elima.ru
Мертвечина
СтатьиТеория и практика архитектурного проектирования

Центры информации и деловой активности как актуальный и перспективный тип архитектурных объектов

М. Ю. Рябогин

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Н. С. Калинина, Л. В. Савельева

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы возведения и проектирования информационных центров, которые могут стать решением для общества в связи с нарастающим потоком информации, изучены вопросы развития информационных центров как одного из основных условий овладения новыми информационными технологиями и получения необходимой информации в короткие сроки. Проведён обзор основных факторов развития информационных центров как одного из ключевых объектов, формирующих градостроительную и социально-информационную ситуацию в крупных городах.


Значение информации в современном обществе значительно изменилось по сравнению с концом XX века. Получили развитие новые информационные процессы, не свойственные ранее типам коммуникативных взаимодействий между человеком и техникой3 или, как ни парадоксально это звучит – машинами между собой (рис. 1). Термин «информация» дословно можно перевести с латинского (informatio) как «сведения, разъяснение, изложение». 4 Понятие «информация» используется как аналог термина «средства массовой коммуникации», а люди сегодня непрерывно находятся в процессе коммуникаций и информационного обмена, т.е. регулярно получают, вырабатывают, накапливают и передают информацию. Информация включает в себя обмен сведениями не только между людьми, но и человеком и автоматом, а также автоматом и автоматом [2]. Однако если вернуться к первоначальному смыслу термина «информация», а именно – «разъяснение, изложение», то его целиком и полностью можно отнести к понятию «средства коммуникации», которые обширны и представляют, например, печать и радио, кинематограф и телевидение, фотографии и видео, компьютерные и мультимедийные системы, включая интернет и т.д. [3].

Пройдя аналоговый период (устный, рукописный, печатный обмен информацией), в настоящем мы наблюдаем становление цифровой фазы информационного обмена и (за 100 лет в историческом масштабе практически мгновенное) вытеснение предшествующей печатной стадии с доминирующих позиций. Цифровая фаза вытеснила предыдущие этапы информационного взаимодействия и свела их долю к минимуму. Указанное обстоятельство вызывает необходимость более совершенных технических средств и обеспечивающих их пространств для поддержания баланса между производством и потреблением информации.

image

а) б)

Рис. 1. Изменение информации с течением времени: а) рост важности информации; б) способы получения информации

3 Кто бы мог предположить в недалёком прошлом факт общения техники со своим хозяином! На днях одному из авторов этой статьи на телефон пришло смс сообщение от его домашнего принтера с просьбой о замене картриджа. Ещё пример, который уже никого не удивляет – при посещении торгового центра на телефон приходят смс с информацией о распродажах или скидках именно тех производителей, которые продают там свой товар. Контекстная реклама на компьютере показывается в соответствии с содержанием, контекстом интернет-страницы и т.д.

4 В понятие «информация» вкладывается смысл соответственно отрасли, где это понятие рассматривается (в науке, технике, обычной жизни и т.д.) – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования; Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Социальное значение информации также резко изменилось. Сегодня информация – это не только критерий развития общества, но и важнейшее необходимое условие его существования и показатель качества жизни. Общество в наше время должно обеспечивать гарантии получения информации и равенство обладания ею каждому члену.5 Овладение нарастающими потоками информации при помощи новых технологий превратилось в XXI веке в гонку по освоению информатизации. На смену почте и радио пришло телевидение, затем интернет и мобильный телефон, сетевые и облачные технологии. Объём получаемой и обрабатываемой информации растет в геометрической прогрессии. Быстрое сокращение времени, необходимого для значительного увеличения объёма накопленных знаний, стало основным признаком, свидетельствующим о приходе века информации. [1] Если в XX веке информацию изменяли в байтах (8 бит, как минимальная единица информации), то теперь речь идет о килобайтах, мегабайтах, гигобайтах, терабайтах. Далее подсчет движется к уровню йоттабайт.

Возможность получать оперативную и полную информацию требует создания в городах современных объектов новой типологии – общественных информационных центров. 6 Потеря актуальности ряда уже существующих информационных объектов (здания почты, радио, телевидения) в новых условиях роста, развития потока информации, смены приоритетов и способов её передачи – одна из возможных причин появления такого типа общественных зданий, как современные и высокотехнологичные информационные центры7.

5 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102468157

6 Вопросы важности цифровой среды звучали во вступительном слове Дмитрия Медведева на заседании Правительства 27 сентября 2018 года: http://government.ru/meetings/34118/stenograms/

7 Рост и распространение различных видов и средств передачи информации меняется очень стремительно, если в начале XX века функции переноса сведений и перемещения источников новостей выполняла почта, а оповещения и сообщения передавали печатные издания, то далее этой деятельностью активно занималось и позже упрочило позиции радио, затем наступил период телевидения.

Процесс формирования единой информационной среды предполагает два направления: первое – обеспечение доступа к актуальной информации, второе – получение и анализ информации о пользователе. Для более эффективного достижения этих целей следует применять следующие меры:

При решении задач по информатизации общества особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку архитектурных объектов, отвечающих современным требованиям информирования и адаптации человека к росту информационных потоков (рис. 2).

Архитектурный объем и пространство, предназначающиеся для информационного обмена и осуществления социальных коммуникаций, в настоящей статье обозначено термином информационный центр (ИЦ). Информационные центры, начиная с 1960-х годов, возводились с различной интенсивностью, и в разные периоды технического развития общества менялось их функциональное наполнение, т.к. оно максимально подвержено временным изменениям.

image

а) б)

Рис. 2. Информационные потоки в обществе: а) с течением времени; б) в процентном соотношении востребованности

Отдельные объекты существовали уже с середины XX века и объединяли в себе функционал телевидения, радио и почты. С годами данный тип зданий видоизменялся, а впоследствии совсем стал не актуален. Появились объекты с локальной привязанной к определённому месту функцией, выполняющие в основном туристическую либо познавательную роль в процессе поиска информации. Широкое распространение получили районные центры, предлагающие населению справочную информацию касательно района проживания. Современная типология общественных зданий не предусматривает единых многофункциональных комплексных информационных центров, которые так необходимы в быстро развивающемся информационном обществе.

В отдельном виде ИЦ, по сравнению с другими зданиями общественного назначения (выставочные, культурные, социальные и т.д.), пока наименее распространены. В основном ИЦ в городе совмещаются по назначению и наполнению с другими видами общественных объектов, но при этом отдельно, как «чистая» функция, редко существуют.

Создание современной и наиболее эффективной модели информационного центра будет способствовать градостроительному, культурному и экономическому развитию среды городов, при этом существенным является учет градостроительной ситуации, влияющей на планировочное решение центра, а для достижения необходимого экономического баланса в проектах необходимо предусматривать дополнительные площади для сдачи в аренду.

Информационное и образовательное направление деятельности центров:

У нас в стране еще не сложилось точного понимания и четкого определения «информационный центр». Термин «информационный» добавляется к общественным объектам с различным множеством функций как туристический, общественно-культурный, политический или иного назначения центр. Важным для полноценного функционирования объекта являются: разнообразие деятельности, которая в центре осуществляется; локальность и ориентированность на общество, понимающее необходимость в данном объекте. [6]

Сегодня в России на базе средних и высших учебных заведений действуют инновационные центры, научные и технологические парки, центры обучения и подготовки кадров, но зачастую они размещаются в зданиях, спроектированных под иные процессы.8

8 Детские технопарки «Кванториум»: https://asi.ru/social/kvantorium/

Для цифрового этапа информационного обмена характерно появление новых архитектурных объёмов, таких как «медиа-центр», где первостепенная цель объектов данного типа – адаптация человека в среде огромного потока информации.

Медиа-центры являются архитектурными объектами отображения материальных изменений, произошедших с середины XX века в информационной среде. Их основной характеристикой является устремление облачить в архитектурную форму новые технологические и социальные задачи, такие как информатизация общества. Медиа-центр – это многофункциональный общественный комплекс зданий, совмещающий в себе функции медиа-объекта и общественного центра с главной целью осуществления взаимодействия человека и информационных технологий.

Появление разнообразия в типологии медиа-объектов идет от ранних прототипов – библиотек как архитектурных объемов аналоговой фазы информационного обмена, до появления современных технически обустроенных общественно-культурных и информационных центров (рис. 3).

Самый значимый и не устаревающий по замыслу комплекс информационного обмена – Центр средств массовой информации (центр прессы и радиокоммуникаций) префектуры Яманаси в городе Кофу (Япония) построен крупнейшим японским архитектором Кэндзо Тангэ в 1962-1967 годах как многофункциональный комплекс, включающий теле– и радио-станции, редакции издательств с типографиями [7]. Здание Информационного центра сформировано из шестнадцати железобетонных башен – «центров обслуживания», где размешаются лестницы, лифты, каналы инженерного оборудования, и рабочих помещений в виде галерей, подвешенных к стволам башен на консолях, образуя четыре группы. Заполненные компактные ячейки сменяются пустотами, в которых оставлены незагруженные консоли, что создаёт впечатление незавершённости сооружения, как бы раскрытого к дальнейшему усложнению и росту структуры – новое пространство, отражающее открытую для изменения систему города. Самое ценное в этом комплексе то, что он может расти подобно живому организму, а форма здания при этом может меняться в пространстве и во времени в соответствии с возникающими потребностями. Здание рассматривается не как законченная и неизменная форма, а как растущая структура, способная модифицироваться. Этот центр может подниматься по вертикали, и трансформироваться во всех направлениях путем установки дополнительных ядер и наращивания новых этажей между ними.

Ранним отечественным примером центра информации можно считать построенное в 1976 году здание ТАСС на Тверском бульваре (проект архитекторов В. Егерева, А. Шайхета, З. Абрамова и Г. Сироты). В решении фасадов заложен образ «архитектуры информации» – сходство объемных ячеек оконного обрамления с экранами телевизоров (так архитекторы обыграли витрины, намекнув в символической форме на знаменитые «Окна РОСТА» – серию плакатов 20-х годов, созданных художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве). Кроме этого, форма оконных проёмов позволила визуально уменьшить здание – 9 этажей стороннему наблюдателю кажутся четырьмя, что делает его сомасштабным ансамблю площади.

Одним из первых объектов, отвечающим сразу задачам медиа-центра и культурно– информационного комплекса можно назвать Центр Культуры и Искусства им. Жоржа Помпиду в Париже (рис. 3), спроектированный в 1977 году Ричардом Роджерсом (Richard Rogers) и Ренцо Пиано (Renzo Piano). По идее, центр должен был включать помещения для всех видов современного искусства: живописи, скульптуры, литературы, танца, музыки, видео; обеспечивать пространства для инсталляции и представлений.

Важным объектом в развитии типологии медиа-центров стал (как итог конкурса в Японии) проект медиатеки в Сендаи архитектора Тойо Ито 1995 года (рис. 3). Автор так описывал поиск проектного решения: «Медиа – это не только важнейшие электронные коммуникации, но также и книги, фотографии, художественные работы. Не случайно здание должно было иметь и художественную галерею».

image

Рис. 3. Анализ наиболее характерных объектов ИЦ в мире с течением времени и по функциональному наполнению

В дальнейшем получили распространение экспериментальные медиа-центры, дающие возможности использовать новые архитектурные и технологические решения на практике, например, проект павильона для выставки Экспо-2001 архитекторов Элизабет Дилер (Elizabeth Diller) и Риккардо Скофидио (Ricardo Scofidio) реализован в Швейцарии.

Диапазон функций медиа-центров широк – информационный обмен и социальные функции, при этом для структуры медиа-центров характерно появление универсальных залов, предназначенных не только на представление информации как демонстрации контента, но и на прямую трансляцию происходящих событий, видео конференций в режиме реального времени.

Основные группы общественных архитектурных объектов, которые связаны с обеспечением населения информацией:

В зависимости от типа доступа пользователя к информации, определены виды ИЦ: «открытый», «специализированный» и «ограниченный». [1] Принадлежность к типу доступности может усложнять объемно-планировочное решение и функциональную структуру комплекса.

По составу и перечню помещений функциональная структура универсального информационно-культурного центра включает следующие зоны:

При проектировании информационных центров необходимо предусматривать возможность универсального использования помещений, а планировочная структура центра должна оптимально соответствовать растущим потребностям при новых возможностях. Планировочная организация объекта как социально-информационного центра должна быть максимально приспособлена для различных видов коллективной деятельности (от проведения различных общественных комиссий с небольшим количеством участников заседаний до возможности устройства общих конференций, сопровождающихся видео показом и выставками). Желательно продумывать сценарий функционирования: например, когда все здание информационного центра в один день превращается в выставочное пространство – «витрину», а во второй – представляет множество помещений с различными функциями и становится «кулуарным», ИЦ выполняет заметную роль в среде города, как объект – источник информатизации, который приглашает прохожих и местных жителей внутрь. Информационные центры, при размещении в городе, должны быть достаточно экономичны по стоимости строительства, но визуально заметны. [5] В таких центрах горожане могут получить информацию и встречаться со специалистами, знакомиться с проектами обустройства среды и развития территории, знакомиться с технологиями в области информатизации общества, а также получить возможность использовать разные способы получения необходимой клиенту информации.

Часто меняющиеся и усложняющиеся жизненные ситуации, информационная деятельность характеризующаяся скоростью изменения и динамичный характер процессов повышения квалификации требуют сегодня постоянного обучения кадров, а полем для обеспечения эффективности инновационных процессов могут стать современные информационные центры, где обмениваются опытом и получают разностороннюю информацию по всем областям знаний. Определяющее значение для результативности деятельности приобретают возможности гибкой трансформации пространства и инженерной инфраструктуры зданий, модернизированная и технически– обеспеченная база с эффективными вспомогательными и научно-технически оснащенными помещениями, от локальных изолированных частей пространств в помещении до развитых специализированных зон для общения, полезных контактов и отдыха, и даже небольших конференций.

Современные центры могут отличаться разнообразием и сложностью функциональной и объемно-пространственной организации, в их состав могут быть интегрированы помещения для экспериментов и виртуальных исследований, для опытного моделирования, помимо кабинетов разного рода вспомогательных служб и общественно-административных помещений.

Первые примеры проектных решений ИЦ имеются и в России. Например, на базе Новосибирского отделения РАН рядом с Академгородком разработан инновационный «Академпарк», куда входят центры информационных технологий для коллективного пользования. Это – ядро IT-кластера, чья деятельность сосредоточена на области облачных вычислений, разработке мультимедийных поисковых систем и мобильных приложений, обеспечивающих решения в сфере безопасности, медицины и образования.

При анализе спектра объемно-планировочных решений ИЦ были выявлены следующие основные приемы – типы по преобладающим габаритам и способам компоновки: высотный, плоскостной, встроенный, модульный (рис. 4,5).

image

Рис. 4. Типы ИЦ по объемно-планировочным решениям

image

Рис. 5. Наиболее яркие и характерные типологические решения объектов ИЦ в мире

Архитектурно-образное решение ИЦ связано как с функциональным наполнением, так и с объемно-планировочной схемой. Если при этом удается сделать проект, отвечающий экологическим требованиям и имеющий в основе решение на принципах энергосбережения, то объект становится действительно актуальным и инновационным. Например, ИЦ для туристов в словенском городе Постойна выполнен в соответствии с принципами экологичного строительства, с применением экологичных и долговечных материалов местного производства, с современным освещением низкого уровня энергопотребления и энергоэффективным остеклением. «Информационно– образовательный центр будущего» – здание соответствующее основным стандартам инновационной архитектуры: концентрация на создание здоровой атмосферы, низкое энергопотребление, сочетание различных культурных экспериментов, когда объект концентрирует в себе широкий спектр культурно – информационных функций, а их неординарное сочетание в одном комплексе вызывает у посетителей неизвестные ранее эмоции и впечатления.

Организация креативного общественного пространства, как «центра притяжения» социокультурной активности для долгосрочного развития общества, которое поможет разрабатывать и реализовывать успешные проекты, сможет вовлекать местных жителей к реализации, выявлять наиболее активных и талантливых людей региона, помогая им претворять в жизнь свои творческие инициативы – это многопрофильный информационно-культурный центр по сопровождению проектов творчества и предпринимательской деятельности. В результате сформируется коворкинг-центр как деловая площадка для общения, обмена опытом, проведения консультаций и других мероприятий.

При объемно-планировочном решении оптимальной считается система функциональных модулей, которые образуют единую композицию, напоминающую конструктор.

Приведены примеры из зарубежной и отечественной практики, в которых, на взгляд авторов, удачно решены вопросы сложных функционально-планировочных решений, представлены интересные пространства и формы, разрешены проблемы создания инновационно-технологической инфраструктуры информационных центров, что может служить справочным материалом при проектировании объектов информации и деловой активности.

Литература

  1. Кулиш Д.В. Архитектура медиа-центров: дис. … канд. архитектуры : 18.00.02 / Кулиш Дмитрий Всеволодович. – М.: МАРХИ, 2006. – 121 с.

  2. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 1456с.

  3. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или Как делать музей? – М.: Рос. ин-т культурологи, 2003. – 456 с.

  4. Гаврилова М.М. Задание на выполнение курсового проекта «Районный социальный– информационный центр» по дисциплине «Архитектурное проектирование». – М.: МАРХИ, 2013: http://znanium.com/catalog/product/770004

  5. Митчелл У.Д. Я++: Человек, город, сети / У.Д. Митчелл Пер. с англ; под ред. В.В. Иванова. – М.: StrelkaPress, 2012. – 328 с.

  6. Мадатов Т. Центры для местного сообщества: https://socfaqtor.wordpress.com/2009/05/27/центры-для-местного-сообщества/

  7. Ауров В.В. Юбилей метаболизма в Кофу (Япония) // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №1(38). – С. 7-18: http://www.marhi.ru/AMIT/2017/1kvart17/aurov/index.php

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.