elima.ru
Мертвечина
СтатьиГрадостроительство. Территориальное планирование. Урбанистика

Юрьевец: пути реабилитации малого исторического города

Э. Л. Базарова

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва, Россия

Н. Г. Благовидова, О. А. Шурупова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В статье анализируется роль города Юрьевца в отечественной культуре и истории градостроительства. Предлагаются возможные направления его развития в современной региональной ситуации за счет дополнения существующей градостроительной структуры новыми функциональными элементами. Разработана теоретическая модель актуализации ресурсного потенциала Юрьевца. Создание Тематического парка имени Андрея Тарковского, пристани и Мемориального комплекса памяти затопленным волжским городам привнесет активные точки роста в преемственное развитие одного из древнейших городов Верхнего Поволжья.


Процесс урбанизации пронизывает сложение российской государственности, формируя соответствующую каждому историческому периоду своего рода стержневую основу для структурирования обширных пространств и управления их освоением. Сочетание поселений с разной ролью в системе расселения, отличающихся символической значимостью, функциональной направленностью и уровнем концентрации населения, образует сложно выстроенную иерархическую систему, охватывающую весь спектр населенных мест от крупнейших до малых поселений городского типа.

Развитая речная сеть Восточной Европы оказалась тем ресурсом, который благоприятствовал возникновению поселений разного масштаба на берегах водных потоков, транспортные и коммуникационные возможности которых высоко оценивали многие поколения.

Роль основной оси, влиявшей и во многих отношениях структурировавшей процесс освоения восточно-европейских пространств, на протяжении столетий выполняла Волга. С её образом связаны сюжеты мифологии, присловья, стихи и песни живших в этом регионе народов. Образность их среды жизнедеятельности запечатлена в искусстве, овеществлена в архитектуре и градостроительстве. Притоки Волги словно протягивали руки для соприкосновения с соседними водными системами, которые обеспечивали культурную проницаемость и создавали основания для объединения территорий сначала в пределах Централизованного русского государства, а затем – расширения его границ на юг и восток. За столетия, подобно размещению остановочных пунктов на трассах сухопутной транспортной системы, на Волге образовалась достаточно равномерно распределенная по берегам система приречных поселений.

Наиболее ярко это проявилось в выборе местоположения тех объектов, которые ныне относятся к типологической группе крупных городов Поволжья (Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань), расположенных на равных расстояниях друг от друга. Природные условия, охват территорий влиянием развивающегося Русского государства, постепенное совершенствование технологий хозяйственного освоения приволжских пространств отразились на пространственном распределении поселений.

Формирование городов Поволжья охватило несколько важных периодов, что сказалось на ритме их размещения на Волжской водной оси. Насыщению берегов городами соответствует период распространения урбанизации Владимиро-Суздальского княжества. В конце XII и первой половине XIII века Юрьевец, Городец и Нижний Новгород занимали стратегическое положение, находясь на границе княжества и испытывая набеги Батыя. Позднее частота размещения городов Средней и Нижней Волги разрежается по сравнению с плотностью прежней системы исторически сложившихся приречных поселений Верхней Волги.

Этапы освоения русским государством приволжских территорий отразились в членении русла главной реки Восточной Европы на три крупных зоны: Верхняя (от Ржева до устья Оки), Средняя (от Нижнего Новгорода до впадения в Волгу Камы) и Нижняя (от впадения Камы до Каспийского моря) Волга.

В точках пересечения русла Волги со значимыми наземными коммуникациями города быстрее развивались в крупные перевалочные и торговые узлы, привлекавшие население, занятое на ранних этапах российской истории ремесленным, а позднее – промышленным производством и судоходством. Города выполняли функции административных центров в зоне своего влияния, накапливали совместный культурно– исторический потенциал.

Крупным городам, обладающим исторически сложившейся более широкой ресурсной базой (природной, социальной, этнокультурной, производственной, финансовой), проще адаптироваться к изменениям в ритмах и формах общественного развития, вырабатывая соответствующее общественным запросам отношение к сочетанию традиций и новаций.

Многие из произведений архитектуры и градостроительства, культурных ландшафтов в настоящее время расцениваются в качестве культурного наследия, памятников природы, для сохранения и современного использования которых вырабатываются и осуществляются специальные меры. К системе бóльших подключаются меньшие по размерам города, поселки городского типа и села, которые выполняют административные функции для своей округи. Каждое из поселений формирует свою зону влияния [1].

Пребывание города на берегу полноводной реки с множеством притоков обеспечивало подключение к эффективной коммуникационной системе, возникновение разнообразных форм занятости населения, возможности для энергичного обмена информацией и создания условий для предпринимательства. Благополучие жителей и стремление лучшим образом обустраивать среду жизнедеятельности способствовало формированию неповторимой индивидуальности приречных городов в функциональном и образном отношениях. Пристань, а тем более порт традиционно обуславливали успешность в развитии города, его последовательно накапливающуюся культурную значимость (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика приречных городов Верхней Волги3

3 Составитель Благовидова Н.Г. по: Лаппо Г.М. Города России: Энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 560 с.; Атлас СССР / ред. Белоглазова О.А. – Москва: Главное управление геодезии и картографии МВД СССР, 1956. – 194 с.; Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 // Информационно-аналитические материалы – 2020 г. / Федеральная служба государственной статистики. УИС РОССИЯ. – URL: https://www.gks.ru/compendium/document/13282.

Название города

Год/век основания

Численность населения, тыс. чел.

Порт/пристань

Ж/д

Исторические достопримечательности

Ландшафтные особенности

Зубцов

1216

1992 – 7,8
1897 – 3,7
2020 – 6,3

Пристань (XVIII в. при строительстве Вышне-волоцкого канала)

ж/д ст. Ржев-Истра

Крепость, городище, валы XII–XIII в., Успенский собор, усадьба Крымовых (XIX в.) на набережной Вазузы

При впадении в Волгу р. Вазузы.Расположен на Бельской возвышенности

Ржев

1216

1897 – 24,4
1992 – 70,9
2020 – 58,5

Пристань (конец XVII в.) утрачена

Узел ж/д линий

Ржевский мемориал Советскому солдату 2020 г.

На берегах Волги на Ю-В окраине Валдайской возв.

Старица

1297

1897 – 5,4
1992 – 9,2
2020 – 7,6

Пристань (XX в.) утрачена

В 10 км от ж/д ст. Старица

Успенский м-рь (XII в.) – на пр.берегу Волги; Городище с земляным валом и собором XIX в., Пятницкая ц. XVIIIв.

Среди холмов восточной окраине Валдайской возвышенности

Тверь

1164

1897 – 55,5
1992 – 455,6
2020 – 425,0

Порт

ж/д аэропорт

Регулярная планировка (1763-67) П.Р. Никитин. Ансамбль зданий эп. классицизма, Путевой дворец XVIII века, Спасо-Преображенский собор 1285 г. (восст. в 2019)

На равнинах Верхней Волги с притоками Тверца и Тьмака

Кимры

1546 – дворц. село
1917 – город

1897 – 19,0
1992 – 61,8
2020 – 44,7

Порт

ж/д ст. Савёловo на правом берегу

Вознесенская ц. XIX в. на правом берегу р. Кимерка. Средовая застр. нач.XX в. в стиле модерн Трад.обувная пром-ть

На левом берегу реки Волга при впадении Кимерки.

Дубна

1956

1897 – 12,0
1992 – 67,4
2020 – 74,9

Пристань

2 ж/д ст.

С 1957 г. в включены нас. пункты Козляки, Н.Ивановское, Ратмино, Юркино, Б. Волга, Александровка. Институт ядерных исследований

Иваньковское водохранилище

Калязин

XII в.

1897 – 5,4
1992 – 15,8
2020 – 12,5

Пристань

ж/д ст. ж/д ветка (47) со ст. Углич

Калязинско-Троицкий (Макарьевский) м-рь XV в. (затоплен при стр-ве ГЭС)

На берегу Угличского водохранилища

Углич

937 г. (с 1148 г. в летописи)

1897 – 8,0
1992 – 39,8
2020 – 31,7

Пристань

ж/д ст. ж/д ветка (47) со ст. Калязин

Кремль, Палаты удельных князей, Спасо-Преображенский собор

Угличское водохранилище

Мышкин

1777 г. 1991 – город

1897 – 2,2
1992 – 6,4
2020 – 5,4

Пристань

-

Успенский собор, Музей мышки

На левом высоком берегу Волги

Рыбинск

1037

1897 – 25,2

Порт

ж/д ст.

В XIX в. самый

На высоком

1992 – 252,2

крупный торговый

берегу Волги, у

2020 – 184,6

центр на верхней

входа в

Волге. Собор и

Рыбинское

биржа

водохр.

Тутаев

1283

1897 – 17,2

Пристань

ж/д

Крепость Романов,

На двух

c1918

1992 – 42,9

ветка

Земляные валы,

сторонах

(Романов

2020 – 39,8

(15 км)

регулярная

Волги, на зап.

XIII в.,

со ст.

планировка,

склоне

Романово-

Чебанов

Крестовоздвиженск

Даниловской

Борисогле

о

ий с., Казанско-

возвышенности

бск 1822)

Преображенская ц.,

Воскресенский с.

Ярос-

1010

1897 – 72,0

Порт

Узел

Спасо-

При слиянии

лавль

1992 – 636,9

ж/д

Преображенский м-

реки Которосль

2020 – 608,3

линий,

рь, 77 церквей, анс.

с Волгой на

аэропор

Коровники в

высоком мысу.

т

одноим. слободы –

на правом бер.,

Толгский м-рь – на

левом бер.

Кострома

XII в.

1897 – 41,0

Порт

ж/д ст.,

Регулярная

На

1992 – 282,0

аэро-

застройка, цент.

Костромской

2020 – 276,9

порт

часть – град.

низменности на

ансамбль XVIII-XIX

берегах реки

вв., Ипатьевский

Волга.

м-рь XIII в. за р.

Кострома,

Соборы и кол-ня

Кремля восст.

Плёс

1410

1897 – 2,2

Пристань

В 39 км

Крепость на

На высоком

1992 – 4,0

от ж/д.

высоком холме

правом берегу

2020 – 1,7

ст.

XVII, фрагменты

Волги,

Фурман

земляных валов.

Ростово-

ов

Успенский собор

Плёсская

(линия

конец XVII – XVIII

моренная

Нерехта

(гора Свободы),

гряда

-

Петропавловская ц.

(плёсские

Иваново)

(гора Левитана),

«ворота»)

ансамбль Троицкой

ц. –в Нагорной

части.

Преображенская ц.,

ансамбль Торговой

пл-ди с

Воскресенской ц.,

застр. XVIII-XIX вв.

Наво-

1880

1959 – 13,5

Пристань

В 16 км

Текстильная

На правом

локи

1992 – 12,4

к западу

фабрика (1880),

берегу Волги,

2020 – 9,0

от ж/д

хлопчатобумажный

ландшафт

ст.

комбинат

сформирован

Кинешм

«Приволжская

наносами

а

коммуна», швейная

Солдожского

фабрика.

переката.

Исторический

музей, картинная

галерея

Кинеш-

1429

1897 – 22,5

Порт

ж/д ст.

Промышленный и

Сторожевой

ма

1992 – 104,4

от Алек-

торговый центр с

пункт, ист.

2020 – 80,9

сандров

XIX в. XV в.

часть возникла

а –

городище Кокуй с

на п-ове на

конеч-

земляны валом,

правом бер.

ная ст.

дер. стеной и рвом,

Волги.

Успенский с. 1745 с

кол-ней 1798,

полотняная

фабрика купца

Таланова (нын. Х/б

комбинат).

За-

1934 –

1859 – 16,7

Пристань

Конечна

Крупный

На левом

волжск

пос. За-

1992 – 16,1

я ж/д ст.

технический завод

берегу Волги,

волжье

2020 – 9,6

на ветке

по производству

напротив г.

1954 –

от Ива-

синтетических

Кинешма

город

ново

красителей. Центр

одного из крупных

районов области.

Мемориальный

музей русского

астронома

Ф.А. Бредихина на

базе музея с

1983 г. проводятся

международные

Бредихинские

чтения

Юрье-

1225

1897 – 4,8

Порт (не

В 66 км

Монастырь,

Овраги,

вец

1992 – 16,0

экспл.)

от ж/д

Крепость Белый

Горьковское

2020 – 7,9

ст.

город

вдхр.

Кинешма

Пучеж

XVI в.

1897 – 5,1

1992 – 12,7

Пристань, паром

В 117 км от ж/д

Старый посад, затоплен водами

Горьковское водохранилищ

2020 – 6,2

ст. Кинешм

а

Горьковского водохранилища

е

Чка-

XII в. –

1979 – 14,4

Порт

В 40 км

В 1883 г.

На правом

ловск

Васи-

1992 – 15,0

от ж/д

построены

берегу реки

лёва

2020 – 11,3

ст. За-

казённые

Волги

слобода

волжье

механические

(Горьковское

1937 –

мастерские.

водохрани-

посё-

Судоремонтно-

лище)

лок

строительный

Васи-

завод (бывшие

лёво

мастерские).

1955 –

Мемориальный

город

музей В.П. Чкалова

(1940) – коллекция

самолётов

Городец

2-я по-

1897 – 7,0

Пристань на

В 14 км

Крепость,

Торговля,

ловина

1992 – 34,4

левом

от ж/д

Федоровский м-рь,

ремёсла,

XII в.

2020 – 30,4

берегу

ст. За-

Сохранены валы

судостроение

1156 г.

волжье,

детинца, жилая

якорное

ветка от

застройка XIX-

производство

Нижний

XX вв. Ажурная

(XIX в.),

Новго-

резьба.

судоверфь,

род

Белокаменные

кузницы

торговые ряды

вдоль реки.

Городецкая

роспись

Балахна

1474

1926 – 7,8

Пристань

ж/д ст.

Крепость,

Расположен в

1992 – 31,0

на ветке

Монастыри –

песчаной, с

2020 – 48,5

Нижний

Покровский и

болотистыми

Новгоро

Рождественский.

западинами

д – За-

Во 2-й половине

Балахнин-ской

волжье

XVI-XVIII вв. центр

низины, на

соляного промысла

правом берегу

и хлебной

Волги

торговли. С

(Чебоксар-ское

середины XVII в. –

вдхр.)

центр

судостроения. В

1845 строительство

речных пароходов.

Краеведческий музей. Сохранилась жилая застройка сер. XVIII-XIX вв.

Ресурсный потенциал малых городов оказался особенно уязвим в условиях давления социокультурных трансформаций, охвативших нашу страну со второй половины 1980-х годов.

По официальным данным, число малых поселений по состоянию на 2020 год, составляет 86% от общего количества городских образований. К сожалению, именно в ряде малых городов в течение последних 30 лет стали особенно заметны процессы деструкции производственной сферы, а вслед за этим нарушаются принципы рационального развития городской инфраструктуры, утрачивается целостность городской среды и культурного ландшафта, памятники архитектуры ветшают, нивелируются комфортность и эстетическая ценность окружения повседневной жизни человека. Эту типологическую группу малых исторических городов следует активнее вовлекать в региональную хозяйственную деятельность, их населению необходимо обеспечивать трудовую занятость, а также создавать условия для повышения качества жизни.

На рубеже XX и XXI столетий в государственной политике страны акцентировано внимание на задачах обеспечения устойчивого развития территорий малых городов, которые охватывают ощутимую долю населения страны, способного вносить заметный вклад в развитие разных отраслей экономики, служить эффективными каналами трансляции национальной культуры, обеспечивать неповторимость, разнообразие и высокий художественный уровень среды жизнедеятельности россиян, создавать условия для их отдыха и туризма. Среди малых городов Верхней Волги особенно нуждается в поддержке и развитии Юрьевец (Ивановская область) – один из самых древних приречных городов на этом отрезке великой водной артерии, классический образец провинциального центра, в котором многие поколения жителей преемственно создавали неповторимую среду своего обитания, формировали артели бурлаков, водили суда по реке, занимались ремёслами, предпринимательством, торговлей, поддерживали хозяйственные и культурные связи не только с собственной сельскохозяйственной округой, но и с городами бассейнов рек Волги и Камы.

В планировочной структуре Юрьевца, как и в других приволжских городах, на всем протяжении их истории неизменно сохранялась актуальность пристани. Юрьевец, расположенный на Волге напротив устья реки Унжи, издревле был связан великой «водной дорогой» со многими народами: с Древней Русью – через Оку, с Севером – через Унжу, с Уралом – через Каму. Включенность в приволжскую градостроительную систему обеспечивала его функциональную значимость как военного форпоста и торгового центра. Возникновению первого поселения способствовали, очевидно, привлекательные характеристики береговой линии, удобной для возведения укреплений. В начале I тыс. н.э. сюда, в Волжско-Окское междуречье переселилось угро-финское племя меря, затем, на протяжении VI–IX веков пришли кривичи, вятичи, южные славяне. Основой существования этих народов были занятия сельским хозяйством – мотыжным земледелием, животноводством и промысловой деятельностью.

Официальной датой основания города, по летописным данным4, принято считать 6 августа 1225 года. Бытует также мнение о еще более ранней дате, связанной с 1150 годом. На протяжении долгой истории город несколько раз менял название (например, Юрьевец Повольский, Юрьевец Поволжский, Георгиевск).

Юрьевец был основан как княжеская крепость на пересечении двух важнейших транспортных путей: реки Волги и сухопутного торгового пути вдоль неё – Большой Столбовой дороги: от Владимира через Лух, Юрьевец и по Унже на север – на Северную Двину и восток – по Вятке и Каме на Каменный пояс (Урал). Существование города «о двух берегах» со времён Юрия Всеволодовича было очень выгодно в транспортном и коммуникационном отношениях. Весомость потенциала Юрьевца в системе русских городов ХVI века подчеркивает тот факт, что царь Иоанн IV (Грозный) отписал достаточно удаленное от Москвы поселение в опричнину.

Построенный в 1620 году в Юрьевце острог, являвшийся одной из самых сильных крепостей Руси, «прикрывал» Большую Столбовую дорогу на Кострому и Москву. Понимание стратегической значимости местоположения и социокультурной функции Юрьевца в системе расселения XVII столетия подчеркивает тот факт, что в преддверии событий «медного бунта» 1662 года царь Алексей Михайлович приказал именно в Юрьевце возвести запасной кремль, превосходящий по размерам Московский Кремль. Помимо крепостей Писцовая книга 1676 года отмечала Воеводский и Государевы дворы «рыбного приёма», винокуренный, конюшенный. Юрьевецкие купцы торговали на просторах от Архангельска до Астрахани, от Новгорода до Сибири.

4 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. – Москва: Наука, 2000. – 703 с.

На протяжении XVIII века ускорились перемены в административном подчинении Юрьевецкого уезда: в 1708 году уезд упразднили, а город отнесли к Казанской губернии, с 1713 года он отошел к Нижегородской губернии. При правлении Екатерины II Юрьевец отнесли к Костромскому наместничеству, но образ старого герба с изображением башни Белого города сохранился на фоне получения другими городами новой символики в гербах. Направленность развития города была закреплена в первом генеральном плане, привносившем регулярность в структуру застройки (рис. 1а–в).

а) б)

в)

Рис. 1. Планы города Юрьевца: а) дорегулярный план; б) регулярный план, утвержден Екатериной II. 1781 г.; в) генеральный план 1975 г.

С 1796 года границы Юрьевецкого уезда, вошедшего в состав Костромской губернии, расширились за счет присоединения Лухского уезда, прежний статус которого был тогда упразднен. В XIX веке Юрьевец стал одной из бурлацких столиц Верхневолжья. Памятным местом совершения бурлацкого обряда – посвящение в бурлаки – является «Жареный бугор» (рис. 2).

Рис. 2. Панорама г. Юрьевца. Рисунок А. Кореонова, 1855 г.

В период до революции 1917 года в Юрьевце активно развивалось ткацкое производство на льнопрядильной фабрике А.В. Брюханова («Товарищество Юрьевецкой льняной мануфактуры», «Юрьевецкая льночесально-прядильная фабрика», 1871 г.), появились другие предприятия: лесопильный завод (Акционерное общество «Сосна», 1894 г.); лесопромышленный комплекс заводов Брандта (1894–1895 гг.) на противоположном берегу, на месте Кривоезерской обители; пивоваренный завод М.И. Красильникова (1880 г.), винокуренно-дрожжевой завод А.А. Веснина (1880 г., отца архитекторов братьев Весниных), а также предприятия по производству муки и крахмала (рис. 3).

Рис. 3. Вид Юрьевецкой льнопрядильной фабрики. Начало ХХ в.

Заметная роль хозяйственной активности Юрьевца позволила В.И. Ленину отметить город в своих трудах как «один из важных центров фабрично-заводской промышленности Европейской России, в которых шла концентрация капитала при росте продукции и численности рабочих» [2, с.42] (рис. 4).

Рис. 4. План г. Юрьевца. 1920 г.

Стремительное развитие производства обострило с середины XIX века вопрос о проведении в Юрьевец железной дороги, так как передвижение на повозках не могло обеспечить мобильность и масштабность перевозок необходимых материалов и готовой продукции. Перемещение грузов по рекам, зависящее от погодных условий, расценивалось как недостаточно рентабельное. Местное купечество не поддержало идею прокладки железной дороги финансами, что явилось одним из ключевых факторов для торможения дальнейшего экономического развития города [2].

К культурным достижениям XIX века, которые отражали проникновение в провинцию модных социокультурных новаций, относится основание в Юрьевце библиотеки (1876), дома призрения для бедных граждан (1889), женской «Прогимназии имени А.С. Пушкина» (1899) [3] (рис. 5).

а) б)

Рис. 5. Прогимназия имени А.С. Пушкина: а) фотография начала ХХ века; б) фотография О.А. Шуруповой 2018 г.

XX век характерен развитием уже имевшихся в приволжских поселениях видов промышленности, которым, по-прежнему, способствовала привязка к волжскому пути. Колебания уровня воды в реках издревле корректировали ритм хозяйственной жизни приречных территорий. Столетиями приволжские города приспосабливали судоходство к капризам природы, определявшим и широкие паводки, и ритм обмеления русла рек.

В XIX веке навигация в бассейне Верхней Волги длилась около 190 дней, завершаясь к концу октября.

В советские годы для обеспечения стабильности в реализации планов индустриализации производственной базы страны была разработана программа регулирования стока рек бассейнов Волги и Камы с устройством серии крупных водохранилищ. В Верхневолжье на протяжении от Ржева до Нижнего Новгорода образовались Верхневолжское, Иваньковское, Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища (рис. 6).

Рис. 6. Схема волжских водохранилищ

Проект гидросистемы и реализация масштабных преобразований началась в 1930-х годах. Были подтоплены или полностью ушли под воду многие прибрежные поселения. О ситуации в городе Мологе напоминает высокая колокольня, возвышающаяся на микроскопическом острове посреди Волги. Сведения о подтопленных водохранилищами населенных местах сохраняются в памяти сменяющихся поколений жителей, переселенных с таких территорий.

В 1950-е годы наполнение Горьковского водохранилища привело к затоплению на северной и южной оконечности Юрьевца бывшего винокуренного завода, мукомольной мельницы, дома Весниных, Покровской и Казанской церквей. На противоположной стороне ушел под воду Свято-Троицкий Кривоезерский мужской монастырь, лишив древний водный путь привычного символического мотива в панораме реки (рис. 7,8).

Рис. 7. Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь. XIX в.

Рис. 8. Вид Кривоезерского монастыря. Начало XX в.

К концу XIX века достижения в техническом оснащении транспортных коммуникаций, связанные с появлением железнодорожного сообщения, создали конкуренцию издревле действующим водным средствам передвижения. Дополнительный импульс к развитию получили старинные Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома. Положение Юрьевца на расстоянии в 60 км от железнодорожной станции Кинешма несколько ослабило его включенность в общую транспортную систему Восточной Европы, но Юрьевецкая пристань продолжала функционировать и в начале XXI столетия, сохраняя традиционную функциональную доминантность в градостроительной структуре города.

В 2009 году Юрьевец внезапно утратил столь значимый для успешного функционирования элемент своей градостроительной структуры – речной вокзал был продан местному Яхт-клубу. Приречный город лишился одной из главных исторически сложившихся функций. Отсутствие в Юрьевце пристани теперь существенно ограничивает возможности вовлечения древнего города в программы развития разных

направлений деятельности, включая местный и региональный туризм, который приобретает в последние годы все большую актуальность в нашей стране. Восстановление этого критически важного традиционного элемента градостроительной структуры Юрьевца является первоочередной задачей для перспективных планов его успешного развития. Туристическая аттрактивность Юрьевца весьма актуальна для самого города, для Кинешемской агломерации, для Ивановской области, да и для всего Волжского бассейна.

Современный потенциал и проблемы Юрьевца

Многоаспектное изучение существующего положения города показывает очевидную недооценку структуры и содержательности культурных ресурсов этого города, долго участвовавшего в сложении и локальной, и общероссийской истории государственности, формировании ее особой культурной идентичности. Такая ситуация существенно тормозит эффективное развитие Юрьевца, как, впрочем, и других малых городов, преемственно сохранявших традиции, обеспечивавших устойчивость русской цивилизации на протяжении столетий.

Изменение ракурса видения роли и места малых исторических городов в развитии страны позволяет пересмотреть ресурсный потенциал этой типологической группы поселений, на основе которого можно искать пути выведения их из состояния стагнации. По аналогии с возрождением старинного здания, в историческом градостроительном объекте целесообразно, прежде всего, обратить внимание на ключевые элементы, которые определяли в давние времена функциональную рациональность выбора точки размещения поселения.

Основатели поселения здраво оценивали благоприятные ландшафтные и культурно– хозяйственные характеристики одного из участков на Волге – возможность размещения укрепленного места на берегах реки, на пересечении водных и сухопутных транспортных путей, которые обеспечивали условия для ведения разнообразных форм хозяйственной деятельности и организации коммуникационных связей с территориями за пределами бассейна Волги. Исключение основного функционального элемента – пристани в значительной мере закрыло перспективы успешного развития Юрьевца. Продажа причальной стенки привела к утрате образа речного вокзала из панорамы города. Более 10 лет из функций города исключен прием грузовых и пассажирских речных судов, существенно сокращены возможности использования историко-культурного потенциала Юрьевца в целях организации регионального туризма. Защитные береговые устройства при современных инженерно-технических возможностях не могут рассматриваться как непреодолимое препятствие для воссоздания в Юрьевце пристани, которая позволит вернуть присущие приречному поселению формы деятельности и традиционный знаковый элемент градостроительной структуры.

Транспортный каркас города представлен дорогами четырех классов. Уровень их содержания неудовлетворителен, состояние некоторых признано аварийным. Но сложившаяся за столетия включенность Юрьевца в транспортную сеть прилегающих областей повышает его коммуникационный потенциал: Юрьевец соединён региональной дорогой с областным центром Иваново – с запада, с севера – с городом Пучеж. В 2020 году начаты работы по ремонту главной внутригородской трассы, по которой перемещается общественный транспорт, представленный пока, к сожалению, единственным рейсовым автобусом. Воздушные перевозки, осуществляемые вертолетным транспортом из расположенного в двух километрах от города аэропорта, обеспечивают сообщение с Костромой. Существование этого вида транспорта определяет дополнительный потенциал развития Юрьевца, в первую очередь, возможно, для расширения туристической привлекательности города.

Рассмотренная в ценностных категориях исторически сложившаяся сеть пешеходных путей, связывающих разные части города, вполне может служить еще одним аспектом туристической привлекательности – прогулка через всю историческую часть города займет около 30 минут ходьбы. Городская дорожно-тропиночная сеть в целом нуждается в современном обустройстве. Неотложного внимания требует реконструкция лестниц, уложенных по складкам рельефа, который определяет неповторимость облика городского пространства Юрьевца.

В Юрьевце особую ценность представляет сохранившаяся регулярная планировка, соответствующая первому генеральному плану 1795 года. Трёхлучие планировочной структуры центральной части города является следом воплощения этого плана. Его присутствие в планировке современного города указывает на преемственность формирования культурно-исторической самоидентификации жителей, которая важна для горожан и представляет интерес для приезжих. Разработки времени Екатерины II охватывали территорию и Белого города. Сегодня это памятник археологии, не подлежащий застройке.

В основе историко-культурного каркаса сохраняются многочисленные объекты, отражающие индивидуальность развития Юрьевца. Однако, по данным Единого государственного реестра объектов культурного наследия, в настоящее время в Юрьевце сохранены и установлены под охрану всего 11 памятников архитектуры, лишь 5 из них имеют федеральный статус. Ресурсный потенциал массива характерной средовой застройки XVIII–XX веков исторического центра города может повысить безотлагательный учет в списке памятников архитектуры вновь выявленных объектов.

Ансамбль застройки, сложившийся с конца XVIII века, сконцентрирован вдоль центральной улицы, называвшейся в XIX веке Георгиевской (ныне – улица Советская). В настоящее время именно цельность исторического ядра, в котором зафиксирована объемно-планировочная структура старой части города Юрьевца, обладает высоким уровнем историко-культурной и архитектурно-художественной аттрактивности, важным ресурсным потенциалом для развития туризма. Сформированный в XIX веке ансамбль, состоящий из Входоиерусалимского собора и Георгиевской колокольни, по сей день доминирует в застройке исторического ядра Юрьевца, а так же и в панораме города со стороны акватории Горьковского водохранилища. Примыкающая к храмовому комплексу Георгиевская площадь является в настоящее время главным и единственным местом проведения городских культурных мероприятий. Этот потенциал может быть усилен введением в градостроительную структуру новых общественных пространств, расширяющих возможности проводить в городе крупные культурные мероприятия.

В 1970 году Юрьевец значился в Списке исторических поселений РСФСР. Этот статус растворился в культурных новациях постперестроечного периода. Официальное признание статуса исторического поселения должно явиться жестом восстановления исторической справедливости по отношению к ценностному потенциалу Юрьевца, как одного из древнейших городов Поволжья и России в целом [4].

В настоящее время Юрьевец считается самым экологичным городом Ивановской области, чему способствует отсутствие крупных промышленных объектов. Существующие предприятия обеспечивают занятость населения, которую можно активировать за счет привнесения новых мест приложения труда в дополнительных зонах развития градостроительной структуры Юрьевца.

Берегозащитная дамба в 2019 году отремонтирована, теперь опасность загрязнения водохранилища сточными поверхностными водами исключена.

На повышение уровня озеленения города повлияло появление нового ландшафтного объекта – Асафовых островов, образовавшихся при затоплении части городской территории Горьковским водохранилищем. Участок, объединяющий несколько песчаных дюн в 3 км от Юрьевца, популярен в качестве места рыбалки и пляжного отдыха. Здесь тоже можно видеть ресурс привлекательности для гостей Юрьевца.

Природный каркас города придает своеобразие его образности и тоже может рассматриваться как аспект туристической привлекательности. К числу особо охраняемых объектов относятся 10 выявленных памятников природы: Юрьевецкий вяз и дуб– долгожитель в историческом центре города; городской сад, площадью 2 га; Алексеевский дуб; Юрьевецкое городище в районе Селецкой горы; зелёная зона, примыкающая к городу (общая площадь 65 га); родники у подножия Симоновской горы; Жареный бугор – объект природно-исторического значения, площадью 60 га. В этом месте был пункт сбора бурлаков в XIX веке.

Особенности природного ландшафта существенно влияли на городскую систему расселения. Известно, что на склонах оврагов, ввиду малой плодородности земель, селились малообеспеченные люди, верхние участки берега занимала знать. Сегодня большая часть населения города проживает именно в нагорной части, в результате чего жизнь исторического центра города ограничена пребыванием людей лишь в первой половине дня, во время деловой активности. Подключение туризма может выровнять наполненность исторической городской среды посетителями.

Стратегия развития Ивановской области предусматривает включение Юрьевца в Кинешемскую агломерацию в качестве исторического ядра, более полный учет его ресурсного потенциала ускорит развитие города5.

В 2016 году Региональная общественная организация «Георгиевское землячество» провела опрос населения, который выявил мнение горожан о проблемных сторонах организации рутинного течения жизни6. Была отмечена нехватка предприятий торговли, плохая организация банковской сферы, недостатки в организации системы образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, ветшание жилого фонда. Особого внимания заслуживает историческая часть города как ценный ресурс для его дальнейшего развития. Она, по сути, уже представляет собой музей под отрытым небом.

Большинство малых городов раскрывает свой потенциал благодаря развитию туризма и связанной с ним сферы услуг. Для этого необходимо обеспечить городу транспортную доступность, гостиничные объекты, места питания и тщательно выстроенную экскурсионную деятельность. К сожалению, в настоящее время политика властей Кинешемской агломерации и самого Юрьевца неоправданно слабо обращена к теме развития туризма. Обслуживанием немногочисленных туристических потоков занимаются несколько частных предпринимателей, возможностей которых явно не хватает для приёма гостей, например – Международного кинофестиваля, посвященного творчеству знаменитого кинорежиссёра Андрея Тарковского, чьей родиной город является. Ежегодно фестиваль принимает порядка 30 000 гостей, но прибыль городу он не приносит из-за нехватки гостиничного фонда и недостаточного уровня благоустроенности территории города (рис. 9).

Оживление туристической деятельности, учитывающей должным образом историко– культурную ресурсную привлекательность Юрьевца, откроет новые перспективы для развития одного из древнейших городов на Волге. Решение стоящих перед городом задач может быть связано с организацией Тематического парка и нового Мемориального комплекса памяти затопленным городам на периферии исторического ядра градостроительной структуры Юрьевца.

5 Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / Постановление Правительства Ивановской области от 4.06.2015 N 240 – П Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/: сайт. – URL: http://docs.cntd.ru/document/428593969(дата обращения 19.04.2019).

6 Результаты опроса «Основные проблемы города Юрьевец» // Региональная общественная организация «Георгиевское землячество». – URL: http://s.siteapi.org/627ba97dc6e4750/docs/160516350a6f13fcb484c318c19778080fc652d5.pdf

Рис. 9. Открытие фестиваля «Зеркало» памяти А. Тарковского на центральной площади г. Юрьевца, 2019 г.

Замершая без пристани туристическая активность не мотивирует к должному уровню заботы о благополучии и привлекательности исторической городской среды. Восстановление привязки Юрьевца к водному сообщению способно расширить спектр деятельности горожан, приток туристов привнесет доход в городской бюджет, позволяя решать насущные проблемы поддержания и современного использования исторической городской среды.

Важным ресурсным потенциалом обладает культурный ландшафт, отражающий практику нескольких столетий преемственного освоения природной основы жителями Юрьевца. Высокие участки избирались для создания оборонительных сооружений, живописные овраги задавали ритм пластике береговой линии, подчеркивая своеобразие панорамы города со стороны акватории Горьковского водохранилища. Неотъемлемой частью в панораме приречного города были сооружения для остановки судов.

Теоретическая модель актуализации ресурсного потенциала Юрьевца

Результаты анализа ситуации позволяют в форме теоретической модели предложить направления выхода Юрьевца из стагнации за счет переоценки имеющегося ресурсного потенциала и выбора подходов к его актуализации за счет подключения к ценностям исторически сложившейся градостроительной структуры новых элементов, способных привнести дополнительную мотивацию в социокультурное развитие древнего, но по– прежнему жизнеспособного поселения приречного типа7.

7 Концептуальные предложения опираются на магистерское исследование О.А. Шуруповой «Принципы сохранения и восстановления малых исторических городов России на примере города Юрьевца», выполненную в Московском архитектурном институте (государственная академия) под руководством профессора Н.Г. Благовидовой в 2020 году.

Живописная слитность с береговым ландшафтом панорамы города, целостность архитектурной среды исторического ядра Юрьевца обладают высоким уровнем аттрактивности в историко-культурном и художественном отношении. Многогранная привлекательность этого города сопоставима по своим ценностным характеристикам и индивидуальной неповторимости с прославленными городами Золотого кольца России. Дополнение градостроительной структуры Юрьевца новыми планировочными элементами в структуре прибрежной зоны исторического ядра города послужит точками роста активности в деятельности местного населения и факторами усиления привлекательности для посещения города туристами (рис. 10).

Рис. 10. Концепция развития г. Юрьевца. Проектное предложение арх. О.А. Шуруповой

Реабилитация функции и образности исторического города Юрьевца Речная панорама

Своеобразие архитектурного ансамбля города приречного типа всегда определялось береговыми панорамами, воспринимаемыми со стороны воды, причем в динамике, в процессе приближения или удаления от пристани. Прежними строителями тонко ценились параметры ландшафтных особенностей береговой полосы в пределах исторического ядра города. Именно эти элементы в первую очередь узнаваемы и привлекательны для горожан, а также для туристов, посетителей Юрьевца. Сохранение силуэта прибрежной зоны, ритм композиционных и функциональных доминант должны служить основой предмета охраны образа Юрьевца как исторического поселения (рис. 11).

Рис. 11. Ансамбль Входоиерусалимского собора в панораме г. Юрьевца. 2017 г.

Пристань с Тематическим парком имени Андрея Тарковского

Поскольку пристань изначально являлась фактором возникновения поселения именно в этом пункте на значимом для России водном пути, предлагается, в первую очередь, возрождение этой функции, утраченной в 2000-е годы (рис. 12а, б).

а)

б)

Рис. 12. Тематический парк им. А. Тарковского (проектное предложение арх. О.А. Шуруповой): а) зонирование территории Тематического парка; б) вид на стрелку и пристань

Закономерно размещение этой точки роста за пределами границ исторического центра Юрьевца. Прибывающие водным путем могут, в зависимости от структуры их интересов, посетить проектируемый рядом с пристанью Тематический парк имени Андрея Тарковского, ознакомиться с историческим ядром города, а также побывать в новом Мемориальном комплексе памяти затонувшим волжским городам и святыням Поволжья. Основанием для создания новой территории развития послужило осознание необходимости придания нового импульса и размаха организации Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского. Юрьевец – город детства знаменитого отечественного режиссёра, воспоминания о котором легли в основу фильма «Иваново детство». В картине отражен Юрьевец XX века, каким Мастер его запомнил. Проведение с 2007 года фестиваля задействовало многие города Ивановской области: Иваново, Плёс, Фурманов, Вичуга, Кинешма, но открытие и основная программа происходят именно в Юрьевце – на главной площади и территории бывшего речного порта (2019), где возводят конструкции временной сцены и мобильного кинотеатра под открытым небом.

Масштабу ежегодного события, количеству его участников и зрителей должно соответствовать пространство, комфортное и обладающее художественными качествами. Логично организовать для этих целей Тематический парк имени Андрея Тарковского, который позволит сосредоточить всю программу культурно-познавательной и туристической деятельности в одном новом месте.

Привязка Тематического парка к возрождаемой пристани упорядочит взаимодействие системы современных коммуникаций – информационных, культурных, транспортных. Место нового причала станет важным дополнительным ядром композиции речной панорамы Юрьевца в пункте соединения водных и сухопутных транспортных потоков, послужит активным элементом развития градостроительной структуры города благодаря формированию у пристани новой функциональной зоны города.

Концептуальной основой, подходящей для организации на южной окраине Юрьевца нового общественного пространства, соответствующего современными запросам и горожан, и туристов, является модель Тематического парка, название которого логично связать с именем Андрея Тарковского. Прототипом может послужить образ Дрвенграда – туристической деревни, созданной кинорежиссером Эмиром Кустурицей в Сербии. Ассоциативной основой для организации символических элементов структуры входной группы этого объекта стала популярность личностей, выбранных самим Мастером.

Дополняющая планировочную основу Тематического парка имени Андрея Тарковского застройка вместит жилую инфраструктуру с возможностью размещения гостей фестиваля и туристов, общественно-деловую зону (предприятия общественного питания, кинотеатры, конгресс-холл, территорию открытого амфитеатра), отели, библиотеки, художественную галерею и выставочные залы, кондитерскую, сувенирный магазин, спортивные площадки. Одной из смысловых доминант может явиться расширение музейно-выставочного комплекса, отражающего роль А. Тарковского в истории кинематографии. За пределами зоны приема, развлечения, просвещения и оздоровления посетителей вполне возможно разместить жилую застройку для обслуживающего персонала Тематического парка. Доступ к тематическому парку будет обеспечен и по воде, и по суше, а также воздушным транспортом, расширяя возможности проведения конференций и фестивалей разной тематики.

Планируется, что этот новый элемент градостроительной структуры Юрьевца будет функционировать всесезонно, а доход от его деятельности пополнит фонд рабочих мест и городской бюджет.

Исторический центр Юрьевца

В Юрьевце ценнейшей достопримечательностью является сохранившийся «дух места», отражающий языком архитектуры и локальные, и общенациональные особенности отечественной культуры. Пребывание в исторической части города позволит придать дополнительную содержательность познавательной деятельности посетителей Тематического парка (рис. 13).

Рис. 13. Историко-градостроительный анализ города Юрьевца (проектное предложение арх. О.А. Шуруповой)

Для эффективной репрезентации исторического центра города важно тщательно разработать концепцию ремонта и реставрации зданий, определить степень вариативности форм использования имеющегося фонда застройки. Здесь должна сохраниться и жилая усадебная застройка, позволяющая органически продолжать присущее исторической части города функциональное разнообразие этой зоны градостроительной структуры.

Центральная Георгиевская площадь является главным и пока единственным местом проведения городских культурных мероприятий (рис. 14). Здесь разворачиваются события Международного фестиваля имени Андрея Тарковского. С Юрьевцем также связано имя кинорежиссера Александра Роу. Рядом с центральной площадью города расположен Музей архитекторов братьев Весниных. Недалеко существует школа, в которой учился народный артист РФ Валерий Леонтьев. Более глубокое погружение в локальную историю способно существенно расширить содержание культурного потенциала Юрьевца. Работы по реставрации и благоустройству главной площади Юрьевца подчеркнут основную доминанту в панораме города: ансамбль Входоиерусалимского собора с колокольней XIX века. Этот архитектурно выделенный элемент градостроительной структуры акцентирует центральную тему в панораме города, заметную и из кварталов исторической застройки, и при проходе судов мимо места прежней пристани (рис. 15а–е). Пребывание в исторической городской среде позволит познакомиться с ранними страницами истории этого участка берега Волги, представленными памятниками археологии, в которых отражается период освоения этого места до и после XIII столетия, местоположение остатков оснований крепостных сооружений XVII века Белого города.

Рис. 14. Ансамбль Георгиевской площади. XXI в.

а) б)

в) г)

д) е)

Рис. 15. Застройка исторической части города: а) жилой дом Горохова. XIX в.; б) жилой дом Черкасских. 1909 г.; в) училище Миндовского. Начало XIX в.; г) Входоиерусалимский собор (новый). 1833 г.; д) Входоиерусалимский собор (старый). 1733 г.; е) Сретенская церковь. Середина XVIII в.

Одним из актуальных способов изменения первоначальной функции памятников архитектуры является их музеефикация. Наиболее глубокому перепрофилированию подвергаются в ходе реконструкции индустриальные объекты. Примером может служить ситуация с заброшенным пивоваренным заводом Красильникова и Бобылькова, который располагается в непосредственной близости к исторической застройке. Выбор новой формы его использования в качестве музеефицированного объекта, включенного в городские туристические маршруты, может подчеркнуть важную страницу истории Юрьевца и принести экономическую выгоду городу.

Помимо завода, перепрофилирование и реконструкция распространится на центральную улицу города – Советскую, часть застройки которой ныне находится в аварийном состоянии. Приведенная в порядок городская среда будет использована в целях туризма в результате размещения в существующих зданиях предприятий торговли и питания, выставочных помещений, мастерских, офисов, гостиниц и многофункциональных туристических центров.

Для реализации намеченных планов потребуются следующие условия: формирование группы заинтересованных креативных специалистов, создание площадок для их коммуникации, а также привлечение долгосрочных социально привлекательных проектов, способных удержать активную молодежь и обеспечить рабочие места разным слоям населения. В малом городе, обладающем ресурсом более тесных социальных связей, целесообразно собрать активных горожан в единое инициативное сообщество, максимально конкретно определив задачи его деятельности. Скоординированные усилия городских властей и общественности позволят точнее определить направленность и условия современного использования объектов, включенных в зону исторического центра города Юрьевца, с ориентацией на обеспечение их сохранности, предотвращение разрушения целостности исторической среды города.

Мемориальный комплекс памяти затопленным городам и святыням Поволжья

До середины XX столетия, времени заполнения Горьковского водохранилища, напротив Юрьевца, на левом берегу Волги существовал основанный в ХVII веке Свято-Троицкий Кривоезерский мужской монастырь, органично вписанный в панораму речной долины. Тема памяти о затопленных водохранилищами приречных памятниках архитектуры и градостроительства ранее уже была поднята в Юрьевце благодаря двум символическим объектам. В 2000 году монахи Свято-Николо-Шартомского монастыря в память о затопленной обители установили в акватории Горьковского водохранилища 12-метровый поклонный крест, отметив ушедшее под воду место Кривоезерского монастыря. Данью памяти культовым сооружениям, ушедшим под воду, служит также мемориал «Затонувшим церквям», выполненный в 2019 году по проекту московского КБ «Стрелка» в рамках благоустройства набережной города Юрьевца (рис.16–18).

Рис. 16. Памятный крест на месте затопленного Кривоезерского монастыря. Установлен в 2000 г.

Рис. 17. Инсталляция по проекту КБ Стрелка. 2019 г.

Рис. 18. Фрагмент благоустройства набережной. Проект КБ Стрелка. 2019 г.

Сюжет отечественной истории, связанный с уходом под воду частей градостроительной структуры Юрьевца, наряду с похожими судьбами многих других приволжских поселений, достоин более объемной и развернутой представленности в памяти россиян. В этой связи целесообразно создать на правом берегу, на границе с зоной исторической застройки, к югу от исторического центра города, Мемориальный комплекс памяти затопленным городам и святыням Поволжья (рис. 19а–в).

а)

б)

в)

Рис. 19. Мемориальный комплекс памяти затопленным городам и святыням Поволжья (проектное предложение арх. О.А. Шуруповой0: а) зонирование территории Мемориального комплекса; б) символ русла Волги – композиционное ядро комплекса; в) туристическая тропа

В музейной части этого нового элемента развивающейся градостроительной структуры Юрьевца будет полноценно отражена история грандиозной концепции создания гидротехнических сооружений на Волге, которая включала Куйбышевское, Рыбинское, Волгоградское, Цимлянское, Камское, Саратовское водохранилища. В зону затопления попали многие населенные места, в том числе и Юрьевец. Среди них особенно ценными с исторической точки зрения являлись монастырские комплексы городов Мологи (Афанасьевский монастырь с главной реликвией – чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери начала XIV века) и основанный в XV веке, считавшийся одним из самых больших и известных, мужской монастырь в Калязине. Значимым наследием являлась разная по функции застройка задетых созданием водохранилищ приречных поселений, которая отражала опыт создания среды обитания многими поколениями ремесленников и предпринимателей, строителей, служивых людей, рыболовов и речников.

В структуре Мемориального комплекса памяти затопленным городам и святыням Поволжья предусматривается создание связанного с историей Юрьевца Подворья Кривоезерского Троицкого монастыря с небольшим количеством насельников для круглогодичного служения и приема туристов и паломников. На территории Подворья разместится церковь, кельи, дом приема паломников, зона питания, малоэтажная гостиница. В музейном помещении Подворья достойное отражение получит история Кривоезерской пустыни, основание которой в первой половине XVII столетия предание связывает с юрьевецким юродивым – Симоном. Каменная ограда с двумя башенками на юго-западной и северной стороне охватывала квадратную в плане территорию обители, которая включала четыре храма, братские кельи и трапезный корпус. Над святыми вратами помещалась довольно высокая колокольня. Большую известность Кривоезерская обитель приобрела в начале XVIII века, когда инок Корнилий, в мире Кирилл Уланов – царский иконописец, создал в ней для города Юрьевца икону Иерусалимской Божьей Матери, а также икону Спаса Вседержителя, хранящуюся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Природная красота берегов Волги привлекала многих живописцев. Свой вклад в прославление Юрьевца внес художник Исаак Левитан, который, посетив в 1890-м году волжские города, обратил внимание на это древнее приречное поселение. Живописные виды Кривоезерской пустыни подсказали мастеру тему картины «Тихая обитель» [5] (рис. 20а–в).

а)

б)

в)

Рис. 20. Виды г. Юрьевца на картинах художников: а) Тихая обитель. Левитан И.И. 1890 г.; б) Юрьевец–Повольский. Чернецов Н.Г. 1845 г.; в) Вид Волги под Юрьевцем. Саврасов А.К. 1870 г.

В экспозиционном пространстве Мемориального комплекса памяти затопленным городам и святыням Поволжья будет отведено место для демонстрации произведений искусства. Музейная экспозиция нового Мемориального комплекса памяти затопленным городам и святыням Поволжья позволит более развернуто отразить значимые во многих отношениях страницы отечественной истории советского времени. Здесь может формироваться банк данных, с помощью которого с достаточной степенью достоверности на основе архивных сведений будет воспроизведен в фотографиях, графике, макетах, интерактивных экспозициях своего рода архитектурно-художественный «портрет» приволжского культурного ландшафта, сохраняя, таким образом, память о многогранности культурной традиции, отражавшей представления и идеалы сменявшихся поколений жителей приволжских поселений.

Композиционным стержнем планировки Мемориального комплекса памяти затопленным городам и святыням Поволжья послужит небольшой искусственный канал, символически воспроизводящий рисунок русла Верхней Волги от Ржева до Нижнего Новгорода. Схему расположения, образные и исторические характеристики попавших в зону затопления городов можно будет увидеть на мониторах.

Рекреационное развитие новых участков прибрежной зоны явится действенным фактором трансформации исторически значимого пространства в планировочной и социокультурной структуре города Юрьевца. Объединение в единую прибрежную планировочную систему Тематического парка имени Андрея Тарковского, Мемориального комплекса памяти затопленным городам и святыням Поволжья и исторической застройки Юрьевца пешеходными и транспортным маршрутом повысит туристическую привлекательность этого древнего города.

Предлагаемые два новых дополнения к градостроительной структуре Юрьевца расширят культурный и архитектурно-художественный потенциал города, не нарушая при этом целостности и привлекательности его исторического ядра. В панораму со стороны реки встроится пристань как главный исторически обусловленный атрибут градостроительной структуры Юрьевца.

Насыщение территории Юрьевца новыми элементами активизирует причастность древнего города к маршрутам регионального туризма, обогатит панораму речного пространства, расширит, благодаря дополнительным местам приложения труда, занятость населения, наполняемость городского бюджета, придаст новую содержательность деятельности горожан и туристов.

Литература

  1. Лаппо Г.М. Города России: Энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 560 с.

  2. Полякова Л.Л. Юрьевец. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. – 154 с.

  3. Кириченко Е.И. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3 / Е.И. Кириченко, А.И. Комеч. – Москва: Наука, 2000. – 813 с.

  4. Шевченко Э.А. Что фактически фиксируется в качестве исторического поселения // Academia. Архитектура и строительство. – 2020. – №2. – 107–112 с.

  5. Пророкова С.А. Левитан. – Москва: Молодая гвардия, 1960. – 240 с.

  6. Благовидова Н.Г. Особенности формирования и сохранения элементов природного и историко-культурного наследия в исторических городах юго-восточного направления Московской области / Н.Г. Благовидова, Е.Г. Прохорская // Архитектура и строительство России. – 2016. – №4(220). – С. 22–30.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.