В статье рассматриваются памятники развитого и позднего неолита на Сардинии, представленные могилами Гигантов в Coddu Vecchiu, Moru и L i Lolghi. Разбирается этап развития архитектуры и строительного дела, продолжающий развитие цивилизации ранней неолитической эпохи на островах Кипр и Корсика. Подробное описание памятников, их планировочной структуры, композиционного решения представлены с позиций значения этих памятников в становлении архитектуры Средиземноморья, продолжающего неолитический этап формирования цивилизации этого региона.
Рассматривая развитие архитектуры на островах Средиземноморья, обратимся к периоду развитого и позднего неолита (4000–2700 гг. до н. э.). В этот период пальма первенства по степени развития доисторических культур человечества принадлежит Сардинии и Мальте. Именно здесь были найдены наиболее значительные и самобытные памятники этой эпохи. На других островах археологи также находят памятники этого периода, однако Сардиния и Мальта предоставляют потомкам наиболее интересные объекты для анализа.
Ограниченный объем статьи не позволяет раскрыть в полной мере все особенности этих памятников. Автор оставляет за скобками системы захоронений «domus de janas» («дома ведьм») на Сардинии, а также множество менгиров и дольменов, разбросанных на островах. Эти памятники – прямые отголоски материковых цивилизаций, хотя и обладают определенным своеобразием. Остановимся на особом некрополе Li Muri в связи с тем, что некрополи этого времени, по существующим поверьям, представляли собой не только место для загробной жизни усопших, но и место общения с ними в системе ритуальной обрядовости, являясь оккультными сооружениями.
Памятник открыт в 1939 г. М. Rusittu [1, p. 25]; это некрополь позднего неолита. Культура, к которой археологи отнесли сооружение, получила название «культуры мегалитических кругов», или культуры «Arzachena», или культуры «Gallura». Последние два названия следуют из месторасположения некрополя вблизи г. Arzachena в провинции Gallura. Первое название возникло благодаря форме некрополя, которая представляет собой концентрические круги, в центре которых находится само захоронение в виде небольшого помещения со стенами и крышей из плоского камня (рис. 1, 2).
Рис. 1. План захоронений в Li Muri. Dessin S.M. Puglisi, E. Castaldi [1]
Рис. 2. Вид на раскоп могил в Li Muri. Фото А. Moravetti[1]
Скелеты, скорее фрагменты скелетов, которые обнаружены в раскопах, не позволяют точно сказать, какими были захоронения, сколько человек помещалось в могилу. Археологи склоняются, что захоронения все-таки были индивидуальными. Если могилы индивидуальные, то встает вопрос о том, почему их число относительно невелико. Возможно это все-таки захоронения только «знатных» особ? Круги, выложенные камнями, должны были предохранять усопших от внешнего вторжения, что говорит о представлениях человека этого периода, который проецировал земную жизнь на жизнь усопших. Могилы находятся на расстоянии друг от друга от 5.3 до 8.5 м. Снаружи каждой гробницы найден камень в виде полуколонны. Предполагают, что это либо «жилище охраняющего божества», либо личный знак покойного. Рядом также найдены маленькие шкатулки размером 0.4х0.5 м. В соответствии с культом мертвых, который был распространен среди народов Средиземноморья, они служили для размещения «подарков» для умерших. Поскольку найдено очень небольшое количество останков костей, археологам не удалось установить человеческий тип, ко времени которого относилось это захоронение, и определить число захороненных в некрополе.
Интерес представляет система покрытия могильной камеры. Она напоминает принцип дольмена, широко распространенного на территории Сардинии. При этом просматриваются очевидные различия. Если дольмен, назначение которого до настоящего времени точно не определено, являлся достаточно крупным сооружением, сложенным в большинстве случаев из довольно больших и тяжелых элементов, ограждающих в качестве стен и крыши замкнутое внутренне пространство, то камера некрополя Li Muri имеет тонкие опорные стены и перекрыта тонким камнем-пластиной (рис. 2). Это свидетельствует о том, что в то время уже сложились определенные представления о прочности применяемых материалов, с одной стороны, и, возможно, отсутствии страха перед обрушением в случае сооружения могильной камеры – с другой: в ней же находится усопший, а не живой, камеру можно и починить.
Могильник Li Muri сменили памятники позднего неолита, в корне отличающиеся по системе захоронений. Таковыми предстают гробницы так называевмых гигантов. Они замыкают памятники позднего неолита и открывают эпоху бронзового века на Сардинии. Эти мегалиты представляют собой большие могильные комплексы, которые породили множество легенд. Размеры, например, центральной монолитной плиты, стоящей вертикально, имеют высоту от 2.5 м до 4 м, а длина камеры захоронения составляет 14–18 м. Столь внушительные габариты натолкнули на мысль, что, возможно, на Сардинии жили люди ростом от 3 до 5 м. Однако это остается только предположением, которое не поддерживается научным сообществом. Комплексы похожи друг на друга по схеме захоронения и имеют «фасад», если можно так назвать полукруг, экседру, выложенную из плоских камней, поставленных вертикально и увеличивающихся к центральной стеле. За этой стеной из камней находится сама камера для захоронения, также выложенная из крупных отесанных камней. Камера засыпана землей и представляет собой вытянутый курган, если смотреть с птичьего полета на могилу гигантов в Coddu Vecchiu в провинции Gallura (рис. 3).
Рис. 3. Вид с птичьего полета на могилу гигантов в Coddu Vecchiu в провинции Gallura. Источник: http://dostoyanieplaneti.ru/mesta/grobnitsa-osono-moghila-gighanta
Могилы этого типа распространены на всей территории Сардинии и имеют много общего. Очевидно, что в этих могилах захоранивалось множество людей, что доказывает большое количество скелетов, найденных при раскопках. Например, в одной из подобных могил было найдено целых 25 скелетов, а в другой до 200 [1, p. 70]. В основном могилы сосредоточены в центре острова. Археолог А. Moravetti отыскал 130 таких могил и определил их местоположение. Несмотря на то, что ведутся раскопки многих могил гигантов, большинство из них остаются еще не изученными. Однако даже тщательные археологические раскопки не дают окончательных ответов на многие вопросы. Не ясно, кто построил эти могилы, как их точно использовали, на протяжении какого времени они служили людям, кто был захоронен в них.
Ученые делают вполне научные предположения о том, что создавались эти могилы в течение длительного времени в процессе архитектонической эволюции и имеют своими прототипами дольмены, сооружаемые из трех камней. А. Moravetti предположил, что могилы гигантов также могли иметь в своей основе конструкции с европейского континента – Allées couvertes (Крытые аллеи), которые представляли собой длинные коридоры, покрытые плоскими плитами [1, p. 69–71]. Могилы гигантов имеют с ними много общего. Кому же предназначались эти могилы: всем жителям или только привилегированной части сообщества? Трудно точно ответить на этот вопрос, но найдены останки как женского, так и мужского пола и разных возрастных групп. Ученые установили, что хоронили только скелет, были найдены камни, предположительно служившие для снятия тела с костей.
Осуществление ритуального обряда происходило на площадке, охватываемой со стороны могилы, как уже упоминалось, полукруглой экседрой из вертикально поставленных камней, которая имела два симметричных рукава. Самый высокий плоский камень – стела – устанавливался в середине экседры перед входом в могилу, в нем делалось маленькое отверстие.
Рис. 4. Вид на экседру могилы гигантов Coddu Vecchiu в провинции Gallura. Источник: http://italia-ru.com/blog/ olesya/2011/10/02/mogily-gigantov-sardinii
О назначении этого отверстия существует несколько предположений. Одни придают ему вполне утилитарное значение, представляя его как вход, что проблематично из-за сравнительно малых размеров этой дырочки. Другие считают, что это элемент культа, служащий потайной дверью во внешний мир для духа усопших. Это довольно вероятно, если внимательно рассмотреть саму главную стелу (рис. 4).
На ней вырублен рельеф, который явно изображает фальшивую дверь. Такое предположение может быть обоснованным, поскольку культ мертвых предусматривал общение родных с усопшими иногда в течение нескольких дней. Люди оставались на это время в пределах экседры, ночевали там, возможно, осуществляли какие-то культовые действия, т. е. общались с духом умерших. Это делалось с целью получения советов от предков или героев, а порой с целью излечиться от болезней.
Общий монументальный ансамбль могил гигантов, скорее всего, не предусматривал особой торжественности. Однако уход человека из сообщества живущих отмечался по культу мертвых особым местонахождением. Такое значимое место должно обладать максимальной долговечностью, продлевающей из поколения в поколение основные принципы веры, по которым покойник уходил в загробную жизнь. Множеством исторических источников, как утверждает А. Mazzella [2, с. 170–172], подтверждается, что в экседре не только развертывались сцены поклонения, но и происходила своеобразная мумификация усопших.
Наиболее значимыми на Сардинии считаются три Могилы Гигантов: Moru, Coddu Vec– chiu и Li Lolghi.
Могильник Moru находится недалеко от нурага Albucciu, всего в 80 м от него. Нурагическая цивилизация является более поздней и относится к концу бронзового века. Существование захоронения было определено М. Rusittu, а в 1988 г. подтверждено раскопками. В этом районе велись работы по расширению дороги и были обнаружены верхние плиты могильника. Экседра сохранилась плохо, хотя присутствие обоих рукавов прослеживается (рис. 5).
Остатки могильника по всем признакам позволяют отнести его к серии могил гигантов.
Рис. 5. Могила гигантов Мoru. Вид со стороны экседры. Fotographies Archivio Soprintendenza Archeologica di Sassari
Менее значимые габариты камней, которые образуют экседру, не создают столь яркого эстетического впечатления, как в других могилах. Эта могила уступает по монументальности и Coddu Vecchiu и Li Lolghi. Тем не менее, нахождение большинства фрагментов камней экседры и, возможно, главной стелы свидетельствует о типичности этого могильника. Структура его несколько отличается: здесь нет насыпного холма из мелких камней. Могила расположена на естественном склоне и развивается внутри этого склона, поэтому крылья экседры выполняют и функцию удержания естественного грунта. Рядом с входом найдены тщательно отполированные плиты. Не найдены остатки главной стелы, однако одна большая пластина размером 0.4х0.5 м [1, p. 75] установлена в качестве закрывающей вход. Такой прием скорее характерен для более поздних культур. Трудно сказать, какое положение занимал монолит, который нашли в правой части экседры. Длина могилы составляет 11.3 м, а ширина 5.2 м. Весь объем завершается стопкой блоков разного размера. Более мелкие блоки расположены вдоль длинных сторон, более крупные – в торце.
Помещение для захоронения было перекрыто плоскими плитами, которые в большинстве не сохранились. Они должны были опираться на стеновые блоки, поставленные вертикально. Сохраниласьлишьоднаплита, котораяпомогаетопределитьвысотупомещениянепосредственно под ней, составляющее 1.45 м, т. е. это меньше роста современного человека, но почти рост современника могил. Она слегка повернута по отношению к первоначальному положению. Толщина стен варьируется от 1.8 м до 2.25 м. Стены состоят из камней и уплотненной земли. Куски вертикальных камней уложены в перевязку, где употреблена сухая глина. Торцовая стена достигает высоты 1.7 м [1, p. 76]. В могильнике найдено большое количество артефактов, которые расположены в разных археологических слоях и позволяют составить хронологию использования могилы. Самый древний открытый слой артефактов относится к среднему бронзовому веку. Все находки помещены в музей в Sassari.
Рис. 6. Могила гигантов Li Lolghi. План. Dessin E. Castaldi
Рис. 7. Могила Гигантов Li Lolghi. Вид на сакральную двухуровневую часть камеры для захоронения. Foto А. Moravetti
Однако могила сильно пострадала, когда проводилось размежевание земель. При этом все-таки достаточно большое количество находок относится к площадке внутри экседры, которые предположительно использовались в отправлении культа мертвых. Голова богини Танит и фрагменты скелета лошади относятся к 300–264 гг. до н. э. [1, p. 78]. Это говорит о долговременном использовании могилы. Предположительно могила могла использоваться карфагенянами в более поздние времена уже нашей эры. Был также найден символ, относящийся к семитскому алфавиту, который находят и в двух других могилах. Таким образом, полное раскрытие тайн могилы гигантов Moru еще впереди.
Могила Гигантов Li Lolghi расположена в районе Li Muri, приблизительно в 200 м от более древнего некрополя мегалитических кругов Li Muri эпохи позднего неолита. Название могилы происходит от значения «круг» или «кольцо». Возможно, ее топонимика относится еще к раннему неолитическому периоду. Первым, кто оценил размеры центральной стелы этой могилы, был Taramelli. Только в 1959 г. были начаты раскопки, которые продолжились в 1965 г. под руководством E. Castaldi [3]. Монумент был раскопан и отреставрирован.
Могила могла принадлежать нурагу [3, p. 221–225], расположенному в 1,5 км от нее в северо-западном направлении. Расположение могилы на холме увеличивает ее монументальность, так как она видна с большого расстояния. Центральная стела из гранита, со временем расколовшаяся на два куска, имеет толщину 20 см и высоту 3.75м, ширину по базе
2.45 м. [1, p. 81]. Экседра традиционно формирует фасад комплекса и имеет эллиптическую форму. Главная стела украшена рельефным плоским карнизом, который повторяется в середине и делит ее на две уравновешенные части. Стела имеет закругленное завершение сверху и квадратную часть внизу с отверстием, ведущим в камеру для захоронения.
Экседра организована 14 каменными монолитами, 4 из которых пришлось восстановить в процессе археологических работ. Могильник Li Lolghi возводился постепенно, в результате получил внушительные размеры в длину до 27 м от центра в экседре до конца всего кургана [1, p. 83; 3, p. 226–230]. Увеличенные размеры, возможно, были продиктованы и увеличенным численным составом общины, и одновременно повышением роли и престижа власти племенных вождей и всего сообщества относительно соседей. Монумент имеет два периода возведения. Экседра связана по времени с длинной камерой для захоронения, которая расположена за ней (рис. 6).
Рис. 8. Могила Гигантов Coddu Vecchiu. Момент реставрационных работ по восстановлению целостности центральной стелы. Fotographies Archivio Soprintendenza Archeologica di Sassari
Рис. 9. Вид центральной стелы из могилы гигантов Coddu Vecchiu. Foto А. Moravetti
В конце камеры для захоронения размещена сакральная зона в два уровня (рис.7). Именно в это место складывались подношения умершим.
Над ним сохранилась единственная плита покрытия, на которой выгравирован географический знак, определяющий место нахождения могильника. Наиболее удаленная от стелы часть захоронения – самая старая. Передняя часть длинной камеры могилы расширена. Раскопки показали, что второй период возведения связан с установкой покрытия после заполнения передней части могилы. На завершающей фазе строительства был создан холм, который объединил в единый торжественный ансамбль весь комплекс. Кроме увеличения площади для захоронения он должен был теперь отождествляться с богатством всего сообщества, которое населяет данную территорию.
Наиболее древние части могильника и артефакты, найденные в них, относятся к концу эпохи халколита (медно-каменного века) или началу бронзового века (1800–1600 гг. до н.э.). Второй период, который отражают находки из раскопов, относятся к среднему бронзовому веку (1600–1300 гг. до н. э.) [3, p. 230–232].
Могила Гигантов Coddu Vecchiu входит в общий комплекс нурагов, один из которых расположен в 600 м на юго-запад, а второй в 200 м от нее, от которого осталось лишь небольшое количество камней. Могила Coddu Vecchiu неплохо сохранилась и тщательно восстановлена (рис. 8).
На рис. 8 представлен момент восстановительных работ по воссозданию первоначального вида центральной стелы. Во-первых, виден масштаб элемента (4.4 х 1.9 м.) по людям, которые стоят рядом. Во-вторых, ощущается то внимание к восстановительным работам, которое было проявлено археологами под руководством E. Castaldi в 1966 г. [4, p. 38]. В истории строительства могилы археологи выделили два периода. В первом была сооружена сама камера для захоронения, построенная как Allées couvertes («Крытые аллеи»), а во втором периоде была добавлена полукруглая экседра, в которой совершались сами церемонии. Центральная стела экседры, как уже было отмечено, имела внушительные размеры и состояла из двух плоских камней (рис. 9), верхний традиционно был скруглен.
Так же, как и в других случаях, на нее нанесен плоский рельеф. Пространство экседры соединено с основной камерой узким проходом-дромосом (рис. 10). Это только подчеркивает строительство двух частей комплекса в разные периоды. Отверстие, соединяющее пространство перед экседрой и внутреннюю камеру для захоронения в могиле Coddu Vecchiu, довольно значительно и вполне могло служить для проникновения внутрь в каких-то случаях, что является только предположением. Могильная камера имеет длину 10.5 м и ширину, которая варьируется между 3.5/4 м [1, p. 91]. Камера построена из гранитных блоков, которые немного выступают над уровнем земли, опираются на фундаментные блоки в основании и перекрыты горизонтальными плоскими плитами. Покрытие сохранилось в задней части погребальной камеры и, к сожалению, во многом разрушено противозаконным проникновением в могилу в поисках дорогостоящих артефактов. Тем не менее, археологам удалось раскопать немало посуды, относящейся к разным периодам цивилизации, в том числе к эпохе раннего бронзового века бонанаро [1, p. 39].
Могилы Гигантов предстают как сооружения, которые имеют не только утилитарное, но и идейно-художественное значение. Главная, самая крупная, стела являлась композиционной вехой, пространственной осью, парила над окружающей местностью, тем более что могилы в основном размещены на холмах. Она объединяла и акцентировала на себе пространство, охватываемое экседрой, давая этому пространству силу воздействия всем его объемом. Сегодня мы бы сказали, что это замечательный пример первой объемно-пространственной архитектурной композиции. Скорее всего, жилые постройки, которые могли размещаться поодаль, строились из недолговечных материалов, могилы же воздвигались из прочных камней и сохранялись тысячелетиями.
В данной статье освещена только часть архитектурных памятников, характеризующих эпоху позднего неолита на Сардинии. Палитра этих древних сооружений, конечно, шире. Но рассмотренные памятники открывают наиболее характерные черты и смысловой характер строительства и архитектуры этого периода.
Ruju , A., Ceruti, M. Le nuraghe Albucciu et les monuments d’Arzachena / A. Ruju , M. Ceruti. – C. Delfino editore. 1992.
Mazzella, А. Tomba di giganti: note preliminari. (Villagrande Strisaili-Nuoro, località Genna Troculu) / А. Mazzella // Bollettino di archeologia. – 1992. – № 13-15.
Perra, M. Rituali funerari e culto degli antenati nell’Ogliastra in età nuragica / M. Perra // Ogliastra. Identità storica di una Provincia. Atti del Convegno di Studi (Jerzu-Lanuesi-Arzana-Tor– tolì, 23-25 gennaio 1997). – 2000.
Nieddu, С. Complesso archeologico di Selèni / C. Nieddu (a cura di) Siti archeologici d’Ogliastra. – Tortolì, 2006.