elima.ru
Мертвечина
СтатьиМастера архитектуры

Художественный язык архитектуры Рикардо Легоррета. Плоскость и цвет как формообразующие элементы

Н. Г. Панова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена творчеству мексиканского зодчего Рикардо Легоррета – одного из виднейших мастеров XX века, оказавшего большое влияние на развитие современной архитектуры. Легоррета провозглашал идею архитектуры, отвечающую потребностям людей, соответствующую условиям архитектурного контекста, национальным традициям и культуре своей страны. Его творчество получило широкое распространение не только в Мексике, но далеко за ее пределами, и везде язык мастера оставался самобытным и узнаваемым. На примере основных слагаемых архитектуры – формы, пространства, объема, композиции, цвета, света анализируется художественный язык архитектуры Рикардо Легоррета, рассматривается ее преемственность с цвето-пластическими и формообразующими принципами архитектуры Луиса Баррагана. В статье анализируется авторский подход Легоррета к формообразованию и организации пространства разными проектно-пластическими приемами.


Художественный язык архитектуры тесно связан с национальными традициями и культурой региона, для которого она создается. На фоне отчетливо выраженной тенденции преобладания в современном архитектурном творчестве технологического подхода индивидуальность архитектурного языка, выраженного в конструктивных и художественных особенностях построек, их органичной связи с предметно-пространственной средой, с архитектурным контекстом является насущной творческой задачей. Одним из самых выразительных в XX столетии стал художественный язык архитектуры Рикардо Легоррета Вильчиса (Ricardo Legorreta Vilchis) (1931-2011) – одного из самых известных мексиканских архитекторов, чей почерк всегда узнаваем, выразителен, отличается при этом определенным постоянством, устойчивостью художественных и проектных средств, связью с архитектурной традицией.

Архитектурный стиль Легоррета можно назвать синтетическим, в нем находят отражение современные архитектурные тенденции и принципы традиционной мексиканской архитектуры (преимущественно Легоррета строил в Мексике), также его проекты реализованы в Соединенных Штатах Америки, Германии, Испании, Израиле, Южной Корее, Катаре и других странах. И в работах за пределами Мексики язык архитектуры Рикардо Легоррета сохраняет свою национальную самобытность, отражает мексиканские культурные традиции, выделяется или даже контрастирует с новейшими тенденциями глобализации и технизации жизни. И в этой связи, несомненно, интересным представляется анализ самобытности художественного языка архитектуры Рикардо Легоррета, который проследим на примере наиболее характерных его построек; перечислим лишь некоторые из произведений архитектора: отель Camino Real Hotel, Мехико (1968), фабрика IBM в Гвадалахара IBM Facilities Guadalajara (1975), музей современного искусства Монтеррей (Museo de Arte Contemporáneo de Monterrey) (1991), ансамбль площади Першинг-сквер, Лос-Анджелес (Pershing Square) (1993), Центральная Библиотека Сан-Антонио (San Antonio public library) (1995); музей моды и текстиля в Лондоне (2001), общежитие университета Чикаго (2001), Факультет экономики УНАМ, Мехико (Postgraduate building, faculty of economics, UNAM) (2010) и др. [4, 5].

В статье предпринята попытка разносторонне раскрыть своеобразие архитектуры Легоррета, опираясь на общие закономерности художественного языка и первичные слагаемые архитектуры3 – плоскость, объем, форму, пространство, цвет, свет, а также композиционные принципы (симметрию, асимметрию, ритм, повторение, трансформацию, доминанту и др.). Перечисленные архитектурные элементы и композиционные принципы широко известны на практике, играют важную роль в организации предметно– пространственной среды, несут определенный смысл, могут быть по-разному интерпретированы и видоизменены, а также включены в предлагаемый контекст, формируемый архитектурной средой, климатом, растительностью, водой, культурными особенностями места и историческими традициями. Неделимое архитектурное целое слагается от гармоничного взаимодействия этих систем и принципов и способствует возникновению единого художественно-смыслового целого.

3 О первичных слагаемых архитектуры см.: [1].

Рикардо Легоррета изучал архитектуру в Национальном автономном университете Мексики, работал с Хосе Вильягран Гарсия (José Villagrán García), затем создал свою фирму «Legorreta Arquitectos» в партнерстве с Ной Кастро и Карлос Варгас (Noé Castro, Carlos Vargas). В восьмидесятые годы XX века Legorreta Architectos начинает проектировать за рубежом: в Соединенных Штатах Америки и некоторых странах Центральной Америки успешно работая с местными архитекторами, что позволяло ему глубже понять клиента и контекст. В начале 1990-х годов Виктор Легоррета (сын Рикардо Легоррета) присоединяется к проектной деятельности и вместе с отцом руководит всеми работами до конца 2011 года. В 2000 году фирма была переименована в «Legorreta+Legorreta». В рамках этой новой организационной системы были выполнены проекты в Европе, Азии, Северной Америке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке4.

4 Рикардо Легоррета. История создания бюро: http://legorretalegorreta.com/en/perfil/historia-firma/

Рикардо Легоррета является последователем творческих принципов великого мексиканского модерниста Луиса Баррагана. Начало творческого пути Легоррета совпадает с развитием рационалистических направлений в архитектуре и берет истоки у интернационального стиля – ведущего направления архитектуры и дизайна 1930-1960-х годов, которое было поддержано идеями модернизма [11, 12]. В свою очередь, инициаторами интернационального стиля были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: Вальтер Гропиус, Петер Беренс, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт, Алвар Аалто и др.

Молодой Легоррета впитал лучшие достижения Луиса Баррагана [6], на цвето– пластические принципы произведений которого, в свою очередь, повлияли творчество Ле Корбюзье, а также мавританская архитектура Южной Испании и жилая архитектура Средиземноморья. Барраган является одним из самых знаковых архитекторов мексиканской культуры, чьи работы служат важным визуальным и концептуальным ориентиром для современных архитекторов во всем мире. Под влиянием пластических принципов Баррагана (ясность композиционных приемов, игра света и тени, яркая полихромия, простота геометрических форм, включенность в природный массив, использование фонтанов и водоемов) сложились профессиональные убеждения, которым Легоррета оставался верен на протяжении всей жизни (рис. 1а-в). За близость его произведений к пластическим принципам в творчестве Баррагана его регулярно критиковали, однако, несмотря на критику, архитектурные приемы Легоррета остаются узнаваемыми и продолжают привлекать внимание архитекторов по всему миру до сих пор.

При этом на протяжении всей жизни, развивая идеи Баррагана, Рикардо Легоррета, тем не менее, стремился вырабатывать новые практические приемы, соответствующие новым задачам и времени, стремился найти в архитектуре свой собственный художественный язык, используя простые геометричные формы, преимущественно открытые пространства и чистый насыщенный цвет. Одним из важных вкладов Легоррета в мировую архитектуру стало использование самобытного узнаваемого художественного языка в разных типах построек и проектах: частные дома, отели, заводы, коммерческие и образовательные здания, площади и генеральные планы.

Популярность архитектурных концепций мастера, особенно у него на родине, объясняется тем, что он связывал архитектурную форму с национальными культурными традициями региона, уделяя внимание контексту, значению функциональных, технических и эстетических ее аспектов. Легоррета умело сочетает в своих проектах достижения современной архитектуры и традиционную архитектурную форму, которая не утрачивает связь с конкретной средой и национальной культурой. Отсюда и отличительные черты архитектуры Легоррета – узнаваемость, многоцветие, характерное для традиционной мексиканской культуры, простые геометрические формы цветных бетонных стен, ритмизированные разномасштабные проемы, органичная включенность в природный контекст, использование воды и света (как естественного, так и искусственного).

В 1960-1970-е годы Легоррета проектирует в основном загородные дома, отели и общественные здания в Мексике. Гостиничный комплекс Camino Real Polanco (Мехико, 1968) был построен по проекту Рикардо Легоррета в стиле Луиса Баррагана и является первым из системы отелей, спроектированных для этой сети. Отель в своей пластике соединяет современные архитектурные формы, колониальные мотивы и элементы традиционного индейского зодчества. Это один из самых больших и легендарных отелей мексиканской столицы, расположенный напротив знаменитого парка Чапультепек (исп. – Chapultepec).


а) б)

в)

Рис. 1. Архитектура Луиса Баррагана: а) дом-студия архитектора (Casa Luis Barragán). Мексика, 1948 г.5; б) Вестибюль дома-студии6.; в) Конюшня Сан-Кристобаль (Cuadra San Cristobal). Мексика, 1968 г.

5 Дом имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2004 года как образец современной мексиканской архитектуры.

6 Отражены характерные черты работ Баррагана: использование естественного света, геометрических форм, чистых цветов и лестницы без ограждения.

Традиционный мексиканский план дома был опорной темой в творчестве Легоррета, это влияние прослеживается во многих его работах, в том числе проектах жилых домов и отелях. Архитектор в этой постройке продемонстрировал умение соединить внешнее пространство с собственным проектным замыслом и органично вписал здание в среду с бассейнами, фонтанами и камерными двориками (рис. 2а). Пространство отеля отличается простотой структуры и внешнего вида. Интерьер, особенно общественных зон, раскрыт и связан с окружением, визуально лаконичен, плоскости стен простой геометричной формы расположены под прямым углом. Здесь уместно провести параллель с архитектурой японского жилого дома и постройками Фрэнка Ллойда Райта, где также прослеживается связь интерьера с внешним пространством и природным контекстом. Однако не для всех построек Рикардо Легоррета характерен открытый план и связь с природным контекстом. Многие его постройки, в том числе те, которые возведены за пределами Мексики, имеют зрительно замкнутые внешние и внутренние пространства, хотя и сохраняют простоту и четкость форм. В интервью В. Паперному Легоррета говорит, что для мексиканца важно ощущение его индивидуального пространства. Поэтому стена, возможно, главный элемент мексиканской архитектуры. Тяжелая несущая стена как нельзя лучше выражает стремление мексиканца к обладанию землей, к замкнутости его образа жизни и безопасности [2]. Этот принцип архитектор привносит в некоторые свои работы. Но замкнутость пространств все же не является характерной чертой творчества мастера. Для него важна плоскость стены и абсолют чистого цвета, эти элементы являются формообразующими для его архитектуры. Однако стена чаще всего не глухая. Ее плоскость всегда художественно осмыслена разными приемами системой сдвигов, щелей и проемов, а полихромия отличается несколькими «фирменными» узнаваемыми цветами Легоррета (пурпурно-розовый, желтый, синий или фиолетовый, кирпично– красный).

Отель Camino Real Polanco спроектирован как небольшой по высоте комплекс7 в теплой колористической гамме с яркими цветовыми доминантами, его пластика и полихромия отражают исконную мексиканскую культуру. Со стороны улицы и главного фасада находится пурпурно-розовая структурная решетка скульптора и художника Матиаса Горица (Mathias Goeritz)8 с ритмичными прямоугольными проемами, сквозь которые то исчезают, то появляются геометричные фрагменты комплекса, расположенные за ней, а также ясное по своему устройству пространство с кальдероподобным фонтаном в центре, спроектированным Исаму Ногучи. Слева от решетки расположены две параллельные желтые плоскости стены, примыкающие к зданию и отделяющие вместе с ней внутреннее пространство отеля от оживленной улицы. Изначально скульптурная стена-решетка была окрашена в черный цвет и на контрасте с белыми фасадами отсылала к абстрактным работам оп-арта, в частности, к квадратам Йозефа Альберса, оптическим иллюзиям Виктора Вазарели и Бриджет Райли, однако Легоррета счел ее слишком формальной и концептуальной и перекрасил в пурпурно-розовый цвет. Как вспоминает сам Легоррета «Этот инцидент вдохновил мою растущую одержимость цветом»9 (рис. 2б-д).

7 Архитектор учел сейсмическую активность местности. Хотя изначально заказчик настаивал на проекте комплекса, состоящего из высоких башен.

8 Матиас Гориц также написал большое полотно «Абстракция в позолоте», 1968 для холла отеля.

9 По материалам интервью Рикардо Легоррета 'The Architecture of Ricardo Legorreta', University of Texas Press, 1990.

В рассматриваемом гостиничном комплексе номера полностью независимы, выходят преимущественно во внутренние дворы с видом на сад, имеют перголы и просторные открытые террасы, которые связывают внутренние и внешние пространства. Легоррета проектирует здание таким образом, чтобы посетитель, перемещаясь по комплексу, не видел архитектуру целиком, а открывал ее постепенно, проходя мимо теплых по цвету и геометрически выверенных плоскостей гладких стен, характерных для традиционной мексиканской архитектуры, фиксируя внимание на ярких всплесках цвета, минуя бассейны с водой, связывающие внутренние и внешние пространства, видя тени, которые появляются от щелей и проемов разного размера (рис. 3 а,б).

Неотъемлемой частью созданных Легоррета построек часто являются включенные в их структуру произведения разных художников и скульпторов XX века, среди которых: Александр Колдер, Исаму Ногучи, Руфино Тамайо, Матиас Гориц, Родольфо Моралес, Хуан Сориано и др. Отель Camino Real является наглядным тому подтверждением. Пространство гостиничного комплекса по своей функциональности, яркой полихромии и наполнению произведениями пластических искусств XX века воспринимается как гостиница-музей. Внутри находятся произведения мексиканских мастеров Хосе Луиса Коваррубиаса (Jose Luis Covarrubias) и Руфино Тамайо (Rufino Tamayo), а также Педро Фридеберга (Pedro Friedeberg). Скульптура Александра Колдера (Alexander Calder) «Без названия» (1968), напоминающая гигантского паука или слона, изначально находилась в одном из помещений отеля, в 2003 году она была продана и сейчас установлена во внутреннем дворе Культурного центра Белем в Лиссабоне (Centro Cultural de Belem (CCB) (рис. 3 в,г).

а)

б) в)


г) д)

Рис. 2. Архитектура Рикардо Легоррета: а) Отель Camino Real Polanco, Мехико, , 1968 г., дворик отеля; б) скульптурная стена на территории отеля (первоначальный вид, стена выкрашена черным). Матиас Гориц. 1968 г.; в) Movement in Squares. Bridget Riley. 1961 г.; г) скульптурная стена на территории отеля, настоящее время; д) отель Camino Real Polanco, фрагмент желтой геометричной стены с фонтаном Исаму Ногучи

Творчество Рикардо Легоррета отличает активное использование яркого контрастного цвета. Архитектурная форма его построек преимущественно формируется использованием насыщенного цвета, плоскостью стены и ритмичных проемов в ней.

Приведенный пример наглядно показывает, что архитектурная полихромия10 связывает объем и пространство, являясь инструментом для формирования целостной архитектурной композиции. Архитектурная форма в широком понимании и конкретно в отеле Camino Real Polanco выражает способ организации архитектурной среды. Она обусловлена функциональным назначением объекта и идейно-художественной концепцией, выступает носителем художественной и эстетической ценности.

10 Архитектурная полихромия – сочетание цветов фасада отдельного архитектурного объекта или комплекса, а также архитектурная среда с ее цветностью, включающая природный контекст, малые архитектурные формы, элементы навигации и др. Формообразующее действие полихромии в архитектуре – изменение пластических характеристик и размеров сооружения, выделение или нивелирование фрагментов, создание эмоционального образа, контраст или слияние с архитектурной средой.

а) б)

в) г)

Рис. 3. а) Рикардо Легоррета, отель Camino Real Polanco. Фрагмент внутреннего двора; б) отель Camino Real Polanco, атриум; в) скульптура в интерьере отеля, Александр Колдер, 1968 г.; г) Александр Колдер, Культурный центр Белем. Лиссабон, настоящее время

Ритмичность характерна для другого знакового объекта Легоррета – Музея современного искусства в Монтерее (МАРКО), 1991 г. Его пластика представляет простую внешне форму, заключая в себе более сложную внутреннюю организацию пространств и объемов. Отличительным композиционным приемом в архитектуре музея является наличие ритмизированных проемов разного размера на фасадах и в интерьере, которые поддерживаются ритмом колонн контрастного фиолетового цвета со стороны главного фасада. Роль проемов в этой постройке велика, они имеют простую геометрическую форму и разный размер, способствуют соединению пространств, открывая доступ к естественному свету. Проемы большего размера разрушают ощущение замкнутости, которое порождают стены, а открывающийся в них обзор способствует иному пространственному восприятию. Плоскости внутренних стен задают размеры и форму музейных залов. Степень их взаимосвязи во многом зависит от взаимного расположения, размеров и распределения окон, световых щелей и колонн (рис. 4 а,б).

а)

б)

Рис. 4. Музей современного искусства Монтеррей (Museo de Arte Contemporáneo de Monterrey). Рикардо Легоррета. 1991 г.: а) общий вид; б) фрагмент галереи музея

Легоррета использует уже ставший характерным для его творчества прием соединения архитектуры и воды. Так, в упомянутом Музее современного искусства в Монтерее низкий, но достаточно большой по площади бассейн простой формы расположен внутри здания, связывая выставочные залы. Еще один, используемый в данном пластическом решении и характерный для большинства произведений мастера архитектурный прием – включение в пластическое решение пергол и структурных решеток разного размера11, которые не только решают функциональные задачи (защищают от солнца, разделяют пространства), но и выполняют художественно-эстетическую функцию (дают интересную игру света и тени). Ритм брусьев пергол находит продолжение в ритме проемов на стенах. Преобладающая колористика фасада – кирпично-красная, с контрастным соединением сине-фиолетового (в колоннах и рельефно выступающих окнах), в интерьере – соединение белого, желтого, розового и терракотового. Композиционный принцип, доминирующий в пластике музея, – ритм и повторение элементов. Легоррета разными средствами, преимущественно игрой цвета и света (найдя оптимальное сочетание естественного и искусственного освещения), взаимодействием плоскостей стен и разноокрашенных проемов создает пространства, которые сами по себе уже являются произведениями искусства (рис. 5 а-в).

11 Эти приемы также характерны для творчества Луиса Баррагана

а) б)

в)

Рис. 5. Музей современного искусства Монтеррей. Рикардо Легоррета. 1991 г.: а) интерьер; б, в) фрагменты интерьера

Принцип контраста геометрии и объемов характерен для центральной библиотеки Сан– Антонио12, штат Техас, США, 1995 г. Здание библиотеки расположено в центре города и выделяется на фоне монотонной по цвету застройки своей сложной пластикой и яркой полихромией [10]. Нестандартная геометрия здания, состоящая из сдвинутых относительно друг друга объемов, в значительной степени определилась путем необходимости вписать объект в пространство участка, отведенного под строительство. Внешний вид представляет собой контраст из форм, углов и проемов, которые создают взаимодействие света и тени как внутри, так и снаружи. Каждый библиотечный этаж обладает уникальной пластикой, а обилие естественного света создает непринужденную обстановку для работы13 (рис. 6 а-в).

12 Проект библиотеки был выполнен Рикардо Легоррета в партнерстве с Дэвис и Робей Спринкль (Sprinkle Robey Architects) и Джонсон – Демпси (Johnson-Dempsey & Associates of San Antonio)

13 San Antonio central library [Электронный ресурс]. – URL:http://legorretalegorreta.com/en/proyectos/1072/3/

а)


б) в)

г)

Рис. 6. Центральная библиотека Сан-Антонио, штат Техас, США. Рикардо Легоррета. 1995 г.: а) архитектурная среда; б, в) фасады; г) атриум

Здание состоит из двух крупных объемов, основной представляет собой шестиэтажный параллелепипед с атриумом внутри, который освещается верхним светом и окружен галереями-террасами (рис. 6г). Последние освещаются со стороны центрального атриума через световые проемы разного размера. Здесь Легоррета организует разноуровневое, но единое пространство, способствующее удобству работы с книгами. Интерьер атриума выкрашен в ярко-желтый цвет. Этот объем служит неким координационным центром для каждого этажа, в его пространстве ассиметрично расположены геометричные по форме террасы. Прямоугольные стены и перегородки интерьера окрашены фиолетовым или желтым, а на уровне третьего этажа терраса выходит на улицу (еще один характерный принцип, используемый архитектором – связь внутренних и внешних пространств). Со стороны западного фасада терраса граничит с немного поднятым водным каналом, вода и которого падает в круглый бассейн.

Для архитектуры Легоррета важна форма как внутренней структуры, так и внешнего силуэта. Здание библиотеки внешне зрительно закрыто, однако его форму можно рассматривать как трансформацию основных объемов вариантами, полученными путем добавления или изъятия тех или иных геометрических элементов. Особенно заметно это в пластике фасада, где проемы и террасы сложной уступчатой формы добавляют игру и пространственность внешне закрытому объему. Для здания библиотеки характерен прием трансформации формы на основе присоединения или изъятия элементов. Дефрагментация основного объема создает сложные пространственные ниши. Также Легоррета присоединяет дополнительные объемы к основным и добавляет выступающие коробки оконных проемов к основному фасаду14, окрашивая их в контрастный цвет. В итоге простое или даже статичное в плане здание получает динамичный объем, формируемый изменением количества и размера присоединенных или изъятых элементов (рис. 7а-в).

14 Этот прием Легоррета часто использует в своем проектировании.

а)


б) в)

Рис. 7. Центральная библиотека Сан-Антонио. Штат Техас, США, Рикардо Легоррета. 1995 г.: а) боковой фасад; б) фрагмент фасада; в) вид на галерею

Для этого здания также характерно наличие ритмизированных оконных проемов разной величины, которые композиционно располагаются на фасадах. Их ритм поддерживается световыми щелями и колоннами, которые образуют длинные коридоры, а также яркими модульными решетками-структурами, расположенными на открытых террасах. Каждый из фасадов определяет характер и художественную концепцию здания, решая при этом пространственные и пластические задачи. Архитектор привносит в геометрию здания элементы декора в виде системы сферических объемов, которые усиливают иллюзию движения при кажущейся статичности основного объема. Здание настолько необычно по пластике и цветовому решению, что изначально вызвало массу споров и критики. Однако его архитектурная форма расширяет роль и функцию просто библиотеки и своей сложной пластикой каждый раз открывает посетителям что-то новое [7].

Художественные приемы осмысления архитектуры в творчестве Легоррета воплотились не только в отдельных постройках, но и в гораздо более крупных проектах, имевших градостроительный масштаб. Обратимся в этой связи к такому значимому в его творчестве проекту как ансамбль площади Першинг-сквер в Лос-Анджелесе (1993), который занимает целый городской квартал. В этом проекте Легоррета комбинирует экспериментальную работу в рамках модернизма и традиционные для Мексики архитектурные типы и образы. Архитектор создает с помощью ярких цветов и геометричных плоскостей особое пространство, которое органично вписалось в существующий архитектурный контекст. Территория первоначально была объявлена парком в 1866 году и называлась La Plaza Abaja. Пространство, выделенное под парк, несколько раз претерпевало всевозможные изменения и трансформацию. В настоящее время парк существует в том виде как его спроектировал Рикардо Легоррета в сотрудничестве с ландшафтным архитектором Лори Олин. На территории парка также находится художественная инсталляция Барбары Маккарен в виде трещины на земле (рис. 8б). Мастер стремился художественно осмыслить линию разлома от землетрясений, проведя ее через площадь от бассейна до тротуара, «запечатлев» воспоминания о ней, и таким образом связывая ее с топографией города.

а) б)

Рис. 8. Площадь Першинг-сквер, Лос-Анджелес, арх. Рикардо Легоррета. 1993 г.: а) ансамбль площади, общий вид; б) Барбара Маккарен. Инсталляция «Трещина»

Выбор мексиканского архитектора для выполнения этого проекта, скорее всего, не случаен, ведь Лос-Анджелес был испанской и мексиканской территорией, прежде чем Калифорния стала частью Соединенных Штатов – не говоря уже о значительном мексикано-американском населении, живущем в городе [3]. Поэтому проект Легоррета естественно отсылает к мексиканской народной архитектуре, а также несет следы влияния мексиканских модернистов, в частности Луиса Баррагана (его архитектурным и ландшафтным экспериментам).

Прямоугольное пространство площади условно разделено на две части системой широких и узких пешеходных дорожек. Два ярко-желтых геометрических объема соединяют южную и северную части площади. На северной площади ярко окрашенные стены разных размеров и с разными геометрическими проемами разделяют пространства и создают места для общения (рис. 8а; рис. 9в,г).

Доминантой на площади выступает высокая фиолетовая геометричная башня, которая уравновешивает масштаб высоких зданий, расположенных рядом. В вершине этой башни в кубическом просвете помещена розовая сфера, своей формой напоминающая традиционный колокол. В поддержку этой сферы на земле также расположены несколько сферических объемов. От башни отходит ломаная в плане структурная стена с системой прямоугольных и квадратных проемов. В основании башни вода течет из акведука в большой круглый бассейн, который доминирует на южной площади (рис. 9а,б). И в этом проекте Легоррета использовал воду, которая приводит в движение неподвижную геометрию. Западнее расположен одноэтажный геометрический павильон ярко-желтого цвета. В северной части парка расположены газоны-террасы, напоминающие амфитеатр, предназначенный для выступлений и проведения различных мероприятий. Также привлекает внимание длинная линия высоких розовых лепных цилиндров вдоль северо– восточной окраины сквера, она определяет внешнюю границу сада скульптур, где хранятся памятники, которые напоминают об истории Першинской площади. Хотя характер парка был полностью трансформирован, архитектору, однако, пришлось учитывать имеющийся на территории подземный гараж. Несмотря на то, что входные и выездные пандусы были сокращены и сужены, доступ в парк по-прежнему ограничен четырьмя углами и двумя узкими пешеходными переходами, которые делят пополам парковочные пандусы на восточной и западной сторонах. Сегодня этот ограниченный доступ оказался наиболее подвержен критике.

а) б)

в) г)

Рис. 9. Ансамбль площади Першинг-сквер. Лос-Анджелес, Рикардо Легоррета. 1993 г.: а) вид на башню и акведук. Дневное освещение; б) вид на башню и акведук. Вечернее освещение; в) желтый геометричный павильон; г) фрагмент ансамбля

Проект парка можно назвать минималистичным, однако он выполнен в традиционной и оттого узнаваемой пластике и колористике Легоррета. Композиционный прием, используемый здесь мастером, – доминирующий объем, ритм и сдвиги плоскостей, взаимодействие сложных выступов и проемов. Пространство площади является частью ее истории и частью ее идентичности, непрерывно развивается на протяжении всего ее существования и постоянно эволюционирует [8].

Произведения Легоррета наделены рядом художественных приемов, которые выводят ее в разряд универсальной архитектуры: она узнаваема, крупномасштабна, геометрична, обладает логичностью пространственных связей, закономерностью структуры и простотой конструктивных элементов. Однако для архитектуры Легоррета характерны и сугубо индивидуальные особенности: кубическая структурность, контрастное сочетание геометрически скульптурных форм фасадов, преобладающая роль стены и ритмизированных проемов (стены, как правило, гладко оштукатурены и окрашены в яркие сочетания цветов (землистые красные, оранжевые, ярко-желтые, фиолетовые, розовые), взаимодействие цвета и света, пространственная связь с природным контекстом, интеграция с водой. Наряду со стеной, как важнейшим формообразующим элементом, цвет для архитектуры Легоррета – это также неотделимый от формы атрибут, неотъемлемая ее составляющая. Яркая полихромия построек мастера выделяет их из окружающей среды и придает им особую визуальную значимость. Эффект игры света и тени, который создается от проемов и плоскостей разной геометрии рассматривается в постройках архитектора неразрывно с цветом, его интенсивностью и контрастностью. Легоррета учитывал, прежде всего, климатические особенности и ландшафт места строительства, а также образ жизни людей и национальное своеобразие региона, для которого проектировал. В разных сочетаниях перечисленные слагаемые архитектуры Легоррета являются средством выражения архитектурного замысла, его конструктивных особенностей и эстетических качеств.

Легоррета определенно нашел свой стиль, свой художественный язык, свой почерк – индивидуальный, яркий, контрастный, который всегда узнаваем. Произведения мастера отличаются особой неповторимостью форм и богатством пластических решений. Непросто, конечно, спустя всего несколько лет после смерти архитектора, а также в ограниченных рамках публикации дать исчерпывающие оценки творческого наследия Легоррета, учитывая, что у нас в стране еще не было проведено и опубликовано специальных исследований о цвето-пластических особенностях архитектуры мастера. Обязательно должно пройти время, чтобы суждения об архитектурном наследии Рикардо Легоррета устоялись и стали хрестоматийными.

Источники иллюстраций

Рис. 1. а) https://clck.ru/C8XT8

б) https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Luis_Barrag%C3%A1n_House_and_Studio

в) http://uk.phaidon.com/resource/5543203.jpg

Рис. 2. а) http://www.gjarquitectura.com/exposicion-sobre-el-hotel-camino-real-de-legorreta/

б) http://centrefortheaestheticrevolution.blogspot.ru/2010/09/camino-real-mexico-city-used-to-be.html

в) https://s3.amazonaws.com/media.artslant.com/work/image/216789/u3azr9/bridget-riley.jpg

г) http://ablogvoyage.tumblr.com/post/26933376628/camino-real-polanco-mexico-city

д) https://clck.ru/C8XU2

Рис. 3. а) https://images.trvl-media.com/hotels/1000000/10000/9300/9253/dfe38b77_z.jpg

б) https://clck.ru/C8XVQ

в) http://legorretalegorreta.com/en/proyectos/hotel-camino-real-mexico/

г) http://week-end-voyage-lisbonne.com/meilleurs-musees-lisbonne-top-10-visiter-absolument/

Рис. 4. а) http://2.bp.blogspot.com/_skl7S3fkL2M/TCgassnd47I/AAAAAAAAJj8/kJ1zG7g-FlM/w1200-h630-p-k-no-nu/museo+marco.jpg

б) https://www.visitmexico.com/es/actividades-principales/monterrey/conoce-el-museo-de-arte-contemporaneo-marco

Рис. 5. а) https://clck.ru/C8XXH

б, в) https://www.flickr.com/photos/myrmardan/3854513416; http://myartguides.com/art-spaces/museums/marco-monterrey/

Рис. 6. а) https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/f2/d8/73/f2d873b46d82b6807177ae937e148a99.jpg

б) https://ru.pinterest.com/pin/291889619575960997/

в) http://www.ehc-global.com/markets/libraries/?lang=zh-hans

г) http://legorretalegorreta.com/en/proyectos/1072/

Рис. 7. а) http://larryspeck.com/wp-content/uploads/2010/02/2009-3855.jpg

б) https://clck.ru/C8XWt

в) http://legorretalegorreta.com/en/proyectos/1072/

Рис. 8. а) https://clck.ru/C8XWx

б) https://clck.ru/C8XXV

Рис. 9. а) https://clck.ru/C8XXb

б) http://historiccore.bid/wp-content/uploads/2016/04/8637018787_c942e2ab1a_b.jpg

в) https://clck.ru/C8XXb

г) https://clck.ru/C8XXb

Литература

  1. Панова Н. Цвето-пластические приемы формирования пространства в архитектуре и искусстве XX-го века: Фрэнк Гери // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №3 (40) – С. 113-131:http://marhi.ru/AMIT/2017/3kvart17/09_panova/index.php

  2. Паперный В. Fuck context?. – Екатеринбург: Татлин, 2011. – 120 c.

  3. Terán A. Tras los Pasos de Ricardo Legorreta. Dime por dónde andas y te diré que ver. – México: Aeditores, 2012. – 269 p.

  4. Arquitectos Mexicanos III: forma, luz y color. Fernando de Haro Lebrija. – México : Arquitectos Mexicanos, 2000.

  5. Arquitectos contemporáneos de México. Louise Noelle. – Texas : Trillas, 1993.

  6. Alfonso A. Voces de tinta dormida: itinerarios espirituales de Luis Barragán. – México, Artes de México (Colección Espiral), 1994.

  7. John V. Mutlow. Ricardo Legorreta Arquitectos. – Italy: Rizzoli, 1997. – 240 s.

  8. Pershing square: http://www.archdaily.com/776828/ad-classics-pershing-square-ricardo-legorreta-plus-laurie-olin

  9. Рикардо Легоррета. История создания бюро: http://legorretalegorreta.com/en/perfil/historia-firma/

  10. San Antonio central library: http://legorretalegorreta.com/en/proyectos/1072/3/

  11. Riley T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. – New York: Rizzoli, 1992. – 224 s.

  12. Интернациональный стиль: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернациональный_стиль

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.