elima.ru
Мертвечина
Статьи › История и развитие архитектуры [112]
1  2  3 
Дата добавления: 27.09.2017
Последний запрос: 20.03.2024
Всего запросов: 1309
В начале XX века благодаря стремительному развитию строительных технологий возникли новые принципы архитектурного проектирования. Отказавшись от традиционного декора и орнамента, архитекторы сосредоточились на тектонике  Тектоника – соответствие конструкции и внутренней структуры здания его внешнему облику. Материал и технология, которые применяются при строительстве, влияют на архитектурный образ. Модернистам хотелось подчеркнуть современность конструктивных приемов, которые они использовали. Архитекторы не скрывали технологии за декором или штукатуркой, а, наоборот, открывали их, функциональности и форме. Казалось, новая архитектура не только изменит города, но и поможет построить новое общество, сделав счастливыми тысячи людей. Такая социальная ангажированность и революционный пафос стали отличительной чертой школ и течений, которые в истории архитектуры объединяют термином «модернизм».
Модернистов всегда ругали. Сначала сторонники консервативных направлений, не верившие, что можно отказаться от наследия классической архитектуры. Затем следующее после модернистов поколение архитекторов: после Второй мировой войны они пытались смягчить бескомпромиссный и нравоучительный тон своих учителей. И наконец, архитекторы 1960–70-х годов – к этому времени мир совсем устал от монотонности и однообразия интернационального стиля Интернациональный стиль – главное направление в архитектуре модернизма. Название «интернациональный стиль» появилось благодаря одноименной выставке современной архитектуры, прошедшей в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) в 1932 году.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 20.03.2024
Всего запросов: 1038
Августовский, или Римский Классицизм – историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи, главным образом в самом г. Риме, в годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus – возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.– 14 г. н. э.).
Дата добавления: 02.08.2017
Последний запрос: 26.03.2024
Всего запросов: 1314
Архитектура Александровского классицизма – эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I.
Александровский классицизм – историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г.
Дата добавления: 27.07.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1281
Ампир – (франц. Empire – империя от лат. imperium – командование, власть) – исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».
Дата добавления: 01.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1237
Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников.
Как и нормандская школа, она любит четкие приемы построения, основанные на геометрических формулах. Она принимает квадратную абсиду. Для окон она лишь в виде исключения принимает очертания «пламенеющей» готики; до конца XIV в. она держится нормандской заостренной формы оконных переплетов с розетками, а когда в XV в. отказывается от заостренных переплетов, то заменяет их решеткой из вертикальных и поперечных брусков.
Дата добавления: 06.08.2017
Последний запрос: 19.03.2024
Всего запросов: 969
Период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике историка В. Ключевского, «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений». Петербург в те годы был в запустении.
Дата добавления: 02.08.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 3460
Античный – (от лат antiquus – древний) – исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской.
Памятников искусства Древней Греции тогда почти не знали, поскольку восточное Средиземноморье с конца XV в. находилось под властью турок. Страны Восточной Европы, Закавказья, Ближнего Востока и России испытывали влияние античной культуры через посредство Византии. В середине XVIII в. в связи с движением Неоклассицизма во французский язык прочно вошло слово «античный» (франц. antique – см. антик), обозначающее особый исторический тип искусства. В то время понятие античного искусства было тождественно понятию искусства интернациональной классики. Позднее в нем стали выделять раннее (архаическое), классическое и позднее (эллинистическое) искусство. После того, как в XIX-XX вв. были лучше изучены более древние культуры Египта, Месопотамии, термин «античный» приобрел новое значение. Для европейцев достижения эллинов (слово «Греция» появилось только в римскую эпоху) – древность особого рода. Это колыбель европейской культуры. Греческий, а затем и латинский языки, поэзия, музыка, мифология, философия, геометрия, архитектура, скульптура стали основой будущей общеевропейской и мировой культуры, ее историей и географией.
Дата добавления: 27.07.2017
Последний запрос: 25.03.2024
Всего запросов: 998
Ар Деко Art Deco
В. Г. Власов
Ар Деко. Art Deco – сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» – «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже).
Художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 26.03.2024
Всего запросов: 1108
АР НУВО – (франц. L'Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Дата добавления: 29.10.2021
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 882
В статье представлены результаты исследования жилища культурных очагов Северного Китая, относимых к эпохам неолита и бронзы. Опираясь на археологические данные, автор анализирует архаические постройки полуземляночного и наземного типов и выстраивает схемы возникновения и развития некоторых ставших в дальнейшем традиционными для китайской архитектуры элементов, а именно: внутреннего деревянного каркаса, наружной обходной галереи и приподнятого относительно уровня земли основания жилища. В результате проведенного анализа сделаны выводы о постепенном сложении основных планировочных, конструктивных и иных принципов построения традиционного китайского жилища, начиная с ранних этапов развития китайской цивилизации.
Дата добавления: 08.12.2020
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 2657
Начало XX века ознаменовано стремлением к переходу от фигуративного к абстрактному началу в пластических искусствах, которое выражается во множестве радикальных манифестов. Если фигуративное искусство предлагает зрителю иллюзию воспринимаемой действительности, то абстрактное искусство опирается в создании образа не столько на внешний вид объекта, сколько на его смысловое содержание и связанные с ним ассоциации. Формальный язык абстрактного искусства – живописи, скульптуры, инсталляции – был перенесен в архитектуру. Сопоставление абстрактных произведений живописи и проявлений архитектуры XX – начала XXI веков, представляющих различные стилистические направления от модерна и фовизма, кубизма, экспрессионизма и футуризма, далее – супрематизма, неопластицизма, конструктивизма, а также – органики, пуризма, оп-арта, сюрреализма, неоэкспрессионизма, абстрактного экспрессионизма и минимализма показывает, что движение к абстракции было доминирующей тенденцией, позволявшей осуществлять взаимодействия отдельных видов пластических искусств и архитектуры. На смену художественному опыту живописи сегодня приходят новые технологии с новыми идеями развития пластических искусств и архитектуры.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1338
Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля – барокко и классицизм, а также третье, внестилевое реалистическое направление.
Все эти стилевые направления существовали одновременно, а иногда соединялись в одном памятнике, что не всегда позволяет говорить о чистоте стиля в том или ином произведении.
Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.
Дата добавления: 01.08.2017
Последний запрос: 24.03.2024
Всего запросов: 1496
В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека.
Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров.
Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1814
Большой стиль – (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) – художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия.
Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. В этом стиле соединились элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand».
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1002
Брутализм или необрутализм (от англ. brutal – грубый) – течение в современной архитектуре, основанное на обнажении конструктивной схемы сооружений, выявлении архитектоники масс зданий с ярким акцентом на структуру конструктивного строительного материала. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла. Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны в своей откровенности. Для стиля характерны прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения. Исключая декорирование и отделку, данный метод позволяет выявить подлинные свойства материалов в самом их естественном состоянии. При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого материала. Можно сказать, что при таком подходе материал ведёт за собой архитектора и показывает ему свои возможности.
Дата добавления: 05.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1413
Архитектура Венеции – самый дорогой в мире архитектурный конструктор. Венецианцы – самые респектабельные грабители Европы, они скомпилировали из своих трофеев поистине гениальную и неповторимую архитектурную культуру. Эта культура гиперэклектична, в ней объединены такие формы, каких при размеренном ходе истории и последовательном формировании стилей никогда бы не встретилось.
Само происхождение Венеции и условия существования в средневековой Европе стали предтечей возникновения этого нереального города и его культуры.
Дата добавления: 05.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 408
Венский модерн – стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX – начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства – Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы.
Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX века в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличало богатое декорирование поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов...
Дата добавления: 27.07.2017
Последний запрос: 23.03.2024
Всего запросов: 1073
Викторианский стиль – (англ. «Victorian style») – условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort – супруг) Альберта (1819-1861).
Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие. Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».
Дата добавления: 23.06.2016
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 905
В биографии архитектурной профессии нового и новейшего периодов, есть немало темных пятен. Некоторые из них постоянно находятся в фокусе внимания исследователей и, тем не менее, не получили до сих пор освещения соответствующего своей значимости. Например, вопрос о причинах запрета творческих архитектурных группировок, обнародованного постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Все исследователи сходятся в том, что это был переломный момент в развитии советской архитектуры, обозначавший конец советского архитектурного авангарда. Но никто до сих пор не объяснил причин, по которым власть, первоначально поддерживавшая и поощрявшая архитектурные поиски и творческое концептуирование, внезапно резко прервала и запретила их.
Дата добавления: 03.07.2016
Последний запрос: 19.03.2024
Всего запросов: 1309
Рассмотрен процесс формирования второй волны постмодернизма в отечественной архитектуре; раскрыты художественноэстетические особенности периодов «хрущевского конструктивизма», «второго советского полупостмодернизма» и «постсоветского постмодернизма»; показана роль отечественной архитектуры в формировании основной линии развития мирового зодчества ХХ в.
There is regarded the formation process of the second wave of post-modernism in the Russian architecture. There are revealed the artistic and aesthetic peculiarities of the periods of «Khrushchev’s constructivism», «second Soviet semi-postmodernism» and «post-Soviet post-modernism». There is shown the role of the Russian architecture in formation of the basic line of the world architecture development in the XX century.
Дата добавления: 26.07.2017
Последний запрос: 18.03.2024
Всего запросов: 995
Второй Ампир
В. Г. Власов
В 1848 г. бесславно закончилась июльская монархия Луи-Филиппа, и в ходе революции на выборах президента Республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. В 1852 г. была провозглашена Вторая Империя (Second Empire), и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Вторая Империя просуществовала до 1870 г., почти двадцатилетие. Покровителями нового художественного стиля, создававшегося в эти годы, были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта.
Но времена были иными: аристократия сожалела о былой роскоши, а у буржуазии еще не хватало смелости на создание нового стиля. Императрица считала себя поклонницей королевы Марии-Антуанетты и стремилась ввести моду на «стиль Людовика XVI». В соединении с элементами Ампира, архитектуры Итальянского Возрождения и Барокко, для большей пышности, этот стиль и составил основу Второго Ампира во Франции. Иногда архитектурные памятники того времени именуют «неоренессансом» или Необарокко.
Дата добавления: 02.08.2017
Последний запрос: 26.03.2024
Всего запросов: 933
Вулвортская готика – по названию знаменитого здания в Нью-Йорке, высотой около 235 м., в котором помещались 60 магазинов Ф. Вулворта (Woolworth Building). Ироничное наименование стилизаторской тенденции в архитектуре США начала XX в. Построено в 1911-1913 гг. по проекту архитектора К. Гилберта. В силуэте небоскреба можно видеть элементы, напоминающие европейскую Готику.
Дата добавления: 02.04.2021
Последний запрос: 20.03.2024
Всего запросов: 837
Статья посвящена исследованию развития планировочной структуры и функционального наполнения научно-исследовательских антарктических станций, возведенных в начале XX века. Выявлено, что при организации внутренней планировки станций предпочтение отдавалось расположению помещений вокруг источника тепла, чему соответствуют 4 из 6 рассмотренных станций. Другие варианты организации планировочной структуры развития не получили. Рост разнообразия функциональных зон наблюдается в середине (1910-1914 гг.) развития рассматриваемых в статье научно-исследовательских станций.
Дата добавления: 05.08.2017
Последний запрос: 21.03.2024
Всего запросов: 971
Годуновский классицизм – условное название стиля русского искусства, главным образом архитектуры, в период царствования Бориса Годунова (1598-1605).
После кончины царя Ивана IV Грозного в 1584 г. по его завещанию к наследнику царю Федору Иоанновичу, «неспособному по здоровью и уму», были назначены опекуны из бояр, из которых, постепенно оттесняя остальных, выделился энергичный боярин Борис Годунов.
Дата добавления: 15.11.2018
Последний запрос: 25.03.2024
Всего запросов: 1023
В статье рассмотрены основные факторы, благодаря которым «русский стиль» в архитектуре Российской Империи конца XIX – начала ХХ века приобрел статус «государственного» и стал играть ключевую роль в формировании облика великой державы. Охарактеризована роль государственной власти в лице императоров Александра III и Николая II в развитии национальных направлений в искусстве, охране и реставрации архитектурного наследия и реформировании архитектурного образования России для возрождения традиций древнерусского гражданского и храмового зодчества. Проанализированы основные тенденции развития архитектуры в стиле «русского узорочья» в России и за рубежом для демонстрации национальных корней русского самодержавия. На протяжении рассматриваемого периода отмечена существенная трансформация образа величия России под влиянием исторических событий, смены идеологических программ и системы архитектурного заказа.
Дата добавления: 25.07.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1087
Готика – (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut – исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) – исторический архитекутрно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.
Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1159
Как самостоятельное течение в архитектуре деконструктивизм сформировался в конце 1980-х годов. В теории деконструктивизм выделяет потенцию архитектуры как средства отображения и восприятия, которая вступает в конфликт, переживает кризис и упраздняет саму себя.
При всём разнообразии индивидуальных творческих манер и стилей, приверженцы деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации («искажению абстракции»), что придаёт их композициям динамизм и остроту.
Дата добавления: 20.02.2019
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 614
Статья посвящена образной интерпретации и символизации новых строительных материалов, обладающих выраженными отражающими свойствами, в особенности стекла, применение которых значительно возросло в архитектуре ХХ столетия. На основе анализа процесса формотворчества и произведений отечественной архитектуры конца 1950-х-1960-х годов выявляется феномен «дематериализации» пространства как с точки зрения физических свойств архитектурной формы, так и ее глубинного содержания.
Дата добавления: 17.08.2016
Последний запрос: 22.03.2024
Всего запросов: 1111
Ордер (лат. оrdo, ordin – порядок, строй, расположение; оrdioriri – начинать, создавать основу) – основополагающий художественный троп в искусстве архитектуры. Способ образного переосмысления, художественного преображения стоечно-балочной конструкции, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность.
Культура Древней Греции оказывает огромное влияние на воспитание человека. Её значение давно переросло рамки национальной культуры, а архитектура стала неким образцом гармонии и совершенства. Поэтому крайне актуально, обучая студентов художественных вузов, вновь обратиться к великим произведениям зодчих – Иктина, Калликрата, Мнесикла. Одним из наиболее значительных достижений архитектурной мысли Древней Греции является ордер. На его примере можно проанализировать не только конструктивную систему, но и способы организации архитектурной формы, что очень важно для методики обучения будущих дизайнеров и архитекторов. Совокупность художественных и конструктивных идей ордерной системы нашла продолжение и неоднократно использовалась в более поздние исторические эпохи, видоизменяясь в зависимости от стиля и технической схемы ордера.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1680
Архитектура Древнего Египта – самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры.
История Египта начинается в 4 тыс. до н.э., когда Центральная и Северная Европа еще жила в каменном веке, а слово «Эллада» не появилось на свет. В VII в. до н. э. в дельте Нила была основана греческая колония Навкратис. В 332 г. до н. э. после завоевания Египта Александром Македонским началась его эллинизация, но египетское искусство успело до этого времени оказать существенное воздействие на формирование и развитие искусства греков.
В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и в последующем эта страна развивалась в мире мусульманской культуры, иной по содержанию и художественным формам.
Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египет расположен на северо-востоке Африки, по течению р. Нил (ок. 1200 км, наибольшая ширина реки в дельте – 25 км). Нил впадает в Средиземное море (одна из версий происхождения названия страны – от финикийского ai-gabt – изогнутое побережье, дельта реки).
Дата добавления: 26.07.2017
Последний запрос: 25.03.2024
Всего запросов: 1079
Композиция характерного римского городского ансамбля – форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.

Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.
Дата добавления: 26.07.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1429
Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
I. архаика, или древний период, – примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
II. классика, или период расцвета, – с 480 по 323 годы до н.э. – год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
III. эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.
Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины – на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Дата добавления: 05.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1509
Первый этап классицизма в русской архитектуре. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.
В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а следовательно большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса.
Всё более проявляющаяся «имперскость» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность.
Дата добавления: 06.08.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1260
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов.
Дата добавления: 21.11.2018
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 995
В статье представлено краткое исследование представлений об архитектурном содержании понятия архетипа православного храма. Проведено логическое сопоставление архитектурного понятия архетипа с базовым понятием иконного образа как основы православного церковного искусства. Показаны коррелятивные связи в развитии понятия образа в истории церковного зодчества. Сделан вывод о множественности вариантов информационного наполнения единого базового понятия «архетип православного храма» применительно к современному витку эволюции храмового зодчества в России. Подтверждено ранее высказанное предположение о возможности выделения в едином архетипе православного храма четырех информационных ветвей.
Дата добавления: 16.01.2017
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 2731
Истоки архитектуры барокко берут свое начало в зодчестве позднего Ренессанса. В творчестве таких мастеров, как Палладио и Виньола, стремившихся продолжать и развивать классические традиции, и в еще большей степени – в творчестве Микеланджело, решительно выступившего против общепринятых классических норм, постепенно вырабатываются принципы, опираясь на которые мастера второй половины 16 в. заложили основы архитектуры барокко. Отход от гармонических образов Высокого Возрождения к более приподнятому, «героизированному» образу, введение в архитектуру ярко выраженного эмоционального начала, нарастание элементов репрезентативности в дворцовых и культовых сооружениях, усложнение и динамизация пространственного построения, повышенно пластическое ощущение архитектурных масс и форм – все эти принципы, зародившиеся в зодчестве позднего Возрождения, были впоследствии развиты и переработаны в архитектуре барокко. Это, однако, не означает, что зодчество барокко представляет собой прямое продолжение архитектурных принципов Микеланджело и его современников; между архитектурой позднего Ренессанса и барокко существует коренное качественное различие. Используя достижения мастеров позднего Возрождения, архитекторы барокко развивали и перерабатывали их в соответствии с новым общественным содержанием, которое они были призваны выразить.
Дата добавления: 23.12.2017
Последний запрос: 24.03.2024
Всего запросов: 604
Статья посвящена эволюции «искусства строить» из тесаного камня в архитектуре Франции Нового времени. Работа восполняет возникшую в отечественных исследованиях существенную лакуну в изучении стереотомии, несмотря на ее значение и примечательный объем французских теоретических и практических трудов по резке камня, издаваемых в XVI-XIX веках. Продолжительный опыт Франции по штудированию лучших образцов итальянской классической архитектуры, заложенный в эпоху Ренессанса, и виртуозность владения стереотомическими навыками способствовали созданию феномена французского классицизма как совершенно «нового искусства неизвестного ни древним, ни иностранцам», по словам Ш.-А. Жомбера. Трактат «Секрет архитектуры» и многие другие французские увражи с руководствами позволяли французским мастерам возводить постройки с особыми конструктивными, инженерными и планировочными решениями, возможности которых превращали эти классицистические произведения в архитектурные модели для многих международных школ.
Дата добавления: 11.08.2016
Последний запрос: 26.03.2024
Всего запросов: 956
Десятилетия опыта в области политического, научного и технического развития концепции охраны культурного наследия в Италии показывают нам в действительности, как период регистрации и идентификации артефактов и мест сменился настоящим качественным скачком, выразившимся в формировании более цельных и технологически передовых средств для сохранения художественного и культурного наследия. Совершенствование комплексных процедур документации художественного и культурного наследия приводит сегодня к использованию передовой технологии с целью проведения современных обследований, фокусирующихся на измерении, а также на геометрических, морфологических и материальных особенностях существующего наследия для того, чтобы создать его в открытых компьютеризованных аналитических системах.
Комплекс обследования и стратегий, используемый с этой целью, документирование флорентийского архитектурного и городского наследия, охраняемого ЮНЕСКО, является, таким образом, предпочтительным средством для критического познания и углубления пространственных и культурных ценностей архитектуры в целом.
Дата добавления: 05.02.2019
Последний запрос: 25.03.2024
Всего запросов: 946
XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д.
Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины – 2-й половины XIX века как «эклектичного».
Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемый историзмом.
Дата добавления: 14.06.2016
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 6247
Современная история торговых комплексов делится на несколько этапов и берет свое начало в конце XVIII века. Начальной точкой развития этого типа сооружений можно считать первые пассажи. Родиной пассажа стал Париж. В течение первой половины XIX века пассажи появились во всех странах Европы и в Северной Америке. Дальнейшему развитию пассажей способствовало строительство в 1851 году Кристалл Палас в Лондоне. Новые планировочные принципы и строительные технологии видоизменили пассажи, что можно проследить на примере Галереи Витторио Эммануэле в Милане.
В конце XIX века появляется новый тип торговых сооружений – универмаг. Его принципиальное отличие от пассажей выражается в этажности и более современных принципах ведения торговли, которая наложила отпечаток на функциональное зонирование в планировочных решениях этого типа сооружений. Знаковым объектом, сформировавшим новые стандарты строительства и определившим незыблемые принципы строительства крупных торговых комплексов, стал Рокфеллер центр в Нью-Йорке.
Дальнейшее развитие торговых сооружений привело к созданию крупных торговых центров, находящихся за чертой города. Такой тип сооружений получил название – молл. Современная история моллов делится на три этапа. В результате сформировавшаяся система торговых комплексов повлияла не только на традиционный уклад жизни, но и в какой-то степени на массовую культуру, что дает полное право причислить торговые комплексы к знаковым сооружениям нашей эпохи.
Дата добавления: 02.04.2021
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 952
Статья представляет собой фрагмент научного исследования, посвященного осмыслению художественного наследия авангарда эпохи ВХУТЕМАСа в сопоставлении с опытом композиционного формообразования современной архитектуры неоавангарда. Вековой художественный ресурс 1920–2020, унаследованный от лидеров отечественной школы (Родченко, Татлин, Гинзбург, Голосов, Ладовский, Кринский, Мельников, Леонидов, Малевич, Крутиков и др.), обрел второе дыхание в проектном опыте современных мастеров (Хадид, Либескинд, Кулхаас, Гери, Куп Химмельб(л)ау, Айзенман и др.).
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 994
Кирпичный стиль – неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 26.03.2024
Всего запросов: 1674
Восприятие космоса в традиционной китайской культуре столь значительно и всеобъемлюще, что это не могло не отразиться на формировании архитектуры и искусств. Традиционный китайский город в точности повторяет структуру космогонической структуры мироздания.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 26.03.2024
Всего запросов: 1312
КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus – образцовый) – художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики. С этим фундаментальным определением связано другое, частное: художественный стиль Классицизма – искусство определенной страны, эпохи, школы, мастера, следующее классицистическим принципам формообразования.
Дата добавления: 03.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1705
В начале XVII века многие европейские страны становятся торговыми империями, появляется средний класс, происходят демократические преобразования. Религия всё более подчинена светской власти. Богов опять стало много и античная иерархия божественной и мирской власти пришлась кстати. Несомненно, это не могло не отразиться на тенденциях в архитектуре.
В XVII веке во Франции и Англии, практически независимо зарождается новый стиль – классицизм. Так же как и современное ему барокко, он стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических и географических условиях.
Дата добавления: 27.07.2017
Последний запрос: 21.03.2024
Всего запросов: 973
Колониальный стиль – (от лат. colonus – колон, древнеримский поселенец, арендатор земли, житель провинции). Колонат – прикрепление к земле поселенцев провинции – складывался в древнеримской империи в III в.
Однако этим позднейшим латинским словом стали называть процесс освоения новых земель жителями Восточного Средиземноморья с конца 2 тыс. до н. э. Финикийцы в IX-VII вв. до н. э. основали поселения на Кипре, в Северной Африке – Карфаген, в Сицилии, на побережье Испании – г. Гадес. Греки заселили острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Южную Италию, Северное Причерноморье. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э. ) отметил, что «греки селятся вокруг морей, как лягушки вокруг болот». Поселения по-гречески назывались «апойкии» (греч. apoikii – «отселения»), а культура метрополии – автохтонной. Особое значение для истории европейского искусства имели древнеримские поселения в Галлии, Рейнской области (от слова colonus происходит название г. Кёльна), Британии и последующая романизация «варварских» народов.
Дата добавления: 19.06.2022
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 828
Пространственная регулярность является одним из четырех принципов нормативной архитектуры Китая, наряду с модульностью, иерархичностью, и единством числовых и геометрических закономерностей. Она проявляла себя на протяжении всего времени существования традиционной китайской архитектуры, а начала зарождаться еще в бронзовом веке. Неизменность пространственного построения архитектурных комплексов на протяжении тысячелетий как нельзя лучше демонстрирует преемственный характер развития китайского зодчества. Принцип пространственной регулярности базировался на нескольких устойчивых планировочных композициях, из которых две являются основными: композиция сыхэюань и композиция девятиклеточного квадрата (или колодезного поля – цзинтянь). Данная статья посвящена вопросу зарождения и развития композиции сыхэюань в ее самом базовом виде, а именно в виде прямоугольного двора, окруженного постройками с четырех сторон.
Дата добавления: 27.07.2017
Последний запрос: 22.03.2024
Всего запросов: 1073
Конструктивизм – (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчётах физических свойств материалов и функций объекта.
Конструирование составляет один из этапов или компонентов процесса проектирования, главным образом – в области архитектуры и дизайна. Цель конструирования – организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. В истории изобразительного искусства, в том числе и в прикладной художественной деятельности, конструктивистские тенденции существуют в «скрытом виде». На рубеже XIX-XX вв. , на волне антиэклектического движения, художники Модерна – Ар Нуво стремились к прочной, ясной конструктивной основе композиции в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле Ар Нуво такой конструктивной основой стала изогнутая линия, в геометрическом стиле австрийского и английского модерна – квадрат, прямоугольник. Мастера этих стилистических течений ощущали, что крайняя деструктивность разрушает композицию. В области архитектуры конструктивистские тенденции были усилены внедрением новой промышленной технологии и материалов – железа, бетона, стекла.
Дата добавления: 02.08.2017
Последний запрос: 28.03.2024
Всего запросов: 1585
Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие.
Неповторимое крито-микенское искусство создано народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, остров Крит (Crete), и близлежащие города материковой Греции – Тиринф (Tiryns) и Микены (Mykenai) в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э. ).
Дата добавления: 20.10.2021
Последний запрос: 27.03.2024
Всего запросов: 1643
Статья посвящена изучению планировочных структур центрических сооружений в китайской архитектуре, а также поиску взаимосвязи между выявленными геометрическими построениями и мировоззренческими концепциями древнего Китая. В ходе исследования было выявлено, что основой геометрических построений большинства центрических построек вне зависимости от их функционального назначения и размеров были соотношения вписанных друг в друга кругов и квадратов, что формировало сетку планировочных осей. Круг воплощал представления о стихии инь, квадрат – о стихии ян. То есть, выявленные геометрические построения планировок зданий базировались на дуалистическом мировосприятии традиционного Китая. Это может быть одним из объяснений устойчивости таких планировочных композиций, их малой изменчивости во времени. Это же раскрывает один из аспектов преемственного характера развития китайской архитектуры.
1  2  3