elima.ru
Мертвечина
СтатьиТеория и практика архитектурного проектирования

История возникновения и проектирования детских лагерей отдыха

П. В. Стратий, Д. А. Глаголева, А. В. Серов

ФГБОУ ВО «Московский государственный строительный университет», Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена обзору истории возникновения и проектирования детских оздоровительных лагерей в странах Европы, США и России. Для достижения цели были собраны материалы как русской, так и зарубежной литературы. В результате дана общая классификация, характеристика лагерей с точки зрения их видового разнообразия и мест размещения, объемно-планировочных решений, рассмотрены вопросы развития детских лагерей с учетом потребностей времени. Показана причина актуальности данного исследования, дан краткий анализ состояния фонда детских оздоровительных лагерей в России на сегодняшний день. Выявлены пробелы в нормативной базе и проблемы системы детского отдыха.


Выражениями «детский лагерь», «детский отдых» в наше время никого не удивишь. Создается впечатление, что лагеря были всегда, а между тем история их не такая уж и долгая. Историю развития лагерного движения рассмотрим на примерах России, США и Европы. Все время существования таких лагерей можно условно разделить на периоды, в течение которых во всех странах они претерпевали кардинальные изменения.

1861–1885 годы – частные лагеря

Появлению первых детских лагерей поспособствовал сам указанный исторический период – индустриализация стран, промышленный бум. Население постепенно перебиралось из деревень в города, начиналась активная урбанизация. Первые лагеря образовывались на дому (рис. 1). Как правило, основной целью было принятие детей на время заработка родителей в городе. Местом зарождения данного движения принято считать США. В тот период появлялись частные лагеря, которые располагались в деревнях, городах, парковых зонах [3]. Они были как бесплатные, так и платные. Различались они так же по времени пребывания детей. Деятельность таких заведений была направлена на оздоровление подопечных, развитие в них выносливости, наблюдательности, лидерских качеств.

Рис. 1. Модернизированный сельский дом – первые лагеря на дому, прототип (пример) проекта

К 1874 году появился первый лагерь детской и юношеской организации «Young Men’s Christian Association» (YWСА). Лагерь был стационарным и включал в себя проживание и питание, располагался в парковой зоне района Филадельфии [6]. Вслед за США развитие лагерного движения перешло в Европу. Отправной точкой считается 1876 год, связанный с основанием швейцарским пастором Германом Уолтером Бионом первого европейского детского лагеря в районе Альп. В нем было 68 детей вместе с родителями, которые были первыми воспитателями в таких лагерях. Условия здесь были некомфортными. Девочек на ночь забирали деревенские семьи, а мальчикам приходилось спать на сене. Досуг дети проводили за строительством домов-шалашей, запуском воздушных змеев и пением песен. Кроме развлечений дети выполняли и бытовые поручения, собирали цветы и плоды.

Объемно-панировочные решения первых специализированных детских лагерей были не адаптированы под их функциональное назначение. Эти лагеря были, как правило, квартирного типа (отдельно стоящие и блокированные дома) или палаточного типа.

Спустя 10 лет детские лагеря приобретают широкую популярность. В качестве территории под строительство выбирались практически непроходимые леса. В это время число таких лагерей увеличивается, и посещать их могли дети из семей со средним и низким доходом.

1885–1915 годы – скаутские лагеря

В этот период идёт активное развитие скаутских лагерей (рис. 2), образуются молодежные организации лагерного движения (YMCA), создается Американская Ассоциация Лагерей (ААЛ), которая впоследствии активно занимается развитием лагерного движения, создает и утверждает стандарты их организации, проводит аккредитацию лагерей, проводятся конференции, на которых обсуждаются актуальные проблемы этого направления деятельности и возможные пути их устранения.

На этот период приходится изменения в объемно-планировочной схеме лагерей, помимо уже имеющихся лагерей квартирного и палаточного (походного) типа, появляются лагеря-коммуны с делением по гендерному признаку. Появляется неярко выраженная павильонная объёмно-планировочная схема (павильон – спальный корпус, павильон – столовая), на территории лагеря размещают плац и спортивные площадки.

а) б) в)

Рис. 2. Скаутские лагеря: а) место для отдыха; б) кухня; в) плац

1916–1940 годы – оздоровительные лагеря

Период 1916-1940 годов можно считать расцветом лагерного движения как в США, Европе, так и в России (СССР). Каждая из стран адаптирует детские лагеря отдыха согласно своей идеологии, политике, методикам воспитания и отдыха детей. Серьезно меняется объемно-планировочная схема, усложняется планировка прилегающих к лагерям территорий (на тот момент уже обязательных), появляются разные типы (виды) лагерей: оздоровительно-реабилитационные, научные (исследовательские), туристическо-экскурсионные, интернациональные. Зарождается нормативно-техническая база проектирования детских лагерей.

В СССР этот период хорошо отражает появление таких лагерей, как «Артек» (1925 г.) и «Орленок» (1960 г.), которые являются действующими и на сегодняшний день (рис. 3). Артек изначально представлял из себя лагерь палаточного типа, но уже к 1930 году обзавелся спальными корпусами галерейного типа с выходом к морю и эксплуатируемой кровлей, гостевыми домиками, столовой, базой административного персонала, воспитателей и пионервожатых, спортивными площадками, прогулочными зонами и т.п. [4].

Рис. 3. Пионерский лагерь Артек, 1925– 30 гг., Крым, СССР

В эти годы акцентируется внимание на воспитательной работе с детьми. Для учета интересов детей создаются специальные бригады: затейников, библиотекарей, физкультурников и т.д. В это же время в Греции образуются «детские деревушки» [7], которые совмещают в себе образовательные учреждения с домами отдыха и реабилитации (рис. 4,5). Их задача заключается в воспитании, оздоровлении и занятии детей досуговой деятельностью

Рис. 4. План «детской деревушки» в районе Пендели, Греция, 1935 год

Рис. 5. «Детская деревушка» в районе Пендели, Греция, 1935 год

1940–1997 годы – кризис воспитательной деятельности

В СССР в течение этого периода, контроль над сферой детского отдыха перешел к профессиональным союзам. После передачи в 1933 году правительством средств государственного социального страхования в профсоюзы, последние стали основным источником финансирования детских лагерей [6].

Нельзя оставить без внимания время Великой Отечественной войны и требования мобилизации населения на фронт. Детские лагеря либо перестают функционировать и становятся заброшенными, либо отданы под нужды фронта в качестве госпиталей для военных, часть попадает под оккупацию. В послевоенный период, когда страна находилась в разоренном состоянии, необходимо было акцентировать внимание на социальной политике. Многие дети остались без родителей. Поэтому направленность деятельности детских лагерей изменилась в сторону воспитательной и социализирующей функции для бездомных детей и/или сирот.

1950-80-е годы ХХ века можно назвать «золотым веком» детских лагерей в СССР. Руководство страны понимало, что необходимо создать централизованную систему управления, которая впоследствии и была создана. На деятельность лагерей большое влияние оказала Коммунарская методика. Она возникла как альтернатива авторитарной системе воспитания, однако, из-за расхождения с идеологией, модернизировалась и получила название методики коллективного творческого воспитания. Данная методика внесла огромный вклад в развитие системы, т.к. она базировалась на интересах детей, совместной работе в виде различных соревнований, эстафет и игр, дети были заинтересованы в этой деятельности [5].

В ходе перестройки произошёл пересмотр позиций общественных организаций в государстве. Коммунистическая партия утрачивает свою роль в государстве. Профсоюзы изменили свое положение в обществе и содержание своей деятельности. Воспитательная система в результате сложившейся социально-экономической ситуации оказалась в глубоком кризисе. Кризис в социальной сфере сократил число детей, отдыхающих в детских лагерях. Введение талонов на продукты питания также сказалось на оздоровительных лагерях. Сокращается число детских лагерей, отсутствует материальное и кадровое обеспечение. Анализ документов того времени показал, что кризис в воспитательной деятельности возник по причине следующих факторов:

1998–2015 годы – образовательные лагеря

В этот период модернизируется подход к времяпрепровождению детей, делается акцент на образовательной деятельности, формируются первые образовательные стандарты, актуализированные под лагеря отдыха.

К 1998 году школы Нью-Йорка выступают с инициативой включить лагерь в свой образовательный план. Начинается формирование новой разновидности лагерей. К 2010 году наблюдается тенденция увеличения количества лагерей, например в США действую более 12000 лагерей, которые различаются, как по образовательному процессу, длительности смен, условиям проживания, так и организациям, их контролирующих.

Сам образовательный процесс претерпевает изменения, меняется учебный подход, лагеря учитывают интересы ребят и меняют, перестраивают свою программу. Примером могут служить многие узконаправленные лагеря: музыкальные, языковые, научные и т.д.

Появление, да и восстановление предыдущих разновидностей форм детского отдыха также достаточно хорошо выражено в этот период времени [8]. Возвращение формы обучения в виде различных экскурсий и походов способствовало лучшему усвоению материала. Система образования стала главным исполнителем и балансодержателем детских оздоровительных лагерей. Меняются формы и методы работы с детьми.

Из перечня нормативов, разработанных к 2002 году, можно сделать вывод, что государство заинтересовано в развитии направления детских лагерей. Не стоит забывать о самой образовательной программе. Кадры, составляющие ее, должны не только разбираться в своей дисциплине, но и уметь преподнести материал в интересной, понятной для детей форме. Поэтому расширяется материальная база за счет большого числа новых методических указаний и рекомендаций по ведению образовательной деятельности в таких лагерях.

2016 – настоящее время. Современные лагеря

В настоящее время детские лагеря Европы занимают лидирующие позиции. В них другой подход к времяпровождению детей, отдых здесь похож на отдых в отеле «все включено». Дети могут свободно передвигаться по территории, могут сами выбрать, чем им заниматься. В то же время есть мероприятия, которые нужно посещать всем, но жестких требований на этот счет нет. За отдельную плату ребята выезжают на экскурсии. Средняя продолжительность смены – 14 дней. Двухнедельный отдых в Болгарии или Турции, в отеле 3-4 звезды, с обычной развлекательной программой сопостави́м по цене со стоимостью путевки узкопрофильного лагеря в России.

Эффективным стало строительство Молодежного центра в Роскилле, Дании. Ключевой задачей было изменение функционального назначения здания с сохранением общего вида в целом. Так из рыбацких помещений появился молодежный центр, который является любимым местом подростков. Здесь возможно проведение кинопоказов, концертов, спортивных мероприятий.

Количество детских лагерей в России, отвечающие современным требованиям и мировым тенденциям (в архитектуре, объемно-планировочном, цветовом и т.д. решениях) – единицы, большинство либо закрыты, либо не подвергались реконструкции с 1970-80-х годов.

К числу проектов, подвергшихся серьезной модернизации и реконструкции, можно отнести Всероссийский детский центр «Океан», Международный детский центр Артек. При модернизации и реконструкции был обновлен уже имеющийся жилой фонд, построены новые современные жилые и общественные корпуса, введены новые образовательные пространства как крытые, так и открытые (на свежем воздухе), учтены современные потребности маломобильных групп граждан (согласно современным нормативам), повышены условия безопасности на территории лагерей и пр.

По итогам исследования истории возникновения и проектирования детских лагерей отдыха можно выявить следующую их эволюцию: первоначальной единицей лагеря является жилой малоэтажных сельский дом периода второй половины XIX века, который с течением времени преобразуется в лагерь XXI века, представляющий собой сложную градо-архитектурную композицию, включающую гражданские здания всех типов и урбанизацию территорий прилегающих к зданиям. Независимо от страны можно привести общую классификацию детских оздоровительных лагерей [2]. По месту размещения можно выделить:

По видовому разнообразию и объемно-планировочному решению выделяются:

  1. Спортивно – оздоровительные лагеря. Эта подгруппа лагерей одна из самых больших как по количеству лагерей этого типа в мире, так и по востребованности в современном обществе на данный момент. Их цель – помощь, как юным спортсменам, имеющим уже опыт занятий тем или иным видом спорта, так и новичкам в получении новых или совершенствовании уже имеющихся спортивных навыков. В зависимости от тематики их можно подразделить на группы:

  2. Скаутские. Это подгруппа спортивно-оздоровительных лагерей, которые находятся в ведомстве скаутских организаций. Дети на период каникул становятся скаутами и следуют правилам внутреннего распорядка данных организаций. Эти лагеря ничто иное, как модернизированные первые скаутские лагеря (рис. 6).

    а) б) в) г)

    Рис. 6. Современные скаутские лагеря: а) архитектура корпусов лагеря; б,в) музейная комната; г) учебный класс

    Объемно-планировочная схема скаутских лагерей также не сильно претерпела изменения с появления первых лагерей данного типа, она лишь слегка модернизировалась и обросла удобствами, но сохранила схему палаточного или коммунного типа.

  3. Туристские. К этой подгруппе относятся лагеря палаточного типа, включающие в себя различные виды туризма (водный, пеший, горный) и краеведческие с применением полученных туристских знаний, навыков.

  4. Спортивные. Эти лагеря позволяют детям укрепить свое здоровье, физическое состояние. Часто педагогами являются тренеры местных команд, которые помогают юным спортсменам совершенствовать свои навыки. Объемно-планировочная схема спортивных лагерей гораздо сложнее, она может сильно отличаться по видам спорта, своя она для лагерей общеразвивающих спортивных с необходимым комплексам зданий и сооружений под то или иное направление спорта. На текущий момент объемно– планировочная схема спортивных лагерей ещё недостаточно изучена, она постоянно находится в состоянии развития.

  5. Санаторные лагеря. Их деятельность направлена на помощь детям в восстановлении как физического, так и психического здоровья. К этой категории также относятся специальные лагеря для лиц с ограниченными возможностями. Штат таких лагерей состоит в основном из медицинских работников, которые с помощью физиотерапевтических и других лечебных процедур, с помощью медицинского оборудования, позволяют ребенку в максимально короткий срок реабилитироваться после перенесенного заболевания. Ввиду появления в последнее время ряда новых нормативов как для маломобильных групп граждан, так по оздоровительным и санаторным учреждениям, необходим серьезный пересмотр объёмно-планировочного решения санаторных лагерей.

  6. Образовательные лагеря. Образовательные лагеря ориентированы развитие и совершенствование умственных способностей детей. К этому виду относятся курсы при колледжах и институтах, которые помогают приобрести навыки и знания, необходимые для дальнейшего поступления [1]:

  7. творческие (рис. 7) – развивают творческие способности детей в музыке, танцах, изобразительном искусстве. Они рассчитаны на ребят как с уже имеющимися навыками, так и с их отсутствием.

    а) б)

    Рис. 7. Образовательные лагеря: а) учебная аудитория; б) музыкальный класс

  8. религиозные лагеря. Основной акцент в таких лагерях делается на религиозном воспитании, реализации программ по развитию толерантности, которые предназначены для детей любого вероисповедания. Как и во всех лагерях, в них так же предусмотрены спортивные мероприятия, кружки и студии.

  9. языковые лагеря (рис. 8). Специфика данных лагерей – изучение иностранного языка с максимальным погружением в языковую среду. Располагаются лагеря в тех странах, где изучаемый язык является основным для населения. С ребятами занимаются опытные преподаватели, которые делают акцент на грамматике, лексике, правильном произношении и построении фраз. В результате такой работы за короткий срок дети адаптируются к необходимой им языковой среде.

    а) б)

    Рис. 8. Языковые лагеря: а) многофункциональная комната; б) лингвистический класс

  10. научные лагеря. Таких лагерей на данный момент не так много, но это направление является перспективным. В эти лагеря сложно попасть, однако все расходы на себя обычно берут некоммерческие организации. Подобные лагеря существуют по различным востребованным научным направлением, их основной особенностью является возможность для детей посещать лекции ведущих специалистов, научных деятелей и применять полученные знания на практике под руководством специалистов-педагогов.

Время не стоит на месте, современные тенденции задают ритм развития детских лагерей, появляются все новые и новые их разновидности, соответственно, модернизируется и усложняется их объемно-планировочное решение, которое будет отвечать запросам и направленности того или иного лагеря. В системе детского отдыха России были и остаются проблемы:

Эти проблемы не являются новыми, и многие политические и общественные деятели уже неоднократно высказывались по этому поводу. 31 мая 2017 года на совещании с организаторами детского отдыха в деревне Горки Московской области председатель правительства России Д.А. Медведев отметил, что в нашей стране отсутствует программа развития системы детского отдыха. Так же было подчеркнуто, что действующих лагерей, отвечающих всем требованиям времени – единицы [6].

В настоящее время наблюдается тенденция уменьшения количества лагерей длительного пребывания и количества отдыхающих в них детей. По данным Министерства просвещения, в 2018 году в летних лагерях отдохнуло 7 миллионов детей, что составляет лишь половину от численности детей школьного возраста. Одновременно со снижением количества детских лагерей длительного пребывания увеличивается число лагерей дневного пребывания (рис. 9). О проблеме увеличения количества лагерей дневного пребывания высказался Б.В. Грызлов: согласно данным Роспотребнадзора за период 2010 года лагеря смогли посетить более 6 миллионов детей, однако увеличение количества детей связано с увеличением лагерей дневного пребывания, которые не были и не смогут стать заменой загородным лагерям.

Рис. 9. Диаграммы количества детских оздоровительных лагерей (тыс.) и детей, отдохнувших в них (млн.)3

Многие лагеря находятся в плохом состоянии из-за отсутствия финансирования (рис. 10). Некоторые детские оздоровительные лагеря на территории России просто закрыты из-за отсутствия финансирования, не соответствия нормам СанПин4, современным потребностям общества. Вновь проектируемые лагеря так же сталкиваются с проблемой отсутствия действующей нормативной базы, охватывающей нормы проектирования, начиная от планирования территории и выбора земель и заканчивая внутренней планировкой помещений и инженерных систем в целом.

Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод о необходимости пересмотра действующей и принятию новой (с расширением терминологической базы и трактовок) нормативной документации по проектированию детских оздоровительных лагерей, соответствующих современным потребностям общества.

Рис. 10. Современное состояние детских лагерей – Московская область, пионерский лагерь «Ромашка», 2018 год

3 Данные Росстата. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/37313

4 СанПиН 2.4.4.3155 – 13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

Литература

  1. Ажгихин С.Г. Структура детских оздоровительных лагерей / С.Г. Ажгихин, В.В. Трубоба, А.А. Денисенко // Электронное периодическое издание «Аллея науки»: alleyscience.ru/domains_data/ files/2017November/ STRUKTURA%20DETSKIH%20 OZDOROVITELNYH%20 LAGEREY.pdf.

  2. Ажгихин С.Г. Детские лагеря: виды и классификация / С.Г. Ажгихин, В.В. Трубоба // Электронное периодическое издание «Аллея науки»: alleyscience.ru/domains_data/ files/2017November/ DETSKIE%20LAGERYa%20 VIDY%20I%20 KLASSIFIKACII.pdf.

  3. Ажгихин С.Г. Особенности функционального зонирования при проектировании детских лагерей / С.Г. Ажгихин, А.А. Денисенко, В.В. Трубоба // Синергия наук. – 2017. – № 18. − С. 1294-1298.: http://synergy-journal.ru/archive/article1415.

  4. Гаврилов Д.И. Проектирование и строительство пионерских лагерей. – М., 1953. – 47 c.

  5. Томакова И.А. Экономические и социальные аспекты развития детских лагерей отдыха / И.А. Томакова, Ю.А. Хорохордина // Электронный научно-теоретический гуманитарный журнал «Духовная ситуация времени. Россия ХХI век»: https://elibrary.ru/download/elibrary_27710686_24084145.pdf .

  6. Торшин В.Н. Теория и практика организации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей / В.Н. Торшин, М.Н. Поволяева, С.А. Коваль. – М.: ООО «Новое образование», 2011. – 120 с.

  7. Vil Panos N. Dzelepy «Villages d’enfants». – Paris. – S. 22-23.

  8. Kin Trauzettel H. Kinder – und Jugendeinrichtungen fur unsere Wohngebiete. – Vena, 1962.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.