elima.ru
Мертвечина
Статьи › Мастера архитектуры [26]
Дата добавления: 11.01.2018
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 7663
В наше время создается много мифов, и миф о Ле Корбюзье – один из них. Среди громких имен выдающихся деятелей художественной культуры XX столетия редко о ком спорили столь ожесточенно при жизни и так патетически после смерти, как об этом сыне швейцарского гравера, самоучке и труженике, которого не без остроумия называли «самым великим и самым… нелюбимым зодчим века». Известность Корбюзье может соперничать с популярностью видных политиков и кинозвезд, что уже само по себе воспринимается как аномалия в условиях, когда имена архитекторов нередко остаются незамеченными даже в профессиональной среде. Сегодня есть все основания утверждать, что это не случайно и яркая личность Ле Корбюзье по праву стала синонимом острейшей творческой борьбы, которая проходила на всех этапах становления новой архитектуры и велась с разных позиций и в различных направлениях.
Дата добавления: 04.07.2017
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 8215
Проблема генезиса стиля в русской архитектуре конца 1720-х – первой половины 1740-х годов все еще остается не до конца выясненной. В общей картине архитектурного развития той эпохи заметное место принадлежит работам тех мастеров, чье обучение в качестве пенсионеров императора Петра I проходило в европейских странах – в Италии и Нидерландах. В статье анализируется период обучения в Нидерландах одного из петровских пенсионеров, Ивана Коробова, его ученические рисунки и архитектурные проекты. Его работы дают возможность более конкретно проследить механизм проникновения форм нидерландской архитектуры в русскую архитектуру 1720-1740-х годов – периода раннего барокко, предшествующего времени взлета творчества Ф.-Б. Растрелли.
Дата добавления: 07.12.2017
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 1054
Статья посвящена некоторым методологическим проблемам изучения архитектурных построений. На материале творческого наследия Луиса Кана – одного из наиболее сложных и глубоких мастеров архитектуры ХХ века – демонстрируется и обсуждается исследовательская методика распознавания за многообразием конкретных архитектурных решений инвариантных схем-первообразов.
Дата добавления: 08.12.2017
Последний запрос: 25.04.2024
Всего запросов: 1150
Выявляется связь между ранними поисками Захи Хадид, полученными с использованием приёмов рисунка и живописи, и её архитектурой. Хадид отталкивается от первоначальных впечатлений и ассоциаций, а затем фиксирует мыслимый образ с помощью графического знака, который преобразуется в архитектурную форму. Процесс включает в себя изучение топографической карты и наложение на неё исходного знака. Форма приводится в соответствие с «силовыми линиями места». Нередко Хадид находит вдохновение у мастеров Русского Авангарда, стремится выразить энергии и движение геометрических форм. Заха отказывается от прямого угла и развивает идею «взрыва» формы, проводит «фрагментацию», «заморозку» осколков взрыва. В поиске формы она использует неожиданные ракурсы, искажённую перспективу, прибегает к машинному репродуцированию. Найденные искажения ложатся в основу сложных, криволинейных, пластических объёмов.
Дата добавления: 01.08.2019
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 6484
Мир в смятении, потому и книга полна смятения.
В летний полдень под неописуемо голубым небом Парижа я на полной скорости мчусь по набережным левого берега в сторону Эйфелевой башни. Мой глаз замечает вторую белую точку в лазури: новую колокольню церкви Шайо. Я притормаживаю, всматриваюсь в нее и мгновенно погружаюсь вглубь времен: да, соборы были белыми, совершенно белыми, ослепительными и юными – а не черными, грязными, старыми. Вся та эпоха была свежей и юной.
…И сегодня, ну да! Сегодняшний день тоже юн, свеж, нов. Сегодня мир опять начинается снова…
Я вернулся из США. Ну что же! На примере США я докажу, что настали новые времена, но дом стал непригоден для жизни. После еды не убрали со стола; после банкета гости разъехались, но остался беспорядок: застывшие соусы, объедки, пролитое вино, крошки и валяющиеся тут и там грязные приборы.
Соборы принадлежат Франции, а Манхэттен – Америке.
Какая прекрасная возможность посмотреть этот юный, будто двадцатилетний, город, подспудно сосредоточившись на небоскребах Господних. Это новое место мира, Нью-Йорк, исследованный с сердцем, полным средневековьем? Сегодня нам предстоит привести мир в порядок, прибраться среди развалин, так мы уже однажды поступили, с развалинами античности, когда соборы были белыми.
Однако прежде чем отворить окно в этот пейзаж времени, я попрошу вас глотнуть этого душного воздуха, в котором мы барахтаемся. Страницы, касающиеся США, будут в основном не повествованием, а постоянной фиксацией реакции человека, лишенного надежды на эпоху силы и гармонии. Словом, сегодня мы переворачиваем страницу мировой истории.
Дата добавления: 10.12.2020
Последний запрос: 25.04.2024
Всего запросов: 1122
В статье рассматривается такое понятие как «аперспективность», получившее своё развитие в различных сферах деятельности, и концепция «аперспективного пространства», сформировавшаяся в творчестве архитектора Ганса Шаруна и ставшая одним из основных принципов построения проектов зданий различного назначения. В полной мере «аперспективность» проявилась в проектах театрально-концертных зданий в городах Кассель (1952 г.), Мангейм (1953 г.), Цюрих (1963 г.), а также в самой значительной постройке архитектора – Берлинской филармонии (1963 г.). Создавался новый формат проведения выступлений, основанный на активизации зрителей вокруг происходящего на сцене, предоставлении зрителю, артисту и сценографу возможности как статичных классически-линейных, так и динамических видов и сцен, разбросанных в пространстве, тематизирующих последовательность действия и т.д.
Дата добавления: 21.02.2019
Последний запрос: 19.04.2024
Всего запросов: 1035
В статье раскрыты главные особенности крестово-купольных храмов Мауро Кодусси, ставшие яркими примерами ренессансной архитектуры Венеции XV века и соединившие в себе византийские традиции и язык архитектурных форм раннего Ренессанса.
Дата добавления: 03.11.2017
Последний запрос: 24.04.2024
Всего запросов: 3517
Творчество и любовь к красоте – необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.
С ранней юности я остро ощущал хаотическую уродливость современных строений, сопоставляя их с единством и красотой старых еще доиндустриальных городов. В течение моей жизни я все больше и больше убеждался в том, что обычное средство архитекторов разнообразить эту господствующую раздробленную структуру то здесь, то там красивым зданием не приносит искомого эффекта, что вместо этого мы должны отыскать основы новых ценностей, что привело бы к подлинному единству выражения мыслей и чувств нашего времени.
Каким образом подобное единство может быть достигнуто так, чтобы стать зримой структурой подлинной демократии, – вот тема этой книги. Она основывается на статьях и лекциях, написанных, за некоторыми исключениями, в Гарварде, где я занимал место декана архитектурного факультета в период с 1937 по 1952 год.
Дата добавления: 09.01.2018
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 19152
Модулор 1
Ле Корбюзье
Для создания предметов домашнего обихода промышленного или торгового назначения, которые изготовляют, транспортируют и продают на всем земном шаре, нашему обществу недостает всеобщей системы мер, пользуясь которой можно было бы назначать размеры этих предметов, емкостей и пр., внеся тем самым ясность и надежность в вопросы спроса и предложения. В этом и состоит цель нашей работы. Смысл всей работы – навести порядок. А если наши усилия увенчаются к тому же успехом, не приведет ли это к всеобщей гармонии?
Дата добавления: 10.01.2018
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 2662
Модулор 2
Ле Корбюзье
Шесть лет применения Модулора почти во всех частях света положило начало первому этапу опытной проверки.
Шесть лет применения Модулора в мастерской на ул. Севр позволили создавать законченные композиции при разработке как крупных, так и незначительных проектов, обеспечивая исключительно благоприятные условия для творчества. То был несомненный успех. Мы обрели уверенность. Правда, в рядах размерных величин Модулора еще имеются отдельные и подчас достаточно крупные пробелы, приводящие, быть может, к обеднению решений. Об этом нам писали многие, предлагая восполнить эти пробелы дополнительными рядами чисел. Некоторые из них говорили о необходимости создания специальных линеек с делениями: одни в масштабе для проектирования архитектурных сооружений, другие в масштабе для градостроительных проектов. Предлагалось также выпускать карманную ленту с делениями от 0 до 226 см, отвечающими основным размерам человеческой фигуры.
Дата добавления: 07.05.2017
Последний запрос: 23.04.2024
Всего запросов: 278
Самые трудные проблемы состоят не в том, чтобы найти формы, отвечающие современной жизни, а в том, чтобы вообще обрести формы, в основе которых лежат подлинно человеческие ценности. Все мы знаем, что живем в эпоху, которая сопровождается непрерывной борьбой с механизацией, с машиной. Примером такой борьбы против чрезмерной механизации жизни может служить фильм Чарли Чаплина «Новые времена». Такими же принципами руководствуются многие театральные постановки и литературные произведения. Нам говорят, что мы должны стать хозяевами машин, – на самом же деле мы являемся рабами машин. Разрешение этого противоречия является, естественно, одной из труднейших проблем в области архитектуры.
Дата добавления: 09.01.2018
Последний запрос: 20.04.2024
Всего запросов: 1120
«Новый дух в архитектуре» – лекция, прочитанная в Сорбонне 12 июня 1924 года в группе философских и научных исследований и повторенная 10 ноября 1924 года в обществе «Звезда Востока». Опубликована в альманахе «Almanach d`architecture moderne», p. 17-40. Le Corbusier, 1926. Публикуется по изданию «Ле Корбюзье. Архитектура XX века».
Дата добавления: 20.11.2018
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 1165
В статье рассматривается теоретическое и проектное наследие архитекторов миланской группы «BBPR» в первые послевоенные десятилетия. Архитекторы Ж.Л. Банфи, Л. Белгиойосо, Э. Пересутти и Э.Н. Роджерс в условиях сложного исторического контекста смогли выработать новую методологию проектной деятельности, ставшую основой самостоятельной и независимой школы архитектуры в Милане, обозначившей вектор профессионального развития для многих всемирно известных мастеров архитектуры второй половины XX века. В статье представлен анализ профессиональной деятельности миланских архитекторов в 1940-1960-х годах и приведены примеры наиболее известных архитектурных сооружений этого периода.
Дата добавления: 08.10.2019
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 2240
Статья посвящена определению понятия метафоры как средства архитектурной выразительности в проектировании. Сформулировано общее значение понятия «метафора». Определены основные аспекты, связанные с использованием этого понятия в архитектуре. На примерах реализованных проектов французского бюро «Доминик Кулон Архитекторы» рассмотрены случаи использования метафоры в формировании образа архитектурного объекта. Сформулированы источники возникновения метафоры: контекст (градостроительный, исторический, природный); функциональные, геометрические, структурные, конструктивно-технологические и эстетические характеристики архитектурного объекта. Определена основная роль метафоры в архитектурном проектировании, которая заключается в том, что метафора помогает найти в исходных данных для проектирования то, что следует выявить в будущем проектном решении.
Дата добавления: 28.09.2020
Последний запрос: 25.04.2024
Всего запросов: 1132
Статья посвящена постройкам Адольфа Львовича Шеффера (1924–2020), самым узнаваемым в городском ландшафте Севастополя. Это Центральный рынок (Пассаж), Обелиск городу-герою («Штык и парус») на мысе Хрустальный, Памятная арка на въезде в город со стороны Сапун-горы. Созданные в «интернациональном» стиле в 1960–1980-е годы. Все они вписались в городской контекст и стали символами города. Сохранить их для потомков – актуальная задача, несмотря на недостаточно высокий охранный статус, а также частую критику модернистской архитектурной стилистики, не зависящей от реального художественного качества таких произведений.
Дата добавления: 14.01.2020
Последний запрос: 24.04.2024
Всего запросов: 1073
В статье исследуются вопросы сохранности национального своеобразия в армянской архитектурной культуре с начала становления Советской Армении. Отмечены основные этапы развития архитектурно-строительного искусства и степень сохранения в ней национального колорита. Изучается творческий вклад архитектора А. Таманяна в развитие культурного наследия Армении. Высказывается мнение, что современные архитектурные объекты все реже строятся в единении с ценнейшим национальным колоритом, из-за чего архитектурная среда теряет свою самобытность. Дан ряд рекомендаций, позволяющих сохранять этнический колорит.
Дата добавления: 13.01.2020
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 2214
Статья посвящена творческому наследию крупного московского архитектора середины XVIII века Дмитрия Васильевича Ухтомского и приурочена к исполнившемуся в 2019 году 300-летию мастера. На фоне имеющихся публикаций в данной работе акцент сделан на рассмотрении двух нереализованных проектов архитектора в Москве: нового здания Оружейной палаты в Кремле и комплекса Госпитального и Инвалидного домов в Кожухово. Впервые сделана попытка на основе применения компьютерного моделирования представить в объеме научные реконструкции этих неосуществленных проектных замыслов. Эти работы архитектора рассматриваются в контексте московской архитектуры эпохи барокко и ее взаимосвязей с европейской архитектурной традицией.
Дата добавления: 06.07.2020
Последний запрос: 19.04.2024
Всего запросов: 900
Показано, что А.В. Щусев интерпретировал тему большого античного алтаря как мемориал, а И.И. Леонидов – как смысловой общественный центр. Тем самым еще раз подтвержден тезис Карла Поппера: «Таким образом ни один новатор не считает, будто он вводит какое-то новшество, напротив, он убежден в том, что возвращается к ортодоксии, которая была искажена».
Дата добавления: 27.12.2017
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 1403
В статье рассматривается вклад в искусство укрепления городов двух поколений архитекторов итальянского Ренессанса, принадлежавших к семейству Сангалло: Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло Старшего и Антонио да Сангалло Младшего. Именно благодаря их творчеству фортификация бастионного типа получила широкое распространение на всей территории Италии и к северу от Альп. В статье рассматриваются такие произведения, как крепости Неттунно, укрепления Чивитавеккья, Чивита Кастеллана, бастионный фронт Борго Ватикано в Риме, проекты укреплений Пармы и Пьяченцы и другие.
Дата добавления: 20.06.2016
Последний запрос: 23.04.2024
Всего запросов: 3110
Kise KurokavaВ статье рассматриваются основные этапы эволюции теоретических взглядов Кисе Курокава относительно вопроса симбиоза природы и архитектуры. Разработанный Кисе Курокава и его коллегами метаболический подход позволяет создавать архитектуру, открытую к дальнейшему системному развитию по аналогии со способностью живых организмов расти и приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. В период постметаболизма Курокава заявляет, что архитектура должна следовать принципам, составляющим сущность японской культуры, традиционно сочетающей природное и искусственное. В последние годы жизни Курокава рассуждает о переходе от эпохи Принципа Машин к эпохе Принципа Жизни, важной составляющей которой станут симбиотические отношения человека и природы, архитектуры и окружающей среды.
Дата добавления: 23.12.2017
Последний запрос: 18.04.2024
Всего запросов: 4218
В статье рассматриваются вопросы происхождения бастионной фортификации, которая возникла на рубеже XV-XVI столетий в Италии и в течение XVI века завоевала всю Европу. Попытки сделать позднесредневековые укрепления способными противостоять совершенствующейся артиллерии вызвали к жизни ряд решений, предшествующих возникновению бастионов. Однако решающим моментом в этой области стало соединение новых способов обороны с образом идеального города, возникшего в утопической мысли итальянского Ренессанса. В этом решающая роль принадлежала живописцу и архитектору, теоретику и переводчику Витрувия сиенцу Франческо ди Джорджо Мартини.
Дата добавления: 08.12.2017
Последний запрос: 25.04.2024
Всего запросов: 597
В статье анализируется творчество одного из основоположников архитектурного конструктивизма М.Я. Гинзбурга. И хотя многие аспекты его творчества уже освящены, пока что отсутствует систематический анализ его архитектуры на предмет соотношений внутреннего и внешнего, отношений различных проекций и частей, а также на предмет главенства конструктивных и функциональных элементов и взаимодействия плоскостного и объемного.
Дата добавления: 26.12.2017
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 1778
Статья посвящена творчеству мексиканского зодчего Рикардо Легоррета – одного из виднейших мастеров XX века, оказавшего большое влияние на развитие современной архитектуры. Легоррета провозглашал идею архитектуры, отвечающую потребностям людей, соответствующую условиям архитектурного контекста, национальным традициям и культуре своей страны. Его творчество получило широкое распространение не только в Мексике, но далеко за ее пределами, и везде язык мастера оставался самобытным и узнаваемым. На примере основных слагаемых архитектуры – формы, пространства, объема, композиции, цвета, света анализируется художественный язык архитектуры Рикардо Легоррета, рассматривается ее преемственность с цвето-пластическими и формообразующими принципами архитектуры Луиса Баррагана. В статье анализируется авторский подход Легоррета к формообразованию и организации пространства разными проектно-пластическими приемами.
Дата добавления: 26.12.2017
Последний запрос: 25.04.2024
Всего запросов: 1622
Frank GehryСтатья посвящена анализу цвето-пластического взаимодействия в архитектуре и искусстве XX-го века на примере новаторских произведений выдающегося зодчего Фрэнка Гери. Предпринята попытка провести параллели и выявить взаимосвязи между архитектурным творчеством мастера и принципами пластических искусств XX-го века. Анализируются архитектурные объекты Гери последних десятилетий с точки зрения проблем формообразования. Определены стилистический, художественно- конструктивный и функциональный аспекты его творчества. В публикации на разных примерах показана преемственность архитектуры мастера по отношению к произведениям пластических искусств XX-го века. В этой связи представлен авторский взгляд на сущность методов проектирования Фрэнка Гери, на его подходы к формообразованию и организации пространства, направленные на создание новых форм и пространственных структур.
Дата добавления: 13.09.2017
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 1636
Charles Rennie MackintoshЧеловек, объединивший в своём творчестве современность и дух романтики, шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) стал автором многих Работ, которые оказали большое влияние на развитие дизайна и остаются актуальными и любимыми до сих пор.
Немногие дизайнеры имеют право утверждать, что они создали уникальный индивидуальный стиль, который был бы мгновенно узнаваем. Известный сегодня в основном как дизайнер мебели, Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) был архитектором в самом широком смысле понятия, он занимался проектированием школ, офисов, церквей, чайных комнат (tearoom – британский вариант кафе), частных домов. Чарльз Макинтош – архитектор, дизайнер и декоратор, в сферу деятельности которого входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами в последние годы показал себя как талантливый акварелист. Благодаря Чарльзу Макинтошу флористика в живописи и орнаментике поднялась на принципиально другой уровень.
Дата добавления: 28.12.2017
Последний запрос: 26.04.2024
Всего запросов: 3778
В статье приводятся результаты мультимедийного исследования эскизов Города Солнца и более ранних рисунков из рабочего дневника И.И. Леонидова (1937-1938 гг.), демонстрирующих характерные приёмы динамического формообразования в творческом процессе мастера и являющих собой формальное воплощение его представлений об идеальном мироустройстве.