elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Особенности развития жилого деревянного зодчества России: средние века – конец ХХ века

Д. А. Дементьев

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена особенностям отечественной традиции строительства деревянного жилища. Обоснована периодизация этапов строительства жилых объектов из дерева. Представлены основные характеристики периодов развития отечественной практики создания деревянного жилища. Определены основные тенденции и характерные черты формирования пространственной структуры деревянного жилья в городской и сельской местности начиная от средних веков до 90-х годов двадцатого века.


Традиция строительства жилья из дерева на территории России формировалась на протяжении многих веков. Большая часть сохранившихся построек относится к XIX– началу XX веков. В это время архитектура деревянных городских строений подвергалась значительному влиянию каменной архитектуры. Стилистические и конструктивные черты архитектуры сельских деревянных домов также сформировались к началу XX века. Большинство жилых и сопутствующих им деревянных строений старше двух веков к настоящему времени утрачены. Отсутствие физических объектов создает объективные трудности для изучения процессов развития жилой деревянной архитектуры [11]. Но несмотря на существующие трудности в изучении жилой архитектуры, ряд исследователей указывает на многовековую преемственность в архитектуре традиционного срубного жилища [10, C.19]. Благодаря исследованию исторических документов и археологическим раскопкам исследователи деревянного зодчества имеют основания для создания реконструкций деревянного жилья периода средних веков.

Важным моментом в описании традиции деревянного жилища является неразрывность этой традиции с общей традицией строительства из дерева. До начала двадцатого века во многих городах России строились преимущественно деревянные дома, сельская местность застраивалась почти исключительно деревянными постройками. Типология построек многообразна, так как на Руси дерево было основным строительным материалом, творчески воспринятым и разнообразно примененным русским народом. В результате развития многовековой традиции строительства из дерева было создано множество уникальных построек, известных в храмовом зодчестве. Базисом для такого высокого уровня архитектурного мастерства стало жилище, которое следует воспринимать как неотъемлемую составляющую часть явления традиционного деревянного зодчества, а не как обособленно развивавшийся тип построек.

В результате развития традиции деревянного жилья сформировался тип многоквартирного жилища, который не следует воспринимать только в современном понимании термина многоквартирности – как набора отдельных типовых квартир, сгруппированных поэтажно в доме и предназначенных для проживания разных категорий граждан (такой параметр зачастую не учитывается в строящемся современном массовом российском многоквартирном жилье). В процессе формирования различных типов деревянного жилища возникли особые пространственные связи отдельных частей жилых домов. Особенности пространственной структуры жилья связаны с двумя основными типами застройки – городской и сельской, которые с развитием городов всё сильнее отличались друг от друга.

В настоящей статье представлены примеры жилья из дерева и материалов на основе древесины, возведенные и спроектированные не раньше XVIII века. Наиболее поздние материалы с планами деревянных жилых домов, которые удалось выявить автору, представлены в документе 1853 года3. Для исследования деревянного зодчества заслуживает внимания также статья Гудзинской А.П., Михайловой Н.Г. [6, C.214–227]. Исследование жилища периода средневековья основывается на немногочисленных археологических исследованиях и современных реконструкциях. Результаты исследования деревянного жилища, представленные в настоящей статье, ограничены временным периодом до начала 90-х годов прошлого века. По мнению автора, период современности требует отдельного критического анализа.

3 Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства М.Г.И. – Санкт-Петербург : лит. Гундризера, 1853. – 227 с.

Существует распространенное мнение, как в среде профессиональных архитекторов, так и среди непрофессионалов, интересующихся традиционным народным жилым деревянным зодчеством, о высокой степени изученности данного явления. Однако, по мнению профессора В.П. Орфинского, до настоящего времени в исследованиях народного зодчества не решена проблема классификации жилых деревянных объектов на основе единых критериев [13]. Действительно, устоявшиеся названия типов традиционного деревянного жилья (пятистенки, шестистенки, дома брусом, кошелем и т.п.) соответствуют разным пространственным структурам. Например, под домом «пятистенком» может пониматься как пространственная структура изба-сени, так и сруб только жилой части дома – избы, срубленной из пяти стен. В настоящем исследовании автор использовал известную в теории архитектуры методологию анализа пространственной структуры архитектурного объекта для анализа традиционного деревянного жилища, что позволило выявить основные особенности развития такого типа жилища. Данная статья, по мнению автора, является установочной и преследует цели более широкого представления для специалистов такого явления, как традиция создания деревянного жилья в нашей стране, о его особенностях и некоторых малоизученных чертах.

Как показано в настоящей статье, на протяжении всего исследуемого временно́го периода в различных частях Российской Империи существовали общие характерные пространственные структуры традиционного срубного жилища. В то же время обширная география распространения и многовековый период развития жилого деревянного зодчества обусловили формирование многочисленных региональных типов жилища со своими особенностями на Русском Севере, Центральной Европейской части России, Поволжье, Урале, Сибири и в других регионах. Изучение региональных особенностей, по мнению автора настоящей статьи, в контексте исследования пространственной структуры деревянного жилища является актуальной задачей общих исследований архитектуры деревянного зодчества России с учётом значимых научных результатов, полученных такими исследователями деревянного зодчества, как Р.М. Габэ, А.П. Герасимов, Е.А. Груздева, А.В. Долгов, С.Н. Баландина, Е.Н. Бубнов, И.В. Маковецкий, М.И. Мильчик, А.В. Ополовников, В.П. Орфинский, О.Г. Севан, Ю.С. Ушаков и другие.

Традиционное сельское жилое деревянное зодчество до начала XX века

Традиционные крестьянские дома, возведенные до начала ХХ века в сельской местности, не следует считать многоквартирным жильем в прямом смысле. В больших домах зажиточных крестьян могло проживать до двух десятков человек: несколько поколений одной семьи, а также наемные рабочие (батраки). Пространственная структура развивалась от единичного сруба с сенями до сложных многосрубных трехэтажных домов. Похожий процесс усложнения пространственной структуры произошел и с городским жильем. Однако из-за отличия в ведении хозяйства многосемейные сельские дома по своей пространственной структуре к началу ХХ века стали отличаться от городских более развитым комплексом хозяйственных пространств, который занимал большую часть дома. К этим пространствам относятся крытый хозяйственный двор в северных домах-комплексах и домах на Урале [4], или обстроенный по периметру хозяйственными постройками открытый двор, характерный для районов с менее суровым климатом. К дому могла быть пристроена и баня [12, C.21–24].

В результате исследования пространственных структур домов различных регионов России выявлены две основные традиции устройства дворового комплекса дома – Южная и Северная4. В Южной традиции открытый двор застраивался по периметру хозяйственными постройками и навесами (рис. 1). В Северной традиции (рис. 2)5 двор был крытым в общем объеме большого дома.

4 Обоснование выделения таких традиций и развитие пространственных структур двора приведены в магистерской работе автора «Традиция русского срубного жилища. История развития и перспективы". – Москва, 2015.

5 Здесь и далее в схемах красным цветом обозначены пространства, относящиеся к жилой части здания, синим – к хозяйственной. Ослабление яркости означает более поздний период постройки. Помещения на плане в первом рисунке и последующих обозначаются: И – изба, Г – горница, З – заулок, С – сени, Д – двор, Х – хлев.

а) б)

Рис. 1. Южная традиция пространственной организации хозяйственного блока: а) план крестьянского двора Курской губернии, село Новый Оскол; б) схема устройства двора, периметральное расположение хозяйственных построек на открытом дворе

Развитие пространственной структуры деревянного жилья как в городской, так и в сельской местности начиналось с единичного прямоугольного сруба и осуществлялось путем развертывания многосрубных конструкций. В традиционном народном типе жилья – избе, проживала одна семья. Увеличение жилой площади происходило посредством обустройства дополнительных изб сначала в структуре застройки, а позднее в общей пространственной структуре здания. Изменение пространственной структуры происходило как в плане, так и по вертикали. Жилье становилось многосемейным.

а) б)

Рис. 2. Северная традиция пространственной организации хозяйственного блока: а) план дома Г.В. Антоновой в деревне Нильмогуба, Карелия; б) схема устройства двора, хозяйственные помещения располагаются в крытых дворах

Одним из основных критериев для выделения стадий развития деревянного жилья в настоящем исследовании стал принцип усложнения отдельных элементов пространственной структуры. Изменение элементов в традиционном деревянном зодчестве происходило под воздействием следующих основных факторов: природных условий, хозяйственной необходимости, социальных и демографических условий, культурных традиций.

Первоначально жилая часть срубного дома представляла из себя одиночный сруб избы (рис. 3), связанной с сенями. Первая стадия (рис. 4) развития жилого пространства дома – деление пространства избы на два помещения путём добавления в конструкцию сруба пятой стены, перпендикулярной главному фасаду (пятистенок).


а) б)

Рис. 3. Одиночная изба: а) летний дом в деревне Усть-Улеше, Архангельская область; б) схема пространственной структуры дома

а) б)

Рис. 4. Первая стадия развития жилого пространства дома: а) дом-брус в деревне Кудома-Губа, Республика Карелия; б) схема пространственной структуры дома (изба– горница)

Вторая стадия – выделение второго равнозначного избе пространства – горницы или второй избы (рис. 5). Горница может быть отделена от избы заулком, либо вторыми парадными сенями, которые располагаются в пространстве между двумя параллельными стенами сруба (шестистенок).


а) б)

Рис. 5. Вторая стадия развития жилого пространства дома: а) дом в селе Таратино, Архангельская область; б) схема пространственной структуры дома (изба-заулок-изба)

На третьей стадии ячейка избы свободно используется в планировочной структуре срубного дома (рис. 6). В зависимости от региональных особенностей развития деревянного жилья образовывались различные типы домов: пятистенки, шестистенки, двойные и тройные избы и д.р.


а) б)


в) г)

Рис. 6. Третья стадия развития жилого пространства дома: а) дом Лепсина в деревне Кузнецы, Республика Карелия; в) уральский тройной дом, классификация Е.Н. Бубнова; б, г) схемы пространственной структуры дома, изба в виде планировочной ячейки

Городское деревянное жилое зодчество до начала XX века

Развитие деревянного жилища связано, в том числе, и с развитием городской застройки. В средние века городом на Руси называлось всё, что огорожено защитными сооружениями, отсюда и слово «город». Каменные постройки были единичными и составляли исключение на фоне общей деревянной застройки. Деревянных городов на территории русского государства существовало множество, о чем свидетельствует название Московского государства, распространенное в средние века в Норманнской Европе – Гардарика (страна городов) [14, C.32].

Реконструкция городского жилища того времени базируется на исследованиях иконографических материалов, письменных источников (подряды на работы) и работе археологов. На основе археологических данных исследователи деревянного зодчества производят реконструкции возможного облика городского деревянного жилья средних веков. Пример такой реконструкции – результат исследования Г.В. Борисевича [3, C.192].

Плотность застройки в городах-крепостях была велика. Главной угрозой деревянных городов был пожар. По этой причине в пределах городских стен, например, было запрещено селиться кузнецам. Существуют данные о выгорании городов почти полностью. Для того, чтобы предотвратить распространение огня, загоревшиеся дома, а также целые дома на пути пожара не тушили, а разбирали. Такое решение было возможным благодаря конструктивным особенностям срубного строительства – без использования гвоздей. К настоящему времени не сохранилось ни одного полностью целого городского деревянного здания средних веков.

Тип городского деревянного жилища зависел от сословия и благосостояния владельца. В основном дома были одноэтажными срубами, которые располагались друг за другом. Археологический музей «Берестье» – прекрасный пример, дающий представление о городской застройке средних веков6. На территории музея в крытом павильоне находится раскоп древнего детинца. Археологи освободили от культурного слоя толщиной 4 метра часть ремесленного квартала: 28 деревянных жилых и хозяйственных построек, две мостовые, частокол. Постройки относят к XIII веку (рис. 7).

6 Археологический музей «Берестье». – URL: http://brokm.by/filial-arheologicheskii-muzei-bereste.html.

Городская застройка представляет собой прямоугольные одиночные одно– и двухэтажные срубы, приставленные друг к другу в несколько рядов. В ранний период развития строительства деревянного городского жилища сруб заглубляли в землю на 0,5–1 метр.

На первых этажах, предположительно, располагались ремесленные помещения с отдельным очагом или без него. На втором этаже располагалось непосредственно жилье.

Между рядами срубов организованы неширокие промежутки, образующие улицы. Для увеличения площади строения используется прием постановки дополнительного отдельно стоящего сруба рядом с существующим. Позднее срубы будут иметь общие стены. Дальнейшее развитие типов городского жилища шло в направлении увеличения числа срубов в едином комплексе здания и повышением этажности домов [10, C.51–53]. Чем богаче был владелец, тем больше был дом и двор.

а) б)

Рис. 7. Главный экспонат музея «Берестье» – археологический раскоп с жилыми и хозяйственными постройками XIII в: а) изображение открытой части раскопа; б) схема раскопа, красным обозначены сохранившиеся срубы, линиями – улицы

Бо́льшими по размеру, чем обычные дома ремесленников, были хоромы бояр и купцов. Представление о комплексе хором дает реконструкция исследователя городского деревянного зодчества Г.В. Борисевича. Здания комплекса хором располагались по периметру обширного для того типа построек двора (рис. 8). Основное здание могло быть

до трех этажей в высоту с переходами к башням-повалушам [2, C.45]. В комплексе хором могло быть множество различных по назначению зданий и помещений: кладовых, бань, мшанников7, летних изб и д.р. Несмотря на это, основные принципы формирования пространственной структуры, характерные для традиционного зодчества, сохраняются и в хоромах. Комплекс устраивался в основном двухэтажным, на первом этаже находились хозяйственные помещения, на втором – жилые. Здесь отчетливо выявлена характерная для традиционного жилья трехчастная структура «изба-сени-изба» [11, C.29–31]. Обязательным атрибутом хором был двор, на котором они стояли. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного примера хором.

7 Мшанник – сильно утепленный изнутри мхом сруб, в который на зиму убирались различные предметы, использовался также для хранения пчелиных ульев.

С течением времени города обрастали посадами и новыми рядами защитных сооружений. Число жителей неуклонно росло и стало нерациональным решение устройства укреплений вокруг поселений, разросшихся у первоначального средневекового города (крепости-поселения). С увеличением площади города и изменением хозяйственной деятельности населения изменяется тип городской застройки. Многие города России и к концу XIX века всё ещё оставались в основном деревянными. С изменением характеристик города изменяется и пространственная структура деревянных городских домов. Дома увеличиваются по площади и в тоже время становятся типом жилья, в котором проживают различные семьи или группы жильцов, не связанных родственными узами. Жилье приобретает вид многоквартирного в современном понимании. Анализ традиции строительства деревянного жилища позволяет сделать вывод о том, что пространственные структуры городских домов к этому времени всё ещё сохраняют общие черты, характерные для традиционного деревянного зодчества. Следы застройки старого города XVIII–XIX веков сохранились в российских городах – Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Каргополе и др.


а) б)

Рис. 8. Двор новгородского художника Олесия Гречина. Конец XII в: а) реконструкция Г.В. Борисевича; б) принципиальная схема застройки двора – анализ автора статьи.

Красным обозначается комплекс главного здания хором, синим – хозяйственные постройки

К восемнадцатому веку города по своей планировке и типу застройки стали больше похожи на современные. При этом в городах в это время всё ещё преобладала деревянная застройка. Даже к концу XIX века во многих городах процент застройки деревянными домами составлял бо́льшую часть от общего числа домов. Так, например, в Костроме деревянная застройка составляла 90%, в Казани – 66,7%, в Тюмени – 86% [5, C.4].

С развитием средств производства и общественных отношений изменился уклад городской жизни, и, как следствие, – состав и структура жилья. Городская деревянная жилая архитектура, развивавшаяся в русле общей традиции деревянного зодчества, в этот период всё больше начинает отличаться от сельской. Развитие городской деревянной архитектуры во второй половине XIX века связано с активной застройкой городов. Быстрое увеличение численности населения городов и, как следствие, увеличение числа строящихся зданий, привело к изменению правил застройки улиц и требований, предъявляемых к возводимому жилью. В это время вводятся нормы застройки городов: устанавливаются правила строительства по красным линиям, пожарной безопасности, расположения жилых домов на участке, благоустройства дворов и обустройства улиц (запрещается деревянное мощение мостовых) [1, C.10–12].

К этому времени сформировался новый тип комбинированного деревянно-каменного дома. У такого дома первый или цокольный этаж сооружался из кирпича, на который устанавливались срубы последующего этажа. Архитектура городских домов в большей степени была подвержена влиянию каменной архитектуры и стилистическим изменениям того времени. Исследователь архитектуры Нижнего Новгорода Е. Грачева отмечает влияние классицизма на жилую деревянную застройку в первой половине XIX века. Такое влияние прослеживалось в профессиональных проектах: деревянным постройкам стремились придать вид каменных [5, C.7].

В отличие от сельской традиции, городские дома были подвержены влиянию господствующего стиля и вводимым нормам строительства. Городская застройка конца XIX века в основном состояла из двухэтажных деревянных и каменно-деревянных домов. В разных регионах России существовали свои архитектурные особенности развития жилища [7, C.6–7]. К общей особенности художественного решения, о которой пишут исследователи региональной деревянной архитектуры, относится стремление придать деревянным домам вид каменных, построенных в стиле классицизм. Фасады срубных домов обшивались досками и окрашивались, для придания дому вида строения, возведенного из камня.

В отличие от сельских домов, в которых проживало несколько поколений одной семьи на протяжении многих лет, городские дома используются и для сдачи квартир. Такая функция городского жилья изменяет его пространственную структуру: появляются выделенные блоки «квартир», а ориентация дома находится в зависимости от красной линии, а не от сторон света. Каждый блок квартиры крестообразно разбивается на помещения. В центре располагается печь, отапливающая все помещения квартиры. Структура квартиры в большинстве случаев соответствует одиночному срубу. Пространственные структуры формируются на основе схемы, выработанной в традиционном деревянном зодчестве и новых схем: галерейной, блочной и д.р.

Возникает несколько основных типов городских жилых домов: дом-особняк на одну семью и многоквартирный доходный дом. Однако, даже несмотря на введение в практику норм проектирования и возведение первого этажа из кирпича, строительство деревянных и деревянно-каменных домов ведется по традиционной срубной технологии, с организацией пространственной структуры, учитывающей предельные размеры сруба и размещение срубов относительно друг друга.

В результате анализа традиции строительства деревянного жилища периода конца XIX– начала XX века автором статьи были выявлены два принципиальных подхода в формировании пространственной структуры деревянного жилья:

Подход, основанный на применении пространственных структур и элементов традиционного зодчества, в дальнейшем может в том или ином виде применяться при проектировании различных типов деревянного жилища и в последующие периоды развития деревянной жилой архитектуры России.

Характерным примером стилистического осмысления архитекторами наследия традиционного народного зодчества является распространившийся в конце XIX – начале XX века псевдорусский стиль. В это время широкое распространение получили проекты загородных домов-дач. Отличительной особенностью таких проектов было использование пространственных структур, организованных по принципам популярного в то время стиля модерн, с активным внешним декорированием зданий мотивами традиционной архитектуры. Однако, несмотря на чисто внешнее подражание в декоре элементам народного деревянного зодчества, в ряде проектов встречается применение традиционных пространственных структур.

Традиционные схемы используются при проектировании небольших загородных домов и дач, при создании небольших построек, таких как сторожевые или охотничьи дома. За основу пространственной структуры такого дома берется традиционная схема «изба– сени-изба», для вспомогательных построек – первоначальная традиционная пространственная ячейка «изба–сени». Схемы адаптируются под новый быт и дополняются новыми деталями. Примером наиболее полного использования традиционной схемы можно считать проект дома-дачи архитектора К.К. Лыгина (рис. 9).


а) б) в)

Рис. 9. Сравнение пространственных схем традиционного дома и проекта, выполненного в псевдорусском стиле: а) проект дачи, арх. К.К. Лыгин, 1880 год; б) изба, Владимирская губерния (по Л.В. Далю); в) схема пространственной структуры домов

В основу пространственной структуры дома-дачи заложена традиционная схема «изба– сени-изба» почти без изменений при формировании плана. Из отличий можно выделить сени, вынесенные за внешний периметр стен. В данном случае произошло слияние сеней и крыльца, последнее решено декоративными приёмами, но при этом сохраняет важную традиционную функцию обозначения главного входа в дом.

Главное отличие пространственной структуры дома от традиционной схемы заключается в новом функциональном наполнении помещений. Пространство, которое в традиционном доме было избой, выходящей на главный фасад, в проекте заменено на зал. Такое помещение выполняет только общественные функции. Второй сруб, который в традиционной структуре был летней избой (боковушой), содержит в себе кухню с хозяйственным помещением. При этом с планировочной точки зрения помещение кухни решено как традиционная изба – пятистенок. Однако функции, выполняемые пространством кухни, сократились до чисто хозяйственных.

Функции, сосредоточенные в традиционным доме полностью в избе, распределились в данном примере дома-дачи на несколько пространств: в одном срубе сосредоточены общественные функции, во втором – хозяйственные, жилые помещения полностью располагаются на втором этаже. Таким образом, дом, хотя по планировочной схеме и является традиционным, но по пространственному и функциональному решению существенно от него отличается.

Ярко выраженным традиционным решением в данном проекте остаются сени. Как и в традиционной структуре, сени связаны с двумя срубами и крыльцом, содержат лестницу и выполняют функцию единого распределительного пространства. В отличие от традиционного дома, где лестница в большинстве случаев простая одномаршевая, в рассматриваемом проекте лестница более сложная – трехмаршевая.

В вертикальном построении дома необходимо отметить традиционное решение организации на первом этаже общественных и хозяйственных помещений при расположении жилых пространств на втором этаже под двускатной кровлей. С исчезновением избы и организацией общественного помещения – зала, жилые помещения размещаются только на втором этаже. Отметим также отсутствие подклета, который заменён в проекте каменным цоколем, значительно меньшим по высоте.

Деревянное жилое зодчество советского периода

Дальнейшее развитие деревянного многоквартирного строительства связано со строительством жилья в Советском Союзе. Первый этап строительства связан с первыми пятилетками. В это время была впервые опробована технология сборного деревянного строительства из деталей заводского производства, в больших количествах строилось барачное жилье.

Первые научные изыскания и проекты строительства деревянного жилья в СССР посвящены исследованию и попыткам адаптации опыта традиционного зодчества. Воспринимались и анализировались не только отдельные архитектурные детали, но и пространственная структура жилья в целом. Проводились, в том числе, инженерные изыскания в отношения срубной технологии. При проектировании жилища советские архитекторы опирались на традицию строительства срубного жилища, воспринимая её отличительные черты. Большое внимание уделялось конструктивным решениям, применявшимся при строительстве традиционных домов. Декоративные элементы использовались с большой осторожностью.

Характерный пример опытного проектирования деревянного жилья – посёлок Сокол, расположенный в Москве. На территории посёлка были построены деревянные дома различных конструкций: срубной, каркасной. В проектировании участвовали знаменитые архитекторы братья Веснины, И.И. Кондаков и А.В. Щусев.

К 1945 году было разработано множество типовых проектов как односемейных, так и многосемейных жилых домов. Некоторые из них почти полностью повторяют примеры традиционных срубных домов конца XIX века как в части внешних деталей, так и в части формирования пространственной структуры и объемного решения (рис. 10).

Рис. 10. Пример типового проекта образца 1945 года. Архитектор Е.Г. Носков

Второй период связан с послевоенным восстановлением, когда возникла острая необходимость возвести большое количество минимально необходимого жилья в короткие сроки. В это время различными проектными и научными организациями разрабатываются различные проекты многоквартирных деревянных домов срубной и брусковой конструкций. В альбомах типовых проектов представлены примеры различных типов жилья:

Такие проекты выполнены в общем стилистическом решении, которое можно соотнести с постройками доходных домов XIX века, подражавших каменному строительству в стиле классицизма. Однако в послевоенный период из-за нехватки материалов и возможностей строительства жилья даже с минимальными декоративными решениями, они максимально упрощалось. Дома, построенные по типовым проектам 1940-х годов, в результате получили внешний облик, близкий к баракам. Со временем это только усугубилось из-за отсутствия ухода и ремонта (рис. 11).

Рис. 11. Пример типового проекта 12-квартироного дома. Архитектор Штеллер П.П., 1946 г.

К 1960-м годам в связи с реализацией программы жилья из сборного железобетона, возведение деревянных домов даже в районах, богатых лесом, сокращается (в том числе и щитовых)8. Срубное жилье в основном строится силами самих заказчиков. В области профессионального проектирования всё большее распространение получают каркасные технологии строительства деревянного жилья.

8 Таблицу по количеству построенных домов см.: Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности. ВНИПИЭИлеспрома. Стандартное деревянное домостроение в СССР и за рубежом. М. 1970. – с. 12.

Несмотря на массовое строительство многоквартирных сборных железобетонных домов, к 1980-м годам доля деревянных домов в общем объеме строительства жилья составила почти четверть9. Десять процентов от общего числа возводимых домов были деревянные заводского изготовления. В тоже время отмечалась возможность и целесообразность увеличения объемов возведения домов из дерева [8].

9 Там же.

В послевоенный период строительство жилых деревянных домов в городской черте полностью прекращается. Основными территориями строительства деревянного многоквартирного жилья становятся сельские населенные пункты, а также рабочие и временные вахтовые поселки. К концу 1980-х годов планировалось увеличение доли строительства домов заводского изготовления. Рекомендовалось строительство домов «не выше двух этажей: одноэтажные усадебные, рассчитанные на одну или две квартиры, мансардные (с размещением некоторого числа комнат в объеме крыши), двухэтажные с квартирами в двух уровнях и секционные» [8, C.10].

К этому времени несколькими проектными институтами СССР были разработаны различные серии проектов. Каждая из серий обладала своими особенностями в конструктивном, планировочном и стилистических решениях. Проекты домов разрабатывались в зависимости от предполагаемой географии строительства и типов населенных пунктов. Разрабатывались типы домов для суровых климатических условий Севера [8, C.17]. В проектах домов учитывались необходимость уменьшения периметра наружных стен и строительства в условиях вечной мерзлоты. Были разработаны разнообразные по типам многоквартирные жилища, в некоторых из них учитывался опыт традиционного срубного зодчества.

При возведении многоквартирных деревянных домов использовались различные конструктивные схемы и материалы: легкий каркас с панельным заполнением, срубная технология, арболит (смесь бетона и древесной стружки). По традиционной срубной технологии возводились дома из бревна и бруса. Такие дома получили широкое распространение, однако основное направление развития деревянного домостроения отводилось каркасной технологии при массовом заводском изготовлении домов [8, C.7].

К 1990-м годам архитекторами были разработаны проекты различных типов домов на основе панельной и каркасной технологий. Альбом типовых проектов для промышленного изготовления за 1987 г. на две трети состоит из проектов на основе деревянных панелей (утепленные несущие панели с деревянным каркасом) и арболитных домов. Каркас обшивался разными типами панелей: шириной 1,2 и 1,5 метра, панелями «на комнату», панелями «на фасад» (рис. 12). Основным соображением при выборе арболита в качестве несущего материала была возможность использования отходов обработки леса.

Отдельный раздел проектов посвящен строительству из деревянных объемных блоков (рис. 13). Были разработаны не только проекты различных типов жилья: одноквартирные блоки различной комнатности, многоквартирные блоки и т.д. Также были разработаны объекты торговли, бытовые постройки (бани), объекты культуры и отдыха и т.д.

Рис. 12. Пример типового проекта панельного 16-квартирного дома

Рис. 13. Пример типового проекта блочного двухквартирного дома

Однако, наряду с бурным развитием каркасно-панельной технологии, строительство и проектирование домов на основе традиционного сруба продолжилось.

Особняком стоит такое явление, как «дачные домики» (рис. 14). Такой вид жилища стал распространенным в 19801990х годах. Дачные или садовые дома – новый в этот период тип жилища, предполагающий временное или сезонное проживания для ведения подсобного хозяйства.

Рис. 14. Пример типового проекта садового домика

С начала 1990-х годов строительство срубных деревянных домов в подавляющем большинстве случаев стало носить индивидуальный характер. Дальнейшее развитие деревянного домостроения связано с индивидуальным непрофессиональным строительством (по представлению самих жильцов) и деятельностью частных профессиональных архитектурно-строительных бюро. К современным исследованиям деревянного зодчества, заслуживающих первоочередного внимания, следует отнести работы Е.Г. Самолькиной [15] и Л.А. Красиловой [9]. Исследование современного опыта проектирования и строительства деревянного жилья является перспективным и обширным направлением со своей спецификой. Результаты такого исследования, без сомнения, станут основанием для написания не одной статьи современными исследователями деревянного зодчества.

Заключение

Со времен средневековья и до начала XX века традиция строительства деревянного жилья существовала как неотъемлемая часть народного деревянного зодчества. В результате сформировались разнообразные типы срубных домов, существовавшие параллельно в городской и сельской местности. Основной пространственной ячейкой в народном зодчестве является одиночный сруб, в результате тиражирования которого происходит развитие пространственной структуры жилья до больших комплексов – хором в городах, домов-комплексов в сельской местности.

В XIX веке изменяются правила строительства городского жилья. В результате изменения городов возникают новые типы деревянных домов, пространственная структура и общее архитектурное решение которых формируется под влиянием изменившихся условий строительства: экономических, социокультурных, стилистических и др. К началу ХХ века наблюдаются две тенденции формирования пространственной структуры жилища. Первая тенденция заключается в использовании схем построения пространственной структуры жилища, сформировавшихся в народном деревянном зодчестве. Вторая тенденция связана с использованием новых для деревянного зодчества схем, во-первых, связанных, с типом жилища (блочные, коридорные многоквартирные дома), а во-вторых, основанных на стилистических приемах построения жилища (дома-дачи в псевдорусском стиле).

Следующий этап развития деревянного зодчества – строительство жилья в советский период. В СССР до войны разрабатывались различные типы домов, учитывающие предшествующую традицию народного зодчества. Послевоенное строительство связано с необходимостью строительства дешевого многоквартирного жилья. К 1990-м годам в результате внедрения каркасно-панельных технологий в деревянное строительство были разработаны серии проектов домов для различных условий строительства: от одноквартирных до 16-квартирных домов.

На протяжении всей истории строительства деревянного жилища на территории России прослеживается тенденция к применению схем пространственной структуры и её элементов, выработанных в традиционном зодчестве. Даже в случаях проектирования жилища по технологиям, отличающимся от традиционных, и при использовании различных стилистических принципов построения архитектуры, существует направление построения пространственной структуры жилища из дерева, учитывающее и применяющее опыт традиционного зодчества.

Литература

  1. Айдаров Р.С. Архитектура деревянных жилых домов Казани второй половины XIX – начала XX веков: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура». – Казань: КГАСУ, 2012. – 200 с.

  2. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество. / Государственное издательство архитектуры и градостроительства. – Москва, 1950. – 53 с.

  3. Борисевич Г.В. Архитектурно-конструктивные особенности древнерусского деревянного жилища // Архитектурное наследство. – Вып.38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре. Под ред. Н.Ф. Гуляницкого – Москва: Стройиздат, 1995. – 400 с.

  4. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. – Москва: Стройиздат, 1988. – 183 с.

  5. Грачева Е.Е. Деревянные дома Нижнего.Архитектура деревянных и каменно– деревянных жилых домов Нижнего Новгорода XIX – начала XX вв. – Нижний Новгород, 2015. –207 с.

  6. Гудзинская А.П. Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в. / Гудзинская А.П., Михайлова Н.Г. // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх». – URL: http://www.rusarch.ru/gudzinskaya1.htm (дата обращения 15.12.2019).

  7. Долгов А.В. Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область / А.В. Долгов, Н.Н. Митина, В.Д. Оленьков. – Екатеринбург: Сократ: Ин-т УралНИИпроектРААСН, 2012. – 230 с.

  8. Козлов К.В. Стандартное деревянное домостроение для села. – Москва: Знание, 1986. – 60 с.

  9. Красилова Л.А. Деревянные дома. Учебное пособие для вузов – Москва: Архитектура– С, 2011. – 136 с.

  10. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры: Деревянное зодчество. – Москва: Сатисъ, 2002. – 385 с.

  11. Мильчик М.И. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории / М.И. Мильчик, Ю.С. Ушаков. – Ленинград: Стройиздат, 1981. – 128 с.

  12. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. – Ленинград: Стройиздат, 1972. – 120 с.

  13. Орфинский В.П. Типология Культового деревянного зодчества Русского Севера / В.П. Орфинский, И.Е. Гришина. – Петрозаводск, 2004. – 280 с.

  14. Поспелов Е.М. Названия городов и сел / отв. ред. Э. М. Мурзаев. – Москва: Наука, 1996. – 147 с.

  15. Самолькина Е.Г. Особенности новейшей деревянной архитектуры в России: диссертация ... кандидата архитектуры. – Нижний Новгород, 2015. – 201 с.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.