elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Световой урбанизм в творчестве Роже Нарбони

Н. И. Щепетков, А. С. Кузнецова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Изложена авторская версия аналитической оценки творческого опыта в области светового урбанизма всемирно известного французского светодизайнера Роже Нарбони. Отмечены особенности его творческой методологии как художника в разработке световых генпланов городов, слабо реагирующие на некоторые основополагающие градостроительные принципы. Положительно оценены многие общегуманитарные и социальные концептуальные идеи, приведенные в опубликованных материалах по световым генпланам для разных городов мира.


Роже Нарбони – самый известный и плодовитый современный французский светодизайнер, основатель проектного бюро «CONCEPTO» под Парижем (осн. в 1988 г.), художник и инженер, теоретик и практик, автор многих светодизайнерских проектов, книг, статей, докладов на научных конференциях, организатор этих конференций и т.д. Он ввел в обиход термин «световой урбанизм» (фр. – l’urbanisme lumière), в котором сам активно работает, выполняя концептуальные проекты светового планирования города и его элементов в виде «Генеральной схемы светового благоустройства» (фр. – Le schéma directeur d’aménagement lumière – SDAL), иногда «Генсхемы световой среды» (фр. – Le schéma directeur d’ambiances lumineuses) или «Светового плана» (фр. – Le plan lumière), нередко называемого «Мастер-планом освещения». Были в его практике и проекты более локального масштаба (фр. – La charte lumière, La scénographie lumière), в том числе конкурсные и реализованные проекты архитектурного освещения объектов (Нотр-Дам де Пари [5], оранжерея в Париже, замок Шамбор, Парфенон в Афинах, мост Рион-Антирион в Греции и др.).

Творческое кредо Р. Нарбони в световом урбанизме неиссякаемо разнообразно: под его руководством «CONCEPTO» разработало более 130 световых генпланов для разных городов разных стран мира (Франция, Израиль, Италия, Бразилия, КНР, Греция и др.), часть которых в той или иной степени реализована, и они оказали существенное влияние на теорию и практику светового урбанизма во всем мире (рис. 1).

image

Рис. 1. Карта земного шара с городами, для которых Р. Нарбони и «CONCEPTO» разработали световые генпланы (до 2014 г.)

Как лидер этого направления профессиональной деятельности в новой области формирования искусственной световой среды – светодизайне города – Нарбони активно пропагандирует свои идеи не только в проектах, интернете, докладах и интервью, но и в опубликованных печатных источниках, в том числе, в российских профессиональных изданиях [1-8]. Более фундаментально, системно и глобально он излагает свои мысли в авторских книгах [9-11 и др.], за что все светодизайнеры мира должны быть ему благодарны (ибо далеко не все мастера столь щедро делятся своими знаниями, идеями и опытом). Можно быть не согласным с какими-то его концепциями и решениями, но невозможно отрицать, что они оригинальны, интересны и заслуживают внимательного и уважительного изучения.

Р. Нарбони полагает, что «световой урбанизм» как осмысленное, самостоятельное направление профессиональной деятельности, получившее отражение в проектных документах, зародился во Франции в 1988 году [1] и получил поддержку и дальнейшее развитие в Западной Европе (Великобритания, Бельгия, Германия, Швейцария, Италия и др.)3. Этот процесс характерен индивидуализмом авторских решений, т.е. отсутствием сопоставимой методики и критериального аппарата их сравнительной оценки – так работают живописцы и скульпторы: чем оригинальнее и «круче» их «продукт», тем больше шансов на известность. Тем не менее, эта модель взаимоотношений заказчика и светодизайнера, практически не обремененная национальными или международными нормативами, работает до сих пор.

3 У авторов на это своя точка зрения [12].

Знакомство с многослойным творчеством Роже Нарбони в этой области дает основание для двух выводов общего характера (по сравнению с нашим опытом, менталитетом и практикой [12]):

Обе его позиции весьма дискуссионные, но любопытны и не отрицаемы. Собственно, в этом и есть суть исторически относительно новой профессии светодизайнера на стыке наук и искусств, если ее рассматривать в итоге как искусство. Тем не менее, нельзя забывать, что в основе двух базовых выразительных искусств – архитектуры и дизайна (светодизайн – это жанр, их объединяющий и существующий в их лоне) – лежит утилитарная функция, подверженная в определенной степени количественным и качественным оценкам через ряд критериев, в т.ч. научно-объективными методами и показателями. В светодизайне это в основном методы и показатели светотехники: количество и качество света в той или иной средовой ситуации. В работах Р. Нарбони и других светодизайнеров западных школ эти показатели и критерии в публикациях встречаются очень редко. Зато много довольно убедительных и интересных мировоззренческих, философских, социологических, эстетических рассуждений и аналитических обоснований, которыми нам полезно было бы овладеть. Это своеобразная система общегуманистических взглядов, из которой, на наш взгляд, трудно сконструировать системный научно-проектный документ для реальной урбанистической ситуации: они универсальны в большинстве случаев. Возможно, конкретную светотехническую сущность (без нее любая светодизайнерская концепция превращается, мягко говоря, в эссе), предоставляемую заказчику в составе SDAL или мастер-плана освещения, авторы не раскрывают в общедоступных публикациях для любопытствующей публики (такой, с нашей точки зрения, феномен в профессиональной прессе для западных авторов очевиден). Подобный вывод напрашивается по опубликованным итогам успешной многолетней практики «CONCEPTO» в разработке концептуальных проектов для разных городов мира, которые были одобрены, приняты и оплачены заказчиком, наверное, не только за красивые идеи и слова.

Программная статья Р. Нарбони по этой проблеме [1] объясняет многие, но далеко не все из вышеизложенных вопросов. Ответы на некоторые из них можно «подсмотреть» в комментариях к разным светотехническим проектам [2-11 и др.]. Есть смысл отчасти воспользоваться структурой изложения его авторской позиции в статье [1]: «Световой урбанизм сегодня» и «Новые стратегии освещения» – с оппонентной точки зрения. Как известно, лишь научно оппонирующие профессиональные мнения могут дать объективный и в какой-то степени позитивный результат.

Итак, в [1] сформулированы задачи мастер-плана освещения (МПО):

Это замечательные идеи, но инструментов воплощения их в нашей практике, к сожалению, практически нет. А где они есть?

Далее в [1] предлагается содержательная методология разработки МПО (в сокращенном изложении):

Нам представляется, что кажущиеся очевидными базовые градостроительные и архитектурные категории и связанные с ними системные задачи светового урбанизма и светодизайна здесь не присутствуют, и, в первую очередь:

Вообще-то оппонировать заочно такому высокому профессионалу сложно, может даже не совсем этично: художник (а Р. Нарбони работает как универсальный художник) имеет полное право на авторское самовыражение, тем более, если его понимает и принимает заказчик. Поэтому просто рассмотрим его избранные творения разных лет в световом урбанизме со своей точки зрения. Основой в каждом его проекте служит некая авторская идея или идеи образно-романтические, экологические, исторические, метафорические, социальные, информативные и т.д., и для реализации их предлагаются определенные средства и способы, нередко весьма неординарные и не связанные непосредственно с планировочной структурой города.

В одном из ранних конкурсных проектов в решении светового генплана городка Клермон– Ферран во Франции им был предложен любопытный вариант выделения местной, господствующей над городом ландшафтной достопримечательности – склонов потухшего вулкана – световым пунктиром синих фонариков на опорах [10], опоясывающим его вершину, хотя очевидным напрашивался, судя по ситуационным снимкам, прием ее заливающего освещения.

«Изюминкой» светового плана Тулузы [4] служат подводные светящиеся линии, созданные светодиодными бело-синими светильниками, проложенными по верху бетонной плотины Chaussée du Bazacle через реку Гарона (рис. 2) (на месте дамбы ХII в.) и на ее дне, которые по-разному просвечивают через воду в светопанорамах набережной в зависимости от сезонного уровня воды. В SDAL для 12-миллионного Сан-Паулу (Бразилия) Нарбони освещением символически «вскрыл» закованные в подземные коллекторы реки, которые когда-то протекали по территории города, выделив эти участки синим светом [13] (рис. 3).

Ряд идей он визуализирует в сопроводительных иллюстрациях, изображающих светопанорамы или фрагменты световой среды: гигантские, меняющие цветность летом и зимой (зелено-синий) светящие контуры прямоугольных «рам», свободно и ритмично расположенных на фасадах башенных жилых домов в застройке вдоль Большого Китайского канала в Гуаньчжоу [14] (рис. 4); абстрактный линейно-точеный световой рисунок на жилых зданиях в городе Синьду, КНР [15] (рис. 5), использованный для выражения идеи символической китайской двойственности между историческим центром

и бурно растущим современным городом, между медлительностью и скоростью ритмов жизни в них; разноцветные светящиеся вертикали различной длины на фасадах зданий (напоминает проект светопанорамы Сан-Паулу [13]), выражающие идею визуальной урбанистической маркировки входов в «экстраординарный город» ночью, а также выделение цветным светом силуэтных углов башенных домов в мастер-плане освещения «Парижской короны» [8] (рис. 6) – это лишь немногие из оригинальных светокомпозиционных приемов, изобретенных Р. Нарбони для разных ситуаций. Единственное, что иногда вызывает вопросы, так это более или менее очевидное игнорирование на многих «картинках» реальной световой ситуации, в которой предлагаемые концептуальные световые линии или точки могу затеряться, будучи не в силах конкурировать с уже существующими яркими уличными светильниками, рекламами, витринами, фарами автомобилей и др.

image

Рис. 2. Ночной вид дамбы на реке Гарона в Тулузе с подводным светодиодным освещением

image

Рис. 3. Концептуальный фрагмент вечерней световой среды в Сан-Паулу в зоне одной из подземных рек

image

Рис. 4. Освещение Большого канала в Гуаньчжоу, КНР – перспективный ночной вид

image

Рис. 5. Компьютерный проект освещения фасадов в городе Синьду, пригород Чэньду, штат Сычуань: «новая идентичность и силуэт, вдохновленный потоками, ароматами, линиями и бионическими световыми полосами» [15]

image

Рис. 6. SDAL парижской «Световой короны» – один из вариантов светового генплана и компьютерные визуализации локальных светопанорам

Идеи и образы графической презентации светопланировочных документов, каковыми, в первую очередь, и являются световые генпланы в разных их вариациях, для различных городов еще более разнообразны, чем видовые кадры – от условно-графических в ранних работах (Левый берег Сены, Париж, 1993 г., Нант, 1993 г. [9,12]) (рис. 7) до почти фотографических в последующих (Жирона и др., рис. 8), а в ряде последних проектов появились даже трехмерные «птички» (Сан-Паулу, 2012 г., Синьду, 2014 г., Иерусалим с пригородами, 2012–2014 гг. и др.), т.е. как бы перспективные виды ночного города с высоты птичьего полета, называемые иногда его «пятым фасадом» (рис. 9).

imageimage

а) б)

imageimage


в) г)

image

е)

Рис. 7. SDAL города Нант, Франция: а) въезды в город. Выделение въездов освещением улучшит условия последовательного восприятия города: красные окружности – въезды в

агломерацию, красные круги – въезды в город; желтые окружности – въезд в центр города, желтые круги – въезды в гиперцентр; б) цветность света. Цветность освещения главных осей: желтые – натриевые лампы «белого света» (Тц 2500 К), оранженые – стандартные натриевые лампы высокого давления (Тц 2000 К); в) пейзажное освещение. Темно-зеленый цвет – освещение парков, садов и озелененных приоритетно-пешеходных дорог для создания ночного пейзажа; г) освещение достопримечательностей. Объекты художественного освещения классифицированы по их силуэту, определены главные точки и направления восприятия; д) гиперцентр. Типологический план приоритетного освещения: каштановый цвет – освещаемые пространства; темно-оранжевый цвет – средневековый город; бежевый – город XVII века; желтый – междуречье Луары и Эндры; красный – освещаемые объекты; е) классификация кварталов. Цель – «персонифицировать» ночной облик разных зон города: оранжевый цвет – научно-производственные участки; бледно-зеленый – общественные зоны; голубые кружки – церкви, красные – мэрия и ее учреждения

image

Рис. 8. Световой план города Жирона, Франция. Иллюзия фотографического изображения светового генплана

image

Рис. 9. Световой генплан и визуализации по Иерусалиму, Израиль. Тщательно проработанный в несколько этапов проектный документ

Следуя современным течениям, в которых он активно участвует, Р. Нарбони говорит о возможности появления новых принципов, приемов и средств освещения в будущем. Беспилотники, которыми можно дистанционно руководить и запрограммировать на слежение за человеком, самосветящиеся объекты и одежда человека, интерактивные системы управления средой – вот этот будущий, по его мнению, инструмент ее формирования и существования. Он говорит о возможности освещения среды от сети автономных переносных излучающих объектов, позволяющих сделать световое пространство или осветить архитектурный или ландшафтный объект по запросу человека.

Одной обзорной статьи явно недостаточно для фундаментального изучения богатого проектно-практического и концептуально-теоретического опыта Роже Нарбони, тем более, что он продолжает активно творить. Многие его идеи, будучи ситуативно интерпретированы, могут внести в наши светоурбанистические проекты лирические, романтические, гуманистические мотивы.

«Учиться, учиться и учиться» – завещал нам развенчанный ныне вождь. Но смысл лозунга актуален: нам есть чему поучиться у Мастера светодизайна Роже Нарбони.

Литература

  1. Нарбони Р. От светового урбанизма к ночному урбанизму // Светотехника. – 2016. – №6. – С.30-33.

  2. Нарбони Р. Генеральный план освещения исторической части Иерусалима // Светотехника. – 2012. – № 1. – С.19 -23.

  3. Нарбони Р. Освещение парка «Клиши-Батиньоль» в Париже // Светотехника. – 2018. – № 5. – С. 28-31.

  4. Нарбони Р. Ночной вид реки Гарона в Тулузе // Светотехника. – 2006. – № 2. – С. 19– 21.

  5. Нарбони Р. Освещение западного фасада Собора Парижской Богоматери // Светотехника. – 2004. – № 3. – С. 12-15.

  6. Нарбони Р. Urban Lights, Nocturnal Urbanity. В сб. тезисов МНПК «Световой дизайн – 2016». – СПб.: ун-т ИТМО, 2016. – С. 16-17.

  7. Нарбони Р. Lights and Cultures. В сб. тезисов МНПК «Световой дизайн – 2015». – СПб.: ун-т ИТМО, 2015. – С. 16-17.

  8. Narboni R. Imagining the Future of the City at Night :http://www.archlighting.com/projects/imagining-the-future-of-the-city-at-night_o

  9. Narboni R. La Lumière Urbain. Eclairer les Espaces Publics. – Paris: Le Moniteur, 1995.

  10. Narboni R. La Lumière et le Paysage. Créer des Paysages Nocturnes. – Paris: Le Moniteur, 2003.

  11. Narboni R. Les eclairages des villes, vers un urbanisme nocturne. Collection Archigraphy. – Bale: infolio, 2012.

  12. Щепетков Н.И. Световой дизайн города. – М.: Архитектура-С, 2006.

  13. Сoncepto: http://www.concepto.fr/homepage/urbanisme-lumiere/.

  14. The Lighting Master Plan :http://www.lyum-concept.com/en/skills/urban-lighting/.

  15. Дизайн архитектурной среды : http://www.arhplan.ru/urbanism/cityscape/town-planning-objectives-light-environment .

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.