Мрамор (лат. marmor)
Колонны из мрамора
Кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. В строительной практике мрамором называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку; к ним относятся: мрамор, мраморизованный известняк, плотный доломит, офикальцит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты. В мраморе почти всегда содержатся примеси иных минералов (кварц, халцедон, гематит, пирит, лимонит, хлорит и др.), а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Объёмная масса мрамора от 2,65 до 2,90; сопротивление сжатию от 50 до 250 МН/м² (500–2500 кгс/см²); истираемость от 0,40 до 3,20 г/см²; водопоглощение от 0,15 до 0,50%. Наибольшей прочностью и наилучшей полируемостью отличаются мелкокристаллический мрамор с зубчатой связью зёрен.
Структурно однородные мраморы морозостойки. Окраска мрамора зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки. При определении промышленной ценности месторождений мрамора принимается во внимание наличие поблизости транспортных магистралей, а также мощность покрывающей толщи выветрелого мрамора (допустимая обычно 5-8 м).
Мрамор добывается в карьерах, реже подземным способом. Для получения монолитных блоков применяются камнерезные машины, канатные пилы, буроклиновые работы, ударно-врубовые машины.
Мрамор применяется с античности как конструкционный и облицовочный архитектурный материал благодаря своим пластическим и декоративным достоинствам (твёрдость; мелкозернистость, делающая мрамор податливым в обработке, способным принимать полировку, посредством которой выявляются тональное богатство мрамора и красота его однородной, пятнистой или слоистой структуры). Мрамор используется также для создания мозаичных композиций (инкрустационный стиль, флорентийская мозаика), рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже – цветной или чёрный). Относительная прозрачность мрамора порождает на поверхности скульптуры тончайшую игру света и тени.