elima.ru
Вход
СтатьиПрочие статьи

Роль шелкоткацких предприятий в создании дворцовых интерьеров XIX века (на примере фабрик Сапожниковых)

Е. В. Малая

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения текстильных предприятий конца XIX – начала XXI веков, в частности, шелкоткацких предприятий. В статье показана возможность восстановления рабочего процесса мелких текстильных предприятий для возрождения производства с использованием современного оборудования и технологий. Демонстрируется возможность восстановления производства без использования больших средств на реконструкцию, т.к. многие шелкоткацкие предприятия Европы уже более 400–700 лет работают в одних и тех же помещениях без изменения оборудования. Осуществление подобных проектов послужит экономической независимости городов и созданию комфортной среды для жителей. Многие текстильные предприятия России могут быть реанимированы, восстановлено производство, что послужит успешному развитию городов, занятости населения и это возможно сделать простыми архитектурно– строительными средствами. Возрождение и развитие шелкоткацких предприятий окажет существенное влияние на развитие градостроительства и архитектуры.


«Чтобы делающиеся на всех имеющихся в Москве и губерниях фабриках и заводах материи и всякие вещи тщиться приумножать и в лучшую доброту приводить. Дабы со временем впредь заморских товаров не ввозить и можно было бы довольствоваться своим без нужды»3.

Появление натуральных шелковых тканей сродни сказке: миф о рождении шелка известен тысячу лет, но тайна его создания долго скрывались. Шелковые ткани всегда были драгоценным подарком даже для королевских особ, а производство ткани было сродни магическим тайным действам. И немногие знают, как сложен путь шелковой нити от природного источника до парадного платья королевы. Шелковые ткани хранили в казне рядом с другими драгоценностями. И сейчас натуральный шелк имеет ту же мягкую переливчатую внешность, гипоаллергенные и бактерицидные свойства, сохраняет температуру тела и просто приятную на ощупь фактуру. Эти дорогостоящие ткани на Руси носили князья и царицы, купчихи и все, кто мог позволить себе такую роскошь4. В XVIII–XX веках шелковые ткани служили украшением интерьеров дворцов, храмов, праздничных торжеств и служили для изготовления парадной одежды для знатных особ и духовенства. А в СССР отечественные натуральные шелка носили все желающие, потому что цена драгоценной ткани была вполне доступной каждому. Шелк использовали для драпировки залов в особо торжественных случаях, для создания самой красивой изысканной одежды. Ни один современный кутюрье не обходится без коллекций шелковой одежды. В начале XXI века производство натурального шелка оказалось настолько мало, что в масштабах нашей страны его можно вообще не принимать во внимание при оценке ткацкого производства. Что же происходит теперь? И что происходит с фабричными комплексами и огромными промышленными территориями?

Нам доступны самые передовые технологии на Земле и в Космосе, мы общаемся по телефону с жителями других континентов, множество торговых центров пестрят красивой одеждой из самых изысканных и разнообразных тканей, даже из натурального шелка, только все это богатство производится не в России, а далеко за ее пределами. Наши отечественные фабрики, производившие драгоценные шелка для самых изысканных модниц России и Европы, теперь не работают. Мы не производим сырье и не закупаем его, не создаем ткани и не утруждаем себя борьбой за то место, которое нам сотни лет назад обеспечили русские фабриканты и купцы. Как могло случиться, что золотые медали и первые места за качество и красоту на международных выставках, которые получали наши шелка 150 лет назад, ушли в небытие, а мы молча взираем на разрушенные драгоценные фабричные здания?

Были периоды в истории русского ткацкого производства, когда английские фабриканты подделывали наши ткани для успешной продажи на восточном рынке. Неужели теперь мы не можем создавать подобные шедевры? Можем! И те фабрики, которым удалось частично сохранить свое производство, демонстрируют свои прекрасные изделия на международных рынках. Только теперь нет множества разнообразных тканей, остались только платки, да и то, слава Богу!5

3 В петровскую эпоху появились первые крупные мануфактуры. В указе от 13 марта 1744 года говорится о необходимости развивать ткацкое дело [1].

4 Боголюбова Н., Фомичева А. Шелков восторг и вдохновенье. – URL: https://velannikova.livejournal.com/216672.html.

5 История производства шелка в России. https://zygar.ru/textile/silk-history-in-russia.html (дата обращения 09.10.2019).

Конечно ткацкие предприятия напрямую не оказывают заметного влияния на развитие архитектуры, но средства предприятий идут на развитие искусства, науки, техники, архитектуры и культуры в целом. Развитие архитектуры, градостроительства, искусства напрямую связано с развитием экономики и культуры страны. Поэтому успешная работа фабрик не только приносит прибыль, но работает на сохранение экономической независимости страны, патриотических чувств населения, развития культуры.

Сейчас, в период затянувшегося кризиса, можно и до́ лжно говорить о развитии нашей страны, строить планы на будущее восстановление работы предприятий. Для нас важным и показательным условием развития архитектуры является высококачественная работа различных отраслей производства: строительной промышленности – создание строительных материалов и конструкций, химической –для создания растворов и красок, легкой –для создания текстиля, мебели, одежды и многое другое.

Роль легкой промышленности в развитии архитектуры конца XIX –начала XX века сложно переоценить. В это время фабриканты создают новые предприятия и насыщают их современным оборудованием, развивают инфраструктуру со школами, больницами, жильем для работников, доходными домами, строят жилые дома для своей семьи и загородные резиденции. В Росси появляется новое направление в архитектуре, которое позже назовут «краснокирпичным»6. Все фабрики были градообразующими предприятиями, благодаря которым появлялись поселения и целые города.

Владельцы фабрик вкладывают средства в строительство школ [3,9] и больниц, музеев, общественных зданий. К тому же та отрасль легкой промышленности, которую мы затрагиваем в данной статье – шелкоткацкое производство, относится к тому виду ткацкого производства, который долго сохранял возможность работы на дому кустарным способом и до сих пор сохраняет традиции создания уникальных тканей на ручных станках. И эта отрасль производства может возрождаться с минимальными вложениями на развитие и реконструкцию предприятий.

Почему производство шелка стало предметом научного изучения архитектора? История создания производства тканей из натуральных материалов позволяет изучить строительство и архитектуру фабрик от кустарного надомного производства до зданий и сооружений, которые теперь, после реставрации, являются украшением современного города (деловой центр Лефорт, Красная роза, Трехгорная мануфактура и т.д.).

Вернемся к истории производства шелка в нашей стране. После путешествия Петра I в Европу в 1717 году7, Государь был настолько воодушевлён успехами французских мануфактур, что по возвращении создал руками сопровождавших его Петра Павловича Шафирова и Петра Андреевича Толстого первое в России «компанейское» шёлкоткацкое предприятие. Так начиналось развитие шелкоткацкого производства в России. Известно, что за срубленное дерево шелковицы Петр I наказывал сметной казнью и снимал налоги с тех, кто занимался производством шелка8. Наиболее традиционной формой содействия промышленному развитию в Западной Европе были протекционистские таможенныетарифы – повышенные пошлины на ввоз иностранных промышленных товаров. Первый в России протекционистский тариф начал действовать в 1724 году9.[7]

6 Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в конце XVIII века – это были в основном производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны. В большинстве публикаций под «кирпичным стилем» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма (2-я половина XIX века). При отказе от штукатурки декоративное значение приобретала сама кирпичная кладка: фасады выкладывались из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень.

7 В начале 1716 года Пётр I покинул Россию почти на два года. Это было второе столь длительное заграничное путешествие российского монарха после Великого посольства 1697-1698 годов. Побывал во многих городах Европы, посещая библиотеки и музеи, академии наук и фабрики.

8 Рохленко Д. Петр Великий. Флот и лес // Наука и жизнь. – 2003. – № 5.

9 Новый тариф повлиял на развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, что дало новый толчок внутренней торговле, а выход в России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в 1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу. Значительная роль здесь принадлежит Петру Великому.

Еще в «первой четверти XVIII в. мануфактурная промышленность стала играть важную роль в экономике страны. Так, за 1695–1725 гг. было построено не менее 200 мануфактур разного профиля, в 10 раз больше, чем их было в XVII в.»10. Ткацкие производства в стране уже существовали, это были в основном небольшие кустарные мастерские, и государство оказывает поддержку смелым фабрикантам, поощряя создание артелей и небольших фабрик. «Значительный размах приобрело строительство казенных, т.е. государственных мануфактур. При содействии государства строились и первые частные мануфактуры»11. Они представляли собой большие вместительные деревянные избы, в которых размещались 2–4 ручных станка. Позже, к середине XIX века появляются здания с первым этажом из кирпича или камня, где устанавливалось оборудование, а верхняя деревянная часть здания отводилась под жилье работников (рис. 1а-в).

а) б)

в)

Рис. 1. Здания частных шелкоткацких мануфактур: а,б) шелкоткацкие станки в русской усадьбе Думновых (восстановленная усадьба, Владимирская обл.); в) бывшая шелкоткацкая фабрика Гужона-Мусси в Лефортово, Москва. В настоящее время –деловой центр

10 Коронация Александра III. Музеи Московского Кремля. – URL: https://www.kreml.ru/exhibitions/virtual– exhibitions.koronatsii-v-moskovskom– kremle/koronatsiya-aleksandra-iii/.

11 Рохленко Д. Петр Великий. Флот и лес // Наука и жизнь. – 2003. – № 5.

В чем заключалась движущая сила этого производства и по какой причине русский царь, продвигавший Россию по пути европейского развития, так увлекся идеей производства шелковых тканей? Для этого было несколько вполне весомых оснований: шелк обладает дезинфицирующими свойствами, охлаждает в теплое время года, согревает зимой, обладает нежной поверхностью и очень красивым переливом цвета, ткани могут соперничать по красоте с французскими, венецианскими, китайскими. Эта удивительная ткань помогает создавать парчу, по шелку вышивают серебряными и золотыми нитями, много других торжественных и необычайно красивых тканей создается на шелковой основе. На Руси шелк покупали самые богатые люди, а вышивкой по шелку золотыми и серебряными нитями занимались даже представители царской семьи, княгини, монахини [2,4]. Появлялись и развивались новые города.

В данной статье рассматривается лишь малая часть истории шелкоткацкого производства в России на примере только одной семьи и одного предприятия, известного высоким качеством и русскими традициями в создании шедевров [7]. В 1724 году из Углича в Москву переезжает Григорий Иванович Сапожников, дедушка будущего основателя самой успешной шелкоткацкой фабрики в Москве, занимается торговлей драгоценными тканями, покупает дом и создает семью12. На территории своей московской усадьбы в деревянной избе у Красных ворот он организовал ручную ткацкую фабрику для производства парчи и шелка. Благодаря сотрудничеству с фабрикой Алексеева, давно известной производством золотых и серебряных нитей, мастерам новой созданной фабрики удается наладить производство парчовых тканей для обивки стен и мебели и быстро завоевывать рынок, получая награды на выставках [5].

Фабричные мастера создавали ткани по собственным рисункам, но довольно часто подражали французским образцам, придерживаясь модных настроений общества, при этом создавали тончайший шелк и другие ткани для одежды, парчу и бархат для обивки мебели, постигая сложное искусство создания красоты. Интерьеры русского терема всегда поражали иностранцев обилием колоритных росписей, разноцветьем тканей, но теперь, когда необходимо было перенять искусство создания лионского шелка, мастерам понадобилось не очень много времени и уже к выставке российских мануфактурных изделий, проходившей в Санкт-Петербурге в мае 1839 года, ткани, созданные мастерами фабрики и ее владелец, Г.Г. Сапожников были удостоены «золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте»13.

Первым крупным заказом для молодого фабриканта «стало оформление текстилем интерьеров Большого Кремлевского дворца, возведенного в 1838–1849 гг. под руководством архитектора К.А. Тона. Это были шелковые ткани с использованием золотых и серебряных нитей для обивки стен, мебели и драпировки окон».14 Материалы для внутренней отделки дворца подбирались с особой тщательностью и приоритет был за отечественными предприятиями, которые заслужили уважение качеством и красотой своей продукции (рис. 2). Заказ на изготовление тканей для отделки стен, мебели и создания праздничных нарядов царской семьи получил московский купец Григорий Григорьевич Сапожников. В работах над созданием интерьеров дворца работали архитекторы Н.И. Чичагов, В.А. Бакарев, П.А. Герасимов, Ф.Ф. Рихтер, А.С. Каминский и другие.

Ткани фабрики Сапожникова принимают участие в выставке «изделий Российской империи, царства Польского и великого княжества Финляндского» в Санкт-Петербурге (1849 г.), где их золото– и серебротканые узорные изделия были признаны лучшими [2,5].

12 Страницы истории реставрации Большого Кремлевского дворца. Реставрация Собственной половины. – URL: https://andrey-restauro.livejournal.com/4004.html (дата обращения 09.10.2019).

13 Миронова Е. «Драгоценное» рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня. – URL: https://blog.mirkrestikom.ru/dragocennoe-rukodelie-zolotoe-shite-vchera-i-segodnja/

14 Там же.

В 1851 году на I-й Всемирной выставке в Лондоне15 и во многих других выставках ткани фабрики Сапожниковых также получали высшие награды. Ткани с маркой фирмы Сапожниковых славились на весь мир своеобразием рисунков, чистотой цвета, богатством отделки и высоким качеством исполнения. Благодаря шелковым тканям одежда царской семьи и известных дворянских семей могла украсить любой европейский музей.

а) б)

в)

Рис. 2. Интерьеры Собственных их Императорских величеств покоев Большого Кремлевского дворца с текстильным дизайном после реставрации начала XXI века: а) рабочий кабинет императрицы; б) каминный зал в спальне императора; в) парадная гостиная для отдыха и приема гостей

«В конце ХIХ и начале XX вв. шёлк и парча этой фирмы достойно представляли Россию на международных и всемирных выставках, триумфально завоёвывая "Гран при" и Золотые медали. Модные мастерские дамского платья в Париже и Лондоне выписывали себе из России лёгкие шелка "от Сапожниковых", посланцы эмира Бухарского оптом закупали на Нижегородской ярмарке ткани "азиатского" стиля, выпущенные на фабрике Сапожниковых. Пышность восточных нарядов требовала материй богатых, сказочно необычайных»16.

15 Великая выставка промышленных работ всех народов, проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия многих стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

16 Миронова Е. «Драгоценное» рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня. – URL: https://blog.mirkrestikom.ru/dragocennoe-rukodelie-zolotoe-shite-vchera-i-segodnja/

Тибетский Далай-Лама заказывал ткани с рисунком буддийского культа, находя их исполнение превосходным. Особенное восхищение у современников вызывали бархатные парчи и глазеты с затканными в них стразами, мебельные шёлковые ткани и фасонные ткани из шёлка с оригинальными рисунками в «русском стиле» [8].

В России предприятию Сапожниковых не было равных. Оно было неизменным поставщиком Русского императорского двора. Царская семья и приближенные ко двору дамы и кавалеры заказывали одежду из шелков, парчи и других тканей фабрики Сапожниковых (рис. 3). Изысканная дворцовая мебель, великолепные гардины и драпировки залов оформлялись Сапожниковскими тканями. «Особые отношения связывали фирму с Русской православной церковью: торжественное облачение для духовенства шилось из ткани, выработанной на фабрике Сапожниковых»17.

17 История производства шелка в России. – URL: https://zygar.ru/textile/silk-history-in-russia.html (дата обращения 09.10.2019).

а) б) в) Рис. 3. Общее название рисунка: а) портрет императрицы Марии Федоровны, Крамской И.Н., 1882 г.; б) портрет императрицы Марии Александровны. Макаров И.К., середина XIX века; в) портрет княжны З.Н. Юсуповой в русском платье. К.Е. Маковский, 1889 г.

Семью Сапожниковых можно назвать шелковыми королями Москвы, при этом можно не перечислять многочисленные награды Сапожникова и его фабрики, которые получал за заслуги перед отечеством, развивая легкую промышленность, прилагая тем самым к развитию искусств и архитектуры большие усилия. Работники на фабрике работали всю жизнь. Мастера-художники известны не только любовью к русскому узорочью, они так же становятся мастерами, совершенствующими импортное оборудование. Надо особо отметить действия семьи, которая наиболее отличившихся в работе мастеров отправляла за границу получать образование и опыт работы на шелкоткацких фабриках Лиона и Венеции. Мастера получали образование и неизменно возвращались в Москву, поставляя Отечеству свои знания и современные станки, самые различные технические достижения. На средства Сапожникова создаются доходные дома, которые до сих пор украшают улицы Москвы.

В 1857 году начинаются работы по восстановлению «Палаты бояр Романовых» под руководством архитектора Ф.Ф. Рихтека, который приглашает Сапожниковых выполнить заказ на изготовление обивочных тканей для мебели и стен18, создания драпировок и покрывал (рис. 4) 19[10].

«Важно отметить, что с момента своего основания в 1839 г. и вплоть до начала XX в. фабрика не использовала импортных рисунков, создавали свои. Сапожниковых принципиально не пользовалась услугами иностранных мастеров и образцами их рисунков. Все композиции для тканей разрабатывались исключительно собственными профессиональными рисовальщиками или известными русскими художниками и архитекторами. Необычайно высокий художественный и технический уровень узорных тканей фабрики Сапожниковых делают их значительным и ярким явлением в истории русского и мирового декоративно-прикладного искусства».20 Эта важное качество сыграло свою положительную роль в работе фабрики, которая на протяжение всей истории своего существования была поставщиком царского двора.

18 Открытие после реставрации музея «Палаты бояр Романовых». – URL: www.museum.ru/N70806.

19 Сапожников Владимир Григорьевич. Представитель знаменитой русской купеческой династии (1843-1916). – URL: geokorolev.ru/biography/biography_person_sapojnikov.html.

20 Миронова Е. «Драгоценное» рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня. – URL: https://blog.mirkrestikom.ru/dragocennoe-rukodelie-zolotoe-shite-vchera-i-segodnja/ .

а) б)

в)

Рис. 4. Палаты бояр Романовых после реставрации: а) гостиная; б) настенный шелк Сапожниковых; в) гостиная палата

Высокое качество, уникальные рисунки с русскими национальными мотивами, выполненные на фабрике Сапожниковых, давали все основания и заслуженно принимались архитекторами для дворцов в Москве и Петербурге. «В публикациях начала XX в. говорится, что с 1852 г. все коронационные заказы, а также и дворцовый ремонт исполнялись фирмой Сапожниковых. Эти же сведения подтверждает в своей статье Ч.М. Иоксимович21, отмечая, что с указанного года фабрика официально исполняла заказы придворного ведомства на облачения для духовенства к дням священных коронований императоров и на ткани для отделки дворцов, а также заказы военного ведомства на знамена, штандарты и гербы согласно «высочайше» установленному образцу. Такие изделия высокохудожественной работы входили в категорию «царских» [2].

Подготовка к коронации Александра II длилась больше года, облачение царской семьи, облачение священнослужителей, обивка стен и мебели, балдахины, драпировка залов, столов создавались кропотливым трудом мастеров фабрики Сапожниковых. На рисунке 5 изображения из Альбома священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Федоровны всея России.

21 Иоксимович Ч.М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. – Москва, 1917. – С. 1–15.

Период правления Александра II ознаменовался мирной жизнью, без войн и глобальных сотрясений. Фабрика Сапожниковых неизменно пополняла царский двор новыми тканями, создавала мебельные или обивочные ткани для реставрационных работ во дворцах, производила легкие шелка для повседневной или праздничной одежды высокопоставленных дам при дворе и обязательно –для царской семьи. Фабрика принимала участие и неизменно побеждала на Российских и международных выставках [2,5].

Каменное здание фабрики было построено в начале XX века и не представляло особой ценности как архитектурное сооружение. Интересно, что сейчас, в начале XXI века, в Москве работает мастерская, которая в точности повторяет прекрасные ткани Сапожниковых на ручных станах, используя для работы умения и знания, сохраненные среди мастеров еще в XIX веке (рис. 6а). Мастерская существует в тесных помещениях Новоспасского мужского монастыря. А в старинных особняках Италии продолжают работу похожие небольшие шелкоткацкие мануфактуры, создающие уникальные ткани для реставрации дворцов и музеев (рис. 6б).

а) б)

в)

Рис. 5. Коронации Александра II: а) Коронование государя императора. Крамской И.Н.; б) Коронование государыни императрицы. Крамской И.Н.; в) Коронация Александра II в Успенском соборе Кремля. Зичи М.А.22

а) б)

Рис. 6. Современные шелкоткацкие мастерские со старинными кустарными технологиями: а) в Новоспасском монастыре, Москва, б) фабрика Antico Setificio Fiorentino, Флоренция

Во время реставрации Большого Кремлевского дворца 2008–2009 годов современная мастерская выполняла ткани, которые «…. по сохранившимся старинным фрагментам и оказались максимально приближенными к первоначальным образцам тканей первой половины 40-х –50-х годов XIX века. Сегодня всё это выглядит также, как и в 1850 году, когда дворец начал использоваться в качестве императорской резиденции в Московском Кремле»23.

22 Работы из Альбома священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Федоровны всея России. – СПб.: Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1883. – 67 с., 26 л. ил.: ил. 65 х 49 см. Тираж 200 экз.

23 Страницы истории реставрации Большого Кремлевского дворца. Реставрация Собственной половины. – URL: https://andrey-restauro.livejournal.com/4004.html (дата обращения 09.10.2019).

Наследие уникальных мастеров живо и производство существует, поэтому есть надежда на возвращение былой славы отечественного шелководства [3]. Мы можем воссоздавать старые шелкоткацкие фабрики и строить новые корпуса для создания удивительных красивых тканей и такие предприятия очень быстро станут гордостью нашей страны, пополняя торговые центры изысканными уникальными образцами.

Выводы

Пример успешной работы только одной маленькой мастерской на ручных станах показывает как много можно сделать ценного для развития искусства и архитектуры, занятости горожан и развития техники при желании создавать уникальные ткани. Производство тканей из натуральных волокон всегда было приоритетным направлением работы текстильной промышленности. Продукты производства шелководства и шелкопрядильных предприятий обладают массой достоинств для поддержания здоровья человека и обладают множеством ценных качеств для производства одежды, мебели, военной промышленности, фармацевтики, медицины, косметологии, а так же для создания интересных решений жилого и общественного пространства в дизайне архитектурной среды.

Предприятия легкой промышленности дают работу населению, развитию экономики и таким образом оказывают влияние на стабилизацию экономической независимости нашей страны. Возрождение и развитие шелкоткацких предприятий окажет существенное влияние на развитие архитектуры и градостроительства. И развитая экономика в совокупности с высоким уровнем культуры позволят развиваться всем направлениям искусства и архитектуры. К тому же, возрождение предприятий всегда сопровождается строительством жилья и инфраструктуры.

Литература

  1. Бородич В. Моя родная школа: фотолетопись Болшевской средней школы № 1 // Подмосковный летописец. – 2011. – № 2. – С. 33–34.

  2. История российского производства. – Красноярск: Гермес, 2002. – С. 23.

  3. Кузьмичев А.Д. Русские миллионщики. Семейные хроники / А.Д. Кузьмичев, Р.Р. Петров. – Москва: Экон, 1999. –188 с.

  4. Любомиров П.Г. Очерки по истории русской промышленности. XVII, XVIII и начало XIX века. – Москва: Госполитиздат, 1947. – 763 с.

  5. Некрасов М.А. Сапожниковы. Московские меценаты / М.А. Некрасов, Г.И. Маношкина.

  6. Москва: АИРО-XXI, 2018. – 424 с.

  7. Ополовников А.В. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества / А.В. Ополовников, Г. Островский. – Москва: Дет. литература, 1981. – 198 с.

  8. Платонов О.А. 1000 лет русского предпринимательства из истории купеческих родов.

  9. Москва: Современник,1995. – 480 с.

  10. Полякова Е.В. «ЦАРСКИЕ» ТКАНИ ФАБРИКИ САПОЖНИКОВЫХ. Материалы и исследования. Выпуск 26 // Московский кремль в государственной жизни России четыре столетия истории. – Москва, 2016. – С. 152–171.

  11. Русский Сборник. Исследования по истории России. Том XXIV: Московия в свидетельствах иноземцев / Отв. сост. тома И.В. Дубровский. – Москва, 2018. – 656 с.

  12. Шуцкая Г.К. Старый дом на Варварке / Г.К. Шуцкая, Е.Л. Трегубова. – Москва, 2007. – 136 с.

Оригинал статьи
twitter.comfacebook.comvk.comconnect.ok.ru
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.