elima.ru
Мертвечина
СтатьиАрхитектурные памятники

О византийских истоках архитектуры Тадж Махала

Н. Л. Павлов

Аннотация

Известное положение об участии в строительстве Тадж Махала мастеров из Константинополя (Стамбула) подтверждено на материале исследования ряда пространственных построений, одного из специфических византийских рельефов и других наблюдений автора.


Известна версия, что для строительства Тадж Махала – мавзолея своей любимой супруги император династии Великих Моголов Шах Джахан пригласил мастеров из Константинополя, который в то время, в середине XVII века уже был Стамбулом [1, С.264].

С точки зрения архитектора эта версия подтверждается целым рядом фактов и профессиональных соображений.

Купольные мавзолеи и мечети строились в Индии Великими Моголами и до Шах Джахана. Но столь отчетливое представление пятикупольной структуры на

«крестово-купольной» схеме построения плана храма не наблюдалось. И уже здесь очевидно влияние византийской традиции [2, С.314-316].

Рис. 1. Мавзолей Тадж Махал. Четыре купола над четырьмя угловыми залами: a) план; b) фасад

Симметричная постановка напротив боковых фасадов мавзолея двух порталов из красного песчаника, оформленных как айван мечети также может адресоваться к структуре Святой Софии с ее двумя апсидами, перекрытыми полукуполами (конхами) по продольной оси собора [3, pp.167,179]. Такая структура восходит к архаичной общеиндоевропейской традиции.


Рис. 2. Тадж Махал. Две апсиды-айвана по обе стороны мавзолея: a) план; b) апсида-айван; c) Константинополь собор Св. Софии. Схема построения куполов; d) Крит. Алтарное изображение, которое в хеттской традиции соотносится с понятием Бог

Постановка четырех отдельно стоящих минаретов по углам мечети была введена великим турецким зодчим Сенаном, который столетием раннее построил множество мечетей. Сенан создал уникальный тип купольной мечети на основе пространственной структуры собора святой Софии в Константинополе [4, 5].

Рис. 3. Четыре минарета по углам здания: a) Стамбул. Мечеть султана Ахмеда. Зодчий Сенан; b) Тадж Махал

Эти и другие соображения оформились позднее.

Начало же было положено в 1975 году, когда во время туристической поездки удалось в течении двух суток несколько раз посетить комплекс Тадж Махал. И это позволило сделать целый ряд интересных наблюдений.

В среднем помещении бокового пролета цокольная панель выполнена в виде рельефа из белого мрамора – букеты цветов с особым приемом подрезки. В местной традиции такой рельеф получил название «резьба джали». При падении солнечного луча на рельеф под определенным углом букеты цветов зрительно выступают из плоскости стены и повисают перед ней в воздухе. Для себя я назвал этот эффект «выпрыгивающим рельефом».

Такой эффект удалось проверить в 1984 году. В музее Херсонеса была выставлена византийская резная мраморная плита с подобной подрезкой рельефа. В музее плита стояла на небольшом возвышении. Служащие музея любезно предоставили мне возможность провести эксперимент по освещению плиты с помощью софита. По счастью со мной был мой коллега-архитектор, который и работал с софитом, освещая плиту примерно под тем углом, под которым на нее мог падать солнечный луч на широте Херсонеса. В результате эксперимента при определенном угле освещения зрительный эффект «выпрыгивающего рельефа» повторился. Но, точка восприятия эффекта оказалась на уровне пола музея, из чего я заключил, что первоначально плита была установлена несколько выше человеческого роста.

Рис. 4. Тадж Махал. «Выпрыгивающий рельеф» или «резьба джали»

Белый мрамор Тадж Махала снаружи и изнутри инкрустирован полудрагоценными камнями, которыми богата Индия. Обывателю эту инкрустацию трактуют как пример невиданного богатства. Но для пущего эффекта гид приставляет к мрамору карманный фонарик и тогда мрамор становится прозрачным, а камни начинают светиться. Яркие прозрачные камни, утопленные в белый мрамор, делают его прозрачным, невесомым.

В архитектуре Индии до Великих Моголов не была развита традиция многоцветной мраморной облицовки. В соседних странах Ислама многоцветная облицовка выполнялась в технике глазурованной керамики. Сегодня известно, что для внутренней облицовки Софии Константинопольской было использовано 384 карьера по всему Средиземноморью.

Рис. 5. Тадж Махал. Облицовка из белого мрамора с инкрустацией из полудрагоценных камней

В главном зале мавзолея стоит кенотаф. Саркофаг Мунтаз Махал находится под ним в небольшом помещении, перекрытом сомкнутым сводом. В замке свода на высоте около четырех метров помещена небольшая подквадратная мраморная плита. Угловые распалубки свода начинаются примерно на высоте плеча – около полутора метров от пола. Многократный обход помещения вокруг саркофага вдоль стен показал, что на уровне человеческого роста со всех точек невысокий сомкнутый свод воспринимается как высокий, устремленный в небо четырехгранный шатер. Душа Мунтаз Махал – любимой супруги Шах Джахана наглядно адресовалась на небо.

Немного позднее, в том же XVII веке подобный эффект в построении сомкнутого свода наблюдается в русских провинциальных храмах. Но здесь это можно понимать как невольный или преднамеренный возврат к традиционному русскому шатровому храму, запрещенному патриархом Никоном.

Рис. 6. Тадж Махал. Разрез. Под главным залом с кенотафом небольшое сводчатое помещение, в котором установлен саркофаг Мунтаз Махал.

Известно, что ансамбль Тадж Махала был задуман Шах Джаханом как отделенный от земного мира высокой оградой Рай Небесный с громадным садом и беломраморными каналами.

Рис. 7. Тадж Махал. План центрального комплекса

В главном зале мавзолея каждый гид обязательно демонстрирует удивительный эффект реверберации. Достаточно уронить на пол спичку и зал начинает резонировать. Возникло предположение, что именно этот эффект может служить ключом к восприятию главной идеи мавзолея. Как-то исподволь оформилась главная установка для его создания: Шах Джахан хотел приходить к любимой жене один в полной тишине.

За год Тадж Махал посещают миллионы туристов. В вечернее время и в выходные дни он служит любимым местом для гуляния студентов: Агра – город университетов. При всем пиетете к памятнику шум стоит постоянный. И все-таки поздно вечером удалось улучить момент – не более десяти минут, когда в центральном зале мавзолея никого не было и установилась полная тишина. Результат превзошел все ожидания. Не берусь его описать. Могу привести только одно сравнение: в полном безмолвии огромный белый прозрачный мавзолей раскрылся в небо, стартовал в небо как гигантский космический корабль. Такой безмолвный, белый, всепроникающий космический грохот возникает только во сне, да и то в детстве и при высокой температуре.

Литература

  1. Френсис Д. К. Чанг. Всемирная история архитектуры / Френсис Д. К. Чанг, Марк М. Яржомбек, Викрамадитья Пракаш. – М. : Аст-Астрель, 2007. – 784 с.

  2. Fergusson James. History of Indian and Eastern architecture. Vol. II. – London, 1910. – 648 р.

  3. Rowland J. Mainstone. Hagia Sophia. hames and Hudson. – NY, 1988. – 288 р.

  4. Oktay Aslanapa. Mimar Sinan'in ve eserleri. – Ankara, 1988. – 208 р.

  5. Dogan Kuban. Sinan's art and Selimiye. – Istanbul, 1997. – 258 р.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.