elima.ru
СтатьиПрочие статьи

Малевич и Татлин: точки пересечения жизненного и творческого пути лидеров русского авангарда

Е. Г. Лапшина

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия

Аннотация

Всем известное произведение Каземира Малевича «Черный квадрат» завоевало в ХХ веке несколько большую популярность, чем башня Владимира Татлина, которую сам автор называл «Памятник III Интернационала». Оба художника стали лидерами художественного течения в новом искусстве начала ХХ века. Один был основателем направления «супрематизм» (сверхматериальный), второй – родоначальником направления «художественный конструктивизм» (работа материала под нагрузкой). В итоге обозначенные художники нового искусства встали в оппозицию друг другу как основатели принципиально разных течений в русле художественного авангарда. В статье рассматриваются их жизненные пути, истоки художественного образования и формирования творческого кредо, точки их соприкосновения и пересечения в пространстве и времени дореволюционной Российской империи, их влияние на развитие архитектуры в начале ХХ века.

Статья посвящена поиску ответа на вопрос – как сформировалось творчество художников, которые, не будучи архитекторами, сумели оказать принципиальное влияние на развитие новой архитектуры в начале ХХ века, архитектуры модернизма, выросшей в лоне русского авангарда.


В истории советской архитектуры [1] приводится яркий пример революционной романтики – проект памятника III Интернационалу (рис. 1), созданный художником В. Татлиным. Эта 400-метровая башня, даже не будучи построенной, стала знаком новой архитектуры. Она стала первой динамической формой в архитектуре, показала пластические возможности новых конструкций и материалов. Многие до сих пор считают ее автора Владимира Татлина архитектором. Еще больше специалистов в области архитектуры, которые о нем не знают практически ничего. Чтобы заполнить эту лакуну в истории архитектуры, нами были предприняты и осуществлены реконструкции башни Татлина – в графической форме (чертежи) [6], в модели [3], в том числе – компьютерной, виртуальной. Параллельно исследовался творческий метод В. Татлина, прояснялась его роль в таком мировом художественном явлении, как русский авангард. В итоге сегодня В.Е. Татлин признан одним из лидеров русского авангарда, который создал идею своей башни как художественный символ революции. Это произошло в 1920 году.

Рис. 1. Башня Татлина. Фото 1920 г. [3]

В 1920-е годы появилась и принципиально другая архитектурная модель – архитектон [5]. Она была детищем другого художника – Казимира Малевича. Эту модель назвали супрематической. По сути она представляла собой объемно-пространственную композицию, состоящую из врезающихся друг в друга геометрических тел – параллелепипедов. Как известно, родился архитектон из беспредметных живописных композиций, также состоящих из цветных геометрических фигур – крест, круг, квадрат. Сам художник определял их как архитектурные формулы. Первый гипсовый архитектон «Альфа» (рис. 2) был создан в 1923 году и предполагался предтечей космической архитектуры. Ее графические чертежи Малевич называл «планиты». Планиты также представляют собой композиции из нескольких параллелепипедов, то есть простейших, лаконичных геометрических тел. Планиты и архитектоны Малевича помогли архитекторам осмыслить простые геометрические формы по-новому. Сам художник стал одним из лидеров русского авангарда, создавшего направление «супрематизм».

Рис. 2. Архитектон Малевича «Альфа» как супрематическая архитектурная модель [5]

Далее рассмотрим истоки творческого метода каждого из вышеназванных художников, их пересечения и взаимовлияния, творческие находки, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие всей архитектуры.

Казимир Малевич и Владимир Татлин родились в конце XIX века в столичных городах. Казимир Северинович Малевич – в Киеве (1879) в семье польского шляхтича С.А. Малевича, который служил управляющим на заводах промышленника Терещенко [2,7]. Каземир Малевич в семье отца стал первенцем. Его мать Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) поддерживает увлечение сына рисованием. Детские годы Казимир провел на селе, на Украине. В 1895-1896 годы он занимался в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, учителем Казимира был Н.К. Пимоненко. Владимир Евграфович Татлин родился в Москве (1885) в семье потомственного орловского дворянина Е.Н. Татлина [3], который был инженером-технологом, служил на государственных железных дорогах. Владимир был младшим в семье отца, рано потерял мать – ему было тогда 3 года, с 7 лет увлечен рисованием. В 1896 году семья переезжает в Харьков, отец вторично женится, у Владимира появляется мачеха, в результате в 1900 году он убегает из отцовского дома в Одессу, где устраивается юнгой и плавает на торгово-пассажирском пароходе. К этому времени у него за плечами трехлетняя учеба в Харьковском реальном училище, где рисование преподавал художник Д.И. Бесперчий (1825-1913). Таким образом, жизненный путь обоих мальчиков тесно связан с Украиной, ее художественными традициями и учителями, но пути эти в начале прямо не пересекались.

На рубеже XIX-XX веков К. Малевич, женившись, живет со своей семьей в Курске с 1896 по 1907 годы по адресу: Почтовая 13, снимает жилье в доме потомственной дворянки Анны Клейн, работает чертежником в Управлении железных дорог, параллельно с тоскливой службой занимается живописью, туда его толкает жажда творчества. Вместе с соратниками по духу К. Малевич организует в Курске художественный кружок, начинает публично выставляться с 1898 года, как указано в его автобиографии [7], однако документальных подтверждений этой ранней выставочной деятельности нет. В. Татлин с начала ХХ века также меняет место жительства. Он живет в Москве, в доме Логиновых по адресу: Покровка,43, где довольствуется случайными заработками статиста в театре, «мальчика» у исполнителей декорации.

В начале ХХ века оба настроены на учебу в столичной художественной школе, подают прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Владимир Татлин поступает в МУЖВЗ в сентябре 1902 года по конкурсу. Он был принят в 1 класс общеобразовательного отделения, но проучился не более полугода, и 30 апреля 1903 года был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Ходатайство отца о восстановлении сына в МУЖВЗ не было принято, и в 1903 году Владимир Татлин возвращается в Харьков, живет в отцовском доме. Казимир Малевич в первый раз подал прошение в МУЖВЗ 5 августа 1905 года. Но его не принимают. Прожив некоторое время в Москве, в художественной коммуне, в доме художника Курдюмова в Лефортово, где небольшой была плата за жилье, он должен был вернуться в Курск. Но летом 1906 года К. Малевич снова подает документы в МУЖВЗ, однако его не принимают и во второй раз. Таким образом, оба претендента не имели возможности получить профессиональное художественное образование в известной столичной Московской школе.

После смерти отца в 1904 году, Владимир Татлин поступает по конкурсу в Пензенское художественное училище. С 1 сентября 1905 года его зачисляют в 1 гипсовый, 1 научно-специальный, 3 общеобразовательный классы ПХУ им. Н.Д. Селиверстова (рис. 3). Здесь он проходит полный курс обучения до апреля 1910 года, и выпускается с дипломом художника, также имея право преподавать черчение, рисование, чистописание.

Рис. 3. Ученики Пензенского художественного училища им. В. Селиверстова. Пенза, 1907 г. [2]

Владимир Татлин в 1911 году переезжает в Москву и поселяется у своего дяди Н.Н. Татлина по адресу: Пантелеевская ул., а после его смерти переселяется в дом по адресу: Б. Палашевский пер.,2/7, кв. 10. Каземир Малевич в 1907-1910 годах живет в Москве, куда в 1907 году поехала его мать. Казимир в течение этих трех лет посещает занятия в студии Ф.И. Рерберга, в 1907 году принимает участие в ХIV выставке Московского товарищества художников, знакомится с М.Ф. Ларионовым. В это время В. Татлин бывает в Москве лишь во время каникул, где так же устанавливает контакты с популярными у молодежи студиями, знакомится так же с лидером авангардной молодежи М.Ф. Ларионовым (в 1908-1909), вместе с ним занимается живописью на юге в Тирасполе летом 1910 года. Дебютирует В. Татлин в 1909 году на 3–м салоне журнала «Золотое руно» (вне каталога) в Москве, в 1910 году сдает работы на 2-й международный салон В. Издебского в Одессе. Практически оба молодых художника вращались в это время в одних кругах и вполне могли встречаться. В 1910 году было создано товарищество курских художников, в которое входил К. Малевич (рис. 4).

Рис. 4. Члены товарищества художников города Курска. Курс.1911 г. [8]

Однако упоминание об их совместной работе в мастерской «кубистического кружка» на Остроженке, куда В. Татлин переезжает после расхождения с Ларионовым в 1912 году, датирует год их встречи во время деятельности кружка как 1913-й [3]. В интенсивную работу кружка вовлечены в это время также А. Веснин, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Грищенко, Р. Фальк. Работа кружка направлена на обнаженную натуру, которую следовало писать кубистически. Н. Харджиев упоминал кубистический рисунок Татлина [10], на котором сделал надпись Малевич: «Рисунок Татлина. Брал уроки кубизма у меня. К.М.». Исследователь творчества Татлина Анатолий Стригалев [9] задается вопросом, могло ли быть подобное обучение. Он анализирует несколько рисунков, сделанных в один сеанс с одной и той же натуры разными авторами: К. Малевич, Л. Попова, А. Веснин, В. Татлин (рис. 5а). Стригалев приходит к выводу о том, что эскиз Татлина «Лежащий на полу» (1913) позволяет предположить, что Татлин не принимал кубизм так ортодоксально, как остальные художники: «Его мальчик отрочески худ и непропорционален, растянут по диагонали листа в гибком и цельном, как у кошки, обобщенно показанном движении» [9, с. 19]. Малевич, напротив, делает наброски двух эскизов в духе кубизма – кубистическая композиция лежащей фигуры, сверху написано слово «натурщик» (рис. 5б).

а)

Рис. 5. Кубистические рисунки: а) В. Татлина; б) К. Малевича. Москва, 1913 г. [3]

Картина «Черный квадрат», написанная Малевичем в 1915 году, стала одной из самых известных картин в мире [2]. Она входит в цикл супрематических работ Малевича. Так художник исследовал базовые возможности цвета и композиции (рис. 6). К этому же времени относится работа Татлина «Живописный рельеф 1915 года». Она создана как объемно-пространственная композиция с элементами кинетизма. Рельеф был показан на выставках «Первая футуристическая «Трамвай В» (Петербург, с 3 марта) и «1915 год» (Москва, с 23 марта). Этот период стал этапом наибольшего влияния Татлина на художников русского авангарда [3]. Его живописный рельеф, выставленный на филантропической сборной выставке, вызвал громкий скандал и был удален с выставки «по требованию публики». Однако затем рельеф вернули на прежнее место. Это был первый в России случай, когда работу с выставки сняли только из-за ее формальных признаков. В 1910-х В. Татлин выполняет ряд контр-рельефов (рис. 7).

Рис. 6. «Черный квадрат» К. Малевича на последней футуристической выставке «0,10». Петербург. 1915 г. [7]

Рис. 7. Угловой контр-рельеф В. Татлина на последней футуристической выставке «0,10». Петербург. 1915 г. [3]

Тесные контакты Малевича и Татлина (рис. 8) в их личной и художественной жизни не были длительными. Однако,прошел целый ряд выставок, в которых они участвовали вместе (Таблица 1).

Рис. 8. В. Татлин на даче К. Малевича в Немчиновке под Москвой [3] Таблица 1. Выставки, в которых участвовали К. Малевич и В. Татлин

Дата (год)

Малевич [3]

Татлин [2]

1909

– 3-й салон журнала «Золотое руно» (Москва, конец года)

1910

– первая выставка «Бубновый валет»

1911

  • первая выставка общества

  • выставка «Союз молодежи» (Петербург, апрель-май)

«Московский салон»,

  • 2-й международный салон

  • 2-я выставка общества «Союз молодежи» (Петербург, апрель)

В. Издебского (Одесса, февраль),

1912

– выставка «Союз молодежи» (Петербург),

– 3-я выставка «Союз молодежи» (Петербург, январь-февраль),

– выставка «Синий всадник» (Мюнхен),

– «Ослиный хвост» (Москва, март-апрель),

– выставка «Ослиный хвост» (Москва)

– «Союз молодежи» (Петербург, конец года),

– «Современная живопись» (Москва, конец года)

1913

  • выставка «Мишень»,

  • выставка «Союз молодежи»

  • выставка «Бубновый валет» (Москва, февраль-март) и (Петербург, апрель),

  • «Мир искусства» (Петербург), (Москва)

  • «Союз молодежи» (Петербург),

  • «Современная живопись» (Москва)

1914

  • выставка «Бубновый валет»,

  • Салон независимых (Париж)

– выставка «синтезостатичных композиций» или «первая выставка жтвописных рельефов» (Москва, 10– 14 мая)

1915

  • «Первая футуристическая

  • «Последняя футуристическая выставка «0,10» (Петербург, 19 декабря)

«Трамвай В»» (Петербург, с 3 марта),

  • «Первая футуристическая

  • «1915 год» (Москва, с 23 марта),

  • «Последняя футуристическая выставка «0,10» (Петербург)

«Трамвай В»» (Петербург, с 3 марта),

1916

  • «Футуристическая выставка

  • выставка «Бубновый валет»

«Магазин»» (Москва, март),

– «Футуристическая выставка

«Магазин»» (Москва, март)

Их отношения обострились в 1915 году, а в 1916 году на выставке «0,10» конфликт переходит в соперничество за лидерство в авангарде.

Таким образом, в конце ХIХ – начале ХХ веков в России происходило становление двух лидеров русского авангарда: Владимира Татлина и Казимира Малевича. Татлин В.Е. стал основоположником художественного конструктивизма – одного из направлений русского авангарда в искусстве, давшего в дальнейшем развитие конструктивизму как направлению в архитектуре. Малевич К.С. стал основоположником супрематизма – направления в русском авангарде, альтернативного художественному конструктивизму, но также давшему новой архитектуре принципиально важные наработки – архитектоны.

Примечательно то, что оба художника, не будучи профессиональными архитекторами, не получив специального образования в столичной школе, сумели своими творческими находками определить развитие архитектуры в мире на протяжении всего ХХ века. Архитектоны Малевича внедрены в учебное проектирование, они используются в учебной дисциплине «Объемно-пространственная композиция», «Композиционное моделирование» и сегодня изучаются в этом качестве абитуриентами направления «Архитектура» при подготовке к экзамену по композиции. Динамическая форма башни Татлина рассматривается как прототип динамической архитектуры в целом. Идея динамической формы в архитектуре сегодня, через сто лет после башни Татлина, еще только набирает силу, разворачиваясь в направление динамической адаптации архитектурной формы.

Литература

  1. Былинкин Н.П. История советской архитектуры / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин, Г.В. Сергеева. – М.: Стройиздат,1985. – С. 50.

  2. Букша К.С. Малевич. – М: Молодая гвардия, 2013. – 336 с.

  3. Владимир Татлин. Ретроспектива. – Koln: DuMont Buchverlag, 1993. – 415 с.

  4. Нере, Ж. Казимир Малевич 1878-1935 и супрематизм. – London: TASCHEN, 2004. – 96 s.

  5. Шатских А.С. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996. – 96 с.

  6. Лапшина Е.Г. Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры. – Екатеринбург: TATLIN, 2015. – 144 с.

  7. Малевич, Казимир Северинович. Материал из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Малевич,_Казимир_Северинович

  8. Путешествие по биографии Казимира Малевича:http://www.tourblogger.ru/blog/puteshestvie-po-biografii-kazimira-malevicha.html

  9. Стригалев А. Ретроспективная выставка Владимира Татлина / А.Стригалев // Владимир Татлин. Ретроспектива. – Koln: DuMont Buchverlag, 1993. – С. 8-52

  10. Харджиев Н.К истории русского авангарда / Н. Харджиев, К. Малевич, М. Матюшин.– Стокгольм, 1976. – С. 88.