В статье рассмотрена проблема влияния контекста на процесс формообразования в рамках средового подхода на примере учебного проекта клубного здания в Московскомархитектурном институте на кафедре «Дизайн архитектурный среды». Показаны этапы предпроектного анализа, описана система упражнений, влияющих на процесс создания художественного замысла, зафиксирован проектный алгоритм. Рассматривается связь композиционных приемов конструктивизма и современной архитектуры и их формирование под влиянием средовых характеристик ситуации проектирования, описаны особенности методики учебного проектирования, проиллюстрированы результаты ее реализации на различных этапах учебного проектирования.
На протяжении человеческой истории архитектура эволюционировала под влиянием научно-технических достижений, культуры, религии, философии и запросов общества. Современная нам архитектура не исключение. На наших глазах происходит утверждение новой архитектурной парадигмы, в основе которой лежит идея эволюции и самоорганизации систем. Электронная цивилизация провоцирует переосмысление коренных представлений об общем пространстве культуры, меняя взаимоотношения ее различных дисциплин. Эпоха постмодернизма, внесшая существенные коррективы в художественную структуру продуктов культуры, выдвинула новые факторы и содержание формотворчества.
Особенно заметны процессы обновления архитектурных трендов под влиянием новых технологий, открывающих перед проектировщиком мир невиданных возможностей. Едва оценив перспективу использования нелинейных процессов в проектировании, мы обнаруживаем, что вчерашнее новшество сегодня уже рассматривается как рутинная проектная задача. Нелинейное компьютерное моделирование обращается к вычислительному мышлению, где роль архитектора сводится к рождению идеи формального замысла и потенциального сценария его воплощения [1]. Несмотря на невозможный еще недавно уровень и характер этих поисков, в увлеченном стремлении к оптимизации процессов проектирования ради создания идеальной формы, они все чаще игнорируют средовой контекст, возвращая нас во времена расцвета модернизма.
Однако, наряду с этими футуристическими тенденциями в творчестве ведущих представителей современного архитектурного дизайна по-прежнему сильны установки на рациональность и целесообразность. Возрождение интереса к советскому авангарду в 60– 80 годы прошлого века явилось переломным фактором для многих крупных архитекторов, среди которых – Заха Хадид, Норман Фостер, Рем Колхас, Даниэль Либескинд, Стивен Холл и многие другие. Первые десятилетия нового века охарактеризовались не только новыми тенденциями в формообразовании, но и активностью коллективного архитектурного творчества – множество молодых бюро говорят сегодня языком выразительной и, в тоже время, лаконичной архитектурной формы.
Архитектура авангарда очаровывает нас не только своей честностью, простотой, энергетикой и художественным нигилизмом, но и подчеркнутой важностью функционально-конструктивной основы в процессе создания среды обитания для человека и его предметного окружения. В жизни современного города, перенасыщенной эмоциями и информацией, ускоренный ритм жизни приводит к необходимости хорошо воспринимаемых лаконичных форм, к передаче функционального содержания здания в его внешнем облике, не теряя при этом индивидуальности [1, 9]. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в относительно недавно оформившейся концепции так называемой «функционально-мотивированной архитектуры»3. Суть ее сводится к синтезу трех учитываемых аспектов проектирования: различные составляющие ситуационного контекста, социокультурные тренды и архитектурные концепты самих авторов. И, если во времена расцвета конструктивизма, характеристики контекста были связаны в основном с социально-идеологической основой авангардной архитектуры – новый образ и функция для новой жизни, то сегодня в качестве основных «мотиваторов» формообразования, как правило, выступают особенности средового окружения [7, 11].
3 Понятие «функционально мотивированной архитектуры» было введено в магистерском исследовании Е.А. Белаша «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре ХХI века» (МАРХИ, 2018 г., руководитель проф. О.И. Явейн).
В организации процесса учебного проектирования на кафедре «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ изучению средового контекста традиционно посвящена стадия предпроектного анализа. Появлению проектного замысла предшествует цикл взаимосвязанных упражнений, в процессе выполнения которых у студента постепенно складываются принципы формообразования будущего объекта. Каждый проект имеет особый методический сценарий работы, помогающий освоению многообразия средового проектного творчества. Каждая проектная тема требует постановки специфических промежуточных задач, которые меняются или уточняются в зависимости от контекста, поэтому объектом творчества является не только учебный проект, но и учебный процесс в целом [8].
На протяжении многих лет проектирование на третьем курсе традиционно открывается заданием «Клуб», сегодня интерпретированного через различные варианты этой темы – досуговый, детский или информационно-деловой центр. Клуб – это первый проект, где студент впервые сталкивается практически со всей совокупностью контекстов проектирования – ситуация, функция (типология), сценарий образа жизни, эстетика, работа с внутренним пространством. Очевидно, что в коротком учебном проекте отреагировать на все одинаково глубоко физически невозможно. Но можно, обозначив их наличие, показать, как можно с ними работать, как они могут влиять на решение, и что проектный результат может стать следствием совокупности этих влияний. Знакомясь с каждым из них в процессе предпроектного анализа студент выясняет, на какую глубину он способен погрузиться, и влияние какого из аспектов поможет рождению концепции проекта. В нашей работе над проектом клуба основные контексты естественно соединились в смысловые пары.
В качестве места проектирования был выбран небольшой сквер в непосредственной близости к средовой доминанте ситуации – легендарному московскому ДК им. Горбунова. Дворец культуры Киевского района, названный в честь директора московского авиационного завода № 22 Сергея Горбунова, построенный в 1929–38 годах по проекту Я. Корнфельда, был первым крупным районным ДК, сменившим относительно небольшие рабочие клубы, характерные для конструктивизма 1920-х годов [2, 4] (рис. 1 а, б). Однако, в отличие от классических построек Мельникова и Голосова, стилистически здание имеет признаки как раннего модернизма, так и ар-деко, чьи характерные черты особенно заметны в его просторных интерьерах [10].
Два крыла здания соединяются мостиками-переходами на уровне второго и третьего этажей, что добавляет монументальному сооружению средовой проницаемости и легкости. Масштабный, выразительный и функциональный план, напоминающий крыло самолёта, что подчёркивает его принадлежность авиазаводу, сочетается с интерьерами в более обтекаемом стиле. В интерьерах ощутима атмосфера советской декоративной монументальности – материалы, освещение и мозаика на стенах не подлежат реновации в связи со статусом объекта культурного наследия регионального значения. Выразительные средства, использованные архитектором, построены на контрастных сочетаниях симметричной и асимметричной частей комплекса, глухих и остекленных плоскостей, скругленных и угловатых форм [5, 6].
В позднесоветское время ДК им. Горбунова стал главной площадкой для рок-музыкантов со всей страны. Сегодня клубную секцию площадью 1200 м² занимают Институт современного искусства (ИСИ) и библиотека, на месте которых ранее размещались кружки и секции. Контраст между миссией расположенного в клубной части Института современного искусства и не соответствующей ей средовой атмосферой натолкнул на мысль о необходимости спроектировать в непосредственной близости современное досуговое и одновременно обучающее пространство.
Клубная типология получила новое прочтение в эпоху конструктивизма, поэтому нам показалось естественным проектировать подобный объект как рефлексию на уже существующий в расчете на то, что студенты ИСИ станут активными пользователями клубного пространства, приобщаясь таким образом к современному культурному контексту. Целью данного проекта в МАРХИ с точки зрения эстетики было исследование и формирование современной архитектуры, наследующей качества конструктивизма – честной и естественной по отношению к функции, простой и выразительной с точки зрения формы, но отличной от него чертами нашего времени – парадоксальностью и тонкостями формообразования, остротой и контрастом сочетаний, современными материалами. К этому образу наиболее близка не имеющая единого стилистического лица архитектура Стивена Холла, концептуально и стилистически формируемая под влиянием всякий раз иного средового контекста.
а)
б)
Рис. 1. ДК им. Горбунова. Арх. Яков Корнфельд. 1929-1938 гг.: а) историческая фотофиксация; б) фотофиксация существующего положения
В ходе предпроектного анализа перед студентами стояла задача изучить композиционные приемы и художественные достоинства конструктивизма, проанализировать его современные интерпретации, выявить композиционные приемы и средовые контексты, под влиянием которых они были сформированы. Таким образом, принятые нами ситуационные и эстетические ограничения сузили диапазон проектных решений, уберегая студентов от преждевременного увлечения параметрической сложностью.
К сценарию жизни в клубе мы подошли через два эссе – «Моя проблема» и «Зачем нужен клуб в эпоху интернета». Так как изначально клуб предназначался для студентов ИСИ (т.е. для творческой молодежи, к которой относятся и студенты МАРХИ), то наши студенты решали этим проектом каждый свою текущую творческую (или другую актуальную) проблему. Таким образом, включив «личный интерес», мы соединили его с учебной необходимостью, проектируя клуб с целью, например, избавления от лени, неопределенности, равнодушия, творческого ступора или прибавляя самостоятельности, умения одинаково хорошо мыслить и чувствовать, свободно говорить и рисовать т.д.
Ответ на второй вопрос был единодушным – клуб нужен для того, чтобы общаться вживую, сохраняя себя, как человеческое существо. А вот проблемы оказались у каждого свои, что хорошо видно в приводимых ниже высказываниях из студенческих эссе.
Как сказала студентка Мария Мозговая – нет такой среды, которая была бы универсально приспособлена для разных слоев жизни: учебы вне института, приема пищи, чтения, отдыха, мероприятий и т.д. Это стало проблемой, потому что видна скорость процесса развития, когда студенты находятся все вместе. Все меняются на глазах, мы становимся семьей, равняемся друг на друга. Поднимаем тех, кто останавливается, раскрываем, раскрепощаем, делаем естественнее. Находимся в каком-то непрерывном процессе развития.
Студент Александр Дверник в своем эссе пишет, что архитектура, способная очень сильно воздействовать на чувства и эмоции человека, подходит для решения проблемы излишней разумности. И, конечно же, будучи математической, «мозговой», архитектура может помочь людям с обратной проблемой – «перевеса» в сторону чувств. Клуб для решения этих, уже двух, проблем должен располагать двумя путями, маршрутами, сценариями, по которым будут существовать две отдельные группы людей, решая свои проблемы. И тех и других нужно привести в одно главное пространство клуба, где, взаимодействуя, они помогут друг другу окончательно справиться с их проблемами и, возможно, создать нечто принципиально новое для себя, будучи уже совсем другими людьми, обучаясь друг у друга использовать обретённые ими способности.
Студентка Валерия Добродеева пришла к объединению двух, казалось бы, не связанных понятий в одну большую проблему – гармонизация биологического и социального начала человека в условиях большого города. На данном этапе, пишет она, я не могу даже вообразить, каким может получиться клуб, решающий эту проблему, но я точно знаю, что хочу помогать людям, страдающим от психических расстройств: депрессии, внутренней агрессии, людям с повышенным чувством тревожности и прочими недугами и делать это посредством общения с природой, любовью к ней и поиском гармонии. Возможно, когда мы осознаем, что являемся неотъемлемой частью этого огромного механизма, поймем, что мы должны заботиться об окружающем мире также, как природа заботится о нас, мы наконец-то почувствуем себя нужными и не одинокими, найдем поддержку и силы на решение всех своих проблем, а также начнем бережнее относится к своей планете и ценить друг друга.
Студенту Федору Котенко недостает умно сделанного и уютного пространства, которое хотелось бы посещать на постоянной основе и иметь возможность проводить там время со своими друзьями, знакомыми, творческими коллективами. Я ищу пространство, говорит Федор, свободное от бездействия и наполненное энергией жизни, пространство завлекающее, раскрывающее и не поражающее, но вызывающее ощущение присутствия чего-то внеземного. Для него важно, чтобы здание имело способность трансформироваться как внутри, так и снаружи, имея при этом лаконичный, но сложный остов. Ему нравится идея студенческого арт-пространства, места, где можно проявить себя и получить в ответ реакцию включенных людей.
Другая студентка – Екатерина Курникова пишет, что большая часть населения вынуждена жить в городской среде, в пространстве массового жилья и маленьких квартир, где нет возможности иметь полноценную «мастерскую». Как следствие – отсутствие возможности свободной работы с различными видами материалов. Это происходит вследствие нехватки места, слишком шумной работы, отсутствия различных видов крупногабаритной техники. В большом и тесном городе хотелось бы иметь место, где люди могли бы работать руками, могли бы развернуться «на полную катушку». Пространство, где каждый имел бы возможность самостоятельно изучать свойства материалов, попробовать себя в разном ремесле, найти свое место для творчества.
Ещё одна студентка – Ирина Мананникова считает, что скованность и боязнь друг друга мешает полноценно жить и выполнять действия, которые ты обычно не позволяешь себе. Эта проблема касается любого человека, у каждого есть грань, через которую он не готов переступать. Необходимо раскрепощаться, делать то, что хочется и естественно чувствовать себя в различных ситуациях. С помощью чего это возможно?! Творчество. С помощью него, говорит студентка, мы «расталкиваем себя», выходим за рамки нашего обыденного состояния, начинаем видеть реальность иначе, чувствовать себя и провоцировать себя же на совершенно несвойственные нам действия – поддержание творческих потенций. Среда для творчества как терапевтическая функция: пространство своими контрастами, своим устройством провоцирует на то, что человек ещё не знает, но это что-то выведет его из состояния привычной обыденности. Человек в этом пространстве захочет совершенно другого. Пространство обострит его чувства.
Цель данного блока работы – разобраться с функциональным наполнением клубного пространства, проанализировать пространственные связи помещений, выполнить функциональную схему и затем создать с опорой на нее пространственную структуру клуба, сочетающую большие и малые пространства. Характер интерьеров необходимо связать с эстетикой внешнего объема, сформированной как первая реакция на ситуацию, в сочетании со сценарием жизни в клубе (рис. 2).
Внутреннее пространство должно было стать одним из средств создания определенной атмосферы – активной или тихой, провокативной или умиротворяющей и т.п., в зависимости от темы и назначения клуба. Для этого были изучены средства и приемы формирования пространств молодежной активности, такие как форма, свет, цвет, оборудование, визуальные коммуникации. Разобравшись с приемами, каждый составил для себя их «словарь», который использовал в работе с интерьером.
Изучая основные контексты, влияющие на рождение концепции, акцентируя их взаимосвязи, студенты параллельно фиксировали результаты анализа в форме электронного «Дневника проекта». Дневник проекта – это не только первый шаг к профессиональному портфолио, но и, в первую очередь, инструмент фиксации этапов проектирования, показывающего механизмы влияния различных средовых факторов на его процесс и результат (рис. 3). На базе проведенного анализа и пластических упражнений формировалась концепция проекта. Пластические упражнения и Дневник выполнялись в часы дисциплины «Основы пластической культуры», это учитывалось в графике организации проектирования.
Рис. 2. Методический планшет с основными этапами выполнения проекта
Рис. 3. Дневник проекта: отдельные развороты
Перед студентами стояла задача создания контекстуального объекта, который должен обладать чертами современной архитектурной пластики, реагирующей на эстетику конструктивизма. Проектирование клуба было организовано как система последовательных заданий, подводящих к формированию проектной идеи.
Информационный блок – общая лекция про клубы; выдача задания; рассмотрение проектного алгоритма выполнения задания; написание эссе «Моя проблема» и «Зачем нужен клуб в эпоху Интернета?».
Выполнение клаузуры «Взгляд в будущее», показывающей первоначальное представление о клубе.
Предпроектный анализ проходил в двух направлениях – изучение средового контекста проектирования и потребностей пользователей и анализ эстетики конструктивизма:
изучение методических указаний по Клубам с различными вариантами программ, выбор темы своего клуба, коррекция институтской программы под свою тему;
анализ средового контекста включал фото– и графическую фиксацию ситуации с выводами по конфигурации плана и стилистике будущего объема, определение «пятна» застройки;
анализ функциональной составляющей проектного задания;
анализ архитектуры и графики конструктивизма, подбор аналогов, изучение пластических и формообразующих особенностей «нового конструктивизма», поиск современной интерпретации схожих задач;
выполнение коллажа на тему плана ДК им. Горбунова с выявлением его геометрии и крупных функциональных блоков, перевод чертежа в выразительную цветографическую композицию.
Этот этап помог сформулировать «пластический словарь» будущего проекта.
Выполнение функциональной схемы помещений (коллаж) с коррекцией площадей в сторону индивидуальной программы клуба.
Оформление результатов предпроектного анализа в Дневнике проекта, который включал: фотофиксацию ситуации; изображение и анализ ситуационного плана участка; фиксацию средовых архетипов – значимые архитектурные объекты (планы и информация), рядовая застройка, зелень, благоустройство, другое; выбор темы клуба и его назначения (связь с личной проблемой); схему ситуации с обозначением «пятна» клуба, графическую фиксацию приемов конструктивизма и его современных интерпретаций.
Поиск художественной концепции проекта с помощью моделирования из предметного подбора и макетирования. На этом этапе студенты стремятся передать цветопластический характер будущего объекта, реагируют его геометрией на особенности среды, определяют недостающие функциональные и пластические характеристики. Далее выполнялся коллективный макет ситуации проектирования (в масштабе 1:200) и встройка в него эскизного объема клуба (концептуальной скульптуры, в которой передана пластическая идея клуба как реакция на существующий контекст и его эстетику).
Лекция «Пространства молодежной активности. Средства и приемы формирования» позволила студентам разобраться со средствами и приемами, влияющими на формообразование интерьерных пространств. По результатам изучения материалов лекции были выполнены зарисовки, в которых каждый студент определил свой набор приемов формообразования.
План-рельеф клуба – перевод коллажа (функциональной схемы) в объемный рельеф внутреннего пространства, выражающий иерархию помещений и их связи.
Разработка проекций с акцентом на основные композиционно-функциональные связи (генплан, планы этажей, разрезы, фасады).
На заключительном этапе студенты разрабатывали композицию итогового планшета, дорабатывали необходимые чертежи, выполняли визуализации с уточнением принципиальных средовых фрагментов (рис. 4).
а)
б)
в)
Рис. 4. Итоговый проект «Клуб»: а) автор – студент 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Котенко Ф.; б) автор – студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Каледина А.; б) автор – студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Мозговая М.
Дополнительно в виде короткого проекта выполнялся интерьер клубного пространства. Студенты должны были сделать макет, в котором могли уточнить характер среды и систему оборудования, а также цветовые характеристики главных пространств. Либо выполнить визуализации фрагментов интерьера (фойе, зальное пространство и др.). Графическая фиксация средового характера интерьера помогла студентам найти индивидуальный пластический язык проектного высказывания и уточнить средовое наполнение объекта. Проект «Интерьер» включал визуализации клубных пространств, аксонометрию с разрезом или перспективные изображения, развертки стен, планы пола и потолка помещений (рис. 5).
Единая для группы ситуация проектирования и композиция планшета позволила легко сравнивать масштаб и качество решений, что кажется нам особенно важным на начальном этапе обучения. Подводя итоги учебного эксперимента, нужно сказать о том, что в силу небольшого проектного опыта наших студентов лишь один из проектов был отмечен наградой методической комиссии МАРХИ. Однако, уже на следующем проекте мы увидели, насколько эффективно работает усвоенный опыт предпроектного анализа и взаимодействия с определенным средовым контекстом.
Таким образом, благодаря последовательно организованному процессу проектирования, включающему стадии предпроектного анализа, пластического моделирования, формирования художественной концепции, эскизного проекта, итоговое проектное высказывание и разнообразные художественные средства (графические, колористические, пластические) стало возможным спроектировать современное, социально-значимое, универсальное клубное пространство. Для студентов направления «Дизайн архитектурной среды» особенно важно контекстуальное проектирование. Поэтому в каждом проектном решении мы стремились проанализировать средовой контекст, его стилевые особенности, выполнить колористический и световой анализ среды, изучить ее композиционные особенности. В зависимости от выбранного проектного подхода итоговые решения получились разнообразными по архитектурно– типологическому формообразованию, своими пластическими характеристиками реагируя на существующий средовой контекст (как естественное продолжение характера места, на контрасте или в диалоге с ним).
а) б)
в)
Рис. 5. Фрагменты графического планшета «Интерьер»: а) автор – студент 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Котенко Ф.; б) автор – студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Федотова Е.; в) автор – студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Мананникова И.
Басс С.К. Отношение советского архитектурного авангарда к историческому архитектурному наследию и городскому контексту // Architecture and Modern Information Technologies. – 2016. – №2(35). – URL: https://marhi.ru/AMIT/2016/2kvart16/buss/AMIT_35_Buss.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
Броновицкая Н.Н. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910 – 1935 годы. – Москва: Искусство XXI век, 2012. – 356 с.
Белаш Е.А. Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре ХХI века: автореферат на соискание степени магистра архитектуры. – Москва, 2018. – 13 с.
Васильев Н.Ю. Справочник-путеводитель. Архитектура авангарда. Москва. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов / Н.Ю. Васильев, М.В. Евстратова, Е.Б. Овсянникова, О.А. Панин. – Москва: С.Э. Гордеев, 2011. – 480 с.
Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х: организация проектирования. – Москва: Прогресс-Традиция, 2009. – 464 с.
Койнова Н. Становление и развитие идей русского конструктивизма в начале XX в. – URL: http://taby27.ru/studentam_aspirantam/aspirant/ filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/koinova.html (дата обращения: 26.11.2019).
Орельская О.В. Прообраз будущих сооружений в авангардных проектах 1920-1930-х годов // Academia. Архитектура и строительство. – 2016. – №2. – С. 41–51. – URL
Панова Н.Г. Синтез дисциплин художественного цикла и основ архитектурно– дизайнерского проектирования в процессе обучения по направлению «Дизайн архитектурной среды» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2015. – №2. – С. 345–351.
Смирнов Л.Н. Конструктивизм сегодня – новое звучание старого стиля / Л.Н. Смирнов, Т.Н. Ярковая // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2013. – №3. – С. 39–43.
Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. – Москва: Стройиздат, 2003. – 576 с.
Чепкунова И.В. Клубы построенные по программе профсоюзов 1927–1930. – Москва: Гос. музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2006. – 148 с.