elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

О пространственном смысле волюты

Н. Л. Павлов

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Построение алтарей-жертвенников в разных традициях древности рассмотрено с точки зрения их ориентации по сторонам света. Показано, что в средиземноморской и других традициях ориентация жертвенников наверх, к небу развилась в разнообразные смысловые системы построения волюты.


В мировой культурной традиции существует несколько вариантов ориентации алтарей. Алтарь-жертвенник изначально направлен в небо, туда, куда возносится жертва, адресованная небесным предкам и богам, представленными самим Небом, Солнцем, Луной, звездами, или просто обитающими под небосводом или над ним. В русском языке сам процесс жертвоприношения соотносится с приставкой воз– (вос-), ориентирующей действие вверх: воз-жигание, воз-ложение, воз-лияние. Эта же приставка характеризует отношение к чему-то земному, но сакральному, к тому, что подлежит подъему на небеса: воз-несение, вос-хваление, воз-движение и т.п.

В тех, относительно несложных случаях, когда простой ритуальный жертвенник не указывает прямую ориентацию в зенит неба, он ориентируется в ту сторону света, которая в данной культурной традиции соотносится с верхом, с небом. Так в северных регионах где главным божеством выступало далекое южное солнце желобок для стока жертвенных возлияний ориентирован на юг.

В Индии, где индуизм наиболее широко представлен шиваитской традицией желобок алтаря-жертвенника ориентирован на север – туда, где за Гималаями, в Тибете, на горе Кайласа,3 в окрестностях которой берут начало великие реки Индостана, восседает бог Шива (рис. 1а,б,в,д). Вместе с супругой Парвати (Горной) он определяет подачу воды-жизни для миллиарда жителей Непала, Индии, Пакистана и Бангладеш. Храмы Шивы ориентированы алтарем на восток, а устьем жертвенника – на север (рис. 1г). В санскрите «север» и «верх» определяются одним и тем же словом – «уттар».

3 От санскритского «калаша» – сосуд (прим. автора).

а) б)

в) г)

д)

Рис. 1. Непал, Индия: a, б, в) простейший камень-жертвенник и алтари Шивы; г) храм Кандхарья Махадева в Кхаджурахо; д) музей в Катманду. Шива и Парвати (Горная) восседают на горе Кайласа у истоков великих рек Индостана

В древнеегипетской традиции жертвенники ориентировались устьем на ту сторону света, которая соотносилась с местонахождение или явлением божества. Так солнечные алтари ориентировались преимущественно на восход или на полдень. Жертвенники заупокойного культа преимущественно на запад. В позднее время верхние плиты жертвенника, на которых было наглядно представлено руководство по проведению процедуры, можно было легко сориентировать в нужном направлении (рис. 2a).

Большие жертвенники ацтеков, на которых приносили в жертву солнцу человеческие сердца, ориентировались устьем на зенитное солнце (рис. 2б).

а) б)

Рис. 2. Жертвенники: a) Древний Египет. Верхняя плита жертвенника; б) Древняя Мексика, храмовый алтарь-жертвенник ацтеков

Во многих традициях устье, указывающее направление жертвенного приношения изображалось чисто формально (рис. 3a,б).

В быту самых разных народов в качестве жертвенников часто использовались средства производства, те из них, с помощью которых создавалось главное благо – пища: терки, мельничные круги, давильни доски для масла и виноградного сока (рис. 3в).

а) б) в)

Рис. 3. Жертвенники: a) Древняя Мексика, верхняя плита жертвенника майя; б) Древний Рим, верхняя плита жертвенника; в) терки и давильни

Но, главной ориентацией жертвы возложенной на алтарь оставался зенит неба. И эта тема наиболее ярко разработана в алтарях Средиземноморья и Ближнего Востока.

Уже в VI-V тысячелетии до н.э. в Чаттал Хуюке на изображениях башен для «небесного погребения» видны загнутые кверху края площадки для трупоположения. Очевидно, как и в большинстве культурных традиций, здесь подразумевалось, что душа покойника отлетает вверх – на небо, куда ориентирована вся башня и загнутые края верхней площадки. Тело расклевывалось священными птицами – грифами. Нельзя исключить, что оно фигурировало как своеобразная жертва богам (рис. 4a). Кости, очищенные птицами, солнцем, дождем и ветром, захоранивались в землю в специальном ящике – оссуарии или в сосуде.4

4 Традиция «небесного погребения» продолжала развиваться в каменных башнях – «дахнах» в Древней Персии в зороастризме и сохранилась до нашего времени у парсов – зороастрийцев, бежавших от исламизации из Ирана в Индию, в Бомбей (сегодня Мумбай) (прим. автора).

В Ветхом Завете во Второзаконии [Исх. 27.1-2] Бог прямо диктует Моисею: «1. И сделай жертвенник из дерева ситтим .... 2. И сделай роги на четырех углах его ...». Ветхий Завет, зафиксировавший в тексте раннюю традицию, буквально описывает алтарь-жертвенник Древнего Крита (рис. 4б). Тема жертвенника для воскурений с выступающими по углам столбиками присутствует в современной реконструкции, выполненной по тексту Торы (рис. 4в). Жертвенники, на которых в той или иной интерпретации присутствуют ветхозаветные «роги», наблюдаются в самых разных культурных традициях (рис. 4г).

а) б)

в) г)

Рис. 4. «Рогатые» жертвенники: а) Чатал-Хююк VI-V тыс. до н.э., башня «небесного погребения»; б) Древний Крит, изображение храмового алтаря; в) современная Тора, реконструкция жертвенника для воскурения; г) бронзовый походный алтарик древних кочевников Великой степи

К середине I тысячелетия до н.э. в Средиземноморье и на Ближнем Востоке на алтарях– жертвенниках форма «рогов» начинает эволюционировать. Наблюдается их постепенное «скручивание».

а) б) в)

г)

Рис. 5. Античная Греция: а) жертвенный бык у рогатого алтаря; б) семейный вотивный алтарик; в) алтарь-жертвенник перед ксоаном; г) Месопотамия, алтарь-жертвенник

Полноценная двойная волюта утверждается в ионических капителях и на больших античных алтарях Малой Азии. Термин волюта может считаться одним из наиболее корректных терминов, описывающих пространственный смысл определенной архитектурной формы. Он восходит к латинскому «voluto» – катить, катать, вращать [2, С.832-833].

В пространственном отношении волюта очевидно соотносится с представлениями о развертывании и свертывании.

В природе процесс развертывания наглядно представлен развертыванием ростка и, особенно ярко, листьев папоротника, раковиной улитки, хоботом слона, щупальцами спрута, спиральным свертыванием тела змеи перед броском и другими явлениями (рис. 6д,е,ж). Архаические изображения волюты наглядно представляют её потенциальное развертывание.

На углах жертвенника большого античного алтаря аканф указывает направление вознесения жертвы вверх, на небо и все еще сохраняет форму рога. Вместе с ним волюта, «расстеленная» на алтаре, наглядно предъявляет потенциал своего собственного развертывания вверх, к богам (рис. 6a,б,г).

Сочетание волюты на алтаре с ионической капителью в алтарной колоннаде создает достаточно четкое представление о смысле и назначении всего алтаря. Волюта на алтаре развертывается вверх и адресует жертву на небо. Волюта ионической капители развертывается вниз, демонстрируя ожидание ответной небесной благодати. Направление истечения этой благодати с неба на землю указывают и каналы каннелюр. Статуи богов размещенные в колоннаде выступают и как свидетели свершившегося акта жертвоприношения, и как гаранты ответного небесного воздаяния (рис. 6a,б,в).

а) б) в)

г) д) е) ж)

Рис. 6. Волюта на алтарях и капителях, в растительном и животном мире: a, б) Магнесия на Меандре, алтарь Артемиды, общий вид и угловая волюта жертвенника; в) ионическая капитель; г) Самос, архаическое святилище Геры, угол алтаря; д, е, ж) спиральное развертывание папоротника и ископаемого моллюска

Та же система, что присутствовала в большом предхрамовом алтаре, характерна и для структуры самого храма. На алтаре-жертвеннике внутри ионического храма в присутствии статуи бога ему приносится жертва ориентированная на небо. Процесс истечения ответной небесной благодати демонстрируется внешнему миру потенциальным развертыванием волюты и каналами каннелюр в колоннах периптера окружающего храм (рис. 7a,б).

Большой алтарь-жертвенник перед храмом и сам храм построены по общей смысловой системе: волюта на алтаре ориентирует жертву на небо, волюта ионической капители представляет ожидаемое от неба истечение ответной благодати (рис. 7в).

а) б) в)

Рис. 7. Храм Артемиды Левкофриены в Магнесии на Меандре: a) план; б) фасад (реконструкция); в) алтарь и храм (реконструкция)

С такой позиции становится понятным смысл целого ряда архаичных структур, обычно объясняемых с процессом эволюции материалов и технологий строительства. Например, прорастающие из колонны вверх волюты архаичных эолийских капителей (рис. 8б)5. Выстроенный перед алтарем единственный ряд колон указывал направление вознесения жертвы – вверх, на небо. Важность такой ориентации подчеркивается и центральным размещением этого единственного ряда колонн в пространстве храма, и «второстепенным» размещением самого алтаря у боковой стены (рис. 8в).

Можно предположить, что ожидание ответной благодати неба представлено в капители двойной чашей из лепестков. Из верхней, малой чаши, обращенной в небо, прорастает окольцованная валиком двойная волюта. Нижняя, большая чаша раскрывается над землей, представляя небесную защиту, а, возможно и раскрывающуюся сверху вместе с ней небесную благодать. Не исключено так же, что центральный ряд из семи колонн, представляет моление о полноте жизни. Число семь во многих культурных традициях представляет полноту земной жизни [4, C.84-86].

Другой пример – капитель так называемого Трона Аполлона в Амиклах. Здесь четыре односторонние, развертывающиеся вниз, горизонтальные волюты представляют в фронтальном варианте власть и благодеяния солнечного бога, простирающиеся на все четыре стороны света [4, С.70-74] (рис. 8г).6

5 Вертикально развертывающиеся волюты отмечены на углах алтаря архаического храма Геры на Самосе (рис. 8a).

6 А.Ф. Лосев цитирует античные эпитеты, характеризующие атрибуты, которые представляют власть Аполлона, простирающуюся на все четыре стороны света: «Никакой Аполлон не является истиннее того, которого лакедемоняне соорудили с четырьмя руками и четырьмя ушами, поскольку он явился таковым для тех, кто сражался при Амикле, как говорит Сосибий», «Аполлон четырехугольный» и т. п. [3, С. 308 и далее; 8, С.368] (прим. автора).

а) б) в) г)

Рис. 8. Архаические формы волюты: а) Самос, архаический храм Геры, угол алтаря; б,в) Неандрия, архаическая капитель и план храма; г) трон Аполлона в Амиклах, Капитель

В классической и поздней античной традиции тема волюты широко использовалась в структуре храмовых алтарей (рис. 9в), алтарей-надгробий (рис. 9б,г), и вотивных сосудов (рис. 9a). Во всех случаях волюта, развертывание которой направлено вверх, в небо представляет обращение к богам – с жертвоприношением или без него, а в случае надгробного алтаря еще и обращение души покойного на небо.

а) б) в)

г)

Рис. 9. Античная Греция: а) вотивный сосуд; б) алтарь-надгробие; в) Античный Рим, Помпеи, алтарь храма Веспасиана; г) надгробие с алтарем

В Индии в ранней буддийской традиции обращение к небу развертывается тремя волютами на воротах ступы в Сангхе.7 Волюты раскрывают к небу одну из главных основ буддизма: три великие защиты: сангха (община), дхарма (закон) и Будда (боддхи – просветление) (рис. 10a). В храмовых капителях изливающаяся сверху небесная благодать представлена не геометрически выстроенными волютами, как в Античной Греции, а развернутыми к земле струями, потоками растительной жизни (рис. 10б,в). В стране, где дожди бывают только в сезон муссонов, жизнь людей и животных полностью зависит от обилия растительной пищи, наступающего в середине лета с приходом дождей.8

7 Общепринятое в британской традиции наименование «ступа Санчи», «ступа в Санчи» образовалось в результате неправильной транслитерации буддийского термина «сангха» – община. Местность, в которой находится монументальный культовый комплекс III-I вв. до н.э., получила собственное имя по своему назначению – центральной на то время буддийском общины – Сангхи. (Прим. автора).

8 Множество гимнов Ригведы, содержащих моление о дожде, обращение к Варуне – божеству небесных вод, сформулированы как традиционное моление о пище: «Дай нам пищу, о Варуна» [7, тт. I-III] (прим. автора).

а) б) в)

Рис. 10. Индия: a) Восточные ворота большого ступы в Сангхе; б, в) капители пещерных храмов

Во многих традициях ожидание ответной небесной благодати представлено волютой, развертывающейся с алтарного подиума вниз к поверхности земли. В Императорском Риме в вехнем замке свода триумфальной арки вертикальная волюта развертывается в разные стороны. За спиной фигуры обожествленного императора волюта развертывается вверх, олицетворяя его личный контакт с небом. Нижний виток волюты демонстрирует развертывание ниспосланной свыше благодати по земле у подножия его царственной фигуры (рис. 12б). Примерно в то же время волюта в виде условной консоли стала помещаться под карнизом храмов и других имперских зданий (рис. 12в). В этом случае можно предположить, что ее верхний, больший, свернутый вовнутрь виток, соотносился с самим сакрализованным имперским зданием. Меньший, внешний виток, развертывающийся над площадью, над римским народом, мог представлять направление истечения божественной благодати по тому же принципу, что и волюта, развертывающаяся с подиума алтаря-жертвенника по земле (рис. 11).

а) б) в) г)

Рис. 11. Волюта с алтаря развертывается по поверхности земли: a) Античная Греция, алтарь Посейдона на мысе Монодендра; б) Италия, алтарь этрусков; в) Шри-Ланка, алтарный подиум; г) культура майя, подиум трона бога

В тех традициях, где император почитался богом, волюта развертывается в вертикальном направлении вверх и вниз. В Древней Персии в главном приемном зале царского дворца в Персеполе пять двойных волют, венчающих колонну с каждой из четырех сторон света, демонстрируют потенциальное развертывание вверх и вниз и тем самым представляют постоянную связь божественного царя с верховным божеством – Ахура-маздой. Размещение волют по четырем сторонам света утверждает власть божественного царя, освященную связью с верховным божеством и простирающуюся на все четыре стороны света (рис. 12a). Для самых разных великих империй от фараонов Древнего Египта и до Чингиз-хана характерен стандартный эпитет – «Владыка всех четырех сторон света» [4, С.70-74].

а) б) в)

Рис. 12. Имперские интерпретации волюты: a) Древняя Персия, Персеполь, капитель главного приемного зала царского дворца; б) Императорский Рим, волюта в замке триумфальной арки; в) волюта под карнизом

В новое время, в позднем Ренессансе и Барокко, которые связанны с эпохой контрреформациии, волюта, чаще всего двухсторонняя, представляется как элемент построения фасада. В одних случаях, как например на фасаде иезуитской церкви, верхний ее виток можно истолковать как общее обращение к Богу, а нижний виток как ответное развертывание вовнутрь храма, «для избранных» (рис. 13a).

В других случаях, еще в эпоху Ренессанса двойная волюта предстала как завершение фронтона над входными порталами и окнами. В таком виде волюта наглядно представляет раскрытие в небо пространства фронтона, который в свою очередь представляет внутреннее пространство здания (рис. 13б,в). И здесь, в эпоху драматической борьбы католической церкви с реформацией, такой разорванный фронтон воспринимается в духе эсхатологических настроений исходящих от Апокалипсиса Иоанна Богослова: «И небо скрылось, свернувшись как свиток»9 В более поздние эпохи волюта постепенно приобрела характер архитектурного декора.

а) б) в)

Рис. 13. Поздние интерпретации темы волюты. Италия: a) Виньола, Церковь Иль-Джезу; б,в) волюта в завершении фронтона портала и окна

В традиционной русской архитектуре волюта появляется в XVII веке. В России это время, так же как и в Италии связано с борьбой религиозных течений, в нашем случае – с расколом русской православной церкви. В русском зодчестве, так же как и в Италии, волюта, соотносится с драматической темой разорванного фронтона над порталом или над окном. Но здесь тема волюты приобретает несколько иной оттенок. Волюты фронтона раскрываются в небо для молитвы, представленной изображением библии, часовни, или другими, изобразительными или условными предметами (рис. 14a,б). Такой вариант трактовки драматически разорванного фронтона может быть соотнесен с другим важнейшим событием того же Апокалипсиса: «И увидел я отверстое небо».10 Со временем, к концу XVII века тема волюты в составе фронтона развертывается в сложные композиции, смысл которых еще предстоит расшифровать (рис. 14в,г).

9 Павлов Н.Л. Разорванный фронтон. Разорванный фронтон. К вопросу о доминировании вертикальной темы в культовой архитектуре // Наука, образование, экспериментальное проектирование: материалы международной научно-практической конференции. – Т. 1. – М., 2011. – С. 208-210.

10 Там же.

а) б) в)

г)

Рис. 14. Россия: a) музей Кижи, фронтон окна крестьянской избы; б) Рязань, Успенский собор, фронтоны окон западного фасада; в) Солотча, церковь Святого Духа, фронтон окна северного фасада; г) Москва, церковь архангела Гавриила (Меньшикова башня), обрамление портала входа

С приходом петровской эпохи, ориентировавшейся на европейское барокко, архитектурная тема волюты заимствуется и интерпретируется в самых различных вариантах. Чаще всего она трактуется как «украшение», весьма далекое от первоначальной формы и, тем более от первоначального смысла.

Источники иллюстраций:

Рис. 1 a, б, в, д) фото автора; г) [10]. Рис. 2 a) фото автора; б) [5].

Рис. 3 а, б) фото автора; в) [5]. Рис. 4. а) [6]; б, в) [5]; г) [8].

Рис. 5 а, б, г) [5]; в) [6].

Рис. 6 a, б, в, г) [1]; д, е, ж) [6]. Рис. 7 a, б, в) реконструкция по [1] Рис. 8 а, б, в, г) [1].

Рис. 9 а, б, г) [1]; в) фото автора.

Рис. 10 a) [9]; б, в) [10].

Рис. 11 a) [1]; б) архив автора; в) [5]; г) фото автора. Рис. 12 а, б, в) [1].

Рис. 13 a, б) [5].

Рис. 14 a, б, в, г) фото автора.

Литература

  1. Всеобщая история архитектуры. – Т. 2. Архитектура Античного мира. Греция и Рим / Под ред. Маркузон В.Ф. – М.: Стройиздат, 1973. – 712с.

  2. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М.: РУССКИЙ ЯЗЫК, 1986: https://cloud.mail.ru/public/QyuK/6xX1RLHPp

  3. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М.: Мысль, 1996. – 975с.

  4. Павлов Н.Л. Числовые ряды. Природные истоки ритмических построений в традиционной архитектуре // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №4(41). – С.68-87: https://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/PDF/AMIT_4(41)_2017.pdf

  5. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 359с.

  6. Павлов Н.Л. Архитектура. Введение в профессию. – М.: Архитектура-С, 2018. – 471с.

  7. Ригведа. – Т. I-III / Под ред. Т.Я. Елизаренковой. – М.: НАУКА, 1999. – 481с.

  8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 607с.

  9. Bussagli M. 5000 Years of the Art of India / M. Bussagli, C. Sivaramamurti. – N.Y.: Bombay, 1974. – 335s.

  10. Fergusson J. History of Indian and Eastern architecture / J. Fergusson, J. Burgess. – Vol. 1. – London, 1910. – 450s.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.