elima.ru
Вход
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Сценарное проектирование городской среды

А. В. Крашенинников

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций по когнитивной урбанистике ‒ новому научному направлению, которое систематизирует представления людей об архитектурном пространстве. Сценарное проектирование находится в русле более широкого метода – «проектного прогнозирования», в основе которого лежит алгоритм проигрывания альтернативных стратегий социокультурной адаптации населения в прогнозных ситуациях. Успех социо-культурного развития городской среды зависит не только от грамотного градостроительного планирования и проектирования, но, в первую очередь, от гармонии самоорганизации и управления в локальной градостроительной политике. Сценарное проектирования публичных пространств рассмотрено в последовательности: – прогнозирование, -программирование, -проектирование структурных компонентов архитектурного пространства на микро-, мезо-, макро– уровнях городской среды. Сопоставление теоретических моделей с практикой; научных терминов и общепринятых понятий очевидно может привести к разночтениям. В связи с этим названия мест и явлений социальной жизни, имеющих особенную трактовку в рамках когнитивной урбанистики, выделены в тексте курсивом.


Билл Хиллиер из Великобритании [1], Давид Шейн из США [2], Александр Высоковский из России [3] внесли большой вклад в теорию формирования публичных пространств. Продолжая их исследования, становится очевидным, что для топологии городской среды расположение людей, их количество, плотность социальных контактов так же важно, как и конфигурация границ, направления связей и габариты пространств. Существенную роль в пропаганде такого подхода сыграли книги и выступления В. Глазычева, К. Линча, Я. Гейла [4] и его последователей.

Отдавая дань уважения вопросам политики, управления и учитывая разнообразие жизненных укладов, а также возрастные и этнические особенности средового поведения, мы рассмотрим прикладные аспекты сценарного проектирования, а именно: прогнозирование, программирование и моделирования структурных компонентов архитектурного пространства на нескольких уровнях городской среды [5].

Сценарное проектирование и городская среда

Сценарное проектирование находится в русле более широкого метода – «проектного прогнозирования», в основе которого лежит алгоритм проигрывания альтернативных стратегий с учетом всех действующих лиц прогнозной ситуации.

В драматургии сценарий – это сюжетная линия, по которой строится спектакль. Сценическое действие обычно подразделяется на сценические эпизоды – мизансцены3, – действия, связанные временнóй или пространственной близостью, например: «утро» или «городская площадь». Мизансцена это устоявшееся микро-пространство4, формируемое действием людей в определенном контексте. Спектакль включает несколько действий, разбитых на мизансцены. Во время действия театральная сцена воспринимается как мезо-пространство5, вмещающее цепь игровых эпизодов. Как в театральном действии, так и в архитектурном проектировании важно найти для каждого микро-пространства «якорную точку» притягивающую сценарные действия. Предметы или ситуации, провоцирующие социальную активность, получили название «триггеров».

3 Мизансцена – предполагает размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно игровым эпизодам сценария.

4 Микро-пространство – умозрительная сфера, ограниченная условиями прямого персонального общения. Прямое персональное общение предполагает возможность увидеть выражение глаз и представить развитие ситуации в следующие несколько секунд.

5 Мезо-пространство – умозрительное пространство, включающее несколько микро-пространств, объединенных условиями социального контроля. Основные типы социального контроля в городской среде это временный/постоянный персональный контроль и временный/постоянный публичный контроль.

В когнитивной психологии восприятие мира состоит из «фреймов», включающих наиболее устойчивые сценарии поведения. Фрейм вырабатывается в результате отражения и интерпретации событий, когда ключевые действия и идеи создают тематические структуры, извлекаемые из памяти на основе сценарных или ассоциативных связок и устоявшихся значений [8]. Например, такие понятия, как Сквер или Двор, при таком подходе будут рассматривается как фреймы реальных пространств. То есть архетип места можно описать в виде сценария, описывающего местоположение действующих лиц, контекста событий и впечатлений от восприятия окружающей среды. Важно отметить, что «удобными» в русском языке понимаются не только комфортные, но и «приличные» месту формы поведения.

В компьютерных играх «Сценарий использования» описывает, «кто» и «что» может сделать с рассматриваемой системой с учетом различных вариантов поведения людей. Цепочка событий представляют собой дерево возможных действий. При проигрывании сценариев «случайные» события также могут послужить «темой» для неожиданной ветки сценария. Цепочки событий, которые повторяются игроками хотя бы один-два раза, уже рассматривается как характерные. Характерные события образуют главные темы сценария.

В урбанистике «сценарий» – это цепочки эпизодов средового поведения, объединенные сценарием или маршрутом движения. Из сценариев складывается социальная практика6, включающая, в том числе: повседневную и праздничную активность; массовые мероприятия и прогулки; занятия физической культурой и утренние пробежки т.п. Ян Гейл предлагает разделять «необходимые» (функционально и технологически обусловленные), «необязательные» (прогулка и досуг) и «социальные» (любые виды контактов людей) виды деятельности [4]. Сценарий состоит из отдельный эпизодов. Логика построения сценария имеет «телескопический характер», когда из одного эпизода следует другой. Эпизоды объединяются общей темой или движением во времени. Поведенческий сценарий – это усредненный вариант поведения группы людей, в котором сочетаются естественные желания человека с условностями и нормами внешнего мира.

6 Макро-пространство – это умозрительный ареал, объединяющий несколько территориально сближенных мезо-пространств. В зависимости от условий доступности/связанности с населением различаются макро-пространства трех типов: Анклав, Район и Округ и производные от них пространственные модели [9].

В градостроительном планировании сценарий может выглядеть как прогнозная топологическая схема с обозначением мест, пешеходных связей и различных зон. Городская среда представляется как «пространственное выражение события» – некой воображаемой схемы организации и использования данного пространства, которая закрепляется и изменяет форму публичных пространств [10].

Формирование архитектурного пространства неизбежно включает конструирование эпизодов, сценариев и событий социальной практики. Вопрос заключается в том, насколько жестко мы регламентируем поведение будущих пользователей. В этом смысле сценарное проектирование находится в «позиционных боях» с гуманитарной философией и социальной наукой, которые неоднократно указывали на опасности примитивной «социальной инженерии». И действительно, в городской среде значительная часть поведения непредсказуема – и в этом привлекательность и интрига городской жизни.

Прогнозирование

Выявление территории города, обладающей наибольшей связанностью, позволяет сузить зону расположения реального общественного центра города и публичных пространств. Пример такого анализа показан на рис. 1.

Сопоставление теоретических моделей с практикой, научных терминов и общепринятых понятий очевидно приводит к разночтениям. В связи с этим, названия мест и явлений, имеющих особенную трактовку в рамках когнитивной урбанистики, выделены в тексте курсивом.

Прогноз использования территории обычно составляют на основе натурных обследований или путем графоаналитических построений, при этом целесообразно учитывать следующие закономерности освоения людьми городской территории:

  1. Территория общего пользования осваивается неравномерно. Более освоенные участки образуют публичные пространства. Участки без социального контроля обречены на опустение и постепенную деградацию. Ситуацию можно исправить планировочными средствами: изменить расстановку зданий, расположение входов и выходов, окон, точек притяжения и линий пешеходного движения, разместить точки притяжения, такие как транспортерные, общественные и коммерческие объекты, выделить места отдыха, сформировать микрорельеф средствами геопластики, добавить продуманной ландшафтной архитектурой, и, наконец, «просто» построить стены, заборы, экраны, дороги и замостить дорожки и тротуары.

    Рис. 1. Графоаналитический анализ территории города. Выделение зоны публичных пространств (синяя штриховка), как территории, имеющих наибольший связанностью (учебная работа, МАРХИ, 2016)

  2. Точки притяжения и пересечения несколько пешеходных маршрутов становятся важными топологическими объектами, под которые постепенно «подстраивается» все окружение, формируется Перекресток7, который может перерасти в Площадь8, если создать необходимые условия для постоянного публичного контроля.

    7 Перекресток – как архетип городской среды является производным от наложения источников временного персонального контроля, что создает условия для развития общественных и торговых функций на примыкающих территориях.

    8 Городская площадь как архетип городской среды возникает как расширение или пересечение городских пространств с постоянным публичным контролем, ядром которой выступает свободное замощение пространство, окруженное застройкой и, конечно, наполненное людьми и пешеходным движением.

  3. Параллельные маршруты объединяются по наиболее короткому или комфортному направлению. По этой причине симметричные дорожки, которые часто присутствуют в схемах благоустройства, не повышают, а понижают комфортность движения. Однако, параллельные дорожки с разным типом покрытия, например – для велосипеда и для пешехода, могут создать дополнительное удобство и сэкономят место для зеленых насаждений. Сокращение замощённых поверхностей до минимальных размеров позволяет больше площади оставить для газонов, кустов и деревьев (

    Рис. 2. Пустые пространства с формальным благоустройством воспринимаются негативно (фото автора, 2016)

    Рис. 2. Пустые пространства с формальным благоустройством воспринимаются негативно (фото автора, 2016)

  4. Участок территории перед входом в жилой дом выполняет функции дворовой территории9, которая вполне может умещаться на территории радиусом всего 5-10 метров за счет развитых палисадников. Такие примеры использования придомовой территории «прорастают» во многих жилых районах (рис. 3).

  5. Общий двор начинается в 10-12 м от дома. Внутриквартальная территория в зоне жилой застройки обычно содержит общее пространство, которое при благоприятных обстоятельствах занято зелеными насаждениями и используется как общий сад10.

  6. Проходной двор11 с характерным для него видами средового поведения формируется вдоль линии сквозного пешеходного движения и очень часто выделяется заборами и стенками, что не украшает городской ландшафт. Чтобы избежать лишних ограждений, буферное пространство между окнами квартир и пешеходами должно быть не менее 12– 15 метров.

    9 Двор как архетип городской среды ‒ это пространство постоянного персонального контроля. Важным условием психологического комфорта является ограничение транзитного движения, безопасность для детей и защита от шума.

    10Общий сад как архетип городской среды – это Мезо-пространство с временным публичным контролем, ядром которого является лужайка, игровя площадка или песочница.

    11Проходной двор как архетип городской среды – это конфликтное пространство на придомовой территории, расположенное между зонами постоянного и временного персонального контроля.

    Радиус действия персонального контроля составляет около 20-25 м, поэтому внутриквартальные территории шириной менее 40-50 м лучше делать непроходными.

  1. Площадь общих дворов на территории жилой застройки средней этажности приблизительно равна площади проездов и парковок, а суммарная площадь публичных пространств (улиц, площадей и скверов) занимает всего лишь треть от общей (нетто) территории жилой застройки. При высокой плотности застройки (более 20 тыс. м2/га) для дворов в уровне земли места почти не остается. Выходом может быть размещение

    прогулочных площадок на крыше малоэтажной части комплексов или создание системы подземных паркингов.

    Рис. 3. Палисадник со стороны входа в квартиру используется как двор. Характерный сценарий освоения городской среды на участке с постоянным персональным контролем (фото автора. Новый жилой район г Копенгагена, 2016 год)

  2. Улицы12 и другие публичные пространства выигрывают при концентрированном расположении там входов в общественные здания и остановок транспорта. Поскольку общественных объектов в городе меньше, чем жилых, то часть улиц неизбежно теряют статус публичного пространства. Улица без общественных функций, как и длинный коридор в жилище – признак неэффективной пространственной организации.

  3. Публичные пространства Улиц граничат с менее оживленными участками территории: переулками с временным персональным контролем, и Скверами с временным публичным контролем. В исторической застройке переулки – идеальное место для парковки автомобилей, установки мусорных контейнеров, озелененный переулок называют аллеей, а более широкий – Бульваром. Бульвар характеризуется сочетанием участков персонального и публичного контроля.

  4. Параллельно основным улицам и проспектам в глубине застройки формируются пешеходные дублеры, обычно – на расстоянии одного квартала. Часто это выглядит как система Проходных дворов. Проходные дворы воспринимаются негативно в связи с тем, что «ничейная территория» плохо содержится, а социальный контроль имеет временный характер. Исправить ситуацию возможно путем сознательной прокладки «дублера», который может рассматриваться как пешеходная Аллея13.

    12 Улица, как архетип городской среды – это пространство постоянного публичного контроля. Максимальная ширина Мезо-пространства ограничена возможностью рассмотреть людей на противоположной стороне.

    13Пешеходная аллея как архетип городской среды – транзитная территория с временным социальным контролем, который меняется от персонального к публичному и наоборот в зависимости от количества людей в зоне видимости. Главным структурным элементом служит пешеходная дорога, ограниченная зелеными насаждениями.

  5. Гармоничная городская среда отличается разнообразием, что проявляется в правильном размещении и балансе участков персонального и публичного контроля. Отсутствие социального контроля воспринимается как негативный фактор, поскольку это связано с угрозами безопасности и бесхозяйственности, проявлению вандализма и появлению пустырей (рис. 4,5).

а)

б)

Рис. 4. Графо-аналитические исследование территории жилой застройки: а) прогноз пешеходного движения на территории, построенный на основе выявления «точек притяжения»; б) границы видимости выявленных участков с повышенной плотностью пешеходной структуры 14

14 Исследование Головенкиной М.А. «Сложившаяся структура пешеходных связей как основа пространственной диверсификации Районов массовой застройки», учебная работа выполнена в ВШУ НИУ ВШЭ под руководством проф. Баевского О.А. в 2017 г.

Рис. 5. Пример формирования публичных пространств на основе прогноза пешеходного движения: распределение точек притяжения относительно зон концентрации пешеходных связей15

Программирование

Внешним контекстом формирования сценария служат условия доступности/связанности территории макро-пространства16. Локализация Макро-пространств – первый шаг укрупненного пространственного программирования. Каркас Макро-пространства формируется из более мелких составляющих – Мезо-пространств, при помощи которых программируется содержание публичных пространств в составе территории общего пользования.

15 Там же

16 Макро-пространство – умозрительный ареал, объединяющий несколько территориально сближенных Мезо-пространств. В зависимости от условий доступности/связанности для населения различаются Макро-пространства трех типов: -Анклав, -Район, -Округ и производные от них пространственные модели.

Формирование программы осуществляется в ходе сценарного проектирования: для каждого Мезо-пространства предлагается и обыгрывается несколько основных и альтернативных сценариев. Сценарии объединяются темой, которая задает смысл пространственному моделированию и художественному осмыслению архитектурного пространства. Программа – задание на проектирование, не обязательно должна отражать все прогнозируемые сценарии, достаточно иметь в виду те события, которые требуют выразительных или технологических решений (рис. 6).

Рис. 6. Проект развития территории ЗИЛ в Москве. Главный бульвар поделен на 12 тематических площадей (комплексных Мезо-пространств), проектирование которых передано различным архитектурным группам (из презентации компании RGR на Московском урбанистическом форуме, 2017)

Основываясь на типологии Мезо-пространств, социально-пространственная программа может быть представлена в виде схемы состоящей из Мест и Путей. Места или Мезо– пространства – это участки или площадки городской территории, на которых локализованы социальные и функциональные процессы (рис. 7). Отсюда неизбежна специализация мест, которая очень важна для принятия градостроительных решений. В зависимости от сочетания разновидностей социального контроля на конкретном участке городской̆ среды, этот участок (выпуклое пространство) относится к определенному архетипу в общественном сознании. Сочетание четырех базовых архетипов дает 10 возможных сочетаний, для которых подобраны 16 прототипов (табл. 1).

Таблица 1. Прототипы 16 мезо-пространств. Прототипы подобраны для производных Мезо-пространств, полученных на основе сочетаний четырех базовый моделей: Двор, Сквер, Переулок, Улица [7].

Базовые прототипы

ДВОР

СКВЕР

ПЕРЕУЛОК

УЛИЦА

ДВОР

Общий двор (Common yard – Eng.)

Детский сад

(Kinder garden)

Палисадник (Front Lawn– Eng.)

Внутренняя Площадь

(Inner court-yard Eng.)

СКВЕР

Терраса

(Street Terrace – Eng.)

Каменный сквер

(Stone garden – Eng.)

Аллея

(Alley -Eng.)

Бульвар

(Boulevard -Fr)

ПЕРЕУЛОК

Проходной двор

(Sottoportela– Ital.

Площадь– парковка (Parking lot-

Eng.)

Площадь-

Перекресток

(Piazzetta -ital)

Входная площадь

(Gateway –eng)

УЛИЦА

Курдонер Court de Honor– Fr.)

Карманный парк, парклет

(Pocket garden-

Еng.)

Проспект (Avenue –Fr., Eng.)

Центральная площадь (Central square

Eng., Piazza – Ital)

Рис. 7. Программирование публичных пространств для проекта города Масдар (Абу– Даби): а) схема наполнения уличных пространств; b) схема, построенная на основе градостроительного зонирования; с) схемы плотности жилых кварталов; d) схема распределения центров занятости; е) схема транспортных узлов (источник – Space sintax) [1]

Полученным моделям были подобраны названия, соответствующие традиционным городским пространствам [7]. Предполагается, что используя полученные модели и правила «конструктора», можно моделировать пространственную структуру городской среды, добиваясь оптимального соотношения «освоенности», «содержательности» и «комфортности» для людей. Градостроительное проектирование публичных пространств трудно представить без изобретения и систематизации прототипов для «мест-процессов» [11].

Планирование

Пространственная структуры градостроительного объекта будет собираться из элементов различной размерности и масштаба: -микро-, -мезо– или макро-пространств – в зависимости от масштаба проектного решения. Графической основой для моделирования служит план или карта городской среды, на котором видны здания и элементы благоустройства (масштаб 1:2000 – 1:500). Этот формат чертежа, который раньше называли Технико-экономического обоснованием (ТЭО) или Проектом детальной планировки (ПДП), сейчас многие заказчики называют «Мастер-планом» территории.

Проектная разработка Мезо-уровня предполагает установление границ, подбор прототипов в соответствии с топологической схемой, изобретение новых прототипов, обсуждение или «проигрывание» мизансцен в предлагаемых «декорациях». В ходе проектирования предстоит решить новый комплекс проблем: найти образные характеристики темы, подобрать предметно-пространственное наполнение, организовать границы, которые, как известно, могут выполнять функции барьера, шва или выглядеть как буферное пространство. Проектирование строится как возвратно-поступательный процесс с постоянной проверкой «живучести» пространственного решения.

Проектирование среды с применением этой методологии помимо собственно материальных и визуальных характеристик места действия учитывает и описывает связи между различными подпространствами, переходы от одного к другому, наиболее эффективные способы компоновки (ракурсы, фокусные точки), а также социально антропологические характеристики целевой группы.

Алгоритм сценарного проектирования показан на примере проекта реновации центра города Рыбинска17. В ходе натурного обследования исторического центра города Рыбинска было установлено, что городской центр обладает высоким градостроительным потенциалом, который пока не используется. Актуальной задачей на ближайшую перспективу определено качественное преобразование публичных пространств, формирование новых точек притяжения и оживление городской жизни. Для решения этой задачи была использована описанная ниже методика, состоящая из 4 этапов (рис. 8):

17 Графический материал в виде схем из выпускной квалификационной работы Э. Хабибулиной, выполненная на каф Градостроительства МАРХИ под руководством проф. Крашенинникова А.В. и доц. Петровской Е.И. в 2016 г.)

  1. Анализ – формализация прогноза: подразделение городской территории на Макро– пространства: Анклавы (закрытые территории дворов, участки школ и детских садов, территории заводов и др.); Районы (территории вокруг железно-дорожного вокзала, речной пассажирской пристани, автобусных остановок) и Округа (в том числе центральный округ – историческая часть города, имеющая предельный диаметр около 1,5 км;

  2. Осмысление – формирование программы: выявление публичных пространств на территории общего пользования. Построение каркаса Макро-пространства и подразделение его на участки проектных комплексов Мезо-пространств. Формирование топологической схемы с использованием базовых и производных Мезо-пространств, в том числе: Улица, Сквер, Переулок, Двор;

  3. Моделирование – разработка концепции – «сборка» пространственной структуры публичных пространств в соответствии с темой/программой, с учетом их историко– культурного содержания и включенности в природный комплекс города. Формирование пешеходных пространств в составе трехмерной модели застройки: Пешеходные улицы, Бульвары, Скверы, Площади, Аллеи, Парки, Фестивальные площадки и т.п. Корректировка рисунка архитектурного пространства с учетом зрительного восприятия и функционально-технологических требований;

  4. Кодирование – подготовка рекомендаций: формирование градостроительного регламента и Локальных градостроительных рекомендаций для зоны публичных пространств [12].

а)

б)

в)

г)

д)

Рис. 8. Этапы разработки проекта реконструкции центра города Рыбинска в ходе экспериментального проектирования: а) выявление резервов развития публичных пространств; б) дифференциация территории по условиям социального контроля; в) прогнозная схема пешеходных путей; г) проект развития застройки на основе реконструкции системы публичных пространств; д) градостроительная концепция

Локальные градостроительные рекомендации – это местные стандарты архитектурного проектирования, выраженные через сечения улиц и предельные параметры частей зданий, в том числе габариты и пропорции объемов и пустот в сечениях и профилях, элементов декора и стилистики частей зданий (козырьков, карнизов, навесов, ограждений и т.д.).

Нельзя утверждать, что пространственные условия однозначно детерминируют развитие социо-культурных сценариев использования городской территории. И, видимо, правильным решением является передача публичных пространств – улиц, площадей и скверов – в ведение департаментов культуры.

Структурный каркас выступает в качестве основы для постепенного наращивания предметно-пространственного содержания. На основе каркаса выстраивается объемно– пространственная модель, габаритная схема, выражающая процессуальную модель архитектурного пространства. Здесь важно подчеркнуть, что окончательное качество городской среды будет зависеть как от наполненности ее людьми в соответствии с первоначальными сценариями, так и от мастерства архитекторов, дизайнеров, строителей.

Эксперименты по внедрению метода сценарного проектирования подтвердили его практическую ценность для решения широкого спектра задач: анализа исходной ситуации и выявления проблемных узлов городской среды, разработки программ и заданий для градостроительного проектирования, формирования объемно-планировочных моделей городской ткани; оформления дизайн-кодов для городского дизайна и ландшафтной организации публичных пространств.

Ограничения, связанные со сценарным подходом к проектированию публичных пространств, состоят в быстром «устаревании» прототипов городской среды и в их произвольном «районировании» без учета климата и образа жизни населения. Очевидно и то, что не все прототипы становятся «местами» или остаются ими даже после проведения публичных мероприятий.

Локальные градостроительные рекомендации – пока что новый инструмент для нашей градостроительный практики. Его главное отличие состоит в отходе от приоритета правового зонирования и переходу к кодированию объемно-пространственных параметров застройки на основе общего видения градостроительной концепции. В небольших городах с недостаточной «критической массой» населения публичные пространства не могут достигнуть качества крупных городов. Задача градостроительного планирования в небольших городах состоит в том, чтобы сконцентрировать городскую жизнь хотя бы на нескольких участках публичных пространств, обеспечив их оживленность, содержательность, комфортность [13].

Литература

  1. Space is the machine. A confgurational theory of architecture / Hillier B. 2007. – 105 s.

  2. Recombinant Urbanism: Conceptual Modeling in Architecture, Urban Design and City Theory / Shane D. G. 2005. – 200 c.

  3. Высоковский А.А. Правила землепользования и застройки: руководство по

    разработке. Опыт введения правового зонирования в Кыргызстане. ‒ Бишкек: «Ега– Басма», 2005. – 250 с.

  4. Гейл Ян. Жизнь среди зданий; изд. на русском языке – Концерн «КРОСТ», пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 200 с.

  5. Смоляр И.М. Градостроительное планирование как система: прогнозирование – программирование – проектирование. ‒ М., 2000. – 150 с.

  6. Крашенинников А.В. Микро-пространства городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2014. – №4(29). – С. 32-48 :marhi.ru/eng/AMIT/2014/4kvart14/krash/abstract.php

  7. Крашенинников А.В. Мезо-пространства городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2015. – №4(33). – С. 13-20 :marhi.ru/AMIT/2015/4kvart15/krash/abstract.php

  8. Кубрякова Е. С., Демьянков, В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. ‒ 1997. ‒ 400 с.

  9. Крашенинников А.В. МАКРО-пространства городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2016. – №3(33) :marhi.ru/AMIT/2016/4kvart15/krash/abstract.php

  10. Моисеев Ю.М. Градостроительная интерпретация социального заказа: Хартия общественного пространства // Архитектура и строительство России. ‒ 2015. – № 10. – С. 2-11.

  11. Паченков О. Публичное пространство города перед лицом вызовов современности: мобильность и «злоупотребление публичностью // Новое Литературное Оборзрение. – № 117(5/2012) : http://www.nlobooks.ru/node/2638

  12. Крашенинников А. В. Социально-пространственная структура пешеходного пространства // Architecture and Modern Information Technologies. – 2012. – №4(21). : marhi.ru/AMIT/2012/4kvart12/krasheninnikov/krasheninnik

  13. Крашенинников А. В. Жилые кварталы. Реконструкция и модернизация зданий и комплексов. ‒ М.: «Высшая школа», 1988. – 150 с.

Оригинал статьи
twitter.comfacebook.comvk.comconnect.ok.ru
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.