единственный в мире специалист по соединению всего со всем» [4, с. 7]. Значимость этого утверждения для конкурентоспособности такого творческого специалиста, как архитектор, проявляется особенно ярко в период серьезных кризисных перемен в стране. В связи с этим на рынке труда наблюдается повышенный спрос на архитекторов, владеющих смежными знаниями, в том числе экономическими и управленческими. Заказчик, как правило, хочет получить ответы на все вопросы от основного специалиста, с которым заключен договор, в том числе о справедливости строительных и эксплуатационных затрат и возможной отдачи от капитальных вложений. Таким специалистом изначально является архитектор, который должен обладать знаниями о логике соответствующих расчетов для достойного и самостоятельного общения с заказчиком на эти темы.

2. С первым утверждением связано и следующее обстоятельство: владение основами общих и прикладных вопросов экономики позволяет экономически грамотно выстраивать свою профессиональную проектную работу с первых и до последних стадий жизненного цикла инвестиционного или некоммерческого проекта. Это крайне важно, так как именно здесь закладываются будущие экономические удачи или потери при осуществлении и функционировании объекта. Исходя из международных стандартов, жизненный цикл зданий и сооружений начинается с этапа проектирования и, проходя через процесс строительства, заканчивается важнейшим этапом эксплуатации, где проявляются все качества проекта (система международных стандартов ISD).

На так называемом прединвестиционном этапе и во время предпроектной подготовки, после обсуждения самой идеи проекта и его общей концепции, встает вопрос о сумме и возможности инвестиций при выборе наиболее удачного варианта из тех, которые предложены проектировщиками. Несмотря на то, что разработки на этой стадии не требуют больших затрат, а расчеты носят предварительный характер, тем не менее они серьезно влияют на показатели будущей эффективности проекта. А архитектор уже на первых эскизных проработках может с большой долей достоверности определить будущие экономические потери, или их отсутствие, или отдельные стороны доходности предложных решений.

В зарубежной практике, придавая большое значение оценочным показателям на первых этапах проектирования, предлагаются методы расчета укрупненных стоимостных показателей по удельным нормам на основные элементы или через укрупненные структурные группы зданий, приходя к удельной стоимости квадратного метра с последующим контролем полученных данных [5].

Конечно, и на последующих стадиях жизненного цикла проекта в процессе разработки проектной и рабочей документации, архитектор влияет на экономические показатели, но это влияние постепенно уменьшается, а возможность коррекции экономически неудачных решений при этом сокращается. На финальном этапе строительства эти возможности исчерпываются окончательно [2].

В период производства строительных работ заложенные архитектором экономичные проектные решения могут быть поддержаны, в то же время отстранение архитектора от авторского надзора может, наоборот, привести к отрицательному результату.

Особенно следует отметить, что на ранних стадиях проектирования закладываются не только строительные, но и эксплуатационные затраты, которым придается все большее значение во всем мире, так как именно во время функционирования готового объекта должны проявиться экономические достоинства проекта. Создавая образы и выбирая формы и пропорции, архитекторы определяют не только эстетику и стиль архитектурного произведения, но и формируют экономические предпосылки объектов и поселений.

3. Известно, что работа современного архитектора чрезвычайно разнообразна и ответственна: в сфере его деятельности не только коттеджи и жилые и общественные здания, но и несравненно более дорогостоящие крупные жилые, общественные и сельскохозяйственные комплексы, промышленные кластеры, гидротехнические сооружения и оборонные комплексы. Осуществление таких проектов требует колоссальных инвестиций, и при вводе в действие они образуют основной капитал [6] страны, который и определяет во многом ее мощь. Поскольку архитектор стоит у истоков создания этого капитала, он наряду с другими участниками несет ответственность за его эффективность перед частным или государственным заказчиком и перед обществом.

Отметим, что от доходов коммерческих объектов идут в виде налогов отчисления в бюджет страны, который, в свою очередь, является источником социальных, оборонных и государственных инвестиционных расходов. Однако, даже некоммерческие социальные проекты требуют внимания архитектора к экономичным проектным решениям, так как эффективность здесь зависит только от возможного снижения удельных затрат, а удельные показатели, в свою очередь, определяются проектными решениями.

4. Знание прикладных вопросов экономики и управления необходимо не только для экономически грамотного проектирования, которое способствует успешному конкурированию на проектно-строительном рынке, но и для эффективного ведения самого архитектурного бизнеса в рыночных условиях [7].

Владение архитектором современными методами экономической оценки проектов дает возможность выбора наиболее эффективного решения, а также способствует повышению конкурентоспособности его фирмы.

Этот тезис остается верным не только тогда, когда архитектор практически ведет собственную предпринимательскую деятельность на основе методов управления, но и в случае, когда ведение дел фирмы доверено управляющему менеджеру. Для успешного ведения собственного архитектурного дела крайне важно достижение взаимопонимания между архитектором-собственником и специалистом, осуществляющим непосредственно предпринимательскую деятельность.

В интересах архитектора, обсуждая с менеджером текущие и злободневные вопросы, владеть основами управления. Кроме того, деятельность управляющего требует контроля со стороны владельца фирмы, а для этого необходимы знания экономических и управленческих основ, ведения архитектурного дела, которое имеет свои особенности по сравнению с другими видами бизнеса. Также, архитекторам − работникам фирмы не помешает знать, на каких экономических основах осуществляется их проектная деятельность [8].

Таким образом, представлены основные положения, которые отвечают на вопрос «зачем?» в современных условиях будущему архитектору экономические знания и почему необходимо развивать у студентов архитекторов способность к экономическому мышлению.

Образовательной базой, определяющей начало работы по выработке экономического мышления у студентов-архитекторов, является знакомство с основными экономическими категориями и законами рыночной системы, освещенными при изучении основ экономической теории в дисциплине «Экономика и право». Здесь же изучаются вопросы эффективности и рационального использования факторов производства в условиях ограниченных ресурсов, взаимоотношения величин спроса, предложения и цен, вопросы ценообразования в современной системе предельной полезности, система налогообложения и т.д. Особое значение студентами-архитекторами придается знаниям, касающимся поведения потребителя и производителя в современных рыночных условиях. Эти знания используются в качестве основ в прикладной экономике, изучаемой в дисциплине «Экономика архитектурных решений». Изучение методов оценки экономической эффективности проектных инвестиций происходит на основе владения такими понятиями, как издержки и их виды, цены, стоимость, прибыль, норма прибыли, рентабельность, эффективность и т.д. [1].

Прикладная экономика дает студентам понятие о методах экономической оценки архитектурных проектов на разных стадиях проектирования, о разнице в методах оценки коммерческих и социальных проектов, о степени влияния различных сторон проекта на состав строительных и эксплуатационных затрат, а также на экономические составляющие прибылей и убытков. Рассматривая связь проектных решений с затратами на строительство и содержание объектов, студенты могут оценить английское выражение о том, что «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Выявляется разница в терминах «дешево» и «экономично»: проектные решения с низкой строительной стоимостной характеристикой в период функционирования могут потребовать несопоставимо больших затрат на содержание объекта. И здесь, также как и в других случаях неэффективности проектной работы, может пострадать репутация проектировщика, что отразится на количестве и качестве привлеченных заказов.

Изучая методы экономической оценки градостроительных проектов, проектов жилых, общественных, промышленных, сельскохозяйственных зданий и комплексов, студенты знакомятся с отечественными и зарубежными системами образования цен на объекты недвижимости, а также с системой информатизации сметных расчетов. Особый интерес вызывает образование цен на собственные учебные проекты, сравнение экономических показателей по сопоставимым проектам в учебной группе и вопросы эффективности работы архитектурных фирм, включая условия формирования бизнес-планов, систему налогообложения и определение пределов безубыточности работы архитектурно– проектных фирм [8].

Отсюда видно, что в изучении экономических вопросов студентами-архитекторами прослеживается системно-логическая связь от общих теоретических вопросов к прикладным экономическим положениям, посвященным методам экономически грамотного создания архитектурных проектов. Далее в русле курса «Управления проектом» на основе экономических знаний студенты изучают основы продвижения своих проектов на проектно-строительный рынок.

Серьезное отношение к экономическим возможностям проекта на всех этапах его жизненного цикла и стадиях проектирования призвано выработать у студентов способность к экономическому подходу к проектированию, что должно предотвратить возможность крупных ошибок в отношении достижения экономической эффективности. Выработанная в процессе обучения способность к экономическому мышлению позволит использовать при проектировании свое влияние на экономичность проектных решений, опираясь на теоретические основы анализа затрат [9] на всех этапах проектной работы, начиная с самого раннего, так как в эпоху обостряющейся конкуренции времени на исправление ошибок практически нет.

Проблеме выработки экономического мышления у студентов архитектурной направленности способствует совершенствование программы по специальности «Экономика архитектурных решений». Разработка содержания позиций «знать», «уметь», «владеть» позволяет решать задачи повышения качества, уровня и разнообразия компетенций архитектурного образования, оснащенного логикой аналитического экономического подхода к проектным решениям. Как отмечено выше, архитектору приходится иметь дело не только с чисто архитектурными, но и с крупными инвестиционными проектами и вступать в рабочий процесс задолго до проектного этапа, в начале периода, предшествующего решению о выделении инвестиций. Поэтому будущему специалисту необходимо знать о задачах, последовательно решаемых участниками проекта на всем пути прединвестиционного периода жизненного цикла проекта, о своем месте среди этих участников и своих возможностях влияния на экономические последствия проекта. Кроме того, необходимо иметь представление о методах дисконтирования стоимостных показателей для крупных и долгосрочных проектов и о методах организации проектного цикла.

В результате изучения экономических разделов студент может уметь применять методы оценки эффективности для выбора наиболее рентабельного варианта проектных решений на основе укрупненных стоимостных показателей. На основе состава и структуры рабочей документации он сумеет разработать смету на строительные и проектные работы. В практической деятельности эта практика поможет ему профессионально и качественно контролировать соответствующие процессы.

Таким образом, студент, обладающий навыками экономического мышления, способен владеть теорией технико-экономического обоснования, используемой в инвестиционных и некоммерческих проектах, методами оценки рентабельности работы проектных организаций, включая способы распределения заработной платы в них.

Однако, экономическое мышление не может быть выработано только на основе теоретических знаний. Студенты-архитекторы экономически оценивают свои проекты, разрабатываемые на основных архитектурных кафедрах по жилому зданию, общественным зданиям и градостроительному решению. Они учатся примирять художественные концепции с экономическими требованиями [10].

Учитывая особенности восприятия творческой личностью экономической действительности, оценочные показатели по проектам осваиваются студентами постепенно, с нарастающей сложностью, когда они понимают, что формой контроля архитектора – автора проекта является полная ответственность за свои решения.

Отсюда видно, что в изучении экономических вопросов студентами-архитекторами прослеживается системно-логическая связь от общих теоретических вопросов к прикладным экономическим положениям, посвященным методам экономических оценок проектов.

Рассматривая предложенную тему, приходим к выводу, что перед преподавателями основ прикладной экономики в архитектурном ВУЗе и на архитектурных факультетах стоит следующая задача: в содружестве с преподавателями-архитекторами донести до будущих зодчих мысль об их ответственности за эффективность проектных решений. Осознанию меры ответственности может способствовать также проведение деловых игр, касающихся эффективности работы архитектурно-проектной фирмы, включая вопросы производительности труда, рыночных цен на проекты, прибыльного выпуска различных видов проектов, а также проблем конкуренции, аукционов или банкротств.

Например, при моделировании создания двух конкурирующих акционерных архитектурно-проектных фирм в студенческих группах, участники игры приобретают первые навыки организации и управления через самостоятельное принятие решений. «Выпуская», «приобретая», «реализуя акции» через обмен их на «банковские чеки», они пытаются активизировать этот процесс, рекламируя достоинства и преимущества фирмы. При этом более высокий спрос на акции провоцирует и возможности повышения первоначальной цены на них. Таким образом, студенты практически осваивают способы более удачного формирования прибыли. На «учредительном собрании», проводимом под руководством выбранного ими «президента» компании, и на основании отчетных «ведомостей» о реализации акций и полученной прибыли они принимают решение о ее распределении по долям между дивидендами и развитием производства. Результаты конкуренции двух фирм могут быть определены в виде сравнения приращений первоначального капитала.

Такая деловая игра, вводящая в мир конкуренции нескольких архитектурно-проектных фирм, моделирует их производственно-хозяйственную деятельность. Эти фирмы, производящие однотипную проектную продукцию, могут быть представлены небольшими студенческими группами (до 5 человек), которые должны находиться в одинаковых стартовых условиях. Однако, их отличают разные исходные позиции в виде первоначального капитала, активов фирмы в денежном выражении, собственного набора компьютерной техники, с собственной производительностью и единичной стоимостью, со своей ценой проектной продукции, заработной платой архитекторов и т.д. Избираемые президенты и работники фирм устанавливают свои правила игры, действующие на ее протяжении или в течение циклов в отношении объемов производства и реализации проектной продукции, необходимого количества и набора компьютерной техники, качества проектов и средств на счетах фирмы. При этом могут быть предусмотрены средства, необходимые для закупки дополнительных технических устройств, вклад дополнительных средств в научные разработки, осуществление реализации проектной продукции с получением доходов. Фиксирование всех исходных, расходных и доходных данных в отчетных ведомостях фирм и последующее сравнение результатов их деятельности позволит выявить победителя в конкурентной борьбе.

В процессе игры может быть воспроизведена реальная ситуация конкурентной борьбы проектной фирмы за высшую производительность труда при выпуске проектной продукции, когда опробуются способы роста этого показателя. Президенты фирм, выбранные участниками игры в группах, согласовывают с ними названия фирм и руководят их действиями. При этом фиксируется время и количество игроков (проектировщиков) в группах по 4 человека, за работой которых наблюдают 2 контролера, кроме преподавателя.

Задание может выполняться постадийно: от выполнения простейших чертежей расположения одноэтажного здания и остальных элементов загородного участка с условными обозначениями до применения разделения труда, когда каждый участник может специализироваться на выпуске чертежей плана дома и разработке планов освоения элементов участка с последующим присоединением технических средств для расчета стоимости работ, исходя из их единичной стоимости. Чертежи, собранные как имитация альбома, представляются в «комиссию», где в таблице зафиксированы результаты работы «фирм» с их названиями, количеством работников, количеством и качеством произведенной проектной продукции, ее стоимостью и временем, затраченным на ее выпуск. Снижение качества работы влечет за собой снижение цены альбома, установленной заранее. Время, затраченное на выпуск альбома, говорит о трудоемкости работ, которая косвенно указывает на соотношение производительность труда по группам. Соотношение стоимости проектной продукции на одного работника показывает влияние качества на этот показатель. В докладах «президентов» отразятся способы организации работ при достижении наиболее низких показателей трудоемкости проектной продукции.

Принятие коллективных управленческих решений во избежание банкротства проектной фирмы может быть отработано при оценке состояния фирмы, представленного в качестве исходного материала в каждую из групп. Заранее разработанные выводы о положении дел в «фирме» представляют данные о том, что выручка от реализации проектов не покрывает издержек на их выпуск ввиду того, что спрос на проектную продукцию падает.

В процессе обсуждений предложений каждого участника группы по выводу фирмы из создавшегося положения коллектив создает ранжируемый список наиболее удачных из них. После докладов креативных представителей групп и их обсуждения в «Совете директоров», выбранном заранее из участников игры, составляются уточненный ранжированный список из наиболее перспективных решений. Группы с наибольшим количеством принятых «Советом» решений побеждают в игре.

Деловая игра может моделировать образование рыночной цены на определенный вид проектов при реализации их на рынке при сложившемся соотношении спроса и предложения. Между несколькими группами-«фирмами» устанавливаются конкурентные отношения, так как их задачей является реализация максимально возможного числа проектов и получение максимальной выручки. В то же время остальные участники игры определяют спрос на проекты, их задача – сбить цены и пробрести максимальное количество качественных проектов в пределах своих денежных средств. Учет хода реализации каждым участником, отслеживание цен и фиксация выручки происходит в результате заполнения реализационных ведомостей. Торги и сделки происходят с помощью имитаторов проектного товара и денежных знаков в виде карточек с соответствующим изображением. Продолжительность торгов определяется преподавателем.

Представители «фирм» используют право коммерческой тайны в отношении цен на свой тип здания. В тоже время сговор между ними наказывается антимонопольным штрафом. Наибольшая выручка определит удачливого коммерсанта. Общая выручка делится на количество реализованной продукции, определяя среднюю цену продаж. По покупному листу приобретателя определяется стоимость приобретенных проектов. Их сравнивают по средним ценам рынка, выявляя наиболее удачливого приобретателя. Разница между средней ценой покупки и количеством выданных средств, отнесенная к количеству выданных средств даст понятие о рентабельности приобретения.

Приведенные примеры показывают, как деловая игра при определенном упрощении позволяет моделируя экономические ситуации обучать правилам экономического поведения и освоению процессов принятия решений студентов архитектурного профиля.

Образовательный процесс в русле дисциплины «Экономика архитектурных решений» нацелен на обеспечение высокого уровня мотивации студентов − будущих архитекторов в отношении приобретения современного качества экономического мышления с ориентацией на лучшие отечественные и мировые образцы при достижении экономической эффективности проектов. Это касается не только приемов и методов экономической оценки проектов, но и возможностей информационного и нормативного обеспечения. Непрерывное обновление научно-методического обеспечения для учебной работы и выполнения расчетно-графических работ подкрепляет возможности развития экономического мышления студентов-архитекторов.

Литература

  1. Кирюшечкина, Л.И. Экономика для архитектора. Основы экономики архитектурных решений / Л.И. Кирюшечкина [и д.р.]. – М.: Изд-во АСВ, 2013. – 149 с.

  2. Мазур, И.И. Инвестиционно-строительный инжиниринг / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [и д.р.]. – М. : Изд-во «Экономика», 2010. – 763 с.

  3. Черняк, В.З. Уроки старых мастеров. Из истории экономики строительного дела. 3-е издание. – М. : Комкнига, 2010. – 238 с.

  4. Завещание Фуллера // «Архитектура» (приложение к Строительной газете),1983. – № 25. – 8 c.

  5. Жук, П.М. Проблемы учета фактора стоимости на ранних стадиях проектирования объекта. Тезисы доклада на научно-практической конференции МАРХИ. – М. : Архитектура-С, 2008. – C. 188–189.

  6. Томас Пинетти. Капитал ХХI века. – М. : ООО «Ад Мартинем Пресс», 2016. – 591 с.

  7. Баженова, Е.С. Менеджмент в архитектуре, учебный курс для бакалавров и магистров // Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции. – М. : МАРХИ, 2014. – C. 175–179.

  8. Крашенинников, А.В. Управление проектом в архитектурной практике / А.В. Крашенинников, Н.В. Токарев. – М. : МАРХИ. ЦПК УРБАНИСТИКА, 2010. – 128 с.

  9. Асаул, А.Н. Управление затратами в строительстве / А.Н. Асаул, М.К. Старовойтов, Р.Д. Фалинский. – СПб. : АНО ИПЭВ, 2009. – 390 с.

  10. Кирюшечкина, Л.И. Экономическое сопровождение городского строительства (исторический аспект) // Тезисы доклада на научно-практической конференции МАРХИ. – М. : 2013. – 503 с.

Оригинал статьи
twitter.comfacebook.comvk.comconnect.ok.ru
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.