elima.ru
Мертвечина
Словарь › Архитектура и дизайн [291]
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

Абака (лат. abacus – доска)

Квадратная абака над капителью колонны
Квадратная абака над капителью колонны
Верхняя плита капители. В классических архитектурных формах обычно имеет квадратные очертания с прямыми или вогнутыми краями.

Акант, аканф (греч. ἄκανθος)

Капитель с листьями акантаКапитель с листьями аканта
Декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
В античной Греции, акант был сакральным растением. Акант был символом жизни и смерти, он напоминал о скоротечности жизни, и одновременно был жизнеутверждающим символом.
Но эта символичность скоро была забыта, уступив место чисто декоративным качествам аканта.

Акведук

Акведук в Ростокино
Акведук в Ростокино
Водовод в виде арочного моста, в котором стенки и днище лотка являются несущими конструкциями.

Акротерий (греч. ἀκρωτήριον)

Фронтон с акротериями
Фронтон с акротериями
Скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары и т.д.).

Алтарь

Римский алтарь Мира
Римский алтарь Мира
Жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол («престол»), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

Ампир

Стилистическое направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве европейских стран первой трети 19 в. Возникло во Франции в период империи Наполеона I. В архитектуре ампира преобладают мотивы и формы, заимствованные из художественного наследия императорского Рима (триумфальные арки, мемориальные колонны, военная эмблематика в архитектурных деталях и т. п.).

Амфипростиль (греч. amfiprostulos)

Храм Ники Аптерос
Храм Ники Аптерос
Тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.
Наиболее знаменитый из такого типа храмов – храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. В Ансамбле Афинского Акрополя двухсторонняя ориентация храма Ники играет важную роль для организации общей композиции.

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron)

Колизей в Риме – крупнейший амфитеатрКолизей в Риме – крупнейший амфитеатр
Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.

2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ангар

Ангар для самолёта
Ангар для самолёта
Сооружение для хранения, технического обслуживания и ремонта самолетов и вертолетов. Наиболее распространены ангары арочной и рамной конструкции; пролеты ангаров нередко превышают 100 м. Ангары бывают: стационарные с металлическими или железобетонными несущими конструкциями; временные (обычно деревянные); сборно-разборные для полевых аэродромов с конструкциями из стали и легких сплавов. Ангары оснащают подъемно-транспортными средствами, средствами связи, сигнализации, автоматического пожаротушения и т. п.

Ансамбль (фр. еnsemble – совокупность, стройное целое)

Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра
Группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Построение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения. По определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30