elima.ru
Мертвечина
СтатьиИстория и развитие архитектуры

Формирование островной архитектуры средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 5: период бронзового века

Т.Р. Забалуева

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлено исследование архитектурно-строительного дела на Кипре периода Бронзового века. Прослежены причинно-следственные связи цивилизационных изменений в связи с миграцией народонаселения и изменениями климата на Кипре. Проанализированы приемы строительного дела и архитектурно-планировочной реконструкции жилых зданий, изменения в градостроительной организации поселений, рассмотрены применяемые строительные материалы и конструкции. Представлены полученные результаты исследования формирования данного этапа развития архитектурно-строительного дела на широком примере изученных и находящихся в стадии археологических раскопок поселений Кипра. Получены выводы о взаимосвязи культуры Кипра с материковыми культурами и одновременно выявлены ее самобытные особенности.


Рассматривая становление архитектурно-строительного дела в столь ранние периоды, мы затрагиваем исторические пласты формирования средиземноморских цивилизаций, которые позволяют осмыслить преемственность поколений в области организации окружающей среды человека в соответствии с изменением общественных формаций этих периодов. Бронзовый век является, практически, завершающим периодом первобытнообщинного устройства общества. Этот период постепенно открывает дальнейшие пути развития цивилизации Средиземноморья, которые будут связаны с феодально-монархическими формами организации социального и политического устройства, такими, как, например, государства крито-микенского периода. Важным фактором изменений в строительном деле явилось широкое применение металлических орудий труда и быта, а также оружия. Как это складывалось в предшествующие времена, процесс этот отличался своими самобытными особенностями на разных островах Срединного моря.

Кипр

Бронзовый век на Кипре пришел в разные его части не одновременно. В области Пафоса еще теплился халколит, а на севере острова шла полномасштабная переориентация на металлические орудия труда и оружие, т.е. пришел Бронзовый век. Почти 200 лет потребовалось, чтобы период халколита, в который коренное население активно покидало остров и на смену приходили другие народы, перестроился на новый этап своего развития. Бронзовый век делится на три периода: ранний, средний и поздний. Ранний этап Бронзового века датируется периодом 2500-1400 гг. до н.э. и связан с культурой Филия 2500-2000 гг. до н.э. [1]. Наступление нового периода на Кипре связывают с переселенцами из Анатолии (Средняя часть современной Турции). Переселенцы владели технологией выплавки металлов и перенесли ее на остров [2]. В. Фрей, известный геолог, утверждал, что Кипр соединялся с материком, т.к. имеет общую геологическую платформу с горным массивом Таурус в Турции. Это трудно доказуемый факт, но связь с материком прослеживается еще с неолитических времен. Известно, что в далекие неолитические времена жители Кипра в хозяйстве для изготовления различных изделий использовали вулканическое стекло – обсидиан, который обладает высокой прочностью и твердостью. На Кипре такой породы нет, ее завозили из Анатолии.

Имя археологическая культура Филия получила по некрополю г. Морфу, который располагается в северной части острова. Культура распространилась по всему острову на фоне значительного увеличения населения, в основном за счет переселенцев, и оставила множество памятников своего присутствия во всех его частях. Обнаружено порядка 20 поселений этой культуры. Обработка металла, а именно меди с добавлением олова, которое является редким представителем в земной коре (приблизительно 2 части на миллион по сравнению с медью – 70 000 частей на миллион) и трудно добываемым металлом, послужила развитию связей и торговли, т.к. олово в основном завозилось с материка. Древние источники олова были редки, поэтому олово перевозилось на большие расстояния по Средиземноморью, что сопутствовало развитию торговых связей как с материком, так и с островами. На фоне бронзовых орудий и расширившихся в связи с этим технических возможностей, существенно меняются принципы и приемы строительства (рис. 1).

Сообщество новых поселенцев привозит не только технологии обработки металлов, но и новые подходы к возведению зданий. Кипр до этого времени не знал прямоугольных строений. Но на примере культуры Филия у г. Морфу отчетливо прочитываются фундаменты и нижние части стен. На рис. 1 видно, что строения возведены на фундаментах из естественных известняковых камней, что было уже известно, но дальнейшее возведение стен из хорошо отесанных блоков стало новшеством.

Рис. 1. Раскопки поселений культуры Филия около г. Морфу

Начать обработку камней позволили металлические орудия. Интересна геометрическая точность соблюдения прямых углов. Каким образом без «египетского треугольника» могли быть созданы такие здания? – это вопрос о том, что определенная связь с египетским искусством возведения пирамид могла присутствовать. Тогда объяснимо применение новых строительных приемов. Известняковые прямоугольные блоки, уложенные в основание стен, обработаны с высокой степенью точности. Стены возводились глинобитными. Все это говорит о существенных изменениях в технологии и экономике [3]. Раскопы, представленные на рис. 1, показывают, что между домами были проложены улицы, дома находятся на расстоянии друг от друга, т.е. абсолютно хаотичная застройка уходит в прошлое, начинается формирование организованного градостроительного образования.

По останкам домашних животных, утвари, семян, археологи полагают, что жители занимались в основном сельским хозяйством. Вместе с этим добыча и обработка меди также оставили свои следы в виде, например, искусных женских украшений. Во времена культуры Филия были распространены спиралевидные женские серьги и браслеты. Большое количество разнообразных топоров, которые были найдены в многочисленных раскопах, помогало в строительном деле и домашнем хозяйстве, а также при добыче и обработке меди. Найдены остатки медеплавилен. В этот период появляется плуг, ткацкий станок, в хозяйстве присутствует крупный рогатый скот и ослы.

К раннему бронзовому веку относится также поселение Марки-Алония, а также Сотира Каминудия и ряд других. Однако строительство в этих поселениях продолжается и в среднем бронзовом веке, который датируется 1900-1600 гг. до н.э. (рис. 2). Таким образом, поселение Марки-Алония скорее относят к среднему Бронзовому веку. Раскопки проводились в конце 1990-х годов XX века Д. Франкелем и Д. Уэбб из университета La Trobe. Ими был открыт город бронзового периода, который размещался на территории в 2 тыс. квадратных метров с многочисленными домами, пятью кладбищами и 700 захоронениями в них [3].

Этот краткий в исторической ретроспективе этап отмечен относительно мирным развитием и сельскохозяйственным характером деятельности жителей, что подтверждается наличием в раскопах костной муки от овец, коз, свиней, мясо которых употребляли в качестве пищи. Как видно на рис. 2 дома, так же как в культуре Филия, продолжают строить прямоугольной формы на каменных фундаментах с возведением глинобитных стен из формованных глиняных кирпичей, что до этого времени не применялось в строительстве. Для фундаментов использовались камни не только из близлежащих местностей, но и привезенные за 10 км от города [4]. Раскопанные дома относятся к разным периодам. Более ранние дома имели ограниченный небольшой набор соединяемых помещений, более поздние обладали уже развитой объемно– планировочной структурой с большим количеством разнообразных помещений (от трех и более). Дома строились с замкнутым внутренним двором. Дворы оставались открытыми, не перекрывались покрытием.

Рис. 2. Раскопки Марки-Алония

В более позднем строительстве отмечается непрерывность стен с их выравниванием, прежде всего, по периметру дома, а также вдоль улиц. Археологи нашли примеры расширения строений в разные периоды и даже полную перестройку с удалением прежних зданий. В домах переносились стены, добавлялись новые, закладывались старые проемы и прорезались новые. Жилое пространство видоизменялось, расширялось, в нем перемещался очаг. Такие перестройки, как мы сегодня бы сказали реконструкции, определялись во многом увеличением населения деревни. Количество жителей выросло со временем с 40-50 человек на этапе становления деревни до 400 жителей в более поздние периоды [5]. Явление реконструкции жилых строений практически не отмечалось археологами ранее.

В конце периода Бронзового века на Кипре появляются «крепости», которые свидетельствуют о том, что наступили неспокойные времена, и людям приходилось защищаться. Скорее всего, приходилось противостоять переселяющимся гигсосам, которые в этот период вытеснялись из Египта. Крепостные стены возводятся из средних размеров блоков из природного камня без связующего.

В середине и конце бронзового века Кипр назывался Аласией (Алашия – название и города (современный город Энгоми или Энкоми) и страны, которая стала в этот период важнейшим государством Средиземноморья). Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что Кипр – это была древняя Аласия, что подтверждают глиняные таблички, на которых нанесены послания правителя Аласии египетскому фараону. Доказано, что состав глин для табличек соответствует Кипрским глинам из месторождений близ Калавасоса и Аласса, где проживали в своих государствах сначала минойцы, затем тевкры, которые использовали кипро-минойскую письменность. Подтверждает мнение историков надпись «Аполлон Аласиотский», которая была обнаружена на постаменте статуи Плитоса. Эту статую и надпись на ней Апсасомос посвятил Аполлону из Алассоты. Государство было крупнейшим поставщиком меди и олова. Название Аласия дошло до нас в египетских, хеттских, ассирийских и угаритских документах.

Период среднего бронзового века датируют 1900-1600 гг. до н.э. Это короткий период в истории Кипра, оставивший свои памятники в виде небольших поселений – Марки– Алония, Аламбра-Муттес и Пиргос-Маврораки. К среднему бронзовому веку можно отнести и сравнительно недавно найденный храм в местечке Пиргос-Маврораки (рис. 3). Итальянская исследовательница Мария Розария Бельджорно относит эту находку к началу второго тысячелетия до н.э. Храм является самым древним, найденным на Кипре [6]. Его раскопки позволили утверждать, что на Кипре в этот период бронзового века существовали языческие культы. Сооружение имело в плане треугольную форму, в нем обнаружили алтарь с отходящими от него канавками для оттока крови при жертвоприношениях. Археологи предполагают, что храм посвящался одному божеству. В нем нет элементов, свойственных строительству в эгейском регионе, скорее есть признаки ханаанского строительного искусства, описанного еще в Библии.

Рис. 3. Раскопки древнейшего храма Кипра

Ханаане населяли область, которая сегодня принадлежит частично Сирии, Ливану, Израилю и Иордании. Древние жители этих мест занимали этот регион еще до прихода евреев, поклонялись Молоху и даже приносили ему в жертву детей, сжигая их на жертвенных кострах. По-видимому, строители испытали на себе влияние этой религии, по которой они верили в духов предков и преисподней, покланялись богу Баалу, богу плодородия Дагону, и другим божествам. Бельджорно утверждает, что храм входил в систему городской застройки. Археологи откопали множество костей священных животных и сделанные из известняка рога. Такими рогами посвящали в сан «священников» или жрецов древних храмов. Причем этим рогам на семь веков больше, чем аналогичным, найденным в более поздних храмах.

Здесь в Пиргос-Маврораки, в 90 км от Никосии были найдены самые древние медные мастерские. Наиболее важными некрополями были Беллапаис, Лапифос, Калавасос и Дения. Крупная коллекция керамики бронзового века найдена в некрополе Дения.

К среднему бронзовому веку можно отнести также открытый недалеко от Ларнаки некрополь Карми. Его основание относят еще к 1900-1800 гг. до н.э., т.е., практически к раннему бронзовому веку. Некрополь – это целый комплекс гробниц, могилы которого представляли собой полноценные помещения (рис. 4) [7]. К самому дальнему захоронению некрополя ведет проход, в стене которого вырезано изображение человека, предположительно богини плодородия. Это самое древнее подобное изображение на Кипре, которое является наиболее ценной находкой некрополя.

Находка в одной из могил некрополя человека в одеждах, украшенных синим бисером египетского происхождения, говорит о тесных торговых связях с Египтом, а чаши минойского происхождения – о связях с Критом. Могилу условно назвали «могилой моряка», предполагая, что захороненный человек был именно моряком, а найденные в захоронении вещи привезены им из разных стран. Таким образом, археологи из подобных многочисленных находок смогли получить практически полную картину торговых связей киприотов этого периода.

Рис. 4. Могила из некрополя Карми

К XVI в. до н.э. относится недавно открытый шведскими учеными древний город около аэропорта Ларнака, рядом с мечетью Хала Султан Текке. Он просуществовал около 400 лет и в XII в до н.э. был разрушен. Город занимал значительную площадь от 25 до 50 га (рис. 5). Археологические находки керамики, бронзовых предметов, печатей с гравировкой, остатки ткацкого оборудования и грузы для нитей – все это говорит о том, что уже в середине бронзового века на Кипре было развито ткацкое, гончарное и медеплавильное производство, что киприоты экспортировали керамику, пурпурные ткани, медь, а привозили на остров золото, свинец и серебро, а также произведения искусства.

Рис. 5. Древний город среднего периода бронзового века, открытый шведскими археологами около аэропорта Ларнака

Поздний этап бронзового века связывают со временем между 1600-1100 гг. до н.э. Его начало в XVI в. до н.э. было связано с продолжением борьбы с гиксосами, но довольно быстро наступил достаточно спокойный мирный период процветания, который пришелся на XIII-XII вв. до н.э. В Восточном Средиземноморье формируются новые и расширяются старые городские центры, разворачивается активная торговля. Примерное размещение городов и сферы их влияния можно увидеть на карте Кипра (рис. 6).

Рис. 6. Примерное деление территории Кипра на зоны влияния наиболее крупных городов

Аласия имела тесные связи с Хеттским царством, в результате чего Кипр избежал внешнего разрушающего вторжения. Правители Кипра подчинялись царям Угарита. Однако кратковременное вторжение хеттов на Кипр все-таки произошло в конце XIII века при правлении Тудхалии. Не доказаны мотивы этого вторжения: то ли для защиты медных ресурсов, то ли в качестве превентивной меры против пиратства. Сын Тудхалии также вторгался на территорию Кипра в 1200 г. до н.э. Таким образом, Кипр все-таки претерпевал некоторые разрушения от вторжения внешних сил. В 1230 г. до н.э. на Кипре высадились, так называемые, «народы моря», на что указывал в своих исследованиях Пауль Астрём (Paul Aström), а вторая волна разрушений пришлась на 1190-1179 гг. до н.э., которая последовала за переселением беженцев из Эгейского региона. Некоторые поселения (Айос-Димитриос и Коккинокремнос) – это сравнительно небольшие поселки – были покинуты жителями. При этом они оставались не разрушенными, что говорит о том, что причиной могли послужить социальные или иные сложности в жизни их обитателей, а не нападение врагов.

После этой волны разрушений наступает не очень протяженный мир, и Кипр достигает своего расцвета. В это время он уже играет вполне независимую и самостоятельную роль среди государств Средиземноморья, ведет широкую торговлю и осуществляет культурные связи с соседями. На территории острова найдены памятники кипро– минойского письма, тексты Энкоми упоминают угаритские клинописные тексты. Процветает ювелирное дело. Находки керамики говорят о тесных связях с Эгеидой и Ближним Востоком. Это послужило для многих исследователей причиной сделать выводы о том, что Кипр в конце бронзового века был населен микенцами. Однако позднее исследователи сочли более доказательным тесную экономическую и культурную связь между Кипром и Критом. Некоторые находки дают основание полагать, что Кипр был также связан определенными отношениями с Египтом. В Хала-Султан-Текке была обнаружена египетская керамика, в частности, амфоры для вина с картушем Сети I и кости нильского окуня [8].

В 1100-1050 гг. до н.э. на Кипре появляется новый тип захоронений с длинными дромосами и отмечается сильное микенское влияние в украшениях, что говорит о возможном вторжении греков на остров.

На Кипре доминирующее положение занимает город Энкоми [9], предшественник современной Фамагусты, при этом на южном побережье также возникло несколько других городов-портов. Город располагался на берегу реки Педиас, впадающей в морской залив, имеющей протяженность 100 км. Пресноводная река снабжала водой большую территорию с плодородными землями. Недалеко находились богатые залежи меди, обработка и продажа которой позволила развиваться широким торговым связям. Находки в виде керамических изделий, оружие, ювелирные украшения говорят о том, что связи эти были очень активными и обширными. Торговали с Египтом, Эгеидой, Критом и Сирией и Палестиной. Энкоми стал богатым процветающим городом к 1300-1100 гг.

Первые раскопки Энкоми были проведены экспедицией Британского музея в 1896 г. Первой находкой стала кузница со значительными запасами бронзы. Иными словами, в Энкоми знали, что такое сплавы. Сплав меди и олова, редкого металла, позволял получать бронзу, которую отливали в слитки и продавали по всему Средиземноморью. Растущее на острове кипарисовое дерево также было предметом торговли и давало хороший доход. Литейное производство, результатом которого были великолепные кинжалы, бронзовые наколенники «кнемиды», защищавшие ноги воинов и очень ценившиеся во всех странах ареала Срединного моря, обогащало жителей. Высокий уровень доходов привел к существенным изменениям в строительном деле и архитектуре. Прежде всего, город был защищен мощной стеной «циклопической кладки», с чем мы сталкиваемся на Крите и в Микенах, где сохранились большие фрагменты таких стен. Столь схожие подходы к оборонительному строительству говорят о прочных связях с этими территориями и их народами. Еще в храмах Ггантии (Гжантии) на Мальте в III– IV тысячелетии до н.э. впервые встречаются примеры «циклопической кладки» [10].

Стены Энкоми повторяют уже найденный человечеством прием сооружения защитных стен (рис. 7), но одновременно с этим существенно меняется городская среда внутри. В 1930 г. французская экспедиция продолжила раскопки Энкоми и обнаружила прекрасный город с регулярной застройкой, с большой площадью в центре, которую окружали общественные здания, сложенные из тесанных каменных блоков, что отличало их от жилой застройки, которая возводилась на каменных фундаментах, но обычно из сырцового кирпича (рис. 8).

Рис. 7. На фото виден нижний ряд оборонительных стен Энкоми, сложенный из мощных блоков

Регулярная структура городов встречается еще в египетской архитектуре и в Угарите, сирийском городе, что также говорит о связях киприотов с материковыми близлежащими культурами. Жилые дома фасадами стали выходить на улицы. Жилые помещения размещались вокруг открытого двора, который, по сути, стал прообразом атриумов, чаще приписываемых исключительно античной архитектуре Греции. Появились городские ворота, которые устраивались по осям координатной сетки плана поселения, что роднит их с регулярной планировкой древнеегипетских городов. Социальное расслоение общества повлекло за собой и различия в постройках этого времени. Появляются более значительные сооружения высших слоев сообщества. Наиболее представительные и крупные здания официального или общегородского назначения строились либо из каменных блоков, либо из штучного формованного кирпича на каменных фундаментах из отесанных блоков. Такое строительство говорит о формировании властных структур при усилении единоличной власти, о чем свидетельствует культура соседнего Крита с его царским правлением, с которым, очевидно, существовали самые тесные связи, а также сведения о царях в Палепафосе на самом Кипре. К сожалению, остров пострадал от землетрясений, и к концу XII в. жители начали покидать не только Энкоми, но многие другие города острова. Энкоми изучали вплоть до 1974 г., пока часть территорий острова не отошла Турции.

Рис. 8. Руины Энкоми

Не только Энкоми, но и другие города этого времени на Кипре перестраивались, в них реконструировались здания. Градостроительная структура городов также приобрела регулярный характер в форме прямоугольной сетки. В некоторых из городских зданий этого периода располагались помещения для переработки и хранения оливкового масла. Такие помещения были найдены археологами в Маруни-Вурнес и в здании X в. Калавассос-Айос Димитриос.

Из этого периода до нас дошли в археологических раскопках храмы или культовые строения, такие как, например, кирпичный алтарь в виде рогов быка в Мирту-Пигадесе (рис. 9), храмы в Энкоми, Китионе и Куклии (Палепафосе). Рассматривая регулярную планировку городов, а также технологию кладки зданий, археологи проводят прямые параллели с сирийским строительным искусством, особенно в области Рас-Шамре Угарита, древнего государства, занимавшего приблизительно современную территорию Сирии. Рогатый алтарь в Пигадесе представляет собой образец скорее символической скульптурной традиции, уходящей корнями еще в неолитическую эпоху с ее меньгирами и дольменами. Одновременно в образности, которую несет в себе алтарь, легко прочитываются отголоски крито-микенской традиции с ее культом быка. В то же самое время невозможно не заметить желание авторов привнести определенную декоративность в обработку постамента. Алтарь выстоял более трех тысяч лет и находится в хорошей сохранности.

Рис. 9. Рогатый алтарь (символизм, характерный для минойской культуры ) в Пигадесе

На юге острова, севернее Куклии находился город Палепафос или Старый Пафос. Город– государство являлся старейшим и могущественным среди городов бронзового периода в Средиземноморье. Предание гласит, что его основал герой Троянской войны, сын царя Тегеи в Аркадии – Агапенор. Археологи отмечают, что древний город Палепафос существовал уже в позднем бронзовом веке. В нем было возведено святилище Афродиты, от которого, к сожалению, остались только фундаменты. Сильно разрушенный землетрясением храм был реконструирован римлянами в I в. до н.э. И поэтому до нас в скудном виде дошли только руины римской постройки, по которым сложно оценить архитектуру храма бронзового века (рис. 10).

Рис. 10. Руины храма Афродиты

В римском варианте богиня изображена в виде конуса из черного камня – символа плодородия. При этом греки сложили замечательную легенду о Пигмалионе, царе и скульпторе Палепафоса, который создал красивейшую статую юной женщины Галатеи, в которую он влюбился. Тронутая такой любовью Афродита оживила скульптуру, превратив ее в молодую красавицу. От союза родился сын – Пафос, который и дал имя городу. В Палепафосе правил Кинирас, который одновременно был верховным жрецом. Кинирос положил начало большой династии, правившей многие века. Храм Афродиты столетия был местом поклонения богине, к которому стекалось множество людей. Этому, очевидно, способствовал культ Афродиты, который требовал от жриц вступать с паломниками в сексуальный контакт, как бы этим действом предлагая богине свою девственность. Все происходило на территории храма, пышно украшенного цветами. Отзвуки этого празднества сохранились и в наши дни в проходящем на Кипре в весеннее время фестивале цветов. Культ Афродиты помогал оживлять генетику киприотов, привнося свежую кровь. Известно, что связи Кипра в Средиземноморье были самыми широкими. И Крито-минойское письмо, которое легло в основу кипрской письменности, и характер росписей на посуде имели признаки как Критской культуры, так и Сирийской.

Значимой археологической находкой стало открытие на Кипре фабрики бронзового века по изготовлению парфюмерных изделий [11]. Разрушенное землетрясением 1850 г. само сооружение не дает возможности оценить архитектурно-строительные особенности здания, однако археологи установили, что площадь здания составляла 300 квадратных метров. Керамические сосуды для хранения и смешивания ингредиентов неплохо сохранились. По ним были проведены исследования остатков парфюмерных элементов, открывшие много сведений о натуральности производимых ароматов, большом объеме производства на фабрике и некоторых технологических процессах (рис. 11).

Рис. 11. Парфюмерная фабрика

Конец бронзового века на Кипре связывается с двумя фактами. С одной стороны, на территорию острова вторгались «народы моря», о чем есть свидетельства в египетских источниках. С другой стороны, найдено много свидетельств присутствия микенских греков. Если в начале этого периода Аласия или Кипр были государством, связанным с Хеттским царством, то в сам этот период микенское влияние особенно ярко выразилось в строительстве и архитектуре. Появились новые по типу погребения в виде длинных дромосов, что характерно для микенской культуры. Камерные гробницы уступают место «шахтным». Строятся циклопические стены. С другой стороны, гробницы с ложными сводами говорят о тесной связи с Палестиной и Сирией. При этом возводились эндемичные для Кипра прямоугольные ступенчатые капитолии. В них можно прочитать приемы строительства первых ступенчатых пирамид Египта, но их габариты и приемы кладки свойственны исключительно архитектурно-строительному делу Кипра.

Широкие связи с самыми разными народами подтверждают и статуэтки, найденные в святилищах Энкоми. Одну из них назвали «Рогатым богом» (XII в. до н.э.) (рис. 12). Святилище, в котором он был найден, состояло из двух помещений с алтарем, на котором происходили жертвенные ритуалы и рядом с которым были найдены черепа рогатых животных (быков и оленей). Скульптура отражает хеттское влияние и была предметом религиозного культа, посвящаемого богу изобилия и защитнику рогатого скота. Считают, что данная скульптура рогатого бога может быть идентифицирована с

Аполлоном Кератэасом (от слова «кератэас» – рогатый). Имя этого бога известно из надписей, относящихся еще к IV в. до н.э.

Рис. 12. Статуя «Рогатого бога». Бронза. XII век до н.э. Высота 55 см. Раскопки 1963 г. Археологический музей в Никосии

Второе святилище города подарило миру замечательную бронзовую статуэтку, которую назвали «Богом металла». Статуэтка бога в шлеме с копьем и мечом стоит на основании в форме таланта. Талант – это слиток меди, изображающий кусок растянутой шкуры быка (рис. 13). Похожая статуэтка, только женская фигурка, была найдена раньше и помещена в Оксфордский музей. Идентичность этих двух фигур натолкнула исследователей на мысль, что это изображение супругов: кузнеца – бога огня Гефеста и Афродиты, изображающих символически богатство Кипра медью.

Рис. 13. Статуя «Бог металла» Бронза. XII в. до н.э. Высота 35 см. Раскопки 1963 г. Археологический музей в Никосии

Невозможно не упомянуть третью статуэтку, найденную в Энкоми. Это изображение бога Ваала высотой всего 12 см (рис. 14), бога, которому покланялись на Востоке. Все эти находки говорят о том, что население города было неоднородным. Основная часть относилась к переселенцам с о. Крит, Египта, Угарита, а вот Ваалу поклонялись в Сирии, Палестине, Финикии, Ханаане, Карфагене и даже Вавилоне. По-видимому, часть населения была представителями и этих народов. Все это не могло не сказаться на архитектуре и строительном деле.

Рис. 14. Статуэтка Ваала. Бронза. XIV в. до н.э. Высота 12,2 см. Кипрский музей Археологический музей в Никосии

Так город Китион [13], открытый английскими археологами в 1879 г. при работах по осушению болот на территории современной Ларнаки и расположенный в северной части этого города, простирается на 1200 метров на юг, т.е. занимает значительную территорию. Этот древний город конца XII в. до н.э., периода позднего бронзового века был окружен крепостной стеной циклопической кладки, что напрямую является отголоском строительной крито-микенской культуры (Львиные ворота в Микенах). Такое же влияние материковой Греции и островов Эгейского моря прочитывается в находках города позднего бронзового века, раскопанного близ аэропорта Ларнаки (рис. 15). Город относят к XIV в. до н.э. Руины города были обнаружены благодаря исследованиям с использованием георадаров. Город занимал большую территорию в 25-50 га. Среди артефактов много вещей явно привезенных из других мест. В городе найдены остатки традиционного для Кипра медного производства и одновременно ткацкого дела. Город в начале XII в. до н.э. был разрушен. Однако по раскопанной части можно судить о том, что стены домов выкладывались из мягкого известняка, который со временем сильно раскрошился, или из глиняного кирпича. Тем не менее, и сегодня можно прочитать конфигурацию зданий, их планировочную структуру. Раскопки продолжаются, археологические выводы еще предстоит сделать, но по уже сделанным находкам можно судить о развитой структуре производства в городе. Была найдена не только медеплавильная печь, но и устройство для нагнетания воздуха рядом с ней. Найдены также большие вазы с раковинами моллюска murex, который использовался для производства пурпура, а также остатки ткацкого оборудования и грузы для нитей, что говорит о развитом ткацком производстве. Из области строительного дела в 50 м от медного производства обнаружена мощеная дорога шириной 10 м. Это, пожалуй, один из немногих примеров дорожного строительства этого времени.

К концу бронзового века (1500-750 гг. до н.э.) относится открытый в г. Бамбула форт. С 2011 г. учеными из университета Цинциннати (США) ведутся раскопки, которые позволили обнаружить стены толщиной в 4,8 м, что дало основание археологам предположить, что это был сильно укрепленный форт. Сам город был важным центром торговли для Греции, Египта и государств Ближнего Востока. По-видимому, при столь большом пересечении интересов создавались и значительные угрозы, что потребовало создания такого мощного защитного сооружения (рис. 16).

Рис. 15. Древний город конца бронзового века близ аэропорта Ларнака

Рис. 16. Укрепленный форт г. Бамбула. Кипр

Поселения Кипра играли разную роль в социальном устройстве общества. Рядом с Калебурну (Kaleburnu) на Карпасе на Королевском холме во время археологических раскопок, которые проводили сотрудники Университета Ближнего Востока совместно с Тюбингенским университетом, в колодце было обнаружено большое количество артефактов позднего бронзового периода, среди которых найдены ритуальные предметы. Все находки говорят о том, что в этом месте проживала элита своего времени, а поселение было политически влиятельным и значимым. Кроме политического и экономического значения поселение было и религиозным центром региона.

Еще одним значимым памятником позднего бронзового века является город Тумба Тоу Скоури (Тумба ту Скуру) [14], расположенный рядом с Гизельюртом. Название переводится как «Темный курган». Почему темный, неизвестно, а вот курган потому что город расположен на насыпном кургане. Такой строительный прием был вызван заболоченностью территории и необходимостью поднять строения на определенную высоту, спасая их от подступающей воды. Город был обнаружен археологами Гарвардского университета и Музея искусств в 1971-74 гг. Тумба Тоу Скоури существовал с 1600-х гг. до 1220 г. до н.э., но оставался обитаемым вплоть до 700-х гг. до н.э. Город явно процветал, что доказывают находки различных артефактов. В 1550 г. до н.э. город был разрушен землетрясением, но восстановлен и просуществовал, как и многие другие города острова, до VII в. до н.э. Основным занятием в городе было гончарное производство, что подтверждается не только многочисленной найденной керамикой, но и 30-метровой стеной, сложенной из глиняных блоков. Это явилось некоторым новшеством в строительном деле, т.к. дальше глиняного кирпича технология пока была неизвестна.

Сравнительно крупные глиняные блоки требовали и более сложной технологии изготовления, подготовки опалубки и определенных условий сушки. Интересно, что кладка выполнена из блоков разного размера и формы. Одновременно просматриваются ряды кладки, выполненные как бы в «елочку» и один ряд из горизонтальных элементов, создающий перевязку в кладке, придавая ей большую прочность (рис. 17). Сегодня раскопки не ведутся, город заброшен. Однако при внимательном рассмотрении даже тех сильно разрушенных строений, которые оставила нам история, можно многое увидеть. Стена, о которой уже шла речь, была явно оборонительной, защищающей город. Дома сохранились плохо. Дошедшие до наших дней остатки каменных фундаментов стен домов и самих кирпичных стен на них помогают увидеть планировочную структуру жилых домов, хотя и плохо сохранившуюся (рис. 18). Тем не менее, размеры помещений можно определить. Можно проследить приемы захоронений, которые осуществлялись с помощью выдолбленного в камне помещения и ниш-отверстий, куда помещался покойник, похожие на могилы некрополя Карми.

Рис. 17. Фрагмент стены из города Тумба Тоу Скоури

Рис. 18. Остатки фундаментов сильно разрушенных домов в Тумба Тоу Скоури

Среди артефактов можно найти никем не тронутые заготовки для изготовления скульптуры божества, скорее всего, богини плодородия (рис. 19). Т.е. в городе, как и на всем острове, шла выплавка меди и ее обработка.

Рис. 19. Медная заготовка для будущей скульптуры богини плодородия в Тумба Тоу Скоури

Однако замечательная история цивилизации Кипра периода бронзового века, как и всего Средиземноморского бассейна, всего за полтора столетия позднего бронзового века по какой-то причине исчезает. Длительные споры ученых о причинах упадка столь процветающей кипящей жизни в этом регионе привели к выводу, что причиной явились не войны, не «народы моря», а значительное изменение климата. Исследования проводились на основе пыльцы растений. Пыльца один из самых прочных в природе органических материалов, который в озёрных отложениях и пустынях способен продержаться тысячи лет. При этом у каждого растения пыльца особой формы, поэтому изучение состава пыльцы в различных по возрасту слоях почвогрунтов (спорово– пыльцевой анализ) позволяет реконструировать растительный покров и климатические изменения того или иного исторического периода. Выяснилось, что в позднем бронзовом веке в южном Леванте резко снизилось количество типичных для Средиземноморья деревьев, причём не только диких (дубов, сосен и рожковых), но и оливы. Эксперты интерпретируют полученные данные как указание на череду засушливых периодов [15].

Историк Ронни Элленблюм из Еврейского университета Иерусалима на основе другого краха, случившегося на 2 тыс. лет позже, показал, что уменьшение количества осадков в «зелёных зонах» или засуха, по-видимому, усугубляется понижением температуры воздуха. Сравнительно большая плотность населения приводит к голоду и массовым миграциям с севера на юг отчаявшихся бедняков, вооружённые орды которых сметают всё на своём пути. После засухи конца бронзового века4 наступил влажный период. В Восточном Средиземноморье произошла смена культур, установился новый порядок, породивший в Леванте царства библейских времён.

4 Палеоклиматическое событие, известное как «похолодание раннего субатлантического периода голоцена», сопровождавшееся аридизацией климата средиземноморских субтропиков.

Так закончился бронзовый век на Кипре. Но жизнь продолжалась. На смену бронзовому веку пришел крито-микенский период, который оставил особенно яркие памятники на острове Крит.

В завершении можно отметить, что история Бронзового века на Кипре подарила миру еще один шаг в развитии цивилизации, отметила этот период своими индивидуальными особенностями, связанными с постоянно меняющимся населением острова, подтвердила тесные связи с островной и материковой культурой, заложила окончательно прочный фундамент в становлении архитектурно-строительного дела для будущего развития античности. Однако, каждый из наиболее крупных островов Средиземноморья в период Бронзового века создал свой цивилизационный мир. На Крите формируются предпосылки для крито-минойской культуры, на Сардинии возникает культура нурагов. При всем многообразии столь разных цивилизаций, которыми отмечен Бронзовый век, этот период обладает определенными сходными чертами, которые определяются переходом к металлическим орудиям труда, позволившим изменить технологию архитектурно– строительного дела и продвинуться вперед по пути развития цивилизаций.

Литература

  1. Steel L. Cyprus before History / L. Steel. – London, 2004. – S. 121-125.

  2. Pernicka E., Eibner C., Öztunah Ö., Wagener G.A. Early Bronze Age Metallurgy in the Northeast Aegean / In: G.A. Wagner, E. Pernicka, H.-P. Uerpmann (eds.) Troia and the Troad: scientific approaches, Natural science in archaeology. – Berlin, London: Springer, 2003. – S. 143-172.

  3. Росси Г. Марки Алония – город бронзового века / “Kittim” – проект историко-искусствоведческого портала “Monsalvat”.: http://www.monsalvatworld.narod.ru/kittim/coatofarm/coat.html

  4. Франкель Д., Уэбб Дж. М. Марки Alonia. Раннее и среднее урегулирование бронзового века на Кипре. Раскопки 1995-2000. Исследования средиземноморской археологии CХХIII:2. Sävedalen.: http://www.latrobe.edu.au/archaeology/Staff_directory/staffprojects.html

  5. Knapp A. B. The Archaeology of Late Bronze Age Cypriot Society / A.B. Knapp. – Cambridge University Press, 1997. – S. 660.

  6. Древнейший храм Кипра.: http://kolizej.at.ua/forum/21-140-1

  7. Walton M. Ancient burial looks like human and pet cat // CNN, April 9, 2004.: http://edition.cnn.com/2004/TECH/science/04/08/cats.cyprus/index.html

  8. Шпаковский В. Бронзовый век на острове Кипр или “во всем виноваты мигранты”! / Часть 5.: https://topwar.ru/101016-bronzovyy-vek-na-ostrove-kipr-ili-vo-vsem-vinovaty-migrantychast-5.html

  9. Росси Г. Энкоми – город поздней бронзы / “Kittim” – проект историко-искусствоведческого портала “Monsalvat”. – Март, 2004. http://www.monsalvatworld.narod.ru/kittim/coatofarm/coat.html

  10. Bezzina J. Les temples de Ggantija / J. Bezzina. – 1990. – S. 7, 13.

  11. Росси Г. Древнейшие парфюмы найдены на «острове Афродиты» / “Kittim” – проект историко-искусствоведческого портала “Monsalvat”.: http://www.monsalvatworld.narod.ru/kittim/coatofarm/coat.html

  12. Muhly J. D. The role of the Sea People in Cyprus during the LCIII period / J.D. Muhly (eds.), Cyprus at the close of the Bronze Age. – Nicosia, 1984. – S. 39-55.

  13. Yon M. Kition de Chypre. Gydes a archéologiques de l’Institut Français du Proche-Orient 4. Éd. Recherche sur les civilisations / M. Yon. – Paris, 2006. – 156 s.

  14. Город Бронзового Века – Тоумба Тоу Скоури (Тумба Ту Скуру). Гюзельюрт..:http://anteytour.ru/northern-cyprus-2/historical– sights/204-10/

  15. Роль засухи в крахе цивилизаций Бронзового Века / Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University.:http://earth– chronicles.ru/news/2013-10-23-53275

   
Если вы являетесь правообладателем данной статьи, и не желаете её нахождения в свободном доступе, вы можете сообщить о свох правах и потребовать её удаления. Для этого вам неоходимо написать письмо по одному из адресов: root@elima.ru, root.elima.ru@gmail.com.