elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Преемственность в объемно-планировочных элементах городов с контролируемым климатом в Заполярье

Н. С. Чуклов

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее яркие проекты советских и зарубежных авторов, посвященные объемно-планировочным структурам городов и поселков с искусственным климатом для заполярных территорий. На основании проведенного автором анализа проектов, предлагается типологический ряд основных объемно-планировочных решений по принципу их преемственности. В статье объясняются причины активного развития полярной архитектуры и излагаются некоторые авторские взгляды на эту тему.


В последние годы опережающими темпами идёт освоение северных территорий Российской Федерации: проектируется трансполярная магистраль «Северный широтный ход» (СШХ), строится арктический порт Саббета, ведется расширение существующих арктических портов, появляются автономные объекты министерства обороны и ФСБ, ведутся эксперименты с энергетической и коммунальными инфраструктурами. Как известно, Крайний Север и Арктика в российском сегменте – это природно-климатически неблагоприятная, экстремальная среда для человека, расселение в условиях которой требует особых подходов в решении архитектурно-градостроительных задач. В период с 1950-70 годов для решения этой проблемы создавались смелые и яркие проекты городов, поселений и комплексов с искусственным климатом. Существуют исчерпывающие исследования социально-политических, исторических и других гуманитарных аспектов возникновения и развития северного строительства.

Однако тема арктического строительства с искусственным климатом с позиции архитектуры и градостроительства освещена недостаточно. В процессе исследования автором были проанализированы актуальные литературные, периодические источники и конкурсные проекты (конкурс «Зеленый проект» и др.). На основании полученных данных были выявлены этапы и динамика развития заполярной тематики архитектурно– градостроительного проектирования и созданы типологические ряды этапов развития проектов полярных поселений. Полученные результаты позволили сделать выводы относительно перспектив дальнейшего развития северного архитектурного направления.

Несмотря на дороговизну организации поселений с искусственным климатом в экстремальных условиях Крайнего Севера и Арктики – это единственный способ обеспечения достойных условий проживания людей. В XXI веке люди должны жить и работать в Арктике. Этот уникальный регион располагает огромными запасами природных ресурсов, добыча и разработка которых требует организации жилья и мест приложения труда занятых на этом производстве людей. Однако это никак не исключает возможности появления таких поселений с искусственным климатом, которые не будут связаны с добычей полезных ископаемых.

Активное промышленное освоение Крайнего Севера началось в 20-х годах прошлого века с разведывательных экспедиций и стояночных поселков. В 1930-х годах активно строятся крупнейшие северные города: Норильск, Мурманск и пр. Развитие северной территории осуществлялось, в значительной степени, силами заключенных ГУЛага3, в числе которых были архитекторы, инженеры, геологи и другие специалисты. В 1940-х годах начались исследования по адаптации традиционной застройки к полярному климату, что в последствии вылилось в появление целого ряда проектов небольших населенных пунктов с искусственным климатом.

3 Главное управление лагерей и мест заключения – подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930-1960-х годах.

Рассмотрим ряд проектов поселений, выполненных с 1948 года по настоящее время – преимущественно замкнутые поселения с контролируемым климатом. Различные способы застройки, разработанные специально для районов Крайнего Севера, в этом исследовании не затрагиваются, т.к. представляют собой отдельную обширную тему для исследований. В статье приводятся преимущественно отечественные примеры, являющиеся наиболее типичными образцами идей закрытых поселений с искусственным климатом. На этих примерах можно проследить преемственность объемно-пространственных, планировочных и структурных элементов малых населенных пунктов с искусственным климатом в условиях Крайнего Севера.

В СССР одним из первых проектов адаптации традиционной городской среды к условиям Крайнего Севера стал концептуальный проект К.Д. Халтурина, разработанный в составе Ленфилиала АСиА в 1948 году (рис. 1а). Он представлял собой ряд зданий, соединённых пешеходными переходами на уровне чердачного перекрытия. Важнейшей чертой этого проекта стал новый взгляд на необходимость адаптации обычной городской застройки к конкретным условиям севера. Другой важной чертой стало отношение к внешнему оформлению северной архитектуры. Архитектор предпочитал популярным в те годы традиционным элементам сталинской архитектуры, различные орнаментальные элементы декора, свойственные местному зодчеству. Именно они могут определить лицо новых полярных городов [1].

Согласно К.Д. Халтурина, поселение должно:

В дальнейшие годы бывшим ленфилиалом АСиА СССР4 создан ряд проектов экспериментальных поселков с искусственным климатом, один из которых продемонстрирован на рис. 1(б,г) [7]. В 1961-м году архитекторами С.П. Одноваловым и М.В. Цимбалом был предложен проект заполярного города с искусственным климатом. В этом проекте комплекс поселения представляет линейно-центрическую композицию с купольным пространством по центру. В этих проектах просматривается отчетливое влияние проекта Frobisher-Bay (подробнее о проекте см. далее по тексту), в котором высотные цилиндрические жилые дома, соединялись с центром теплыми переходами. Принципиальные различия заключались в характерных социальных и культурных нюансах подхода к проектированию.

В проекте С.П. Одновалова и М.В. Цимбала (рис. 1в) поселковое пространство организовано в виде пешеходного перекрестия, образованного широкими пассажами с куполом в центре. К пассажам примыкают 15-этажные жилые башни5. Созданная авторами схема предполагала возможность расселения от 500 до 10 000 человек [9] и более, в зависимости от требуемых размеров населенного пункта. Поселок состоял из общественного купольного модуля, к которому с помощью крытых пассажей присоединялись многоэтажные жилые башенные дома.

В этом проекте были обобщены данные по северному строительству, разработанные градостроительные нормативы6 и был создан базовый вариант поселка, в котором предпринималась попытка решить климатические, санитарно-гигиенические и социальные проблемы. В проекте были использованы:

Согласуясь во многом с проектом Frobisher-Bay, предложенный вариант имел принципиальные отличия:

4 Ленфилиал АСиА СССР – Ленинградский филиал Академии строительства и архитектуры СССР.

5 Одновалов С.П., Цимбал М.В. Расцветающие города Заполярья / С.П. Одновалов, М.В. Цимбал // Техника – молодёжи. – 1961. – № 9. – С. 45.

6 Правила и нормы планировки и застройки населенных мест Крайнего Севера и северо-востока СССР (Исполнители – Т.В. Римская-Корсакова, А.Л. Ястребов, 1957).


а) б)

в) г)

Рис. 1. Первый этап развития проектов полярных городов: а) эскиз К.Д. Халтурина; б) город «Айхал» на 4500 жителей; в) проект С.П. Одновалова и М.В. Цимбала; г) проект города при руднике Айхал (Якутия)

Первый крупный проект города для условий Крайнего Севера был разработан в Канаде архитектором Э.А Гарднером. На севере Канады предполагалось построить новый город Frobisher-bay на 4500 жителей (рис. 2а). Несмотря на то, что проект был «пионерным», общая его концепция представляется на редкость удачным компромиссом между экономичностью и качеством создаваемой среды.

Согласно проекту «город будущего», как называли его канадцы, представлял собой 36 многоквартирных жилых домов башенного типа, расположенных вокруг городского центра, перекрытого большим защитным куполом [7]. В случае Frobisher-bay это был компактный в плане, округлый (R=250 м) городской центр, перекрытый тонкостенным железобетонным складчатым куполом. Центр был вплотную окружен 36-тью 12-ти этажными круглыми домами башенного типа, которые были сгруппированы по три объема, а их нижний ярус сообщался с центром города. В городском центре располагались школы, церковь, рестораны, магазины, сады, и прочие объекты социально-бытового и культурного обслуживания. Весь комплекс устанавливался над землей при помощи свай. Под куполом предполагалось поддерживать стабильную температуру в пределах -15…-20°С вместо обычных для этой местности зимой -40°С…-60°С, к которым еще прибавлялся пронизывающий ветер, заставляющий ощущать куда более сильный холодовой стресс. Проект предлагал использовать расположенную неподалеку врезанную в рельеф ядерную установку.

В этом проекте был ряд принципиально новых приемов, которые послужили прообразами для отечественного проектирования: концентрическое строение городского пространства, исключающее тупики и растянутые коммуникации; разбавление строгой геометрии плана криволинейной (органической) линией на уровне элемента планировочного каркаса; глобализация объема комплекса; центричная, завершенная форма плана, которая не дает возможности дальнейшего пространственного роста.

Главное и принципиальное отличие этого проекта от советских заключается в подходе к решению социальных и культурных проблем. В проекте отсутствуют выраженные прямые лучи или проспекты, а общественные пространства плавно перетекают друг в друга. В нем читается иной подход к организации внутренней среды комплекса. Канадцы стремились привнести в нее если не функциональные элементы традиционной городской планировки (водная преграда, центральный остров, правый и левый берега, и пр.), то их ассоциативные аналоги, а также элементы планировки, нарушающие геометрическую строгость и симметрию в рекреациях. Кардинальным отличием этого проекта было более экологичное понимание социологии, как в масштабе всего городского комплекса, так и расселения региона. В частности, канадцам не нравилась сама мысль изолированного анклава. Они считали, что почти полная изоляция жителей от естественных условий проживания в таких городах и поселках может привести к неблагоприятным последствиям, поэтому необходимо предварительно провести большие работы по исследованию физиологического и психического состояния человека в подобных поселениях [2].

Схожее мнение по поводу изоляции поселений разделял и шведский архитектор Ральф Эрскин [9]. Его подход к организации застройки в жестких климатических условиях заключался в изоляции лишь наиболее дискомфортного для человека климатического фактора. Зачастую он считал необходимым закрыть поселок специальным, уникальным в каждом случае, ветрозащитным корпусом, имеющим особую геометрию. В качестве примера использования специализированного здания может выступать ныне покинутый или не функционирующий городок Сваппавара на севере Швеции, а город Фермонт в Канаде демонстрирует единственно реализованную его «жилую ветрозащитную стену». Эрскин негативно отзывался об идее изоляции людей как в замкнутом объеме, так и от окружающей среды в целом. Его предложения являлись наиболее удачными примерами организации полярного города с социокультурной, ориентированной на пришлое население позиции, предлагавшими уникальные сооружения и планировки, обеспечивающие открытые пространства и связь с окружающим ландшафтом. Однако без учета экономических аспектов, проблемы интеграции коренного населения северных регионов оказались не решаемыми [9]. Будучи в большей степени развитыми в социокультурной сфере по сравнению с отечественными аналогами, зарубежные проекты арктических поселений так и не смогли предложить проекты, решающие весь комплекс поставленных задач. Тем не менее, за рубежом имеется значительный опыт проектирования поселений в экстремальных климатических условиях. Такие проекты как: «Успех Сьюарда» на 40 000 человек архитектора А. Уилсона, 1968 г; альтернатива упомянутому уже проекту Frobisher-bay архитектора П. Дикинсона, 1960; Frobisher-bay архитектора М. Сафди 1977 г.; арктический город Резолют-Бей архитектора Р. Эрскина, 1970; города с ветрозащитной и снегозащитной застройкой Сваппавара и Фермонт архитектора Р. Эрскина, 1964 г. являются наиболее яркими и известными проектами, воплощающими зарубежные представления и идеи о городах в жестких условиях Крайнего Севера Канады и Аляски.

В 1966 году в Ленинградском зональном научно-исследовательском институте архитекторами Э. Вернером, З. Дьяконовой и В. Танкаяном был разработан проект поселка-порта на 3500 человек на арктическом побережье7 (рис 2б,в). Весь комплекс представляет собой моноблок цилиндрической формы с выбранным геометрическим центром, что делает его похожим на арену или стадион с открытым внутренним пространством. В этом проекте особое внимание уделено климатическим, социально-экономическим особенностям региона, а также медицинским и психоэмоциональным потребностям человека.

7 Танкаян В.Г. Город на Крайнем Севере // Наука и Жизнь. – 1971. – № 9. – 88-89.

Пространство комплекса организовано в виде трех соосных сегментированных колец. Большую их часть занимает рекреационная зона зимнего сада. В проекте впервые была учтена потребность человека в социальном и психоэмоциональном комфорте в ущерб экономической эффективности строительства. В пользу этого говорит следующее:

Значительное внимание уделено климатическим факторам:

Внимания заслуживает проект арх. Агафонова (рис. 2г). Он демонстрирует схожие черты с вышеупомянутым проектом.


а) б)


в) г)

Рис. 2. Второй этап развития проектов полярных городов: а) план и общий вид канадского города Frobisher-bay; б),в) макет и план комплекса «Поселок-порт для Арктического побережья»; г) общий вид пос. Амдерма, арх. Агафонов

В 1968 году разработан проект «Дом-пирамида», архитекторы А.И. Шипков, Я. Трушиньш (рис. 3а). Этот проект является моноблоком и представляет собой простое по геометрии здание, по габаритам охватывающее целый квартал. Весь комплекс представлен единым сооружением строгой формы – полой пирамидой. Авторами было создано несколько проектов со схожей концепцией: Депутатский (рис. 3б), Снежнегорск и Полуй8. В этих проектах объем комплекса значительно увеличился и приблизился по габаритам к своеобразной биосфере, которая вмещает в себя все необходимое. Кроме того, продолжая идею поселка-порта на арктическом побережье, сооружение здесь представляется не как купол с домами внутри, а как цельная самодостаточная пространственная структура, неотделимая от некой оболочки.

8 Журнал «Юность». – 1976. – № 7.

В проекте Дом-Пирамида само сооружение имело сравнительно небольшую площадь и располагалось на свайном фундаменте. Его ограждающими конструкциями выступают отапливаемые жилые и общественные помещения. Для естественного освещения помещений с повышенными требованиями к качеству среды используется максимальное количество солнечного света. На первом этаже располагается крупная рекреация со спортивными площадками и садами, освещение которой технически может быть дополнено искусственным образом.

В 1971 году при поддержке компании «Arup» архитекторы К. Танге и Ф. Отто представили проект арктического города под куполом радиусом 4 км. Он мог бы располагаться практически на самых крайних северных территориях Канады, Аляски, России, Гренландии и Антарктиде. Население этого города составляет от 15 до 45 тыс. человек (рис. 3д) [9]. Проект предполагал создание комфортных условий под легким натяжным куполом и вынесение производственных сооружений за оболочку комплекса. Внутри купола предполагалось строительство нетрадиционной застройки, а именно – крупных структур, вмещающих в себя все необходимые функции. Этот проект примечателен тем, что доводит тенденцию к разрастанию городского пространства до максимума, ограждая все поселение и часть его окружения «Биосферой».

В 1989 году авторским коллективом Э.П., О.И. и К.Э. Путинцевыми был представлен конкурсный проект жилого комплекса для Севера «Город будущего на Крайнем Севере» (рис. 3б). Комплекс представляет собой многоэтажный моноблок-небоскреб со сложным силуэтом, навеянным местной традиционной формы жилья. Этот проект является

развитием идеи другого проекта – «Комплекса на 5000 жителей для заполярья», предложенного Э.П. Путинцевым на конкурс в 1978 году (рис. 3в). Он предполагал создание массивного моноблока-небоскреба, установленного на шестигранном стилобате и приподнятого над землей массивными пилонами со свайным основанием. Функционально-пространственный элемент комплекса – стилобат появился в результате переосмысления массивной плиты-основания. Сохраняя ничтожную площадь основания для поселения, комплекс получил вертикальное развитие, в результате чего удалось достичь значительной плотности населения.

а)

б) в)


г) д)

Рис. 3. Третий этап развития проектов полярных городов: а) Дом-Пирамида, арх. А. Шипков, 1978 г; б) жилой комплекс на 6000 жителей «Депутатский»; в) город будущего на Крайнем Севере; г) комплекс на 5000 жителей для заполярья; д) арктический город Ф. Отто

С конца 1980-х по 2000-е годы в теме северного градостроительства имеет место значительный спад. Причинами этого могут быть:

В настоящее время тема Арктического строительства снова активно развивается. Главным фактором развития этой темы стала социально-экономическая ситуация в стране в 2000-х годах. Современные проекты значительно отличаются от своих предшественников. Это связано, в первую очередь, со сменой ценностных ориентиров общества. Основными характерными чертами современных проектов является экологичность, разносторонний комфорт и историко-культурная связь с местными условиями. Государственные проекты арктического строительства переместились из гражданской плоскости в военную. Значительно увеличилось число авторов проектов в данной тематике, которая перешла преимущественно в конкурсную плоскость.

На сегодняшний день, развитие северных поселений в российском Заполярье имеет несколько направлений: крупные, детализированные проекты признанных архитекторов РФ, международные конкурсные проекты и военные сооружения. Можно отметить, что произошло уменьшение масштабов проектов. Большинство из них предлагают сооружение жилых комплексов в формате моноблока на 200–500 человек, способного приспосабливаться к различным природно-климатическим и геолого-геоморфологическим условиям. Этот тренд в современном проектировании позволяет рассматривать более широкий спектр проектов. В них, как правило, предлагается привнести элементы альтернативной энергетики, зеленой архитектуры и современных агропромышленных технологий. В число таких проектов входят: «Экогород 2020» в республике Саха (рис. 4б), крупные плавающие комплексы «Arctic Harvester» (рис. 4в) и другие технологичные комплексы, например, «Умка», представленный В. Ржевским в 2011 году для размещения на Новосибирских островах (рис. 4а).

В 2009 году архитекторами (Лютомский Н., Богаевская Ю., Коп Е., Сандомирский Г., Шишин М. при участии Драган И., Мельник О., Цыренова Е.) был предложен проект заселения и реабилитации огромной Кимберлитовой трубки «Мир», вокруг которой разрастается город Мирный. Отработанному на тот момент карьеру решили дать вторую жизнь в виде нового архитектурного сооружения «Экогород 2020» (рис. 4а). Идея заключалась в создании нового города-сада, который будет защищен от продолжительных суровых сибирских зим и короткого, но жаркого лета прозрачным куполом из стекла. В центре планировалось разместить шахту, которая обеспечивала бы светом нижние уровни города. Основным источником энергии города могли быть фотоэлектрические солнечные панели, установленные на светопрозрачном куполе. Однако в 2002 году была введена в действие первая очередь алмазодобывающего рудника, рассчитанного всего на 34 года работы, поэтому проекту не суждено было сбыться.

В 2011 году на Втором Международном Арктическом форуме В. Ржевским был представлен проект полярного города с искусственным климатом и замкнутым циклом жизнеобеспечения – «Умка» (рис. 4а). По своей сути проект сильно напоминает космическую станцию типа МКС. Он имеет условно неограниченный потенциал к росту и возможность собираться в различные конфигурации функциональных комплексов. Объемно-пространственное решение проекта напоминает протяженное промышленное здание (размером 1500×800 м) с общественными функциями, к которому примыкают жилые и технологические модули. Город в представленном виде рассчитан на 5000 человек. В нем предполагается размещение птицефабрики, рыбопитомника, гидропонных садов и прочих технологий для обеспечения населения продуктами питания.

а)

б)

в)

Рис. 4. Четвертый этап развития проектов полярных городов: а) проект Умка; б) ЭКОГОРОД-2020; в) плавучий комплекс «Arctic Harvester»

В 2015 году студентом МАрхИ Н. Зайцевым предложен дипломный конкурсный9 проект жилого комплекса в заливе Диксон (рис. 5а). Комплекс представляет из себя крупный пассаж, возвышающийся над уровнем моря на трех массивных функциональных и конструктивных башнях-опорах. В этом проекте используются альтернативные источники энергии (приливные и ветровые турбины), делающие его условно автономным. Комплекс условно делится на три уровня. В трех массивных башнях-опорах, являющихся нижним уровнем, размещаются жилые и общественные помещения. Средний уровень является техническим. В нем располагаются турбины и прочее технологическое оборудование и обеспечение. Верхний ярус представляет собой протяженный пассаж с озеленением, благоустройством и светопрозрачной кровлей. Он вмещает основные общественные помещения этого комплекса.

9 Для конкурса «ЗЕЛЕНЫЙ ПРОЕКТ 2016/17» https://ardexpert.ru/project/arhitektura(дата обращения: 25.02.2019).

В 2015 году Я. Усовым на конкурс «Зеленый проект-2016» был представлен проект всепогодного комплекса «Поплавок» (рис. 5б). Этот комплекс представляет собой полую цилиндрическую башню в 15-20 этажей, которая может располагаться как в теплых акваториях Атлантического океана, так и в суровых арктических районах. Комплекс насчитывает около 20 этажей, однако, жилыми могут быть не более 12, остальные заполнены зелеными рекреациями. Нижние этажи заняты техническим оборудованием и входной группой, соответствующей среде в которой расположен комплекс.

Также в 2015 году Е. Черножуковой на аналогичный конкурс («Зеленый проект-2016») была представлена студенческая работа «Плавучая научно-исследовательская станция в Арктике» (рис. 5в). Проект представляет собой плавучую платформу обтекаемой треугольной формы. Несмотря на то, что станция не предполагает постоянного пребывания людей, она имеет много общего с рассмотренными ранее проектами. В ней имеется рекреация, внутреннее пространство и жилые помещения, а также определенный запас автономности и собственные движители. Форма сооружения обтекаемая со всех сторон. Она избегает прямых и резких углов.

В середине 2010-х годов прессу стала попадать информация о завершившемся строительстве военных баз в Арктической зоне РФ для пребывания нескольких сотен человек в сравнительно автономном режиме. Назвать это поселком сложно, однако внимания заслуживает объемно-планировочное решение этих комплексов. Реализованные, или находящиеся на стадии строительства, «Арктический трилистник» (рис. 6а) и «Северный Клевер» (рис. 6б), являются новыми полярными комплексами для размещения 200-300 человек в условиях высоких широт, работающих в автономном режиме сроком до 18 месяцев. Комплексы имеют в целом схожую структуру: крупный атриум в центре главного блока, имеющего форму треугольника. Кроме основного блока в состав комплекса входят различные функциональные блоки, соединенные крытыми переходами. В них расположены казармы, столовые, склады, учебные классы, комнаты отдыха и штабы.

а) б)

в)

Рис. 5. Современные примеры полярных населенных пунктов: а) жилой комплекс в заливе Диксон арх. Н.Е. Зайцев, 2015 г.; б) всепогодный комплекс «Поплавок» арх. Я. Усов, 2015 г.; в) плавучая научно-исследовательская станция в Арктике Е. Черножукова, 2015 г.

а)

б)

Рис. 6. Реализованные жилые комплексы заполярья: а) общий вид военного комплекса «Арктический трилистник»; б) общий вид военного комплекса «Северный клевер»

Выводы

Тема арктического градостроительства стала активно развиваться со времен «перестройки». Открытые границы, активный обмен опытом проектирования с зарубежными коллегами на фоне накопившейся фрустрации и творческого потенциала положительным образом сказываются на развитии этой тематики.

Составленный автором типологический ряд включает четыре основных этапа развития проектов полярных городов с искусственным климатом:

В связи с расширением круга авторов и переходом проектов в конкурсную плоскость, исчезновением крупных государственных заказов и комплексных проектов по этой тематике, а также доминированием экономической целесообразности при их проектировании и оценке, проекты поселений на крайнем севере тяготеют в большей степени к крупным жилым комплексам с искусственным климатом. В современных проектах наблюдается, в значительной степени, упрощение внутренних функций и структуры комплексов, уменьшение их масштабов и сроков пребывания в них людей. В частности, в этих проектах происходит уменьшение сроков пребывания там людей, что, в свою очередь, приводит к необязательности качественной проработки социальных, экологических и климатических факторов организации комплекса, которая наблюдалась в проектах советского периода. Кроме того, проектирование городской среды в условиях Крайнего Севера требует радикальных предложений по использованию новейших технологий, которые иногда сталкиваются с запретительным действием нормативных документов. Следовательно, проекты 1960-х годов во многих компонентах ушли далеко в будущее, а реализуемые на данный момент проекты только приходят ко второму этапу. Однако, что очень важно, строящиеся в настоящее время военные комплексы демонстрируют достаточную техническую готовность к строительству подобного рода сооружений в принципе.

Литература

  1. Велли Ю.Я. Здания и сооружения на Крайнем Севере / Ю.Я. Велли, В.В. Докучаев, Н.Ф. Федоров. – Ленинград.: Госстройиздат, 1963. – 492 с.

  2. Калеменева Е.А. "Город под куполом": советские архитекторы и освоение Крайнего Севера в 1950-1960-е годы // Academia. Архитектура и строительство. – 2013. – № 7. – С. 93-108.

  3. Калеменева Е.А. Северный климат как «враг» и как ресурс в советских урбанистических проектах арктических городов 1940-х гг. // Academia. Архитектура и строительство. – 2017. – № 6 (51). – С. 89-95.

  4. Зайцев Н.Е. Принципы формирования жилой среды арктических морских портов России: Научный доклад канд. арх. – М.: 2017. – 28 с. : https://marhi.ru/aspirantura/ND/Zaytcev_rastr.pdf.

  5. Путинцев Э.П. Комплексная концепция северного градостроительства: Северное градостроительство в I климатическом районе: автореф. дис. док. арх. – М.: 2005. – 65 с.

  6. Путинцев Э.П. Личный архив :http://eduard-putintsev.ru/aihal_diarama.

  7. Филин П.А. Арктика за гранью фантастики / П.А. Филин, М.А. Емелина, М.А. Савинов. – М.: Паулсен, 2019. – 248 с.

  8. Шипков А.И. Поляр – жилой комплекс заполярных районов Крайнего Севера СССР: Основные вопросы пространственного формообразования: автореф. дис. канд. арх. – М.: 1971. – 32 с.

  9. Шубенков М.В. В поиске градостроительных принципов развития северных поселений / М.В. Шубенков, О.М. Благодетелева // Градостроительство. – 2015. – №3 (37). – С. 76-81.

  10. Шубенков М.В. Диксон – арктический форпост России / М.В. Шубенков, О.М. Благодетелева // Architecture and Modern Information Technologies. – 2012. Специальный выпуск. : http://www.marhi.ru/AMIT/2012/special_12/shubenkov/shubenkov.pdf

  11. Малышкин Е.В. Архитектурные приёмы формирования комфортного жилья для районов Крайнего Севера / Е.В. Малышкин, Е.А. Ильина // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 5 : http://web.snauka.ru/issues/2017/05/83079.

  12. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре / Учебник для вузов. Издание 2-е дополненное и переработанное. – М.: «Архитектура-С», 2018. – 372 с.

  13. Крашенинников А.В. Перспективы автономных градостроительных комплексов // Архитектура и строительство России. – 2010. – №7. – С. 3-13.

  14. Крашенинников А.В. Программа развития градостроительного комплекса. – М.: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2016. – 99 с. – :http://znanium.com/catalog/product/560931

  15. Donoghue M. Urban Design Guidelines for Human Wellbeing in Martian Settlements: A thesis in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Urban Planning: / University of Washington. – Washington, 2016.

  16. Gardner E.A., Arch B. Frobisher bay – the design of accommodation for a community of 4500 people / Department of public works building construction branch :http://polarpilots.ca/images/stories/docs/frobisher%20bay%20plan1958.pdf

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.