elima.ru
Мертвечина
СтатьиДизайн архитектурной среды

Феномен городской идентичности

А. В. Ефимов, А. П. Мина

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Авторы анализируют глобальные изменения роли городской идентичности, связанной с социально-экономическими, культурными, психологическими, религиозными, демографическими, миграционными и научно-технологическими процессами изменения городской цивилизации в XXI веке. В статье предложено ввести понятие коэффициент городской идентичности для современного прочтения «трансформации» городской социально-экономической среды с целью принятия наиболее осознанных архитектурных и дизайнерских решений в городской среде и осмысления феномена городской идентичности, в том числе с помощью пешеходно-транспортных коммуникаций.


С незапамятных времен, особенно с XIX века, города были ареной и результатом сложных и спорных социальных изменений. В то же время они были ареной для самых разных идей, видений и даже утопий. Города выступали проявлением текущих и будущих тенденций развития в социальном, культурном и экономическом плане [1, С.25].

XXI век, о котором уже традиционно мировая научная мысль говорит как о веке инноваций, научно-технологических достижений, искусственном интеллекте и социально– экономических изменениях в жизни общества, охватывает и глобальные тенденции сложных, многофункциональных изменений в социальной, культурной, психологической и в целом – архитектурно-пространственной среде городской цивилизации [4].

Серьезнейшая проблема XXI века – совместимость городских культур, психологий коренных и миграционных жителей, имевших различные исторические и религиозные источники жизнепонимания, политики и в целом – архитектурно-культурной среды, имеющей свой энергетический потенциал, оказывающий сознательное и подсознательное воздействие на различный национальный конгломерат жителей современных городов. Фактически происходит столкновение цивилизаций, о чем писал в свое время Самюэль Хантингтон [5, C.279], правда в городском цивилизационном контексте.

На современном этапе развития городской цивилизации возникает проблема осмысления феноменов идентичности, городского брендинга, аутентичности и в целом городской идентичности и последующего решения не только сопутствующих этому политико– стратегических, религиозных и других проблем, но и архитектурных, градостроительных [3, С.78]. Таким образом, в эпоху развития транспорта, коммуникаций и ИКТ, когнитивных технологий, развития биологии, появления «умных технологий» ЖКХ и соответственно «умных городов» и постепенной миграции народов, смешения и модификации наций и соответственно культур и социальной психологии городских жителей, со всей серьезностью встает вопрос об идентификации городской среды. Следствием этого процесса стали и взаимосвязанные процессы концептуальной трансформации архитектурно-культурной среды, воздействующей на городскую цивилизацию и социум [2].

Под идентичностью (лат. – identificare «отождествлять») понимается «Психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет определённые нормы, ценности, групповые установки, а также то, как воспринимают человека окружающие, с какой из групп его соотносят» 3. Идентичность – означает сознательное или бессознательное соотнесение себя с большими и малыми группами по тем или иным основаниям. Сократу иногда приписывают слова, будто он благодарил судьбу за то, что родился человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром4. Аристотель считал, что человек по природе своей стремится к общению (а не только к знанию), и если кто-то живёт вне общества, то он либо зверь, либо Бог.

В конце концов идентичность – это как осознание самого себя, как человека, личности, как гражданина своей страны, своей истории, культуры, религии, родителей, обычаев и пр. В принципе понятие идентичности имеет множество значений и множество подходов к его описанию. В словаре терминов и понятий идентичности обозначено более 40 определений идентичности, связанных с изменением с территорией, экологией, психологией, культурой, экономикой – отсюда и многообразие понятий идентичности.

При определении идентичности человеческой личности, нельзя не вспомнить всемирно известного постфрейдиста Эрика Хомбургера Эриксона, психолога, известного своими работами по теории восьми стадий психосоциального развития человека, а также его известного термина «кризис идентичности». По эпигенетической концепции (согласно которой от рождения до смерти личность проходит восемь стадий развития и восемь кризисов, порождённых конфликтом развития собственного «Я».) У Эриксона, это неприятное явление впервые ярко проявляется в юношестве – в озабоченности тем, как выглядишь в глазах окружающих, и тем, как хочешь, чтобы тебя видели. Для более или менее четкого определения понятия идентичности можно привести следующие его измерения и показатели:

3 Словарь социолингвистических терминов. Москва, 2006. Российская академия наук.

4 – URL: https://strelkamag.com/ru/article/vocabulary-identity

  1. Оценка человеком или социальной группой своего равенства или же неравенства с другими группами людей.

  2. Оценка группой людей, как другие воспринимают равенство или же неравенство.

  3. Чувство сохранения своей биографии, связи с прошлым.

Если отойти от Эриксона, то подобные периоды наступают в жизни неоднократно и природу имеют они очень разную. Невозможно заранее определить, от чего в нас случится очередной личностный сдвиг: из-за попадания в неприятную ситуацию, потери работы, неразделённой любви, наступления пенсионного возраста или переезда в другой город. Для человека понятие «идентичность» искусственное, но в науке оно помогает описать явления, которые на каждом шагу сопровождают нашу психику при очередном соприкосновении с действительностью.

Люди теряют свою идентичность, когда лишаются собственного действительности, а с ним – имени, связей, друзей, семьи, родины. Подобные катаклизмы возникают в странах, где стирают историческую память народа. Это касается и тех событий, когда уничтожаются архитектурные памятники или городская структура по различным причинам. Например, в последнее время большой резонанс вызвала реконструкция Бадаевского Пивоваренного Завода. В июне 2020 года комитет по архитектуре и градостроительству Москвы утвердил проект многофункционального жилого комплекса на территории Бадаевского завода, спроектированного архитектурным бюро Herzog & de Meuron. Комплекс разместится на территории 6 га. Архитекторы, общественники и жители района выступили против застройки и настаивали на сохранении зданий завода и исторического ансамбля и выступили против столь агрессивного вмешательства в существующую застройку. Надо понимать, что у жителей существует город, связанный с личными воспоминаниями и переживаниями, с местами, имеющими интимное значение.

Можно полюбить здание или место, почти также, как мы можем полюбить человека. Длительное общение с другим человеком может развивать в нас чувство близости, нежности, зависимости и доверия [7, С.95]. Точно также, наши вторичные посещения какого-либо места и то время, которое мы там проводим и впечатления, которые мы получаем, могут породить определенные ассоциации, формирующие личную идентичность. Так, наше первое впечатление от Эмпайр-стейт-билдинг или от Стоунхеджа определяется не столько самим видом этих сооружений, сколько комплексом ассоциаций, которые мы сами привносим в это впечатление, зависящих изначально от наших уже сформировавшихся в сознании образов [6, C.14].

В последнее время часто используется понятие «айдентика» (от англ. identity), что обозначает механизмы идентификации потребителем продукта и применяется чаще всего к графическому дизайну. Например, банку Coca-Cola запросто можно узнать на полке по фирменным цветам. Айдентика – это ядро узнаваемости бренда, в большинстве случаев выраженная в его дизайне.

В XXI веке брендировать начали уже воздух, землю, архитектуру – словом, даже, целые города с их жителями [8]. Фирменные стили территорий – огромный пласт современного графического дизайна. Но началось все с логотипа Нью-Йорка, созданного Милтоном Глейзером в 1977 году. Тогда город из делового центра решили сделать туристическим: логотип «I love NY» был разработан в рамках рекламной кампании (надо отметить новое использование аббревиатуры: ранее никто в официальных знаках не сокращал названия городов). Исторически, своеобразными «визитками» городов служили гербы. Но, лишь в начале XXI века фирменные стили и логотипы начали использоваться в мировой практике многоликих городов. Под стать Глезейру, дизайнеры стали делать логотипы из первых букв названий городов, но от минимализма многие из них отошли: достичь универсальности пытались вариативностью знака. Вернемся к понятию «городской идентичности», его отличие от айдентики колоссальное. Городскую идентичность, в отличии от айдентики, нельзя создать, так как она уже существует и существует в подсознании каждого.

Наряду с понятиями идентичности и айдентики современниками формулируется в приложении к городу такое понятие, как городской брендинг. Городской брендинг – это процесс поиска уникальности города, местности. Города во всем мире позиционируют себя так же, как услуги или товары. Выделяется пять этапов брендинга городских территорий:

  1. Выявление сильных и слабых сторон территории.

  2. Определение факторов и аспектов, влияющих на идентичность города.

  3. Изучение конкуренции и поиск логотипов.

  4. Разработка определенной стратегии.

  5. Формирование образа города.

В результате страна или город получают отличительный фирменный стиль, своеобразную визитную карточку. Фирменный стиль дополняет идентичность территории и помогает в притягивании инвестиций туристического бизнеса, промышленности, производства и исследований.

Что же такое тогда городская идентичность? Городская идентичность – это некий «социокультурный конструктор», проявляющийся посредством идентификации человека определенного места. Идентичность выражается освоением социального стиля и норм жизни, объединяющих жителей данной территории.

Выведем аспекты, формирующие городскую идентичность:

  1. Неповторимость города, его уникальность (способность жителей к видению уникальных черт и особенностей территории, наличие уникальных культурных моделей поведения в городском социуме).

  2. Знаковое место (пространство, осознаваемое благодаря историко-культурному, социальному, географическому и политическому воображению на основе реальных или выдуманных событий.)

  3. Городские мифы, стереотипы (неизменные городские понятия, характерные для определенных локальных и региональных групп населения).

  4. Локальные истории (история дома, человека, улицы). Они могут использоваться при формировании образа квартала, района или микрорайона.

  5. Тождественность восприятия города (восприятие жителями принадлежности их города к мегаполису, региону, стране, климатическому поясу).

  6. Степень любви и привязанности жителей к своему дому, родине.

  7. Сплоченность городского сообщества, партисипация.

Данные аспекты ложатся в основу архитектурного проектирования при создании пешеходно-транспортных маршрутов, формирующих понимание городской идентичности.

В качестве факторов, влияющих на указанные выше аспекты, выделяются следующие:

В заключение хотелось бы понятие «городской идентичности» привести к каким-либо конкретным цифровых показателям, которые можно было бы использовать как при планировке и застройке городского пространства, так и при принятии соответствующих архитектурных решений, которые сохраняли бы или успокаивали социальную идентичность, подчас возбуждаемую миграционными городскими социальными образованиями. В мировой практике и в России с недавних пор стали использовать такие понятия как глобальные индексы, определяющие функциональные характеристики развития общества на основе принципов современной цифровой экономики, цифрового социума и т.д. Например, в рамках системы ООН, ЕС и ОЭСР разработаны такие индексы как базовые функциональные композитные компоненты и показатели социального прогресса, качества жизни, человеческого счастья, человеческого развития и т.д. Эти функциональные показатели используются в планировании, определении конкурентоспособности, уровня счастья в стране и пр. Эти коэффициенты определяются на основе средних бальных значений в процессе общественного обсуждения, носящего международный характер. В данном контексте можно было бы предложить ввести коэффициент городской идентичности для проведения исследования в конкретно выбранных городах, что позволило бы архитекторам принимать более или менее точные решения при планировке и застройке городских территорий.

Литература

  1. Глазычев В.Л. Урбанистика. – Москва: Европа, 2008. – 330 с.

  2. Кипар A. Зеленые лучи Милана, Вертикальный лес // ПРОЕКТ INTERNATIONAL. – 2014. – № 38. – 257 с.

  3. Ревзин Г.И. Как устроен город. – Москва: StrelkaPress, 2019. – 215 с.

  4. Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города / 2-е изд. – Москва: Strelka Press, 2015. – 232 с.

  5. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Велимеев Т.А. – Москва: 2016. – 640 с.

  6. Шарон З. Обнаженный город. Смерть и жизнь аутентичных городских пространств / пер. с англ. А.Лазарева и Н.Эдельмана: под науч.ред В.Данилова. – Москва: Изд-во Института Гайдара, 2019. – 360 с.

  7. Колин Э. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / пер. с англ. – 3-е изд. – Москва: Альпинира Паблишер, 2020. – 288 c.

  8. Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. – Москва: StrelkaPress, 2014. – 392 с.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.