Статья посвящена анализу архитектуры физкультурно-оздоровительных сооружений разных исторических периодов с рассмотрением социально-культурных условий их формирования. Рассмотрены вопросы функциональной, планировочной и пространственной организации физкультурно-оздоровительных сооружений. Это позволило проследить процесс становления и развития данного типа зданий и комплексов с доисторических времен до начала XX века. Выявлены устойчивые во времени архитектурно-конструктивные особенности, общие планировочные принципы и характеристики этих сооружений.
Современные физкультурно-оздоровительные комплексы представляют собой многофункциональные сооружения, сочетающие возможности физического совершенствования, оздоровления, развлечения и общения. Вопрос архитектурного формирования таких комплексов весьма актуален, т.к. сегодня большая часть общества стремится придерживаться здорового образа жизни и активного проведения свободного времени. Для определения направления формирования и выявления устойчивых типологических форм этих архитектурных объектов необходимо изучение их эволюционного развития. Инструментом для изучения закономерностей и особенностей формирования физкультурно-оздоровительных комплексов может стать историко-культурный и историко-архитектурный ретроспективный анализ.
История зарождения и развития физической культуры и спорта как части общечеловеческой культуры связана с эволюцией человека, общества в целом и с постепенным обновлением значимых потребностей людей. Рассмотрение ее этапов развития большинство специалистов начинают с первобытнообщинной эпохи (Л. Кун, Б.Р. Голощапов, В.В. Григоревич, В.К. Пельменев, А.В. Трескин, Н.Ю. Мельникова, М.А. Соломченко, Т.А. Пеленицина и др.). Археологические раскопки и натурные обследования объектов древнего пещерного искусства дают возможность сделать предположения и описать первые занятия физической культурой. Изображения повседневных и ритуальных сцен отражают особую активную деятельность, связанную с охотой, трудом, обрядами посвящения, церемониями обращения к божествам. Осознание зависимости между охотничьими умениями, владением орудиями труда и полученными результатами привело людей к продуманному игровому воспроизведению этих процессов как средству совершенствования своих повседневных навыков. Со временем физические упражнения древнего человека вошли в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры с имитацией трудовых, охотничьих, военных и других действий. Стали появляться специальные площадки для обрядов и культовых игр, в которых участвовали все члены племени или общины.
Физическая культура стран Древнего Востока была связана, прежде всего, с военным делом и являлась привилегией знати и военных сословий. Военная подготовка начиналась с детского возраста и продолжалась на протяжении всей жизни воина. Есть свидетельства о существовании при дворах царей воспитательных домов для детей, в которых обучали верховой езде, бегу, борьбе, стрельбе из лука, метанию копья. В городах Персии существовали общедоступные гимназии – цур-шана («дома силы»), обучение в которых сочетало боевые искусства, художественную гимнастику, силовые тренировки и музыку. Эти гимназии имели закрытые спортивные залы с световым отверстием в потолке, с углубленной восьмиугольной или круглой площадкой-ареной посередине, подиумом по периметру для зрителей, секцией для музыкантов и борцов [1]. Появились специальные школы подготовки танцовщиц для храмовых праздников, обучение в которых основывалось на гимнастических и танцевальных упражнениях. Занятия физкультурой и спортом стали практиковаться в школах для мальчиков, готовивших чиновников и жрецов. Появилось физическое воспитание женщин в знатных семьях. Таким образом физические упражнения и игры стали доступны широким слоям населения, что обусловило появление не только специальных помещений и площадок, но и специальных зданий для этих целей.
На другом конце света древние индейцы на протяжении нескольких тысячелетий играли в совмещенную с ритуалами спортивную игру на специальных площадках, которые известны сегодня как «стадионы для месоамериканской игры в мяч» [2]. Это тип каменного или каменно-земляного сооружения, ориентированный по сторонам света, имеющий ограждение и места для зрителей. Стандартная площадка состоит из прямоугольного игрового поля, окруженного высокими горизонтальными, вертикальными или наклонными каменными стенами (рис. 1). Археологические раскопки показали, что такие площадки различались по размерам и форме. Стены были оштукатурены и ярко раскрашены. На платформах вокруг игрового поля добавляли постройки, использовавшиеся отдельными зрителями в качестве комнат для отдыха. Сочетание соревновательности с ритуальными действами подтверждается рельефными изображениями на стенах и различными вотивными предметами рядом со стадионами.
а)
б) в)
Рис. 1. Древний стадион для месоамериканской игры в мяч: а) общая схема – план, разрез, аксонометрия; б) стадион для игры в мяч в поселении Копан; в) стадион для игры в мяч в поселении Монте-Альбан
В Египте во время археологических раскопок древних поселений в провинции Эль-Фаюм близ Каира был раскопан древний зал для игры похожей на боулинг и бильярд. В просторном помещении обнаружена площадка длиной 4 м и шириной 2,4 м, выложенная известковым камнем. В полу сделана дорожка высотой 20 см, которая упиралась в лунку квадратной формы со сторонами 12 см. Рядом были найдены два тяжелых каменных шара разной величины. На дне лунки обнаружена терракотовая ваза, наполненная песком, куда, скорее всего, сваливался шар3. Важнейшим результатом является факт существования в древности специальных помещений для активных игровых занятий в структуре архитектурного сооружения.
3 Археологи обнаружили в Египте самый древний зал для игры в боулинг. – URL: https://point.md/ru/novosti/nauka/arheologi-obnaruzhili-v-egipte-samij-drevnij-zal-dlya-igri-v-bouling.
Следует отметить, что период древневосточных деспотий был временем, когда тренировки по получению и совершенствованию боевых навыков, а также демонстрация этих умений стали повсеместными и разнообразными. Эти занятия и состязания носили ритуально-символический характер поклонения божествам. Но постепенно магический обряд оттеснялся на задний план, большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища, при котором демонстративная состязательность сочеталась с танцевальной ритуальностью. Таким образом, первые спортивные сооружения включали как ритуально-игровую, так и зрелищную функцию и имели в своей структуре специальные помещения для отдыха и подготовки участников к состязаниям.
Археологические раскопки также подтвердили, что неотъемлемой частью человеческих поселений были общедоступные бани, как помещения для санитарно-гигиенических и лечебно-оздоровительных процедур. Например, археологами подтверждено существование бань в доисламском Иране; обнаружена баня в древнем городе майя Накуме; в древнеегипетском комплексе Хатхор в Дендерах обнаружены руины водолечебницы, развалины древней бани были обнаружены при раскопках города Иерихон; у подножия храма Амона в египетском Эль-Карнаке археологам обнаружены две общественные бани4. Древнеегипетская баня была двухуровневой: очаги с огнем устанавливались в подвальном помещении, а на верхнем ярусе располагались каменные лежаки, подогреваемые снизу горячим воздухом через специальные отверстия и каналы. В середине помещения верхнего уровня находился небольшой бассейн для контрастных водных процедур. Бани включали помещения для гимнастических занятий и лечебницу, оборудованную медицинским инструментарием5. Процесс пребывания в банях занимал значительное время, и изучение их устройства говорит не только о санитарно-гигиеническом предназначении, но и возможностях отдыха, общения и лечения.
Дальнейшее развитие зданий для физкультурных занятий и оздоровительных процедур связано с Античной Грецией. Греческий полис предоставил человеку условия для многогранного творческого проявления личности и независимости в устройстве своей жизни. Это привело к уменьшению религиозного влияния на повседневное существование греков и к повышению роли светских форм жизни граждан. В греческой культуре начинает проявляться соревновательное начало (агон), которое демонстрируется, прежде всего, аристократами, не через накопленное богатство или высокий социальный статус, а через главную ценность – время [3]. Знать тратит его на спортивные и военные упражнения и состязания. Сформировалась система воспитания атлетов и воинов, которая постепенно привела к общественному признанию роли физической подготовки и оздоровления в повседневной жизни. Для физических занятий, общения и отдыха возводились специальные архитектурные сооружения: все древнегреческие города имели палестру или гимнасий. Как типы общественных заведений, они являлись общедоступными и имели широкую социальную программу: воспитание, образование и физическая подготовка детей, военно-спортивная подготовка и духовно-нравственное воспитание юношей, а также тренировки, лечение и общение воинов, атлетов и горожан.
Палестра6 – четырехугольный окруженный портиком двор-площадка для тренировок, игр и соревнований (рис. 2). По сторонам двора располагались помещения для философских и литературных бесед, комнаты для подготовки к тренировкам, холодная и горячая умывальные, холодная и горячая бани [4].
4 J. Šahrī, Gūša-ī az tārīḵ ejtemāʿī-e Tehrān-e qadīm, Tehran, 1357 Š./1978, pp. 236-88;
– URL: http://history-doc.ru/obnaruzhennaya-v-gvatemale-drevnyaya-grobnica-okazalas-parovoj-banej/;
– URL:http://lofk.ru/index.php/travel/136-travel-egiped;
– URL: https://arheologija.ru/samyiy-drevniy-gorod-zemli;
– URL: http://wiki.ru/sites/arkheologiya/id-news-102247.html.5 История бани. – URL: http://istorya.ru/articles/banya.php#egipt.
6 Пале́стра (греч. Παλαίστρα) – гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. В общем смысле, слово Палестра может употребляться как обозначение площадки для упражнений в гимнасии или как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта.
Например, палестра в Олимпии представляла собой почти квадратное сооружение с внутренним двором, который был окружен колоннадой. По всем сторонам здания находились комнаты и полуоткрытые помещения, открывающиеся в сторону двора через портики. Занятия атлетов проходили под открытым небом во внутреннем дворе, а в зной или дождь занятия проходили в закрытых залах. Необычная особенность палестры – вымощенная полоса длиной 24,2 и шириной 5,44 м на северной стороне внутреннего двора, которая сделана из чередующихся полос шероховатых и гладких плит, создающих гребни вдоль полосы. Предполагается, что это был аналог дорожки для боулинга. Вход в здание осуществлялся с южной стороны через два прохода, которые вели в вестибюли со скамейками по сторонам и в прихожие, выходящие в сторону южного портика. Между двумя прихожими находился длинный и узкий зал со скамейками – комната для переодевания. Она размещалась близко к входу, и в ней должно было находиться место, где встречались атлеты и их друзья. На северной стороне палестры находилась клубная комната – большой зал с колоннадой. В состав помещений входили также несколько тренировочных залов, учебные помещения, залы для отдыха, умывальная комната, помещение для хранения инвентаря [5].
а) б) в) Рис. 2. Палестры: а) в Милете; б) на о. Делос; в) в Эпидавре
Гимнасий7 – это сооружение для физических упражнений, занятий науками и отдыха. Обычно гимнасий включал палестру как здание с залами для тренировок, учебными комнатами, купальнями, комнатами отдыха и бесед. В крытых галереях ставили каменные скамейки, где проводили свои занятия риторы и философы. Здесь же выставлялись произведения искусства – картины, мозаики и статуи. К палестре примыкал стадий – площадка с несколькими открытыми беговыми дорожками, иногда дублировавшийся длинным портиком с дорожкой для тренировок в плохую погоду (рис. 3). Гимнасии могли включать целый комплекс дворов, крытых галерей и портиков, залов и помещений в сочетании с площадками и аллеями для прогулок. Кроме того, в гимнасиях Дельф и Пергама имелись библиотеки [6, с.179], а к гимнасию в Олимпии примыкали жилые помещения, в которых поселялись атлеты на период подготовки и участия в Олимпийских играх.
7 Гимна́сий (др.-греч. γυμνάσιον, от др.-греч. γυμνάς – обнаженный, др.-греч. γυμνασία –упражнение, практическое учение, практика) – воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.
а) б) в) Рис. 3. Гимнасии в Древней Греции: а) в Дельфах; б) в Приене; в) в Олимпии
Гимнасий в Дельфах располагался на двух террасах склона горы [6]. С юго-востока террасы связывала лестница, ведущая к помещениям гимнасия – палестре. В состав помещений входили перистильный двор для тренировок, раздевалки, залы для игры в мяч, комнаты подготовки к тренировкам, комнаты для отдыха атлетов. В самой палестре не было бань – к ним вел коридор в северной части здания. Там же существовал выход в бассейн с холодной водой для ныряния и подход к душам для холодного обмывания. На верхней террасе расположен стадий с беговыми дорожками: крытая дорожка – длинный глубокий портик шириной около семи метров, перед которым идет еще одна дорожка под открытым небом. На территории гимнасия стояло много статуй богов и героев.
Как известно, тренировочный и образовательный процесс был связан с заботой и о физической чистоте. Поэтому обязательной частью всех гимнасиев Древней Греции были сидячие бани – лаконикумы. Они служили средством гигиены и восстановления после напряженных физических упражнений (рис. 4). Существовали и общественные бани. Они имели круглую форму, посередине помещения располагался открытый очаг, а вокруг него – бассейн или ванны. Посещение бани имело свой особый ритуал и превращалось в событие, занимавшее целый день. В дополнительных помещениях для массажа и отдыха велись философские и деловые беседы, решались насущные вопросы, происходили знакомства. Постепенно баням, кроме основных, стали свойственны функции клубного характера и заведения приобрели качества центров общения.
а) б) в)
Рис. 4. Греческие бани: а)принцип устройства лаконикума; б) бани при палестре в Олимпии (по археологическим раскопкам); в) баня в Афинах (археологические раскопки)
В Древней Греции впервые проявился культурный феномен органического совмещения нескольких функций: физических упражнений, оздоровительных водных процедур, просвещения и общения в одном архитектурном пространстве. Гимнасиумы и лаконикумы перешагнули ритуальные и утилитарные границы и стали знаком высокого общественного развития древнегреческого полиса.
В Древнем Риме были переосмыслены и адаптированы греческие традиции физических занятий, прежде всего, к военной подготовке. Со временем физические упражнения стали интересны рядовым гражданам и предметом заботы императорской власти. В римские города была привнесена практика строительства гимнасиев и лаконикумов, которые явились прообразом римских терм. Римская античность оставила также примеры массовых типов зданий для занятий физкультурой и спортом. В городах появились общедоступные, так называемые «элементарные школы» – лудусы, где велась физическая подготовка всех желающих [7, с.25]. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные занятия бегом и прыжками, в виде упражнений с мячом и гантелями [7, с.27]. Существовали игровые площадки, где «…в любое время дня всегда толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Императоры строили громадные купальни, посреди которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Представители наиболее зажиточных слоев здесь общались между собой, танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, играли в мяч и в настольные игры» [7, с.28].
Важнейшее значение в жизни римлян приобрели термы, структурными элементами которых стали греческий перистильный дворик, помещения для публики и банный комплекс. Опыт формирования многофункциональных сооружений был приобретен на завоеванных территориях, когда римляне преобразовывали греческие сооружения, придавая им новые качества. Примером такого преобразования небольших спортивно-тренировочных заведений в крупные оздоровительные комплексы являются термы Капито и термы Фаустины в Милете.
Термы являлись особенностью образа жизни Древнего Рима. Они были не только банями, но и своего рода клубами, где люди разных сословий и культурного уровня могли найти себе занятие. Термы обязательно включали в себя гардеробную и раздевалку, помещения с сухим теплом, парилки и залы для мытья, бассейны, помещения для массажа и натирания маслами. Неотъемлемой частью терм были палестры – крытые галереи для пробежек, гимнастические залы, библиотеки с читальными залами, театральные сцены для представлений, обеденные комнаты и т.п. Все помещения обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий (гипокаустическими системами). Вокруг сооружения всегда разбивался сад с аллеями и скульптурами, строились фонтаны, размещались беседки и павильоны для отдыха и общения. Интерьеры наполнялись предметами искусства. Термы стали центрами общественной жизни не только в Риме, но и в других городах (рис. 5).
а) б)
в) г)
Рис. 5. Древнеримские термы: а) Тита; б) Траяна; в) Стабианские бани; г) Деоклетиана
Одним из самых грандиозных сооружений явились термы Каракаллы, которые представляли собой огромный архитектурный комплекс, размером 353335 м и могли вмещать одновременно до 1600 человек. Ядром этого архитектурного ансамбля было грандиозное здание в центре парковой территории. Границами участка выступали двухэтажные постройки, предназначенные для номерных бань на семью или одного человека, магазинов и контор со входом снаружи [8, с.565]. Обращает на себя внимание планировка этой части сооружения – утилитарная коридорная система в виде наружного распределительного портика со входами в отдельные двухчастные помещения. В выносе входов наружу ясно просматривается планировочное решение расчленения потоков различных групп посетителей (рис. 6).
а)
б)
Рис. 6. Термы Каракаллы: а) план; б) разрез
На склоне в юго-западной части участка размещался театрон для наблюдения за атлетическими состязаниями на стадии, слева и справа от него размещались библиотеки с лекционными залами. В северо-западной и юго-восточной стене комплекса были устроены большие экседры, в каждой из которых размещались перистильный дворик для представлений, бассейн и нимфей с фонтанами. По всей парковой территории были размещены беседки для отдыха.
Главное здание включало ряд залов для водных процедур, отдыха, развлечений, общественных обсуждений и дискуссий [8]. Существовала продуманная система размещения произведений искусства (в специальных залах, экседрах, нимфеях, нишах). План сооружения, состоявший из большого количества разнообразных помещений, подчинён строгой симметрии. Планировочную структуру составляли главный зал площадью 2700 кв.м, «холодная» баня – большой бассейн, «теплая» баня с большими полукруглыми экседрами и расположенными перед ними палестрами, «горячая» баня с нишами для индивидуального пребывания и смежными залами для отдыха. Система входов строилась с учётом удобного использования каждого из помещений.
Римские сооружения, унаследовав греческую культуру физических занятий и оздоровления, отличались грандиозностью и общедоступностью. Для некоторых сооружений акцент сделан на впечатлении и зрелищности, для других характерна утилитарность и практичность. Для большинства физкультурно-оздоровительных сооружений были характерны большая вместительность, функциональное многообразие, отлаженная схема технического обеспечения.
Развитие физической культуры в Средневековье является отражением политических и социально-культурных процессов этого исторического периода. Для Средневековья характерна система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Общество было представлено четырьмя социальными слоями: рыцарством (дворянами), духовенством, крестьянством, горожанами или ремесленниками. Рыцарство, крестьянство и горожане предпочитали каждые свои физические упражнения, игры, состязания, отличающиеся друг от друга [9]. Но при существовавшей корпоративной замкнутости сословий, отрицании церковью «культа тела» и введении религиозных ограничений, занятия физкультурой не содержали элементов ритуального характера. Игры в мяч и кегли, конные и рыцарские турниры, состязания по бегу и прыжкам, стрельбе и фехтованию, борьбе и метанию, танцевальные конкурсы с традициями народной игры и пр. стали массовыми и получили распространение, прежде всего, в городах. Проводимые соревнования сначала имели военно-прикладное значение, но со временем приобрели качества развлекательных.
Характерными сооружениями стали специальные площадки на открытом воздухе. В XIII–XIV веках широко распространяются новые виды танцев, несущие в себе профессиональные оттенки (оружейники исполняли танцы с оружием, бочары – с обручами). Иногда танцы с мечами переходили в фехтование или сочетались с игрой в мяч.
В период позднего Средневековья все больше обособлялось физическое воспитание городской знати. В городах стали возникать специальные залы для игр в мяч, состязаний на шпагах и рапирах. Эти залы имели большое прямоугольное пространство, высокие окна для освещения, деревянный несущий каркас с галереями для зрителей. В Лондоне в XV веке открылись первые общедоступные аллеи боулинга. Сам термин «аллея» означал закрытый корт для игры. Позже боулинг-центры стали располагать рядом с местами скопления населения (трактирами и гостиницами). Повсеместно стали возводить теннисные залы, т.к. игры в мяч, занятия фехтованием стали носить больше развлекательный и гимнастический характер, чем спортивный. До наших дней дошло здание для игры в мяч – «Мячовны» – в Королевском саду в Праге, построенное в 1569 году (рис. 7). Помещение 14-метровой высоты было перекрыто полукруглым сводом. Длина зала составляла 68 м. Северный открытый фасад был построен в виде аркады, украшенной лепным декором.
а)
б)
Рис. 7. Зал для игры в мяч «Мячовны» в Праге, 1569 г.: а) общий вид; б) план
Хроникальные свидетельства эпохи Средневековья говорят о том, что с ростом городов Европы в IX–X веках в них широко распространились публичные банные комплексы, где кроме мытья можно было воспользоваться услугами брадобрея и лекаря. Эти заведения формировались по примеру римских купален, были доступны для всех категорий населения и считались особо важными объектами городской инфраструктуры. Здесь были общие бассейны, индивидуальные ванные комнаты, специальные парные помещения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости и танцевали, общались. По сути, бани и купальни были местами светского общения горожан того времени. Но в XVI веке общественных горячих бань в городах Европы стало гораздо меньше, и культура посещения этих заведений пришла к упадку.
Физические занятия и игры в средневековый период постепенно высвобождаются от ритуально-религиозных начал. Переход физических упражнений от военно-прикладного назначения к развлекательному обусловил типологическое разнообразие специальных сооружений – от оборудованных открытых площадок до отдельно стоящих и встроенных тренировочных и соревновательных объектов. По-прежнему просматривается практика совмещения оздоровительных, развлекательных, тренировочных, соревновательных функций.
Буржуазные революции XVII–XIX веков привнесли много нового в образ жизни городского населения. Ломка сложившихся общественных отношений проявилась в том числе и в области физкультуры. Состоятельная часть общества признавала важность физического здоровья человека, активной деятельности в свободное время. Формой проведения досуга стала организация закрытых спортивных клубов по интересам, в которых проходила активная общественная жизнь и развлечения – практиковались физические упражнения, игры в мяч, верховая езда, катание на коньках, игра в крикет, кегли и т.п.
Во второй половине XIX века по всей Европе стали появляться отдельно стоящие здания для занятий гимнастикой в закрытых помещениях. Известны гимнастические залы «Allgemeinen turn-vereins» в Лейпциге, дом гимнастического общества Брюкса в Богемии, гимнастический зал в Saaz (Жатец) в Чехии (рис. 8). Для обеспечения комфортности в своем составе сооружения имеют комнаты для переодевания и умывальни, залы для отдыха и общения, медицинские и конторские помещения. Залы для занятий спортом проектировались либо общими (для всех видов гимнастических упражнений), либо раздельными (по отдельным видам занятий или индивидуальным требованиям посетителей). Почти всегда они совмещались с ванными и купальнями.
а)
б) в)
Рис. 8. Гимнастический зал в Saaz (Жатец) в Чехии: а) общий вид; б) план 1-го этажа; в) план 2-го этажа
Стало практиковаться совмещение деятельности в помещениях и на открытом воздухе. Примерами такого совмещения являются гимнастический зал с открытым ледяным катком в Оломоуце и теплый павильон с открытым катком в Будапеште (рис. 9). В состав помещений, кроме гардеробных, мужских и дамских гостиных, комнат хранения коньков, туалетов, входили несколько залов для публики, буфеты и ресторан, медицинский кабинет, административные помещения, контора и квартира управляющего.
а) б)
Рис. 9. Теплый павильон открытого катка в Будапеште: а) фасад; б) планы этажей (слева план 2 этажа, справа – план 1 этажа)
В крупных городах строились и пользовались популярностью крытые катки. В крытом катке «Roller-Skating-rink» в Детройте существовали помещения для отдыха, питания, общения и обслуживания посетителей. Каток «Skating-rink» в Париже включал, кроме зала с катком, буфет, зал для отдыха с галереями, оркестровую площадку, гардеробные, комнату полиции и административные помещения с переговорными (рис. 10).
а) б)
Рис. 10. Крытый каток «Skating-rink» в Париже: а) план; б) главный фасад
Широкое распространение получила игра в кегли, которая уже в XIX веке проходила в закрытых помещениях. Кегельбаны возводились как самостоятельные сооружения с развитым набором помещений для отдыха. Например, кегельбан в Грюнвальде близ Берлина кроме дорожек имел читальный зал, каминный зал, гостиную для наблюдения и отдыха (рис. 11а). Кегельбаны размещались также в составе общественных, чаще клубных, зданий (рис. 11б).
а) б)
Рис. 11. Кегельбаны: а) в Грюнвальде близ Берлина; б) во Франкфурте-на-Майне
Развитие спорта в конце XIX и начале XX веков шло в рамках развития городской культуры и относилось не к потребностям физического совершенствования, не к области исторически сложившихся традиций праздников, а к развлечениям. Это стало новой формой приятного и полезного времяпрепровождения, неутилитарной развлекательно-игровой деятельности. Речь шла не о физическом совершенствовании, а об оздоровительном воздействии физической активности.
Отражением потребностей общества и быстрого развития спорта как части культуры явилось усиление тенденций формирования полифункциональных зданий для этих целей. Например, обращение к традициям античности вызвало к жизни новую попытку формирования зданий спорта (гимназиумов) и Дворцов спорта. Они представляли собой территориальные комплексы с большим количеством открытых спортивных площадок разных размеров и назначений. Ядром и архитектурным акцентом их территории являлось крупное здание большой вместимости, предназначенное для спортивных игр и состязаний, проведения праздников, массовых и индивидуальных занятий, получения частных уроков. В структуру включались буфеты и гостиные для публики, в центральных залах имелись трибуны для наблюдения за происходящим. Важность и необходимость таких объектов подтверждается организацией архитектурных конкурсов на здание Дворцов спорта. Примерами проектных результатов служат Большой Дворец спорта архитектора Жоржа Чедана, Дворец спорта архитектора Эсташа, Дворец спорта архитектора Хьюба [10].
Важной частью оздоровительных потребностей населения оставались посещение купален и бань. Развитие культуры, медицины и науки способствовали обретению значимости водных процедур на новом уровне: они рассматривались как общеукрепляющее и восстановительное средство и становились непременным атрибутом светской жизни. В крупных городах появилось большое количество городских бань, городских купален, ванных зданий, сочетающих прямые функции с функциями общения, отдыха, общественного питания и развлечений. Ванные и банные здания совмещались с казино, курзалами, бильярдными, зимними садами, особыми гостиными, читальными залами, концертными залами и музыкальными комнатами. В их состав обязательно включались рестораны, кафе или столовые. В их планировочных решениях обращает на себя внимание группировка дополнительных и вспомогательных помещений в отдельные узлы при каждом из зальных пространств. Примерами городских купален с развитым набором дополнительных функций могут быть купальни в Милане, Берлине, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне (рис. 12) и др.
а)
б)
Рис. 12. Городская купальня во Франкфурте-на-Майне: а) разрез; б) планы 1 и 2 этажей
Ванные здания кроме бассейнов имели индивидуальные помещения с ваннами. Пребывание здесь также возможно было дополнить посещением зала для занятий гимнастикой, читального зала, ресторана или кафе, общением в залах-гостиных. Характерным примерами являются ванные здания в Бруклине, Баден-Бадене, Карлсбаде, Вене (рис. 13) и др.
а) б)
в)
Рис. 13. Ванное здание в Вене: а) продольный разрез; б) поперечный разрез; в) план
Примерами функционального разнообразия банных зданий могут служить бани в Лондоне (рис. 14), Егорьевские бани в Санкт-Петербурге и Сандуновские бани в Москве.
а) б)
Рис. 14. Паддингтонские общественные бани в Лондоне: а) общий вид; б) план
В результате последовательного изучения историко-архитектурного развития физкультурно-оздоровительных объектов появляется возможность выявить их базовые характеристики и проследить архитектурно-планировочный генезис. А именно:
эволюционный процесс физкультурных занятий и упражнений от подражательных и имитационных ритуалов и игр в первобытно-общинный период, через военно-физическую направленность в рабовладельческий период, физическую подготовку как составную часть общего воспитания и образования человека в античности, сложившиеся формы физического воспитания в Средневековье, возможности развития общества в период буржуазных революций привел к устойчивому пониманию оздоровительного и воспитательного воздействия физической активности на человека;
в ходе исторического развития унаследованная ритуальность и символичность занятий физкультурой и спортом дополняется соревновательностью и зрелищностью, а в Новое время усиливается возможностями оздоровления и развлекательностью: выделение и постепенное объединение ритуалов, тренировок, соревнований, процедур оздоровления, зрелищ и отдыха всегда сопровождались появлением специализированных архитектурных сооружений – от ритуальных и турнирных площадок до спортивных залов и Дворцов спорта;
постепенно проявилась функциональная структура сооружений: стало обязательным совмещение активных упражнений с водными процедурами, занятиями по интересам и общением; определилась дифференциация отдельных блоков и помещений по назначению, доступности, оборудованию и способам их использования;
в результате эволюционного развития сформировалась базовая модель (архетип) физкультурно-оздоровительного комплекса в виде совокупности одного или нескольких залов, набора небольших помещений для индивидуальных занятий и процедур, блока помещений дополнительного и сопутствующего обслуживания;
уже на ранних этапах формирования выявляется процесс разделения на массовые (общедоступные) и особые (закрытые) архитектурные сооружения, ориентированные в первом случае на все слои населения, во втором – на круг привилегированных групп;
исторически сложившимся условием явилось обустройство прилегающей территории в соответствии с природным окружением и использование ее в процессах активных занятий, общения и оздоровления;
с архитектурно-градостроительной точки зрения физкультурно-оздоровительные комплексы являлись центрами притяжения в городском пространстве, что определяло условия их формообразования и архитектурно-художественные качества.
Проведенный анализ позволяет выделить базовые закономерности формирования физкультурно-оздоровительных комплексов, которые проявились в период древних восточных государств, широко применялись в античности, усовершенствовались в XVII–XIX веках и остались актуальными в наши дни. Речь идет о комплексном подходе при функциональной организации этих объектов и многофункциональном наполнении при пространственном объединении их основных структурных элементов. Таким образом, исследование хода исторического развития физкультурно-оздоровительных зданий показало, что структурная организация этих сооружений является итогом устойчивых социально-культурных процессов в обществе и существующих архитектурно-пространственных закономерностей развития городских поселений.
Reza Arasteh A. The Social Role of the Zurkhana (House of Strength) in Iranian Urban Communities during the Nineteenth Century // Der Islam. – 1961. – 36 February. – pp. 256–259.
Дида С. Месоамериканская игра в мяч: спорт и ритуал / С. Дида, Е. Приймак, М. Стюфляев. – Екатеринбург: Издательские решения. – 2017. – 90 с.
Ляпустин Б.С. Древняя Греция / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Москва: Дрофа, 2007. – С.207.
Витрувий. Десять книг об архитектуре: пер с лат. – Москва: КомКнига, 2010. – 320 с.
Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей / пер. с нем. – Москва: ЗАО «БММ», 2008. – C. 345.
Соколов Г.И. Дельфы. – Москва: Искусство, 1972. – 182 с.
Пельменев В.К. История физической культуры / В.К. Пельменев, Е.В. Конева. – Калининград, 2000. – 186 с.
Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Архитектура античного мира (Греция и Рим). – Т.2. – Москва: Стройиздат, 1973. – 713 с.
Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. – Москва: Советский спорт, 2008. – 288 с.
Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века: В семи томах. Том III. Выставки, зрелища, спорт. – Санкт-Петербург: Издание редакции журнала «Строитель», 1903. – 502 с.