elima.ru
Мертвечина
СтатьиМастера архитектуры

Тема большого античного алтаря в проектах А. В. Щусева и И. И. Леонидова

Н. Л. Павлов

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Показано, что А.В. Щусев интерпретировал тему большого античного алтаря как мемориал, а И.И. Леонидов – как смысловой общественный центр. Тем самым еще раз подтвержден тезис Карла Поппера: «Таким образом ни один новатор не считает, будто он вводит какое-то новшество, напротив, он убежден в том, что возвращается к ортодоксии, которая была искажена» [5, С.254].


Алексея Викторовича Щусева обычно считают традиционалистом, а Ивана Ильича Леонидова – новатором. В таких случаях сопоставление их творчества, как правило, идет на синхронном уровне, в рамках первой половины XX столетия или ближайшей предшествующей эпохи.

Истоки творчества Щусева обычно ищут в русской архитектуре и ее интерпретациях во второй половине XIX века. Истоки творчества Леонидова приписывают революционной установке на построение нового мира и традиционному бытовому и художественному укладу жизни русской деревни. И лишь изредка удается выйти на общекультурный уровень, на тот самый уровень, на котором представляются и раскрываются общечеловеческие ценности, глубинные традиции и то, что К.Г. Юнг называл архетипами коллективного бессознательного человеческой культуры.

Настоящая статья представляет опыт обобщения подобного уровня, поиск одного из возможных общих истоков творчества двух великих мастеров отечественной архитектуры XX века. И здесь отправной точкой служит тема алтаря. Тема эта присутствует во всех традиционных культурах с самого начала развития цивилизационного процесса. Она развертывалась и интерпретировалась на протяжении всей истории человечества вплоть до наших дней [4, C.18–76].

Алтарь появился в глубокой древности. Первоначально это был простой природный камень (рис. 1а). Затем появилось углубление для возложений, возлияний и возжиганий. От ямки для возлияний протянулся желобок, ориентированный в ту сторону, которая в данной традиции соотносилась с верхом, с небом, с местом пребывания «небесных предков», а позднее – богов (рис. 1б). Жертвенные камни и алтари ориентировались и на важнейшие небесные светила: Солнце, Луну, Полярную звезду.

Античные алтари чаще всего ориентировались на восход Солнца (рис. 1в). В свидетели жертвоприношения призывали божество – покровителя полиса. Такому божеству, чаще всего – богине покровительнице, ставили статую и вместе с ней приветствовали восход Солнца. Со временем над статуей божества воздвигали храм (рис. 1г).

Размеры алтаря постепенно росли. Он становился ярусным. Жертвенник помещался на высоком алтарном подиуме. Его окружали колоннадой. К нему вела парадная лестница, фланкированная боковыми крыльями с колоннадой в верхнем ярусе (рис. 1д,е,ж).

а) б)


в) г)


д) е)

ж)

Рис. 1. Древние алтари: а) простейший алтарный камень, Непал; б) алтарный камень с выемкой для возлияний и желобком, Непал; в) поклонение перед алтарем, Античная Греция; г) встреча восходящего солнца вместе с божеством в храме, Античная Греция; д, е) алтарь Зевса, план, общий вид, Пергам; ж) алтарь Артемиды, разрез, Магнезия на Меандре

Такая форма алтаря для торжественных жертвоприношений со временем развилась в разнообразные культовые структуры: храмы, святилища, а за тем и в мемориалы (рис. 2а,б,в). Именно такую структуру мы видим в мемориальных зданиях конца XIX– начала XX века. В мавзолее первого короля объединенной Италии Виктора-Эммануила представлена все та же алтарная структура с центральной парадной лестницей и колоннадой с двумя крыльями (рис. 2г, 4б).


а) б) в)

г)

Рис. 2. Древние храмы и мемориалы: а) Античная Греция, святилище в Линдосе на Родосе; б) Центральная Азия, Сурх-Хотал, храм огня; в) Персия, Пасаргады, гробница Кира; г) Италия, Рим, мемориал Виктора-Эммануила

В России в одних случаях, в относительно скромных мемориалах такая трехчастная структура сохранялась. В более торжественном случае общегосударственного мемориала, центральная парадная лестница сменилась двумя боковыми (рис. 3а-в).

Много легенд ходит о том, как проектировался мавзолей Ленина, в том числе о пирамидах, античных мавзолеях и храмах майя. И здесь стоит учесть, что начало таким легендам во многом положил сам А.В. Щусев, который был великим мистификатором. Но по существу все варианты легенды только подтверждают тот факт, что А.В. Щусев работал глубоко в русле традиции. На самом деле А.В. Щусев вряд ли мог не знать проекта мемориала царю-освободителю Александру II на Красной площади в Москве, на том самом месте у Сенатской башни, где позднее был построен мавзолей (рис. 3а,б; 4г). И здесь глубоко традиционное построение выступает на двух уровнях.

Во-первых, на общекультурном уровне, представленном большим античным алтарем и самыми разнообразными культовыми структурами с центральным смысловым ядром, центральным входом и боковыми крыльями. Во-вторых, отечественным вариантом развития этой традиции в виде мемориала, где центральная лестница заменена двумя боковыми (рис. 3а-в; 4д).


а) б) в)

Рис. 3. Два мемориала на Красной площади: а,б) проект мемориала царю-освободителю Александру II на Красной площади в Москве, планы второго и первого этажа, архитектор Шурупов; в) Мавзолей Ленина, план, архитектор А.В Щусев

а) б)

в) г)

д)

Рис. 4. Большой античный алтарь и развитие темы мемориала в конце XIX–начале XX в.: а) алтарь Зевса, Пергам, Античная Греция; б) мемориал Виктора-Эммануила, Италия, Рим; в) мемориал Александру II в Киеве; г) проект мемориала царю-освободителю Александру II на Красной площади в Москве; д) мавзолей Ленина на Красной площади в Москве

Иная интерпретация темы большого античного алтаря развивается в творчестве Ивана Ильича Леонидова. При описании проекта Наркомтяжпрома на Красной площади обычно обходят вниманием северную часть подиума. При ближайшем рассмотрении оказывается, что весь ансамбль с севера завершается традиционной двухъярусной структурой большого античного алтаря: высокий подиум, центральная парадная лестница и фланкирующая ее на верхнем ярусе колоннада (рис. 5а-в,д).

Здесь важно, что в этой структуре на месте большого античного жертвенника Леонидов ставит круглый в плане зал. Круглый в плане зал прямо соотносится с другим «жертвенником», но уже христианским, установленным на другом конце Красной площади (рис. 5в-д). Мы редко вспоминаем о том, что так называемое Лобное место представляет Голгофу (от др.евр. Gilgeiles-Golal – череп, лобное место [6, C.420]), то есть мемориал жертвы, принесенной Христом за весь род людской (рис. 5г).


а) б)

в) г)

д)

Рис. 5. Алтарь Зевса, Античная Греция, Пергам: а) план; б) общий вид; Иван Леонидов: Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома: в) фрагмент макета, д) план; г) «Лобное место» – мемориал Христа – Голгофа на Красной площади в Москве

Интересно, что северная структура здания Наркомтяжпрома, развивающая тему большого античного алтаря, установлена на одной оси с Большим театром и прямо ориентирована на его классицистический портик (рис. 6а,б). И здесь возникает уже очевидная аналогия с традиционной античной структурой алтарь-храм (рис. 6в).

а)

б) в)

Рис. 6. Иван Леонидов. Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома: а,б) эскизы; Античная Греция: в) алтарь и храм Геры на Самосе, план

Что касается формы самого зала – двуполостного гиперболоида вращения, то она перекликается с формой алтаря жертвенника, присущей целому ряду культурных традиций (рис. 7а,б,в,г,д).

а) б)

в) г)

д)

Рис. 7. Иван Леонидов: а) конкурсный проект здания Наркомтяжпрома, зал заседаний; б) расписная ваза; одна из самых распространенных в древности форм алтаря: в) расписной семейный алтарик, Европа, энеолит; г) каменный жертвенник, Кипр; д) роспись гробницы – звери у алтаря, Этрурия

Вариации на тему пространственной структуры большого античного алтаря присутствуют в самых разных проектах Леонидова: от плана индивидуального жилого дома до многочисленных построений в проекте Южного берега Крыма (рис. 8а-д).

а)

б)


в) г) д)

Рис. 8. Работы Ивана Леонидова: а) проект колхозного клуба; б) индивидуальный жилой дом, генплан, поселок Ключики; проект Южного берега Крыма: в,г) фрагменты генплана пляжа Чугурлак; д) фрагмент генплана, Большой Артек

В итоге можно отметить, что проектирование новой архитектуры для новой, правильной, глубоко осмысленной творческой жизни сопровождается у Леонидова ее невольной, но вполне традиционной для мировой культуры сакрализацией. В данном случае такая сакрализация проявляется как варианты развития архитектурной темы большого античного алтаря.

Литература

  1. Всеобщая история архитектуры. Архитектура древнего мира. – Т. 1. / Под ред. О.Х. Халпахчьяна. – Москва: Стройиздат, 1973. – 512 с.

  2. Всеобщая история архитектуры. Архитектура Античного мира. Греция и Рим. – Т. 2. / Под ред. Маркузона В.Ф. – Москва: Стройиздат, 1973. – 712 с.

  3. Всеобщая история архитектуры. Архитектура СССР. – Кн. 1 / Под ред. Н.В. Баранова. – Москва: Стройиздат, 1975. – 755 с.

  4. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 359 с.

  5. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / пер. с англ. А.Л. Никифорова. – Москва: АСТ-МОСКВА, 2008. – 638 с.

  6. Христианство. Энциклопедический словарь. Том 1. – Москва: Издательство БРЭ. – 1993. – 863 с.

  7. Andrei Gozak & Andrei Leonidov. Ivan Leonidov. The complete works. – London: ACADEMY EDITIONS, 1988. – 216 p.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.