elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Формирование архитектурно-пространственной среды Челябинска

Е. В. Хорохова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей возникновения архитектурно-пространственной среды города Челябинска для выявления его уникальных черт. В статье рассматривается история формирования архитектурно-пространственной среды города от его возникновения до настоящего времени. Отмечаются известные люди, которые внесли свой вклад в развитие города, рассмотрена связь городской ткани с рекой Миасс и озером Смолино. Анализ истории архитектурно-пространственной среды города имеет непосредственную связь с формированием обновлённой концепции развития города. Выявлены наиболее значимые периоды и особенности развития города, которые следует учитывать при формировании его эстетического облика.


Актуальность темы статьи определяется необходимостью повышения эстетической выразительности облика Челябинска как важного условия создания комфортной городской среды для жителей и туристов, а также реализации Стратегии пространственного развития России3 и приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»4. В городе Челябинске проживает более одного миллиона жителей. На сегодняшний день в организации архитектурно-пространственной среды города наблюдается ряд нерешённых проблем, которые влияют на формирование комфортной городской среды [18]. Для того, чтобы решить одну из главных проблем города – создание уникального облика, – необходимо рассмотреть исторические моменты формирования архитектурно-пространственной среды для выявления особенностей и наиболее важных событий, присущих городу, определить тенденции формирования облика города с момента его становления. Формирование архитектурно-пространственной среды города имеет продолжительную историю. Существует несколько версий об основании города. По официальной версии [9] А.И. Тевкелев заложил крепость Челябинска [3] осенью 1736 года у правого берега реки Миасс (рис. 1).

Рис. 1. План Чилябинской крепости. Осень 1736 года

По другой версии, описанной в книге В. Зверинского, Челябинск построен в 1658 году и был древнейшим городом Оренбургской губернии [17]. По одним источникам, Челябинск основан на месте башкирской деревни Челябы, по другим – на месте татарской деревни Селяби был создан посад и заселён русскими людьми [8]. Отмечается, что крепость была прямоугольная в плане с выступающими «фасами» по углам ограждений, а на северной и южной стенах располагались две проезжие башни. Крепость была построена в соответствии с прогрессивными архитектурно-градостроительными принципами оборонных поселений Петровской эпохи, она была невелика: 60×60 саженей, что составляет примерно 130×130 метров, и представляла деревянное ограждение из рубленых стен (рис. 2, 3) [19].

3 Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года. – URL: http://government.ru/docs/35733/.

4 Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». – URL: http://gorodsreda.ru/federal-projects/gorodskaya-sreda/

а)

б) в)

Рис. 2. Макет Челябинской крепости. Автор В.П. Грачев. Демонстрируется в Краеведческом музее: а) общий вид крепости; б) проезжая башня и прилегающая стена; в) вид изнутри крепости на угловой бастион и прилегающую стену

Рис. 3. Челябинская крепость 1736 года. Южная башня. Реконструкция И.В. Дегтярёва

Основание города-крепости происходило в период с 1736 по 1768 год, в то время город был центром Исетской провинции. Сохранилось историческое место изначальной крепости между улицами Елькина (Азиатская) и Цвиллинга (Христорождественская) (рис. 4)5.

5 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/

Рис. 4. Местоположение Челябинской крепости

По исследованиям историков, во времена основания крепости местное население в основном занималось торговлей и хлебопашеством. С течением времени крепость превратилась в провинциальный центр, в котором стали появляться ремёсла и торговля, происходило деление на сословья: купцы, ремесленники, чиновники и т.д. [3]. В 1737 году в Челябинской крепости была открыта школа, в которой получали образование писари и переводчики [7]. С 1743 года Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости располагалась Исетская провинциальная канцелярия, управление Исетскими казаками, духовное правление и гостиный двор6. На плане челябинской крепости 1768 года можно увидеть, что крепость располагалась по обоим берегам р. Миасс. У крепости было трое ворот: восточные – Сибирские; северные – Казанские и южные – Оренбургские. Крепость представляла собой военное поселение. Населяли ее в основном казаки7. Челябинск получил своё название в связи с постройкой Сибирской железной дороги и открытием на ней станции Челябинск, до этого времени город назывался Челяба [20].Челябинск получил статус уездного города с 1781 года [8, 14].

Необходимо отметить, что город Челябинск располагается на восточном склоне Уральских гор. Рельеф Челябинска слабохолмистый, на западе отмечается постепенное понижение к востоку к долине реки Миасс с ложбинами и озёрами8. Окрестности города Челябинска находятся в лесостепном ландшафте пояса умеренного континентального климата и относятся к двум подтипам: северной и южной лесостепям9.

6 История Челябинска. – URL: https://cheladmin.ru/ru/gorod-chelyabinsk/istoriya-chelyabinska .

7 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

8 Географическая справка – город Челябинск . – URL: http://www.chelabinck.ru/gorod/spravka/geografiya/geograficheskoe-polozhenie.

9 Ландшафты окрестностей Челябинска. – URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=1117.

Можно воссоздать крепость, ориентируясь на её первозданный вид, на территории города или на одном из въездов в город. Крепость может стать одной из достопримечательностей, внутри неё может быть расположен музей-выставка под открытым небом со скульптурами сословий людей, которые жили в то время. Также на территории крепости могут быть размещены кафе и сувенирные магазины для туристов (рис. 5). Крепость может быть расположена со стороны Уфимского Тракта на въезде в город, недалеко от трассы на территории лесостепного ландшафта с небольшим количеством деревьев. Также можно предположить воссоздание парка «Крепостъ», недалеко от аэропорта в степной местности, для привлечения бóльшего количества туристов.

а) б)

Рис. 5. Воссоздание крепости эскизы на местности: а) вид с въезда в город; б) вид на выезд из города

Интересным фактом для формирования уникального облика города может стать то, что вблизи Челябинска с давних времён сложился путь через Уральские горы. В период XVII–XVIII веков Уральские горы назывались «Камнем», а переход через горы называли «Чрезкаменным». Этот переход соединял большие территории бассейнов рек Волги и Оби. Существует документ, описывающий «Чрезкаменный путь» – «Роспись сибирским городам и острогам». Документ представлял собой общий чертёж территории Сибири и был составлен в Тобольске в 1626–1627 годах. Чрезкаменный путь способствовал развитию Челябинской крепости – Челябинск возник как поселение на Чрезкаменном пути [9]. По историческим сведениям можно воссоздать рассказ о «Чрезкаменном пути» в виде памятников, скульптур и указателей.

Существуют сведения о том, что на территории города были поселения ещё в каменном веке. Это стало очевидно в засушливое лето 1925 года. В то время уровень воды в озере Смолино сильно упал, в результате чего на открывшихся участках его дна у южного берега были сделаны находки каменного инвентаря. Основную часть коллекции составляли пластинки из кремня и яшмы шириной примерно один сантиметр. Кроме того, во время строительства Шершнёвского водохранилища на берегу реки Миасс были обнаружены орудия из камня и фрагменты керамики, датирующиеся периодом неолита и энелеолита V–III тыс. до н.э. [20]. Река Миасс и озеро Смолино оказали большое влияние на формирование городской территории. До того, как в реку Миасс стали сбрасывать промышленные отходы, в ней водилась крупная рыба хариус, относящаяся к семейству лососевых [16].

Интересен тот факт, что река Миасс впадает в р. Исеть, затем – Тобол, Иртыш, Обь, а потом в Северный Ледовитый океан [8]. Вдоль набережной реки Миасс можно создать тематическую зону со скульптурой посвящённой хариусу, с системой указателей с информацией о том, куда впадает река и интересными сведениями о самой реке. На территории набережной могут быть расположены скульптуры и арт-объекты, посвященные эпохам неолита и энеолита, также могут быть размещены зоны для отдыха и прогулок. Таким образом набережная, после тематического благоустройства, может стать одной из достопримечательностей города.

Озеро Смолино до революции называли «Челябинское морцо». Оно располагалось в котловине в степной местности, от берега шел подъем на возвышенность, которая называлась «Высокой горой». Дно у озера было в основном песчаное. У некоторых берегов дно было из глины, которая состояла из мягкой грязи чёрного цвета. Вода озера была прозрачная, бесцветная и горько-солёная. По своему составу вода озера Смолино относилась к группе минеральных вод растворенной поваренной соли и очень похожа по химическому составу на Соденские и Киссенгенские минеральные воды. В некоторых местах озера били холодные родники, а у берега иногда встречалась пресная вода. Вода в озере была целебная и помогала излечить ряд заболеваний. До революции с каждым годом больных, приезжающих на озеро, становилось всё больше, гостили они в избах Смолинского казачьего посёлка [8]. На озере Смолино можно было бы организовать санаторий, благодаря которому в город прибывало бы значительное количество отдыхающих. Но, к сожалению, в советское время озеро было испорчено загрязненными сбросами, и оно потеряло свои целебные свойства. На сегодняшний день частично произведено благоустройство набережной озера Смолино. На набережной располагается храм, благодаря которому местность преобразилась (рис. 6, 7). Вдоль набережной озера Смолино также можно установить декоративные стенды с информацией об интересных фактах из истории озера, со скульптурами и арт-объектами, посвященными найденным артефактам эпохи неолита и энеолита.

Рис. 6. Православный храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали», расположенный у озера Смолино

Рис. 7. Благоустройство набережной у озера Смолино

У города существовало несколько этапов преобразования планировочных решений, которые, в какой-то мере, способны объяснить его индивидуальность. Первый этап характеризуется заложением крепости в период с 1736 по 1768 год, которая является исходной точкой развития планировочного решения города (рис. 8) [15].

Рис. 8. План города Челябинска. Составлен 31 января 1768 г.

До конца XVIII века город застраивался медленно. В плане 1784 года он представлял собой большую деревню, состоящую большей частью из деревянных построек, только в центре города имелись двухэтажные каменные дома и каменный Христорождественский собор (рис. 9). Из деревянных сооружений XVIII века в городе практически ничего не сохранилось, в связи с пожарами и перестройками (рис. 10) [17].

Рис. 9. План города Челябинска 1784 года

В то время начала сокращаться численность казачества, стали появляться сословия купечества, мещан, ремесленников, дворян и духовенство10. На гербе Челябинска, утвержденным Уфимским наместничеством 6 июня 1782 года, нарисованы – сверху лиса, снизу верблюд, отмечено, что Челябинск – уездный город Оренбургской губернии. Верблюд олицетворяет привоз товаров [8].

10 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

а)

б)

Рис. 10. Виды на город в конце XVIII века: а) вид города с полуденной стороны с плана 1798 года; б) вид города с западной стороны с плана 1799 г.

Второй этап в развитии городской территории связан с формированием регулярных планов. В 1838 году был составлен и утверждён новый проект планирования городской территории, давший начало упорядочиванию застройки жилых кварталов. Этот регулярный план представлял собой прямоугольник в следующих границах улиц: Работниц (Семеновская), Красноармейская (Заручейная, Казарменная), пр. Ленина (Южный бульвар), ул. Красная (Болотная), Кыштымская (рис. 11).

Рис. 11. Проектный план Челябинска, 1838 г.

Часть застройки, спроектированной в 1838 году, сохранена в центральной части города. Регулярный план города, составленный в 1863 году, практически повторял план 1838 года, территория города оставалась в тех же границах. В настоящее время сохранены фрагменты планировочной оси XIX века по улице Цвиллинга, которая представляла собой участок главной торговой улицы конца XIX – начала XX века (ул. Кирова) и является наиболее ценной исторической композицией [15]. В Челябинске проходили ярмарки, на которые приезжали караваны верблюдов, нагруженных товарами в тюках. Октябрь 1892 года для Челябинска стал годом прибытия первого поезда, благодаря которому в Челябинск «приехала Европа». В этот год в Челябинск ворвался капитализм, который начал удесятерять население Челябинска и был отмечен подъёмом цен, бурным развитием торговли. Стали появляться банки, биржи, кассы, различные конторы, иностранные склады, элеватор и т.д. Появилась и наружная реклама [17]. Но до конца XIX века город был застроен в основном одноэтажными деревянными зданиями (рис. 12) [19].

Рис. 12. Челябинск, конец XIX века

К началу XX века город Челябинск стал крупным торгово-транспортным узлом общероссийского значения. В конце XIX века было открыто железнодорожное сообщение через Челябинск. Челябинск занимал одно из ведущих мест по торговле зерном [8]. В этот период в районе станции возводят ряд посёлков, а также переселенческий пункт11. В период с 1882 по 1897 год численность населения увеличилась с 9 тыс. до 20 тыс. человек, в связи с чем территория города стала больше на треть. Строятся заводы, крупные мукомольные предприятия. В городе работало около 1500 торгово-промышленных заведений. В 1902 году происходит увеличение численности жителей до 25 тысяч человек, что послужило толчком к территориальному росту города. Начали строиться пригородные слободы, среди которых: Привокзальная, Сибирская, Семеновская, которые в дальнейшем положили начало формированию большого города12. В 1911 году появилась мода на наличие оригинального архитектурно-строительного проекта, и в городе появились архитекторы [17].

11 Генеральный план города Челябинска 2002 год. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan/ .

12 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

Третий этап формирования планировки города связан с появлением нового плана Челябинска 1913 года, рост города осуществлялся в Южном направлении, вдоль железной дороги, новая планировка города отличалась полицентричностью (рис. 13).

Архитектурными доминантами города стали богатые по силуэту храмовые здания. В городе стали появляться сады и парки с аллеями, фонтанами и эстакадами13. В начале XX века началось строительство общественных и жилых зданий из кирпича. В общей панораме города стали появляться новые высотные доминанты из гражданских зданий, промышленные корпуса чаеразвесочной фабрики, водонапорная башня, элеватор. Начинала складываться градостроительная структура центра, которая сохранилась до настоящего времени14.

13 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

14 Там же.

Рис. 13. План города Челябинска, 1913 г.

К началу XX века Челябинск становится воротами из Европы в Азию через «великий Сибирский путь». В то время Челябинск славился наличием чаеразвесочных фабрик и приближался к получению звания «чайной столицы» Российской империи [16]. На таможню каждый год прибывало по 400 тыс. ящиков с чаем (около 1,5 миллиона пудов чая). В городе действовала чаеразвесочная приёмка Губкина «А. Кузнецов и Ко», а также склады фирмы «В. Высоцкий и Ко», которая также собиралась открыть в Челябинске чаеразвесочную [8]. Появляется в Челябинске и светская жизнь: театр, концерты [16]. Можно было бы создать скульптурную композицию, посвященную этому историческому эпизоду – как Челябинск мог стать чайной столицей России.

За первые десять лет XX века в Челябинске происходит значительный подъём во всех сферах жизни: прирост населения втрое, превращение города из уездного центра в облагороженный город с мощёными площадями, с наличием культурных и общественных организаций, внедрения телефона, телеграфа, автомобилей. Проходили четыре ярмарки в год. В городе были свои известные люди. Одним из известных людей Челябинска был В.К. Покровский, почётный гражданин Челябинска. Он занимался предпринимательской, общественной и благотворительной деятельностью, помог построить здание женской прогимназии, был инициатором открытия торговой школы, построил здание училища в центре города. В.М. Колбин – предприниматель, также участвовал в развитии города, был совладельцем первой Челябинской электростанции, разрабатывал необычные проекты [8]. Можно установить памятники В.К. Покровскому и В.М. Колбину в связи с тем, что они внесли существенный вклад в развитие города.

На формирование города повлияло образование городских окраин: Колупаевка, Грабиловка, Чёртовы бараки, Никольский, Мухоморовка, Порт-Артур. Колупавка и Чёртовы бараки позже слились друг с другом. Никольский посёлок образовался на месте густого леса в связи со строительством железной дороги из-за огромного потока приезжих. В 1904 году началась Русско-Японская война, в это время Челябинск послужил проходом на Дальний Восток войск с вооружением, обмундированием, боевыми и продовольственными припасами, что в дальнейшем привело к постройке посёлка Порт-Артур, который сегодня является окраиной города [20]. В 1911 году в Челябинске приступили к строительству водопровода. Напорная башня была выполнена в стиле модерн по проекту инженера-архитектора А. Фёдорова. На сегодняшний день башня потеряла своё изначальное предназначение (рис. 14) [17].

Рис. 14. Панорама Челябинска Вид с юга, 1913 г.

Произошедшая Октябрьская революция 1917 года наложила отпечаток на развитие Челябинска [9]. В период весны 1920 года Южную площадь переименовали в площадь Революции, Александровскую площадь переименовали в Алое Поле и т.д. Период конца 1920-х годов происходил под лозунгом «даёшь индустриализацию». Начинают строиться четырёхэтажные дома на берегу реки Миасс [16]. В предвоенный период развитие планировки шло по пути преемственности архитектурных традиций Челябинска. План города 1926–1928 годов практически ни чем не отличался от дореволюционного плана. Центр города основывается на Соборной площади. Первая схема планировки города послужила основой социалистической реконструкции города. При сохранении планировочной структуры центральной части, Челябинск обрастает посёлками промышленных предприятий. Начинает развиваться общегородской центр [19].

Начало формирования новой планировочной структуры следует отнести к 1927 году, когда к северу от сложившегося ядра города на берегу реки Миасс началось строительство Челябинской ГРЭС, а затем, в 1929 году рядом с ней – электрометаллургического комбината. Важнейшую роль в формировании города сыграло размещение на восточной окраине нового гигантского промышленного предприятия – тракторного завода, первая очередь которого была пущена в середине 1933 года. После длительных поисков в 1932 году в семи км к северу от города определилась и площадка Бакальского металлургического завода (переименованного после в ЧМЗ). К началу разработки первого научно обоснованного генерального плана на территории Челябинска уже были не только выбраны площадки для размещения крупных промышленных объектов, но и начата, а в некоторых случаях закончена первая очередь их строительства [11]. По проекту архитектора А. Бурова появляются первые многоэтажные дома в восточной части проспекта им. В.И. Ленина, жилые кварталы. В 1930–1934 годы многоэтажками начинает застраиваться район ЧГРЭС вдоль улицы Российской. В 1934 году город становится областным административным центром [19]. С 1930 года в Челябинске началось активное строительство промышленных предприятий. Происходило формирование жилой застройки города. В периферийных зонах шло индивидуальное жилое строительство. Начинают возводиться здания рабочих клубов и кинотеатров [4].

В 1935 году начал разрабатываться новый генеральный план города, в котором территориальное развитие Челябинска предусматривается в южном и юго-западном направлении от центральной и исторической частей города за счёт продления старых улиц и включения прилегающих посёлков, начинается формирование промышленного района на востоке города (рис. 15). Предполагалось развитие жилой территории вокруг исторического ядра, было введено деление города на 5 административных районов. В связи с тем, что в послереволюционный период в городе были утрачены многие архитектурные доминанты, здания, построенные в тот период, стали формировать новый облик советского города. В 1936 году был утверждён первый генеральный план Челябинска советского периода.

В довоенные годы продолжает застраиваться центр города. В 1936 году улицу Кирова украсило четырёхэтажное здание Главпочтамта (архитектор Н. Футуков), сегодня это один из ярких памятников периода конструктивизма в Челябинске. Семиэтажный дом по улице Цвиллинга (с центральным гастрономом), построенный в 1938 году по проекту архитекторов П. Кухтёнкова и А. Максимова, положил начало формированию площади Революции – будущего административного центра. В 1937 году построен кинотеатр Пушкина, выполненный в стиле конструктивизма и неоклассического стиля. Вместе с городом стремительно росло и его население. В 1939 году численность города составляла 270 тыс. человек, что в 4,5 раза больше, чем в 1917 году.

В военный период в Челябинск перевезли около двухсот эвакуированных промышленных предприятий [17]. В период войны в связи с увеличением городского населения в Челябинске дважды происходило районное деление [13]. В связи с эвакуацией промышленных предприятий, которые соединились с существующими заводами, возникли ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ, ЧТЗ. В военное время город даже получил второе название – «Танкоград» [8].

После войны в 1945 году институт «Ленгинпрогор» разрабатывает технико-экономические основы развития города Челябинска, а в 1947 году вступает в силу первый послевоенный генеральный план города, выполненный под руководством архитектора Д. Барагина. Основы проекта составляли архитектурно-планировочные принципы генерального плана довоенного периода, но, вместе с тем, была проведена корректировка жилищного строительства в городе с учётом экономической базы Челябинска, изменившейся во время Отечественной войны, и перспектив развития Челябинского промышленного узла. Разбивка жилой территории ведётся по старой квартальной системе, но значительно повышаются, по сравнению с генеральным планом 1936–1937 года, эстетические и композиционные требования к планировке систем жилых образований. Большое внимание уделялось планированию территории Металлургического района. Отмечается что, природные условия района благоприятствовали созданию интересного градостроительного комплекса. Разработка плана «города металлургов» производилась посредством учёта его самостоятельного совершенствования и развития, отмечался перспективный рост территории в северном и южном направлении вдоль реки Миасс. Он ограничивался с севера – лесным массивом, а с юга – санитарно-защитными зонами предприятий. Также была предложена система озеленения района.

Рис. 15. План города Челябинска, 1935 г.

Эвакуация заводов в период в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также новое производственное строительство превратило город в крупнейший промышленный центр страны. В 1950-е годы велась активная застройка общественными и многоэтажными жилыми домами по проектам ведущих архитекторов, в дальнейшем велось типовое строительство [11]. Генеральный план 1947 года проходил различные корректировки и сохранял своё действие до начала 1960-х годов и окончательно определил архитектурно-планировочную структуру и масштаб застройки города в его нынешнем виде. В то время сложился ансамбль неоклассического комплекса площади Революции (рис. 16). Один из интереснейших градостроительных ансамблей представляет застройку восточного участка проспекта Богдана Хмельницкого в Металлургическом районе [19]. В 1950-е годы в городе больше преобладали здания одноэтажные, однако в 1947 году был разработан план развития города с многоэтажной застройкой около промышленных предприятий15.

15 История Челябинска. – URL: https://cheladmin.ru/ru/gorod-chelyabinsk/istoriya-chelyabinska .

Рис. 16. Схема планировки города, 1947 г.

В конце 1950-х годов наметилось массовое жилищное строительство, стали строиться микрорайоны, ансамбли общественных центров, система городского озеленения с зелёными коридорами, парками и скверами; начинает строиться Шершнёвское водохранилище [4]. Пережил Челябинск и борьбу с архитектурными излишествами, когда дома должны были строиться быстро, дёшево и индустриальным способом. От этой борьбы пострадал проект дома на углу улиц Свободы и Спартака, разработанный Е. Александровым. Построили только два этажа этого дома. Башня и три верхних этажа попали под терминологию архитектурного излишества, в связи с чем их не построили [17]. В 1954 году было построено здание аэровокзала.

В 60-е годы двадцатого столетия на многих предприятиях города происходит реконструкция, идёт переоборудование, в связи с чем происходит рост объемов выпускаемой продукции. Происходит ликвидация бараков и внеплановых посёлков, благодаря чему некоторые челябинцы получали бесплатное жильё. Строится новый вокзал, который в дальнейшем станет визитной карточкой Челябинска. Построены дворец спорта «Юность» и бассейн международного класса «Электрометаллург». Происходит заселение северо-запада города, начинается строительство Торгового центра, Челябинского цирка и некоторых домов по проспекту Ленина. В этот период формируется современный тому времени облик города. Город постепенно приближался к статусу миллионника. Был построен завод ЧТПЗ [16]. В системе расселения города происходила переориентация на создание приграничных опорных пунктов для защиты заводов и транспортных путей [5].

Следующий генеральный план Челябинска был разработан головным проектным институтом «ЧелябинскГражданПроект» и утверждён Советом Министров РСФСР в декабре 1967 года (рис. 17). В нём определены перспективы развития экономической базы и строительной индустрии города до 2000 года, решены вопросы упорядочивания промышленных территорий, расселения, жилищного и культурно-бытового строительства, транспорта, инженерного оборудования и благоустройства, а также организации пригородной зоны и охраны окружающей среды.

Рис. 17. Схема планировки города, 1967 г.

В 1959 году в Челябинске проживало 689 тысяч человек, а к началу 1980 года планировалось довести число жителей до миллиона [19]. В семидесятые годы двадцатого столетия происходит рост благосостояния граждан, горожане живут культурной жизнью и начинают путешествовать. Завершается строительство Торгового центра и цирка, гостиницы «Малахит», кинотеатра Урал, нового здания аэропорта. У города появляется футбольная команда «Трактор», которая завоёвывает бронзовую медаль чемпионата страны. «Трактор» стал в 1970-е годы достопримечательностью города, его визитной карточкой.

Новый торговый центр был построен в Челябинске в 1975 году. Он представлял собой уникальное сооружение – первый супермаркет в городе. Купол этого здания собран из 165 тысяч плит, стянутых канатами, забетонированными монолитными блоками. Оболочка здания опирается на четыре угловые опоры, находящиеся на земле. На то время Торговый центр и вокзал становятся главными достопримечательностями в городе. В 1976 году 20 октября Челябинск получил статус города-миллионника. 1970-е годы стали периодом появления подземных переходов в городе [16]. В декабре 1981 года был построен Челябинский драматический театр, который стал зданием, завершающим архитектурный ансамбль главной площади города. В начале 1992 года город Челябинск стал открытым для иностранных граждан и получил статус открытого города. В Челябинске стали строиться институты, и уже к 1980-м годам город стал крупным научным центром: 7 вузов, около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. Строятся различные культурные объекты: театры, музеи и т.д. К 260-летию города был открыт зоопарк [8].

Следующий генеральный план был разработан в 2002 году и должен был стать стратегией развития города, которая строилась посредством балансирования интересов государственных, общественных и частных; основная цель – повышение качества жизни и человеческого потенциала. В период разработок генеральных планов 1935, 1947, 1967 годов город должен был развиваться путём увеличения территорий, а Генеральный план 2002 года предполагал новую концепцию развития, которая заключалась в перестройке градостроительной деятельности от экстенсивного режима к интенсивному, путём отказа от увеличения площади города и ориентации на качественную организацию и интенсивное переустройство городской среды. Согласно генеральному плану, исторически сложившиеся районы определили планировочную структуру города, в которые входили три вида планировочных зон. Первая – зона центра в кольце улиц Новомеханическая, Меридиан, Худякова-Чайковского (старинный район). Вторая зона – группа промышленно-селитебных районов, среди которых: Металлургический, Тракторозаводский, Ленинский и Северо-западный районы, разработанные согласно генеральному плану 1967 года, и Южный район. Эти районы полукольцом охватывают центральную зону. Третья зона – группа посёлков и районов, среди которых: Каштак, Аэропорт, Чурилово, Фатеевка, Береговой, Исаково, Ново-Синеглазово, Сосновка, Шагол. Некоторые из них датируются XVIII веком. Проектом была предложена модернизация этих зон. Развитие центральной зоны заключалось в сохранении исторической планировочной структуры, а также в воссоздании отдельных элементов застройки, повышении этажности и плотности застройки, освоении подземного пространства. Предусматривается увеличение площади озеленения, формирование пешеходного маршрута по исторической части города, строительство подземных и надземных парковок16. Середина 2000-х годов характеризуется реконструкцией и расширением улично-дорожной сети [8]. В Челябинске был создан свой «Арбат» на улице Кирова, где располагается несколько дореволюционных зданий. Был построен подземный торговый комплекс «Никитинские ряды» [16].

В настоящее время разработан новый проект генерального плана 2019 года17, действуют стратегия развития Челябинска до 2020 года18 и стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года19. В общих положениях этих документов отмечена связь действий в области формирования комфортной городской среды, повышения качества жизни, привлечение инвестиций [1].

16 Генеральный план города Челябинска 2002 год. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan/.

17 Проект генерального плана города Челябинска 2019 года. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

18 Стратегия развития города Челябинска до 2020 года. – URL: http://chelduma.ru/reshenie-chelyabinskoy-gorodskoy-dumy-chetvertogo-sozyva-ot-26112009-g-no-81-o-strategii-razvitiya.

19 Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. – URL: http://docs.cntd.ru/document/553133071.

Сегодня архитектурный облик Челябинска достаточно противоречив. Это связано с началом активного строительства коммерческой недвижимости и разрушения церквей, храмов и других памятников архитектурного наследия советского периода. Главным архитектурным достоянием города были церкви, которых было большое количество, они были выполнены в разнообразных архитектурных стилях [8]. В дореволюционный период в городе насчитывалось 17 зданий церквей, 18-я церковь строилась. К сожалению, церквей осталось всего четыре, остальные были разрушены в советское время. Одной из главных доминант города был Христорождественский собор, который начали строить в 1748 году, а закончили в 1766 году. Собор представлял собой кирпичное отштукатуренное здание, с продольно-осевой композицией в плане, с пониженной полукруглой апсидой, которая была увенчана главой, расположенной на глухом восьмигранном барабане, с четырьмя малыми главами на шеях; под сводами Храма располагались окна-люнеты. Колокольня имела три яруса, которые возвышались над объемом притвора, образ колокольни заканчивал шлемовидный купол с высоким шпилем. Объект утрачен в 1932 году [3]. В настоящее время в городе строят новый Христорождественский собор, но совершенного другого архитектурного облика и в другом месте города (рис. 18)20.


а) б)

Рис. 18. Христорождественский Собор: а) Христорождественский собор, фото 1894 года (по [3]); б) Современный проект строящегося Христорождественского собора

На территории города сохранились следующие православные храмы: Семеновская церковь 1883 года, Свято-Троицкая церковь 1900–1914 годы строительства, Александро-Невская церковь – годы строительства 1907–1914, Храм святых апостолов Петра и Павла, годы строительства – начало XX века. Также сохранились мусульманская мечеть 1899 года постройки, и Синагога 1906–1908 годов постройки21. В городе также действовал костёл, ныне объект утрачен. Позже был возведён новый объект Римско-Католической церкви – костел, выполненный в другом стилевом решении и размещенный в другом месте города (рис. 19)22. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в городе необходимо восстанавливать разрушенные объекты с учётом их первозданного вида.

20 Соколова А. Когда достроят кафедральный собор в Челябинске. – URL: https://polit74.ru/society/kogda_dostroyat_kafedralnyy_sobor_v_chelyabinske/.

21 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL:http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

22 Римско-Католическая Церковь. – URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298539-d6493449-Reviews-Roman_Catholic_Church-Chelyabinsk_Chelyabinsk_Oblast_Urals_District.html.


а) б)

Рис. 19. Каталолический Храм: а) Первый католический Храм в Челябинске; б) Современный католический Храм в Челябинске

В архитектурном формообразовании Челябинска отмечается пять основных стилей в городской среде: современный, модерн, классицизм, ампир и эклектика. На Кировке сохранились здания, построенные в период XIX – начала XX века – каменные и деревянные постройки. Самые заметные из них – здание магазина Валеева23, дом Л.Я. Мельцера, жилой дом купца Н.А. Самохвалова, дом купеческий (аптека Плонского), дом и магазин Злоказовых (рис. 20).

23 Архитектура городов России: Челябинск. – URL: http://liga-pro.ru/articles/arhitektura-chelyabinska

а) б)

в) г)

д)

Рис. 20. Сохранившиеся здания на Кировке: а) здание магазина Валеева; б) дом Л.Я. Мельцера (Кирова, 88); в) дом жилой купца Н.А. Самохвалова; г) дом купеческий (аптека Плонского), г. Челябинск, ул. Кирова, 141 – выявленный объект культурного наследия (1899–1901 гг.); д) дом и магазин Злоказовых (Кирова, 92)

В городе сохранились общественные и промышленные здания и сооружения. Жилые здания – особняки, усадьбы, купеческие дома, жилые дома, доходные дома периода XIX– XX века24. Наиболее значимые здания: особняк Юдиной; здание-особняк Бреслина, в котором сейчас располагается Камерный театр; особняк Данцигера; здание первой электростанции Челябинска25; чаеразвесочная фабрика Кузнецова, крупнейшее предприятие на то время в России в этой области; дома Якушевых, Архипова, Хаванова, Рябинина и др. Те здания, которые сохранились, являются фрагментами исторической среды. Архитектурные объекты по большей части имеют местное значение, небольшая часть сохранившихся памятников архитектуры имеет статус федерального и регионального уровня. В связи с этим появился вопрос об организации местных историко-культурных зон с сохранением выявленных ценных градостроительных осей и их застройки, которые могут быть дополнены за счёт перенесённых из застраиваемых зон центра интересных архитектурных объектов. Также возможно создание островных исторических узлов вокруг тех памятников архитектуры, которые располагаются в периферийных зонах. Предлагалось включение исторических высотных доминант в существующую композиционную структуру центра с выбором видовых точек, с помощью которых должны быть образованы визуальные коридоры; в зонах этих коридоров приведён расчёт картограммы доступной этажности. Отмечаются следующие видовые точки на:

24 Книга 5. Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия на территории городского округа. – URL: http://www.arch74.ru/documents/cityplan_new/.

25 Архитектура городов России: Челябинск. – URL: http://liga-pro.ru/articles/arhitektura-chelyabinska

Существуют групповые охранные зоны, которые показывают сохранение улиц Кирова и Труда как композиционных осей, соединяющих центр, историко-этнографические узлы и фрагменты улиц Елькина, Цвиллинга, Пушкина, Карла Маркса, Красноармейский. На этих территориях города расположены интересные архитектурные объекты. При строительстве новых зданий важно учитывать зоны регулирования застройки, а также зоны визуальных коридоров с картограммой этажности. Картограмма этажности позволяет обозначить благоприятные условия для синтеза старой и новой застройки в процессе восприятия городского ландшафта около памятников архитектуры [15]. В городе существует проблема включения новых архитектурных объектов в сохранившуюся историческую застройку, например, здание «Челябинск Сити» слишком броско выделается на фоне дореволюционных построек своей высотой и современным стилистическим решением [2].

В настоящее время в России уделяется особое внимание памятникам архитектуры, построенным как в период до начала XX века. Объектам, созданным в более поздний период, внимания уделяется намного меньше, а некоторым из них, например, зданиям промышленной архитектуры, подчас не уделяется вовсе. В мировом архитектурном опыте есть практика в зданиях, в которых раньше располагались промышленные объекты, располагать музеи, арт объекты, галереи современного искусства, а иногда даже целые художественные кварталы. В Челябинске часть промышленных объектов также были приспособлены под коммерческие объекты. Например, завод измерительных приборов 1941 года постройки сегодня стал торговым комплексом «Калибр», завод «Строймашина» 1942 года постройки превратился в торгово-развлекательный комплекс «Горки», мебельная фабрика 1948 года постройки стала ТК «Кольцо», часовой завод «Молния» превратился в ТРК Куба и т.д. В городе есть и заброшенные здания, например, двухэтажное кирпичное здание кожевенной фабрики, здание Челябинского элеватора и государственного банка [12], которые также нуждаются в реконструкции и приспособлении под новые функции.

Сегодня в Челябинске интенсивно строится жильё специально для молодежи в районах Парковый, Залесье, Академ-Сити, Манхеттен и т.д. Однокомнатные квартиры или квартиры-студии пользуются спросом у иностранных студентов [10]. На улицах города можно увидеть граффити на фасадах зданий [6]. В городе предпринимались попытки преобразования архитектурного облика. Например, был разработан проект реконструкции главного корпуса ЮУрГУ на основе концепции экологической архитектуры. Эта реконструкция послужила улучшению архитектурного облика города. Центральная часть ЮУрГУ до реконструкции имела 28 м в высоту, к этой части была произведена надстройка в виде башенной конструкции со шпилем, и после этого высота здания достигла 86 м. На здании были установлены пилястры, внедрено решение по системе вентилируемых фасадов, предохраняющих здание от перегрева [21].

Рассмотрев исторические сведения об архитектурно-пространственном формировании архитектурно-градостроительного облика Челябинского облика, можно сделать следующие выводы:

На сегодняшний день архитектура города пытается найти свой образ и тяготеет к рассказу об истории становления своего города. Для города лучшим вариантом поиска уникальности может служить изучение его истории, которая может сделать его более привлекательным как для жителей, так и для туристов. Трудно жить, не зная своих корней, не зная историю создания города, не зная его историко-культурного наследия. Знаменательным событиям из истории города необходимо посвятить стенды с информацией.

У жителей города и его гостей должно появиться ощущение комфорта, что, естественно, сейчас теряется из-за огромного количества автомобилей и отсутствия необходимого количества парковок, пересечения пешеходных и транспортных потоков. Также необходимо обратить внимание на въездные зоны в город, они могут быть выполнены в виде необычных малых архитектурных форм, скульптурных композиций, стилизованных под интересные моменты из истории той или иной местности города. Город должен быть привлекателен уже на въездах, которых на сегодняшний день несколько.

Много зданий в городе представляют собой только коробки, или здания с не эстетичной облицовкой из простых панелей. Возможным решением проблемы формирования уникального облика может стать ориентир на выделение историко-культурного наследия, памятников архитектуры, разработка скульптурных групп по исторической тематике, арт-объектов, которые могут стать путеводителями по истории города. Во всех объектах – новых и старых, – должен присутствовать художественный смысл, множество зданий требует реставрации и ремонта. Строительство новых кварталов должно вестись с учётом существующих городских проблем. Добавление тематических малых архитектурных форм послужит формированию городского имиджа и бренда. Также не стоит забывать и о том, что город был создан до революции и имеет свои корни и истоки. Поэтому при реконструкции городской территории и возведении новых зданий можно думать о неоклассическом стиле, о том, чтобы здания вписывались в городскую среду и в историю города. Город должен быть рассказом о той местности, в которой он основан. Новые архитектурные решения могут быть выполнены и в современном стиле, но с учётом социального запроса на демонстрацию того, что Челябинск – это не просто город-завод, Челябинск – город с историей.

Литература

  1. Алпацкая Е.Г. Особенности и проблемы градостроительного развития г. Челябинска // Общество, экономика, управление. ‒ 2019. – Т. 4. ‒ № 4. – С. 7–12.

  2. Алёшин А.Ю. Архитектурные перспективы исторической улицы // Architecture and Modern Information Technologies. ‒ 2015. – № 2(31). – URL: https://marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/al/al.pdf

  3. Антипин Н.А. Православные храмы Челябинска: история и современность / Н.А. Антипин, И.В. Купцов. – Челябинск: Авто Граф, 2015. – 452 с.

  4. Большаков В.В. Архитектурно-планировочная эволюция Челябинской агломерации // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. ‒ 2013. ‒ №4. ‒ С. 27‒29.

  5. Большаков В.В. Челябинская агломерация в системе расселения страны и города // Вестник ЮУрГУ. Серия. «Строительство и архитектура». ‒ 2013. ‒ Т. 3. ‒ № 2. – С. 69‒71.

  6. Бондарева Н.О. Гармонизация пространства города Челябинска, посредством граффити / Н.О. Бондарева, И.С. Попова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. ‒ 2015. ‒ Т. 1. ‒ № 4(11). ‒ С. 66‒69.

  7. Боже В.С. Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 1:Краткий исторический очерк. ‒ Челябинск: Центр историко-культурного наследия Челябинска, 2006. ‒ 152 с.

  8. Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов / сост. В.С. Боже. ‒ Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска, 1997. ‒ 328 с.

  9. Исторические чтения: Материалы IV научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска «История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии». ‒ Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997. ‒ 145 с.

  10. Кучин В.Н. Иногородние студенты и жилищное строительство в г. Челябинске / В.Н. Кучин, Н.В. Шилоносова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Строительство и архитектура. – 2013. ‒ Т. 13. ‒ № 1. ‒ С. 80‒83.

  11. Лахтин В.Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала. ‒Москва: Стройиздат, 1977. ‒ 126 с.

  12. Нагорная Н.С. Проблемы и перспективы перепрофилирования памятников промышленной архитектуры на примере г. Челябинска / Н.С. Нагорная, Е.И. Петухова // Управление в современных системах. ‒ 2015. ‒ № 3(7). ‒ С. 87‒94.

  13. Рапохин К.И. Города Челябинской области в условиях Великой Отечественной Войны (1941-1945гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. ‒2011. ‒ №9(224). ‒ История вып. 44. ‒ С. 68‒73.

  14. Самигулов Г.Х. Челябинск рождение города // Вестник Челябинского Государственного университета. ‒ 2011. ‒ №23(238). ‒ История вып. 47. ‒ С. 66‒74.

  15. Свичкарь И.Г. Историко-градостроительный комплекс центра города Челябинска // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. ‒ 2012. ‒ № 4 (32). ‒ С. 164‒167.

  16. Скрипов А.С. Челябинск XX век. ‒ Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2000. ‒ 328 с.

  17. Фонотов М. Родная старина: очерки истории Южного Урала. ‒ Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2011. ‒ 216 с.

  18. Хорохова Е.В. Эстетическая оценка Челябинска // Научный поиск: материалы одиннадцатой научной конференции аспирантов и докторантов. ‒ Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. ‒ С. 11‒18.

  19. Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра. ‒ Челябинск: Южно-Уральск. Изд-во, 1986. ‒ 159 с.

  20. Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 2 / сост. В.С. Боже. ‒ Челябинск, 1998. ‒ 511 с.

  21. Шабиев С.Г. Реконструкция главного корпуса ЮУрГУ с учётом требований экологической архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. ‒ 2013. – №2. ‒ С. 57‒59.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.