Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
На материале древнеегипетской, индуистской, буддийской, античной, православной, католической, мусульманской и некоторых других религиозных традиций представлен процесс становления и развития трех основных видов культовых структур, в том числе храмов: центрического, протяженного и фронтального.
У любой религии, как и у всякого явления истории и культуры, есть свои стадии развития, отражающие процесс ее возникновения, становления, расцвета и упадка. Для каждой из таких стадий характерны свои принципиальные особенности и, соответственно, преобладающий тип храмовой структуры. В статье рассматриваются такие стадии в основном на примере древнейших религий и существующих по сей день международных религий, которые сегодня принято называть мировыми. В народных религиях, которые принято называть языческими, эти стадии в принципе так же присутствуют. Но возможность определить их на уровне обобщения гораздо сложнее, и это требует специального исследования для каждой конкретной традиции. Поэтому в обобщенном виде здесь представлены основные стадии развития религии, главным образом, на примере религий, стадии развития которых, мы можем проследить в историческом процессе. Примеры различных типов культовых структур приведены на более широкой основе для тех религий, которые развивались многие сотни и даже тысячи лет.
Первую стадию – стадию возникновения нового типа религии для той эпохи, которую К. Ясперс назвал «осевым временем», можно определить как стадию создания этического Учения. Эта стадия протекает в период жизни Учителя, создавшего данное учение: Заратуштра, Будда, его современник Махавира (религия джайн), Христос, позднее Магомет. Учитель общается с учениками, разъясняет суть Учения прямо на природе или в любом строении, подходящем для этой цели. На этой стадии, при отсутствии собственно культа, храмовые структуры, по существу, еще не формируются.
Вторая стадия наступает после ухода Учителя. Это – стадия становления и утверждения культа Учителя, веры в его божественную сущность и выработки канонического варианта учения. Эта стадия длится в среднем около трех веков, которые наполнены дискуссией учеников и последователей и нешуточной борьбой за приоритет того или иного толкования первоначального Учения. К концу этой стадии то, что некогда создавалось как этическое учение, становится достаточно строго формализованной религией со своими канонами и процедурами.
На этой стадии и в древних и в международных религиях обычно вырабатывается и преобладает тип центрической храмовой структуры. В международных религиях этот тип связан с культом обожествленного Учителя, а позднее – с культом его наиболее выдающихся учеников и последователей. Последние обычно оформляются как круглые в плане мортирии – посмертные мемориалы с саркофагом-алтарем в центре (рис. 1,2,3).
а) б)
в) г)
Рис. 1. Центрические структуры на ранних стадиях развития религии: а) Древний Египет. Реконструкция раннего центрического святилища [9]; б) Древняя Персия. Чахартаг (четырехстолпие) купольная сень над огненным алтарем эпохи Ахеменидов [1]; в) Древняя Индия. Реконструкция архаического святилища (по П. Брауну) (из архива автора); г) древние славяне. Святилище в Арконе [7]
а) б)
в) г)
Рис. 2. Центрические структуры на ранних стадиях распространения буддизма и индуизма. Древняя Индия. Ранний буддизм: а) ступа в Санчи [10 ]; б) пещерный храм в Джуннаре (по Дж. Фергюссону) [10]; в) Китай. Ранняя буддийская пагода [1]; г) Индия. Эллура. Индуистский храм мандапа в комплексе скальных храмов Кайласа Натха [7]
а) б)
в) г)
Рис. 3. Центрические храмы на ранних стадиях распространения христианства: а) Армения. Звартнотц [7]; б) Италия. Равенна. Сан Витале. Храм-мортирий [7]; в) Древняя Русь. Галич. Квадрифолий. (Архив автора); д) Старица. Церковь Николы. (по Н.Н. Воронину) (архив автора)
Третья стадия – стадия сложившейся религии. Эта стадия характеризуется активной внутренней и внешней экспансией. Происходит распространение сложившейся религии, во-первых, среди населения страны (региона), где она сформировалась, и, во-вторых, во внешнем мире. На территории своего формирования, но особенно во время укоренения религии во внешнем мире, религиозная экспансия сопровождается активным расширением пантеона, адаптирующего под себя местные культы и традиции (рис. 4).
а) б)
в) г)
Рис. 4. Древний Египет. Становление и развитие протяженных храмовых структур: а-б) архаические святилища [9]; в) Храм Хора в Эдфу [8]; г) Храм Амона в Карнаке. Древнеегипетское название – Ипет-Сут («Избранный местами пребывания») (рис. автора)
Соответственно, в храмовом зодчестве развертываются наглядные, понятные всем без объяснений обширные изобразительные структуры. В процессе распространения религии на новых территориях первоначально доминируют центрические храмовые структуры. Но, по мере укоренения и укрепления влияния религии, происходит разделение ее адептов: с одной стороны, на посвященных – монахов и священнослужителей, а с другой, – на всю массу мирян. При этом сообщество священнослужителей и монахов сохраняет «для себя избранных» центрические структуры, а для мирян возникают и оформляются протяженные храмовые структуры (рис. 5,6,7).
а) б) в) г) д)
Рис. 5. В истории архитектуры развертывание протяженной храмовой структуры наиболее наглядно представлено еще Витрувием для Античной Греции: от храма в антах (а) до периптера (д) [2]
а) б)
в) г)
Рис. 6. В раннем буддизме Индии протяженные храмовые структуры развивались в пещерных храмах: а-в) пещерные храмы (чайтьи) для мирян в Джуннаре, Аджанте и Карли [10]. При этом для избранных и равных – для монашеской братии пещерные монастыри (вихара) строились как центрические структуры: г) Аджанта [10]
а)
б) в) г)
Рис. 7. В X-XI вв. в Индии на смену буддизму окончательно утвердился индуизм, возродивший и развивший традиции ведической религии. Произошло становление протяженной храмовой структуры для прихожан: а) Ратха Ганеши в Махабалипураме [10]; б) Храм Шивы в Чезарле [10]; в) Храм Кандхарья Махадева в Кхаджурахо [6]; г) Храм Лингараджа в Бхубанешваре [6]
Четвертая стадия – стадия, на которой религия оформляется как церковь – квазигосударственное образование, конкурирующее за власть со светскими правителями. В церкви, так же как и в государстве, отстраивается строго иерархическая система управления, возникает церковная бюрократия и связанные с ней злоупотребления.
Вместе с этим прогрессирует профанация не только изначального Учения, но и самой религии, ее канонизированных установлений и процедур3.
3 Для примера достаточно привести индульгенции – письменные документы, гарантирующие отпущения любых будущих прегрешений, продававшиеся Ватиканом в эпоху средневековья. К наиболее явным видам профанации личной молитвы можно отнести традицию молитвенных барабанов в позднем тибетском буддизме. Поворот рукой, ветряной или водяной вертушкой барабана, в который заложен текст молитвы, засчитывается как личное прочтение молитвы. Очевидно, что подобные, наиболее яркие признаки профанации религии характерны именно для теократического государства, каковым еще недавно, до середины ХХ века был Тибет, и каковым все еще остается Ватикан.
Для этой стадии характерно преобладание протяженных храмовых структур, предназначенных для всей массы мирян. Путь к алтарю представляется путем очищения от земной скверны, путем подготовки верующего к восприятию главной святыни и главного ритуала. Такой путь, по возможности, отстраивается как максимально протяженный и на всех этапах контролируется священнослужителями. В некоторых случаях такой путь развертывается в масштабе города, где паломник, прежде чем приобщиться к главной святыне, посещает целый ряд второстепенных святынь и памятных мест. Такой путь оказывается оснащенным целой системой «обслуживания» паломников: попутных храмов, гостиниц, трактиров, церковных лавок и т.п. Пример тому – современный Рим, в котором сформирован путь к Святому Престолу, к непогрешимому Папе – наместнику Святого Петра, который, в свою очередь, выступает как заступник перед Христом (рис. 8).
а) б)
в) г)
д)
Рис. 8. В католической традиции для мирян строились протяженные храмовые структуры. Для избранных монахов и капитула формировались центрические структуры: монастырские дворы – клуатры и залы заседаний: а) Старая базилика Святого Петра. Рим [6]; б) Собор Богоматери. Париж [3]; в) Вестминстерское аббатство. Лондон [3]; г) Проект эспланады перед собором Святого Петра. Рим, XVII век; д) его реализация в ХХ веке [7]
В отдельных случаях такой путь развертывается в сложную систему путей паломников в масштабе целого региона и даже континента. К примеру, подобная система путей, направленных к единой священной цели, к особо почитаемой святыне в Европе известна как путь к мощам святого Иакова в Сантья́го-де-Компосте́ла.
Вместе с тем, в результате расширения пантеона расширяется специализация всего сонма сакрализованных персонажей, а так же дидактическая, назидательная составляющая религии, приобретающая все более формальный характер. Продолжает развертываться изобразительный, а в некоторых случаях и текстовой ряд. Необходимость одновременного представления верующим особо важного религиозного акта, всего развернутого пантеона или максимального количества канонических текстов постепенно приводит к появлению фронтальных храмовых структур (рис. 9-15).
а) б)
в)
Рис. 9. Древний Египет. Три примера фронтального построения культовых структур: а) «Долинный храм» с пристанью для ритуальной ладьи и помещениями для бальзамирования в пирамидном комплексе фараона Древнего царства Пепи II. Всенародная фронтальная демонстрация ухода сына бога – фараона в пространство вечности [10]; б) Храм Рамзеса II в Абу Симбеле. Четыре тронные статуи фараона демонстрируют во фронтальной проекции власть фараона «владыки всех четырех сторон света» (фото автора); в) Заупокойный храм Хатшепсут. Фронтальная демонстрация – утверждение божественной природы фараона – сына (дочери) и, что принципиально ново, – женщины, супруги Амона (фото автора)
а) б)
в) г)
д)
Рис. 10. Большие античные алтари формировались как фронтальные структуры, демонстрирующие народу акт жертвоприношения богу – покровителю города. В эллинистический период по фронтальной схеме развертывались общегреческие святилища [7]; а) Алтарь Пасиада в Херсонесе. Античная Греция [2]; б) Алтарь Артемиды в Магнесии на Меандре [2]; в) Святилище в Линдосе на Родосе [2].
В ХХ веке фронтальное развертывание получили общегосударственные парадные мавзолеи [7]: г) Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве [5]; д) Мавзолей Виктора Эммануила в Риме. Италия [5]
а) б)
в) г)
Рис. 11. В культуре майя фронтальные культовые структуры доминировали. В одних случаях они демонстрировали важнейший ритуальный акт: а) Пирамида. Тикаль (фото автора); б) «Храм надписей». Паленке (фото автора); в) Храм. Хрухил [12].
В других случаях на фронтальном фасаде развертывались сложные изобразительные структуры [9]: г) Храм в Чикана [12]
а) б)
в)
г) д)
Рис. 12. В Китае, Тибете и Японии буддизм ассимилировал множество местных божеств. Для предъявления обширного пантеона или для тиражирования изображений главного божества буддийские храмы формировались как фронтальные структуры: а) Храм в Шенси. Китай [7]; б) Храмовый комплекс монастыря Фогуан Китай. [7]; в) Храм монастыря Самье. Тибет [7]; г-д) Храм Сандзюсангендо. Киото. Япония [7]
а) б)
в) г)
Рис. 13. В относительно позднем индуизме фронтальные храмовые структуры возникают: а) при публичной манифестации живой богини. Непал. Катхманду. Храм Кумари. (архив автора); б) При необходимости предъявить расширившийся пантеон богов; Храм Лакшми и Нараяна. Дели. Индия (фото автора); в-г) При построении храма, посвященного богу времени, пожирающему своих детей. Непал. Бхатгаон. Храм Кала Бхайрава и его плоский фронтальный алтарь (фото автора)
а) б)
Рис. 14. В Исламе фронтальные структуры мечетей создавали для молящихся равные возможности ориентации на Мекку, на Киблу, а также позволяли широко развернуть представление текстов Корана: а) Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия [7]; б) Мечеть в Лахоре. Пактистан [7]
а) б)
в) г) д)
Рис. 15. В православной традиции фронтальное развертывание храма происходит при появлении ряда апсид с алтарями различного посвящения: а) Святая София. Киев [5]; б) Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль (фото автора).
При фронтальном развертывании алтарной преграды в ярусный иконостас [6]: в) Церковь Селецкого прихода (5); г) Церковь в Сала. Византия [5]; г-д) Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор. Иконостас [5]
В итоге следует констатировать, что в самых разных культурных традициях, существовавших в разные исторические эпохи, представленные три типа культовых структур – центрические, протяженные и фронтальные – соотносились со стадиями развития религии. Возникновение и доминирование каждого из этих типов мотивировалось схожими тенденциями, присущими очередной стадии развития религии, и воплощалось в архитектуре схожими приемами.
Всеобщая история архитектуры. – Т. 1. Архитектура Древнего мира // Отв. ред. О.Х. Халпачьян. – М. : Стройиздат, 1970. – 512 с.
Всеобщая история архитектуры. – Т. 2. Кн.1, Архитектура Античной Греции // Отв. ред. Блаватский В.Д. и др. – М. : ИАА, 1949. – 540 с.
Готика. Архитектура, Скульптура. Живопись // Под. ред. Томана Р. Фото Бедиорца А. – Oldenburg Konemann, 2000. – 521 с.
Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Часть I / М. Красовский. – Петроград, 1916. – 406 с.
Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 359 с.
Флетчер Банистер. История архитектуры. – М. : "Архитектура-С", 2012. – 768 с.
Чинг Ф.Д.К., Яржомбек М.М., Пракаш В. Всемирная история архитектуры // перевод с англ. А,В,Кулакова, Т.Г.Лисицыной, М.А.Фадеевой. – М. : АСТ– Астрель, 2007. – 784 с.
Arnold D. The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. – Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2003. – 274 s.
Badawy A. A history of Egyptian architecture. – Berkley – Los-Angeles, 1966. – 278 s.
Fergusson J. The cave temples of India //J. Fergusson. – L., 1880. – 526 s.
Ricke H. Beitrage zur agyptischen Bauforschung und Altertumskunde. Hft.4. – Kairo, 1944. – 182 s.
Stierlin H. The maya. – Koln, 1997. – 237 s.