elima.ru
Мертвечина
СтатьиАрхитектурные памятники

«Летучий голландец» Зарядья

О. Ю. Суслова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

В творчестве одного их первых пионеров железобетона в России А.Ф. Лолейта много белых пятен. Есть постройки, где авторство его документально не зафиксировано, но по конструктивным решениям обнаруживается его уникальный почерк, только ему присущая инженерная смелость. Таков интересный с архитектурной и инженерной точек зрения так называемый «Дом-корабль» в Зарядье. Эта постройка 1908 года была одним из первых вестников нового архитектурного стиля – конструктивизма. Информация об этом здании очень скудная и местами неверная. В статье сделана попытка уточнить особенности конструкций и материалов «Дома-корабля», а главное – выдвинуть версию об авторстве А.Ф. Лолейта и попробовать ее доказать.


Начало XX вошло в историю многими достижениями в строительстве и архитектуре. Это было время победоносного вторжения железобетона в строительную практику. Пожалуй, основателями железобетонной теории и практики в России можно считать Артура Фердинандовича Лолейта и Николая Апполоновича Белелюбского. А.Ф. Лолейту и Н.А. Белелюбскому некогда было оформлять патенты, судиться, они были увлечены реализацией своих идей в строительстве. Н.А. Белелюбский уже в 1853 году основал в Санкт-Петербурге первую механическую лабораторию по испытаниям строительных материалов, в последующем, в конце XIX века – и железобетона. Лолейт был очень востребован в Москве и Подмосковье как смелый и грамотный инженер-новатор [3]. Всегда вокруг прибыльного нового дела появлялись не очень ученые люди, собиратели привилегий. Такие фигуры, как купец А.Л. Шиллер и прусский подданный В. Гюртлер, переманивая друг от друга рабочих, вели тяжбу за первенство в привилегии о бетонных работах, больше заботясь о получении «толики благ мирских» [6]. Причислять таких бумажных железобетонщиков к основателям бетонных работ в России, наверное, несправедливо. При анализе творчества А.Ф Лолейта, а также при общении с его родственниками сложилось впечатление, что его кипучая практическая деятельность в начале XX века не позволяла документально фиксировать все осуществленные проекты. На основании изучения фото– и киноматериалов возникла версия, что А.Ф. Лолейт участвовал в проектировании и строительстве так называемого «Дома-корабля» в Зарядье (рис. 1).

Рис. 1. «Дом-корабль» в Зарядье. Арх. Л. Кравецкий. Кадр из кинофильма «Стачка»

Дом был построен в 1906 году архитектором Л. Кравецким по адресу: Псковский переулок, дом 7 или Мокринский переулок, дом 153. Четырехэтажное здание по проекту имело П-образную форму с галереями внутри (рис. 2). В глухом торце здание пятиэтажное, с середины «ноги» буквы П – четырехэтажное. Композиционный замысел здания – закрыть наружной «оболочкой», то есть самими корпусами внутреннюю жизнь дома (работу ремесленников, сушку белья, общие праздники жильцов, игры детей), этакое здание-«орех».

3 – URL: https://anashina.com/dom-korabl-v-starom-zaryade-i-drugie-doma-s-galdarejkami-v-moskve/; https://allbeton.ru/article/63.html

Рис. 2. Вид на застройку Зарядья. Выделен «Дом-корабль»

Снаружи строгие фасады, а внутри… – а вот внутри все самое интересное. Наличие галерей характерно для доходных домов Зарядья. В Зарядье жил бедный торговый люд, мастера, ремесленники, торговцы, многие свои занятия они выносили на галереи по причине тесноты жилых помещений [2, 5]. Например, доходный дом в Ершовом переулке (д. 7) внутри опоясан галереями с кирпичными перекрытиями, имеющими волнистую сводчатую нижнюю поверхность. Галереи опираются на ригели, лежащие на кирпичных столбах (рис. 3).

Рис. 3. Галереи доходного дома по адресу Ершов переулок, дом 7 в Зарядье

Дом по адресу Псковский переулок, д. 5 имел открытые консольные галереи небольшого выноса (около 1 м), нижняя поверхность которых выполнена в виде сводчатых волнистых кирпичных перекрытий, возможно, с металлическими балками (рис. 4).

Рис. 4. Галереи доходного дома по адресу: Псковский переулок, дом 5 в Зарядье

Галереи «Дома-корабля» – консольно вынесенные такие же по форме, как и в доме 5 по Псковскому пер., предположительно – бетонные перекрытия. На архитектурном решении «Дома-корабля» сказывались традиции быта в Зарядье, кроме того, в домах жила беднота и, используя открытые галереи, хозяева доходных домов экономили на отоплении общих мест. Писатель Н. Белоусов пишет об устройстве таких домов: «Сами они (хозяева) не жили в этих домах, которые были построены специально для сдачи мелкому ремесленному или служащему люду, и тип построек был самый экономичный: для того, чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, «галдарейки». С этих «галдареек» в каждую квартиру вел только один вход. На «галдарейках» в летнее время располагались мастеровые со своими работами. <…> А по праздникам на «галдарейках» собирались хоры и пелись песни» [1].

Сравнение разреза из архива Моспроекта-2 и фотоматериалов показывает, что первоначальный проект «Дом-корабля» был изменен (рис. 5).

Рис. 5. Разрез «Дома-корабля» в Зарядье. Первоначальное проектное решение

В начале предполагалось, что галереи будет поддерживать аркада, но в результате появились консольные выносы около 2 м. Мостики тоже не были запроектированы. Вместо них «берега» буквы П соединяла крытая кирпичная перемычка с коридорчиками с первого по четвертый этаж. Можно предположить, что корректива в проект была внесена по предложению А.Ф. Лолейта, так как на то время, пожалуй, только ему было под силу такое отчаянное инженерное решение. К тому же, конструктивное решение перекрытий галерей очень похоже на бетонные перекрытия Зоологического музея А.Ф. Лолейта. Но еще более об участии в строительстве Лолейта свидетельствуют железобетонные мостики, соединяющие галереи. Они также тонки и легки, как его мост на Нижегородской выставке 1896 года, как его мостики в ГУМе и в Петровском пассаже. Но если в последних эти мостики передают нагрузку на стену, то в «Доме-корабле» решение гораздо более дерзкое и уникальное. На края летящих тонких парусов консольных галерей опираются мосты, соединяющие две «ноги» П-образного в плане дома. Поразительно смелое решение, имея в виду, что вынос галерей около 2 м! Распорная реакция пологих арочных мостиков позволяет им работать как зажатыми между галереями, добавляя несущей способности месту опирания мостиков (рис. 6).

В некоторых источниках мостики называют чугунными, возможно от того, что они напоминают чугунный Зеленый мост в Санкт-Петербурге, возведенный в 1806 году. Чугунные мосты строились только в начале XIX века, потом на смену им пришли стальные. Помимо этого, все чугунные мосты были сборные, а на мостиках «Дома– корабля» не видно соединительных швов, болтов, они цельнолитые. К тому же, Москва не славилась традициями чугунного мостостроения, время строительства здания совпадает с расцветом бетонного строительства. Начало века отмечено стремительным внедрением в строительную практику монолитного железобетона, и не только в России [4]. Дом имел и другие новаторские на то время решения. Вероятно, впервые на городском здании появилась эксплуатируемая крыша (рис. 7). Это, опять-таки, говорит о том, что перекрытия в доме были бетонные, организация эксплуатируемой крыши по деревянным, либо металлически балкам дело сложное, чреватое протечками. По галерее 5-го этажа можно было подняться на крышу.

Рис. 6. Мостики, соединяющие галереи «Дома-корабля»

Рис. 7. Выходы на крышу из галереи 5-го этажа

Подъемы с этажа на этаж осуществлялись по самим галереям, боковые галереи до середины были горизонтальными, а затем становились пандусами. По всей видимости, мы видим здесь первое применение пандуса, как внутренней коммуникации здания (рис. 8).


а) б)

Рис. 8. Применение пандусов в конструкции «Дома-корабля»: а) пандусы галерей; б) пандус, ведущий на эксплуатируемую крышу

Вот уже третий пример передового нестандартного решения в архитектуре «Дома-корабля». Возможно, идея пандусов возникла у авторов, видевших совсем рядом наклонные спуски набережной для загрузки товаров на суда, прибывающие по Москве– реке. Изучая дом, можно прийти к выводам, что архитектор и инженер преследовали следующие цели: компенсировать малометражные тесные условия квартирок просторными галереями, дать возможность осуществлять на галереях разные житейские и ремесленные функции. Машинки и станочки разного рода мастеров не мешали резвиться детям и развешивать белье женщинам. Пандусы, как более демократичные коммуникации, применены с этой же целью. По пандусам нетрудно поднять изделия, станки, провезти тачку, пройти пожилому человеку. Архитектор предлагает жильцам два пути по вертикали дома. Первый – по галереям и пандусам, это займет время, но гарантирует безопасность и возможность подъема груза. Причем мостики – это обязательная часть пути, иначе бы не удалось закрутить спираль пандусов. Скажем, вы располагаетесь на третьем этаже в правой галерее, чтобы подняться на четвертый этаж, Вы просто продолжаете путь по галерее в сторону глухой части двора, но чтобы спуститься на второй, этаж Вы должны перейти по мостику на другой «берег». Галереи в торцевой глухой части буквы П – это тоже мостики, примыкающие к стене дома. Второй путь – не для всех в рядовых ситуациях. Это металлические приставные лестницы в конце галерей (рис. 9). На фотографиях можно видеть, как мужчины и подростки используют их для быстрого подъема на этажи. Однако, прежде всего, это – эвакуационные лестницы.

Дом имел обширную подвальную часть высотой в один этаж, вход в подвал осуществлялся по пандусу из середины двора (рис. 10).

Рис. 9. Приставные лестницы в торцах галерей

Рис. 10. Внизу видно покрытие пандуса, ведущего в подвал

Возвращаясь к авторству Лолейта в конструктивном решении дома, отметим такой факт: архитектор Л. Кравецкий в 1902 году занимался перестройкой под кинотеатр здания манежа цирка Соломонского на Цветном бульваре4. Перекрытия манежа в 1908 году делал А.Ф. Лолейт. Можно предположить, что после сотрудничества в Зарядье Л. Кравецкий и А.Ф. Лолейт продолжили работу над кинотеатром, тем более, что начинал этот объект Лолейт.

4 – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кравецкий, Лев Людвигович

Известный режиссер начала XX века Сергей Эйзенштейн был сыном городского рижского архитектора [7]. Не случайно режиссер-новатор в своем фильме «Стачка» выбрал в качестве натуры для последних, самых драматических кадров «Дом-корабль». Солдаты на лошадях забираются на крышу дома, разгоняя мятежников. Кадры со всадниками, стоящими на тонких мостиках, поражают и дают представление о запасе несущей способности элегантного моста и его размерах. Если средний вес лошади составляет 600 кг, плюс вес всадника, можно говорить о запасе прочности мостиков около 700 кг. Пролет мостиков – около 4-5 м.

Можно сказать, что это здание явилось примером новой московской архитектуры, по своему ясному рациональному стилю уже близкой к конструктивизму. «Дом-корабль» должен войти в историю железобетонного строительства в России как смелое и уникальное решение. Также в здании продемонстрирован блестящий творческий метод совместной взаимообогащающей работы талантливых архитектора и инженера, выразившийся в органичном слиянии в постройке архитектуры и конструкций.

К сожалению, при строительстве восьмой сталинской высотки в Зарядье в 1952 году дом был снесен.

Литература

  1. Белоусов Н.А. Ушедшая Москва: Записки по личным воспоминаниям, с начала 1870 годов. – Москва: Моск. товарищество писателей, 1927. – 140 с.

  2. Казакевич И.И. Московское Зарядье: История архитектурных памятников. Пер. Н.И. Шебеко. – Москва: Искусство, 1977. – 208 с.

  3. Лопатто А.Ф. Лолейт. К истории отечественного железобетона. – Москва: Стройиздат. – 1969. – 104 с.

  4. Раафат А.А. Железобетон в архитектуре. Пер. Г.Д. Мариенгофа. – Москва: Госстройиздат, 1963. – 203 с.

  5. Сытин П.В. Из истории московских улиц. – Москва, 1959. – -844 с.

  6. Шиллер А.Л. Изобретатель и хищники // Особое приложение «Русского труда». – Санкт-Петербург, 1898. – №44.

  7. Шкловский В.Б. Эйзенштейн. 2-е изд. – Москва: Искусство, 1976. – 328 с.

Оригинал статьи
   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.