Статья посвящена вопросам, связанным с возрождением шелкоткацких предприятий в целях выработки единого научного подхода в создании условий адаптации промышленных объектов к новым социально-экономическим условиям XXI века в нашей стране. Показано, что возрождение и эксплуатация шелкоткацких предприятий требует наименьших капиталовложений при реновации и способствует улучшению качества жизни населения. Реконструкция предприятий происходила довольно часто в истории ее развития и каждый раз работа на предприятии не прекращалась. Так демонстрируется очевидный факт возможности развития современных, еще существующих старых предприятий и возрождение заброшенных территорий. Вместе с тем очевидна градообразующая роль этих предприятий в формировании городской структуры. В статье показано как реновация промышленных предприятий, памятников культурного наследия XIX–XX веков, окажет существенное влияние на развитие города, инфраструктуры, культурной и образовательной деятельности, а также на создание комфортной жилой среды исторического города.
Архитектурное и градостроительное проектирование может помочь не только восстановить, реставрировать и возродить предприятие, но создать благоприятную городскую среду на неиспользуемых территориях и помочь в решении экономических вопросов. Поэтому в данной статье представлены обоснованные предложения по восстановлению производства шелка и развитию шелкоткацких предприятий. Работы по возрождению предприятий и реконструкции их старых зданий и сооружений послужат прекрасной возможностью осуществления программы импортозамещения и размещения на полках торговых центров отечественной продукции. При этом реставрация старых зданий позволит использовать их в качестве музеев, обучающих центров, арт– пространств. Эти предприятия требуют наименьших капиталовложений при реконструкции и могут использовать в своей работе кустарное производство и индивидуальное творчество мастера [1]. В первую очередь, это ткацкие предприятия, которые на протяжении всей истории существования демонстрировали чудеса выживания в любых условиях. Так, в случае военных действий в стране заменялось производство щелка на сукно или хлопок, более востребованные дешевые ткани в период военного кризиса и упадка экономики.
Для благоустройства современных городов огромное значение имеет восстановление старинных предприятий как национального достояния страны и сохранение их градообразующей роли в развитии города. Конечно, к началу XXI века в исторических городах уже сложилась новая транспортная и инженерная инфраструктура, появилось и новое жилье для работников. Но, несмотря на это многие предприятия по разным причинам остались заброшенными и невостребованными, а их территории становятся «больными местами» для городов. И, как правило, это происходит в исторических центрах. Поэтому, в первую очередь, в начале XXI века необходима реконструкция тех предприятий, которые способны служить городу и его жителям, сохраняя в ходе градостроительной реконструкции городской территории важные в социальном плане объекты культурного наследия.
При строительстве текстильных предприятий в конце XIX века в них был заложен такой потенциал, который позволил им функционировать и производить ткани многие годы для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, а при умелом управлении – и отправлять продукцию на экспорт. Программа импортозамещения в нашей стране могла бы реализоваться на тех старых предприятиях, которые еще могут работать, а таких в нашей стране очень много.
В России история шелкоткацких мануфактур имеет глубокие корни, уже в 1625 году, в период правления Михаила Фёдоровича, на территории Московского Кремля был создан Бархатный двор, находившийся на берегу Москвы-реки между Угловой и Тайницкой башнями. Бархатный двор производил ткани только для одежды царской семьи [1].
Почти через сто лет, после путешествия Петра I в Европу и посещения шелкоткацких фабрик в Париже, появляются мануфактуры в Москве, дворянские дети направляются на обучение в Италию, Францию, Голландию для обучения ткацкому производству [1, с.108].
Следующим толчком к развитию почти не работающих шелкоткацких мануфактур становятся указы Екатериной II о новых, более высоких таможенных пошлинах на ввозимые шелковые изделия, и уже в конце XVIII века кустарные маленькие мастерские и отдельные мастера составляли конкуренцию мануфактурам, которых в России насчитывалось к тому времени не менее 187 [1, с.120]. В основном это были предприятия с численностью до 100 рабочих [1, с.128].
В это время французский лионский шелк был признан лучшим в Европе, а город Лион считался европейским центром шелкоткачества с высоким для того времени уровнем оборудования и передовыми технологиями в создании рисунков, поиска красок и качества тканей.
В Московской области к середине XIX века мелкие шелкоткацкие фабрики уже достигают европейского уровня качества шелка. Развивающиеся фабрики и мелкие мануфактуры Богородского3 уезда позже назовут Русским Лионом, только судьба его по сравнению с французским крайне трагична. В этот период в Богородском уезде было множество мелких кустарных предприятий, на всех применялся ручной труд и по одной водяной мельнице. Несмотря на это на этих предприятиях создавались уникальные по качеству и красоте ткани, которые неоднократно побеждали на международных выставках.
Количество шелкоткацких фабрик росло в периоды экономического подъема в стране и сокращалось в сложные времена, хотя многие фабрики просто переходили на другое сырье, не прекращая работы. В конце XX – начале XXI века уже существовало несколько направлений реконструкции ткацких предприятий, при которых здания и сооружения промышленного назначения получали новые функции и служили общественными центрами городов. В первое десятилетие XXI века многие ткацкие предприятия вместо восстановления производства подвергаются перепрофилированию под арт-пространства, торговые, культурные и развлекательные центры. В мире за последние годы накоплен достаточный опыт подобного использования производственных территорий. Он применяется в России, Японии, Китае, Германии, Франции, Испании, Италии и других странах, но при этом теряется уникальная возможность восстановить производство.
В центре Москвы, в Лефортово в конце XIX века несколько шелкоткацких фабрик объединились в «Товарищество шёлковой мануфактуры». До революции это объединение было одним из крупнейших производителей шелка в России с полным циклом производства. Предприятие возрождалось после революции и Великой Отечественной Войны, но в 90-е годы XX века было объявлено банкротом. После этого выкуплено, проведена реконструкция и теперь на территории бывшего товарищества существуют современные офисные здания4. Здания, построенные на берегу Яузы (территория современного московского района Лефортово) в 1914 году по проектам известных русских архитекторов В.Г. Залесского и И.И. Кондакова (производственный корпус) реставрированы, проведена работа по изменению функционального назначения и теперь здания являются деловым центром (рис. 1).
3 г. Богородск – ныне г. Ногинск.
4 На фабрике выпускали ленты и такие ткани, как бархат, плюш, фуляр (легкая ткань из шелка, пополам с хлопчатой бумагой), фай, атлас, парча, глазет, а также различные виды мебельных обивок. Продукция Товарищества шёлковой мануфактуры в Москве неоднократно отмечалась высокими наградами всероссийских и международных выставок. Так на знаменитой Всемирной выставке в Париже в разделе «Шёлк и шёлковые ткани» компания была удостоена самой престижной – высшей награды этого крупнейшего промышленного форума.
Конечно, реконструкция была проведена профессионально и территория бывшей фабрики теперь пользуется популярностью, но производство при этом было утрачено полностью. Оно не было перенесено в другое место, его просто больше нет. Правильно ли это? Конечно нет, но архитектурная и градостроительная значимость территории остались.
Рис. 1. Строения бывшего Товарищества шёлковой мануфактуры, сейчас Деловой центр «Лефорт»
Интересны предложения по перепрофилированию старого предприятия тем, что на большой площади бывшего промышленного производства расположились культурный центр, выставочные и торговые павильоны, музейные залы. Но существует и другое направление – сохранение производства, где реконструкции подвергается прилегающая территория, в основном, для развития туризма.
Многие фабрики XIX века пережили период расцвета и падения, а некоторые продолжают работать до сих пор и радуют покупателей своей продукцией. Например, фабрики Флоренции и Венеции более 300 лет не подвергались серьезной реконструкции и продолжают успешно работать. На рисунке 2 показаны залы мелких итальянских мануфактур по производству шелка.
а) б)
Рис. 2. Мелкие шелкоткацкие мануфактуры Италии, существующие более 300-400 лет: а) Шелкоткацкая мастерская Венеция; б) цех шелкоткацкой мастерской Флоренция
В Италии на озере Комо до сих пор, уже более 700 лет производят шелковые ткани. Здесь не создавались мощные предприятия, нет монополии на производство, но существует здоровая конкуренция мелких производителей, и каждый мастер отвечает за качество и красоту изделий, выставляя собственное имя или клеймо на ткани.
В нашем отечественном производстве каждая фабрика может служить примером живучести в самых тяжелых условиях. Они смогли возродиться после революции и голодовок, работать во время Великой Отечественной войны, но не все смогли пережить кризис 1990-х. Настало время возрождать фабрики и мануфактуры, возрождать былую славу отечественного шелка.
Продукция, которую производили на мелких шелкоткацких предприятиях «русского Лиона», уже через 30–50 лет после появления первых шелковых тканей смогла конкурировать с самыми лучшими фабриками Франции, Италии, Голландии. Каждая международная выставка приносит русским фабрикам золотые и серебряные медали, договоры на поставку тканей в европейские модные магазины.
История появления русского Лиона началась после 1720 года, когда в Гребневе, Фрязине и других деревнях Богородского уезда, купцы и зажиточные крестьяне становились основоположниками шелкоткацкой крестьянской промышленности [2]. На территории современного города Щелково Московской области было несколько деревень и три шелкоткацких фабрики, а также множество домашних мелких частных мастерских. Фабрики располагались на берегу Клязьмы, где были построены краснокирпичные цеха, и сейчас, в начале XXI века, две из них стали нефункционирующими промышленными территориями. Только одна из фабрик – Щелковская шелкоткацкая фабрика – до сих пор успешно работает на части территории некогда огромного производства шелковых тканей.
Рис. 3. Расположение Щелковской шелкоткацкой фабрика фабрики на топографической карте окрестностей Москвы 1852 года (выделено красным)
Окунаясь в историю этого предприятия, понимаешь, что за этой небольшой фабрикой стоит огромная и очень интересная история семейства ткачей и купцов. В деревне Щелково один из самых известных и успешных поставщиков шелковых тканей ее императорского величества была семья Кондрашевых. Выходцы из крепостных крестьян, трудолюбивые и умные, они смогли сколотить состояние благодаря шелковой мануфактуре, на которой сначала работала семья, затем наемные работники, и в конце XIX века уже была построена кирпичная фабрика с причалом, жильем для работников, школой, больницей и развитой инфраструктурой [3].
а) б)
в)
Рис. 4. Щелковская шелкоткацкая фабрика: а) общий вид; б) фасад корпуса; в) жилой дом для рабочих
Изделия фабрики Кондрашовых были награждены многими наградами и медалями на промышленных выставках в России и за границей, почетными грамотами и благодарностями за качество материала. Промышленники и меценаты Кондрашовы строили школы, больницы, училища, жилые дома для работников своей фабрики. Щелковскими тканями были обиты стены императорских дворцов (рис. 5), царская семья носила платье из тончайших шелков Кондрашовых, а простые крестьяне могли позволить себе праздничные платки и ленты (Рис. 6) [2]. Екатерина II сама одевалась в отечественные ткани и требовала от всех придворных того же.
а) б)
Рис. 5. Шелка фабрики Кондрашевых в обивке стен Большого Петергофского дворца: а) кабинет Большого дворца, Петергоф; б) рабочий кабине императрицы, Петергоф
а) б)
Рис. 6. Отечественные шелка в одежде царской семьи и крестьян: а) Портрет Екатерины II– Законодательницы. Художник Д. Левицкий, 1783 г.; б) Русская девушка. Художник Николай Николаевич Харламов, 1888 г.
Развитие производства способствовало росту прилегающих жилых территорий с высокоразвитой инфраструктурой. В конце XIX века мелкие кустарные предприятия собирались в крупные фабрики и мануфактуры, это заложило такой мощный потенциал, что даже сейчас, в период кризиса и упадка, фабричные сооружения обладают возможностью возрождения старого производства [4]. На территории этих заброшенных фабрик необходимо и возможно воссоздание ткацкого производства в старых, заброшенных, но еще конструктивно крепких и пригодных к длительной эксплуатации сооружениях (рис. 7).
а) б)
Рис. 7. Щелковская шелкоткацкая фабрика: а) современное состояние; б) рабочий цех фабрики
При реконструкции возможно строительство новых корпусов, и тогда старые смогут служить музеем и образовательным центром для сохранения того потенциала, который
был заложен в Богородском уезде, когда его называли «русским Лионом», и модницы, включая царскую семью, покупали прекрасные образцы тканей, обладающих прочностью, качеством рисунка и оригинальностью расцветки [5, с.1, 2].
Фабрики в России, как правило, строились из красного кирпича недалеко от речной пристани для удобства транспортировки товаров, располагались на высоких берегах рек, служивших прекрасной дорогой зимой и летом, самой надежной транспортной артерией. Они формировали прекрасную панораму города, которая спустя сто пятьдесят лет благодаря сохранившимся фабричным корпусам привлекает внимание туристов. Подобные комплексы после умелой реставрации и реконструкции корпусов смогут принять не только работников фабрики, но туристов, участников фестивалей, выставок, различных мероприятий, привлекающих большое количество людей.
Несмотря на заброшенный вид промышленных сооружений, их удивительная гармония с окружающей природой, сомасштабность человеку и приятная панорама вдоль реки до сих пор делают их наиболее ценными объектами для градостроительного развития современного города. Проведение реставрации и реконструкции промышленных территорий центральной части Щелково можно проводить с использованием сомасштабной человеку среды, созданной более ста лет назад. Строительство новых корпусов может быть интересным акцентом в исторической застройке, подчеркивающими ее красоту и соразмерность.
Открытые общественные пространства вдоль речной глади всегда были и будут привлекательными для создания парковых зон. И в Щелково сейчас еще существует возможность сохранить уникальность и красоту города, привлекая людей к историческим застройкам их умелой реставрацией. Здесь еще сохраняются большие открытые пространства и сформированная тысячелетиями панорама единства природы, города и его жителей.
Сомасштабная человеку городская среда фабричных кварталов может радовать горожан и туристов еще сотни лет в том случае, если будут приняты срочные меры по реконструкции и реставрации промышленной и жилой территорий исторической части города. Интерьеры работающих цехов демонстрируют прекрасное качество конструктивных элементов, которые способны еще сотни лет служить производству тканей. Восстановленные и вновь созданные корпуса Щелковской шелкоткацкой фабрики могут разместить в себе самое современное оборудование для выпуска новой высококачественной продукции в большом объеме. На той территории, которая не работает сейчас и давно находится в заброшенном состоянии, будут созданы деловые, торговые и общественные центры, обучающие и развивающие площадки, арт– пространства. Строительство развитой инфраструктуры с развлекательными, торговыми и спортивными функциями позволит привлечь в фабрике молодежь, а достойная заработная плата и хорошие жилищные условия будут способствовать развитию города.
В середине XX века трудовые коллективы шелкоткацких предприятий пополнялись специалистами из средних технических и высших учебных заведений, практические занятия которых во время учебного процесса походили на фабриках под руководством профессионалом, мастеров с большим стажем работы. Только таким образом можно обучать специалистов создавать уникальные ткани и быть настоящими мастерами своего дела. Сейчас на примере реставрации и реконструкции существующей шелкоткацкой фабрики можно возродить эту традицию. На базе старых восстановленных корпусов, с использованием передовых технологий и современного оборудования, строительства комфортного жилья с развитой инфраструктурой, можно восстановить былую славу отечественных шелковых изделий [8].
Все старые фабричные корпуса, расположенные на берегу реки, сформировали живописные панорамы промышленного города XIX века [7]. Сейчас Щелково – современный индустриальный город с высотными зданиями, но еще есть возможность оживить панорамы города, сформированные речной гладью, возрождая исторические промышленные строения, создавая уютные жилые районы. Это привлечет в город туристов, многие горожане получат рабочие места, а дети и молодежь – профессиональное образование на производственной базе обновленных фабрик.
В проекте реконструкции предлагается транспортная артерия, связывающая промышленную зону с жильем и рекой, ее можно преобразовать в зеленую улицу с благоустроенными тротуарами и яркими зелеными насаждениями. Такой подход позволит улучшить городскую среду, объединить зеленые пространства города пешеходными связями с торговлей, культурно-бытовым обслуживанием населения и возможностью пешеходного передвижения к зонам отдыха на берегу р. Клязьмы. Предлагается увеличить количество зеленых насаждений на прилегающей к фабрике территории, создавая санитарно-защитную зону между промышленной зоной и жильем. В прибрежной зоне реки необходимо создать городской парк, оздоровить зеленые насаждения и установить легкие деревянные сооружения в виде кафе, беседок, скамей для отдыха, отделить спортивную площадку живой изгородью от общей территории парка.
Существующая «Щелковская шелкоткацкая фабрика» разместилась на части той территории, которая некогда была огромным предприятием. Она успешно работает и предварительная экспертиза показала, что сооружения, существующие более ста лет, работают в полном режиме и могут эксплуатироваться еще много десятков лет. Конечно, необходимо подробное научное исследование зданий и сооружений, проведение работ по благоустройству территории, но радует то, что здания по-прежнему, без особых изменений успешно работают.
В процессе реставрации и реконструкции фабричных корпусов, замены ветхих зданий современными, жители не будут покидать родной город в поисках заработка, они смогут работать на обновленной фабрике. При этом будут созданы новые жилые здания, которые будут отвечать самым современным требованиям и соответствовать устоявшемуся пониманию качественной жилой среды.
Молодые специалисты, необходимые обновленным фабрикам, могут привлекаться на работу интересной, достойно оплачиваемой работой, жильем, развитой инфраструктурой, возможностью комфортного отдыха и т.д. Для работников фабрики предлагается строительство малоэтажных жилых зданий, отвечающих современным требованиям комфортности и создания благоустроенной городской территории (рис. 8, 9). На рисунке представлены предложения для строительству жилья для работников фабрики.
а) б)
Рис. 8. Фрагменты городской среды Щелково: а) городская улица Щелково, прилегающая к фабрике; б) прибрежная территория рядом с шелкоткацкой фабрикой
Рис. 9. Эскиз фасада жилого дома. Предложение МАРХИ (студентка К. Кеввай, руководители – Б. Гандельсман, Е. Малая, Ф. Кудрявцев)
Многие отечественные ткацкие предприятия обладают мощным потенциалом для возрождения отечественного производства тканей. Еще существует возможность вернуть былую славу русским шелкоткацким производствам, организовать занятость населения и наладить процесс обучения такой нужной профессии. В градостроительном плане такие мероприятия способствуют созданию наиболее благоприятной городской среды с сохранением масштаба и исторической ценности и уникальности исторических городов.
Мощный потенциал старой фабрики в процессе реконструкции, с использованием новейшего оборудования и современных достижений науки и техники, может преобразиться в конкурентно способное предприятие, способное заменить импортные товары на отечественных прилавках торговых центров [6]. Восстановление старых и строительство сомасштабных новых промышленных корпусов, обновление территорий и успешная работа предприятий, помогут не только сохранить уникальное индустриальное наследие нашей страны, но осуществить программу импортозамещения [8], обеспечить работой большое количество жителей города, развивать внутренний туризм в стране, профессиональное обучение молодежи и патриотическое воспитание. При этом в современных корпусах будут использоваться самые передовые технологии и передовые станки, а здания обеспечат комфортную работу каждому работнику фабрики [9].
Формированию современной панорамы исторического города поможет соблюдение единства композиционного решения и сохранение сомасштабной человеку городской среды с комфортным озеленением.
Любомиров П.Г. Очерки по истории русской промышленности в XVIII и в начале XIX вв. – Москва: Прибой, 1930. – 105 с.
Ровенский Г. Кондрашевы – шелкоткацкие фабриканты из деревни Фрязино, и их потомки. – Фрязино: Клуб «Историк». Наукоград Фрязино, 2013. – 132 с.
Ровенский Г. Щелковская старина. Краткая история от древних времен до статуса города и XXI века. – Фрязино; Щелково: Щелковский историко-краеведческий музей, 2013. – 137 с.
Володарский Я.Е. Исследования по истории русского города (факты, обобщения, аспекты). – Москва: Институт российской истории РАН, 2006. – 415 с.
Ланговаго Н. П. Производство хлопчатобумажных издЬлій // Фабрично-заводская промышленность и торговля Россiи. Съ положеніемъ общей карты фабрично– заводской промышленности Россійскоіі Имперіи. Глава I. Мануфактурная промышленность. – Петербургъ: Изданіе Департамента Торговли и Мануфактуръ Министерства Финансовъ Твсографів, 1893. – 636 с.
Верещагин А.С. Очерки по истории российского предпринимательства / А.С. Верещагин, Л.Д. Матвеева. – Уфа: УТИС, 2001. – 246 с.
Русский Сборник. Исследования по истории России. Том XXIV: Московия в свидетельствах иноземцев / отв. сост. тома И.В. Дубровский. – Москва, 2018. – 656 с.
Малая Е.В. Роль шелкоткацких предприятий в создании дворцовых интерьеров XIX века (на примере фабрик Сапожниковых) // Architecture and Modern Information Technologies. – 2020. – №1(50). – С. 271–283. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/17_malaya.pdf.
Истомин Б.С. Архитектурно-строительная реновация и реконструкция ткацких фабрик XIX – начала XXI вв. в России / Б.С. Истомин, Е.В. Малая // Architecture and Modern Information Technologies. – 2019. – №2(47). – С. 171-185. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/11_istomin.pdf