elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Представление круговорота воды и круга земной жизни в архитектуре античного храма

Н. Л. Павлов

Аннотация

На примере храмовой архитектуры Античной Греции рассмотрен ряд многообразных представлений о круговороте воды природе, о природных и календарных временны́ х циклах, о цикле жизни, о реальной и легендарной истории. Показано как эти представления сформированы в общей структуре храма, в отдельных архитектурных формах, в элементах декора и в цветовых решениях.


Античный храм содержит сложную многоплановую систему представлений об устройстве вселенной в целом и о разных аспектах этого устройства, о пространстве и времени, о природных и календарных циклах, об истории легендарной и реальной, а также целый ряд других представлений. Здесь рассмотрены только некоторые из этих представлений, воплощенных в архитектуре храма.

Приступая к рассмотрению, мы должны констатировать две исходные позиции. Во-первых, в традиционной архитектуре, в отличие от архитектуры современной, ни одна архитектурная или «декоративная» деталь, ни один расклад камней, ни одно цветовое пятно не были случайными. Модный сегодня авторский произвол был исключен. Нарушение жестоко наказывалось. Развитие в русле традиции поощрялось. Каждая деталь несла в себе определенный, хотя и не всегда осознанный, тот или иной аспект смысла, включенного в общую смысловую систему храма.

Во-вторых, и в частности, не стоит забывать – тот, теперь уже неоспоримый факт, что античные храмы были многоцветно расписаны. Особенно ярко и многообразно такая роспись была представлена в Парфеноне. На полупрозрачный пентелийский мрамор наносилась специальная восковая краска, и мрамор приобретал теперь уже расцвеченную глубину3. Совершенно естественно, что это цветовое решение вместе с формой архитектурных деталей, их размещение и построение «ритмических» рядов имело глубокий смысл.

Для начала отметим, что очевидные для всякого представления о круговороте воды в природе и связанные с ним представления о течении времени известны во многих традиционных культурах [4]. Одним из самых древних представлений было представление о вертикальном, божественном истечении времени с неба, сверху вниз, вместе с дающей жизнь божественной благодатью. Эта благодать изливалась с неба двумя потоками, составляющими основу растительной, животной и человеческой жизни – вертикальными потоками воды и солнечного света.

В антаблементе ордера Парфенона истечение небесных вод представлено окрашенными в синий цвет – в цвет воды – капельками под мутулами (дощечками) карниза и под тениями (полочками) под фризом. В колонне вертикальное струйное течение представлено каналами каннелюр. Вертикальный отсчет времени представлен в колоннах, состоящих из 12 каменных барабанов – в солнечном годе 12 лунных месяцев (рис. 1а,б,в).

а) б) в)

Рис. 1. Парфенон: а) триглифы и мутулы 4; б) дорическая колонна: каннелюры; в) колонна, сложенная из 12 барабанов

3 Техника восковой росписи называется энкаустика. Специальный воск и сегодня используется для достижения прозрачной глубины в гладкой каменой облицовке (примечание автора).

4 Здесь и далее оттенок и интенсивность цвета даны автором условно, схематично.

На выпусках карнизов – львиные маски. Функционально они выполняют роль водосливов. И действительно, во время дождя вода сливается вниз с языка льва. Но, артикуляция углов рта говорит об их втором, не менее важном смысловом назначении. Раскрытые углы рта, на первый взгляд, естественно соотносимы со свирепым рычанием. Но, помимо рычания, раскрытые углы рта представляют непроизвольное, всасывающее воздух движение5. В таком прочтении львиные маски на карнизе обретают двойное действие. Функционально они служат для сброса с кровли на землю пришедшей с неба воды. А по смыслу они еще и засасывают воду обратно на небо и, по существу, представляют двойной клапан. Роль двойного клапана объясняет смысл их присутствия в замке́ арки – в зените небосвода, откуда поступает небесная благодать – вода [4, с.269-272]. Тема маски в зенитном замке́ неба наиболее изобразительно, нередко почти буквально представлена в индоевропейской и соседних с ней культурных традициях. В санскрите такие маски называются Киртимукха – «Уста Славы» (рис. 2).


а) б) в)


г) д) е)
Рис. 2. Маска Киртимукха в индоевропейской традиции: а, б) львиный маскарон, Парфенон; в) рельеф Георгиевского собора в Юрьеве Польском, Россия; г) арка с замковым камнем, императорский Рим; д) тимпан над порталом храма, Непал; е) портал святилища Будды, Ява, Чанди Сари

В ареале, охватываемом культурами соотносимыми с индоевропейской языковой общностью, в качестве средства возвращения воды на небо представлены драконы, забрасывающие естественным движением хобота слона вверх на небо клубы-струи воды – пара [4, с.268-273]. В Парфеноне таких персонажей как будто не наблюдается, но общая схема вертикальной циркуляции воды в античной культуре представлена достаточно наглядно. В целом очевидно, что циркуляция природной воды протекает в вертикальной плоскости6 (рис. 3).

5 Это может проверить каждый на самом себе (примечание автора).

6 Интересно, что сам термин «циркуляция» – из семьи слов «цирк», «циркуль» подразумевает круговое движение, например, движение по кругу на арене того же «цирка» (примечание автора).

а) б) в)

Рис. 3. Круговорот воды в природе и течение времени представлены вертикально: а) песочные часы; б) античные водяные часы – клепсидра; в) Парфенон

Но, когда наступает отсчет календарного времени – времени жизни на земле, построенного на циклах Солнца и Луны, тогда этот отсчет представляется кольцевым циклом в горизонтальной плоскости.

Начнем с простого подсчета архитектурных деталей. Во фризе Парфенона каждый триглиф представляет реальное время – месяц, который в античной традиции состоял из трех декад. Сумма всех триглифов в кольцевом фризе составляет 33×2+15×2 = 96 = 12×8 месяцев, которые представляют священный восьмилетний цикл коррекции календаря, или 12×4 + 12×4 – двум так же сакральным четырехлетним календарным циклам.

Под каждым триглифом, под тенией подвешено шесть капелек. На каждый шаг колонн приходится два триглифа. Две полочки под ними несут 6×2 = 12 капелек, представляющих в каждом пролете солнечных год, состоящий из двенадцати лунных месяцев. Общее количество полочек-тений (17+16)×2+(8+7)×2 = 96 или 48 пар, представляющих 48-летний календарный цикл, опять-таки, кратный и 4 и 8 летним сакральным периодам (рис. 4а,в,г).

Похожая картина представления года в виде 12 месяцев, каждый из которых состоит из трех декад, наблюдается в храме Аполлона в его святилище на острове Делос. Но здесь, в святилище солнечного бога, в каждом из 12 окон 3 декады месяца представлены не тремя дощечками – триглифами, а тремя узкими проемами. В 6×3 = 18 щелевидных проемов утреннее солнце проникает в храм на восходе с востока. В 6×3 = 18 проемов заходящее солнце проникает в храм на закате с запада (рис. 4б).

Теперь обратимся к мутулам – дощечкам под карнизом, под каждой из которых подвешено 3×6 = 18 капелек, представляющих 6 месяцев по три декады. Здесь, опять– таки, каждый шаг колонн соотносится с годом – 6×2 = 12. Количество мутул под карнизом вокруг всего храма равно количеству триглифов. (17+16)×2+(8+7)×2 = 96, или 48 пар, представляющих все тот же 48-летний календарный цикл, кратный и 4 и 8 сакральным циклам. И, если капли под фризом представляют этот цикл в месяцах, то капли под карнизом представляют его же, но только в декадах дней (рис. 4а,в,г).

а) б) в)

г)

Рис. 4. Кольцо триглифов и мутул с каплями, представляющими календарные годы в декадах и в месяцах: a) Парфенон, капли под фризом и под карнизом; б) храм Аполлона («Портик Быков») на острове Делос; в, г) Парфенон, фасад и план

В результате складывается картина, состоящая из двух развитых архитектурных тем, отмеченных синим цветом – цветом неба и воды: темы вертикальной циркуляции воды– времени в природе и темы горизонтальной циркуляции реального времени земной жизни.

Теперь рассмотрим еще одну развитую архитектурную тему, отмеченную красным цветом – цветом крови, олицетворяющим человеческую жизнь. Начнем с красного фона метоп. Горизонтальное кольцо метоп по всему периметру храма представляет серию важнейших эпизодов из легендарной человеческой истории: битву греков с амазонками, лапифов с кентаврами и т.д. (рис. 5в, 6a). Здесь надо заметить, что в Античной Греции эта «легендарная история» воспринималась как реальная. Все обучение истории строилось на текстах Гомера, которые представлялись основополагающей исторической энциклопедией. Вспомним, что Александр Македонский считал себя потомком легендарного гомеровского Ахилла.

В красный цвет – цвет крови – были окрашены горизонтальные тяги фриза и карниза, окольцовывавшие весь храм (рис. 5в, 6а). Наконец, в красный цвет были окрашены три кольцевые прорези на колоннах под капителями, а в других случаях – три полочки под эхином, известные как «ремешки» (рис. 5а,б). Ранее было показано, что эти три прорези у индоевропейцев представляют три божественные петли, затягивающиеся и расслабляющиеся на горловине вселенной, пропускающие с неба на Землю воду-жизнь, необходимую для всего живого и, конечно, для людей [4, с.283-285]. В Ригведе целый ряд гимнов включает обращение к божеству небесных вод Варуне:

Вверх – верхнюю петлю отпусти нам,
Посреди среднюю петлю расслабь,
Вниз – нижние, чтобы мы жили!

Ригведа 1.25.21 [5].

а) б) в)
Рис. 5. Парфенон: a, б) капитель, фасад и план; в) угол антаблемента

В результате тема «круга земного»7 человеской жизни оказывается представленной и «историческим» кольцом метоп, и кольцами горизонтальных тяг фриза и карниза, и кольцом периптера, состоящего из колонн, окольцованных врезанными пазами для божественных петель, регулирующих подачу на землю воды-жизни по каналам каннелюр.

7 Сравните с представлениями о «круге земном» в скандинавской традиции [6].

а) б)

Рис. 6. Парфенон: а) фасад; б) план

Общечеловеческая традиция опоясывания жилища, а за тем храма и дворца красной полосой, цветом крови, олицетворяющей земную человеческую жизнь, восходит как минимум к неолиту, когда для будущего возвращения покойника к земной жизни его тело посыпали красной охрой (рис. 7а). В средиземноморском регионе пояса из красной охры вокруг жилых домов можно проследить с халколита8 (рис. 7б). В кносском дворце такой «пояс жизни» фиксируется кольцом стен тронного зала, «окольцованными» колоннами и стенами дверных проемов (рис. 7в,г,д).

а) б) в)

г) д)

Рис. 7. Тема красной охры или киновари, опоясывающей здание или отдельную архитектурную форму, представляет кровь как основу жизни: а) архаичное трупоположение с посыпкой красной охрой; б) архаичное жилище эпохи халколита, Кипр; в-д) дворец в Кноссе: тронный зал, колонна, портал, Крит

В поздней Античности мы можем увидеть один из вариантов развития этой темы и в красном круговом цоколе помпейской виллы, и в сплошной кольцевой окраске стен форума (рис. 8a,в). Панели форума с небольшими изображениями в центре чередуются подобно метопам в греческом храме. В помпейских виллах красное «кольцо жизни» окружает уже не саму жизнь, а ее изображение на картине, и потому переносится во фронтальную плоскость. В тех случаях, когда роспись представляет дионисийскую мистерию, движение фигур протекает в плоскости стены единым потоком, независимо от границ панелей стен. В других случаях, когда роспись представляет отдельный эпизод, демонстрирующий глубину пространства, картина окружается красной рамой (рис. 8б,г).

8 Халколит – «медный век» в данном случае IV– III тысячелетие до н.э.

а) б)

в) г)

Рис. 8. Античный Рим. Помпеи: а) фасад виллы; в) Форум (реконструкция); б, г) росписи стен виллы

Тему окольцовывания здания цоколем из темно красного гранита, или проще – окраску его охрой или железным суриком мы можем наблюдать и в современном городе (рис. 9 а,б).

а) б)

Рис. 9. Москва. Середина ХХ и начало XXI века: а) гранитный; б) штукатурный цоколь жилого дома

Источники иллюстраций

Рис. 1. a, б, в, г, д, е) [4].

Рис. 2. a) фото автора; б) [5].

Рис. 3. а, б) [4]; в) [1].

Рис. 4. а, б, в, г) [1].

Рис. 5. а, б) [1]; в) [9].

Рис. 6. a, б) [1];

Рис. 7. a) [4]; б) [8]; в, г, д) [3].

Рис. 8. а, б, в, г) [2].

Рис. 9. а, б) фото автора.

Литература

  1. Всеобщая история архитектуры. – Т. II, книга 1. – М.: ИАА, 1949. – 510 с.

  2. Искусство и история Помпеи. – Florence: Bonechi, 2005. – 128 с.

  3. Логиду-Платонос С. Кносс. Дворец Миноса. Минойская цивилизация. – Афины, 2002. – 96 с.

  4. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 359 с.

  5. Павлов Н.Л. О цветовом представлении природных основ жизни // Светотехника. – 2016. – № 1. – С. 57-60.

  6. Ригведа. – Т. I. // Текст подготовлен Т.Я. Елизаренковой. – М.: Наука,1989. – 767 с.

  7. Стурлурсон С. Круг земной // Пер. с англ. Кузменко Ю.К., Смирницкой О.А., Стеблин– Каменского М.И. – М.: Наука, 1980. – 687 с.

  8. Groft P. Lemba and Kissonerga. – Nicosia, 1999. – 78 s.

  9. Springer A. Die Kunst des Altertums. – Leipzig, 1923. – 608 p.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.