elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита

Т. Р. Забалуева

Научно-исследовательский Московский Государственный строительный университет, Москва, Россия

Аннотация

В статье завершается рассмотрение развития архитектуры и строительного дела бронзового века в островных культурах Средиземноморья. Исследуются культуры этого периода на Корсике, представленной культурой торре, на Сицилии культурой кастелучьо, а также более мелких островов западной части Средиземного моря с культурами Капо Грациано, талайотов, сесси. Рассмотрены города бронзового века Полиохни, Акротири, дворец Анактерон на Сицилии около Сиракуз в Панталике. Все памятники бронзового века рассматриваются исключительно с позиций анализа архитектуры, выявляются самобытные черты, определяемые историей развития разных островных культур, результатами природных катаклизмов и спецификой расположения островов в Средиземном море. Рассматриваются особенности зарождения градостроительных структур, уровень инженерно-строительного дела. Анализируется формирование художественного творчества в архитектуре на примерах симбиоза архитектуры и изобразительного искусства.


Продолжая тему бронзового века на островах Средиземноморья необходимо отметить, что зарождение, расцвет и упадок культур этого периода на разных островах были растянуты по времени почти на два тысячелетия. Культура нурагов на о. Сардиния с ее неразгаданными до конца памятниками развивалась с 1600 по 900 годы до н.э., другие цивилизации бронзового века просуществовали на островах в значительно более широком временном диапазоне. Если рассматривать культуры, возникшие на разных островах Средиземноморья, необходимо представлять, что бронзовый век в целом растянулся с 3500 годов до н.э. до 1300-х годов до н.э. и делится на три периода: ранний – 3500-3100 годы до н.э., средний – до 1900 годы до н.э. и поздний – до 1300-х годов до н.э. С XIII поVIII век до н.э. происходит упадок культур бронзового века и переход к раннему железному веку при грандиозном переселении народов. Однако дольше всего бронзовый век сохраняется именно в западной и центральной части Средиземноморья, захватывая о. Крит и Кикладский архипелаг.

Какие же особые черты обрели и развили за этот период народы островных культур, чем они отличаются от материковых цивилизаций, что общего, или какие заимствования прослеживаются в этих небольших, но достаточно самобытных культурах? Есть ли существенные различия между культурами, развивающимися на разных островах? Эти вопросы рассматриваются в данной статье исключительно с позиций становления архитектуры и строительства с использованием материалов истории и археологии. Поскольку полностью проанализировать огромный объем археологического наследия в статье не представляется возможным, в качестве объектов исследования автором были выбраны наиболее яркие памятники бронзового века. Выбор падает часто на те из них, которым уделялось не столь большое внимание в специальной литературе по истории архитектуры. Одновременно с этим, из глубокого рассмотрения исключены такие памятники, как, например, Кносский дворец, ввиду значительного внимания к этому памятнику со стороны профессиональных исследователей.

Одни из наиболее ранних памятников бронзового века, относящиеся к его начальному периоду, остались на Сицилии, и представлены культурой кастелучьо. Еще в 1890– 1892 годах археологами, возглавляемыми Паоло Орси [1], известным исследователем доисторического периода в Италии, в 20 км от Сиракуз были обнаружены могильники, высеченные в скале (рис. 1). Было раскопано около 100 гробниц, в каждой из которых захоронено до 20 покойников. Могильники располагались рядом с селением из овальных построек, существование которых определялось кремневыми копями плато Рагуза. Подобные селения бронзового века присутствуют и на о. Кипр, они были рассмотрены в одной из предыдущих статей автора [2].

Рис. 1. Гробница, высеченная в скале Кава Лаццаро, Сицилия. Культура кастелучьо

Отличительной особенностью гробниц является достаточно большой объем погребальных камер. Диаметр большой камеры достигает 9 м (рис. 2). Выдолбить в каменной породе столь существенный объем стало возможным за счет применения бронзовых орудий труда. Помимо технической стороны вопроса, невозможно не заметить желание исполнителей выделить вход в погребение декоративной обработкой фасада. Фасад получил симметричное относительно центрального входа в могильник композиционное решение. В могильниках периода раннего бронзового века очень редко можно встретить декоративную обработку входов, практически превращенных в фасад. В данном случае это оказалось возможным благодаря большому объему камер для групповых захоронений.

Рис. 2. Культура кастелучьо. Планы и разрезы гробниц

На Липарских островах, а именно на острове Филикуди были открыты поселения на вершине холма, которые дали название культуре Капо Грациано [3]. Овальные жилища на каменных фундаментах (рис. 3), которые являются скорее цокольной частью стен, мало отличаются от тех, которые мы видели на Кипре или Сицилии. Однако диаметр этих хижин существенно больше. При рассмотрении остатков цокольных частей стен видно, что пока еще их размер не превышает возможностей перекрытия их конструкциями из дерева. Этот способ организации покрытия известен был с неолитических времен. А вот могильники здесь совсем другие. Местные жители предпочитали не высекать ниши в скалах, т.к. породы местного камня чрезвычайно твердые и жесткости бронзовых орудий труда для этого не всегда хватало. Для этих целей в качестве камер для захоронений использовались уже сложившиеся в результате природных явлений расщелины.

Рис. 3. Жилище бронзового века на о. Филикуди. Липарские острова

К ранней фазе бронзового века относится также город Полиохни на острове Лемнос (рис. 4). Город был обнаружен итальянскими археологами и считается в настоящее время одним из наиболее древних городов Европы [4]. Исследователи высказывают предположение, что Полиохни был торговым партнером и одновременно соперником самой Трои, но, к сожалению, проиграл в этом соревновании и к 2000 годам до н.э. пришел в упадок. Если культуры кастелучьо и Капо Грациано оставили потомкам следы своего существования и развития в виде гробниц и поселков из хижин с неорганизованной градостроительной структурой, то Полиохни (рис. 5) предстает с проложенной системой улиц, наличием защитной стены с въездными воротами, агорой (торговой площадью), зернохранилищем, булевтерием (зал для собрания Сената в будущей Греции) и даже мегароном, который мог служить культовым сооружением для сообщества жителей (рис. 5), т.е. с вполне организованной градостроительной структурой.

Рис. 4. Макет города Полиохни. Остров Лемнос

В городе насчитывалось порядка 643 жилых строения. Постройки имеют прямоугольную форму с хорошо выверенной геометрией, что возможно было обеспечить только за счет определенного строительного инструментария. Предположительно, некоторые знания могли прийти из высокоразвитого Египта. Однако это пока не доказанный факт (рис. 6). А вот булевтерий говорит о том, что в местном сообществе зарождались ростки протодемократии (рис. 7). На рисунке читаются хорошо сохранившиеся цокольные части стен, свидетельствующие о том, что здание имело полноценные стены и, предположительно, даже могло быть покрыто крышей. Поперечный пролет позволял осуществить деревянное покрытие здания. Сохранился ряд каменных скамей и большая площадка, дающая возможность всем видеть выступающего с любого места и вступать в прения. Мегарон станет примером ранних греческих храмов периода нарождающейся античности. Храмовое здание с целлой и выступающими вперед за пределы входной стены двумя антами, создающими выделенный пронаос (п. 7 на рис. 5), предстает как очевидный прототип таких культовых построек.

Рис. 5. Генеральный план города Полиохни по годам поселений от 3200 до 2100 гг. до н.э.:1 – ворота, 2 – булевтерий, 3 – зернохранилище, 4 – защитная стена, 5 – бастион, 6 – строение (643 объекта), 7 – мегарон, 8 – улица

Рис. 6. Пример сохранившейся цокольной части жилой постройки, Полиохни

Рис. 7. Булевтерий, Полиохни

Таким образом, мы впервые сталкиваемся с вполне сформированным градостроительным образованием в виде города Полиохни, прототипом будущих греческих городов-полисов, обеспеченным не только жилыми постройками, но и общественными зданиями в виде булевтерия и мегарона.

Средний бронзовый век связан с наиболее ярким примером строительного дела на Сицилии – могильником Тапсос (рис. 8). В этот период создатели погребальных камер следуют уже сложившимся традициям, высекая камеры для погребений круглой, овальной и даже квадратной формы. На рис. 8 представлен портал входа в могильник Тапсос, который был обрамлен специально отесанными вертикальными камнями, размещенными по обе стороны от него и на некотором расстоянии от проема. Возможно, между порталом и массивом основной камеры устраивалось какое-то покрытие. Оно могло быть временным из дерева, как в жилых домах, но, скорее всего, это была каменная плита. Однако рыхлый известняк, сильно разрушенный временем, не позволяет точно ответить на этот вопрос, т.к. невозможно установить места опирания такой плиты. Да и остатков самой плиты не сохранилось. С другой стороны, камни по обе стороны от входа имеют слегка скривленную форму и, возможно, они отмечали вход неким подобием «протоарки» или просто рамы из камня, и в этом случае плиты не было вообще. Плоскость, в которой устроен вход, декоративно обработана, и к ней ведут ступени. Конструкция и отделка входа явно отражала желание людей отметить переход усопшего в мир иной. Таким образом, и в этот период бронзового века мы, также как на Сицилии, находим признаки присутствия декоративного искусства в архитектуре. Хотя все эти примеры вряд ли можно назвать первыми, т.к. Мальта со своими неолитическими храмами уже оставила примеры художественного творчества в симбиозе с архитектурным решением [5].

На Мальорке гробницы также высекались в скале, но представляли собой длинные галереи. Вход часто выглядел как высеченное окно или низкая арка. Перед входом организовывался небольшой дворик, несмотря на то, что вход вырубался в скальном склоне, что требовало дополнительных строительных работ. На рисунке 9 представлен вход в такую длинную галерею, но выложенный из камней разной формы. Видна каменная плита, накрывающая вход сверху, а дальше лестничный спуск ведет вглубь скального склона.

Рис. 8. Могильник Тапсос, Сицилия. Портал входа

Рис. 9. Вход в одну из гробниц на Мальорке

Интересным явлением на островах Майорка и Менорка представляются талайоты [6], чаще всего сложенные из крупных мегалитических блоков (рис. 10). Талайоты относятся к среднему бронзовому веку (от второго до первого тысячелетия до н.э). На Менорке таких сооружений насчитывается около 300. По принципу входа в поселение Сес-Паиссес сложены стены большинства талайотов. Мнения археологов по поводу предназначения этих строений разделились. Одни считают талайоты оборонительными сооружениями, другие – культовыми. Однако ни в одном из них не найдено ни предметов религиозного культа, ни оружия. Таким образом, сообщество исследователей склоняется к тому, что это хозяйственные постройки, тем более, что даже в настоящее время местные крестьяне мастерят подобные постройки для хранения хозяйственного инвентаря. Единственное, что вызывает сомнения – это то, что вес каменных блоков доходит до 200 кг и более. Это достаточно большой вес, который не просто перемещается в технологическом процессе строительства. И, как всегда, в случае с мегалитическими сооружениями, вопрос перемещения тяжестей как по горизонтали, так и по вертикали, т.е. поднятие тяжестей на высоту, остается открытым.

Рис. 10. Главный вход в поселение Сес– Паиссес. Остров Менорка

Средний бронзовый век представлен на острове Липари и на близлежащем берегу Сицилии в г. Милаццо хорошо укрепленными селениями. На рисунке 11 видны массивные стены, обрамляющие территорию селения. Конечно, за длительный период существования эти стены надстраивались, тем более, что видны значительные культурные наслоения. Однако нижние ряды кладки отражают состояние этих конструкций периода бронзового века. В Милаццо было также обнаружено 33 круглые хижины этого периода. Культура среднего бронзового века просуществовала на этих территориях с XV до XIII век до н.э., а в XIII веке до н.э. быстро завершила свое развитие с приходом переселенцев из Италии. Изменился образ жизни. Исчезла необходимость в могильниках, т.к. появился обряд кремации и захоронение останков в урнах.

Рис. 11. Укрепления вокруг поселка бронзового века. Милаццо. Сицилия

Последний этап бронзового века на Сицилии оставил потомкам удивительный некрополь, полностью вырубленный в скалах (рис. 12). Некрополь располагается в 40 км от Сиракуз на плато Панталика [6]. Множество вырубленных в скалах погребальных камер, вход в которые закрывался после совершения обряда каменной плитой, занимает обширные склоны Иблейских гор [7]. Всего в некрополе насчитывается около 5000 камер, археологические находки артефактов в которых говорят о значительном влиянии микенской культуры. Культура Панталика развивалась на этих территориях с XIII по VIII века до н.э., что завершало собой бронзовый век. Процессу постепенного распада культуры содействовал приход на эти земли инородцев – сикулов, которые принесли с собой технологию обработки железа, что, в свою очередь, позволило создать столь обширный некрополь.

Рис. 12. Некрополь Панталика. Сиракузы. Сицилия

Одним из значительных памятников этого периода является «дворец» Анакторон в Панталике (рис. 13). Еще его называют дворцом Принца. Дворец был открыт в результате раскопок, выполненных Луиджи Бернабо Бреа с 1962 по 1971 год [8]. Дворец представляет собой внушительное сооружение, прямоугольное в плане (37,511,5 м). Здание состоит из восьми помещений правильной формы и существенно отличающимися друг от друга размерами (рис. 14). Общая полезная площадь, за вычетом толщины стен, составляет порядка 68 м2. Для периода бронзового века это очень большое здание, т.к. при увеличении габаритов помещений всегда встает вопрос их перекрытия.

На рисунке 14 представлен план здания, на котором выделяется своими размерами помещение А. В этом помещении исследователь Паоло Орси [1] радиоуглеродным анализом обнаружил присутствие литейного производства из бронзы, фрагменты инструментов из бронзы, используемые при литейном производстве, и формы для литья. С западной, длинной стороны здания размещены три одинаковые по размеру (5,505,80 м, внутренние размеры) комнаты C,D,E, входы в которые устроены снаружи. Причем, в помещения C и D есть еще и внутренние проходы из помещения В и L. Такое планировочное решение предположительно может говорить о том, что это жилая часть дома. Помещения E и F по своим габаритам и планировке идентичны и имеют входы только с улицы. То же можно сказать и о помещениях G и H. Скорее всего, это складские или подсобные помещения. Очень плохо сохранились помещения I и L, что не позволяет идентифицировать их по предполагаемому назначению. Все входные проемы имеют размер 1,4 м. Строго геометрические характеристики и общее планировочное решение Анакторона с его абсолютно одинаковыми по размерам некоторыми помещениями и однородностью кладки стен, выверенными геометрическими очертаниями помещений и всего здания в целом говорят о техническом опыте строителей, который не был освоен коренным населением, судя по достаточно примитивному строительству местных хижин. На этом основании Паоло Орси делает заключение, что здание возведено приехавшими строителями, прибывшими, скорее всего, из региона Крита с развитой на этот период минойской цивилизацией. Тем более, что в конструкции стен присутствует мегалитическая кладка из каменных блоков, доходящих до 1,5 м длиной каждый, свойственная архитектурно-строительному делу Микен (рис. 15).

Рис. 13. Дворец Принца – Анакторон с «птичьего полета». Панталика. Сицилия

Рис. 14. План Анакторона, Панталика, Сиракузы. Сицилия

Рис. 15. Мегалитические элементы стен Анакторона, Панталика. Сиракузы

Интереснейшим явлением на острове Менорка являются коллективные гробницы «наветы» конца бронзового века 1200–750х гг. до н.э. (рис. 16). Примером наиболее хорошо сохранившихся навет является навета дес Тудонс. В наветах захоранивалось большое количество усопших. Навета дес Тудонс была отреставрирована и открыта в 1959–1960 годах. Она имеет 14,5 метров в длину, 6,5 метров в ширину и 4,5 метра в высоту (изначально достигала 6 метров в высоту). При археологических раскопках в ней было обнаружено около 100 скелетов. Навета дес Тудонс имела два этажа (рис. 17). На нижнем этаже, по мнению археологов, собирались костные останки, на верхнем высушивались телесные. Важной характерной особенностью навет являлось то, что это были здания, а не выдолбленные в скалах или земле ниши. Наветы, с одной стороны, по форме похожи на кораблик, от чего и получили свое название, а с другой – явно были сродни гробницам мастаба периода Древнего Царства Египта [9]. Конечно, египетские сооружения были выполнены на более высоком уровне, с кладкой из прекрасно отесанных блоков, и построены в более ранний период, но, тем не менее, сходство очевидное. Наклонные стены, плоская крыша, которая создавала форму усеченной пирамиды и определялась в обоих случаях плоскими плитами покрытия (рис. 16), один вход в торце здания – все говорит о сходстве этих сооружений, а это, в свою очередь, – о влиянии египетской культуры, т.е. об определенных связях жителей островов с Древним Египтом.

Рис. 16. Навета дес Тудонс. Остров Менорка

Рис. 17. Интерьер Наветы дес Тудонс. Остров Менорка

Если на Сицилии и близлежащих Липарских островах бронзовый век оставил печать в основном простейших цивилизаций с артефактами в виде жилища и некрополей, то на Корсике бронзовый век отмечен культурой торре. Бронзовый век на Корсике приходится на период между 1800-м и 700-м годами до н.э. Наиболее ярко проявила себя культура торре на юге острова возведением башен – торре (рис. 18), название которым дал французский археолог Роже Грожан [10]. Культура также получила свое название от этих древних сооружений. Если внимательно присмотреться к конструкции и внешнему виду торре (рис. 19), то становится очевидным влияние на них культуры нурагов Сардинии, лежащей от нее всего в 213 км. Наибольшее количество торре на Корсике относится к среднему бронзовому веку от 1600 до 1200 гг. до н.э. В дальнейший период позднего бронзового века они не строятся, а существующие больше не используются и приходят в запустение. С 1000 по 800 годы до н.э. культура торре исчезает вовсе.

Рис. 18. Башня Торре де лапела (de Gerro) на Корсике

Рис. 19. Башня Тоrrе de_Rocadillo на Корсике

При явном влиянии культуры сардов на Корсике сформировалась собственная самобытная культура, которая отмечена этими крупными сооружениями. Они стали новым явлением на фоне возводившихся повсеместно менгиров. Имея определенные сходства с нурагами, торре использовались, по-видимому, только как дозорные сооружения. Они практически всегда стоят на возвышении или на краю морского обрыва, т.е. на таком месте, которое обеспечивало максимальный обзор. Технологически нураги Сардинии, талайоты на Балеарских островах, сесси (рис. 20) на Пантеллерии и башни торре на Корсике сходны между собой. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что торре меньше многих нурагов и, конечно, не являются комплексами, как на Сардинии [11]. Внутренняя структура и функциональная наполненность также уступают нурагам. Сравнительно небольшие и узкие внутренние пространства присутствуют и в торре при очень большой толщине стен, но археологам не удается вычленить ни культовую, ни жилую функцию в их внутреннем строении. При этом исследователи предполагают, что торре могли быть частью цитадели, но вопрос пока остается открытым. Удивительной выглядит форма одной из торре (Торре де лапела (de Gerro) (рис. 18). Она представляет собой как бы перевернутую ножкой вверх рюмку.

Понятно, что расширенная нижняя часть придает бо́ льшую устойчивость сооружению, но вот сужение через мягкую округлую форму к «ножке» могло быть выполнено только в том случае, если стены нижней части были беспрецедентно толстыми. При этом необходимо отметить, что это, пожалуй, первый пример внесения в общую композицию строения округлых линий, если не считать общей формы, причем сделанного на высоком качественном уровне. Удивляет и хорошо выполненная поверхность торре. Кажется, что уровень отделки поверхности приближается к качеству поверхности ранних египетских памятников [9].

Рис. 20. Вид сесси. Панталерия

Бронзовый век оставил свои следы практически на всех островах Средиземноморья. Но насколько разными по уровню своего развития предстают перед нами культуры островных цивилизаций. Представление о последнем цивилизационном рывке дает минойская культура, которая сформировалась на острове Санторини и близлежащих островах Кикладского архипелага, а также на острове Крит и южной части полуострова Пелопоннес. К среднему бронзовому веку относится город Акротири на острове Санторини [12]. В ходе археологических раскопок город постепенно открывается перед современными зрителями, освобождаясь от большого слоя пепла, которым он был засыпан в результате извержения вулкана в XVII – XVI веке до н.э. (1640–1500 гг. до н.э. – данные уточняются). Об острове Санторини пишут часто, прежде всего потому, что это очень красивый остров с необычной самобытной современной застройкой. Однако раскопки Акротири внесли особый смысл, позволивший представить остров не как привлекательный современный туристический центр, а как древнюю цивилизацию острова Фера, как он назывался в эллинистическую эпоху. Пребывание людей на острове, по исследованиям археологов, так же как на всех островах архипелага, установлено еще до III тысячелетия до н.э. в неолитическую эпоху. В конце III тысячелетия до н.э. уже наметилась тенденция к формированию относительно крупных градостроительных образований в виде городов, портовых центров и даже колоний.

Во II тысячелетии до н.э., т.е. в период среднего бронзового века, эти города расцвели за счет торговли, которая оказалась двигателем общественного развития и роста благосостояния населения, чему способствовало выгодное географическое положение Киклад. В процессе торговых связей население многое заимствовало у соседей, но сумело выработать и свой, только ему свойственный художественный стиль, предметы которого восхищают и в настоящее время. Не только удивительная керамика, но и настенная живопись в симбиозе с архитектурой дают представление об очень высоком уровне развития общества (рис. 21).

Рис. 21. Стенная роспись с изображением антилоп (комната Бета 1)

Раскопки на острове были начаты еще в 1860 году, а в 1967 году был обнаружен минойский город Акротири, который в XVII веке до н.э. являлся центром Эгейской культуры. Город возник еще в III тысячелетии до н.э., между XX и XVII веками до н.э в эпоху раннего бронзового века превратился в больше поселение, а к XVII веку до н.э. уже стал развитым торговым центром, наиболее значительным в регионе Эгейского моря. Однако череда землетрясений заставила жителей покинуть остров, а катастрофическое извержение вулкана похоронило город под толстым слоем тефры – вулканического пепла, который в некоторых местах достигал толщины 30 метров. Если извержение застало жителей Помпей врасплох, то с острова Фера жители уехали заблаговременно при первых признаках землетрясений, что доказывает отсутствие каких-либо человеческих жертв, таких, как в Помпеях.

Извержение произвело значительные разрушения, а на острове образовалась колоссальная воронка кратера вулкана – кальдера, постепенно заполнившаяся водой. Процесс закончился колоссальным взрывом газа и пара, что повлекло за собой огромные приливные волны. Эти волны, предположительно, докатились до Крита и вместе с пеплом, переместившимся в направлении этого острова, явились причиной гибели минойской цивилизации. Такие предположения сформировались в недалеком прошлом в среде специалистов. Они послужили основанием для возникновения гипотезы об Атлантиде, которую представляли как цивилизацию острова Фера, погибшую в результате извержения. Однако самые последние исследования полностью опровергли это предположение, т.к. было доказано, что в момент извержения дули северо-западные ветры, которые перенесли основную массу пепла в юго-восточном направлении в сторону островов Родоса, Телоса, Коса, что подтверждается раскопками на этих островах. А образование приливных волн, которые могли привести к столь плачевным последствиям, опровергнуты последними исследованиями вулканологов. Таким образом, гипотеза о гибели минойской цивилизации в результате извержения на острове Фера, приведшая к лишению плодородия Критскую землю и последовавшему за этим голодом, не подтверждается, что, в свою очередь, вызывает и большие сомнения по поводу легенды об Атлантиде. Однако все эти исторические события не умоляют высочайшего уровня развития кикладской культуры, которая представлена наиболее хорошо сохранившимся городом Акротири на острове Фера – Санторини [13].

Весь город занимает территорию в 20 га, раскопано в настоящее время только 1,5 га. Но даже эта освобожденная от пепла часть позволяет сделать некоторые интересные выводы об этом замечательном памятнике конца бронзового века. План города (рис. 22) позволяет судить о его градостроительной структуре. Освобожденная от пепла часть города располагается на сильно пересеченной местности, характерной для острова. На плане видны организованные террасы вдоль главной улицы, которые созданы для получения горизонтальных площадей. Главная улица, названная Тельхиновой дорогой, пронизывает весь город, от нее отходят узкие улочки, которые делят ткань города на кварталы (рис. 23). Кварталы и расположенные в них дома получили в процессе раскопок условные названия. Серым на плане обозначены дома и помещения, в которых были найдены прекрасные настенные росписи. Дома в городе имеют разную высоту, достигая трех этажей (рис. 24).

Рис. 22. План Акротири. Остров Санторини

Рис. 23. Узкие улочки Акротири, которые отходят от главной улицы

Рис. 24. Дома на главной улице Акротири

Возведение столь высоких жилых зданий является большим достижением для рассматриваемого периода. Этажность всегда ведет к развитию системы междуэтажных перекрытий и решению проблем устойчивости сравнительно высоких стен. Что касается перекрытий, то с уверенностью можно сказать, что это были деревянные перекрытия по балкам. Это подтверждают сохранившиеся в стенах гнезда для опирания несущих балок (рис. 25). Встает единственный вопрос – откуда брали древесину для перекрытий? На острове росло, как было в последнее время идентифицировано, около 50 видов растений: смоковница, олива, миндаль, виноград, ячмень, кунжут, чечевица и др. Наиболее распространенными видами деревьев были олеандр, сосна, фисташковое дерево, пальма, тамариск. Очевидно, что леса, который можно было бы широко использовать в строительстве, не было. Иными словами, его необходимо было привозить. Поскольку торговые связи были обширными, то, скорее всего, везли с Крита, из материковой Греции и даже с Эвбеи. Стены домов возводились из крупных блоков камня или глины. Выбор материала, по-видимому, зависел от достатка владельца. Однако обнаружен интересный факт: в городе не было найдено ни одного здания «дворцового» типа, т.е. в городе не формировалось ни групп, ни личностей, концентрировавших в своих руках власть в сообществе. Скорее в городе была

сформирована некая общинная форма правления «предпринимателей», отвечавших за мореходство и торговлю, как основную форму благосостояния общины. Стены домов, как видно в проемах окон и дверей на рисунке 24, имеют относительно небольшую толщину от 30 до 40 см. Этой толщины хватало, чтобы придать собственную устойчивость 2-х и 3-х этажной стене. Пространственную устойчивость зданию придавали междуэтажные перекрытия, нешарнирно связанные с кладкой стен, поскольку несущие балки концами замоноличивались в гнездах стен. С другой стороны, именно это конструктивное решение наиболее уязвимо при колебаниях грунта в результате землетрясений, что усугубило разрушения. Стены отделывались слоем штукатурки. Над проемами видны каменные перемычки. Проемы имели разные габариты для дверей и окон и обеспечивались разными по размерам перемычечными каменными блоками.

Рис. 25. Раскопки Акротири с помещением, в стенах которого остались гнезда для балок перекрытия

Важным открытием археологов стали канализационные системы из керамических труб, проложенные под мощеными камнем улицами. Эти основные коллекторы соединялись с домами, обеспечивая организацию в каждом доме санитарного узла и раковины. Предполагают, что в город был проведен водопровод, который не сохранился, или пока его не удалось обнаружить в другой, еще не исследованной части города. А вот ванны, в которых человек мог поместиться почти в полный рост, были найдены среди большого количества керамической утвари. Конечно, характер архитектуры, керамики и живописи во многом отражает влияние минойской культуры, которая одновременно развивалась на острове Крит всего в 60 км от Феры. Но в этот период минойская цивилизация была распространена чрезвычайно широко по всей Эгеиде, повсеместно использовалась минойская письменность (линейное письмо А) и минойская система мер, что не могло не сказаться на кикладской культуре. Однако жителям этих островов удалось сохранить свою самобытность, выработать только им свойственный кикладский стиль, который особенно ярко проявился в живописи. Роспись керамических изделий, например – ваз, доказывает особенность этих изделий, подтверждая самостоятельное развитие кикладского искусства.

Для организации различных работ требовались исполнители со множеством профессий: строители, кузнецы, судостроители, художники, моряки, гончары и т.д. Они не были простыми крестьянами. Они были специалистами с определенным высоким уровнем знаний и опыта, что поддерживалось и обеспечивалось сообществом. Уровень профессионализма прослеживается, прежде всего, в росписях стен и архитектуре. Среди многочисленных жилых построек выделяется трех этажное здание Ксесте 3. На каждом этаже этого здания находится по 14 комнат. Здание имеет фасад из тесаного камня, ряды необычных дверных проемов и представительные внутренние лестницы. Напрашивается

мысль о том, что это здание вряд ли было просто жилым домом. Скорее, это было общественное здание и, возможно, религиозного назначения, на что наталкивают сохранившиеся росписи стен (рис. 26) и комната с «люстральной ванной» или «очистительным бассейном» в небольшом прямоугольном помещении. Пол ванной заполнялся водой, и к нему вели ступени. Такие ванны использовались для ритуальных омовений. На стенах сохранилось немало росписей, которые связаны также с ритуальными обрядами и персонажами. Поэтому одна из стенных росписей при раскопках была названа «Богиня». А вот в Западном доме Ксесте 3 (рис. 23), небольшом, но хорошо спланированном здании, на первом этаже размещались подсобные и хозяйственные помещения: кладовые, кухня, мастерские, мельница, а на втором этаже ткацкое помещение, комната с глиняными сосудами для хранения ценных продуктов и масла, прачечная и две жилые комнаты. Вот в этих комнатах и находятся удивительные росписи: изображение Рыбаков, Юной жрицы и протяженный фриз, названный «Флотилия» (рис. 27). Этот фриз о многом поведал исследователям. Размещенный по всем четырем стенам, он передавал путешествия флотилии, города и гавани по пути ее следования. По этим изображениям можно было судить о типах судов, посещаемых городах и других моментах жизни сообщества, мореходство и торговля в котором являлись главными источниками средств для существования сообщества.

Рис. 26. Богиня Акротири. Ксесте 3

Рис. 27. Стенная роспись с изображением флотилии из Западного дома: гавань отъезда. Фрагмент

Анализируя застройку города Акротири, особенности объемно-планировочных решений зданий, примененные конструкции и строительные материалы, решение проблем устойчивости вертикальных конструкций, организацию жизнеобеспечения города инженерными системами, применение декоративной стенной живописи в симбиозе с архитектурными решениями, можно с уверенностью сказать, что уровень развития кикладской культуры, представленный этим городом, был намного выше тех соседних островных культур бронзового века, которые были рассмотрены ранее.

В конце небольшого исследования островных культур Средиземноморья можно с уверенностью сказать, что культуры развивались по-разному. Это определялось многими факторами: расположением острова в акватории Средиземного моря, что обеспечивало или, напротив, не создавало возможности активного взаимодействия культур соседних островов, катастрофическими последствиями для сообществ некоторых островов в результате землетрясений, а также активности цивилизаций в деле развития своей культуры. В данной статье остались за скобками культура минойской цивилизации на острове Крит и южной оконечности полуострова Пелопоннес, которая тесно связана со всем остальным миром Средиземноморья и которая оказала едва ли не самое большое влияние на дальнейшее развитие человечества. Эти процессы будут рассмотрены в следующей статье. Не смотря на это можно констатировать, что рассмотренные культуры развивались во многом по своему сценарию, вносили собственные самобытные черты, которые позволяют и сегодня с легкостью различать их по этим признакам. Конечно, минойская цивилизация, зародившаяся на Санторине, оказалась самой мощной за период бронзового века, конечно, археологи находят множество артефактов, доказывающих ее влияние на все Средиземноморье в большей или меньшей степени. Можно точно сказать и о том, что даже небольшие цивилизационные образования на островах, например, на Липари или на Кикладах, находили свой путь развития. И это прекрасное стремление народов обозначить свою идентичность, выглядеть вполне самостоятельно в этом периоде исторического развития заслуживает большого внимания со стороны потомков, тем более, что архитектура и искусство этих народов позволяют восхищаться уровнем строительного мастерства и художественного творчества и в настоящее время.

Литература

  1. Leighton R. Paolo Orsi (1859–1935) and the prehistory of Sicily/ R. Leighton // in: Antiquity 60, 1986. – №. 228. – pp. 15–20. – URL:https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/paolo-orsi-18591935-and-the-prehistory-of-sicily/54B9451B2202C3FDE0A5856D3CDB63A0.

  2. Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 5 Период бронзового века // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №1(42). – С.47–65. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/PDF/02_zabalueva.pdf .

  3. Ильинская Л.С. Этнические и культурные контакты Западного и Восточного Средиземноморья в микенскую эпоху: Сицилия и Эгеида. Гл.2. – Москва: МГПИ, 1983. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001217029 .

  4. Caporlingua M. Archaeology in Sicily // Officine Grafiche De Agostini, Novara. – 2000. – C. 96. – URL: https://dna-academy.ru/wp-content/uploads/7_8_2014.pdf .

  5. Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 3 Период развитого и позднего неолита на Мальте // Архитектон: известия вузов. – 2015. – №49.

  6. Монгайт С. Бронзовый и железный века. Археология Западной Европы. – Москва, 1974. – С. 12–49. – URL: https://kronk.spb.ru/library/mongait-al-1974.htm

  7. Лейтон. Р. Pantalica (Сицилия) от позднего бронзового века до средневековья. Новое исследование и интерпретация скальных памятников // Американский журнал Археологии. – №115(2011). – pp. 447–464. – URL:http://ru.knowledgr.com/02622745/NecropoliDiPantalica

  8. Бернабо Brea Л. Сицилия до греков. – Лондон: Изд-во Темза и Гудзон,1957. – URL:https://www.cambridge.org/core/journals/antiquaries-journal/article/sicily-before-the-greeks-by-l-bernabo-brea-8-5-pp-260-with-78-photographs-50-line-drawings-and-7-maps-london-thames-and-hudson-1957-21s/500AD117110164B13ABD5EB2CF57D6C8

  9. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники. Учебник. – Москва: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 734 с. – URL: https://aldebaran.ru/author/r_zabalueva_t/kniga_vseobshaya_istoriya_arhitekturyi_i_stroi/

  10. Grosjean R: Die Megalithkultur von Korsika // Die Umschau in Wissenschaft und Technik №64, 1964. – URL: https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/recent-work-in-corsica/1E582FE7620983A03B5331CAB2ED2E26

  11. Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 6. Период бронзового века на Сардинии (продолжение) // Architecture and Modern Information Technologies. – 2019. – №3(48). – С. 92–104. – Режим доступа:https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/09_zabalueva.pdf

  12. Богдановский А. Раскопки древнейшего города в Акротири открываются после реставрации // РИА Новости. 11.04.2012. – URL: https://ria.ru/20120411/623024445.html

  13. Doumas Christos G. Thera: Pompeii of the Ancient Aegean: Excavations at Akrotiri 1967–1979 (New aspects of antiquity). – London: Thames & Hudson-Hardcover, May 1, 1983. – 168 p. – URL: https://www.ebay.com/itm/DOUMAS-THERA-POMPEII-of-ANCIENT-AEGEAN-EXCAVATIONS-SANTORINI-1967-79-GREECE-/372662956158?_ul=RU

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.